Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности «История» -52080 icon

Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности «История» -52080


Скачать 363.91 Kb.
НазваниеУчебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности «История» -52080
страница1/10
Размер363.91 Kb.
ТипУчебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


МИНИСТЕРСВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


«Утверждаю»

проректор по учебной работе

профессор Белозеров В. С.

__________________________

«_____»_________________2010 г.


ИСТОРИЯ РОССИИ

с древнейших времен до начала ХVII века.


Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности «История» -52080

Квалификация выпускника - бакалавр



Объем занятий: всего 196

В том числе аудиторных: ЛК 80; СЕМ.. 70

Изучается в 1 и 2 семестрах 1 курса ИФ

Разработано: доц. Найденко А. В.

_____________________________2010 г.

Согласовано: декан ИФ, д. и. н., проф. Кудрявцев А. А.

_________________________2010 г.

Зав. кафедрой, д. и. н., проф. Булыгина Т. А

__________________________2010 г.


Рассмотрено УМК

_____________________________________

Протокол №_________

Председатель УМК

К. и. н., доц. Адаменко О. В.

________________________2010 г.






Ставрополь 2011


Печатается по решению УМК исторического факультета Ставропольского государственного университета

Учебно-методическое пособие содержит разработку семинарских и практических занятий по истории России с древнейших времен до начала ХVII столетия, по темам, определенным кафедрой истории России для изучения будущими специалистами историками в качестве обязательных. Это проблемы отечественной истории средневековой эпохи, привлекающие особое внимание современной науки. Издание включает планы занятий (ряд занятий предусматривает работу с историческими документами- артефактами прошлых эпох), контрольные вопросы для самостоятельного изучения, активные и интерактивные формы обучения, темы рефератов, курсовых работ. Пособие содержит списки необходимых для изучения исторических первоисточников, научной литературы, рекомендации по работе с первоисточниками и научной литературой, вопросы теории истории России.

Предназначено для студентов очного обучения 1 курса исторического факультета СГУ. Студенты, обучающиеся заочно и в форме экстерна, также могут им пользоваться. Проблемно-углубленный и актуальный характер издания позволяет рекомендовать его для использования за пределами исторического факультета Ставропольского государственного университета.

Автор-составитель - доцент кафедры истории России Ставропольского государственного университета А. В. Найденко. Рецензенты – дОКТ. ист. наук, профессор Т. Е. Покотилова, канд. ист. наук, канд. юр. наук, доцент кафедры истории России И. В.Зозуля.


Изд. Лиц. Серия ИД О5975 от О3.10.2001.


^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Учебно-методическое пособие содержит разработку семинарских и практических занятий по истории России с древнейших времен до начала ХVII столетия, по темам, определенным кафедрой истории России для изучения будущими специалистами историками в качестве обязательных. Это проблемы отечественной истории средневековой эпохи, привлекающие особое внимание современной науки. Издание включает планы (вопросы для обсуждения) семинарских занятий, - часть из них носит характер практических занятий, то есть предполагает непосредственную работу с историческими документами - артефактами прошлых эпох, контрольные вопросы для самостоятельного изучения тех или иных тем студентами, указания на активные и интерактивные формы обучения, а также темы рефератов, курсовых работ по проблематике, соответствующей хронологическим рамкам периода.

В пособие по каждой теме включены списки необходимых для изучения исторических первоисточников, научной литературы.. Соответственно даны рекомендации по работе с первоисточниками и научной литературой. В то же время методические рекомендации в силу особенностей исторического познания, свойственной нашему времени альтернативности в видении исторических явлений и достаточного разнообразия взглядов исследователей не могут не сочетаться с научно-проблемным компонентом по каждой теме, иначе обращением к теории исторического процесса и дискуссионным проблемам историографии.

В конце дается общая библиография по всему курсу с преимущественным отбором новейшей литературы. В целом Учебно-методическое пособие составлено с учетом современных теоретических ориентиров, был использован многолетний авторский опыт чтения лекционного курса и проведения семинарских и практических занятий по отечественной истории в данных хронологических рамках, традиции изучения средневековой проблематики в СГУ, а также рекомендации исторического факультета МГУ и С.П.б-го университета.

Пособие предназначено для реализации основной цели: качественной подготовки на первом курсе исторического факультета начинающих специалистов - историков по древней и средневековой истории Руси. Проблематика тем и вопросов соотнесена с федеральным государственным образовательным стандартом для бакалавров истории.

^ Соответственно приобретаемыми компетенциями в результате углубленного изучения подобранных проблемных тем должно стать:

1. Профессиональной - прочное знание исторических фактов и событий средневековой истории России, ясное осознание трудного многовекового пути, пройденного нашим народом, иначе говоря теоретическое знание в области социально-экономической, общественно-политической, культурной духовной жизни средневековой Руси – России, в которых наиболее ярко раскрываются особенности русской средневековой цивилизации.

Наконец, важным представляется решение задачи формирования неуклонного роста интереса к дальнейшему более глубокому и широкому постижению явлений и процессов отечественной истории как неотъемлемой и в то же время своеобразной части мировой истории. Содержание методического пособия, по нашему мнению, должно способствовать лучшему пониманию современности.

2. Если говорить о социально–личностных компетенциях, то можно выделить, во-первых, общетеоретический план. В ходе занятий студенты получают представление о теоретических объяснениях исторического процесса (философии истории), перманентно присущего важнейшего противоречия в истории - взаимоотношений человека и общества, всегда пристально приковывающего внимание отечественных мыслителей, в частности, в особенностях многовековой истории нашей страны. Неизбежно встает тема христианской религии, неотделимой от истории Руси-России. При написании пособия автор старался уделить внимание задаче формирования нравственных, патриотических, гуманистически ориентированных личностных качеств студентов, подбирая для изучения материал, дающий множество примеров сознательного самоотверженного поведения ради блага людей и во имя истины и справедливости

3 Компетенции умения. В результате освоения содержания предложенных тем обучающиеся должны приобрести компетенции умения (подразумевается успешная работа с первоисточниками – то есть отдаленными в историческом времени документами и древнерусскими литературно-публицистическими памятниками), научиться анализировать их содержание, соответственно овладеть основами внутренней и внешней критики первоисточника. Студенты должны научиться понимать эти особенности первоисточников. Их смысл является часто (можно сказать всегда) закодированным по субъективному замыслу лица, оставившего источник; зависит от особенностей мировоззрения и ценностных ориентиров создателей письменных памятников далекого прошлого, различных документов государственного и межличностного значения. Как бы неизбежной для человека нашего времени становится проблема раскодирования содержания памятника письменности по объективным причинам – обусловленность той культурной средой, в которой он создавался. Определенного умения требует и выбор, чтение и изучение научной литературы, зачастую предлагающей различное видение событий, да и целой эпохи: монографий, статей, материалов Интернета.

4. К компетенции овладения учебно-исследовательскими навыками следует отнести следующие задачи: овладение на начальной стадии лексикой, стилем и грамматикой древнерусской письменной речи, особенностями этикетной формы дипломатической и правовой, церковно-канонической письменности, свойственной средневековью. С другой стороны, приобретение навыка быстрого чтения и краткой записи (конспектирования) научной литературы, фрагментарного цитирования текста источника, интерактивными методами поиска нужной информации.

Итак, восприятие и уяснение вопросов, поставленных в темах занятий, требует немалых усилий со стороны студентов. Автор-составитель ориентируется на возрастные особенности познавательной деятельности студентов, равно как и на их интерес к неформальным (игровым) и всем инновационным формам обучения. Обращение к использованию интерактивных методов охватывает должную долю учебного объема изучаемой проблематики, в соответствии с требованиями ФГОС ВПО. Применение их должно обеспечить более прочное, быстрое и углубленное усвоение знаний будущими профессионалами-историками.

В заключение отметим: настоящим пособием предусматривается разнообразие форм и методов проведения семинарских занятий: кроме выступлений студентов с использованием монографий, научных трудов историков, предполагается коллективное изучение на занятиях сложных первоисточников, смысл которых труден для понимания, прежде всего, в силу особенностей лексики, терминологии, грамматики древнерусского литературного языка. Предусмотрены доклады и рефераты по проблемным вопросам, с обсуждением их на занятиях, при проверке СКР, проведении коллоквиумов. На образное восприятие и прочное запоминание фактов, событий предусмотрены игровые (ролевые) формы занятий, рассчитаны тестовые задания к темам курса. Последние рассчитаны также на случай использования подготовки к тестовой - компьютерной форме экзамена. В соответствии с современным уровнем информатизации учебного процесса могут использоваться электронно-компьютерные программы, видеофильмы, Интернет-ресурсы, особенно при изучении тем по истории культуры. Указания и объяснения по содержанию и форме изучения конкретных тем и вопросов даны в самих планах и учебно-методических разработках к ним. По всем разделам в пособии дан обзор источников и литературы, историография темы, списки доступной литературы и подборка первоисточников. Темы курсовых работ, как впрочем, и все остальные компоненты пособия, могут быть также использованы студентами заочного отделения и экстерната.

Концептуальный характер содержания: тематика занятий, равно как и программа курса, методические рекомендации составлялись на основе диалектического видения исторического процесса, представления о русской средневековой традиционной цивилизации как своеобразной, духовно высокой и эстетически утонченной, ориентированной на христианские ценности восточной (православной) церковной жизни. Оседло-земледельческий славянский архетип здесь издревле сочетался с культурным миром, созданным в античное время древними греками, наследовавшими им византийцами и отчасти кочевым миром Евразии, - порожденным ирано-язычными и еще более - тюркскими народами. Русский народ еще с Х-ХII вв. стал носителем православных христианских ценностей, увенчавших все строение русско-славянской цивилизации, восточное христианство в его народном варианте стало символом поступательного развития огромной средневековой страны, раскинувшейся на бескрайних пространствах Евразии. Русь - Россия постепенно включила в свой состав многие этносы, оказала мощное воздействие на многие страны Запада и Востока, несомненно, воспринимая и их культурное и политическое влияние. Феномен русской православной цивилизации во многом не решен и доныне. Достижения наших далеких предков имеют стойкое позитивное значение для Европы и большой части Азии до сего дня. В течение столетий раннего и позднего средневековья сложилось огромное пространство, составляющее основную территорию современной России. Российское государство - наследник средневековой русской цивилизации - продолжает оказывать многозначное влияние на современный мир с его противоречивыми тенденциями глобализации и многополярного развития. Автор пособия старался показать различные точки зрения историков, прежде всего современных, по целому ряду проблем, акцентируя внимание на наиболее значительных именах и их сочинениях в текстах рекомендаций, приводя их в библиографических списках.


^ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН СЕМИНАРСКИХЗАНЯТИЙ

(соотнесенный с основными программными блоками лекций )

№№ п/п

Темы

Лекции

Семинары

СКР

1.

Племена Восточных славян по письменным и археологическим

источникам. Происхождение русского народа и образование Древнерусского государства

6

8

2

2.

Социальная структура, экономическое развитие, политический строй Древней Руси Х - первой половины ХIII вв.

4

8

2

3.

Распространение и принятие христианства на Руси. Значение крещения Руси для современников и дальнейшей русской истории

2

4

2

4.

Культура Древней Руси. (IX-XIII вв.)

4

4

4

5.

Кризис средневековой Руси в середине ХШ в. Борьба русского народа против монголо-татарского нашествия. Экспансия католического Запада и разгром шведских и немецких рыцарей Александром Невским.

8

6

2

6.

Русские земли во 2-й пол. ХШ – сер. ХV вв. Объединительный процесс и борьба за национальную независимость

10

8

2

7.

Образование и укрепление единого российского государства в конце ХV-первой трети ХVI вв. Становление идеологии православного самодержавного царства.

8

8

2

8.

Культура средневековой Руси ХIV-ХVI вв. Человек, общество, духовная жизнь, искусство и литература

4

4

4

9.

Россия в ХV1в. - крупнейшее государство Евразии. Развитие социально-политического строя, международные отношения.

8

6

2

10.

Самодержавный деспотизм Ивана Грозного в России - 60-80гг. XVI века

4

4

2

11.

Смута в России в начале ХVIIв. Иностранная интервенция и борьба русского народа за независимость России

6

8




^ ТЕМА 1. ВОСТОЧНО–СЛАВЯНСКИЕ ПЛЕМЕНА ПО ПИСЬМЕННЫМ И АРХЕОЛОГИЧЕСКИМ ИСТОЧНИКАМ. ПРОИСХОЖДЕНИЕ РУССКОГО НАРОДА И ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА.

Занятие № 1. Славянские племена и их ранняя история.(2час.)


^ ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ


1. Происхождение славян согласно современным научным представлениям. Прото-славяне, согласно источникам: археологическим, историческим, по данным сравнительного языкознания.


2. Основные черты этнополитической истории Европы I тыс. н. э. «Повесть Временных лет» о расселении славян, начальной истории восточных славян.


Занятие № 2. Славяне и анты, по сведениям византийских авторов. Сравнительные данные других раннесредневековых источников. (2час.)


^ ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1. Этносы и народы и на юге Восточной Европы и Византия в V-IX вв., ее отношения со славянами.



  1. Византийские писатели VIв. Прокопий Кессарийский и автор «Стратегикона» о славянах и антах, их образе жизни, занятиях, общественных отношениях, культуре. Изучение текста.

а) Размещение славян и антов по данным источникам.

б) Внешний вид, занятия, образ жизни.

в) Общественные отношения, положение женщины.

г) Религия, обычаи славян.

3. Сравнительное с византийскими описание образа жизни восточных славян дохристианского периода в «Повести Временных лет»; славян и руссов, по описаниям арабских авторов: Ибн Хордадбега, Ибн Русте, Ибн Фадлана, Ибн Хаукаля, в анонимном сочинении «Худдуд Ал-Алем» и др.



  1. Теоретические положения и фактические данные о разложении родоплеменного строя у восточных славян, развитии социального неравенства. Объединения племен по пути к государственности. Ранняя организация власти у восточных славян в V1-1Х вв. Князья и вече, согласно источникам.



Занятие № 3. Образование Древнерусского государства.(2 час.)


^ ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

1. Норманнская теория возникновения Древнерусского государства. Историографический субъективизм в идентификации содержания сложных и противоречивых источников, на которых она основана. Научная и политическая «жизнь» норманнской теории в XVIII-XX вв.

2. Образование Древнерусского государства как результат естественно исторического процесса развития общества. Реконструируемые события разложения родоплеменного строя, у полян, кривичей, славян ильменских и других племенных объединений восточных славян. Эволюция власти князей и веча в IX в.

3. Влияние внешнеполитических факторов в образовании государства – Русь (книжное, ученое название - Киевская Русь): варяги Прибалтики, западноевропейские государства, Византия, Хазарский каганат, степные кочевники.)


Занятие № 4. Образование государства Русь и формирование древнерусской народности.( 2час.)


^ ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1. Происхождение этнонимов: Русь и Рос. Этимологические версии.

2. Изменение этнического, политического, географического наполнения содержания этнонима и названия государственности в течение IХ-ХII вв.

3.Новейшие достижения по проблеме образования Древнерусского государства и формирования древнерусской народности.


Примечание. Преподаватель, ведущий практические занятия по теме № 1, может распределить изучение содержания настоящей темы со студентами в течение 4-х или 5-ти занятий в зависимости от общего объема учебного времени, выделяемого на 1 курсе по отечественной истории.


^ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


Для исторической науки была и остается весьма актуальной проблема происхождения русского народа. Эта проблема, хотя и раскрывается многочисленными источниками, имеет очень длительную историю, во многом противоречивую и, разумеется, до конца не разрешенную. Изучая тему, нужно стараться выделить ключевую в ней линию во всей ее противоречивости и подвижности, последовательно усваивая вопросы зарождения и развития славянского, восточнославянского, впоследствии русского этноса по письменным и археологическим источникам. Источники следует изучать по возможности в подлиннике или по хрестоматии, а представляющие археологические артефакты также по сводным археологическим публикациям, в идеале с использованием музейных комплексов.

Научную литературу и источники рекомендуется читать в подлиннике. Конечно, помимо рекомендуемых работ отечественных авторов, можно изучать и зарубежную литературу. План предусматривает разработку темы: в аспектах: происхождение славян как единого протоэтноса, формирование и расселение отдельных племенных групп восточных славян по тексту ранней русской летописи «Повести временных лет», иностранным источникам, археологическим данным; изучение культурного развития восточных славян на этапе разложения родоплеменного строя, сопровождавшегося возникновением социального неравенства. Далее изучается становление древнерусской народности, соответственно происхождение этнонимов «Рос» и «Русь», их дальнейшее этимологическое и историческое наполнение и проблема образования Древнерусского государства. Для образовательного роста будущих историков очень привлекательно и важно ознакомиться с наиболее известными данными по культуре индоевропейцев, заселявших с глубокой древности большую часть Европы, значительную часть Юго-Западной и Южной Азии, историей миграции индоевропейских племен, получить представления о развитии их общественных отношений в эпоху бронзы и раннего железа, их религиозного мировоззрения. Лингвисты проделали большую работу по изучению генезиса и исторических изменений словарного состава, фонетики, морфологии славянского и древнерусского языков. Их работами, равно как и множеством археологических отечественных и зарубежных исследований, установлено, что древнейшая территория протославян – это верховья Одера, верхнее и среднее течение Вислы, междуречье Днепра и Буга. (Скорее всего, территория современной Белоруссии, Центральной и Западной Украины входили в зону, на которой зарождался славянский этнос.)

Нужно дать характеристику наиболее изученных археологических культур, связываемых с протославянами (сер. П – I тыс. до н.э.), которыми считаются: Тшинецко - Комаровская, Лужицкая на территории современных Германии, Польши; Чернолесская на среднеднепровском правобережье и Милоградская, – на территории современной Белоруссии. Гораздо отчетливее проявляются славянские черты в Зарубинецкой археологической культуре, распространенной на территории южной Белоруссии и лесостепной Украины во П в. до н.э. – П в. н.э. и примерно синхронной ей, локализуемой западнее – Пшеворской. При изучении особенностей Зарубинецкой культуры и других синхронных культур Центральной Европы целесообразно провести сопоставление с письменными источниками: сведениями в сочинениях Корнелия Тацита, Птолемея, Плиния Старшего, писавших в 1-П вв. н.э. о венедах, которых в науке давно отождествляют с древнейшими славянами.

Готский (германский) историк Иордан, писавший в начале V1 в.н.э., равнозначно употребляет этнонимы венеды и новый в греко-римской литературе – славяне. Также этноним - анты в своих сочинениях о готском государстве короля Германариха, соотносимого с IV в., что совпадает со временем существования Черняховской археологической культуры ( П-IV вв. н.э.) в Среднем и Нижнем Приднепровье. Таким образом, хронологически ранний, собственно «славянский период» может быть сопоставим с начальной стадией «Великого переселения народов». Традиционно его начинают отсчитывать трагическим для Европы событием нашествия гуннов из глубин Центральной Азии; также со стремительными военными перемещениями германского племени готов, то заключавших с гуннами военные союзы, в целях сокрушения Римской империи, то сражавшихся с последними в содружестве с воинственными аланами. Аланы были, в свою очередь, вовлечены гуннами в общий процесс военно-кочевнической миграции; и сдвинуты с насиженных мест в донских и северокавказских степях. Вторжение гуннского конгломерата в Восточную и Центральную Европу безусловно повлияло на судьбы и расселение славян в Центральной Европе, на Балканах, и самой большой их группы – восточных славян – в Восточной Европе, в ее лесной и лесостепной части. Остаются недостаточно понятными «механизмы» большого демографического скачка у восточных славян.

V1-1Х вв. – время сложения и развития больших славянских союзов последних: полян, северян, волынян, вятичей, словен ильменских, кривичей, древлян, известных по русской летописи. Этот период должен осмысливаться как время складывания восточнославянского или древнерусского народа и как время последней стадии родоплеменного строя, непосредственно переходящего в социально стратифицированное общество и ознаменованное зарождением восточнославянской государственности. Из письменных источников по начальной истории славянства особенно ценны для изучения сочинения византийских авторов, знаменитого историка VI в. Прокопия Кессарийского и автора «Стратегикона», которым, вероятно, был византийский император Маврикий (582-602гг.). В их сочинениях представлены наиболее ранние и обширные сведения о так называемых склавинах и антах, в которых историки зачастую усматривали племена восточных славянах.

Разложение первобытнообщинных институтов в V1-1Х вв., выражавшееся в распаде родовых общин, в постепенном переформировании их в общины соседские, способствовало миграции части восточно-славянского населения, состоявшего из прежде монолитных родовых и племенных групп. Начинают складываться этнические общности более высшего порядка – союзы (супер - союзы по Б.А. Рыбакову), то есть занимавшие большую территорию объединения племен, в дальнейшем консолидировавшиеся в единую народность. Более широкое представление о социальном и культурном развитии восточных славян этого времени можно получить, главным образом, по многочисленным публикациям археологических источников, сведенных в Своды памятников. (Здесь выделяется наиболее значительная работа В.В.Седова о славянских племенах V1- XII вв., вышедшая в серии многотомного академического издания Археология СССР, в1982 г.)

Основа любого этнического образования (от племени до нации) – язык. Поэтому важно ознакомиться с научными представлениями о возникновении и развитии древнерусского языка ( разговорного) и выделения литературного русского из общеславянского. Здесь следует использовать доступные меж- предметные связи, в частности, Русскую палеографию, изучаемую в курсе «Вспомогательные исторические дисциплины», а также начала сравнительного языкознания. Итак, длительное развитие восточнославянских племен по пути разложения родо - племенного строя, тесные экономические взаимосвязи, единый язык, культурно-религиозная общность, общая политическая ориентация, - все это обусловило формирование единства восточно-славянского этноса. (Этнос – это общность людей на основе языка, культуры, отчасти, расовых признаков, людей, осознающих свое общее происхождение и единство). В овладении природой, в борьбе с врагами, бороться с которыми непрестанно приходилось славянам, в созидательном труде, веками складывался «национальный» характер древнерусской народности. Следует ознакомиться с основными мнениями о времени формирования древнерусской народности. Во всяком случае, оно совпадает с эпохой образования Древнерусского государства. В свою очередь, наличие государства, как главной системно-образующей общественной структуры, способствовало быстрому сплочению и, как принято считать, расцвету древнерусской народности, проявившемуся, в частности, в величайших творениях художественных ценностей: архитектуры, живописи, литературы в Х1-ХП вв.

Вопросы темы об образовании древнерусского государства еще более актуальны и интересны для исторической науки. По вопросам о создании первого государства восточных славян, традиционно обозначаемого в историографии как Киевская Русь или просто Древнерусское государство, равно как и проходящем параллельно образовании древнерусской народности следует изучить документальные первоисточники, теоретические положения, познакомиться с многочисленными трудами дореволюционных, советских и современных историков, прежде всего, указанных в рекомендуемом списке литературы. Заинтересованные в предмете, студенты быстро осознают сколь захватывающе погружение в эту проблему, ибо точек зрения на этот счет, в том числе взаимно - исключающих, множество, усилия приложенные учеными огромны.

Разбирая вопрос о складывании древнерусской народности и государства, нужно осмыслить этимологию слова Русь (Рос), олицетворяющего средневековое единство русских и Руси от Закарпатья до Рязанских лесов, от Студеного (Белого) моря до днепровского устья. Киевские былины убеждают нас в том, насколько было развито у наших предков чувство единства русского народа, патриотизм, насколько большое всеобъемлющее понятие вкладывали они в слово Русь. Эта Русь – «вся русская земля», была бесконечно дорога русским людям. Они гордились тем, что живут на Руси, что они русские. Этноним Русь не может быть однозначно понят ни из одного языка, включая славянский, до конца не ясно его первоначальное значение, к какому времени относится его происхождение. К решению данного вопроса, как и вопроса об образования первого государства желательно подойти c учетом преемственности идей в исторической науке, развитии методологии научного знания, учения об отражении. Как в историографии ХVШ, Х1Х, ХХ вв., в зарубежной и отечественной, современной науке понимается изначальный и последующий смысл. В тоже время решение вопроса о происхождении названия нашей Родины – Русь, Россия всегда было неотделимо от критического осмысления знаменитой норманнской теории. Ведь некоторые российские, особенно немецкого происхождения, ученые и зарубежные историки долгое время пытались доказать, что как развитие русско-славянской культуры и рождение нашей государственности есть следствие западного передового влияния, так и название страны и даже народа пришло от германоязычных скандинавов, из Западной Европы. Эта версия идет от российских академиков, писавших кстати на немецком языке в XVIII веке, З.Байера, Г.Ф. Миллера, А. Шлецера, она имела достаточно прочные позиции и популярность в течение трех столетий развития исторической науки.

Иная позиция– антинорманская, то есть отрицавшая происхождение государства Русь от норманнов, их сколько - нибудь значительное влияние, обычно признаваемая как патриотическая, отстаивалась многими русскими учеными, начиная от М.В. Ломоносова. Она до последнего времени имела преобладающие позиции в отечественной исторической науке. Она основана на позициях историзма и отталкивается от вполне логичной отправной позиции и диалектического видения исторического процесса: государство есть результат внутреннего развития того этноса- народа, который его создает. Дебаты о возникновении первого государства русских-славян фактически во все периоды обсуждения были излишне идеологизированы; в ХХв., противостояние исторических школ норманнской и анти -норманнской шло по линии советского, и восточно-европейского коммунизма и западного капитализма. В советской исторической науке почти всегда считалось бесспорным, что норманнская теория изжила себя как антинаучная.

По поводу названия государства Русь в науке в последнее время распространено заслуживающее внимания мнение об изначальном, не связанном с самоназванием этноса, а идущем от конкретного занятия определенных групп социума происхождении термина «Русь». Термин был порожден для обозначения воинов, гребцов на ладьях. Из последних и вышла в итоге властная элита, возглавившая государство Русь. Данное слово в IX-X вв. широко звучало в разных языках в восточно - прибалтийском регионе тех далеких столетий. Для более полного и адекватного осмысления происхождения Руси следует обратиться к прочтению фрагментов летописи «Повести временных лет», отрывков арабских писателей IХ - Х вв., сочинения византийского императора Константина Багрянородного, сочинения Географа Баварского и др. Необходим экскурс в топонимию Восточной Европы от Прибалтики и до Нижнего Приднепровья, а также знакомство с раннесредневековым эпосом, русским и западноевропейским. Вообще, вопрос о том: почему созданное, по сути, славянами государство имело имя, не понятное со славянского языка остается весьма проблемным, может быть, самым трудно решаемым изо всей европейской средневековой истории. Очевидно, что множество различных источников привлекаемых для его разрешения не упрощают, а скорее усложняют решение. Написаны едва ли не тысячи научных работ по этому поводу, не давших единого решения проблемы.

Современная историческая наука признает окончательное решение вопроса о происхождении названия Русь, русские, Россия открытым, хотя новейшие версии выглядят убедительно. Разумеется, ни до конца ясны и все обстоятельства образования древнерусского государства. Но при опоре на теорию истории государства представляются очень продуктивными разработки положения о происхождении первого государства восточных славян (иначе Киевской Руси) А. Г. Кузьмина. Они приводятся, в частности, в новом, учебнике для исторических факультетов вузов, написанным этим автором, учебнике проблемном, что соответствует современному уровню науки, и на редкость пространном по содержанию, что важно для студентов, зачастую затрудняющимся в сборе оптимальной информации. Известный российский историк А.Г.Кузьмин обращает внимание на несколько необычную сторону проблемы о первичной государственности у тех или иных племен и народов, в данном случае славян. Он указывает на тот факт, что здесь хорошо заметны пути выстраивания государственной власти по вертикали снизу, а не сверху, то есть от демократических общественных институтов, каковым у славян прежде всего являлось знаменитое вече. На этой особенности славянских государств настаивал в свое время знаменитый русский философ Х1Х столетия - революционер и анархист М.А.Бакунин в споре с К.Марксом и Ф. Энгельсом. Но ни сами основоположники научно-материалистического видения истории, ни их последователи в России, не поддержали эту позицию, оставаясь в русле европоцентристских представлений, то есть продолжали говорить о происхождении институтов власти от руководящих лиц племени или более значительного объединения, то есть выстраивании государства сверху.

Но как бы то ни было, а к концу IХ-середине X вв. основная территория, заселенная восточными славян от западных верхних притоков Днепра и до Верхней Волги, и от Новгородской, Ильменской земли до днепровских порогов и нижних притоков Днепра оказывается объединенной в единое политическое целое, с известными атрибутами государственности, свойственными архаичным раннесредневековым цивилизациям. Несомненно, что оно было порождено глубокими внутренними изменениями славянского общества, обобщенно можно назвать эти противоречивые общественные сдвиги как глубокое разложение первобытно - общинных или родоплеменных отношений. Все же внешние влияния, как студенты могут сами убедиться читая первоисточники, являются вторичными. А.Г.Кузьмин также дает обстоятельную аргументацию своего представления о сложном происхождении этноса Русь, сложившегося из трех компонентов: славян Приднепровья и придунайских, видимо кельтских племен, разноязычных прибалтийцев - среди них могли быть и скандинавы; а также и ирано - язычных сармато-алан Подонья, потомков племени рокс-алан. Данный подход пользуется большой поддержкой у современных исследователей из Северной Осетии. В тоже время в науке сохраняются и старые позиции о чисто скандинавском или славянском происхождении этноса россов.

Вся большая тема разбита на двенадцать вопросов, которые предлагается обсудить на четырех занятиях. К плану дается подборка первоисточников, указываются сочинения теоретиков проблемы государства, имеющие принципиальное значение, приводится список монографической литературы, специальных статей и публикаций. Первое занятие темы (1,2 вопросы) лучше готовить в форме небольших выступлений, в соединении с чтением и комментированием первоисточника, в частности, фрагментов русской летописи: «Повести временных лет». Первый вопрос второго занятия строится исключительно на источниках. Вопросы третьего и четвертого занятий имеют особый интерес для формирования у будущих историков правильных представлений о началах русской государственности, о выдающемся значении Киевской Руси для истории России, Украины, Беларуси и в международном отношении. Изучение их имеет большое значение для воспитания патриотического чувства и чрезвычайно актуально в наше время по политическим причинам. Разработка темы дается по большому корпусу документальных источников и научной литературы. Все ниже приведенные документы и литература имеются в фонде научной библиотеки СГУ


И С Т О Ч Н И К И


  1. Древняя Русь по сведениям иностранных источников. /Документы и комментарии под ред. Е.А.Мельниковой. М., 2001

  2. Повесть временных лет., в 2-х тт. ( Т.1. Текст летописи под ред. В.П. Адриановой-Перетц). Т. 2. Комментарии., сост, Лихачев Д.С., М.-Л., 1950.

  3. «Слово о Законе и Благодати», «Повесть временных лет», «Слово о Полку Игореве», «Поучение Мономаха детям»/ Хрестоматия по древнерусской литературе / сост. Гудзий Н.К., Учебное пособие для студентов М., 1998, С. 5-20, 31-33.. или другое издание.

  4. Сборник документов по истории СССР для семинарских и практических занятий.( VI - XIII вв.) /Под ред. В.В. Мавродина. Ч.1. С. 16-52.. М., 1970.

  5. Хрестоматия по истории России в 4-х т., Т. 1.(с древнейших времен до ХVI в.) /Сост. Бабич И.В., Захаров В.Н., Уколов Е.И. М., Мирос,1994.

  6. Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до конца ХV в. /Под ред. М.И. Тихомирова. М., 1960. С. 79-84, 130-137, 141-147.

  7. История государства Российского X-ХIVв. Хрестоматия /Автор-Составитель. Миронов Г.Е. Москва, Книжная палата 1996.


^ ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА.



  1. История России с древнейших времен до начала XXI века . Учебник для вузов под редакцией член-корр. РАН А.Н. Сахарова, том I. С древнейших времен до конца XVIII века. « Изд. «Астрель» М.,2005.

  2. Кузьмин А. Г. История России с древнейших времен до 1618г.: учеб. Для студ. высших учеб. завед: в двух кн.,. Изд.«Владос» М.,2004.-Кн.1.

  3. Археология СССР. Античные города Северного Причерноморья. М. 1983.

  4. Артамонов М.И. История хазар. Л., 1960.

  5. Алексеева Т.А. Антропогенез восточных славян по антропологическим данным. М., 1973.

  6. Алексеев В.П.Происхождение народов Восточной Европы.М.,1969

  7. Древняя Русь в свете зарубежных источников. М., 2001. /Под ред. Е.А.Мельниковой.

  8. Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков.М.,1999 Т.1.

  9. История СССР с древнейших времен до наших дней. В 12-ти томах. Первая серия. Т.1. М., 1966. С. 300-311, 337-377.

  10. Ключевский В.О. Курс русской истории //Соч. Т.1. Ч.1. Лекц. 2-3. М., 1987.

  11. Трубачев О.Н. Этногенез и культура древних славян. М.,2000.

  12. Ленин В.И. О государстве //Полн. собр. соч. Т. 39. С. 64-84.

  13. Мавродин В.В. Происхождение русского народа. М., 1998. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества ХП-ХШ вв. М., 1982. С. 5-130.

  14. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., 1986. Гл. 1.

  15. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 21. С. 169-172.



^ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА


  1. Кузьмин А.Г. Хазарские страдания.// Молодая гвардия.1993.№2.

  2. Кузьмин А.Г. Начальные этапы древнерусского летописания. М.,1977.

  3. Кузьмин А.Г. Об этнической природе варягов.//Вопросы истории..1974.№ 11.

  4. Кузнецов В.А. Очерки истории алан. Владикавказ. 1996.

  5. Лебедев Г.С. Эпоха викингов в Северной Европе. Л., 1985.

  6. Ловмяньский Х. Русь и норманны. М., 1985.

  7. Мавродин В.В. Образование Древнерусского государства и формирование древнерусской народности. М., 1971.

  8. Монгайт А.Л. Археология Западной Европы. Бронзовый и железный век. М.,1974.

  9. Нидерле Л. Славянские древности. М.,1956.

  10. Плетнева С.А. Хазары. М., 1976.

  11. Рыбаков Б.А. Древняя Русь. М., 1967.

  12. Седов В.В. Восточные славяне в VI-ХП вв. Археология СССР. М., 1982.

  13. Седов В.В. Происхождение и ранняя история славян.М.,1979.

  14. Славяне и скандинавы //Сборник статей под ред. Мельниковой Е.А. – Берлин-Москва, 1982-1986.

  15. Советская историография Киевской Руси. Л., 1978. С. 58-93.

  16. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. В 15-ти кн. Кн. 1. Т. 1. М., 1960.

  17. Фроянов И.В. Исторические реалии в летописном сказании о призвании варягов. //Вопросы истории, 1991, № 6. С. 3-16.

  18. Шелов Д.Б. Северное Причерноморье 2000 лет назад. М., 1975.

4. Горецкий А.А. Проблемы происхождения названия Русь в современной советской историографии //История СССР, 1989, № 3.

5. Греков Б.Д. Киевская Русь. М., 1953. Гл. 1,2.


^ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ, ВОПРОСОВ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ.


  1. Этногенез славян по письменным и археологическим источникам.

  2. Славяне и анты по сведениям византийских историков У1-УП вв.

  3. Обычаи и религия восточных славян (по ранним русским летописям).

  4. Образование Древнерусского государства.

  5. Древнейшая русская летопись «Повесть временных лет» и норманская теория. Анализ и критика.

  6. Древняя Русь и Хазарский каганат на заре складывания Киевской Руси.



^ ТЕМА 2. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА, ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ, ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ ДРЕВНЕЙ РУСИ Х - ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА ХIII ВВ.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности «История» -52080 iconУчебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности «История» -52080
Охватывает должную долю учебного объема изучаемой проблематики, в соответствии с требованиями фгос впо. Применение их должно обеспечить...
Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности «История» -52080 iconМетодическое пособие для студентов обучающихся по специальности профессиональное обучение
...
Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности «История» -52080 iconУчебно-методическое пособие для студентов 5-го курса Академии экономики и предпринимательства управления специальности 080105 «Финансы и кредит»
Программа преддипломной практики. Учебно-методическое пособие для студентов 5-го курса Академии экономики и предпринимательства специальности...
Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности «История» -52080 iconУчебно-методическое пособие для студентов 5-го курса Академии экономики и управления специальности 080105 «Финансы и кредит»
Программа преддипломной практики. Учебно-методическое пособие для студентов 5-го курса Академии экономики и управления специальности...
Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности «История» -52080 iconУчебно-методическое пособие по выполнению курсовой работы по дисциплине «Маркетинг» для студентов, обучающихся по направлению 080500 «Менеджмент»
Б82 Боргардт Е. А. Маркетинг: учебно-методическое пособие по выполнению курсовых работ / Е. А. Боргардт – Тольятти: Тольяттинский...
Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности «История» -52080 iconУчебно-методическое пособие по изучению дисциплины и выполнению контрольной работы для студентов-заочников специальности 120303-Городской кадастр высшего профессионального образования
Ледование и экологическая оценка территорий. Учебно-методическое пособие по изучению дисциплины и выполнению контрольной работы для...
Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности «История» -52080 iconУчебно-методическое пособие по изучению дисциплины и выполнению контрольной работы для студентов-заочников специальности 120303-Городской кадастр высшего профессионального образования
Основы геологии и гидрогеологии. Учебно-методическое пособие по изучению дисциплины и выполнению контрольной работы для студентов-заочников...
Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности «История» -52080 iconУчебно-методическое пособие для студентов лечебно-профилактического факультета Гродно 2004
Сборник тестовых вопросов и ответов по биоорганической химии – Учебно-методическое пособие для студентов педиатрического факультета....
Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности «История» -52080 iconУчебно-методическое пособие по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ для студентов заочников специальности
Учебно-методическое пособие по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ для студентов – заочников специальности
Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности «История» -52080 iconУчебно-методическое пособие по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ для студентов заочников специальности
Учебно-методическое пособие по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ для студентов – заочников специальности
Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности «История» -52080 iconУчебно-методическое пособие для студентов по специальности 040500 Фармация Рекомендуется Учебно методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому
Получение спирта этилового. Изготовление и оценка качества фармацевтических препаратов на его основе. – Тюмень, 2005. – 95 с
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы