Учебное пособие модульного типа icon

Учебное пособие модульного типа


Скачать 63.72 Kb.
НазваниеУчебное пособие модульного типа
Т.Г. Абдулин
Размер63.72 Kb.
ТипУчебное пособие


МОУ Вятская гуманитарная гимназия

с углубленным изучением английского языка





животные ткани

Учебное пособие модульного типа




2006 г.


Составитель: Бессолицына Е.В., учитель биологии Вятской гуманитарной гимназии


рецензенты: Т.Г. Абдулин, профессор кафедры гистологии Кировской медицинской академии, лауреат Государственной премии, д. м. н.


В.Б. Зайцев, заведующий кафедрой гистологии, цитологии и эмбриологии Кировской медицинской академии, д.м.н., профессор.


Т.А. Никифорова, преподаватель гистологии Омского республиканского медицинского колледжа


Н.Б. Сысолятина, зав. биологическим центром Кировского ИПК и ПРО.


животные ткани: учебное пособие модульного типа. Киров, Вятская гуманитарная гимназия. 2006 г. - 68 с.; 71 ил.


Учебно-методическое пособие включает пять разделов, которые в сжатой форме содержат систематизированное изложение вопросов общей гистологии человека, основанное на современных данных функциональной морфологии тканевых структур. В тексте приводятся краткие указания на клиническое значение нарушения некоторых морфофункциональных механизмов. Модульная структура учебного пособия обеспечивает возможность самостоятельного освоения учебного материала, так как кроме информационного блока, пособие снабженного большим количеством иллюстраций, содержит рекомендации для изучения материала пособия, задания в тестовой форме для самоконтроля, задания для самостоятельной микроскопии, ситуационные задачи и задания повышенного уровня сложности. Пособие предназначено для школьников старших классов, углубленно изучающих биологию, абитуриентов и студентов медицинских училищ.


Введение


Учебное пособие модульного типа «Животные ткани» подготовлено для проведения элективного курса в профильной школе. Необходимость введения данного элективного курса определяется в первую очередь тем, что в государственном стандарте общего образования в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников» определено, что выпускники основной школой должны «Уметь сравнивать клетки и ткани. Уметь изучать на готовых микропрепаратах клетки и основные типы тканей человека». В школьном учебнике изучению вопросов общей гистологии отводится только один параграф, а в тематическом планировании – один урок изучения нового материала.

В учебном модуле «Животные ткани» изложены основные вопросы о морфофункциональных особенностях тканей человека на микроскопическом и ультрамикроскопическом уровне. В модуль включены пять разделов. Первый раздел посвящен изучению особенностей строения и физиологии эпителиальных тканей, как покровных, так и железистых. Второй раздел «Соединительные ткани» включает данные о морфофункциональных особенностях плотной и рыхлой соединительных тканей, тканей специального назначения (жировой, пигментной и ретикулярной), а также скелетных тканей – костных и хрящевых. Раздел «Кровь» содержит современные данные об ультраструктурной организации клеток крови, о механизмах иммунных реакций, свертывания крови и др.

Разделы «Мышечная ткань» и «Нервная ткань» посвящены изучению гистофизиологии этих тканей на микроскопическом и субмикроскопическом уровне.

Целью курса является формирование умений отличать типы тканей на схемах, таблицах и микропрепаратах, что не всегда представляется возможным из-за недостатка времени на уроке, а главное материально-технических возможностей – отсутствие микроскопов, а главное микропрепаратов. Поэтому учебное пособие содержит подробные инструкции для самостоятельной микроскопии, в которые включены задания повышенного уровня, отмеченные значком * (олимпиадные задания). Каждое задание сопровождается фотографиями с микропрепаратов.

Особенностью пособия является то, что он построен в структуре учебного модуля, и ориентирован на самостоятельное изучение микроскопической анатомии человека. Пособие содержит информационный блок, снабженный большим количеством иллюстраций. После информационного блока следуют рекомендации для самостоятельного освоения учебного материала. Задания в тестовой форме помогут определить уровень усвоения учебного материала. Пособие не содержит эталонов ответов и при затруднении в выполнении тестов необходимо вернуться к материалам информационного блока – этот принцип составления учебных модулей повышает эффективность самостоятельного обучения. Каждый раздел завершают задания для самостоятельной микроскопии, ситуационные задачи и задания повышенного уровня сложности.

К гимназистам!

Вы знаете, что изучение мира живого - занятие столь же древнее, как и возраст человечества, поскольку изучение и сравнение удивительно разнообразных живых форм всегда было связано с самыми насущными потребностями человеческой жизни. Данное учебное пособие посвящено изучению морфофункциональных особенностей животных тканей и построено по модульному типу.

Понятие «модуль» - блок чаще всего используется в точных и технических науках, и обозначает структурно-функциональный блок или узел. Все чаще принцип модульной организации обучения используется для самостоятельного освоения учебной дисциплины или элективного курса.

Содержания пособия разбито на пять блоков - разделов. По оглавлению легко найти содержание данных блоков.

В начале каждого раздела даны целевые установки, то есть информация о том, что Вы узнаете, чему научитесь при изучении данного раздела, причем, многие пункты целевой программы взяты непосредственно из федерального компонента государственного стандарта общего образования.

За целевыми установками следует информационный блок, содержащий учебный материал, иллюстрированный схемами, рисунками, микрофотографиями. Иллюстрации помогут Вам наиболее полно осмыслить изучаемый материал, поэтому внимательно читайте подписи и объяснения к схемам и рисункам. Все термины и незнакомые слова выделены жирным курсивом и имеют объяснения, как в тексте, так и в словаре, который завершает учебное пособие.

После информационного блока следуют рекомендации для самоподготовки. Эти рекомендации включают вопросы для обсуждения и осмысления учебного материала, задания для его систематизации и обобщения.

Каждый раздел учебного пособия содержит комплект заданий в тестовой форме, при выполнении которого Вы сможете оценить уровень усвоения учебной информации. Тестовые задания взяты из контрольно-измерительных материалов ЕГЭ, материалов олимпиад по биологии или построены на основании анализа этих КИМов.

Практические занятия, ситуационные задачи, завершающие каждый раздел направлены на формирование необходимых умений и компетенций.

Учебный модуль содержит список использованной литературы и электронных информационных средств.

Мы надеемся, что данное пособие не только позволит Вам успешно подготовиться к вступительным экзаменам институты, к участию в олимпиадах, но и научит самостоятельно пополнять и совершенствовать свои знания и умения, а также выработает у Вас способность уверенно применять свои знания, навыки и умения в конкретных ситуациях.
^

Раздел 1. Эпителиальные ткани


При изучении этого раздела Вы узнаете:

  • сущность понятия «ткань», основные сведения об их образовании и классификации;

  • основы классификации эпителиальных тканей;

  • общий план строения эпителиальных тканей;

  • морфофункциональные особенности различных типов эпителиальных тканей.


При изучении этого раздела Вы научитесь:

  • различать типы эпителиев на микропрепаратах;

  • микроскопировать и зарисовывать гистологические препараты.
^

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК


Термин «ткань» введен Ф. Биша (1771-1802). Первая классификация тканей создана в 1857- 1958 годах Р. Келликером (1817-1905) и Ф. Лейдигом (1821-1908). Они выделили восемь типов тканей. В настоящее время нет единой, общепринятой классификации тканей. По морфофункциональной классификации выделяют пять типов тканей: эпителиальные, соединительные и мышечные ткани; нервная ткань, а также кровь и лимфа.

По морфогенетической классификации, которая учитывает происхождение тканей в онтогенезе, выделяют более 100 видов тканей.

Образование тканей - гистогенез происходит за счет размножения, роста и дифференцировки клеток.

Дифференцировка - структурные и функциональные изменения в однородных клетках и тканях в процессе индивидуального развития особи. Зигота и образующиеся из нее бластомеры тотипотентны, поскольку из них может развиваться целый организм. На первом этапе дифференцировки - этапе формирования зародышевых листков (эктодермы, мезодермы, энтодермы) образуются стволовые клетки, которые могут дифференцироваться в различных направлениях, то есть являются полипотентными. Они дают начало более дифференцированным - унипотентным клеткам. Последовательный ряд клеток, начиная со стволовой, и заканчивая зрелой клеткой (один ряд дифференцировки) называют диффероном. В образовании конкретной ткани могут участвовать несколько различных дифферонов, которые взаимодействуют и объединяются для выполнения важнейших функций организма. Таким образом, ткань - это многодифферонная, многофункциональная система клеток и неклеточных структур, объединенная пространственно.


^ Ткань – система клеток, межклеточного вещества и надклеточных структур, имеющая общий план строения, сходство в происхождении и выполняющая определенные функции.

1.1. Общая характеристика и классификация эпителиальных тканей

Эпителиальные ткани покрывают поверхность тела (входят в состав кожи), выстилают внутренние поверхности органов (в составе слизистых и серозных оболочек) и образуют железы. Поэтому, эпителиальные ткани разделяют на две большие группы: покровные и железистые. Эпителиальные ткани развиваются из всех зародышевых листков: эктодермы, мезодермы и энтодермы.

При значительной вариативности эпителиальных тканей можно выделить ряд общих признаков.

  1. Клетки лежат пластом, выполняя защитную и разграничительную функции.

  2. Клетки эпителия лежат на базальной мембране и подстилаются соединительной тканью.

  3. Клетки полярны (выделяют базальную и апикальную части клетки, которые отличаются по строению и функциям).

  4. Большинство эпителиев не имеет кровеносных сосудов (за исключением эпителиальной выстилки внутреннего уха).

  5. Хорошо развиты межклеточные соединения.

  6. Эпителий обладает высокой регенеративной способностью
^
Морфологическая классификация покровных эпителиев






^ 1.2. Морфофункциональные особенности различных типов покровных эпителиев.

Однослойные эпителии отличаются от многослойных тем, что все их клетки касаются базальной мембраны. В многослойных эпителиях на базальной мембране лежит только базальный слой клеток, а остальные клетки наслаиваются друг на друга. Однорядный эпителий называется так потому, что все его ядра лежат на одном уровне, образуя один ряд. В многорядном эпителии клетки имеют разное строение и высоту, поэтому их ядра лежат на разных уровнях, создавая эффект многорядности. Плоским называется эпителий, в котором размер основания клеток больше, чем их высота. Основание и высота кубического эпителия одинаковы. Для цилиндрического эпителия характерно то, что высота его клеток превышает их основание.


^ 1.2.1. Однослойные эпителии

О
Рис.2. Электронная микрофотография клетки однослойного плоского эпителия


днослойный плоский
эпителий состоит из одного ряда плоских клеток полигональной формы с извилистыми границами. Малая толщина клеток плоского эпителия способствует диффузии газов и транспорту веществ. К плоским эпителиям относят целомический эпителий или мезотелий, и альвеолярный эпителий. Некоторые авторы к плоским эпителиям относят эндотелий, образующий выстилку сосудов. Мезотелий выстилает листки плевры, брюшину и околосердечную сумку. При раздражении мезотелия инородными частицами происходит выпадение клеток, образующиеся перфорации облегчают фагоцитоз. К однослойным плоским эпителиям относится и альвеолярный эпителий (альвеолоциты I типа), образующий паренхиму легкого.

^ Однослойный кубический эпителий покрывает яичник и выстилает мелкие собирательные трубочки почки, образует шейку нефрона, фолликулы щитовидной железы, желчные протоки печени, мелкие протоки поджелудочной железы и др. Клетки на срезе имеют кубическую форму, а при виде сверху гексагональную.

Однослойные призматические (цилиндрические) эпителии бывают несколько типов. Однослойный цилиндрический эпителий выстилает желудочные ямки, крупные протоки печени и поджелудочной железы, канал шейки матки. Другой тип цилиндрического эпителия - каемчатый, клетки которого имеют пальцевидные выросты апикальной части – микроворсинки, значительно увеличивающие поверхность всасывания. Этот эпителий выстилает кишечник, желчный пузырь, проксимальный отдел канальцев нефрона. Этот тип эпителия осуществляет процессы всасывания.

^ Однослойный многорядный (мерцательный) эпителий выстилает воздухоносные пути, маточные трубы и семявыносящие протоки. В многорядном эпителии дыхательных путей различают четыре вида клеток: базальные – это низкие, малодифференцированные клетки, обладающие регенеративной способностью; бокаловидные клетки-железы, секретирующие слизь; реснитчатые клетки и эндокринные клетки.

Апикальная поверхность реснитчатых клеток расширена по сравнению с базальными клетками и несет реснично-фибриллярные структуры, мерцание которых обеспечивает ток слизи.

^ Многослойный плоский неороговевающий эпителий выстилает передний и задний отдел желудочно-кишечного тракта, покрывает роговицу глаза, часть надгортанника, выстилает влагалище.


Многослойный плоский неороговевающий эпителий состоит из трех слоев клеток:

  • базальный слой - зона роста, представлена одним слоем малодифференцированных клеток полисадовидной формы, с крупными базофильно окрашенными ядрами;

  • шиповатый слой образован клетками полигональной формы с отростками, входящими в межклеточные пространства, прочно соединенными межклеточными контактами - десмосомами. В клетках много тонофибрилл, выполняющих опорную функцию;

  • третий слой - слой плоских клеток.


^ 1.2.2. Многослойные эпителии

Многослойный плоский ороговевающий эпителий или эпидермис входит в состав кожи и состоит из пяти типов клеток (дифферонов).

Первый, эпидермальный дифферон состоит из пяти слоев клеток.

  • Базальный слой, состоящий из полисадовидных клеток, лежащих на базальной мембране, с высокой способностью к делению.

  • В шиповатом слое выделяют на две части, нижняя содержит клетки, содержащие большое количество РНК и способные к делению. Они входят в генеративный (Мальпигиев) слой эпидермиса. Верхний слой клеток, потерявших способность к делению, накапливает кератогиалин. Эти клетки полигональной формы лежат в девять слоев в толстой коже и в три-четыре слоя - в тонкой.

  • Зернистый слой состоит из одного - двух рядов веретенообразных клеток, содержащих зерна РНК, ДНК, кератогиалина, гликозаминогликана, пигмента и серосодержащих аминокислот. Клетки имеют светлые ядра, т.к. идет их опустошение: ДНК, РНК выходят в цитоплазму.

  • Блестящий слой выражен в эпителии толстой кожи (покрывающей ладони и подошвы), состоит из трех-пяти рядов клеток с пустыми ядрами и большим содержанием элеидина. Элеидин обладает двойным коэффициентом светопреломления, поэтому этот слой при микроскопии блестит. В блестящем слое завершаются процессы ороговения – превращение живых эпителиальных клеток в роговые чешуйки.

  • Роговой слой состоит из мертвых клеток шестигранной формы заполненных воздухом, и связанных ороговевшими десмосомами. В пустых клетках находятся тонофибриллы, пропитанные мягким кератином.

Второй дифферон представлен клетками Лангерганса, образующимися из стволовых клеток костного мозга. Моноциты мигрируют через базальную мембрану и приобретают отростчатую форму. Тела этих клеток находятся в шиповатом слое, а отростки проходят в зернистый и базальный слои. Клетки Лангерганса обновляются каждые шесть месяцев и выполняют фагоцитарную функцию и функцию антиген-представительтва.

Третий дифферон - пигментоциты, отростчатые клетки, находящиеся в базальном слое эпидермиса. Пигмент пигментоциты захватывают из нервных клеток и выполняют защитную противорадиационную функцию (защита от УФЛ).

Четвертый дифферон - вторичночувствующие клетки рецепторного типа (клетки Меркеля), лежат в базальном слое; на клетки накручены нервные отростки – это температурные и болевые рецепторы.

Пятый дифферон - гормонобразующие клетки, выполняющие функцию клеток тимуса, который после полового созревания подвергается возрастной инволюции. Клетки содержат гранулы тимозина и тимолина – веществ, стимулирующих процессы иммунного характера (развитие Т-лимфоцитов). В клетках мощно развиты ЭПС и комплекс Гольджи.

^ Переходный эпителий выстилает почечные лоханки, мочеточник и мочевой пузырь, т.е. органы, стенки которых постоянно подвергаются сокращению и растяжению. В переходном эпителии различают три типа клеток.

Базальные, малодифференцированные полисадо-видные клетки с широким основанием, обеспечивают регенерацию эпителия.

Промежуточный слой состоит из удлиненных клеток, более узкой частью направленных к базальному слою и черепицеобразно накладывающихся друг на друга.

Грушевидные клетки – это крупные, двух-трехядерные клетки, образующие поверхностный слой эпителия. Грушевидные клетки имеют инвагинации (вдавливание) плазмолеммы и веретеновидные пузырьки в апикальной части цитоплазмы.

Барьерная функция эпителия обеспечивается плотными соединениями между поверхностными клетками, значительной толщиной их плазмолеммы и ее особым химическим составом. Поверхностные клетки образуют микроворсинки, всасывающие воду.

^ 1.3. Морфофункциональные особенности железистого эпителия

Железистый эпителий состоит из железистых клеток - гландулоцитов.

Железистые клетки приспособлены к синтезу, накоплению, хранению и выделению секрета. В цитоплазме гландулоцитов мощно развита ЭПС, комплекс Гольджи. Существует две группы желез: железы внутренней секреции, эндокринные, выделяющие секрет в кровь; и железы, выделяющие секрет во внешнюю среду, на поверхность кожи или в просвет полых органов, эти железы называются экзокринными.

Экзокринные железы отличаются друг от друга по строению, способам секреции, составу секрета. По строению выводных протоков различают простые экзокринные железы, имеющие неразветвленный выводной проток и сложные экзокринные железы, с разветвленным выводным протоком. По форме секреторных отделов железы различают трубчатые, альвеолярные и трубчато-альвеолярные. По химическому составу секрета экзокринные железы бывают: слизистые, белково-слизистые и сальные. По способу выделения секрета железы подразделяют на три типа: мерокриновые, апокриновые и голокриновые. При мерокриновой секреции железистые клетки не разрушаются (слюнные, поджелудочная железа). Апокриновая секреция идет с разрушением или апикальной части клеток (макроапокриновая) или с разрушением микроворсинок (микроапокриновая). Голокриновая секреция идет с разрушением всей клетки.

^ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

Вопросы для самоконтроля

  1. Дайте определение «ткани», сравните два определения, данные в пособии. В чем их отличие?

  2. Перечислите характерные особенности эпителиальных тканей, с какими функциями эпителиальных тканей связаны данные структурные особенности?

  3. Какие две классификации эпителиальных тканей общеприняты?

  4. Из каких зародышевых листков образованы различные виды эпителиальных тканей?

  5. Изучите по учебному пособию строение и функциональные особенности однослойных эпителиев.

Заполните таблицу

№ п/п

Виды эпителиев

Форма клеток

Локализация

Функции
















































  1. Какие ультрамикроскопические структуры эпителия обеспечивают выполнение функции всасывания? ...создания тока слизи?

  2. Изучите по учебному пособию морфофункциональные особенности многослойных эпителиев.

  3. Какие диффероны представлены в эпидермисе и какие функции они выполняют?

  4. Какие структурные особенности позволяют переходному эпителию выполнять свои функции?
Заполните таблицу

Виды эпителиев

Слои эпителия

Форма клеток

Структурные особенности

Локализация

Функция






















































^

Проверьте свои знания, выполняя задания теста.


Дополните:

  1. МНОГОДИФФЕРОННАЯ, МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА. - ___________________

  2. система клеток и межклеточного вещества, объединенная общностью происхождения, единым планом строения и выполнением определенных функций называется - ___________________
Выберите номер правильного ответа

^ 3. КЛЕТКИ ЭПИТЕЛИАЛЬНЫХ ТКАНЕЙ

1) лежат пластом

2) расположены рыхло


4. В ЭПИТЕЛИАЛЬНЫХ ТКАНЯХ МЕЖКЛЕТОЧНОГО ВЕЩЕСТВА

1) много

2) мало


5. только из эпителиальной ткани состоит

  1. сердце

  2. желудок

  3. язык

  4. слюнные железы


6. характерным признаком только эпителиальных тканей является

  1. наличие в ней кровеносных сосудов и нервных окончаний

  2. быстрая регенерация

  3. наличие плотной клеточной оболочки

  4. развитие из эктодермы


7. Желудок выстлан эпителием

  1. кубическим

  2. цилиндрическим

  3. переходным

  4. многослойным плоским ороговевающим.


7. Однослойный многорядный мерцательный эпителий локализован в

  1. коже

  2. слизистой желудка

  3. дыхательных путях

  4. канальцах почек


8. в эпидермисе человека к размножению способны клетки слоя

  1. базального

  2. блестящего

  3. рогового

  4. зернистого


9. Пищевод выстлан эпителием

  1. однослойным плоским

  2. кубическим

  3. многослойным плоским неороговевающим

  4. переходным


10..Мочевой пузырь выстлан эпителием

  1. однослойным плоским

  2. кубическим

  3. многослойным плоским неороговевающим

  4. переходным


11. полость тонкого кишечника выстлана

  1. брюшиной

  2. плеврой

  3. эпителием

  4. перикардом


^ 12. КЛЕТКИ МЕЗОТЕЛИЯ ИМЕЮТ ФОРМУ

1. плоскую

2. кубическую

3. цилиндрическую


13. КЛЕТКИ АЛЬВЕОЛЯРНОГО ЭПИТЕЛИЯ ИМЕЮТ ФОРМУ

1. плоскую

2. кубическую

3. цилиндрическую


^ 14. КЛЕТКИ КАЕМЧАТОГО ЭПИТЕЛИЯ ИМЕЮТ ФОРМУ

1. плоскую

2. кубическую

3. цилиндрическую


15. МИКРОВОРСИНКИ ВЫПОЛНЯЮТ ФУНКЦИЮ

1.всасывания

2.создают ток слизи

3.опорную

4.трофическую


^ 16. ГЛАНДУЛОЦИТЫ ИМЕЮТ МОЩНО РАЗВИТЫЕ

1.ЭПС

2.комплекс Гольджи

3. митохондрии

4. лизосомы


Выберите номера всех правильных ответов

^ 17. К МНОГОСЛОЙНЫМ ЭПИТЕЛИЯМ ОТНОСЯТСЯ

1. мезотелий

2. переходный

3. ороговевающий

4. альвеолярный

5. мерцательный

6. каемчатый

7. кубический

8. неороговевающий


^ 18. ЭПИТЕЛИАЛЬНЫЕ ТКАНИ ВЫПОЛНЯЮТ ФУНКЦИЮ

1. трофическую

2. пограничную

3. защитную

4. опорную

5. сократительную

6. секреторную

7. дыхательную

Установите соответствие

^ 19. ДИФФЕРОНЫ ЭПИДЕРМИСА

ФУНКЦИИ ДИФФЕРОНЫ

  1. эпидермальный

  2. Лангенгарса

  3. Меркеля

  4. меланоциты

  5. гормонпродуцируюшие

А. фагоцитоз и антигенпредставительство

Б. механическая защита

В. чувствительная

Г. защита от УФЛ

Д. образование тимогена

Е. образование жира

Ответы: 1...2...3...4...5...
^

рекомендации для САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА ПРАКТИЧЕСКОМ ЗАНЯТИИ

Практические задания разного уровня сложности






  1. Р
    Рис. 10. Мезотелий сальника кролика

    1 – границы клеток; 2 – цитоплазма клеток; 3 – ядро.

    ассмотрите препарат «Мезотелий сальника кролика» Отметьте характер границ мезотелиальных клеток. Найдите места выпадения клеток, объясните данную физиологическую особенность. Зарисуйте участок мезотелия при большом увеличении, обозначьте ядро, цитоплазму, клеточные границы.

  2. Р


    ассмотрите препарат «^ Низкий плазматический эпителий почки кролика» при малом увеличении, найдите срезанные в разных направлениях канальцы почек (в виде кружочков или овалов). Между канальцами видны пучки волокон соединительной ткани, редко расположенные клетки и кровеносные сосуды. При большом увеличении рассмотрите один каналец, зарисуйте его. Найдите базальную мембрану, эпителиальных клетках обозначьте ядро, базальный и апикальный полюса клетки, отметьте соотношение между высотой и шириной клетки.

  3. Рассмотрите препарат «^ Высокий призматический эпителий почки кролика». Найдите перерезанные почечные канальцы, отметьте базальную мембрану, эпителиальные клетки. Сравните соотношение длины и высоты эпителиальных клеток, найдите в них ядро, щеточную каемку. Найдите соединительнотканные волокна, клетки и кровеносные сосуды. * Определите степень функциональной активности клеток (уточните по каким параметрам). Зарисуйте почечные канальцы, отметив их морфологические особенности.




  1. Рассмотрите и зарисуйте препарат «Мерцательный эпителий кишечника беззубки». При малом увеличении найдите на препарате эпителиальный пласт клеток, окрашенных в темно-серый цвет. Рассмотрите препарат при большом увеличении, найдите на апикальном конце клетки тончайшие слипшиеся реснички. Объясните, почему данный вид эпителия называют многорядным? На рисунке обозначьте базальную мембрану, ядра клеток и реснички.

  2. Рассмотрите и зарисуйте препарат «Железистый эпителий зеленой железы рака». Зеленая железа - выделительный орган. Она построена по типу многокамерного мешочка, стенки которого состоят из одного слоя кубических эпителиальных клеток. При малом увеличении хорошо видны поперечные сечения камер. Рассмотрите препарат при большом увеличении, найдите базальную мембрану, эпителиальные одноядерные клетки, на апикальных концах которых содержатся светло-розовые капли выделяемого секрета. Определите тип секреции. Зарисуйте секретирующие клетки, обозначив базальную мембрану, ядро и капли секрета.


  3. ^ Рис. 15 Переходный эпителий мочевого пузыря мыши

    1 – ядра поверхностных клеток; 2 – грушевидные клетки; 3 –базальный слой; 4 – соединительная ткань

    ^ Рис. 16 Многослойный плоский эпителий роговицы глаза коровы.

    1 – плоские клетки

    2 – шиповатые клетки;

    3 –базальный слой;

    4 – базальная мембрана;

    5 – соединительная ткань

    Рис. 17 Многослойный ороговевающий эпителий кожи пальца человека.

    1 – проток потовой железы

    ^ 2 – слой роговых чешуек;

    3 – блестящий слой;

    4 – зернистый слой;

    5 - слой шиповатых клеток;

    6 – базальный слой;

    7 – соединительная ткань
    Р ассмотрите препарат «^ Переходный эпителий мочевого пузыря мыши», представляющий собой поперечный срез стенки мочевого пузыря. Она состоит из пучков мышечных клеток, идущих в различных направлениях. Слизистая образована многослойным эпителием и соединительнотканной пластинкой Эпителиальный слой имеет ряд выступающих ворсин, окрашенных в более темный цвет. Найдите при малом увеличении хорошо выраженную ворсинку и рассмотрите ее при большом увеличении. Найдите слои эпителиальных клеток: внутренний, состоящий из клеток округлой или кубической формы и внешний, образованный более плоскими клетками. Эпителиальные клетки лежат на базальной мембране. Сравните эпителий различных участков и предположите степень растяжения эпителиальных клеток. На рисунке обозначьте базальную мембрану и два слоя эпителиальных клеток, в клетках обозначьте ядра

  4. При малом увеличении найдите многослойный плоский эпителий роговицы глаза коровы, рассмотрите его при большом увеличении. Обратите внимание на строение клетки, форму и определенную ориентировку базальных, шиповатых, плоских клеток, а так же на форму ядер в клетках различных слоев. Рисунок эпителия сделайте при большом увеличении, отметьте базальные, шиповатые и плоские клетки, базальную мембрану и собственное вещество роговицы.

  5. На вертикальном разрезе кожи пальца человека найдите эпидермис и соединительную ткань дермы. Обратите внимание на неровную поверхность эпителиального пласта. В эпителии научитесь различать: базальный, шиповатый, зернистый, блестящий и роговой слои. При большом увеличении зарисуйте и обозначьте все слои эпидермального дифферона и отразите особенности их формы.
^

Проверьте свои знания и умения, выполняя практические задания




  1. На препарате «Переход пищевода в желудок» найдите участок перехода многослойного эпителия слизистой пищевода в однослойный эпителий слизистой желудка и определите принадлежность данных эпителиев к определенному типу.

  2. Р
    ассмотрите препарат «^ Легкое кошки», на препарате найдите различные типы эпителиальной ткани, укажите признаки, характеризующие данные типы эпителия.

  3. Представлены микрофотографии различных эпителиев. Рассмотрите особенности строения апикальной поверхности клеток этих эпителиев. В чем морфофункциональные отличия эпителиальных тканей, представленных на электронограммах.





4. Рассмотрите и прочитайте фотографии световой и электронной микроскопии слизистой поверхности полости носа.


Дополнительная литература

  1. Атлас сканирующей электронной микроскопии клеток, тканей и органов. /Под. ред. Волоковой, В.А. Шахламова, А.А. Миронова – М.: Медицина, 19873.

  2. Афанасьев Ю.И., Юрина Н.А. Гистология. – М.: Медицина, 1989.

  3. О.В. Быков В.Л. Цитология и общая гистология (функциональная морфология клеток и тканей человека). – СПб.: СОТИС, 1998. .

  4. Волкова М.Ю., Елецкий Ю.К. Основы гистологии с гистологической техникой. – М.: Медицина, 1981.

  5. Елисеев В.Г., Афанасьев Ю.И., Котовский Е.Ф. Атлас микроскопического и ультрамикроскопического строения клеток, тканей и органов.– М.: Медицина, 1970.

  6. Заварзин А.А. Основы частной цитологии и сравнительной гистологии многоклеточных животных. Л.: Наука, 1976.

  7. Международная гистологическая номенклатура /Под. ред. В.В. Семченко, Р.П. Самусева, М.В. Моисеева и З.Л. Колосовой. – Омск: Омская медицинская академия, 199919.

  8. Практикум по гистологии, цитологии и эмбриологии. / Под ред. Н..А. .Юриной, А..И.. Радостиной. – М.: Издательство Университета дружбы народов, 1989.

  9. Самусев Р.П., Гончаров Н.И. Эпонимы в морфологии. – М.: Медицина, 1989

  10. Хэм А., Кормак Д. Гистология: - М., Мир, 1983 –Т.2.





Похожие:

Учебное пособие модульного типа iconУчебное пособие модульного типа
Т. Г. Абдулин, профессор кафедры гистологии Кировской медицинской академии, лауреат Государственной премии, д м н
Учебное пособие модульного типа iconУчебное пособие санкт-петербург
Учебное пособие предназначено для самостоятельной подготовки курсантов и проведения практических занятий на базе городской детской...
Учебное пособие модульного типа iconУчебное пособие для самостоятельной работы Ставрополь 2010 ббк 63. 3 (2) Я73 удк 99 (С) р -82
Учебное пособие предназначено для студентов медицинских и фармацевтических вузов
Учебное пособие модульного типа iconУчебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. Под ред. П. И. Пидкасистого М., 1995
Крысько В. Г. Общая психология в схемах и комментариях: Учебное пособие. – Спб., 2007
Учебное пособие модульного типа iconС. А. Еварович Ассессмент-центр как технология оценки компетенций персонала в практике государственного управления. Учебное пособие
Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальностям государственное и муниципальное управление, управление...
Учебное пособие модульного типа iconУчебное пособие Благовещенск
Кузнецов, Д. В. Использование военной силы во внешней политике сша: учебное пособие / Д. В. Кузнецов. – Благовещенск: Изд-во бгпу,...
Учебное пособие модульного типа iconУчебное пособие для подготовки к экзамену предисловие учебное пособие предназначено для студентов медицинских вузов
Прежде всего, оно будет полезным при подготовке к экзамену по нормальной анатомии
Учебное пособие модульного типа iconУчебное пособие Утверждено учебно-методическим советом Сыктывкарского лесного института в качестве учебного пособия для студентов направления подготовки 080000 «Экономика и управление» всех форм обучения
Данное учебное пособие преследует цель: познакомить с философией разработки стратегии
Учебное пособие модульного типа iconУчебное пособие Москва-Рязань
Права человека: учебное пособие /Ю. С. Бадальянц, Д. А. Ягофаров. – Москва-Рязань: Издательство «Поверенный», 2006. – 519 с
Учебное пособие модульного типа iconУчебное пособие для студентов очной и заочной формы обучения факультета психологии Подходы к исследованию внимания в отечественной и зарубежной психологии
Учебное пособие разработано кандидатом психологических наук, доцентом кафедры психологии личности Л. И. Габдулиной
Учебное пособие модульного типа iconУчебное пособие по курсу «Общая химическая технология» для студентов специальностей 240701, 240702, 240706, 240901
Данное учебное пособие предназначено для того, чтобы обеспечить методическое руководство самостоятельной работой студентов, изучающих...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы