Учебное пособие для самостоятельной работы Ставрополь 2010 ббк 63. 3 (2) Я73 удк 99 (С) р -82 icon

Учебное пособие для самостоятельной работы Ставрополь 2010 ббк 63. 3 (2) Я73 удк 99 (С) р -82


НазваниеУчебное пособие для самостоятельной работы Ставрополь 2010 ббк 63. 3 (2) Я73 удк 99 (С) р -82
страница1/6
Дата публикации08.11.2014
Размер1.55 Mb.
ТипУчебное пособие
  1   2   3   4   5   6


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ставропольская государственная

медицинская академия Федерального агентства

по здравоохранению и социальному развитию»


Россия с начала ХХ до начала ХХI века

Учебное пособие для самостоятельной работы



Ставрополь 2010


ББК 63.3 (2) Я73

УДК 99 (С)

Р -82

Россия с начала ХХ до начала ХХI века. Учебное пособие. Ставрополь: Изд. СтГМА, 2010 г. 5-89822-074-5


Составитель: к.ф.н., доц. ^ Л.И. Цапк


Учебное пособие для самостоятельной работы студентов рассматривает основные вехи российской истории XX века. История России рассматривается в контексте мировой цивилизации. Учебный материал излагается по главам в хронологическом порядке. Использование элементов наглядно-графического характера позволяет лучше понять и усвоить материал, приблизиться к постижению сложного и противоречивого исторического процесса.

Учебное пособие предназначено для студентов медицинских и фармацевтических вузов.


Рецензенты:

д.и.н., доцент кафедры гуманитарных наук СГАУ ^ С.Б. Калинченко

к.и.н., доцент кафедры Отечественной истории, политологии, экономики СГтМА Кидагазова С.Х.



©

Ставропольская государственная медицинская академия, 2010

ОГЛАВЛЕНИЕ


Предисловие………………………………………………………………….






Царизм и модернизация России на рубеже веков. Проблемы парламентаризма в годы I русской революции……






Россия в феврале – октябре 1917: выбор исторического пути………………………………






От России к СССР. Складывание тоталитарной системы в СССР в 20-30 годы.……………………..






Советский Союз и мировое сообщество во II мировой войне………………………………………………………….






Авторитарный режим в СССР в послевоенное время. Хрущевская «оттепель»……………………………………..






Основные тенденции социально-политического развития Отечества в 70-е – 90-е годы. Россия в начале XXI века.……………………...




Библиография…






Предисловие


Задача преподавания истории в современных условиях – показать действительную историю во всех ее сложностях и противоречиях, с ее светлыми и трагическими сторонами, строго соблюдая объективность и историческую правду. Только такой подход может исправить пороки прошлого, дать представление о подлинных исторических явлениях и событиях. Учебное пособие нацелено на то, чтобы помочь студенту в формировании конкретных представлений о важнейших событиях, определивших ход мировой истории, и о социально-исторических структурах, лежащих в ее основе. При написании пособия использовано два подхода – проблемный и хронологический, позволяющие проанализировать важнейшие стороны жизни государства и общества на протяжении ХХ века.

Ограниченность объема учебного пособия и его нацеленность на контингент, уже знакомый из школьного образования с историческими фактами, заставили отказаться от подробного изложения всех событий, чтобы сосредоточиться на переломных ключевых моментах российской и всемирной истории. Осмысление истории - процесс творческий и многообразный, поэтому без вдумчивой и напряженной самостоятельной работы он невозможен. Использование наглядных схем, диаграмм, таблиц поможет лучшему запоминанию дат и сущности исторических событий, развитию памяти, логического мышления, аналитических способностей, формированию мировоззрения.

В настоящем пособии в соответствии с требованиями действующего Госстандарта Российской Федерации для высших учебных заведений с учетом современного уровня развития исторической науки в целостном виде анализируется Отечественная история с начала ХХ века до начала ХХI века.

Методика работы с пособием предполагает следующие формы учебной деятельности: самостоятельное изучение соответствующей темы, а затем закрепление ее по предложенным схемам и таблицам; использование пособия как краткого аннотированного систематизированного справочника по Отечественной истории для подготовки к сдаче экзамена по традиционной форме.


Тема 1. Царизм и модернизация России на рубеже веков.

План

  1. Россия и мир на рубеже веков: противоречивость развития. Обострение кризиса самодержавия.

  2. Первая русская революция 1905-1907гг. Проблема парламентаризма.

  3. Столыпинская политика модернизации.

4. Россия в годы первой мировой войны. Национальный кризис в стране.


В результате экономического развития в пореформенный период (особенно промышленного подъема 90-х годов XIX в.) окончательно сложилась система российского капитализма. Это выражалось в росте предпринимательства и капиталов, совершенствовании производства, его технологическом перевооружении, увеличении количества наёмной рабочей силы во всех сферах народного хозяйства. Одновременно с другими капиталистическими странами в России происходила вторая техническая революция (ускорение производства средств производства, широкое использование электричества и других достижений современной науки), совпавшая с индустриализацией. Из отсталой аграрной страны Россия к началу XX в. стала аграрно-индустриальной державой. По объему промышленной продукции она вошла в пятерку крупнейших государств (Англия, Франция, США и Германия) и все глубже втягивалась в мировую систему хозяйства.

^ На рубеже XIX—XX вв. капитализм вступил в новую, монополистическую стадию. Образовывались мощные производственные и финансовые объединения (промышленные монополии и финансовые союзы). Постепенно происходило сращивание промышленного и финансового капитала, складывались промышленно-финансовые группы. Они заняли господствующее положение в экономике — регулировали объем производства и продаж, диктовали цены, делили мир на сферы влияния. Их интересам все более подчинялась внутренняя и внешняя политика капиталистических государств. Система монополистического капитализма, изменяясь и приспосабливаясь к новым историческим реалиям, сохранялась на протяжении всего XX в.

Процесс формирования монополистического капитализма был характерен и для России. Он затронул ее экономическую, социальную и политическую жизнь. Наряду с проявлением общих закономерностей в России имелись свои особенности монополистического капитализма. Это было обусловлено рядом факторов. Во-первых, исторических — она перешла к капитализму позднее многих стран Европы. Во-вторых, экономико-географических — необъятная территория с различными природными условиями и ее неравномерным освоением. В-третьих, социально-политических — сохранение самодержавия, помещичьего землевладения, сословного неравноправия, политического бесправия широких народных масс, национального угнетения. Различный уровень экономического и социокультурного состояния многочисленных народов империи также предопределял своеобразие российского монополистического капитализма.

^ Особенности экономики

Главная — современная капиталистическая промышленность и финансово-банковская система сочетались в экономике России с отсталым аграрным сектором, сохранившим полукрепостнические формы собственности и методы хозяйствования.

Капиталистическая эволюция деревни не поспевала за быстрым темпом промышленного прогресса. Это обусловливало неравномерность развития капитализма по отраслям хозяйства.

Сохранялась концентрация крупных предприятий в 5 районах: Северо-Западном, Центрально-Промышленном, Уральском, Южном и Закавказском (Баку). Экономическое состояние этих районов резко контрастировало с огромными, неосвоенными в промышленном отношении территориями Российской империи. Налицо была неравномерность развития страны по районам.

Политическая система — самодержавие с его мощным бюрократическим аппаратом — и относительная слабость российской буржуазии предопределяли активное вмешательство государства в формирование монополистического капитализма. В России сложилась система государственно-монополистического капитализма (ГМК). Это выражалось в законодательном регулировании и покровительственной политике правительства при создании монополий, финансовой поддержке Государственным банком крупнейших промышленных предприятий, наделении их казенными заказами (Комитет по распределению железнодорожных заказов, Совещание по судостроению и др.). Отдельные государствен­ные чиновники входили в управленческий аппарат мощных промышленно-финансовых групп. Государственно-монополистические тенденции особенно прослеживались в сращивании банковских монополий с госу­дарственными финансовыми учреждениями. Крупнейшими российскими банками руководили бывшие высшие государственные деятели, имевшие отношение к финансовым, торговым и военным ведомствам. Свое­образие России заключалось в том, что самодержавное государство в своей внутренней и внешней политике стало защищать интересы и помещиков, и крупной монополистической буржуазии.

Поздний переход к капитализму, малоземелье крестьянства, пат­риархальные традиции в общественном сознании обусловили закрепление многоукладности экономики России и в период формирования монополистического капитализма. Частнокапиталистический уклад (заводы и банки, помещичьи и кулацкие хозяйства) сочетался с полунатуральным (крестьянским) и мелкотоварным (кустарно-ремесленным производством). Еще одной особенностью, в отличие от других монополистических государств, была сравнительно невысокая активность в вывозе капита­лов за пределы страны. Это обусловливалось нехваткой отечественных капиталов и широкой возможностью их внутреннего вывоза на окраи­ны империи (Сибирь, Средняя Азия, Север Европейской части России). Наоборот, Россия была объектом широкого приложения ино­странных капиталов. Это объяснялось возможностью получения сверх­прибылей из-за дешевизны рабочей силы и огромных сырьевых ресурсов. Иностранные инвестиции проникали в Россию через отечественные банки, становясь частью российского капитала. Они вклады­вались в добывающую, обрабатывающую и машиностроительную про­мышленность. Такое распределение финансовых средств способствова­ло экономическому прогрессу, ускоряло темп индустриализации и предотвращало превращение страны в сырьевой придаток Запада.

Широкое вложение финансовых средств привело к увеличению объёма производства в разных отраслях промышленности к 1913 г. в 5-13 раз. Удельный вес отечественной продукции на мировом рынке вырос почти вдвое. По темпам роста отдельных отраслей промышлен­ности Россия обгоняла другие страны. Она занимала 2-е место в мире по добыче нефти, 4-е — по машиностроению, 5-е — по добыче угля, железной руды и выплавке стали. В то же время по производству электроэнергии Россия стояла на 15-м месте, а некоторых отраслей промышленности (автомобиле-, самолетостроение и др.) вообще не было. В производстве товаров на душу населения Россия отставала от Европейских капиталистических стран и США в 5—10 раз.

^ Сельское хозяйство

В России в начале XX в. существовали различные формы земле­владения. В частном землевладении по-прежнему был велик удельный вес помещичьих латифундий. В них производилась примерно половина товарного хлеба России (подобное положение подводило почву под один из аргументов правительства, настаивавшего на сохранении помещичьего землевладения). В большинстве имений осуществлялась капиталистическая реорганизация, применялся вольнонаемный труд, повышался агротехнический уровень, что и приводило к увеличению товарности и рентабельности хозяйства. Некоторые помещики продолжали отдавать часть земли в аренду, получая плату в форме отработок. В 20% помещичьих имений сохранялись полукрепостнические методы эксплуатации, которые постепенно приводили к деградации и разорению.

Новая форма землевладения сложилась после покупки земли банками, монополиями и некоторыми буржуазными династиями (Рябушинские, Морозовы и др.). Эти владельцы вели хозяйство по капиталистическому типу. Примерно половина земельного фонда страны принадлежала крестьянам. Однако на одно крестьянское хозяйство приходилось около 7 десятин земли, что было недостаточно для ведения рентабельного и товарного хозяйства. В европейской части России остро стояла проблема «земельного голода» крестьян. Высокая арендная плата в совокупности с выкупными платежами до 1906 г. не позволяла большинству крестьян (85%) развернуть рентабельное производство.

Таким образом:

1. ^ Россия начала XX века была аграрно-индустриальной страной. 75% населения жило в сельской местности. Но в процесс индустриального разви­тия все больше вовлекались территории Сибири, Дальнего Востока, Кавказа, Средней Азии.

2. Противоречивость социально-экономической обстановки была обу­словлена многонациональным характером страны, на территории которой проживало более ста народностей. Они отличались по типу цивилизации, ре­лигиям, традициям и т.д.

3. В российском обществе сохранилось деление на сословия. Господ­ствующим сословием оставалось дворянство. Кроме него привилегирован­ным сословием было духовенство. Основу русской буржуазии составляло купечество. Особую категорию образовывало казачество. Главным податными сословиями оставались крестьянство, рабочие.

4. Особенностью России была высокая доля казенной промышленности, прежде всего в военной сфере. Вмешательство государства в экономику. Во­енно-промышленный комплекс не знал рынка и получал государственные за­казы.

5. Промышленность представляла собой быстроразвивающуюся отрасль экономики. Развивались новые отрасли: черная металлургия, машинострое­ние, нефтехимия и т.д.

6. Создавались первые монополистические союзы - картели, синдикаты, концерны, тресты («Продамет», «Кровля», «Продуголь» и др.).

7. ^ Реформы министра финансов СЮ. Витте (1892 -1903 гг.): повыше­ние таможенных тарифов, вмешательство государства в экономику, под­держка отдельных отраслей, денежная реформа 1885-1899 гг. (в качестве ва­лютной единицы был принят золотой рубль) — способствовали успешному развитию экономики страны.

8. Крупнейшие российские банки образовывали финансово-промышленные группы: Русско-Азиатский, Азово-Донской, Петербургский международный коммерческий банк и др., ширилась сеть взаимного креди­та, городских касс и сбербанков. Государственный банк являлся главным орудием экономической политики правительства.

9. Существенную роль в развитии экономики играл иностранный капи­тал - французский, английский, германский.

Основным противоречием социально-экономического развития страны было сохранение феодально-крепостнических пережитков, крупного помещичьего землевладения и крестьянского малоземелья; высокоразвитая промышленность взаимодействовала с отсталой деревней.

^ Сохранение самодержавия - российской абсолютной монархии - явля­лось главным политическим пережитком феодализма. Самодержавие препят­ствовало каким бы то ни было политическим изменениям и было не способ­но модернизировать общественный строй России. Николай II ко всем рефор­мам относился недоверчиво. Предложенная С.Ю. Витте аграрная реформа проведена не была, а манифестом 1903 года было объявлено о сохранении сущест­вующего строя, сословий и неотчуждаемых общинных наделов. В результате консервативная политика Николая II обостряла социально-экономические и иные противоречия в стране, что, в последствии, привело к общенациональ­ным кризисам 1905-1906 гг. и 1907 года.

^ Причины и предпосылки первой русской революции

1. Незавершенность политической и социально-экономической модерни­зации страны, торможение насущных реформ в 1881-1904 гг.

2. Противоречие между начавшейся в стране капиталистической модер­низацией и сохранением докапиталистических форм хозяйства (поме­щичье землевладение, община, малоземелье, аграрное перенаселение, кустарная промышленность).

3. Мировой экономический кризис 1900-1903 гг., тяжело сказавшийся на экономике России.

4. Нерешенность крестьянского и рабочего вопросов.

5. Бездействие власти, отсутствие перемен «сверху», борьба реформатор­ской и реакционной линий в правительстве.

6. Отсутствие конституции. Противоречие между самодержавием и фор­мирующимся гражданским обществом.

7. Противоречие между царизмом и народами России. Насильственная русификация национальных окраин, полное политическое бесправие и высокая степень эксплуатации трудящихся всех наций.

8. Обострение социально-политической обстановки вследствие пораже­ния русской армии в русско-японской войне 1904-1905 гг.

Задачи:

• свержение самодержавия и установление демократической республи­ки;

• ликвидация сословного неравноправия;

• введение свободы слова, собраний, партий и объединений;

• уничтожение помещичьего землевладения и наделение крестьян зем­лей;

• сокращение продолжительности рабочего дня до 8 часов;

• признание права рабочих на стачки и создание профессиональных сою­зов;

• установление равенства народов России.

Характер - буржуазно-демократический.

Движущие силы — рабочие, крестьяне, мелкая буржуазия.

Революция продолжалась 2,5 года (с 9 января 1905 г. до 3 июня 1907г.).

^ В развитии революции можно выделить две линии: восходящую и нисходя­щую.

1. Восходящая линия (январь — декабрь 1905 г.) - нарастание революционной вол­ны, радикализация требований, массовый характер революционных действий. Спектр сил, выступающих за развитие революции, предельно широк — от ли­бералов до радикалов. «Кровавое» воскресенье, всплеск рабочего движения, появление Советов, восстание на броненосце «Потемкин», Всероссий­ская октябрьская стачка, издание Манифеста 17 октября 1905 г., Мос­ковское вооруженное восстание.

2. Нисходящая линия революции (1906 — 3 июня 1907 г.) - крестьянское и национально-освободительное движение, спад революции в городах, активная опережающая деятельность социалистических партий. Власти берут инициативу в свои руки, принимаются «Основные государствен­ные законы», закрепляющие изменение политической системы, работа I и II Государственной Думы. 3 июня 1907 г., с роспуском Государст­венной Думы и изданием нового избирательного закона, революция за­канчивается.

Итоги:

1. Ограничение самодержавия.

2. Учреждение законодательного представительства.

3. Гражданские и политические свободы. Появление легальных партий и профсоюзов.

4. Повышение жизненного уровня рабочих.

5. Отмена выкупных платежей в деревне, начало столыпинской аграрной реформы.

6. Размежевание общественного движения на 3 лагеря:

- традиционно-монархический;

- либеральный;

- революционно-социалистический.

7. Ограничение русификаторской политики: в школах

вводилось препо­давание на национальных языках,

национальные окраины получили представительство

в Думе.

Революция осталась незавершенной, т.к. сохранились самодержавие, по­мещичье землевладение и другие феодальные пережитки и привилегии, на­циональные противоречия, не было введено рабочее законодательство.

Значение. Революция изменила морально-психологическую обстановку в стране: исчезли царистские иллюзии, массы накопили значительный опыт борьбы. С.Ю. Витте писал: «...революция в умах свершилась, и сила ее превосходила силу существующего режима».

После поражения декабрьского вооруженного восстания многие возлагали надежды на мирный путь решения насущных проблем через Думу. Дума – это первый опыт представительного правления в России. С ней связывали переход России на путь буржуазного парламентаризма и конституционного строя.

Работа первой и второй Государственной Думы.

^ Особенности возникновения российского парламента:

• запоздалое складывание системы парламентаризма по сравнению с та­ковым в Западной Европе (например, в Англии - в 1265 г., во Франции - в 1302г. и др.);

• предпосылками складывания парламента в России было развитие зем­ского движения и возникновение так называемого либерального земст­ва;

• формирование парламента происходило одновременно с началом фор­мирования партийной системы России;

• развитие революционных событий и неудачи во внешней политике (поражение в русско-японской войне) заставили самодержавие прини­мать решения об обновлении монархии.

«Булыгинская дума»: июль 1905 г., высокий избирательный ценз лишал права участия в выборах рабочих, значительную часть городского на­селения, безземельных крестьян и батраков. Бойкот Думы со стороны подавляющей части населения России.

Манифест « Об усовершенствовании государственного порядка, 17 ок­тября 1905 г.»:

1) дарование свободы слова, совести, собраний и союзов;

2) привлечение к выборам широких слоев населения;

3) обязательный порядок утверждения Государственной Думой всех издаваемых законов.

«Манифест» положил начало складыванию парламентаризма в России. По «Манифесту» Государственной Думе были свойственны определенные черты парламента. Об этом свидетельствует возможность открытого обсуж­дения государственных вопросов, необходимость направлять в Совет мини­стров различные запросы, делать попытки объявлять недоверие правительст­ву и т.п.

^ Закон о выборах от 11 декабря 1905 г.:

Устанавливались четыре избирательные курии, представлявшие одного выборщика от 2 тыс. помещиков, от 7 тыс. городского населе­ния, от 30 тыс. крестьян, от 90 тыс. рабочих. Были лишены прав вы­бора женщины, солдаты, матросы, учащиеся, безземельные крестьяне, батраки и некоторые «инородцы». Члены Государственной Думы изби­рались сроком на 5 лет.

Государственная Дума учреждалась как законодательный орган, Государственный совет преобразовывался в верхнюю палату парла­мента с правом вето. Дума не могла начинать сессию по своей инициа­тиве, а созывалась указами царя. Император сохранил в своих руках всю полноту власти, правительство было ответственно только перед ним. Именным указом царь мог распустить Думу и назначить новые выборы. Он имел право принимать решения без ведома Думы. Поэтому форму правления в России нельзя назвать конституционной монархи­ей. Это была «думская» монархия.

Первая Государственная Дума (24 апреля - 9 июля 1906 г.): кадеты - 179 мест, трудовики — 97, автономисты — 63, социал-демократы — 18, беспартий­ные -91. Председатель - кадет Муромцев. Центральным вопросом ра­боты первой Государственной Думы стал аграрный вопрос. На обсуж­дение Думы представили свои законопроекты кадеты, трудовики и эсе­ры. Проект 104-х (трудовиков) – ликвидация помещичьего землевладения и передача земли тем, кто ее обрабатывает;

Проект 42-х (кадетов) – ограничение помещичьего землевладения; в собственности помещиков оставались только образцовые хозяйства, ликвидация общинных структур;

Проект 33-х (эсеров)- ликвидация помещичьего землевладения и «социализацию» земли; уравнительное распределение земли среди крестьян без выкупа.

Первая Государственная Дума, поставившая вопрос о принудительном отчуждении помещичьей земли, превращалась в революционную трибуну. И поэтому 9 июля 1906 г. Государственная Дума была разогнана. Было объяв­лено о созыве второй Думы.

Вторая Государственная Дума (20 февраля - 3 июня 1907 г.): социал-демократы -222 места, кадеты - 98, октябристы и умеренно-правые - 44, крайне правые - 10, беспартийные - 57. Председатель — Ф.А. Головин. Обсу­ждаемые темы: аграрный вопрос; бюджет государства на 1907 год; ре­прессивные меры правительства, применяемые для подавления рево­люционного движения. Эта деятельность шла вразрез с интересами власти. Дума была распущена 3 июня 1907 г. Роспуск II Государствен­ной Думы и создание нового избирательного законодательства оцени­вается как государственный переворот.

3 июня 1907 г. II Государственная Дума была досрочно распущена, было принято новое «Положение о выборах». Выборы качественно изменили партийный состав Думы, обеспечив победу правых партий. III Государственная Дума была угодливой и преданной самодержавию. Ее реакционность проявлялась в поддержке правительственной политики, финансировании нужд полиции, в принятии антидемократического рабочего законодательства. Согласно ст.87 «Основных законов» любая неотложная мера могла быть проведена императорским указом, не дожидаясь одобрения законодательных учреждений. Третьеиюньский политический акт означал государственный переворот, обеспечивший сохранение за правительством подлинной власти в стране и в Думе.

^ Главным архитектором третьеиюньской политической системы являлся Петр Аркадьевич Столыпин. Он относился к тем го­сударственным деятелям, которые, занимая высокий государственный пост, заботились о процветании России и стремились спасти ее от великих потрясений. Столыпин принадлежал к старинному дворянскому роду и приходился родственником великому русскому поэту М.Ю.Лермонтову. Он был убежденным защитником монархии. Его продвижение по служебной лестнице началось в годы первой русской революции, которая застала его на посту саратовского губерна­тора. Когда Саратовскую губернию охватили крес­тьянские восстания, Столыпин, разъезжая по дерев­ням, пытался призвать взбунтовавшихся крестьян к порядку. Во время этих поездок он понял, что нуж­но крестьянам: они желали получить землю в соб­ственность. Столыпин пришел к выводу, что для успокоения России прежде всего нужно выполнить это страстное желание крестьянства, наделив их зем­лей — небольшим наделом. В апреле 1906 г. он стал министром внутренних дел, а через пару месяцев был назначен одновременно и на пост председателя Совета министров, что дало ему возможность при­ступить к реализации аграрной реформы.

Первым шагом на пути к ней стала досрочная отмена выкупных платежей. В проведении аграрной реформы Столыпин разрушил в деревне многове­ковые традиции и принципы отношений между кре­стьянами. Теперь им было разрешено выходить из общины, круговая порука и коллективизм больше не связывали сельских тружеников. Крестьянин мог переселиться на хутор или получить отруб, оставшись на месте, никуда не уезжая. Создавался фонд из казенных и императорских земель, которые можно было покупать, взяв ссуду. Те крестьяне, которые решили переехать на хутора, получали от правитель­ства материальную поддержку.

Главные цели, которые преследовала аграрная ре­форма Столыпина, — сохранив помещичье землевла­дение, помочь образоваться слою зажиточных крес­тьян, сельских предпринимателей, которые стали бы опорой царизму. Столыпин рассчитывал на то, что в результате предлагаемых правительством мер у кре­стьянина появится личный интерес, он будет стре­миться к обогащению, у него пропадут революци­онные настроения. В одном из своих выступлений Столыпин говорил: «Земледельцы не могут не же­лать иметь своими соседями людей спокойных и до­вольных вместо голодающих и погромщиков. От­сутствие у крестьян своей земли подрывает их ува­жение ко всякой чужой собственности... Общины своим мировоззрением и питают социализм, уже на­катывающийся во всем мире».

Реформа Столыпина дала положительные резуль­таты для экономики России. Появилось зажиточное крестьянство. Реформа, разрушив общину, способствовала расслоению крестьянства. Образовались три слоя крестьян — зажиточные (кулаки), середняки и беднота. Проведению реформы помешало традицион­ное, сложившееся в течение многих веков, прекло­нение перед общиной. Многие из тех крестьян, ко­торые получили землю, продавали ее и уезжали в города, где их ждала горькая участь. Часть кресть­янства, не сумев устроиться и найти работу в горо­де, потратила полученные за надел деньги и верну­лась в деревню, нанимаясь батраками к тем, кто наладил свое хозяйство.

Аграрная реформа способствовала новому промыш­ленному подъему в 1909—1913 гг. По ряду экономи­ческих показателей к 1914 г. Россия вышла на пер­вое место в мире. К этому времени в полтора раза вырос грузооборот железных дорог. Россия накопи­ла большие хлебные запасы. В 1913 г. урожай зла­ковых был на треть выше, чем у Аргентины, Кана­ды и Соединенных Штатов. В 1912г. было вывезе­но в Англию масла на 68 млн руб., что вдвое превы­шало стоимость годовой добычи сибирского золота. Потребление мяса в России составило в 1913 г. 88 кг на душу населения. Французский политический обо­зреватель, посетивший в это время Россию, изучил результаты столыпинской аграрной реформы и ска­зал: «...Ни один из европейских народов не дости­гал подобных результатов, и это повышение сельскохозяйственной продукции, достигнутое без содей­ствия дорогостоящей иностранной рабочей силы, как это имеет место в Аргентине и Бразилии, Соеди­ненных Штатах и Канаде, не только удовлетворяет растущие потребности населения, численность ко­торого увеличивается каждый год (причем оно пи­тается лучше, чем в прошлом), но и позволило Рос­сии значительно расширить экспорт».

Результаты столыпинской реформы называли во всем мире «русским чудом». Запасы хлеба, которые были накоплены благодаря аграрной реформе, по­зволили России пережить события первой мировой войны, революции 1917г. и гражданской войны. Основным недостатком реформ Столыпина стало то, что ему не удалось разрушить общину. Из общин вышло всего 21—22% крестьян. Многие вышедшие сразу же продали свои земли и ушли в города. Из переселенцев на новые земли за Уралом и в Сибирь примерно половина вернулась назад, не сумев на­ладить хозяйство в новых условиях.

Столыпиным была задумана обширная программа преобразований. Кроме аграрной реформы предпо­лагалось изменить систему местного самоуправле­ния, ввести государственное страхование рабочих и бесплатное всеобщее начальное образование, издать законы о старообрядческих общинах, реорганизо­вать полицию, учредить земства в западных губер­ниях, где их не было, довести густоту шоссейных и железных дорог в европейской части России до уров­ня Западной Европы.

Истины ради следует также сказать, что при всем своем либерализме Столыпин круто расправлялся с революционерами. При нем в стране, в мирное вре­мя, были введены военно-полевые суды и казнь че­рез повешение. Именно тогда виселицы получили в народе название «столыпинские качели», а петли, которые накидывали на шею казнимым, — «столыпинские галстуки». Парадокс заключается в том, что П. А. Столыпиным были недовольны все социальные слои. Дворянство видело в нем лишь разрушителя «вековых устоев». Крестьяне ждали от власти помещичьих земель. Либеральной буржуазии претили бонапартистские замашки премьер-министра. Пролетариат вообще выпал из сферы столыпинских интересов. Однако Столыпину не суждено было воплотить в жизнь свои поистине грандиозные планы: 1 сен­тября 1911 г. выстрел эсера-террориста в Киевском оперном театре оборвал жизнь этого человека. Подавляющее большинство намеченных Столыпиным реформ осталось нереализованными. Столыпин понимал, что плоды его трудов скажутся далеко не скоро. В одном из интервью в 1909 г. он заявил: «Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего и вы не узнаете нынешней России». Но история не отпустила времени: в 1914г. началась первая мировая война.

Первая мировая война носила захватнический характер. Участвовавшие в ней страны преследовали корыстные цели правящих кругов, а интересы народов, вовлеченных в самую кровопролитную в начале XX века войну, не учитывались правительствами воюющих государств. Непосредственными инициаторами войны стали Германия и Австро-Венгрия.

Поводом к войне послужило убийство в г. Сараево сербскими националистами наследника австрийского престола эрц-герцога Франца Фердинанда. Австро-Венгрия использовала этот теракт в качестве предлога для объявления войны Сербии. В ответ на это Россия объявила мобилизацию, чтобы помочь сербскому народу. Германия потребовала от России отменить ее. Сначала военные события развернулись на Западном фронте. В 1914 г. ни одна из сторон не добилась поставленных перед собой целей. В 1915г. германское командование приняло решение - вывести из войны Россию.

Вступление России в первую мировую войну на некоторое время смяло остроту социальных противоречий. Все слои населения спло­тились вокруг правительства в едином патриотическом порыве. Од­нако он продолжался недолго. Поражения на фронте в борьбе с Гер­манией, гибель миллионов россиян, ухудшение положения народа, вызванное войной,— все это породило массовое недовольство.

Внутреннюю ситуацию в стране усугублял экономический кризис, наметившийся в 1915—1916 гг. Промышленность, перестроенная на военный лад, в целом обеспечивала нужды фронта. Однако ее од­нобокое развитие привело к тому, что тыл страдал от нехватки пред­метов народного потребления. Это привело к повышению цен на них. Росла инфляция: покупательная способность рубля упала до 27 коп. В 1916 г. разразились топливный и транспортный кризисы. Низ­кая пропускная способность железных дорог не обеспечивала воен­ных перевозок и бесперебойной доставки продовольствия в города. Особенно острым оказался продовольственный кризис. Крестьяне, не получая необходимых промышленных товаров, отказывались постав­лять продукты своего хозяйства на рынок. В России впервые появи­лись очереди за хлебом. Процветала спекуляция. Попытки правитель­ства выйти из кризиса оказались тщетными. Слабо помогло привле­чение промышленников к решению хозяйственных вопросов в Особых совещаниях по обороне и Военно-промышленных комитетах.

Поражения России на фронтах первой мировой войны нанесли значительный удар по общественному сознанию. Население устало от затянувшейся войны. Росли забастовки рабочих и крестьянские волнения. На фронте участились братание с противником и дезер­тирство. Усилились национальные движения. В 1916 г. в Средней Азии восстало местное население. Его вожди пытались отделиться от России и создать независимые ханства.

Революционные агитаторы использовали все промахи правитель­ства для дискредитации правящих верхов. Опираясь на антивоенные настроения в обществе, меньшевики (Л. Мартов) и эсеры (В. М. Чернов) выступали за немедленное прекращение войны и заключение демократического мира. Большевики (В. И. Ленин) желали пораже­ния царскому правительству и призывали народы превратить войну из империалистической в гражданскую.

Активизировалась либеральная оппозиция. Усилилось противо­стояние Государственной Думы и правительства. Рушилась основа третьеиюньской политической системы — сотрудничество буржуаз­ных партий с самодержавием. Речь П. Н. Милюкова 1 ноября 1916 г. с острой критикой политики царя и его министров положила начало «обличительной» кампании в IV Государственной Думе. «Прогрессивный блок» — межпартийная коалиция большинства дум­ских фракций — потребовал создания правительства «народного до­верия», ответственного перед Думой. Однако Николай II демонстра­тивно отверг это предложение.

Политическая нестабильность проявлялась в раздорах министров, их частой смене («министерская чехарда»). Даже часть аристократи­ческих кругов и высшего генералитета, некоторые члены император­ской фамилии высказывали недовольство деятельностью правительства. В придворной камарилье усилились прогерманские настроения. Многие высокопоставленные чиновники были заподозрены (и не без оснований) в шпионаже и государственной измене. Среди ближайшего окружения царя вызревала идея сепаратного мира с Германией, чтобы использовать армию для подавления народных выступлений. Николай II катастрофически терял авторитет в обществе из-за «распутинщины», бесцеремонного вмешательства царицы Александры Федоровны в государственные дела и своих неумелых действий в качестве Верховного главнокомандующего.

^ К зиме 1916—1917 гг. все слои населения России осознавали неспособность царского правительства преодолеть политический и экономический кризис.


Контрольные вопросы:

1.В чем состояли особенности социально-экономического развития России на рубеже XIX-XX вв.?

2.Каковы были основные направления внутренней политики Николая в начале его царствования?

3.Каковы были причины, основные этапы и итоги революции 1905-1907гг.?

4.Каковы особенности возникновения российского парламентаризма?

5.В чем состояла необходимость проведения реформ в России? Какую программу реформ предложил П.А.Столыпин?

6.Каковы были причины Первой мировой войны? Как война повлияла на российское общество?








^ II ЭТАП РЕВОЛЮЦИИ




III ЭТАП. СПАД РЕВОЛЮЦИИ

Январь 1906 — июнь 1907 г.


Революционные

выступления

Парламентская

борьба

Действия верховной

власти

  • Массовые крестьянские волнения (июнь 1906 г.)




  • Восстание солдат и моряков Балтийского флота в Свеаборге, Кронштадте и Ревеле (июль 1906 г.)




  • Покушение на П.А.Столыпина (12.08.1906 г.)




  • Выборы в I Государственную думу (26.03 и 20.041906 г.)




  • Начало работы I Государственной думы (27.04.1906 г.)




  • Думский адрес императору с требованием введения конституционного правления (05.05.1906 г.)

  • Выборгское воззвание 182 депутатов в знак протеста против роспуска I Государственной Думы (10.07.1906 г.)





  • Деятельность II Государственной думы (20.02 – 02.06.1907 г.)




  • Роспуск II Государственной думы и введение в действие нового избирательного закона (03.06.1907 г.)

  • Преобразование Государственного совета в верхнюю палату парламента (26.02.1906 г.)

  • Издание «Основных законов Российской империи», определявших полномочия Госсовета и Госдумы (23.04.1906 г.)

  • Издание «Временных правил», разрешавших создание профсоюзов (04.03.1906 г.)




  • Создание военно-полевых судов (19.08.1906 г.)

  • Начало аграрной реформы П.А.Столыпина. Издание царского указа, предоставлявшего крестьянину право выхода из общины с принадлежавшим ему земельным наделом (09.11.1906 г.)













  • 1914 г. Военная кампания не принесла решающего успеха ни одной из сторон

  • 1915 г. Поражения русской армии в военной кампании. Россия потеряла Польшу, часть Прибалтики, Белоруссии и Украины

  • 1916 г. Основные военные действия на Западном фронте. Май – июнь 1916 г. — «Брусиловский прорыв» на Юго-Западном фронте против Австро-Венгрии

  • 1917 г. Поражение русских войск в условиях революции. Переговоры большевиков с Германией о мире

  • 1918 г.

Март. Сепаратный мир Советской России с Гер-

манией.

Ноябрь. Поражение Германии и ее союзников от Антанты


  1   2   3   4   5   6



Похожие:

Учебное пособие для самостоятельной работы Ставрополь 2010 ббк 63. 3 (2) Я73 удк 99 (С) р -82 iconУчебное пособие для самостоятельной работы Ставрополь 2010 ббк 63. 3 (2) Я73 удк 99 (С) р -82
Учебное пособие предназначено для студентов медицинских и фармацевтических вузов
Учебное пособие для самостоятельной работы Ставрополь 2010 ббк 63. 3 (2) Я73 удк 99 (С) р -82 iconУчебное пособие для студентов экономических специальностей г. Симферополь, 2005 удк 331. 45 Ббк 65. 247 А 44
Акуличев Ю. Ф., Глухенко Н. В. Основы охраны труда: учебное пособие для студентов экономической специальности. // Под общей редакцией...
Учебное пособие для самостоятельной работы Ставрополь 2010 ббк 63. 3 (2) Я73 удк 99 (С) р -82 iconУчебное пособие для студентов 3 курса химического факультета уфа риц башгу 2013 удк 66. 021 Ббк 35
Учебное пособие предназначено для студентов 3 курса химического факультета БашГУ
Учебное пособие для самостоятельной работы Ставрополь 2010 ббк 63. 3 (2) Я73 удк 99 (С) р -82 iconУчебное пособие для студентов 3 курса химического факультета уфа риц башгу 2009 удк 66. 021 Ббк 35
Учебное пособие предназначено для студентов 3 курса химического факультета БашГУ
Учебное пособие для самостоятельной работы Ставрополь 2010 ббк 63. 3 (2) Я73 удк 99 (С) р -82 iconУчебное пособие санкт-петербург
Учебное пособие предназначено для самостоятельной подготовки курсантов и проведения практических занятий на базе городской детской...
Учебное пособие для самостоятельной работы Ставрополь 2010 ббк 63. 3 (2) Я73 удк 99 (С) р -82 iconУчебное пособие по курсу «Общая химическая технология» для студентов специальностей 240701, 240702, 240706, 240901
Данное учебное пособие предназначено для того, чтобы обеспечить методическое руководство самостоятельной работой студентов, изучающих...
Учебное пособие для самостоятельной работы Ставрополь 2010 ббк 63. 3 (2) Я73 удк 99 (С) р -82 iconУчебное пособие для студентов-психологов Калуга, 2004 удк 159 577. 4 Ббк 88
Охватывает экосистемы, различные по величине и сложности, от биосферы в целом (экосистема биосферы) и кончая конкретной экосистемой,...
Учебное пособие для самостоятельной работы Ставрополь 2010 ббк 63. 3 (2) Я73 удк 99 (С) р -82 iconУчебное пособие москва 2010 ббк 85. 90. я 73 М22
Ермакова Г. А., доктор искусствоведения, профессор кафедры теории и истории музыки военного института (военных дирижёров) Военного...
Учебное пособие для самостоятельной работы Ставрополь 2010 ббк 63. 3 (2) Я73 удк 99 (С) р -82 iconУчебное пособие Благовещенск
Кузнецов, Д. В. Использование военной силы во внешней политике сша: учебное пособие / Д. В. Кузнецов. – Благовещенск: Изд-во бгпу,...
Учебное пособие для самостоятельной работы Ставрополь 2010 ббк 63. 3 (2) Я73 удк 99 (С) р -82 iconРасчет опор лэп учебное пособие Омск 2005 удк 621. 315. 66. 001. 24(075) ббк 31. 279-04-022я73 п 44 Рецензенты: Щвецов В. Т, д-р техн наук, проф.
Приведены сведения об опорах воздушных линий электропередачи, их классификация. Дана расчетная модель металлической опоры. Рассмотрены...
Учебное пособие для самостоятельной работы Ставрополь 2010 ббк 63. 3 (2) Я73 удк 99 (С) р -82 iconУчебное пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения Харьков 2009 удк 32: 001. 891. 3(075. 4)
Охватывают весь спектр политического позиционирования
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы