Учебное пособие для студентов-психологов Калуга, 2004 удк 159 577. 4 Ббк 88 icon

Учебное пособие для студентов-психологов Калуга, 2004 удк 159 577. 4 Ббк 88


Скачать 198.55 Kb.
НазваниеУчебное пособие для студентов-психологов Калуга, 2004 удк 159 577. 4 Ббк 88
страница1/5
Размер198.55 Kb.
ТипУчебное пособие
  1   2   3   4   5

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Калужский государственный педагогический университет

им. К.Э.Циолковского


Факультет психологии


Словарь-минимум

экологических терминов и понятий,

изучаемых в курсе «Экология и экологическая психология»


Учебное пособие для студентов-психологов


Калуга,

2004


УДК 159 577.4

ББК 88

Авторы-составители: О.Г.Посыпанов, Л.А.Соколова


ВВЕДЕНИЕ

Словарь-минимум терминов предназначен для использования при выполнении практических работ, самоподготовке и чтении литературы в курсе «Психология субъектности», а также в курсах «Психофизиология», «Общая психология», «История познания».

Перед словарем помещена сводная таблица психических процессов и соответствующих им уровней. Она дает хорошую ориентацию во взаимосвязях психических процессов и указывает на их генезис.


Словарь имеет табличное представление. В первой колонке дается название термина или группы. Все термины расположены по алфавиту. Прописными буквами даются отдельные термины и головные термины групп. Термины, написанные строчными буквами с заглавной буквы, подчинены головному термину (входят в группу). Для некоторых терминов представлены их производные. Перечисление производных терминов даётся с точкой перед термином. Во второй колонке для каждого термина приводится основное содержание, зафиксированное в общеупотребительных словарях, справочниках и других материалах. В третьей колонке приведено дополнение, предлагаемое в курсе «Психология субъектности».

В определениях жирным шрифтом выделены основные слова (родовые для данного термина). Жирным курсивом выделены термины из словаря (те, для которых даются словарные значения, их можно найти так, как описано выше). Курсивом выделены иностранные слова или их корни, после них указывается язык, из которого заимствовано это слово или корень. Цифры в квадратных скобках, встречающиеся в тексте – это номера литературных источников по списку, приведённому в конце словаря.


^ Успехов Вам в работе со Словарём!


Экология как наука


Термин

Словарное значение

Дополнение в курсе «Экология»


ЭКОЛОГИЯ

Наука о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей средой [1]
^

Наука о взаимодействии живых систем с внешней средой в биосфере Земли


Аутэкология

От греч. аutos – сам и экология – раздел экологии, исследующий взаимоотношения растений, грибов и животных со средой обитания, их устойчивость по отношению к различным ее факторам, адаптированность физиологии и морфологии к среде, наличие и особенности различных форм поведения у животных [9]


Популяци-онная экология, демэкология

Раздел экологии, изучающий популяции как элементарные формы существования вида: их структуру, динамику, половой и возрастной состав, этологию, генетическую цельность, положение в биогеоценозах [9]


Биогеоцено-логия

Раздел экологии, исследующий экосистемы (прежде всего биогеоценозы) как очень сложные объединения популяций растений, животных и микроорганизмов и образовавшихся под их влиянием биоценотических сред [9]


Синэкология

От греч. syn – «вместе» и экология – отдел биоценологии, исследующий взаимоотношения сообществ с внешней и биоценотической средой, их средообразующую роль, происходящие в сообществах физиологические процессы, в частности фотосинтез, дыхание и транспирацию [9]


Созологи-ческая экология

От греч. sozo – охранять, созология (Goetel, 1965), созиэкология – отрасль общей экологии, разрабатывающая научные основы охраны экосистем, биоценозов, отдельных популяций растений и животных [9]


^ ЭКОЛОГИ-ЧЕСКИЙ КРИЗИС

Кризис – 1.резкий, крутой перелом в чем-н.; 2.затруднительное, тяжелое положение [3]

Нарушение экосистем на больших территориях государств [9]
^

Резкое изменение доступности ресурсов, ведущее к изменению структуры экосистемы


ЭКОЛОГИ-ЧЕСКАЯ КАТАСТ-РОФА

Катастрофа – событие с несчастными, трагическими последствиями [3]
^

Изменение структуры экосистемы, ведущее к ее упрощению





Базовые понятия

АВТОТРО-ФЫ

От греч. autos – «сам», trophe – «пища», - организмы, продуцирующие органическое вещество из неорганических соединений за счет энергии абиотических («неживых») источников: Солнца (фототрофы или гелиотрофы) или энергии, освобождающейся при химических реакциях: окисления аммиака, сероводорода и др. веществ (хемотрофы). К автотрофам относятся высшие растения (кроме паразитных и сапрофитных), водоросли, некоторые бактерии (пурпурные, железобактерии, серобактерии). В пищевых цепях играют роль продуцентов [4]

АНАЭРО-БЫ

От греч. an – «не», антагонизм, аеr– «воздух» – организмы, живущие при отсутствии кислорода благодаря получению энергии за счет расщепления органических и неорганических веществ, например, в процессе брожения [4]

АРОМОР-ФОЗ

Такие эволюционные приобретения, которые приводят к общему подъему организации, повышению интенсивности жизнедеятельности, но не являются специфическими приспособлениями к резко ограниченным условиям существования [1]

Эволюционный процесс, приводящий к усложнению модели поведения и, тем самым, структуры процессов в организме как минимум на порядок

АЭРОБЫ

От греч. аеr – «воздух» и bios – «жизнь» (или аксибионты), – организмы, которые могут существовать только при наличии свободного молекулярного кислорода. К аэробам относятся почти все животные и растения, а также большинство микроорганизмов [4]

ВЗАИМО-ДЕЙСТВИЕ

Взаимная связь двух явлений [3]

Такое протекание процессов в двух системах, при котором осуществление хотя бы одного процесса в каждой системе соответствует преобразованию структуры некоторых процессов в другой системе

ВЗАИМО-ОТНОШЕ-НИЯ

Взаимные отношения между кем-нибудь [3]

Связь между элементами структуры

^ ВНУТРЕН-НИЕ ЦИКЛЫ




Процессы, циклически протекающие внутри живой системы










^ ВНУТРЕН-НЯЯ АКТИВ-НОСТЬ

Активный – деятельный, энергичный [3]

  • способность устанавливать внутренние законы

  • причина размыкания внутренних циклов по собственным законам живой системы

  • внутренняя причина поведения

ГЕТЕРО-ТРОФЫ

От греч. heteros – «другой», trophe – «пища», – организмы, использующие в качестве источника углерода готовые органические вещества. В пищевых цепях выполняют роль консументов [1]

ГОМЕО-СТАЗ


от греч. homoios – «подобный, одинаковый», stasis – «состояние, неподвижность», – состояние внутреннего динамического равновесия природной системы или организма, поддерживаемое регулярным возобновлением ее основных структур, веществ и энергии и постоянной саморегуляцией ее элементов. [4]

ДЕЙСТВИЕ

  • проявление какой-н. энергии, деятельности, а также сама сила, деятельность, функционирование чего-н.

  • результат проявления деятельности чего-н., влияние, воздействие

  • поступки, поведение [3]

Изменение структуры процессов в некоторой системе при осуществлении каких-л. процессов в другой системе

Дифферен-циация

Разъединение изначально единого организма и выработка у него специализированных структур, выполняющих определенные функции, что повышает эффективность работы организма в целом. Напр., это возникновение различных органов у высших растений [1]


Различение внутри чего-то одного (исходно единого) двух взаимоисключающих явлений

ДРАЙВ




^ Форма проявления внутренней активности, определяемая типом предотвращаемых проявлений противоречий между законами живой системы и Вселенной

^ ЖИВАЯ СИСТЕМА

Часть Живого или Жизни. Жизнь – способ существования материи [3]

Система, обладающая внутренней активностью

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНЫЙ

способный к жизненным отправлениям, живой, деятельный, энергичный [3]

ЗАДАЧА

То, что требует исполнения, разрешения [3]

  • необходимость преобразовать структуру процесса

  • любая необходимость поведения

  • Внутрен-няя З.




Задача, существующая внутри живой системы

  • Внешняя З.




Задача, существующая во внешней среде для живой системы

  • Решение задачи




Процесс преобразования структуры процессов

ЗАКОН

  • связь и взаимозависимость каких-либо явлений объективной действительности;

  • общеобязательное правило; то, что признается обязательным [3]

  • нечто неизменное, в соответствии с которым нечто происходит. Закон определяет направление процесса. Проявлением закона является замыкание цикла.

  • взаимосвязь между замыканием и размыканием циклов некоторых процессов, то есть между их возникновением и исчезновением

^ ЗАКОНЫ ВСЕЛЕН-НОЙ

Вселенная – вся система мироздания, весь мир [3]. Законы Вселенной – наиболее общие и устойчивые взаимосвязи между явлениями материального мира.

Связи между замыканием и размыканием циклов

ИНДИВИ-ДУУМ

От лат. individuum – «неделимый», особь, организм (чаще – неделимый), относящийся к тому или иному виду растений или животных, осуществляющий обмен веществ с окружающей его средой. В некоторых случаях индивидуум очень трудно вычленить (колониальные формы жизни, микотрофные организмы, вегетативно размножающиеся растения) [9]

ИНТЕГРА-ЦИЯ

Слаженность в работе отдельных частей и органов, позволяющая организму реагировать на внешние воздействия, осуществлять свою жизнедеятельность и обмен веществ с внешней средой как единому целому. И. обеспечивается механизмами регуляции и управления. К числу таких механизмов относят, в частности, нервную систему, и эндокринную систему [1]

Синтез взаимоисключающих процессов.

КООРДИ-НАЦИЯ

От лат. co – «вместе» и ordinatio – “приведение в порядок». Аспект взаимодействия частей в целостной системе [11]

^ Установление соответствия между протеканием каких-либо процессов

КОРРЕЛЯ-ЦИЯ

Случаи взаимного соответствия, когда какой-либо признак в структуре организма, его химическом составе, поведении и т.п. появляется, как правило, вместе с другими признаками и зависит от них [1]

МЕТАБО-ЛИЗМ

От греч. metabole – “превращение» – обмен веществ и энергии в живых организмах, совокупность биохимических реакций, происходящих в клетках и их мембранах. Одни из этих реакций ведут к образованию и обновлению веществ и структур клеток (анаболизм), другие – к их расшеплению с выделением энергии (катаболизм). Промежуточные продукты метаболизма называются метаболитами [9]

^ МЕТОД МОДЕЛЕЙ В ЭКОЛОГИИ

Метод исследования популяций, биоценозов, экосистем, трофических и медиопативных связей на выбранных типичных образцах или копиях. Моделью может служить отдельная особь (модельное дерево), популяция, их группа, биоценоз или его отдельный (модельный) участок, вся экосистема.

Биологические модели могут создаваться искусственно из живых культивируемых в лаборатории организмов. Модель может быть сделана и в виде механической (предметной) копии (напр., для изучения размещения особей), ею может быть даже схема, отражающая те или иные особенности или экологические процессы. Многие явления исследуются и на математических моделях, т. е. с помощью системы формул, отражающих те или иные найденные в природе процессы и закономерности [9]

ОРГАНИЗМ

Биологическая единица, имеющая характерные анатомические и физиологические признаки. Орагнизм может состоять из единственной клетки (одноклеточный), из множества одинаковых клеток ( колониальный) или из различных по функциям клеток (многоклеточный) [1]

Элементарная живая система, т.е. живая система, имеющая фиксированные границы в пространстве

ОТНОШЕ-НИЕ

1.Взаимная связь разных величин, предметов, действий

2.Взаимное общение, связь между кем-н., образующаяся из общения на какой-н. почве[3]

То, что связывает элементы в структуре

^ ПАРАМЕТР ПРОЦЕССА

Величина, характеризующая какое-н. основное свойство системы [3]

1.Соответствие осуществления процесса преобразованию структуры другого процесса

2.Способ описания преобразования процесса

3.Качественная или количественная характеристика процесса

  • Качест-венный параметр




Параметр, каждое значение которого уникально, не связано с другими.

  • Количественный параметр




Параметр, каждое значение которого можно получить путём преобразования любого другого значения

^ ПРЕОБРА-ЗОВАНИЕ ПРОЦЕССА

Преобразование – крупное изменение, перемена [3]

Замыкание и размыкание цикла

ПРОТИВО-РЕЧИЕ

Положение, при котором одно (высказывание, мысль, поступок) исключает другое, несовместимое с ним [3]



Такое отношение между законами, что проявление одного исключает проявление другого.

^ ПРОЯВЛЕ-НИЕ ПРОТИВО-РЕЧИЙ

Проявить – совершая, делая что-н., обнаружить наличие каких-н. качеств, свойств [3]

Размыкание циклов не по законам живой системы, а по законам Вселенной, если для живой системы существует необходимость преобразования именно по её законам

ПРОЦЕСС

Ход, развитие какого-н. явления, последовательная смена состояний в развитии чего-н. [3]

Единица существования Вселенной, (цикл)

РАЗМНО-ЖЕНИЕ

Способность организмов производить себе подобных, чем обеспечивается сохранение их видов и непрерывность пребывания в биоценозах [9]


Увеличение количества систем, имеющих те же законы, что и исходная

РОСТ

Необратимое увеличение массы и размеров организма, органа или клетки, связанное с новообразованием элементов, составляющих их структуру [1]

Расширение границы живой системы

СИГНАЛ

1.То, что служит толчком к началу какого-н. действия

2.Предупреждение, сообщение о чем-н. нежелательном [3]

Процесс, предшествующий тому, при котором проявляется противоречие

СИСТЕМА

Совокупность взаимосвязанных элементов [3]

^ Часть Вселенной, процессы внутри которой связаны в большей степени между собой, чем с процессами вне этой части. Выделение системы из среды всегда условно и определяется исследовательской задачей

Согласо-вание

Приведение в надлежащее соотношение, соответствие с чем-нибудь [3]

СООТВЕТ-СТВИЕ

Соотношение между чем-н., выражающее согласованность, равенство в каком-н. отношении [3]

Наиболее общий тип отношений, связь между двумя элементами.

СТРУКТУ-РА

Строение, внутреннее устройство [3]

Неопределяемое понятие, соотносимое с понятиями элемент и отношение. Структуру образует совокупность элементов с отношениями между ними

СУБОРДИ-НАЦИЯ

От лат. sub – под и ordinatio – «приведение в порядок». Порядок взаимосвязи между частями целого, характеризующий соподчинение [9,11]

СУБСТРАТ

То, что лежит в основе каких-н. явлений, состояний [3]

^ УРОВНИ ОРГАНИ-ЗАЦИИ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ

Ординация биологических систем по степени их развития: организм – популяция - биоценоз – биосфера [9]

«Простая» живая система – организм, составные: популяция – биогеоценоз - биосфера

ЦИКЛ

От греч. cyklos – круг. Совокупность явлений, процессов, составляющая кругооборот в течение известного промежутка времени [3]

Процесс, для которого конечная и начальная точки совпадают. Для цикла определены замыкание, осуществление, размыкание


ЭЛЕМЕНТ

1.составная часть чего-нибудь;

2.одна из сторон, признак в содержании чего-нибудь [3]

Неопределяемое понятие, соотносимое с понятием структура.

ЯВЛЕНИЕ

То, в чем сказывается, обнаруживается сущность, а также всякое проявление чего-н., событие, случай [3]



  1   2   3   4   5

Похожие:

Учебное пособие для студентов-психологов Калуга, 2004 удк 159 577. 4 Ббк 88 iconУчебное пособие для студентов-психологов Калуга, 2004 удк 159 577. 4 Ббк 88
Охватывает экосистемы, различные по величине и сложности, от биосферы в целом (экосистема биосферы) и кончая конкретной экосистемой,...
Учебное пособие для студентов-психологов Калуга, 2004 удк 159 577. 4 Ббк 88 iconУчебное пособие для самостоятельной работы Ставрополь 2010 ббк 63. 3 (2) Я73 удк 99 (С) р -82
Учебное пособие предназначено для студентов медицинских и фармацевтических вузов
Учебное пособие для студентов-психологов Калуга, 2004 удк 159 577. 4 Ббк 88 iconУчебное пособие для студентов экономических специальностей г. Симферополь, 2005 удк 331. 45 Ббк 65. 247 А 44
Акуличев Ю. Ф., Глухенко Н. В. Основы охраны труда: учебное пособие для студентов экономической специальности. // Под общей редакцией...
Учебное пособие для студентов-психологов Калуга, 2004 удк 159 577. 4 Ббк 88 iconУчебное пособие для студентов 3 курса химического факультета уфа риц башгу 2013 удк 66. 021 Ббк 35
Учебное пособие предназначено для студентов 3 курса химического факультета БашГУ
Учебное пособие для студентов-психологов Калуга, 2004 удк 159 577. 4 Ббк 88 iconУчебное пособие для студентов 3 курса химического факультета уфа риц башгу 2009 удк 66. 021 Ббк 35
Учебное пособие предназначено для студентов 3 курса химического факультета БашГУ
Учебное пособие для студентов-психологов Калуга, 2004 удк 159 577. 4 Ббк 88 iconУдк 372. 3/. 4 Ббк 74. 102 П31
Книга предназначена для педагогов, психологов и родителей
Учебное пособие для студентов-психологов Калуга, 2004 удк 159 577. 4 Ббк 88 iconУчебное пособие по курсу «Общая химическая технология» для студентов специальностей 240701, 240702, 240706, 240901
Данное учебное пособие предназначено для того, чтобы обеспечить методическое руководство самостоятельной работой студентов, изучающих...
Учебное пособие для студентов-психологов Калуга, 2004 удк 159 577. 4 Ббк 88 iconУчебное пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения Харьков 2009 удк 32: 001. 891. 3(075. 4)
Охватывают весь спектр политического позиционирования
Учебное пособие для студентов-психологов Калуга, 2004 удк 159 577. 4 Ббк 88 iconУчебное пособие для вузов / Под ред. Ю. М. Жукова. М.: Аспект Пресс, 2004. с. 48-68
Липатов С. А. Методы практической социальной психологии: Диагностика. Консультирование. Тренинг: Учебное пособие для вузов / Под...
Учебное пособие для студентов-психологов Калуга, 2004 удк 159 577. 4 Ббк 88 iconУчебное пособие для студентов химического факультета уфа риц башгу 2008 2 Учебное пособие предназначено для студентов химического 3-го курса химического факультета Башгосуниверситета. Оно включает 3 раздела, посвящённых
Связь химической технологии с теоретической химией, физикой, техникой, экономикой
Учебное пособие для студентов-психологов Калуга, 2004 удк 159 577. 4 Ббк 88 iconУчебное пособие для подготовки к экзамену предисловие учебное пособие предназначено для студентов медицинских вузов
Прежде всего, оно будет полезным при подготовке к экзамену по нормальной анатомии
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы