Учебно-методическое пособие Пенза 2008 Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства» icon

Учебно-методическое пособие Пенза 2008 Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства»


НазваниеУчебно-методическое пособие Пенза 2008 Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства»
страница1/10
Дата публикации29.04.2013
Размер2.04 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10





Королев А.А.

история РОССИИ




Учебно-методическое пособие


Пенза 2008


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Пензенский государственный университет архитектуры и строительства»


Королев А.А.

история РОССИИ




Учебно-методическое пособие


Пенза 2008


УДК 94 (47) (075.8)

ББК 63.3 (2) Я73

К 68


Рекомендовано


Рецензент – Нечаева А.Д., кандидат исторических наук, доцент


Королев А.А.
^

К 68 История России. Учебно-методическое пособие. Пенза: ПГУАС, 2008. с.




Учебно-методическое пособие рассчитано на преподавателей и студентов, а также на всех интересующихся проблемами российской истории.


© Пензенский государственный университет

архитектуры и строительства, 2006

© Королева А.А., 2008


история РОССИИ

^ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ


ВВЕДЕНИЕ


Уже Соловьев С.М. и другие историки XIX в. были убеждены в том, что своеобразие отечественной истории было предопределено природно-географическими особенностями страны и, в честности, ее огромными просторами и пограничным положением между Европой и Азией. Последнее неизбежно превращало Россию в своеобразное мутагенное пространство, в цивилизационный «котел», переваривавший (в различной мере и формах) многообразное, противоречивое воздействие Запада и Востока.

Формирование в стране оригинальной философской мысли не случайно было связано, прежде всего, с попытками сопоставления России с Европой, что, в свою очередь, тут же размежевало философские течения на два основных направления: западничество и славянофильство. Их идеи, заключавшиеся в признании либо принципиальной общности с Европой, либо сугубой уникальности, исключительности исторического пути России, в том или ином виде, в явной или скрытой форме отразились во всех позднейших социальных доктринах, превратившись в ключевую и весьма болезненную проблему отечественного сознания.

При всей самобытности российской истории можно, по-видимому, утверждать, что преобладающее воздействие на нее оказала западная (в основе европейская) цивилизация. Именно ее влияние способствовало наибольшим достижениям в развитии страны. Само возникновение государственности в Древней Руси (географически полностью принадлежавшей к Европе) было связано с приглашением в IX в. варягов на княжение. Призвание варягов, заложивших правящую династию Рюриковичей ускорило процесс вызревания, кристаллизации государственных структур у восточных славян. Принятие христианства означало приобщение Руси к числу цивилизованных государств.

Вместе с тем принятие восточного (византийского) образца христианства, подтолкнув развитие культуры и грамотности (литература создавалась на славянском языке), способствовало в дальнейшем культурной и политической изоляции от католической, и, как следствие, - латиноязычной Европы. Однако, несмотря на некоторые особенности в социально-экономическом развитии Руси, сам тип православного общества был общим с Европой.

Под мощным давлением Востока (монголо-татарское нашествие и установившееся на Руси иго) специфические черты развития страны неизмеримо приумножились, трансформировавшись в особый тип российского феодализма - как бы промежуточный между европейским и азиатским.

На иной, чем на Западе, основе создалось Российское государство, что, в свою очередь, наложило отпечаток и на все общество. С этого времени борьба европейского влияния и сформировавшихся специфических российских традиций, содержащих определенную долю «азиатчины», составляла одну из стержневых линий отечественной истории.

В XVI-XVII вв. европейское влияние начинает постепенно усиливаться. Радикальная попытка Петра I масштабной модернизации страны при помощи западного опыта дала мощный импульс европеизации России и вывела ее в разряд ведущих держав. Процесс «осваивания» петровских реформ растянулся на многие десятилетия, послужив основой дальнейшего укрепления могущества России к концу ХVIII в.

Однако петровские преобразования не затронули непосредственно господствовавший в стране тип феодализма и подавляющую часть населения – крестьян, остававшихся (в отличие от европеизировавшихся дворян) приверженными традиционным ценностям и образу жизни. Это породило огромный и культурный раскол между «верхами» и «низами» общества. Вплоть до французской революции главным инициатором и движителем европеизации выступало государство. Но революция побудила переосмыслить западный опыт и надолго превратила российских самодержцев в поборников самобытности развития России (известным исключением в этом ряду явился лишь Александр I). Миссию «европеизаторов» пытались с тех пор взять на себя первые российские революционеры (Радищев А.Н., декабристы). Неудача их выступлений лишь усилила стремление государственной власти и консервации традиционных порядков.

Второй принципиальный шаг к европеизации России (послуживший, как и петровские преобразования, реакцией на прогрессировавшее отставание от Запада) был связан с великими реформами 60-70-x гг. XIX в. Они изменили социально-экономические основы, направление развития России. Но реформационный процесс в 1880-е гг. был прерван, добавив к прежним, не решенным до конца противоречиям новые. Запоздавшие и половинчатые последующие реформы, проводившиеся в экстремальной обстановке (Манифест 17 октября, столыпинское аграрное преобразование), также не привели к успеху. Ни полноценный парламентаризм, ни частнособственнический строй в деревне, веками существовавший уже в Западной Европе, созданы не были. В результате эти реформы предопределили последующие революции. Причем, последние явились отчасти своеобразной реакцией на болезненность западного влияния, порожденную огромной силой сформировавшихся самобытных традиций и непоследовательностью, прерывистостью реформационного процесса. Все это ставило страну в социальный кругооборот: проблемы преодоления отсталости от Запада, периодических внутренних кризисов, обеспечение хотя бы минимального благосостояния и эффективного государственного управления регулярно возвращались после очередных попыток их разрешения, создавая угрозу для российской государственности. Таким образом, несмотря на неуклонную и масштабную европеизацию в XVIII - начале XX в., Россия не сумела прочно встать на западный путь развития и в 1917 г. совершила переход к иной социальной модели.

Великие реформы XVIII-XIX вв. наглядно продемонстрировали одну из характерных черт российской истории. Она заключалась в том, что страна, как правило, не перерабатывала полностью, не переваривала органически западное влияние, наполняя европейские формы своим самобытным содержанием. Это приводило к социокультурным расколам в обществе, порождало сосуществование (в историческом плане) сосуществующих друг с другом укладов, социальных групп, народов. Во многом поэтому огромную, самостоятельную по отношению к обществу роль играло Российское государство, как бы компенсировавшее недостаточность экономических, социальных, культурных взаимосвязей, взаимозависимостей огромной страны. Мощное вмешательство государства во все сферы жизнедеятельности общества создавало еще один принципиальный раскол между властью и народом, что вызывало массовые протесты и бунты.

Данная особенность России породила особую болезненность, кризисность социального развития, когда общественные противоречия разрешались чаще всего в результате жесткой борьбы, и каждый шаг вперед сопровождался социальной ломкой, насилием, людскими и материальными потерями. Отсюда - неравномерный, «рваный» темп российской истории, повторяемость ее циклов. Страна то длительное время пребывает как бы в оцепенении, когда ее социальное время замедляется, а правящая элита почти не обращает внимания на «западные часы», то, наоборот, ускоряется в периодических судорожных попытках догнать Запад путем сверхнапряжения сил, огромней затраты всех ресурсов. Это, в свою очередь, обостряет до предела, социальные противоречия, и, не разрешив их до конца, общество вновь откатывается к состоянию относительного социального «застоя».

Возможность длительных периодов развития вширь, не сопровождаемых интенсивной эволюцией социальных механизмов, открывалась в связи с огромными просторами страны, ее природными богатствами. Ключевский В.О. образно писал: «В продолжение двухсот лет с тех пор, как мы стали сближаться с Западней Европой, воспитываемый ее влиянием класс русского общества не раз переживал странные кризисы. Вообще этот класс ведет себя спокойно, помышляя о себе совсем не высоко, учится, читая европейские книжки, скорбит о своей отсталости... Но время от времени на него находит какая-то волна: вдруг он... начинает думать, что мы вовсе не отстали, а идем своею дорогою, что Россия сама по себе, а Европа сама по себе, и мы можем обойтись без ее наук и искусств своими доморощенными средствами. Этот прилив патриотизма и тоски по самобытности так могущественно захватывает наше общество, что мы ... начинаем чувствовать какое-то озлобление против всего европейского и проникаемся безотчетной верой в необъятные сипы своего народа».

Это наблюдение Ключевского В.О. с определенной модификацией применимо не только к истории царской России, но и к 1917 г. Именно тогда была предпринята попытка поиска самобытных, во многом антизападных путей общественного развития. В силу давления груза остатков «государственно-самодержавно-крепостнического» феодализма, небывалого обострения социальных противоречий в годы мировой войны Россия в ходе революции выбрала под руководством большевиков иной, альтернативный вариант общественного развития. Он повторил на новом витке многие традиционные черты российского феодализме (вплоть до «второго издания» крепостного права - паспортной системы и т.д.). Однако при этом конструкторы нового общества (выходцы в значительной части из интеллигенции) руководствовались марксизмом, т.е. «западнической» идеологией. Корни ее восходили к европейской традиции, и в частности, к идеям Просвещения с их непоколебимой верой в силу человеческого разума, способного, как казалось, сконструировать на земле (не на небесах, как обещала религия) идеальное, беспроблемное общество (коммунизм). Несмотря на солидное, как представлялось, научное обоснование этой теории, «столбовая дорога» человечества к счастью» оказалась на деле специфическим, крайне расточительным вариантом индустриального общества, который, хотя и позволил решить ряд общенациональных задач России (завершение индустриализации, создание мощного военно-промышленного комплекса и т.д.), на деле подорвал силы государства и оказался несовместимым с новым витком научно-технической революции. В том, что это явилось не «прыжком в никуда», как утверждает современная радикальная публицистика, а особой формой дальнейшего развития страны, убеждает и определенная синхронность некоторых этапов развития СССР и Запада: ослабление государственного вмешательства в экономику в 1920-е гг.; резкое возрастание этого вмешательства в конце 1920-х, в 1930-х гг. (сталинская «революция сверху», формирование тоталитаризма у нас и окончательный закат эры «свободного капитализма» На Западе); почти одновременное - в середине 1960-х гг. - начало перестройки хозяйственных механизмов в социалистических странах и на Западе, хотя у нас эти реформы не прошли; попытка интернационализации хозяйственной деятельности (но на различной основе) была предпринята у нас в 1949 г. (СЭВ), на Западе - в 1957 г. (Общий рынок) и т.д.

Таким образом, западная марксистская идеология, наложившие на некоторые российские традиции (превалирование коллективного начала над личным, стремление широких масс к уравнительной справедливости, сила бунтарских, но слабость либеральных традиций, мощная государственность и т.д.), наполнилась во многом самобытным, в определенной степени славянофильским содержанием. В полной мере была унаследована и развита мессианская идея, сменившая только свои формы («Москва - третий Рим», «СССР - в авангарде социального прогресса человечества»).


Литература

Милов Л.В. Природно-климатический фактор и особенности российского исторического процесса // Вопросы истории. 1992. № 4-5.

Наше Отечество. Опыт политической истории. Т.1. М., 1991.

Поляков А.Н. Древнерусская цивилизация: основы политического строя // Вопросы истории. 2007. № 3.

Факторы самобытности русской истории // Россия и мир. М., 1994. Кн. 1.


Славяне до образования государственности


Возникновение государственности у славян относится к периоду раннего средневековья, времени, когда ушла в прошлое старая геополитическая структура Европы, включавшая в себя Римскую империю на юге и западе континенте и «варварские племена» (германские, славянские, балтские, финно-угорские, иранские) на севере и востоке. Новая этническая и политическая карта Европы формировалась как результат миграционного движения этих племен, получившего название Великого переселения народов (IV-VIII вв.). Главными действующими лицами в нем были германцы и славяне.

До возникновения государства Русь на территории Восточной Европы не существовало устойчивых государственных образований (исключая греческие колонки Северного Причерноморья). На уровень государственности вышли кочевники причерноморских степей - скифы во второй половине I тыс. до н.э., но их держава пала под натиском других ираноязычных кочевников - сарматов.

Германцы завоевали территории Римской империи в Западной Европе. Здесь в V-VII вв. сложились т.н. «варварские» королевства (Франкское, Вестготское, Лангобардское и др.), в рамках которых на основе синтеза элементов разлагавшегося родоплеменного строя германцев и остатков античных общественных отношений стало формироваться феодальное общество.

Славяне до Великого переселения народов занимали, по-видимому, территорию от Верхнего Одера до Среднего Днепра. Расселение славян происходило в VI-VIII вв. по трем основным направлениям: на юг (на Балканский полуостров), на восток и север по Восточноевропейской равнине и на запад, в среднее Подунавье и междуречье Одера и Эльбы. Результатом расселения стало разделение славянства на три ветви: южную, восточную и западную.

В эпоху расселения у славян происходило разрушение родоплеменного строя, формировались территориально-политические общности - племенные княжестве и их союзы. На их основе в VIII-X вв. происходило складывание славянских раннесредневековых государств.


Литература

Гумилев Л.Н. Эносфера: история людей и история природы. М., 1993.

Ключевский В.О. Курс русской истории // Сочинения в девяти томах. М.,1987.

Павленко Н.И., Кобрин В.Н., Федоров В.А. История СССР с древнейших времен до 1861 г. М., 1989.

Седов В. От истоков Вистулы. Откуда есть пошли славяне // Родина. 2001. № 1/2.


Киевская Русь


Государство восточных славян – Киевская Русь - сформировалось в IX-Х вв. Его территориальным ядром стал союз полян с центром в Киеве (получивший не позднее начала IX в. политико-географическое название «Русь»). В IX-X вв. происходит подчинение власти киевских князей других восточнославянских союзов племенных княжеств. К концу X в. этот процесс завершается и складывается структура единого государства, состоящего из крупных территориальных единиц - волостей, управляемых князьями - наместниками киевского князя.

По поводу образования первого российского государства существует две концепции:

- норманская теория, согласно которой, не ранее первой половины IX в. в догосударственный период наши предки-славяне жили «звериным образом, скотски» в лесах, враждовали род с родом, «живяху кождо со своим родом и на своих местах». Затем «приндоша» варяг «Рюрик с братьями» и от тех варягов прозвалось Русская земля»;

- антинорманская (патриотическая) теория, сторонники которой утверждали, что восточные славяне были коренным (автохтонным) населением восточнославянской равнины (или появились здесь в доисторическое время), прошли долгий и сложный путь исторического развития, завершившийся созданием Древнеславянского государства.

Киевская Русь была раннефеодальным государством, во главе которого находился великий князь киевский (хакан). В Киевской Руси, как и в других государствах раннесредневековой Европы, складывается феодальное общество, т.е. прежде всего, аграрное общество. Для него характерно сочетание крупной земельной собственности с подчиненным ей мелким крестьянским хозяйством; корпоративная организация господствующего класса и непосредственных производителей; господство религии в культуре, мировоззрении, идеологии. Формирование феодальных отношений на Руси шло в целом по общеевропейскому типу: от государственных форм к сеньориальным (вотчинным). Но в отличие от Западной Европы, где традиции частной собственности античности обусловили быстрый рост сеньориального землевладения, на Руси этот процесс шел гораздо медленнее.

В IX в. формируется система эксплуатации лично свободного населения военно-служилой знатью («дружиной») киевских князей путем взимания дани – «полюдья». В X в. возникает домениальное (вотчинное) землевладение киевских князей. В XI в. появляется земельная собственность у представителей верхушки служилой знати - бояр и христианской церкви. В XII - первой половине XIII в. вотчинное землевладение растет, но и в этот период его роль в сопоставлении с государственно-феодальными формами остается второстепенной. Большинство производителей продолжают быть поземельно зависимыми только от государственной власти, представленной князьями и их дружинниками, а эксплуатируются путем взимания дани и иных государственных податей.

Отношения с местными династиями регламентировались договором («рядом»), в котором оговаривалось право на полюдье. На местах, наряду с представителями княжеской администрации – посадниками, сохранялись элементы общинного самоуправления – выборные старейшины, народное ополчение, народное вече.

Завершение складывания единого Древнерусского государства связывают с идейным объединением восточнославянских земель с помощью государственной религии. В 988 г. (989 г.) великий князь Владимир принял христианство в Корсуне. Отношения великокняжеской власти с церковью складывались на основе христианских традиций, утверждавших, что любая власть дана от бога и ее следует поддерживать, и местных условий. С самого начала определилась зависимость церкви от светской власти, в свою очередь, власть оказывала церкви материальную помощь (церковная десятина).

В середине XII в. Русь входит в период феодальной раздробленности (Западная Европа соответственно - в X-XII вв.). Единое государство, состоящее из волостей, разделяется на ряд самостоятельных княжеств - земель: Киевскую, Черниговскую, Смоленскую, Волынскую, Галицкую, Владимиро-Суздальскую, Новгородскую, Полоцкую, Переяславскую, Муромскую, Рязанскую, Турово-Пинскую. Большинство из них закрепилось за определенными ветвями разросшегося древнерусского княжеского рода Рюриковичей. Границы земель не совпадали ни с догосударственными рубежами союзов племенных княжеств, ни с позднейшим делением на три ныне существующих восточнославянских народа (русские, украинцы, белорусы). Социально-экономической предпосылке обособления княжеств явились как развитие и усложнение системы государственного феодализма, так и формирование княжеских вотчин-доменов, «закреплявших» отдельные ветви княжеского рода за определенными территориями. Земли, каждая из которых размером была с крупное европейское государство, стали самостоятельными субъектами международных отношений. Период феодальной раздробленности не был регрессом в развитии российского государства, это закономерный этап, через который прошла и западная цивилизация веком раньше.

Значительным своеобразием отличалось становление древнерусской духовной культуры, Она формировалась в результате синтеза славянской языческой культуры с культурой, доступ и которой открылся Руси с принятием в конце X в. в качестве государственной религии восточного (византийского) варианта христианства. Важным фактором было восприятие этой культуры через письменность на славянском языке, понятном населению. Созданная Кириллом и Мефодием во второй половине IX в. славянская письменность получила развитие в славянских государствах, исповедовавших христианство в восточном варианте - на Руси, в Болгарии и Сербии. В отличие от стран Западной Европы, а также славянских государств (Польши и Чехии), в которых утвердился западный католический вариант христианства и где языком богослужения (отсюда - и литературы) была латынь, на Руси, в Болгарии и Сербии церковная служба совершалась на славянском языке, и литература была славяноязычной. Во многом благодаря этому после принятия христианства на Русь поступило (в основном из Болгарии, ставшей христианской страной на столетие раньше) большое количество славяноязычной литературы, главным образом, церковной. Через нее, отчасти через греческие книги, поступившие на Русь и переведенные здесь, Русь приобщалась к культурам: античной, ближневосточной, раннехристианской, византийской, славянской христианской. Уже в XI в. возникает оригинальная русская литература, ставшая по своим достижениям самой значительной отраслью русской средневековой культуры.


Литература

Думин С.В., Турилов А.А. «Откуда есть пошла русская земля?» // История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IХ – начала ХХ в. Кн. 1. М., 1991.

Карпов А. Ярослав Мудрый. М., 2005.

Мавродин В.В. Образование Древнерусского государства и формирование древнерусской народности. М., 1971.

Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества ХII-ХIII вв. М., 1993.

Фроянов И.Я. Киевская Русь: Очерки социально-политической истории. Л., 1980.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10



Похожие:

Учебно-методическое пособие Пенза 2008 Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства» iconУчебно-методическое пособие Пенза 2008 Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства»
...
Учебно-методическое пособие Пенза 2008 Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства» iconФедеральное агенство по образованию РФ государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования башкирский государственный университет тепловые процессы методическое указание по курсу
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методическое пособие Пенза 2008 Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства» iconУчебно-методическое пособие для студентов III курсов. / Сост.: коллектив сотрудников кафедры пропедевтики внутренних болезней под общей редакцией профессора Ш. З. Загидуллина. Уфа, Изд. Бгму, 1997 г. 33с
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Башкирский государственный медицинский...
Учебно-методическое пособие Пенза 2008 Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства» iconМинобрнауки россии федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «государственный университет – учебно – научно – производственный комплекс»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «государственный университет...
Учебно-методическое пособие Пенза 2008 Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства» iconЭкзаменационные билеты Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новосибирский государственный медицинский университет
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новосибирский государственный медицинский университет...
Учебно-методическое пособие Пенза 2008 Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства» iconУчебно-методическое пособие для студентов стоматологических факультетов медицинских высших учебных заведений
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методическое пособие Пенза 2008 Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства» iconФедеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный педагогический университет»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методическое пособие Пенза 2008 Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства» iconГосударственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого Министерства здравоохранения и социального развития
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методическое пособие Пенза 2008 Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства» iconПравила приема в федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Омский государственный аграрный университет имени П. А. Столыпина» в 2012 году
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методическое пособие Пенза 2008 Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства» iconЕни пгниу федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «пермский государственный национальный исследовательский университет»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методическое пособие Пенза 2008 Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства» iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «санкт-петербургский государственный университет сервиса и экономики»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы