Учебное пособие для студентов специальности 100103 (230500) \"Социально-культурный сервис и туризм\" icon

Учебное пособие для студентов специальности 100103 (230500) "Социально-культурный сервис и туризм"


НазваниеУчебное пособие для студентов специальности 100103 (230500) "Социально-культурный сервис и туризм"
страница1/13
Размер0.59 Mb.
ТипУчебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


Министерство образования и науки российской федерации

Федеральное агентство по образованию

Санкт-Петербургский государственный

университет сервиса и экономики

Кафедра "Социально-культурный сервис и туризм"


Краеведение


Учебное пособие

для студентов специальности

100103 (230500) "Социально-культурный сервис и туризм"


Санкт-Петербург

2006


Рекомендовано УМО учебных заведений Российской Федерации по образованию в области сервиса и туризма Минобрнауки России, протокол № 3 от 04.07.06 г.

Одобрено на заседании кафедры "Социально-культурный сервис и туризм", протокол № 2 от 24.09.2005 г.


Утверждено на методическом совете института социологии и и управления социальными процессами, протокол № 1 от 13.09.2005 г.


Учебное пособие подготовлено коллективом авторов:


Старший преподаватель Егорова Н.В. – главы 2, 3.

Старший преподаватель Любивая А.И. – главы 4, 5, 6.

Доцент, кандидат педагогических наук Триодина И.М. – введение; глава 7, параграфы 1, 4.

Старший преподаватель Усенко Н.В. – глава 1; глава 7, параграфы 2, 3.


Под научной редакцией доцента Триодиной И.М.


Рецензент: д-р филос. наук, проф. А.В.Воронцов


Содержание

Введение 5



Глава 1. Краеведение как наука о крае. Основные направления

и содержание краеведческой деятельности.

1.1.Понятие краеведения 10

1.2.Этапы краеведческого исследования. Функции и организационная структура краеведения. 13

1.3.Топонимика. 19


Глава 2. Географическое положение и природные особенности Невских земель.

2.1.Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые 23

2.2.Климат 27

2.3.Гидрология: от Финского залива к Онежскому озеру. 29

2.4.Почвы, растительный и животный мир. 33

2.5.Охрана природы. 37

^

Глава 3.Административно-хозяйственные районы

города и области


3.1.Из истории административного деления территории края. 49

3.2.Районы Ленинградской области. Города и крупные поселки. 51

^

Глава 4. Исторические вехи развития Санкт-Петербурга.


4.1.История заселения и освоения Невских земель до Петра I. 59

4.2.Военно-оборонительные сооружения Ленинградской области. Крепости. 63

4.3.Становление Петербурга как столицы России. 74

4.4.Петроград – Ленинград – Петербург: события и люди. 78

^

Глава 5. Население Петербурга XYIII-XXI вв.


5.1.Демографические особенности города за три века 84

5.2.Многонациональный Петербург 92

5.3.Петербург – город веротерпимости. 101

^

Глава 6. Историко-архитектурные памятники

Санкт-Петербурга


6.1.Городские постройки первой половиные XYIII века.

Петровское и аннинское барокко. 104

6.2. Архитектура второй половины XYIII века.

Елизаветинское барокко и классицизм. 112

6.3.Формирование городских ансамблей в первой половине

XIX века. Эпоха ампира. 117

6.5.Архитектура второй половины XIX- начала XX века.

Эклектика и модерн. 123

^

Глава 7. Культурные центры Петербурга и

Ленинградской области


7.1. Петербург – культурная столица России. 127

7.2.Старинные усадьбы Ленинградской области 147

7.3.Монастыри Санкт-Петербурга и Ленинградской области 159

7.4.Дворцово-парковые ансамбли Санкт-Петербурга. 166

Заключение. 175


Введение

С возрождением интереса к национальному духовному наследию и поисками "национальной идеи" возросло внимание к отечественной истории и культуре. При этом наряду с разработкой глобальных концепций исторического развития России активно исследуются отдельные проблемы конкретных регионов. Выявляются новые источники, идет переоценка уже известных фактов. Особая роль в этой деятельности отводится краеведению – научной дисциплине, созданной выдающимися отечественными учеными – гуманитариями и естественниками.

Под краеведением принято понимать совокупность знаний о крае.

"Край", в свою очередь, имеет много значений. Но применительно к краеведению о крае говорят как о части территории страны, местности (регион, город, район, село).

В некоторых публикациях, особенно прошлых лет, краеведение называют отечествоведением или родиноведением. Но это расширительная (и потому неправильная) трактовка краеведения. Если уж пользоваться понятиями "отечество", "родина", то краеведение можно назвать малой родиной, малым отечеством. В этом смысле Пушкин писал о Царском Селе как своем отечестве, а Булат Окуджава – об Арбате (Ах, Арбат, мой Арбат, ты – мое отечество).

Наш край – это Санкт-Петербург и Ленинградская область. История города и области неразрывно связаны с историей России. Древний город Ленинградской области Ладога сыграл важную роль в истории всей Руси. В его курганах хранится память о первых русских князьях и дружинах. Крепости на Невской земле защищали новгородские и московские владения от иноземных захватчиков. Петербург боле 200 лет был столицей России. Здесь создавался военно-морской флот России, здесь родились идеи, которые позже нашли воплощение в масштабах всей страны. Но при этом наш край сохранил свои традиции, самобытность, которые призвано изучать краеведение.

Краеведение относят к типу комплексных, полидисциплинарных наук. География, экономика, политика, история, искусство – это все краеведение.

Но и здесь нужно внести некоторые уточнения. Во-первых, речь идет не о науке вообще, а о локальной (местной) науке, например, о локальной (местной) экономике, политике, истории. Во-вторых, и это самое главное, - множественность (даже локализованных) наук дробят цельность краеведения на части. Появляется множественность объектов краеведения – природа, население, хозяйство, история, искусство, культура и т.д.

Но наука возникает тогда, когда исследователю удается вычленить единственный объект исследования. Это будет не механическое соединение частей. Выделенный из окружающей среды объект должен обладать свойствами целостности. Как говорил один из основоположников краеведения И.М.Гревс "целокупным знанием" (наиболее полным). Это означает, что целое – больше суммы своих частей. Чем существеннее целое разнится от совокупности частей, тем оно органичнее организовано.

Во многих исследованиях соединяющим звеном, возвращающим краеведению цельность и самобытность объявляют местность. Но местность вне проживающих на ней людей похожа на мертвое царство. Поэтому, правильнее бы было делать акцент не на местности, а на сообществе людей, проживающих в данной местности. Край может быть интересен своими природными богатствами, развитой экономикой, девственной экологией, но как явление культуры он возникает только тогда, когда в эпицентре находится человек, проживающий в конкретной местности и впитавший в себя ее особенности. Вот этот не абстрактный, а вполне конкретный человек, тип личности, порожденный спецификой края, и является объектом краеведения.

В этой связи представляет особый интерес трактовка объекта краеведения, конкретизированная применительно к Петербургу, классиком краеведения Н.П.Анциферовым. Замечательных исследований по Петербургу начала XX века и до Н.П.Анциферова было немало. Это работы А.Н.Бенуа, В.Я.Курбатова, Г.К.Лукомского, П.Н.Столпянского и др. Но в этих работах Петербург изучался в историко-архитектурном аспекте, на вещно-объектном уровне. Анциферов впервые предпринял глобальную попытку осмыслить город как синтез материально-духовных ценностей. Он поставил перед собой задачу постичь душу Петербурга. Душа Петербурга и есть объект исследования Анциферова, и чтобы не было никаких разночтений, он вынес объект в заголовок монографии. Под душой Петербурга Анциферов понимал исторически проявляющееся единство всех сторон жизни города (сил природы, быта населения, его роста и характера его архитектурного пейзажа, его участие в общей жизни страны, духовное бытие его граждан).

Душа города, местности несет отпечаток художественного образа, романтически-поэтического начала. В более строгой концепции гуманитарного краеведения И.М.Гревс и Н.П.Анциферов рассматривали местность и город как собирательную личность.

"Человеческий фактор" краеведения делает эту дисциплину, как справедливо подметил академик Д.С.Лихачев, воспитывающей наукой, требующей от человека неравнодушного отношения к предмету и выводам своего изучения. География, например, обходится без оценок. География как наука спокойнее, строже и бесстрастнее. Краеведение пристрастная дисциплина. "Моральная отдача" ее исключительно велика.

Своеобразие региона порождает определенный тип личности. Среднерусская полоса с радиусом всего-то в 150-200 километров породила великую плеяду художников слова – Тютчева, Кольцова, Тургенева, Фета, А.К.Толстого, Л.Н.Толстого, Лескова, Бунина, Пришвина, Есенина. Такое обилие имен заставляет исключить случайность и думать о закономерности.

Расстояние между Москвой и Петербургом – 650 километров. Но это очень разные города, с разным менталитетом жителей (и даже с разным говором). Если бы Пушкин, Блок жили в Москве, они бы писали по-другому. Поэтому и говорят о петербургских (не по месту жительства, а по своеобразию творчества) поэтах, художниках, композиторах.

Но не только своеобразие края порождает тип личности (степная ширь – степенность русского человека). Но и тип личности влияет на особенность края. Местный промысел жителей - опознавательный знак края (вологодское кружево, оренбургский пуховый платок, тульские самовары и оружейное искусство, дымковская игрушка, палехская миниатюра, гжельская керамика и т.д.).

В разные исторические периоды краеведение меняло свою сущность. В зависимости от политической, экономической ситуации в стране оно приобретало либо ярко выраженную географическую направленность (период создания Русского географического общества), гуманитарную – рубеж XIX-XX веков. После октября 1917 года акцент в краеведении стал делаться на экономике, политике, национальных особенностях края. Так, Н.К.Крупская говорит о краеведении не в старом смысле, когда центр внимания краеведной работы был направлен только на археологию, фольклор, памятники старины и т.д., а в новом его понимании, когда в понятие краеведения входит в первую очередь изучение экономики, общественной жизни, недавнего прошлого и т.д.

В современных условиях в связи с проявляющимися тенденциями регионального сепаратизма, обособления вплоть до отделения регионов от Федерации, перед краеведением встают новые задачи.

Д.С.Лихачев рассматривал краеведение не только как науку, но и как массовый вид общественной деятельности – основу для развития добровольных обществ по сохранению того или иного памятника, объединения молодежи на почве "добрососедства" с историей, культурой, природой. Краеведение придает местности, не имеющей "авторского происхождения", историзм. Когда мы изучаем, кто жил в крае, он наполняется иным духовным содержанием.

Преобразуется, - учил Д.С.Лихачев, - ландшафт, если мы знаем, какие события в нем происходили, какие битвы разыгрывались, чьи судьбы решались.

Природа Плеса приобретает особую красоту от сознания того, что именно ее изображал Левитан. Места приобретают особую ценность от осознания, что они связаны с творчеством Гоголя, Некрасова, Шишкина, Айвазовского.

Краеведение вносит в окружение человека высокую степень духовности, без которой человек не может существовать.

Краеведение справедливо называют самой массовой наукой. В ней принимают участие профессионалы и любители.

И изучение ее требует активности не только педагога, но и студента.

Этот тезис нашел отражение в представленном учебном пособии. В каждой главе студентам предложено ответить на вопросы и самостоятельно выполнить задания, предварительно изучив рекомендуемую литературу.

Такая работа требует творческой самоотдачи, любви к своему краю, личной заинтересованности в происходящих событиях, желания занять активную позицию краеведа-исследователя.

На рубеже XIX-XX веков семинары (их тогда называли семинарии) предполагали настоящее небольшое исследование, в котором педагог помогал поставить проблему, а потом он вместе со студентами искал пути ее решения. Речь шла о получении нового, оригинального знания.

Для написания реферата необходимы были богатство идей, свободная ориентация в литературе и источниках, щедрость, наконец, - ведь кладовую идей надо было бескорыстно открыть для всеобщего пользования, сформулировать темы, снабдить библиографией.

Хочется верить, что изучив эту книгу, студенты продолжат освоение краеведения в виде тех семинарий, которыми когда-то так славилась высшая школа России.


^ Глава 1. Краеведение как наука о крае. Основные направления и содержание краеведческой деятельности.

1.1. Понятие краеведения

"Краеведение" - это не только форма общественного движение, но и наука, научная дисциплина интегрирующего характера, методология и методика, которая используется широкими слоями общественности; это и научно-популяризаторская деятельность, и способ освоения историко-культурного и природного наследия, приобретение разносторонних знаний о специфике развития истории, природы и общества своего края.

Туристские организации и общества определяют "краеведение" как созидательную деятельность по сохранению природы, памятников истории и культуры, улучшению социо-культурных и экологических условий жизни своего края. Краеведение – это и изучение отдельных местностей страны с точки зрения их географического положения и культурно-исторических, экономических, этнографических особенностей.

По определению академика С.В. Колесника, краеведение – это такая дисциплина, которая всесторонне изучает малые территории. Существуют и другие определения, например, краеведение – это научно-популярная деятельность и способ освоения историко-культурных ценностей, приобретение разносторонних знаний о специфике развития истории, природы, общества своего края. В своих исследованиях краеведение использует данные разных наук – геологии, географии, социально-экономических, исторических, этнографических и других. Под малой территорией понимается административный район, город, село и пр. При этом все изучаемые факты, явления и процессы прослеживаются в данном крае комплексно, т.е. во всех их причинно-следственных связях.

Малая территория наиболее доступна для наблюдений и обследований, экскурсий и сбора всякого рода информации. На этой территории явственнее сказывается взаимная зависимость исследуемых явлений, поэтому имеется возможность детальнее выяснить особенности природы, а также жизни и деятельности населения. Наоборот, исследование более крупных географических районов сглаживает влияние местных различий и приобретает более общий характер – географический или даже страноведческий. С этим связана и другая особенность краеведения: исследование должно дать не только картину на какой-то момент, но и проследить динамику за более или менее продолжительное время.

Край


1. Страна, местность, область.

2. В России – административный термин, обычно применяемый к областям, имеющим внешнюю границу, или исключающим автономную республику (область).

3. Географический термин обозначает значительную по пространству и обособленную область.

В узком смысле краем называется любая, хотя бы и незначительная часть территории (округ, бывший уезд).

Всестороннее изучение края, включает целый комплекс явлений и процессов, и, прежде всего:

    1. Природу и все ее элементы (геологию, рельеф, полезные ископаемые, почву, климат, водоемы, растительность, животный мир) в их взаимной связи, взаимообусловленности и взаимодействии;

    2. Естественные процессы в жизни природы, в том числе те, которые частично обусловлены человеческой деятельностью (карстовые процессы, оползни, рост речных долин, изменение русла рек, рост оврагов, эрозия почв и т.д.);

    3. Историческое прошлое и демографию (этнографию, топонимику);

    4. Экономическую жизнь (состояние экономики, промышленность, транспорт и пр.);

    5. Культурную и духовную жизнь населения, (искусство, фольклор, архитектуру, художественные промыслы).

Можно ли требовать, чтобы каждый краевед работал по всем разделам изучения края? Конечно, нет. Одни краеведы работают в обществах охраны природы, другие – в обществах охраны памятников истории и культуры и, наконец, тысячи являются активистами туристских организаций.

В краеведении выделяют несколько направлений:

  1. Природное или физико-географическое краеведение подробно занимается состоянием физико-географической характеристики края – географическое положение, климатические условия, рельеф местности, почвы (природные ресурсы) особенности растительного и животного мира, уникальные ландшафты (природные достопримечательности).

  2. Историческое краеведение – на основе таких наук как археология, искусствоведение, этнография - составляет характеристику исторического развития края (анализируются основные исторические события, происходившие на данной территории, изучается история заселения и застройки края, исследуется происхождение названий и т.д.).

  3. Экологическое краеведение занимается экологией края, т.е. анализом всех элементов живой и неживой природы. Раньше экологическое краеведение входило в природное краеведение, но позже оформилось в самостоятельное направление.

  4. .Искусствоведческое краеведение занимается изучением культурной и духовной жизни края (архитектура, народное творчество, зодчество, искусство, традиции и обычаи населения и т.д.

  5. Литературное – изучает места жизни и деятельности известных поэтов и писателей, а также литературных героев.

Краеведческие исследования, как правило, охватывают вопросы, разрабатываемые другими географическими и общественными науками, поэтому в краеведении используются методические приемы этих наук. Однако комплексный характер краеведения, его практическая устремленность, крупномасшабность позволили выработать свои, специфические методы изучения и картографирования края, а также определить основные этапы краеведческого исследования.

^ 1.2. Этапы краеведческого исследования. Функции и организационная структура краеведения

1 этап. Разыскание или изготовление карт. Масштаб карт соответствует характеру деятельности, целям исследования (изучения). Обычно это 1: 200 000, 100 000, 50 000, 25 000.

2 этап. Разыскание и изучение литературных источников, статистических, картографических, мемориальных и прочих материалов, документов (в том числе отчетов экспедиций).

3 этап проводится часто одновременно со 2 этапом. Это походы и экскурсии, во время которых собираются вещественные и другие материалы и экспонаты, ведутся и записываются наблюдения (объекты фотографируются, песни и сказания записываются на магнитофон и т.д.).

Экскурсии можно разделить на две большие группы:

  • Отраслевые, которые в свою очередь объединяют: природно-географические, исторические, этнографические, литературоведческие, искусствоведческие, архитектуроведческие и т.д. Их задача – изучить те объекты, которыми занимаются соответствующие науки и которые характерны для данного края;

  • комплексные краеведческие экскурсии – по отдельным частям края. В таких экскурсиях наблюдают или изучают сочетание и взаимообусловленность разных сторон истории и современной жизни края, его природно-географической среды, этнографических особенностей, экономики, культурно-просветительных учреждений и местных достопримечательностей.

4 этап. Обработка всех добытых материалов, результатов наблюдений, их обобщение. Составление характеристики края в целом, определение перспектив дальнейшего хозяйственного и культурного развития и преобразования края.

Истоки краеведения уходят в глубь веков и берут свое начало от народного краеведения. Безвестные народные краезнатцы были знатоками своих родных мест.

Сведения о прошлом селений, городов, регионов хранились в памяти народной. Свои знания исторического, географического, хозяйственного характера они передавали из поколения в поколение, тем самым, сохраняя преемственность в материальной и духовной культуре народов, воспитывая любовь к родному краю.

Таким образом, краеведение как народное знание о своих родных местах, зародилось в далеком прошлом.

В нашей стране краеведческие знания отчасти отразились в летописях (XY-XYI вв.) и стали использоваться представителями власти при определении государственных границ, описях дворов и земельных угодий в XY-XYII вв., при поисках руд, строительстве новых городов и пр.

В XYIII в. в краеведении определяются 4 направления: официальное и общественно-демократическое, а также научное и школьное.

Становление научных основ краеведения относится к Петровской эпохе. Указы Петра о сборе "диковинных древностей", об информации о природных, археологических и исторических фактах обозначили государственный подход к развитию краеведческих изысканий, "историописанию" местной жизни.

В 1737 г. историк В.Н. Татищев впервые разослал анкету на места, для того чтобы собрать материалы для своего многотомного труда "История Российская с самых древнейших времен".

По инициативе Императорской Академии наук в Петербурге организуются "академические" экспедиции для изучения и топографического описания разных уголков страны. Значительное участие в этой работе принимал М.В.Ломоносов (1711-1765 гг.).

Ломоносов составил первый географический атлас России "Ландкарта Российская" и продолжил практику Татищева. Он разослал по всем губерниям специальную анкету (1760 г.) с вопросами о природных богатствах, истории и жизни населения. Тем самым Ломоносов сыграл важную роль в становлении краеведения, т.к. изучение таких анкет способствовало развитию краеведения на местах.

В середине XYIII в. были опубликованы первые описания некоторых областей России. Большей частью экономического характера.

В 80-х гг. XYIII в. такие описания были составлены уже по многим губерниям. Они содержали сведения о природе, историческом прошлом и современной хозяйственной деятельности населения

Публикация многотомной "Истории государства Российского" Н.М.Карамзина способствовала развитию исторического краеведения, например, появлению исследования П.А.Словцова о Сибири. Многое сделали для изучения Сибири семьи декабристов (Бестужев, Лунин и др.), революционеры-народники (Кузнецов, Клеменц).

Большое внимание развитию краеведения уделяли провинциальные университеты (в Казани, Харькове, Киеве, Одессе) и местные отделения научных обществ: Истории и древностей Российских (основано в 1804 г.), Географического (1845), Археологического (1846).

В процессе развития краеведения в России 2-й половины XYIII в. наряду с научным возникло и школьное краеведение. Начало ему положил еще Ломоносов, который в своей анкете стремился привлечь "малых, особливо крестьянских, детей к поискам неизвестных руд, дорогих металлов и камней". К сбору материала для "Ландкарты Российской" он привлек учеников гарнизонной школы и гимназии при Академии наук. В программах народных училищ в 1782 г. учителям рекомендовалось собирать сведения о древней истории губернии и о "народах, тамо живущих, о древних остатках и курганах и что о них повествуют".

Научные общества влияли на школьное краеведение, на его развитие. Учителя привлекали к исследованиям учеников. Теоретическое обоснование значения местного краеведческого материала в учебно-воспитательном процессе в школе в связи с изучением учебных предметов принадлежит К.Д. Ушинскому (1863 г.). Материалы краеведческих исследований нередко помещались в литературных журналах – "Сын Отечества", "Отечественные записки" и др. С 1838 г. – очень широко публиковались материалы краеведческих исследований в "Губернских ведомостях".

Для официального направления открылись значительные перспективы в связи с губернской реформой, когда указом Сената от 1 ноября 1777 г. предписывалось подготовить географическое описание всех губерний. В 1784-86 гг. они составлялись по единой программе (характеристика природных условий, экономики, местной истории).

Особенно значительную роль в развитии краеведения сыграло Императорское Русское географическое общество. Оно было создано в 1849 году. Общество составило "Географо-статистический словарь Российской империи", "Полное географическое описание нашего Отечества", организовывало анкетирование, статистическое обследование разных регионов, экспедиции, в том числе такими известными исследователями, как Пржевальский, Грум-Гржимайло и др.

По предписанию Синода составлялись сельские церковно-приходские летописи.

Организационными центрами краеведческих работ в 80-х гг. XIX в. были ученые архивные комиссии и провинциальные научные общества. Центром, установившем связи на местах, стало созданное в 1863 г. "Общество любителей естествознания, антропологии, этнографии". Это общество значительно расширило круг краеведов-любителей, сделало краеведение поистине демократическим движением.

Первые годы после Октябрьской революции 1917 года получили, по меткому определению С.О.Шмидта, название "золотого десятилетия". Всю научно-методическую работу осуществляло Центральное бюро краеведения (1922 г.). Его возглавлял секретарь Российской Академии Наук С.Ф.Ольденбург. Рядом с ним работали академики Н.Я.Марр и А.Е.Ферсман. Сотрудники Д.О.Святский, В.Н.Семенов–Тянь-Шанский обеспечивали издательскую деятельность. Издавался журнал "Краеведение" (1923-1929 гг.), бюллетень "Известия ЦБК", справочная, методическая литература.

Особую роль в те годы сыграли основатели петербургской школы гуманитарного экскурсоведения Иван Михайлович Гревс (1860-1941 гг.) и Николай Павлович Анциферов (1889-1958 гг.).

К 1930 году Центральное бюро краеведения курировало деятельность 2,3 тысяч краеведческих организаций и экскурсионных станций.

При ЦБК была организована школьно-краеведческая комиссия. С 1923 г. выходит "Советское краеведение", с 1925 – "Известия ЦБК"; в 1925 г. оба журнала объединились в журнал "Советское краеведение" (выходил до 1936 г.). В 1930 г. краеведение было введено в программы педагогических вузов.

В марте 1930 состоялась 4-я Всероссийская конференция по краеведению, где было решено обеспечить подлинную массовость краеведческих организаций, создать краеведческие ячейки на фабриках и заводах, в колхозах, вузах, школах, учреждениях. Руководили ими районные, окружные, областные бюро краеведения.

Однако в 1929 году начались массовые аресты краеведов. В 1937 году Центральное Бюро краеведения было расформировано. Затем последовал разгром краеведения как науки и общественной деятельности. Являясь демократичным по своей природе, краеведение не вписывалось в рамки оформляющейся тоталитарной системы, в политику, направленную на централизацию науки и всех сфер общественной жизни. Самостоятельность краеведческих обществ, желавших подчеркнуть местные особенности, специфику исторического развития того или иного края "машала" намеченным путям развития страны, в силу чего пошел процесс их ликвидации.

Первым шагов в восстановлении краеведческой науки стало основание в 1966 г. ВООПИК (Всесоюзного общества охраны памятников истории и культуры). В это же время были организованы экспедиции "Моя Родина – СССР". Некоторые школы создавали краеведческие атласы по регионам, широкое распространение получило движение за создание краеведческих музеев.

Новый этап в развитии краеведения приходится на конец 90-х годов прошлого века.

В 1989 году был создан Союз краеведов России. Его председателем был избран Сигурд Оттович Шмидт. Сигурд Оттович – сын Отто Юльевича Шмидта, известного государственного и общественного деятеля, академика РАН, руководителя ряда экспедиций по освоению Севера в 40-е годы, Героя Советского Союза. С.О.Шмидт историк, педагог, общественный деятель, академик РАО. Его главная книга по краеведению "Краеведение и документальные памятники".

Современное краеведение в целом сохранило свои функции и организационную структуру.
^

Функции краеведения.


  1. Научно-исследовательская.

  2. Документирующая.

  3. Просветительская или образовательно-воспитательная.

  4. Организующая.
^

Организационная структура современного краеведения.


Государственное краеведение (музеи, НИИ, строительные организации, университеты).

Общественное краеведение (научные фонды и общества при НИИ и институтах, общественные музеи, Всероссийское Общество Охраны Природы, Всероссийское Общество Охраны Памятников Истории и Культуры, Союз краеведов России.

Школьное краеведение (краеведческие музеи при школах, ДК; на краеведческих станциях).

Предприятия туристского сервиса.


1.3.Топонимика

Большой интерес для краеведа представляет топонимика – раздел науки о собственных именах (ономастики).

Топонимика занимается изучением географических названий, выяснением из происхождения и развития (греческое «топос» - место, «онома» - имя).

Топонимика тесно связана с географией и историей. Видный историк XIX века Надеждин говорил: "Топонимика – это язык Земли, а Земля есть книга, где история человечества записывается в географической номенклатуре" Он считал, что изучение истории должно начинаться с географической карты. А выдающийся русский филолог Я.К. Грот писал, что "топографическое имя никогда не бывает случайным и лишенным всякого значения. В нем по большей части выражается или какой-нибудь признак самого урочища, или характерная черта местности, или намек на происхождение предмета, или, наконец, какое-нибудь обстоятельство, более или менее любопытное для ума и воображения" (См.: Опыт исторической географии русского мира//Библиотека для чтения – СПб., 1837. – Т.22, ч.2).

В каждой местности, крае, таким образом, имеются особенности топонимики, отражающее в той или иной степени его историю. Есть такие особенности и в топонимике Ленинградской области.

Названия можно классифицировать по принадлежности к какому-либо языку, по строению и семантическим признакам.
^

1.По языку:

  • коренные для основного языка (неизменные);

  • унаследованные из других языков (приобретенные);

  • полностью иноязычные.


2.По строению:

  • простые,

  • составные,

  • сложные.
^

3.По семантическому признаку:


  • по особенностям природных условий;

  • социально-экономическим явлениям;

  • религиозному, культовому.

Собственные имена делятся на группы. Причем, реки, озера, моря (т.е. водные объекты) меньше всего изменяют свои имена в ходе исторического развития территории.

Наиболее древними являются, по-видимому, название рек и озер, так как они играли важную роль в жизни людей с незапамятных времен. У них, как правило, появлялись двойники – названия, расположенных на их берегах населенных пунктов (Ижора, Волхов, Оредеж и т.д.). В нашей области наиболее устойчивыми во времени являются не только названия рек и озер, но также возвышенностей и других природных объектов. Сейчас можно говорить только об изменении произношения.

По языку – преобладают русские названия, но есть на карте Ленинградской области названия балто-финских народов и других; есть чисто финские названия.

Многие поселения области напоминают нам о новгородских собственных именах и прозвищах (Будогощь, Дорогощь, Гостило, Путята, Курик, Грихно, Сахно и т.д.). Населенные пункты, в названиях которых встречаются слова: посад, погост, ряд, рядок, конец – основаны также преимущественно новгородцами.

Некоторые названия давались по социальной и сословно-имущественной принадлежности жителей (холоповицы, смерды, ямсковицы, сябры и т.д.). На землях раннего славянского заселения, в названиях населенных пунктов особенно характерны суффиксы – ицы (Гостилицы, Бегуницы, Московицы), а также - ичи (Торковичи, Торошкевичи, Корбеничи).

На карте можно заметить одни и те же названия в разных местах. И это не случайно. В старину переселенцы любили называть новые места по старым, покинутым ими в родных краях. Иногда в таких случаях прибавлялось слово "новый" (Новая Пудость, Новосаратовская, Новая Весь, Новая Ладога и т.д.)

После Октябрьской революции 1917 года появилось много названий по именам государственных политических деятелей, революционеров, героев войн.

Расшифровка географических названий – дело нелегкое. Попытки объяснить многие из них носят случайный характер. Некоторые названия с течением времени настолько исказились, что не имеют ничего общего с их первоначальным значением. Географические названия имеют очень сложную историю. Чтобы их объяснить, нужно принимать во внимание все обстоятельства их возникновения:

- конкретно-исторические события

- географические особенности местности

- экономику и социальный уклад населения

- этническую принадлежность населения

- время образования и многое другое.

Важнейшую роль при анализе названий играет лингвистический подход. Однако без учета всех других обстоятельств он может привести (и часто приводит) к грубейшим ошибкам.

Даже самое удачное толкование истории слова может быть пересмотрено, как только найдутся новые данные.
^

Терминология топонимики.


Чтобы более свободно ориентироваться в специальной топонимической литературе необходимо знание терминов топонимики.

Вот некоторые:

Топонимион – совокупность всех названий данной народности.

Антропонимы – названия, основу которых составляют имена (Ивановка,

Серафимович и т.д.).

Первичный топоним – исходное, наиболее древнее географическое название, от которого со временем приходят идентичные, но уже вторичные названия других объектов.

Гидроним – собственное название реки, озера, болота, ручья колодца, источника.

Ороним - собственное название объектов рельефа: гор, холмов, гряд, котловин, ущелий и т.п.

Микротопонимия – совокупность местных географических названий для небольших объектов, известных только местным жителям.

Детопонимизация – превращение собственного географического названия в нарицательное (государство Панама – шляпа панама)

Калька – переводная копия названия, меняющая форму его, но не содержание. (Белгород – турецкое Аккерман).

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Похожие:

Учебное пособие для студентов специальности 100103 (230500) \"Социально-культурный сервис и туризм\" iconУчебное пособие для студентов специальности 100103 (230500) "Социально-культурный сервис и туризм"
Охватывают вопросы, разрабатываемые другими географическими и общественными науками, поэтому в краеведении используются методические...
Учебное пособие для студентов специальности 100103 (230500) \"Социально-культурный сервис и туризм\" iconУчебно-методическое пособие для студентов заочного отделения специальности 230500 «Социально-культурный сервис и туризм»
Утверждено на методическом совете института социологии и социальной работы протокол № от 2005 г
Учебное пособие для студентов специальности 100103 (230500) \"Социально-культурный сервис и туризм\" iconМетодические указания для студентов специальности 100103. 65 «Социально-культурный сервис и туризм»
Одобрены на заседании кафедры социально-культурного сервиса и туризма протокол №1 от 28 января 2008 г
Учебное пособие для студентов специальности 100103 (230500) \"Социально-культурный сервис и туризм\" iconРасписание зимней экзаменационной сессии специальность 100103 «Социально-культурный сервис и туризм» на 2012/2013 учебный год
Специальность 100103 «Социально-культурный сервис и туризм» на 2012/2013 учебный год
Учебное пособие для студентов специальности 100103 (230500) \"Социально-культурный сервис и туризм\" iconРасписание зимней экзаменационной сессии специальность 100103 «Социально-культурный сервис и туризм» на 2012/2013 учебный год
Специальность 100103 «Социально-культурный сервис и туризм» на 2012/2013 учебный год
Учебное пособие для студентов специальности 100103 (230500) \"Социально-культурный сервис и туризм\" iconРасписание зимней экзаменационной сессии специальность 100103 «Социально-культурный сервис и туризм» на 2012/2013 учебный год
Специальность 100103 «Социально-культурный сервис и туризм» на 2012/2013 учебный год
Учебное пособие для студентов специальности 100103 (230500) \"Социально-культурный сервис и туризм\" iconРасписание зимней экзаменационной сессии специальность 100103 «Социально-культурный сервис и туризм» на 2012/2013 учебный год
Специальность 100103 «Социально-культурный сервис и туризм» на 2012/2013 учебный год
Учебное пособие для студентов специальности 100103 (230500) \"Социально-культурный сервис и туризм\" iconВ. П. Орловская бизнес-планирование ресторанного сервиса конспект лекций Специальность 100103 Социально-культурный сервис и туризм Специализация «Ресторанный сервис» Санкт-Петербург
Место дисциплины в системе подготовки специалистов для предприятий туризма и сервиса 6
Учебное пособие для студентов специальности 100103 (230500) \"Социально-культурный сервис и туризм\" iconРасписание обзорных лекций на зимнюю экзаменационную сессию специальность 100103 «Социально-культурный сервис и туризм» на 2013/2014 учебный год

Учебное пособие для студентов специальности 100103 (230500) \"Социально-культурный сервис и туризм\" iconМетодические указания по прохождению практики Специальность 100103 Социально-культурный сервис и туризм
Основными задачами, решаемыми студентами в ходе предди­пломной практики, являются
Учебное пособие для студентов специальности 100103 (230500) \"Социально-культурный сервис и туризм\" icon1 курс «Социально-культурный сервис и туризм»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы