Учебно-методическое пособие по изучению дисциплины и выполнению контрольной работы для студентов-заочников специальности 120303-Городской кадастр высшего профессионального образования icon

Учебно-методическое пособие по изучению дисциплины и выполнению контрольной работы для студентов-заочников специальности 120303-Городской кадастр высшего профессионального образования


Скачать 333.06 Kb.
НазваниеУчебно-методическое пособие по изучению дисциплины и выполнению контрольной работы для студентов-заочников специальности 120303-Городской кадастр высшего профессионального образования
Дата публикации19.09.2014
Размер333.06 Kb.
ТипУчебно-методическое пособие

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное агентство по образованию


ГОУ ВПО Кубанский государственный технологический

университет

(КубГТУ)


Кафедра кадастра и геоинженерии


Основы геологии и гидрогеологии


Учебно-методическое пособие по изучению дисциплины и выполнению контрольной работы для студентов-заочников специальности 120303-Городской кадастр высшего профессионального образования


Краснодар

2007

Составитель: канд. техн. наук В.Н. Кононенко


УДК 556.3


Основы геологии и гидрогеологии. Учебно-методическое пособие по изучению дисциплины и выполнению контрольной работы для студентов-заочников специальности 120303-Городской кадастр высшего профессионального образования./Кубанский госуд. технол. ун-т: В.Н. Кононенко, Краснодар,2006,21 с./


В учебно – методическом пособии изложены программа дисциплины, варианты контрольных заданий, вопросы к зачету, рекомендуемая литература, приведены требования и примеры выполнения и оформления контрольных работ.

Табл. 6, библиогр.:16 назв.


Печатается по решению Редакционно-издательского совета Кубанского государственного технологического университета.


Рецензенты:

проф. каф. Кадастра и геоинженерии КубГТУ,

канд. геол.-минер. наук Е.Д.Осенняя


доц. каф. Транспортных сооружений КубГТУ,

канд. техн. наук В.В.Кореневский


© КубГТУ, 2007

СОДЕРЖАНИЕ







Стр.




Введение

4

1

Нормативные ссылки

5

2

Инструкция по работе с учебно-методическим пособием

5

3

Программа дисциплины

5

4

Контрольная работа

14

5

Задания на контрольные работы

14

6

Содержание и оформление контрольных работ

18

7

Вопросы для подготовки к зачету

20

8

Список рекомендуемой литературы

20

ВВЕДЕНИЕ


В нашей стране в невиданных ранее масштабах ведется капитальное строительство. В связи с этим повысилось значение быстрого, правильного и экономически обоснованного проектирования, невозможного без широкого применения тщательных инженерно-геологических исследований, дающих основной материал о природных условиях территорий, в пределах которых планируется строительство.

Несмотря на то, что основные работы по инженерно-геологическому изучению территории, предназначенной для того или много вида строительства, проводят специалисты-геологи, за инженером по кадастру остается право окончательного выбора участков, наиболее благоприятных для возведения инженерных сооружений.

Инженер по кадастру должен уметь правильно анализировать и использовать данные, полученные в результате инженерно-геологических изысканий, что требует достаточных знаний в области инженерной геологии и в смежных с ней геологических дисциплинах.

Цель преподавания дисциплины – научить инженеров по кадастру понимать законы формирования природной среды и происходящих в ней изменений при воздействии человека и, на основе этих знаний, обеспечивать взаимодействие искусственной городской структуры с природной средой с минимальным ущербом для последней и наиболее рационально в перспективе развития города.

Курс «Основы геологии и гидрогеологии» студенты изучают самостоятельно в соответствии с программой для специальности 120303-Городской кадастр.

Для лучшего усвоения материала изучения курса следует вести по разделам с последующей проверкой полученной знаний путем ответов на вопросы, приведенные после каждой темы.

Предусмотренную учебным планом контрольную работу выполняют в процессе усвоения теоретической части курса. Номер варианта контрольной работы студент выбирает в соответствии с последней цифрой номера зачетной книжки (если эта цифра – 0, то студент выполняет 10 вариант). Контрольная работа должна быть написана разборчиво и содержать четкие, исчерпывающие ответы на все поставленные в ней вопросы, причем последовательность ответов должна соответствовать последовательности вопросов. В необходимых случаях ответы должны сопровождаться поясняющими их схематическими рисунками и чертежами. Выполненную контрольную работу передают на кафедру кадастра и геоинженерии КубГТУ для рецензирования.

Студенты, получившие положительную рецензию на контрольную работу, выполняют лабораторные работы в лаборатории инженерной геологии и механики грунтов. Зачет по курсу может быть принят только после успешной защиты контрольной работы и сдачи зачета по лабораторным работам.


^ 1 Нормативные ссылки

В пособии используются следующие нормативные документы:

1 ГОСТ Р 1.5-2002 ГСС РФ. Стандарты. Общие требования к построению, положению, оформлению, содержанию и обозначению.

2 ГОСТ 2.105-95 ЕСКД Общие требования к текстовым документам.

3 ГОСТ 2-301-68 ЕСКД Форматы.

4 ГОСТ 8.417-2003 ГСП Единицы величин.

5 Р 50-77-88 Рекомендация. ЕСКД. Правила выполнения диаграмм.

6 ОК-015-94 Общероссийский классификатор единиц измерения.

7 СНиП 2.02.07-87 Инженерные изыскания для строительства


^ 2 Инструкция по работе с учебно-методическим пособием


В разделе «Программы дисциплин» приведены темы, их содержание, вопросы для самопроверки, рекомендуемая литература.

В разделе «Задания на контрольную работу» дано 10 вариантов контрольной работы, состоящей из 6 заданий. Вариант контрольной работы выбирается по последней цифре зачетной книжки.

В разделе «Темы практических занятий» приводятся наименования и продолжительность практических занятий, которые будут проводиться в период лабораторно- экзаменационной сессии и указывается литература для подготовки.


^ 3 Программа дисциплины


ТЕМА 1. Строение и физические свойства Земли


При изучении этой темы необходимо рассмотреть строение Земли как сложного тела, состоящего из ряда геосфер, резко отличающихся по составу и свойствам. При этом особое внимание следует обратить на строение я состав земной коры - литосферы как среды жизни и деятельности человека.

Необходимо получить представление о тепловом режиме Земли (об изменении температуры по мере увеличения глубины) и влиянии изменения этого режима на условия строительства в различных климати­ческих зонах.

Студенту надо ознакомиться с методами определения относитель­ного и абсолютного возраста горных пород, с помощью которых была составлена геохронологическая шкала. Студенту следует четко усвоить, что только знание геохронологической шкалы (возрастных еди­ниц, выделяемых в ней, условных обозначений, индексов и т.д.) позволит понять геологические и инженерно-геологические карты и разрезы.

Литература: [1.с. 7-I2, 44-48]; [2.с. 8-10, 33-38]


Вопросы для самопроверки

1. Какие существуют современные представления об образовании и строении Земли?

2. Состав и строение геосфер. Объясните их взаимодействие между собой

3. Каково строение земной коры? Чем отличается океанический тип земной коры от континентального?

4 . Как изменяется тепловой режим Земли по глубине и какие пока­затели его характеризуют?

5. Какое практическое значение имеет изучение теплового режима в приповерхностных частях земной коры?

6. Что такое абсолютный и относительный возраст горных пород и какие методы существуют для его определения?

7. На какие эры, периоды и эпохи делится история земной коры? Какова их продолжительность?

8. Какое практическое значение имеет геологическая хронология для инженерной геологии?


ТЕМА 2. Условия и физические агенты формирования морских и континентальных отложений и их генетическая классификация


При изучении этой темы необходимо ознакомиться с геологической работой ветра, рек, озер, морей, ледников. Геологическая деятель­ность этих процессов проявляется при разрушении горных пород, пере­носе продуктов, разрушения и их отложений. В результате этой дея­тельности возникают новые породы, которые по составу и свойствам резко отличаются от материнских и часто образуют новые формы рельефа.

Следует рассмотреть процессы выветривания (физического, химического и биологического), в результате комплексного воздействия которых на горные породы формируются элювиальные грунты, характеризующиеся, как правило, сравнительно низкой прочностью. Необходимо уяснить их роль в подготовке рыхлых продуктов разрушений горных пород, переносимых позже ветром, текучими водами и т. д.

При изучения отложений, образованных в результате геологической деятельности указанных процессов, следует особое внимание обратить на , их состав и физико-механи­ческие свойства.

Литература: [l, с. 155-205]; [2,с. 166-173, 196-217, 258-294].

Вопросы для самопроверки

1. Виды выветривания горных пород. Значение выветривания гор­ных пород для практики строительства.

2. Охарактеризуйте мероприятия, необходимые для защиты горных пород от выветривания.

3. Как образуются делювиальные отложения? Как изменяются мощ­ность, состав и физико-механические свойства делювиальных отложений вниз по склону?

4. Какие условия необходимы для возникновения селевых потоков? Виды селей и метода борьбы с ними. Виды пролювиальных отложений, их состав и физико-механические свойства.

5. В чем заключается геологическая деятельность рек? Как об­разуются речные долины? Виды аллювиальных отложений, их состав и физико-механические свойства.

6. В чем заключается геологическая работа волн, возникающих на поверхности воды? Виды морских отложений, их состав и физико-механические свойства.

7. Объясните геологическую деятельность ледников. Как образуются ледниковые и флювиогляциальные отложения? Их состав и физико-механические свойства.


ТЕМА 3. Основы структурной геологии


При изучении этого раздела, следует понять, что земная кора сос­тоит из различных по форме, прилегающих друг к другу тел, сложенных разными горными породами. Основными структурными элементами земной коры являются платформы и геосинклинали. Студент должен четко уяснить различия в их строении и развитии.

При рассмотрении форм залегания горных пород (структурных форм) необходимо помнить, что первичные структурные формы (слой, пласт и т. д.) образуются одновременно с образованием горных пород, а вторичные - возникают в результате деформации первичных структурных форм. Особое внимание следует обратить на изучение разнообразных форм складчатых и разрывных дислокаций и влияние их на условия строительства различных сооружений.

Необходимо ознакомиться с современной классификацией трещинова-тости горных пород, методами изучения трещин.

Студент должен понять значение трещиноватости горных пород для оценки их фильтрационных, прочностных и деформационных свойств.

Литература: [1,с. 49-50, 52-62]; [2,с. 52-67].


Вопросы для самопроверки

1. Объясните различия в строении земной кори в пределах плат­форм и геосинклиналей.

2. Каковы формы залегания осадочных пород? Охарактеризуйте раз­личные виды несогласий.

3. Каковы формы залеганий магматических горных пород?

4. Каковы формы залеганий метаморфических горных пород?

5. Какие основные типы складок встречаются в земной коре и их влияние на условия строительства?

6. Перечислите формы разрывных дислокации и охарактеризуйте их влияние на условия строительства в районах их развития.

7. Охарактеризуйте основные виды трещиноватости горных пород и их влияние на прочность оснований различных сооружений.

8. Какие существуют виды несогласного залегания горных пород?


ТЕМА 4. Подземные воды и их режим


Подземные воды являются как важнейшим источником водоснабжения, так и одним из факторов, определяющих инженерно-геологические ус­ловия территории. В большинстве случаев подземные воды затрудняют строительство различных сооружений. Они воздействуют непосредственно на сооружения, вызывая затопление фундаментов и коммуникаций, коррозию строительных материалов, используемых для устройства подзем­ных частей сооружения (фундаментов). Подземные воды являются одной из причин, вызывающих такие геоло­гические процессы, как просадки лессовых пород, пучение, оползни, карст, суффозию и т.д., в районах развития которых строительство сооружений связано со значительными трудностями.

Следует изучить виды воды, содержащиеся в грунтах в зонах аэра­ции и насыщения, и их влияние на физико-механические свойства горных пород.

Необходимо уяснить условия образования различных типов подзем­ных вод и особенности их режима, причем особое внимание следует обратить на верховодку и грунтовые воды. Подземные воды первых от поверхности водоносных горизонтов чаще всего влияют на инженер­но-геологические условия местности.

Следует ознакомиться с методами стационарных наблюдений за режимом подземных вод, а также с составленными на основании этих наблюдений картами гидроизогипс, гидроизопьез, гидроизобат, с помощью которых можно устанавливать направление и скорость движе­ния подземных вод, глубину их залегания и другие параметры водонос­ных горизонтов.

Необходимо также рассмотреть вопросы, посвященные химическому составу подземных вод, их жесткости и агрессивности.

Литература: [1,с. 85-87, 118-134]; [2,с. 69-80, 115-117].


Вопросы для самопроверки

1. Какие виды воды находятся в грунте? Каково влияние различных видов воды на свойства грунтов?

2. Какие типы подземных вод выделяются по условиям их образования?

3. Что такое верховодка? Ее режим и влияние на условия строительства.

4. Какие воды называются грунтовыми? Объясните их образование, распространение, условия питания и влияние на условия строительства.

5. Какие межпластовые воды называются артезианскими?

6. Что такое режим подземных вод и какие факторы влияют на него? Виды и цели стационарных наблюдений за режимом подземных вод.

7. Каковы принципы составления гидрогеологических карт (гидро­изогипс, гидроизопьез, гидроизобат)? Какие задачи решают с их помощью?


ТЕМА 5. Динамика подземных вод


В процессе изучения этой темы необходимо получить представле­ние о коэффициенте фильтрации как основном показателе, характери­зующим степень водопроницаемости горных пород; об основных видах и законах движения подземных вод.

Следует ознакомиться с классификацией подземных потоков и их гидродинамическими параметрами.

При изучении плоских потоков подземных вод рекомендуется рас­смотреть методы подсчета расхода при горизонтальном и наклонном залеганиях водоупора. Особое внимание необходимо обратить на усвоение полевых и лабораторных методов определения коэффициента фильтрации, методов расчета водопритока как к отдельным скважинам и котлованам, так и к взаимодействующим вертикальным и горизонталь­ным дренам.

Литература: [l, c. 134-154]; [2,с.80-95]; [5,с. 235-264]


Вопросы для самопроверки

1. Сформулируйте основной закон фильтрации и напишите его математическое выражение.

2. Методы определения коэффициента фильтрация и факторы, влияющие на его величину.

3. Какие виды подземных потоков наиболее часто встречаются при гидрогеологических расчетах?

4. Как определяют расход плоского потока при горизонтальном и наклонном залеганиях водоупоров?

5. Какие скважины (колодцы) называются совершенными?

6. Что такое радиус влияния скважины?

7. Как определяется дебит совершенных скважин в безнапорных и напорных подземных водах?

8. Какие скважины называются взаимодействующими? Объясните возможность их использования для понижения уровня грунтовых вод.

9. Какие колодцы и скважины называются поглощающими и с какой целью их применяют?


ТЕМА 6. Эндогенные процессы


При изучении этой темы следует понять значение тектонических процессов в формировании крупнейших форм рельефа Земли, в возникновении землетрясений, разрывных и складчатых нарушений в массивах горных пород. Необходимо уяснить различия в строении земной коры пределах платформ и геосинклиналей и связанную с этим различную интенсивность проявления тектонических движений. При рассмотрении новейших и современных тектонических движений следует оценить их влияние на развитие геологических процессов и устойчивость сооружений.

Студент должен ознакомиться с двумя видами магматизма в земной коре и сравнить интенсивность проявления этих процессов в пределах платформ и геосинклиналей.

Студенту следует разобраться в принципах сейсмического районирования и обратить особое внимание на инженерно-геологические критерии для оценки сейсмического районирования в равнинных и горно-складчатых областях.

Литература: [1,с. 49-52, 61-78]; [2,с. 39-51, 217-235].


Вопросы для самопроверки

1. Какие движения земной коры приводят к возникновению разрывных и складчатых нарушений в ней?

2. Что такое магматизм? В каких структурных элементах земной коры он наблюдается?

3. Различия в характере тектонических движений и магматизме в различных структурах земной коры (платформах и геосинклиналях).

4. Перечислите и охарактеризуйте виды землетрясений. К каким геологическим структурам они обычно приурочены?

5. Каково воздействие продольных, поперечных и поверхностных волн на горные породы и сооружения?

6. Как определяют сейсмическое ускорение, коэффициент сейсмичности и балльность землетрясения?

7. Влияние рельефа местности, состава пород, условий залегания и обводненности их на силу землетрясения.

8. Какие мероприятия необходимы при строительстве в сейсмически активных районах?

ТЕМА 7. Экзогенные процессы

При изучении этой темы следует ознакомиться с классификацией экзогенных геологических процессов, рассмотреть зависимость их ви­дов и интенсивности от типов пород, подземных вод, рельефа и других условий. Особое внимание следует обратить на гравитационные явления на склонах (оползни, обвалы), имеющие, как правило, катастрофический характер. Необходимо получить представление о классификации ополз­ней, об основных факторах и поводах для их возникновения, мероприя­тиях по борьбе с ними.

Следует уяснить исключительно важную роль подземных вод в возникновении таких геологических процессов, как суффозия, карст, плывунность и просадки лессовых пород.

Необходимо знать, что воздействие гидродинамического давления потока подземных вод на природные склоны, борта карьеров и откосы котлованов не только уменьшает их устойчивость, но и в определенных случаях приводит к суффозии - механическому выносу потоком подземных вод мелких частиц, образованию пустот, вследствие чего еще более нарушается устойчивость склона.

При изучении карста - процесса химического растворения горних пород и образования пустот - надо особое внимание обратить на условия, факторы и различную скорость развития этого процесса в карбонатных, сульфатных и соляных породах.

Необходимо разобраться в природе плывунного состояния песчаных и глинистых грунтов.

При изучении просадочности лессовых пород наряду с выяснением природы этого явления следует особое внимание обратить на их раз­витие при различных видах обводнения пород, возведении сооружений, строительных работах и хозяйственном использования территорий

Надо рассмотреть как процессы, связанные с сезонным промерзанием и оттаиванием, так и специфические процессы и явления (наледи, термокарст, солифлюкация и др.), характерные для районов развития мно­голетней мерзлоты. Необходимо ознакомиться с особенностями строитель­ства в этих районах.

Литература: [1,с. 205-253]; [2, с. 173-196, 295-317].


Вопросы для самопроверки

1. Что такое оползень? Основные причины, необходимые для возникновения оползней; типы оползней и мероприятия по борьбе с ними.

2. Перечислите меры борьбы с обвалами и осыпями.

3. Какие причины необходимы для возникновения суффозия? Меро­приятия по борьбе с суффозией.

4. Что является причиной просадочности лессовых пород? Какие существуют методы определения просадочности лессовых пород и какими показателями она количественно оценивается? Основные меро­приятия по борьбе с просадочностью лессовых пород.

5. Что такое карст? Причины возникновения и условия развития карста в различных геологических условиях.

6. Назовите причины возникновения плывунного состояния грун­тов. Чем отличаются истинные плывуны от ложных? Мероприятия по борьбе с плавунами.

7. Какие характерные геологические процессы и явления происхо­дят в областях развития многолетнемерзлых пород? Особенности их влияния на инженерные сооружения.


ТЕМА 8. Инженерно-геологические процессы и явления


При изучении этого раздела, прежде всего, студент должен ясно пред­ставлять, что к инженерно-геологическим процессам относят геологические процессы, связанные с инженерной деятельностью человека. Необ­ходимо ознакомиться с классификацией инженерно-геологических процес­сов и особенно внимательно остановиться на существенном отличии этих процессов от природных геологических процессов, выражающемся в их более быстром протекании во времени и большей интенсивности.

Студент должен детально рассмотреть такие часто встречающиеся при промышленном и гражданском строительстве инженерно-геологичес­кие процессы, как уплотнение грунта в основании сооружений; просадочные явления в лессовых породах вследствие утечек воды из водо­проводов, канализации и т.д.; мерзлотных деформаций пород в основа­нии сооружений и другие.

Следует четко усвоить, что для нормальной эксплуатации и сохран­ности сооружений, необходим правильный количественный прогноз воз­можного развития инженерно-геологических процессов и что недоучет влияния этих процессов крайне опасен и очень часто вызывает разрушение сооружений. Студенту необходимо ознакомиться с существующими современными мероприятиями, исключающими или уменьшающими вредные воздействия инженерно-геологических процессов при строительстве и эксплуатация различных сооружений.

Литература: [1,c. I55-I56, 197-201, 233-241, 251-253], [2,с. 212-217,295-318].


Вопросы для самопроверки

1. Объясните различия между геологическими и инженерно-геологи­ческими процессами.

2. Уплотнение пород в основании сооружений. Мероприятия по улучшению прочностных свойств слабых пород.

3. От каких факторов зависит скорость переработки берегов водо­хранилищ? Мероприятия по борьбе с этим инженерно-геологическим про­цессом.

4. Сдвижение горных пород при подземных работах. Влияние геоло­гического строения на развитие этого процесса. Основные методы борьбы с сдвижением горных пород.

5. Мерзлотные деформации пород в основании сооружений и меропри­ятия по борьбе с ними.


ТЕМА 9. Геологоразведочные работы


Разведочные работы относятся к основным видам инженерно-геологи­ческих исследований. Они выполняются на всех стадиях инженерных изысканий, но наиболее широко применяются на стадии детальных ис­следований при обосновании технических проектов сооружений.

Необходимо ознакомиться с основными методами разведки, применя­емыми при инженерно-геологических исследованиях: геофизические мето­ды разведки, горные работы и разведочное бурение с инженерно-геологическими целями, опытно-фильтрационными работами, определение дефор­мационных и прочностных свойств горных пород в условиях естественно­го залегания, лабораторно-экспериментальные исследования состава и физико-механических свойств образцов горных пород.

Студент должен четко усвоить, что хотя все методы разведки на изысканиях применяются комплексно, но на разных стадиях проектиро­вания сооружений масштабы их использования резко изменяются. Поэтому студенту необходимо знать возможность и эффективность применения того или иного метода в зависимости от стадии изысканий, инженерно-геологических условий изучаемого района и конкретного вида сооружения.

При изучении этой темы следует ознакомиться с задачами, которые решаются при поиске и разведке месторождений нерудных полезных ис­копаемых, а также с классификацией месторождений полезных ископаемых и методами подсчета запасов естественных строительных материа­лов.

Литература: [1,с. 260-274, 290-293]; [2,с. 323-328, 330-335] .


Вопросы для самопроверки

1. Виды разведочных работ, применяемых при инженерно-геологических исследованиях; их задачи и объем на различных стадиях исследования.

2. Какие геофизические методы применяется при инженерно-геологических исследованиях? Объясните возможности их использования и задачи, которые решаются с их помощью.

3. Какие виды бурения применяется при инженерно-геологических исследованиях? Как производят отбор образцов горных пород при раз­личных видах бурения?

4. На каких стадиях исследования выполняются опытные полевые работы?

5. С какой целью применяется опытно-фильтрационные работы при инженерно-геологических исследованиях?

6. Охарактеризуйте основные полевые методы, применяемые для определения прочностных и деформационных свойств горных пород.

7. Какие горные выработки проходят при инженерно-геологических исследованиях? Охарактеризуйте возможности их использования и зада­чи, которые решаются с их помощью.

8. Охарактеризуйте цели и задачи лабораторно-экспериментального изучения состава и физико-механических свойств горных пород на раз­личиях стадиях проектирования.


^ 4 Контрольная работа

Предусмотренную учебным планом контрольную работу выполняют в процессе усвоения теоретической части курса. Номер варианта контрольной работы студент выбирает в соответствии с последней цифрой номера зачетной книжки (если эта цифра – 0, то студент выполняет 10 вариант). Контрольная работа должна быть написана разборчиво и содержать четкие, исчерпывающие ответы на все поставленные в ней вопросы, причем последовательность ответов должна соответствовать последовательности вопросов. В необходимых случаях ответы должны сопровождаться поясняющими их схематическими рисунками и чертежами. Выполненную контрольную работу передают на кафедру кадастра и геоинженерии КубГТУ для рецензирования.


^ 5 Задания на контрольные работы


ЗАДАНИЕ 1


Объяснять условия образования отложений, взятых в соответ­ствия с номером варианта из табл. 1. Составить инженерно-геоло­гическую характеристику грунтов, наиболее часто встречающихся среди этих отложений.


Таблица 1

Номер варианта

Отложения

Номер варианта

Отложения

1

Делювиальные

6

Флювиогляциальные (водно-ледниковые)

2

Аллювиальные

7

Эоловые

3

Элювиальные

8

Морские

4

Гляциальные (ледниковые)

9

Озерные

5

Болотные

10

Пролювиальные

ЗАДАНИЕ 2

Охарактеризуйте одну из форм дислокаций горных пород, взятую в соответствии с номером варианта из табл. 2. Необходимо дать ха­рактеристику дислокации, привести схематический рисунок и оце­нить ее влияние на условия строительства различных сооружений.

Таблица 2

Номер варианта

Форма дислокаций горных пород

Номер варианта

Форма дислокаций горных пород

1

Сдвиг

6

Флексура

2

Взброс

7

Сброс

3

Горст

8

Надвиг

4

Грабен

9

Моноклиналь

5

Антиклинальная складка и ее элементами

10

Синклинальная складка и ее элементы


ЗАДАНИЕ 3


1. Зная период Т и амплитуду А колебаний сейсмической волны (табл.3), вычислить сейсмическое ускорение  и коэффициент сейсмичности К.

2. Подсчитать сейсмическую инерционную силу S (в Н) воздействующую на сооружение при землетрясении. Массу сооружения Р принимают равной 5500 т.

3. Используя величину сейсмического ускорения и шкалу МSК [1], определить силу землетрясения в баллах. Все эти данные внести в табл. 5.

4. По данным о силе землетрясения уточнить расчетную балльность строительной площадки в районах сложенными: а) рыхлыми оса­дочными породами с глубиной залегания грунтовых вод до 5 м от поверхности земли; б) скальными породами (гранитами, гнейсами), прикрытыми маломощным слоем сухого элювия.


Таблица 3


Номер варианта

Период сейсмической волны Т, с

Амплитуда колебаний сейсмической волны А, мм

Сейсмическое ускорение

, мм/с2

Сила землетрясения,

бал.

Коэффициент сейсмичности

Кs

Инерционная сила

S, кН

1

1,55

90













2

0,70

30













3

0,45

35













4

1,40

14













5

0,85

40













6

1,20

150













7

0,55

7













8

1,75

70













9

2,2

60













10

0,95

25














ЗАДАНИЕ 4

Определить коэффициент фильтрации массива водоносных песков по результатам откачки из одиночной совершенной скважины. Привести расчетную схему. Данные для рас­чета приведены в табл. 4.

Таблица 4


Номер варианта

Мощность водоносного горизонта Н, м

Дебит скважины

Q, м3/сут

Понижение уровня воды в скважине

S, м

Радиус влияния скважины

R, м

Радиус скважины

r, м

1

12

600

4

105

0,3

2

17

510

5

90

0,1

3

30

6800

8

580

0,3

4

10

150

3

45

0,2

5

18

810

4

120

0,2

6

24

2500

6

290

0,2

7

26

3000

6

320

0,2

8

8

650

2

75

0,3

9

22

4300

5

325

0,2

10

11

290

2

50

0,1


ЗАДАНИЕ 5


Составить описание геологического процесса, выбранного в соответствии с номером варианта по таблице 5. При характеристике геологических процессов необходимо рассмотреть: причины образования, стадии развития, условия строительства сооружений в районах развития этих процессов, мероприятия по их предупреждению и борьбе с ними.


Таблица 5


Номер варианта

Геологические процессы

Номер варианта

Геологические процессы

1

Заболачивание

6

Землетрясения

2

Карст

7

Многолетняя мерзлота

3

Оползни

8

Сели

4

Плывунные явления в песках

9

Просадочные явления в лессах

5

Оврагообразование

10

Абразия


ЗАДАНИЕ 6


Охарактеризовать один из методов инженерно-геологических исследований, указанный в табл. 6. Описание должно сопровождаться пояснительными схематическими рисунками.


Таблица 6

Номер варианта

Метод исследования

Номер варианта

Метод исследования

1

Электроразведка

6

Сейсморазведка

2

Испытания грунтов методами динамического и статического зондирования

7

Полевые методы определения коэффициента фильтрации

3

Инженерно-геологическая съемка

8

Инженерно-геологическая разведка, разведочные выработки

4

Лабораторные и эмпирические методы определения коэффициента фильтрации

9

Методы определения направления и скорости движения подземных вод

5

Стационарные наблюдения за режимом подземных вод

10

Испытания грунтов методом вращательного среза


6 Содержание и оформление контрольной работы


7.1 Контрольная работа выполняется на листах формата А 4, по ГОСТ 2.301-68. Текст может быть выполнен рукописно или с помощью средств компьютерной техники на одной стороне листа с высотой прописных букв не более 10 мм. Размеры полей:

правое-15 мм;

левое- 30мм;

верхнее-15 мм;

нижнее-25 мм.

При оформлении текста руководствоваться требованиями ГОСТ 1.5-2002, ГОСТ 2.105-95, используя стандартную или общепринятую терминологию.

Наименование, обозначение и размерность физических величин должны соответствовать требованиям ГОСТ 8.417-2003 и ОК 015-94

Листы контрольной работы нумеруют арабскими цифрами. Номер листа проставляют на нижнем поле листа справа. Титульный лист не нумеруется.

Оформление иллюстраций в форме графиков и диаграмм выполняют Р 50-77-88.

7.2 Требования к структуре и содержанию разделов контрольной работы:

-Содержание- располагают после титульного листа и записывают строчными буквами с первой прописной, в которое включают наименования всех разделов;

-Введение, в котором кратко излагаются цель контрольной работы;

-Основная часть, в которой приводится суть ответов на контрольные вопросы;

-Список использованных источников, в которых приводятся сведения об использованных источниках, упомянутых в тексте контрольной работы в порядке их упоминания по ГОСТ 7.1-2003


Пример

Щепакин М.Б. Реклама. Дипломное проектирование [Текст]: учеб.пособие для вузов по специальности «Реклама» / М.Б.Щепакин, Г.М.Мишулин; М-во образования Рос. Федерации ГОУ ВПО, кубан. гос. технол. ун-т. – Изд. 2-е, перераб. и доп.- Краснодар: Изд-во КубГТУ, 2004.-145с.: 23 см.- Библиогр.: с.24-33.-500 экз.-ISBN 5-8333-0136-X.

Российская Федерация. Трудовой кодекс (2002). Трудовой кодекс Российской Федерации [Текст]: офиц. Текст.- М.: Золотой теленок, 2002.-223 с.; 20 см.-15000 экз.- 5-88257-035-2.

Запись под заглавием

Трудовой кодекс Российской Федерации [Текст].- М.: Золотой теленок, 2002.- 223с.; 20см.-15000 экз.- ISBN 5-88257-035-2.

Нормативные документы

Правила безопасности при обслуживании гидротехнических сооружений и гидромеханического оборудования энергоснабжающих организаций [Текст]: РД 153-34.003.205-2001: утв. Мвом энергетики Рос .Федерации 13.04.01: ввод. В действие с 01.11.01.-М: ЭНАС, 2001.-158 [1]с.; 22 см.-В надгаз.: …РАО «ЕЭС России».-5000 экз.- ISBN 5-93196-091-0.

Промышленный каталог

Оборудование классных комнат общеобразовательных школ [Текст]: каталог/ М-во образования РФ, Моск. гос. пед. ун-т.: МГПУ, 2002.-235с.; 21см.- В тексте привед. Наименования и адреса изготовителей.- 600 экз.

7 Вопросы для подготовки к зачету


  1. Строение Земли, геосферы.

  2. Строение литосферы. Понятие о тектонических плитах.

  3. Элементы и формы залегания осадочных горных пород.

  4. Дислокации горных массивов.

  5. Виды и элементы пликативных дислокаций.

  6. Виды и элементы дизъюнктивных дислокаций.

  7. Возраст горных пород. Геохронологическая шкала, принципы ее построения.

  8. Физические свойства грунтов.

  9. Виды воды в горных породах.

  10. Классификация подземных вод.

  11. Процессы выветривания и их агенты.

  12. Гравитационные процессы и явления.

  13. Аэродинамические процессы и явления.

  14. Лессовые породы. Оценка просадочности лессовых пород.

  15. Отложения озер и болот.

  16. Суффозия, карстово-суффозионные явления.

  17. Геологическая работа рек. Речные отложения.

  18. Природа пучения грунта при замерзании.

  19. Геологическая работа ледников, их отложения.

  20. Виды оползней и причины их образования.

  21. Природа землетрясений и методы ее изучения.

  22. Сели и защита территорий от них.

  23. Эрозионные процессы. Образование оврагов.

  24. Геологическая работа морей, озер и водохранилищ. Защита берега от абразии.

  25. Методы инженерно-геологической разведки.

  26. Этапы инженерно-геологических изысканий.


8 Список рекомендуемой литературы

Основная

  1. Ананьев В.П.. Коробкин В.И. Инженерная геология.-М.: Высшая школа, I973.

  2. Маслов Н.Н., Котов М.Ф. Инженерная геология.-М.: Стройиздат, 1971.

  3. Ананьев В.П., Потапов А.Д. Инженерная геология. – М.: Высшая школа; 2002г.

  4. Ананьев В.П., Передельский Л.В. Инженерная геология и гидрогеология – М.: ВШ, 1980.

  5. Белый Л.Д. Инженерная геология – М.: ВШ, 1986.

  6. Маслов Н.Н. Основы инженерной геологии и механики грунтов – М.: ВШ, 1971.

  7. Гавич И.К., Жемерикина Л.В., Крысенко А.М. и др. Практикум по гидрогеологии – М.: ВШ, 1995.

  8. Инженерная геология. Учебное пособие для студентов строительных специальностей/ Васильев Ю.П., Денисенко В.В., Ляшенко П.А., Осенняя Е.Д./ Краснодар: Изд-во КубГТУ, 2002.


Дополнительная


  1. Пешковский Л.М., Перескокова Т.М. Инженерная геология – М.: Высшая школа, 1982.

  2. Белый Л.Д., Попов В.В. Инженерная геология – М.: Стройиздат, 1985.

  3. Смолянинов Н.А. Практическое руководство по минералогии – М.: Недра, 1972.

  4. Добровольский В.В. Геология (минералогия, динамическая геология, петрография) – М.: «Владос», 2001.

  5. Леггет Р. Города и геология – М.: Мир, 1976.

  6. Ломтадзе В.Д. Инженерная геология. Инженерная геодинамика – Л.: Недра, 1977.

  7. Справочное руководство гидрогеолога. Под редакцией Максимова В.М. – Л.: Недра, 1979.


Нормативная литература

Строительные нормы и правила (СНиП 2.02.07-87) Инженерные изыскания для строительства – М.: ЦИТП Госстроя СССР, 1988





Похожие:

Учебно-методическое пособие по изучению дисциплины и выполнению контрольной работы для студентов-заочников специальности 120303-Городской кадастр высшего профессионального образования iconУчебно-методическое пособие по изучению дисциплины и выполнению контрольной работы для студентов-заочников специальности 120303-Городской кадастр высшего профессионального образования
Ледование и экологическая оценка территорий. Учебно-методическое пособие по изучению дисциплины и выполнению контрольной работы для...
Учебно-методическое пособие по изучению дисциплины и выполнению контрольной работы для студентов-заочников специальности 120303-Городской кадастр высшего профессионального образования iconУчебно-методическое пособие по изучению дисциплины и выполнению контрольной работы для студентов-заочников специальности 120303-Городской кадастр высшего профессионального образования
Основы геологии и гидрогеологии. Учебно-методическое пособие по изучению дисциплины и выполнению контрольной работы для студентов-заочников...
Учебно-методическое пособие по изучению дисциплины и выполнению контрольной работы для студентов-заочников специальности 120303-Городской кадастр высшего профессионального образования iconУчебно-методическое пособие по изучению дисциплины и выполнению контрольной работы для студентов-заочников специальностей
Одское строительство и хозяйство, 270106 Производство строительных материалов, изделий и конструкций, 270115 Экспертиза и управление...
Учебно-методическое пособие по изучению дисциплины и выполнению контрольной работы для студентов-заочников специальности 120303-Городской кадастр высшего профессионального образования iconУчебно-методическое пособие по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ для студентов заочников специальности
Учебно-методическое пособие по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ для студентов – заочников специальности
Учебно-методическое пособие по изучению дисциплины и выполнению контрольной работы для студентов-заочников специальности 120303-Городской кадастр высшего профессионального образования iconУчебно-методическое пособие по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ для студентов заочников специальности
Учебно-методическое пособие по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ для студентов – заочников специальности
Учебно-методическое пособие по изучению дисциплины и выполнению контрольной работы для студентов-заочников специальности 120303-Городской кадастр высшего профессионального образования iconМетодическое пособие по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ для студентов-заочников
Учебно методическое пособие по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ для студентов-заочников
Учебно-методическое пособие по изучению дисциплины и выполнению контрольной работы для студентов-заочников специальности 120303-Городской кадастр высшего профессионального образования iconКонспект лекций по изучению дисциплины для студентов 4 курса заочной формы обучения специальности 120303 Городской кадастр высшего профессионального образования
Охватывает все звенья в цепи земельных отношений, начиная от конкретного собственника земли, землевладельца и землепользователя до...
Учебно-методическое пособие по изучению дисциплины и выполнению контрольной работы для студентов-заочников специальности 120303-Городской кадастр высшего профессионального образования iconУчебно-методическое пособие по выполнению контрольной работы №3 по дисциплине «Английский язык» для студентов заочной формы обучения
Целью контрольной работы является проверка знаний и понимания дополнительно изученного материала по курсу в соответствие с программой...
Учебно-методическое пособие по изучению дисциплины и выполнению контрольной работы для студентов-заочников специальности 120303-Городской кадастр высшего профессионального образования iconУчебно-методическое пособие по выполнению контрольной работы №3 по дисциплине «Английский язык» для студентов заочной формы обучения
Целью контрольной работы является проверка знаний и понимания дополнительно изученного материала по курсу в соответствие с программой...
Учебно-методическое пособие по изучению дисциплины и выполнению контрольной работы для студентов-заочников специальности 120303-Городской кадастр высшего профессионального образования iconУтверждена
Программа итогового междисциплинарного экзамена составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта...
Учебно-методическое пособие по изучению дисциплины и выполнению контрольной работы для студентов-заочников специальности 120303-Городской кадастр высшего профессионального образования iconУчебно-методическое пособие Пенза 2008 Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства»
...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы