Учебное пособие москва 2010 ббк 85. 90. я 73 М22 icon

Учебное пособие москва 2010 ббк 85. 90. я 73 М22


Скачать 40.76 Kb.
НазваниеУчебное пособие москва 2010 ббк 85. 90. я 73 М22
Размер40.76 Kb.
ТипУчебное пособие


ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


ПРЕСНЯКОВА И.А.


ДЖАЗОВЫЕ СТАНДАРТЫ

В КУРСЕ СОЛЬФЕДЖИО


Учебное пособие


МОСКВА - 2010

ББК 85.90.я 73

М22


Рецензенты:

Ермакова Г.А., доктор искусствоведения, профессор кафедры теории и истории музыки военного института (военных дирижёров) Военного университета.

Куриленко Е.Н., проректор по учебной работе, заведующий кафедрой истории, теории музыки и музыкального исполнительства Института современного искусства, профессор, кандидат искусствоведения.

Тытык О.В., преподаватель кафедры теории и истории музыки военного института (военных дирижёров) Военного университета.


^ ПРЕСНЯКОВА И.А. Джазовые стандарты в курсе сольфеджио: учебное пособие. – М.: ВУ, 2010. – 72с.


© Преснякова И.А., Москва 2010

© Военный институт (военных дирижёров)

Военного университета, Москва 2010

^ От составителя


Джаз уже давно стал неотъемлемой частью отечественной музыкальной культуры, а обучение джазу – сегментом (хотя и малым) общей структуры музыкального образования. Профессиональное обучение в этой области осуществляет ряд эстрадно-джазовых училищ (колледжей) и эстрадно-джазовых факультетов некоторых российских вузов. Интерес к джазу питают не только студенты специализированных факультетов, но и обучающиеся академической направленности. Специфика джаза требует особых программ и методов обучения, а также соответствующих им учебных и методических пособий. И если в сфере джазового исполнительства и некоторых аспектов теории (в частности, джазовой гармонии) имеется определенный круг изданий и педагогических разработок, в области сольфеджио в настоящее время не существует достаточного количества изданной учебно-методической литературы, основанной на джазовой интонационности. Создание специализированных училищных и вузовских курсов джазового сольфеджио и соответствующего круга пособий сегодня находится на стадии становления. Традиционные же курсы сольфеджио могут быть модернизированы путем включения элементов джазового языка в устоявшиеся учебные планы.

Данный сборник «Джазовые стандарты в курсе сольфеджио» носит характер вспомогательного учебного пособия, предназначенного для внедрения в существующие сольфеджийные курсы. Создание его было вызвано необходимостью осовременить музыкальный материал, традиционно используемый на уроках сольфеджио, добавить в круг осваиваемых средств еще одно интонационно-стилевое поле, привнести в привычный набор десятилетиями звучащих на уроках «номеров» новую интонационность, интересную сегодняшним студентам. Кроме того, включение классики джаза в рамки академической дисциплины может способствовать расширению музыкального кругозора классических музыкантов, а также ознакомить их со способом нотной фиксации джазовых «опусов» и особенностями их исполнения.

Поскольку данное пособие имеет характер дополнительного материала, оно выстроено в соответствии с традиционной последовательностью освоения интонационных трудностей в курсах сольфеджио – от диатоники к хроматике, от простых мелодий к примерам повышенной сложности. Материал начального раздела первой части может быть использован для чтения с листа.

Учитывая особенности джазовой интонационности, нельзя было не включить в сборник раздел, посвященный такому «лейблу» джаза, как блюзовый лад. Эта часть пособия включает не только собственно блюзовые темы, но и не блюзовые стандарты, в которых ярко проявляет себя специфическая звуковысотная организация этого лада.

Сборник состоит из двух частей («Одноголосие» и «Двухголосие»), неравновеликих по объему. Основной массив музыкальных образцов содержится в первой части. Однако, двухголосно могут быть исполнены фактически все примеры сборника. Самый простой способ заключается в добавлении нижнего голоса, «сформированного» из указанных в аккордовой цифровке басов. Одним из видов творческих заданий может стать присочинение нижнего голоса в стиле «walking bass» (образцом выполнения может служить тема Джерри Маллигана «Line For Lions», дополненная вторым голосом составителем настоящего сборника). Особенно естественно двухголосие подобного рода будет звучать в блюзовых темах. Некоторые темы располагают к имитационной фактуре: например, «Black And Blue» Ф.Уоллера, «Early Autumn» Р.Бернса и В.Германа, «The Midnight Sun Will Never Set» К.Джонса и Г.Сальвадора. Часть тем может быть изложена блокаккордами и исполнена в четырех - или пятиголосии. Еще одним вариантом творческих заданий может стать исполнение стандарта с аккомпанементом по указанной цифровке.

При пении предложенных в сборнике стандартов необходимо учитывать особенности джазовой интонации и ритмики. И если для студентов академической специализации возможно строгое исполнение текста, то для будущих джазменов предпочтителен другой вариант. В противовес академической традиции, предполагающей абсолютно точное интонирование и жестоко карающей исполнителя за любое непопадание в ноту или малейший отход от фиксированного в нотном тексте ритма, джаз в определенном смысле вполне легально позволяет себе подобные «вольности». Более того, некоторые элементы (в частности, блюзовые модальные тоны – т.н. «блюзовые ноты») и не должны исполняться как строго соответствующие звукам темперированного строя.

Безусловно, одна из целей предмета сольфеджио – воспитание чистой, правильной интонации. Но как быть, если в данном случае «правильно» означает «грязно»? Как найти компромисс между задачами курса сольфеджио и желанием художественно достоверно исполнить блюз? Думается, что очертить границы дозволенного помогут стилевые «правила игры»: определенный тип интонирования может быть применен только в жестких рамках конкретного стиля.

В значительной мере вышесказанное относится и к ритму. Джазовая ритмика имеет свои особенности (например, т.н. «свинг»), которые не могут быть в полной мере отражены в нотном тексте. Целесообразно допускать относительно свободную трактовку разных ритмических фигур (как последований ровных длительностей, так и синкоп, пунктиров, триолей и т.п.) в рамках строгого метра.

Пособие носит характер вспомогательного материала к традиционно преподаваемому в ВИ(ВД)ВУ курсу сольфеджио. Оно предназначено для курсантов 1, 2 и 3 курсов. Кроме того, оно может стать актуальным и для эстрадно-джазовых отделений музыкальных училищ и вузов.

Основу пособия составили джазовые стандарты из сборника «Jazz Elite» (Спб., 2003) и электронных версий американских изданий («The New Real Book», т.1 – 1988, т.2 – 1991, т.3 – 1995; «Jazz Fake Book», «Jazz LTD», «Library of musicians’ jazz»). В предложенном пособии сохранена «музыкальная орфография» и темповые обозначения источников. Для облегчения чтения джазовой цифровки варианты обозначения одинаковых аккордовых структур, встречающиеся в различных источниках, были сведены составителем к «единому знаменателю». Качество аккордовых структур, указанных в первоисточниках, при этом было точно сохранено. Заметим, что нотный текст мелодий стандартов в различных источниках может иметь некоторые отличия, обусловленные устно-импровизационной природой джаза. Помимо собственно сборников джазовых стандартов, примеры раздела «Двухголосие» взяты из изданий «О.Питерсон. Джазовые этюды и пьесы для фортепиано» (Спб., 2004), «М.Шмитц. 25 джазовых инвенций для фортепиано» (М., 2004).


^ Буквенно-цифровые обозначения аккордов


7 – малый мажорный септаккорд

m7 - малый минорный септаккорд

6 – мажорное трезвучие с большой секстой

m6 – минорное трезвучие с большой секстой

6/9 – мажорное трезвучие с большой секстой и большой ноной

m 6/9 – минорное трезвучие с большой секстой и большой ноной

maj (или maj7) – большой мажорный септаккорд

m(+7) – большой минорный септаккорд

aug – большой увеличенный септаккорд

0 – уменьшенный септаккорд

m7(b5) –малый уменьшенный септаккорд

9 – большой нонаккорд на основе малого мажорного септаккорда

7(-9) – малый нонаккорд на основе малого мажорного септаккорда

maj9 – большой нонаккорд на основе большого мажорного септаккорда

m9 – большой нонаккорд на основе малого минорного септаккорда

m7(-9) – малый нонаккорд на основе малого минорного септаккорда

11 – ундецимаккорд на основе 9-аккорда

m11 – ундецимаккорд на основе m9-аккорда

13 – большой терцдецимаккорд на основе 11-аккорда

add – добавить (указанный аккордовый тон)

omit – исключить (указанный аккордовый тон)

sus – взять чистую кварту вместо терции аккорда

Часть I.

Одноголосие.


Раздел 1.


Диатоника.


Несложные виды внутритонального хроматизма.


Пример №1




Пример №2




Пример №3




Пример №4




Пример №5




Пример №6



Пример №7




Пример №8




Пример №9




Пример №10




Пример №11




Пример №12




Пример №13




Пример №14





Пример №15




Пример №16



Пример №17



Пример №18




^ Пример №19



Пример №20




Пример №21




Пример №22



Пример №23




Пример №24




Пример №25




Пример №26





Пример №27




Пример №28




Пример №29




Пример №30





Пример №31




Раздел 2.

Блюзовый лад


Пример №32




Пример №33




Пример №34




Пример №35




Пример №36




Пример №37




Пример №38




Пример №39




^ Пример №40




Пример №41




^ Пример №42





Пример №43




Пример №44





Пример №45




Пример №46




Пример №47




Пример №48




Пример №49




Пример №50




Пример №51




^ Пример №52





Пример №53




^ Пример №54




Пример №55




Раздел 3.

Модуляционный хроматизм.


Пример №56




Пример №57




^ Пример №58



Пример №59



^ Пример №60




Пример №61




Пример №62




Пример №63




Пример №64




Пример №65




Пример№66





Пример №67



Пример №68





Пример №69




Пример №70





Пример №71




Пример №72




Пример №73




Пример №74




Пример №75




Пример №76




^ Пример №77



Раздел 4.


Расширенная ладовая система.

Сложные виды хроматизма


Пример №78




Пример №79





Пример №80




Пример №81




Пример №82




Пример №83




Пример №84




Пример №85



Пример №86




Пример №87



Пример №88




Пример №89



Пример №90




^ Пример №91



Пример №92




Пример №93



^ Пример №94



Пример №95




Пример №96





Пример №97







Пример №98




Пример №99





^ Пример №100







Пример №101



Пример №102




^ Пример №103



Пример №104





^ Пример №105



Пример №106




^ Пример №107




Пример №108



^ Часть II.


Двухголосие.


Пример №1




Пример №2




Пример №3





Пример №4




Пример №5




Пример №6




Пример №7





Пример №8




Пример №9




Пример №10




Пример №11




Пример №12




Пример №13





Пример №14




Пример №15




Пример №16




Пример №17




Пример №18




Пример №19




Пример №20




Пример №21





Пример №22




Содержание


Часть I. Одноголосие………………………………………………...… стр.8


Раздел 1. Диатоника. Несложные виды внутритонального хроматизма………………………………………………………..….…. стр.8


Раздел 2. Блюзовый лад………………………………………... стр.20


Раздел 3. Модуляционный хроматизм…………………….… стр.30


Раздел 4. Расширенная ладовая система. Сложные виды хроматизма…………………………………………..…………….…… стр.41


Часть II. Двухголосие…………………………………………………. стр.59


ПРЕСНЯКОВА ИНГА АЛЕКСАНДРОВНА

ДЖАЗОВЫЕ СТАНДАРТЫ

В КУРСЕ СОЛЬФЕДЖИО

Учебное пособие


Авторская редакция.
Технический редактор Перешивайлов И.В.

Изд. № _____ Подписано в печать 20.06.2010 г.

Бумага офсетная. Формат 60х84/8. Печать офсетная.

Гарнитура «Таймс». Объем 9 п.л. Тираж 50.

РИО Военного университета 123001, г.Москва, ул.Большая Садовая, 14

Типография Военного университета


Похожие:

Учебное пособие москва 2010 ббк 85. 90. я 73 М22 iconУчебное пособие москва 2010 ббк 85. 90. я 73 М22
Ермакова Г. А., доктор искусствоведения, профессор кафедры теории и истории музыки военного института (военных дирижёров) Военного...
Учебное пособие москва 2010 ббк 85. 90. я 73 М22 iconУчебное пособие для самостоятельной работы Ставрополь 2010 ббк 63. 3 (2) Я73 удк 99 (С) р -82
Учебное пособие предназначено для студентов медицинских и фармацевтических вузов
Учебное пособие москва 2010 ббк 85. 90. я 73 М22 iconУчебное пособие Москва-Рязань
Права человека: учебное пособие /Ю. С. Бадальянц, Д. А. Ягофаров. – Москва-Рязань: Издательство «Поверенный», 2006. – 519 с
Учебное пособие москва 2010 ббк 85. 90. я 73 М22 iconУчебное пособие Благовещенск
Кузнецов, Д. В. Использование военной силы во внешней политике сша: учебное пособие / Д. В. Кузнецов. – Благовещенск: Изд-во бгпу,...
Учебное пособие москва 2010 ббк 85. 90. я 73 М22 iconУчебное пособие для студентов экономических специальностей г. Симферополь, 2005 удк 331. 45 Ббк 65. 247 А 44
Акуличев Ю. Ф., Глухенко Н. В. Основы охраны труда: учебное пособие для студентов экономической специальности. // Под общей редакцией...
Учебное пособие москва 2010 ббк 85. 90. я 73 М22 iconУчебное пособие для студентов 3 курса химического факультета уфа риц башгу 2013 удк 66. 021 Ббк 35
Учебное пособие предназначено для студентов 3 курса химического факультета БашГУ
Учебное пособие москва 2010 ббк 85. 90. я 73 М22 iconУчебное пособие для студентов 3 курса химического факультета уфа риц башгу 2009 удк 66. 021 Ббк 35
Учебное пособие предназначено для студентов 3 курса химического факультета БашГУ
Учебное пособие москва 2010 ббк 85. 90. я 73 М22 iconУчебное пособие / Е. В. Дегтярёв, Д. А. Теплых, М. С. Теплых. Магнитогорск: Изд-во МаГУ, 2010
Философия: конспекты лекций. Учебное пособие / Е. В. Дегтярёв, Д. А. Теплых, М. С. Теплых. – Магнитогорск: Изд-во МаГУ, 2010
Учебное пособие москва 2010 ббк 85. 90. я 73 М22 iconВ. Н. Помогайбин методологические проблемы военно-психологических исследований москва = ву предлагаемое учебное пособие
Предлагаемое учебное пособие раскрывает некоторые проблемы методологического анализа военно-психологических исследований. Многие...
Учебное пособие москва 2010 ббк 85. 90. я 73 М22 iconУДК 616.89+376.3 ББК 56.14+88.4 С 302
С 302 Введение в нейропсихологию детского возраста: Учебное пособие. — М.: Генезис, 2005. — 319 с.: ил
Учебное пособие москва 2010 ббк 85. 90. я 73 М22 iconУчебное пособие санкт-петербург
Учебное пособие предназначено для самостоятельной подготовки курсантов и проведения практических занятий на базе городской детской...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы