Учебное пособие (11 глав) icon

Учебное пособие (11 глав)


Скачать 176.68 Kb.
НазваниеУчебное пособие (11 глав)
страница1/7
В.И. Покровского
Размер176.68 Kb.
ТипУчебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7






Учебное пособие (11 глав)

Общая эпидемиология и основы доказательной медицины

И. П. Палтышев, Н.Н. Филатов.

Под редакцией В.И. Покровского

Глава 1. Объект, предметная область, цели, методы и формы эпидемиологического познания в медицине.

Глава 2. Причинность в эпидемиологии.

Глава 3. Общенаучные приемы и методы, используемые в эпидемиологии.




Содержание

Учебное пособие (11 глав) 1

Общая эпидемиология и основы доказательной медицины 1

^ И. П. Палтышев, Н.Н. Филатов. 1

Под редакцией В.И. Покровского 1

Глава 1. Объект, предметная область, цели, методы и формы эпидемиологического познания в медицине. 1

Глава 2. Причинность в эпидемиологии. 1

Глава 3. Общенаучные приемы и методы, используемые в эпидемиологии. 1

Глава 1. Объект, предметная область, цели, методы и формы эпидемиологического познания в медицине. 3

Объект и предметная область эпидемиологии. 4

Цели эпидемиологии. 7

Методы эпидемиологии 8

Резюме. 9

12

Глава 2. Причинность в эпидемиологии. 13

Глава 3. Общенаучные приемы и методы, используемые в эпидемиологии. 21

Основные формы мышления. 21

Общенаучные приемы и методы. 23
^



Глава 1. Объект, предметная область, цели, методы и формы эпидемиологического познания в медицине.


В российской и зарубежной медицинской литературе используются различные эпидемиологические термины, не имеющие общепринятых определений. Даже среди эпидемиологов нет единства в определении таких кардинальных понятий как эпидемиология, эпидемиологический подход к изучению болезней человека, эпидемиологические исследования.

Эпидемиологию, в самых общих выражениях, можно определить как определенный вид деятельности в медицине. Но какая это деятельность - научная или практическая или и то и другое вместе, в чем специфика этой деятельности? А может быть эпидемиология не вид деятельности, а только лишь специальный метод изучения в медицине? Что означает понятие «эпидемиологический подход»? Чтобы ответить на эти и подобные вопросы, необходимо подвергнуть анализу содержание понятия «эпидемиология».

Исходной позицией в этом анализе должно быть общенаучное (философское) представление о человеческой деятельности, которую схематично можно представить в следующем виде (рис. 1.1).



Рис. 1.1 Схема общенаучного представления о человеческой деятельности.

Примечание. Подробно специальные методы, используемые в эпидемиологии и формы научного познания разбираются соответственно в главах 3 и 2.

Именно эта схема положена нами в основу представлений об эпидемиологии как специфическом виде человеческой деятельности в медицине и здравоохранении.

Согласно общенаучному представлению, большинство видов человеческой деятельности состоит из познавательной и практической составляющих. При этом приоритет принадлежит не просто познавательной, а специально организованной, то есть научной деятельности, которая при качественной организации способна добыть данные, необходимые для эффективной практики. При описании научного познания используют, в частности, такие термины как научный подход, научные исследования и наука. Именно поэтому доказательство действительной, а не надуманной специфичности эпидемиологии связано с анализом ее познавательной научной деятельности.

Продолжающиеся дискуссии о том, что такое эпидемиология, по нашему мнению, прежде всего, связаны с общенаучными (философскими) проблемами познания.

Однако несмотря на все проблемы, современная философия практически едина в том, что представление о любой науке, ее отличия от других наук, основано на четком определении объекта и предмета данной науки. Еще в недавнем прошлом многие философы считали эти слова синонимами, мотивируя главным образом, тем, что оба понятия происходят от латинского objectum - предмет, объект

В современной теории познания принято различать объект и предмет научной деятельности, науки.

Объект познания — это определенное реальное явление, существующее независимо от нашего знания о нем. Другими словами объект не прекратит своего существования, если в процессе его изучения мы так о нем ничего и не узнаем. Но, если мы сможем дать какое-то имя этому объекту (например, процесс возникновения и распространения болезней в обществе), назвать хотя бы некоторые его внешние отличительные признаки (например, эпидемии), то уже самых скудных знаний достаточно для того, чтобы начать в принципе изучение этого объекта.

Но сразу познать объект в целом, не разобравшись во всех элементах и свойствах его составляющих, во всем многообразии его проявлений невозможно. Поэтому познание объекта процесс длительный, если не бесконечный, начинающийся прежде всего с изучения отдельных элементов, свойств, проявлений этого объекта. Из этого следует, что один или группа исследователей в зависимости от своих гипотез (но не произвольно), могут выбирать для изучения чаще всего лишь отдельные свойства, элементы, проявления одного объекта. Именно они, эти отдельные части, вместе составляющие объект, называются предметом изучения (исследования) этого объекта. Выбор одного или нескольких предметов образует новый научный подход в изучении конкретного объекта. Первоначально новый научный подход - это идея изучать новую составляющую объекта, объекта уже изучаемого с помощью других, традиционных подходов, которые, однако, не дали на данный момент необходимых ответов. Новый научный подход реализуется в научных исследованиях добывающих факты, характеризующие данный предмет. Постепенное накопление фактов, их интерпретация и накопление знаний формирует отдельную науку.

Из сказанного следует, что один и тот же объект может изучаться разными науками, но каждая наука специфична, если она изучает свой предмет, хотя и в рамках одного объекта. При этом ни одна наука не может самостоятельно познать весь объект целиком, но может, обобщая свои знания и знания, накопленные другими науками формулировать теоретические представления об объекте в целом.

Таким образом, каждый научный подход, соответствующие ему научные исследования и наука имеют свой предмет изучения, методы и особые формулировки целей, при этом только предмет изучения ( в рамках одного объекта) определяет специфику познания, тогда как особенности реализации целей и специальные (но не специфические) методы изучения носят подчиненный предмету характер.

Медицина, в процессе своего развития, для решения стоящих перед ней целей выработала различные подходы к изучению болезней человека – клинический, морфологический, физиологический, генетический и другие. На основе этих подходов проводились многочисленные исследования, накапливалась и анализировалась специфическая информация, что в итоге привело к образованию таких медицинских наук, как клиника различных болезней, анатомия, физиология, генетика и т. д .

В Древнем Мире зародился, но закрепился в медицине только в ХХ веке новый – эпидемиологический подход, на основе которого были разработаны специфические исследования и постепенно сформировалась новая наука - эпидемиология.

Поскольку как уже подчеркивалось представление о любой науке, и ее отличия от других наук, основано на четком определении объекта и предмета науки, особенности эпидемиологической деятельности в медицине, следует начать с определения ее объекта и предмета.
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Учебное пособие (11 глав) iconУчебное пособие (11 глав)
Сравнительная характеристика свойств и возможностей интенсивных (ИП) и экстенсивных показателей (ЭП) заболеваемости. 24
Учебное пособие (11 глав) iconУчебное пособие (11 глав)
Объект, предметная область, цели, методы и формы эпидемиологического познания в медицине. 1
Учебное пособие (11 глав) iconУчебное пособие (11 глав) Общая эпидемиология и основы доказательной медицины И. П. Палтышев, Н. Н. Филатов
Краткая характеристика некоторых терминов, определяющих дизайн эпидемиологических исследований. 13
Учебное пособие (11 глав) iconУчебное пособие санкт-петербург
Учебное пособие предназначено для самостоятельной подготовки курсантов и проведения практических занятий на базе городской детской...
Учебное пособие (11 глав) iconУчебное пособие для самостоятельной работы Ставрополь 2010 ббк 63. 3 (2) Я73 удк 99 (С) р -82
Учебное пособие предназначено для студентов медицинских и фармацевтических вузов
Учебное пособие (11 глав) iconУчебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. Под ред. П. И. Пидкасистого М., 1995
Крысько В. Г. Общая психология в схемах и комментариях: Учебное пособие. – Спб., 2007
Учебное пособие (11 глав) iconС. А. Еварович Ассессмент-центр как технология оценки компетенций персонала в практике государственного управления. Учебное пособие
Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальностям государственное и муниципальное управление, управление...
Учебное пособие (11 глав) iconУчебное пособие Благовещенск
Кузнецов, Д. В. Использование военной силы во внешней политике сша: учебное пособие / Д. В. Кузнецов. – Благовещенск: Изд-во бгпу,...
Учебное пособие (11 глав) iconУчебное пособие для подготовки к экзамену предисловие учебное пособие предназначено для студентов медицинских вузов
Прежде всего, оно будет полезным при подготовке к экзамену по нормальной анатомии
Учебное пособие (11 глав) iconУчебное пособие Утверждено учебно-методическим советом Сыктывкарского лесного института в качестве учебного пособия для студентов направления подготовки 080000 «Экономика и управление» всех форм обучения
Данное учебное пособие преследует цель: познакомить с философией разработки стратегии
Учебное пособие (11 глав) iconУчебное пособие Москва-Рязань
Права человека: учебное пособие /Ю. С. Бадальянц, Д. А. Ягофаров. – Москва-Рязань: Издательство «Поверенный», 2006. – 519 с
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы