Урок 1: Обучение в кольцевом загоне (ринге) icon

Урок 1: Обучение в кольцевом загоне (ринге)


Скачать 340.95 Kb.
НазваниеУрок 1: Обучение в кольцевом загоне (ринге)
Дата публикации30.08.2014
Размер340.95 Kb.
ТипУрок

ОБУЧЕНИЕ ВОЛОВ.

Четыре урока от Балабхадры даса.

Введение и урок 1: Обучение в кольцевом загоне (ринге).

Данная статья - первая из серии, описывающей, как мы о6учаем бычков
Враджу и Гиту. Помните - мы начали обучать их два с половиной месяца
назад.

Подготовительный шаг для первого урока "Обучение в кольцевом
загоне" - развитие дружбы с вашим бычком (будем называть их так для
удобства, в оригинале -вол - прим. пер.) Существует несколько
способов развития дружеских отношений. Один из них заключается в
том, что человек, тренирующий бычка, желательно должен быть и тем,
кто его кормит. Таким образом, устанавливается приятный взаимообмен,
составляющий дружеские отношения. Другой момент - бычку следует
выделять время на привыкание к опыту любого рода, новому для него,
например, ношению оголовника. Он должен привыкнуть к нему прежде, чем
вы перейдете к следующему шагу - пристегнете к его оголовнику веревку
и поведете на прогулку. Если вы будете уделять время прогулкам с
вашим 6ычком в поле, на газоне, или в лю6ом другом доступном вам
спокойном месте, это поможет вам развить с ним дружеские отношения.
При этом не следует давать никаких команд типа "оп" или "вул".
Вот увидите, он последует за вами. Вы так же увидите, особенно, если обучаете для упряжки двух бычков, что они захотят побегать, позадирать копытца в воздух и поиграть, в точности, как это делают дети. Так что готовьтесь: иногда вам придется натягивать веревку, а в некоторых случаях даже и отбежать немного в сторону.
Первое время, когда 6ычки Враджа и Гита появились у нас, я гулял с
одним из них, а один их моих детей - с другим. Мы проводили на улице
около часу или полутора, позволяя им погулять, побегать и пощипать
травки. Время от времени мы ласкали их и чесали им за ушком и под
шеей. Благодаря такому совместному приятному времяпрепровождению, 
между нами начали развиваться отношения любви, доверия. Мы
потратили на это несколько недель.

=======================================================1==

Кольцевой загон (ринг).

Тренировочное кольцо должно быть расположено в изолированном
месте, чтобы ничто не отвлекало во время обучения. Кольцевой загон
спедует построить таким образом, чтобы животное не могло из него
выпрыгнуть. Я предпочитаю тренировать животных, начиная примерно с
полутора-двух месяцев от рождения. Тренировочное кольцо на этой
фоторафии построено из материалов, приемлемых для данной
возрастной руппы. Если вы обучаете животных в возрасте между годом
и двумя, ваша конструкция должна 6ыть сделана из досок и быть 6 или 7
футов высотой (примерно 2 мера), чтобы они не могли выпрыгнуть из
кольца. Кольцевой загон на этой фоторафии около 16 футов (приблизительно 
5 с лишним метров в диаметре). Я использовал секции забора для
рогатого скота более 5 метров в длину и примерно 1,5 метра в высоту
каждая, сделанные из толстой металлической сетки. Мы также сделали
толстые ворота, через которые невозможно прорваться. Когда мы только
начали обучать Враджа и Гиту, мы гуляли с ними по частным дорогам и
лугам. Каждый день мы также заходили с ними в кольцевой загон,
позволяя им обнюхать все вокруг и затем выходили ,при этом не
закрывая за собой ворота. Так что, когда пришел день обучать бычков в
кольцевом загоне, мы зашли внутрь и на этот раз закрыли за собой
ворота. Но, поскольку до этого они уже были в кольцевом загоне, у них не
было причин бояться чего-либо, и мы смогли начать урок без
травмирующих мыслей с их стороны, типа: "Почему я нахожусь в этом
тесном кольце и почему ворота закрыты?''. В тот день, когда мы провели
свой первый урок в кольцевом загоне, бычкам было три месяца с
половиной. Враджа и Гита зашли в загон без колебаний и опасений.

В кольцевой загон следует брать одного вола за раз. Поскольку
Враджа и Гита - близняшки, они не могут жить друг без друга, они всегда
вместе. Поэтому, чтобы избежать ненужных беспокойств, я тренировал
одного из 6ычков на виду у другого. После того, как один из них зашел
внутрь, ворота были закрыты. Нашему маленькому другу, по-прежнему
пристегнутому к поводку, было позволено походить в загоне, обнюхивая
его здесь и там, узнавая обстановку. После того, как он сделал это, мы
прошлись с ним по кругу. Таким образом я показал ему, чего я от него
хочу.
После нескольких кругов я начал обучение голосовым командам.
Сперва я начал с неподвижного положения. Бычок стоял возле забора, а я стоял
от него в нескольких футах в сторону центра кольца. Легким ударом
кнута позади него, слека потянув веревкой вперед, что означало, что
бычок должен пойти вперед, я дал команду "оп!" (означает "пошел!").
Ваш бычок не должен останавливаться до тех пор, пока вы не дадите
ему команду "вул".


=======================================================2==

Время урока должно быть коротким, не
более, чем полтора часа утром и полтора часа вечером. Всякий раз,
когда ваш бычок правильно выполняет команду, его следует
вдохновлять словами типа ''молодец, Гита''. Так же следует с любовью
потрепать его по голове, шее, и т.д. Каждая команда должна
сопровождаться их именами, чтобы они знали, что вы обращаетесь именно к
ним. Периодическое угощение тоже хорошо для закрепления достигнутого
успеха. Враджа и Гита любят печенюшки на арахисовом масле.
По окончании урока можете прогуляться с вашим подопечным на
пастбище, где он пасется, или в коровнике. При покидании кольцевого
загона ворота надо открывать медленно! Когда ворота открываются, вам
следует держать поводок покрепче и отдавать команду "оп!".
Вашему бычку не следует пулей вылетать из загона, он должен ждать
команды "оп!". Сейчас, когда вы покидаете загон и
возвращаете бычка на место, используйте команды "оп!" и "вул!'' (остановиться).
Отныне ваш бычок должен начать повиноваться голосовым командам.
Гуляя с ним, слегка хлопните его сзади, если бычок не реагирует на
команду немедленно. Первый урок следует продолжать до тех пор, пока
волы не будут реагировать на команды с небольшим принуждением. У Гиты и 
Враджа освоение первого урока заняло ровно неделю
ежедневных занятий по полтора часа утром и вечером. Послушание,
основанное на любовных взаимоотношениях - фундамент успешного
обучения.

Примечания:

1. Уроки обучения волов, представленные вашему вниманию
Балабхадрой дасой, в особенности уроки 1 и 2, предназначены скорее
для маленьких бычков, двух с половиной или трех месяцев от роду.
Обучение бычков в таком возрасге - просто удовольствие.
2. Начиная с 1991 года мы обучили множество упряжек, не пользуясь
кольцевым загоном. С помощью кольцевого загона (ринга) обучать
бычков намного легче, особенно если вы взялись за это совсем недавно.

Урок 2: Команды "джи!" (направо) и "ха!" (налево).

По завершении первого урока, Враджа и Гита научились командам "вул!"
для остановки и "оп!" для того, .чтобы пойти вперед или
начать двигаться. 3атем они научились команде "ха!" для поворота
налево и команде '''джи!" для поворота направо. Для того, чтобы
научиться данным командам, Врадже и Гите вначале необходимо было
научиться работать вместе. Во время первого урока их обучали в

=====================================================3==

кольцевом загоне (ринге) по-отдельности, а не в паре. Поскольку к тому
времени ярмо для них еще не было готово, я соединил их оголовники легкой
цепочкой. Я продолжал гулять с ними взад-вперед по дороге,
используя хлыст и длинный поводок, повторял команды из первого урока. Их
удаль поразила меня. Враджа взял на себя лидерство и, похоже,
наслаждался успешным исполнением крманд. Гита, не так склонный к
сотрудничеству на ринге, как Враджа, при работе в паре последовал его
примеру. Дважды в день в течение недели я тренировал их по нескольку
часов, прежде чем приступить к командам ''джи '' и "ха''. Команда "джи"
считается самой сложной, поскольку упряжка должна повернуть в другую
сторону от погонщика, который всегда находится слева от нее. Поэтому
мы начали с команды "ха", используемой для поворота налево. Как
правило, повороту налево (команда "ха'') научить легче, поскольку
погонщик стоит слева от упряжки, и поворот налево осущесгвляется в
сторону погонщика.
Я обчнил их команде ''ха'' следующим образом: Гиту, который всегда
был "дальним" волом, я спегка ударил по правому плечу (его внешней
части), а Враджа, который всегда был "ближним", то есть ближайшим к
погонщику волом, я слегка ударил по коленям, одновременно с этим
громко отдавая команду. Я продолжал примерно в течение недели,
обучая бычков этой команде по полчаса два раза в день. Наградой им
было множество ласковых объятий, комплиментов и печенюшек на
арахисовом масле. В начале второй недели занятий я стал
воздерживаться от использования хлыста, насколько это было
возможно. Цель заключалась в том, чтобы хорошо завершить поворот
без лишнего насилия. Иногда я слегка хлестал Гиту сзади.
3атем я начал обучение команде "джи''. Прежде всего, я зашел вперед и
справа от Враджа и Гиты, а затем заставил их сделать поворот вместе
со мной, одновременно отдавая команду "джи". Так следует поступать только
на ранних стадиях о6учения данной команде. Цель данного шага
заключается в следующем. Погонщик должен иметь возможность отдать
голосовую команду повернуть направо, при этом находясь слева от
волов. Часто погонщик не может зайти спереди своей упряжки во время
поворота, и, если волы не обучены делать поворот, следуя только голосовой
команде, они ожидают следования за погонщиком во время всех
поворотов. Я перешёл к следующей стадии обучения этой команде, как
только понял, что Враджа и Гита в целом усвоили идею. Следующая
ступень в обучении команде "джи" заключалась в том, чтобы, оставаясь
слева от бычков, отдать команду и слегка хлестнуть Враджа, ''ближнего
вола", снаружи по левому плечу. Я сосредоточил свое внимание на
обучении команде "джи''. Делал я это, опять-таки, по нескольку часов в
день в течение примерно недели, иногда повторяя команду "ха". 

=======================================================4==

В середине второй недели я перестал пользоваться хлыстом, насколько
это было возможно для совершения успешного поворота.
В течение последующих нескольких недель я практиковал все команды,
периодически меняя их. Чем больше мои бычки тренировались, тем
меньше напоминаний при помощи хлыстика им было нужно. Насколько
только было возможно, вместо хлыста я использовал ласку,
комплименты и печенюшки. Другие упряжки,
которые я дрессировал, получали только ласку и похвалы, и успех 6ыл
тот же самый.
Обучение данным командам заняло примерно две-три недели. Время, в
течение которого волы обучатся командам, будет варьироваться в
зависимости от их способностей, опыта тренера, и ежедневно
выделяемого на обучение времени. Враджу и Гите понадобилось
примерно три недели, начиная с первых занятий в кольцевом загоне и до
освоения команд "джи'' и ''ха''. Но не забудьте, прежде чем переходить к
третьему уроку, когда они будут тянуть вес, сперва необходимо получше
узнать ваших волов и установить с ними хорошие отношения, а затем
практиковать команды до тех пор, пока вы не удостоверитесь в их
добросовестном исполнении. Я порекомендовал обучать бычков в таком
раннем возрасте, так-как их очень легко контролировать и оказывать на
них влияние. Однако, как и в случае с маленькими детьми, время,
которое они могут сохранять внимание, ограничено. Поэтому я бы не
рекомендовал проводить уроки длиной более 45 минут за раз. Время
уроков должно регулироваться способностью ваших бычков сохранять
внимание.
Следующий месяц я провел, практикуясь с ними. В течение этого месяца
мы путешествовали с ними по стране, что, привело к несистематическим
тренировкам. Однако, похоже, они хорошо усвоили команды. Я закончил
ярмо в середине нашего месячного путешествия. Я был счастлив, ведь
привыкание к ярму заняло у них всего лишь несколько занятий! Но
известно ли вам о том, что они выросли из этого ярма через несколько
недель после того, как мы вернулись ,из путешествия? Прежде чем это
случилось, мы начали обучать их тянуть тяжести, и об этом 6удет
рассказано в следующем уроке.

Урок 3: Команда "бэк" (назад).

Наступит время, когда вам надо будет привязать волов к нагрузке, 
например, к бревну. И тогда начальное положение вашей воловьей
упряжки потребует сдать назад. Для волов это задача не из легких, ведь, 
как правило, они не привыкли сдавать назад, в осо6енности соединенные
вместе ярмом. Озабоченные тем, что находится позади них, они будут

=======================================================5==

колебаться, сдавать ли им назад или нет.
Существует несколько способов, коими вы можете побудить их сдать
назад. Один из них - это положить руки на их головы или лбы и, мягко толкая их,
отдать команду ''бэк!''. Никогда не забывайте называть их по
именам, прежде чем давать команду, чтобы они знали - вы обращаетесь
именно к ним.
Если в вашем случае это не так легко срабатывает, опуститесь перед
ними на колени и поставьте руки им на грудь (грудину) и потрите ее,
одновременно толкая их назад. Опять-таки, называйте их по именам и 
командуйте "бэк!".
Третий способ, которым мы пользуемся, заключается в том, чтобы
периодически ПОХЛОПЫВАТЬ бычков хлыстом по коленям передних
ног. 3аметьте, спово похлопывать выделено нами специально. Не
используйте хлыст, чтобы сделать им больно. Просто похлопывайте
им бычков по коленям. Повторюсь, сначала назовите их по именам, а
затем дайте команду ''бэк!''. 
Лучше всего, если у вас есть время попрактиковаться, прежде чем вы
попытаетесь воспользоваться данной командой в рабочей ситуации. Мы 
всегда учим бычков сдавать назад после того, как они освоили четыре
начальных команды: "ОП!", "ВУЛ", "ДЖИ" и "ХА".
Если у вас есть аллея с дорожкой, на которой они могут поместиться, но
не могут развернуться, можете практиковаться там. Часто при заднем
ходе у задних частей ваших бычков будет тенденция расходиться в
разные стороны друг от друга. Так, что их головы будут оставаться
вместе, а попы - расходиться в разные стороны. Если вы видите -
так и получилось, - остановитесь и подтолкните их задние части одну за
ра, в том направлении, в котором вы хотите, чтобы они сомкнулись, то
есть друг к другу. 3атем назовите по имени того бычка, которого вы
подталкиваете, и отдайте команду ''over'', "оува", (т. е. мимо, или что-то типа,"сомкнуть
строй!'' - прим. пер.) 
Бычок передвинет задние ноги таким о6разом, чтобы подвинуться
поближе к напарнику и закрыть возникший зазор. 3атем подойдите к его
напарнику и сделайте то же самое. Они должны сдавать задом прямо, не
расходясь в разные стороны.
Так что, если вы практикуетесь на аллейке, это заставит их сдавать
задом прямо, и, из-за узости аллеи, они так и привыкнут идти назад
спина к спине.
Вы должны набраться, терпения, так-как любые проявления гнева, вопли,
или окрики только лишь заставят их нервничать, и это задержит приход
ожидаемого результата - должным образом выполненного хода назад.


=======================================================6==

Урок 4: Тягание.

В самом начале бычков будет беспокоить шум, издаваемый тягаемым
ими предметом. Враджа и Гита продолжали поворачивать головы на
каждом шагу до тех пор, пока не привыкли, что нечто находится позади
них, и это нечто неопасно. Тогда они успокоились. Чтобы уменьшить их опасения, я сначала приблизился к объекту, который они должны были тянуть, подведя
бычков к нему, чтобы они могли его обнюхать. 3атем я опутал его цепью
и пристегнул к цепи, зацепленной за кольцо на ярме. В результате они смогли понять, что шум во время движения создавало волочившееся за ними бревно. С самого
начала бычки должны научиться начинать движение вместе, как 
подобает упряжке, и в то же время спокойно стоять, когда вес, который им
предстоит тянуть, пристегивают к железкам на их ярме. 3атем по
команде "оп!'' они должны начинать двигаться
одновременно, чтобы наиболее эффективно использовать свои
объединенные усилия. Не допустимо, чтобы один из них начинал
двигаться раньше другого. Вначале ваша упряжка будет тянуть легкий
вес. Если волы не начинают движение одновременно, это сначала не так
заметно. Однако, когда они вырастут и, как ожидается, будут тянуть
более тяжелый вес, несогласованный старт будет еще как заметен! В 
результате эффективность тяги вашей воловьей упряжки, особенно в
начале движения, значительно уменьшится.
Начните с чего-то легкого, чтобы они просто знали, что что-то тянут. По
мере того, как они будут все больше понимать, что они двигают что-то,
или то, что от них это ожидается, можете увеличивать размер нагрузки. Враджа и
Гита начали с легкого бревнышка, затем были более тяжелые бревна,
сани, полные камней, культиватор, пружинная борона, а сейчас - 
косилка, скашивающая траву на нашем пастбище.
Будьте чуткими к их обусловленности и способностям, и поймите - тягать
тяжести - дело для них новое, и им понадобится время, чтобы к нему
привыкнуть. Это подобно тому, как штангист постепенно, в процессе
тренировки, добавляет количество фунтов, которое он поднимает,
согласно своим способностям и мере своих возможностей. То же самое
должно быть верно и по отношению к вашей упряжке. Вам никогда не
следует давать им вес, который они не потянут. Иначе они могут начать 
бояться даже небольшого веса, начать уклоняться от работы.
Сперва вам следует работать на открытом пространстве, тягая груз,
отдыхая, а затем опять тягая на определенное расстояние, или в течение
выделенного промежутка времени. Через каждые два или три раза 
практикуйте отвязывание от нагрузки, повороты ''джи'' или "ха", (который 
из них бычкам нео6ходимо практиковать больше, как вы считаете); подводите бычков к
грузу и опять привязывайте его. Таким образом, они узнают, что от них
ожидается, когда есть необходимость привязать груз к упряжке.
Через несколько дней работы на открытом пространстве (количество дней

=======================================================7==

зависит от способностей ващих питомцев, насколько они быстро освоят
тягание, поведите их в слегка более лесистую местность, которая, в
сущности, является полосой препятствий. Сейчас вы можете
практиковать тягание грузов в более ограниченных, сложных условиях.
Осмотритесь и наметьте маршрут, которым вы поведете их, что даст им
опыт тягания груза в условиях ограниченного пространства. Хороший
пример ограниченного пространства - два дерева, расстояние между
которыми немногим больше, чем внешние размеры их тел и ярма.
Как погонщику, вам спедует знать, как направлять груз. Если вы слишком
резко срежете угол, груз застрянет, что представляет из себя очень
большую проблему. Для них и так большая проблема - сдать назад, что
уж говорить в условиях полной нагрузки! Так что удостоверьтесь в том,
что, когда вы делаете поворот, расстояние до ближайшего препятствия 
(препятствий) достаточно для того, чтобы груз не застрял. В идеале следует 
работать с упряжкой волов ежедневно. Таким
образом, они быстро научатся. Поступив, таким образом, вы сможете
наблюдать ежедневный прогресс всякий раз, когда будете выводить их
на улицу и проверять их возможности. Не забудьте, что перед любыми
командами следует называть их имена, чтобы они знали - именно к ним
обращаются. Когда вы останавливаетесь, чтобы дать им отдохнуть,
скажите им, что у них орошо получается: ''Молодец, Враджа, умница,
Гита'', - и потрепите их по шеям и за ушами. Возьмите с собой какое-нибудь 
угощение, которое вы будете давать им после занятий.
Может быть, вашей упряжке нравятся
яблоки или морковка. Вот увидите, они захотят вас порадовать!
Эффективность вашей упряжки будет определяться тем, насколько вы
хороший возница. Так что помните - способности вашей команды
покоятся на ваших плечах и ваших любовных отношениях с ними!


^ ОБУЧЕНИЕ ВОЛОВ.
Дополнения.
Прабхавати деви даси.

План.

0. Ведение.
1. Установление дружеских отношений и техника безопасности.
2. Приучение к оголовнику.
3. Прогулки.
4. Голосовые команды.
5. Обучение в паре в ярме.
6. Тянем груз.
7. Техника безопасности при работе с волами.


Введение.

Некоторые преданные спрашивают меня о том, как обучать молодых бычков (волов), чтобы можно было на них работать. Я отвечала, отвечала, а потом поняла, что лучше было бы написать про это, чтобы все желающие могли воспользоваться этим материалом, собранным мной из разных источников. Хотя опыт у меня небольшой и погонщик я, прямо скажем - не идеальный, за неимением лучшего, придется вам читать мною написанное... Источники : книга Парамананды прабху о дрессировке волов, (Парамананда прабху обучал Балабхадру прабху работе с волами), рассказы преданных, работавших с волами, личный опыт и главное - личное общение с замечательным Вайшнавом Балабхадрой прабху, который щедро делится с нами своим богатейшим опытом, знаниями и любящим сердцем.
Я постараюсь не повторяться, т.е. не рассказывать то же самое, что говорит Балабхадра прабху в своих 4 уроках, а также постараюсь рассказать вам те секреты, которые он мне раскрыл... 
Я посвящаю эту работу своему дорогому Шриле Гурудеву - Нитья лила правишта Аштотарашатта Шри Шримад Бхактиведанта Нараяне Госвами Махараджу, который дал мне наставления использовать любую возможность, чтобы проповедовать чистое бхакти - любовное служение Верховной Личности Бога. Постараюсь связать и показать, как работа на волах связана с развитием преданности и любви к Тому, Кто Сам очень любит коров и быков (волов).

=======================================================8==

1. Установление дружеских отношений и техника безопасности. 

Из того, что вы будете читать, постарайтесь понять основные принципы, а жизненные ситуации могут быть различными. Например, мы устанавливали дружеские отношения с нашими бычками несколько иначе, чем Балабхадра прабху. Он своих животных приобрел (буквально - спас от смерти) и привез к себе на ферму, а у нас они родились от наших коров, мы были с ними сразу с их появления на свет. Поэтому наши отношения начали складываться тогда, когда мы помогали им ловить сосочки вымени, подпускали к маме перед дойкой или во время дойки (доили одновременно с теленком), кормили телят пойлом, сеном и т. д., пасли на пастбище, загоняли в коровник или под навес на ночь или днем летом, чтобы они могли спрятаться от оводней. Некоторые телята, заигравшись на пастбище (у них там была своя телячья тусовка), теряли маму из вида, и тогда моя дочь Ананда, которая пасла коров, помогала им найти маму. Так некоторые из них начали испытывать к ней полное доверие. Поэтому обучать их было легко и весело. Ананда совмещала полезное с приятным: обучение телят и игру с ними. Поскольку она сама тогда была еще ребенком, то для нее это было естественно.
Вот некоторые приемы, которые она применяла.
Надевание на шею веревочки. Балабхадра прабху рассказал нам один из секретов (от старых американских фермеров), как пугливое животное приучить к оголовнику. 
Сначала нужно приучить его к поглаживаниям, почесываниям. Потом начать чесать ему шею сверху веревочкой, "ездить" веревкой влево-вправо, держа ее за концы разными руками. Потом отпустить веревочу, оствив ее на шее свободно висеть. Потом в процессе почесывания связать ее внизу и оставить, отпустить животное, чтобы оно всегда думало, что свободно. Потом те же манипуляции проделать с оголовником: "ездить влево-вправо" и т. д... Потом сверху вниз потихоньку надеть на мордочку, но не застегивать, потом - застегнуть и отпустить... И так он привыкнет к тому, что ему на голову что-то надевают.
Еще Ананда порой ложила свой плащ на шею молодым волам, чтобы они привыкали к чувству груза на шее, где в будущем будет лежать ярмо.
Нужно стараться, чтобы не было никакого насилия, но если и придется что-то чуть-чуть заставить бычка принять, например, удержать за шею, когда он хочет убежать, то тут же дать награду - погладить, почесать, угостить, сказать что-нибудь ласковое. Животные очень чувствительны к ласковым словам, интонациям голоса. Они не понимают нашу речь, но эмоции чувствуют тонко. Господь дал им эту способность, чтобы так они, лишенные разума, могли защищать себя от опасности и вовремя убежать, если почувствуют агрессию. 

Безопасность.

Нужно быть всегда осторожными, понимая, что молодые резвые животные могут совершить резкое движение. Ананда, например, чуть не лишилась переднего зуба, когда обнимала шустрого Юкту за шею сверху и расслабилась... Он дернулся головой вверх и ударил ее рожками по губам, зуб "въехал" в рот (вывих зуба), она языком поставила зуб на место и долго берегла от малейшей нагрузки, чтобы он прирос. 
С молодыми телятами можно играть, как с собачками, но нельзя позволять им в процессе игры запрыгивать вам на плечи, быстро подбегать к вам и становиться на задние ноги, передние ложа вам на плечи или на пояс. Эта привычка может остаться у них и тогда, когда они вырастут... и что тогда?... Ни в коем случае нельзя разрешать бычку или телочке играть в "бодульки", т. е., когда играющие бодают друг друга. Дети часто любят бодать друг друга... Телята обожают так играть. Но они должны твердо усвоить, что такие игры с человеком недопустимы! За это можно и наказание получить!
Нельзя потворствовать привычке пинаться ногами. Некоторые телята так делают, пробегая мимо, например. Нужно сразу же давать сильно сдачи. (Поэтому всегда в руке должна быть палочка!). Если не успел сразу стукнуть, то потом бесполезно. У животного память короткая, если наказать не сразу, то оно не поймет, за что наказано, и будет просто вас бояться. 
Чтобы предупредить появление привычки пинаться, при подходе к животному сзади нужно обязательно окликнуть его или как-то подать знак, чтобы оно не испугалось. Если же испортить вола грубым наказанием, то у него может возникнуть привычка пинаться, от которой потом очень трудно отучить.
Сознание животного так устроено, что оно уважает того, кто сильнее его, любит того, кто любит его и напрасно не наказывает. Тут действует метод кнута и пряника. В одной руке - палка, в другой - что- то приятное (вкуснятины, или просто ласковое прикосновение). При работе с животными ты просто вынужден научиться контролировать свой гнев: когда надо - выпускать его дозированно, когда он уже не нужен - прятать его. И разум должен брать верх над умом и чувствами. Например, когда вол наступит на ногу (мой Балу так делал не раз), нужно понять причину, почему это произошло, а уже потом наказывать или не наказывать животное. И соображать нужно быстро! На то мы и люди, чтобы думать с большей скоростью, чем коровы...
Основой же безопасности являются ваши дружеские отношения с волами. Если вы, например, случайно упадете им под ноги, они должны быть способны выполнить вашу команду (отданную "на лету") или даже без команды остановиться. 

======================================================9==

2. Приучение к оголовнику.

Если ваше животное абсолютно "нулевое", то действуйте, как описано выше, постепенно приучая его к оголовнику. Балабхадра прабху особенно заострял внимание на том, что ВСЕ, что мы собираемся надеть на вола, НУЖНО СНАЧАЛА ДАТЬ ЕМУ ПОНЮХАТЬ. 
Наши животные порой удивляют нас, наводя на мысли об их прошлых воплощениях...
Когда телятам впервые надевают оголовник, они обычно хотя бы немного, но сопротивляются. А вот Даршан, когда ему впервые надевали оголовник, совсем не боялся, как-будто всю жизнь его ему надевали. Даже рот открыл. У меня возникла мысль, что он, вероятно, в прошлой жизни был лошадью, привычной к уздечке. Он еще долго каждый раз рот открывал при надевании оголовника, однажды я не заметила, как нижняя часть оголовника оказалась у него о рту, а я застегнула оголовник, потом заметила, что как-то странно он сидит, и Даршан что-то жует...
Недавний случай с Симхой навел меня на мысли, что он в прошлой жизни был "русскоязычной!" служебной собакой, привычной ходить с человеком на поводке, радостно бросаться в твои объятия при команде "ко мне!", не чувствовать необходимой для вола дистанции с человеком (желание быть поближе...), с его рогами... это не совсем удобно для погонщинка... 

3. Прогулки.

После того, как бычок привыкнет к оголовнику, можно начать гулять с ним. Когда он маленький, это нетрудно. 
Наши животные и так за нами ходят, поэтому мы сразу, как только начинали этот этап, начинали обучать команде "оп" (пошел). Эта команда для них с детства привычная, потому что наши пастухи, гоня коров, "опают", мы так договорились, чтобы даже при смене пастухов, легче пасти. Животные привыкают к таким "позывным", как "Гулять!", "Домооой!", "Оп-Оп!". В старину пастухи на свирелях играли определенные мелодии (наигрыши), сигнализирующие, куда идти... Пастушок Кришна с друзьями положили начало этой традиции... 

4. Голосовые команды.

Основные команды:
"оп!" (пошел вперед), "вул" (остановиться), "джи" (повернуть направо), "ха" (налево), "бэк" (сдать назад, обычно шаг-два, потом опять команда).
Вспомогательные команды:
"стэй" (стоять на месте долго), "тише" (снизить темп ходьбы), "фут" (поднять ногу). 
Команды (кроме "тише") международные, их также используют при работе с собачьими упряжками. 

Процесс обучения этим командам смотри в "4 уроках".
Можно лишь добавить, что мы обучали своих волов без кольцевого загона (ринга), сначала в коровнике, потом в общем загоне, потом недалеко от здания фермы, на пастбище... Очень важно обучить команду "вул" (остановиться) выполнять быстро, т.е. сразу, без длинного "торомозного пути". От этого может зависеть ваша безопасность. 
Когда начинаем обучать команде "ха" (налево), то произносится имя вола, отдается команда "ха!" и одновременно с командой слегка ударяем вола по правой лопатке, также вначале можно слегка потянуть за поводок. Но потом нужно перестать тягать за поводок, это может стать дурной привычкой. Животные просто привыкнут идти туда, куда их тянут, и все. А команды вообще понимать не будут... 
Вначале моей практики погонщика у меня была следующая проблема: при работе с волами я ходила впереди них, а сбоку не получалось. Они привыкли ходить за мной и все. Но порой это было опасно, особенно, когда тяжелое бревно тащить надо было, или пахать. Мне приходилось буквально убегать от волов. Я не раз получала рогами по спине, попе... А как переучить волов, чтобы ходить сбоку, я не знала.
Пока Панду прабху не научил моих волов работать так, чтобы находиться от них слева, мне приходилось мучиться. 
Так вот, нужно, чтобы работать возможно было и сбоку, и спереди (в сугробах в лесу, например, удобнее идти впереди). Для этого при тренировках нужно постепенно отходить все дальше и дальше от головы животного, чуть назад. Балабхадра прабху говорил мне, что в идеале можно вообще сзади находиться, и, представьте!, даже не пользоваться не то что палочкой (или кнутиком), но даже веревкой!!! То есть работать только на голос! Это "высший пилотаж"! Я предполагаю, что 5000 тысяч лет назад во Вриндаване Нанда Махарадж именно так с волами управлялся... и сына своего Балараму так научил...
Вспомогательные команды.
Новостью для меня была команда "стэй" (стоять). Ей необходимо научить, чтобы волы привыкли стоять спокойно, когда, например, телегу или сани нагружают или разгружают, когда бревно прицеплять или отцеплять нужно. Поэтому при обучении этой команде нужно делать вид, что ты куда-то отходишь, обходить вокруг волов, пролазить между ними под ярмом (Балабхадра прабху это не раз показывал, как делать). 
Также новостью была команда "фут" (нога). Поглаживая животное, подбираемся к ноге (чтобы не испугать вола, чтобы он не пнул ногой), гладим ногу, берем за задние маленькие копытца, командуем "фут" и приподымаем ногу (переднюю или заднюю, которую нужно осмотреть). Некоторые волы боятся щекотки, нужно быть осторожным. Эта команда нужна, когда вол наступил на поводок или запутался в веревке, или поранил ногу. Если он умеет по команде подымать ногу, то его легче вылечить, обработать рану и т. д.
Команда "тише". Мы ее сами придумали. Сначала я волам командовала "потихоньку", чтобы они не мчались, потому что мне за ними тяжело угнаться было, особенно по сугробам... (с бронхиальной астмой особенно...). Но Балабхадра прабху посоветовал сделать команду короче, волам трудно запомнить длинное слово. Это, кстати, относится и к именам волов. Имя должно быть коротким, один-два слога, звучным, не оканчиваться 
на тот же слог, что и команды. Например, у нас возникла проблема с Симхой при повороте налево. Симха, "ха!". Пришлось заменить "Симха" на "Сим". Теперь звучит так: "Сим, ха! Сим, оп! " и т. д. Также Парамананда пр. советовал не называть вола именем Бога, так-как иногда приходится не слишком почтительно с ним обращаться.

======================================================10==

5. Обучение в паре в ярме. 

После того, как волов поодиночке обучили командам, нужно начать обучать их в паре. Первое время, пока у нас не было детского ярма (ярма маленького размера, для телят), мы просто связывали телят за оголовники небольшой веревочкой и водили их. Цель - научить их двигаться вместе, чтобы один не забегал вперед другого. Также отрабатывали все другие команды. 
Потом тренировали в ярме. Это выглядело так умилительно... Я расписала ярмо их любимыми цветами - одуванчиками, было очень красиво...

6. Тянем груз.

Некоторые животные замечательно выполняют команды, а груз тянуть не хотят. Балу был таким. 
Мы запрягли его в паре с Муни, прицепили пустую телегу и поставили перед ними на некотором расстоянии корыта с отрубями. Волы потянулись к отрубям, я стала отодвигать корыта... Балу даже не заметил, как стал тянуть телегу... В результате он понял, что его сзади никто не держит (он не хотел тащить груз, так-как думал, что его кто-то удерживает), и что он может этого "кого-то" перетянуть... Так он избавился от страха перед грузом. 
Потом было еще смешнее. Мы пошли в лес за бревном. Бревно было нетяжелое, но длинное. Балу спокойно потащил его, и ... вдруг! на повороте... краем глаза заметил, что... что-то длинное и слегка извивающееся ползет за ним!!! О ужас!!! Он испугался и зашагал быстрее. Но его преследователь тоже стал ползти быстрее! Балу, наверное, подумал, что это огромная змея! И попытался убежать. Я стала его успокаивать. остановила, отцепила, подвела к бревну и дала ему его понюхать. Балу очень недоверчив и подозрителен. Он еще долго подозревал бревна в покушении на свою персону, пока не привык к ним.
Когда волы впервые будут тянуть телегу, постарайтесь, чтобы она сильно не гремела, смажте оси ее колес. Однажды мы ехали за водой в деревню, на телеге стояли пустые металлические баки, они гремели. При спуске с небольшой горки грохот усилился. Балу испугался и побежал. Я подумала, что "ничего страшного, пусть пробегутся!..., быстрее дойдем". Но волы на полном ходу свернули в ближайшую рощицу, я не справилась с управлением, и Балу с разбегу стукнулся головой о дерево. Дерево оказалось между волами и они застряли... От сильного удара рог у Балу сразу же слетел. 
Поэтому при обучении волов нужно приучать их к различного рода шумам: грохоту цепи через кольцо на ярме, падению дров..., и т. д. Чтобы это было не в "боевых условиях", как было часто у нас, а в тренировочных условиях, где более безопасно. 
Еще один момент. Балабхадра прабху учит, чтобы волы трогались с места одновременно. Это очень важно! Также необходимо, чтобы они трогались не рывком, а постепенно, плавно. Дурная привычка, если они перед началом отклоняются назад, а потом рывком "берут" груз. 
Однажды нас попросили вытащить засевшую в грязи легковушку. Из-за того, что волы не могли одновременно начать тянуть, мы никак не могли ее вытащить. Сначала тянет один, пока второй сообразит тянуть, первый уже выдохся и сдался, тогда второй получается в одиночку тянет... И так продолжалось довольно долго... Груз был вполне по их силам, но они не могли его "взять" из-за несогласованности действий. В какой-то момент (после моих усиленных молитв) у них на какой-то миг получилось потянуть вместе, и машина сдвинулась с места. Волы быстро поняли и радостно потянули ее на сушу... 
После этого случая я осознала, насколько важно одновременно выполнять команду "оп". 
Обучать тянуть груз нужно посепенно. Балабхадра прабху говорил нам, что если сразу волов перегрузить, то они могут начать бояться груза, заранее думая, что он им не по силам. Также нужно быть очень внимательным, чтобы животные ноги не поранили, то есть, смотреть, куда ты им приказываешь идти. Если вол неосторожно оступится и провалится в ямку, подвернет ногу о камень или еще что..., то он может потерять доверие к погонщику и не будет хотеть выполнять его команды. Он может думать: "Ага, я пойду туда, и опять ногу подверну... нет уж!". Поэтому у меня есть еще одна команда - "осторожно!", я говорю ее громко и показываю палочкой на опасное место, которое невозможно обойти (бывает и такое), или показываю это место и командую поворот. Все происходит быстрее, чем я сейчас пишу или вы читаете, обычно в лесу среди поваленных деревьев, камней, веток... Но поскольку волы мне доверяют, они быстро выполняют то, что я им говорю, и мы успешно проходим опасную зону. 

======================================================11==

8. Техника безопасности при работе с волами.

В принципе я уже почти все рассказала. В руках ВСЕГДА должна быть палочка (это ваш руль, тормоз, газ, страховка и т.д.). Я порой ею почти не пользуюсь, но она все равно нужна. 
У погонщика должно быть хорошее настроение, энтузиазм. Во время месячных лучше работу с волами отложить, они очень чуткие на запахи и особенно на ваше настроение, могут плохо слушаться, "тормозить" с выполнением команд, нервничать. Эти животные в гуне благости, поэтому, чтобы работать с ними, нужно тоже находиться в гуне благости. Если у вас нет перепадов настроения, связанных с месячным циклом, то тогда все нормально. Если же вы нервничаете и не можете справиться с этим, то волы сразу же почувствуют ваше волнение и могут принять его на свой счет, будут плохо слушаться. Я также заметила, что при длительной работе с одними и теми же животными происходит какое-то "соединение" что-ли, тонких тел. Это ощущение, что тело вола - мое тело, а мое тело - это его тело. И тогда приходит понимание, догадка, что "вот тут ему что-то чешется, тут его кто-то кусает...", и рука сама интуитивно тянется к месту, где требуется помощь, или туда, где его нужно подогнать палочкой, просто коснуться даже, чтобы выровнять движение упряжки, например... И волы так тонко чувствуют, что начинают выполнять требуемую команду даже без голоса или даже если дается неверная команда голосом, а мысленно - верная. Это когда нечаянно ошибаешься, что-то не так скажешь, хотя думаешь правильно. Когда есть такое взаимодействие и долгая практика, то они все делают верно. Вот тогда и приходит такое удовлетворение от работы с волами, что даже усталость воспринимается с радостью. 
Состояние здоровья волов нужно учитывать. На захромавших животных работать нельзя, на голодных тоже. Мы обычно вначале их хорошо кормим, потом работаем, потом опять кормим. Если работа была тяжелая, то сразу кормить и поить нельзя, сначала нужно дать волам отдохнуть. 
Для себя я уже давно уяснила, что главное для безопасности погонщика, особенно такого порой неловкого и медлительного, как я, это чтобы волы меня не боялись, полностью доверяли, считая меня своей мамой. Когда у них нет страха и есть уважение, и любовь, то они более сообразительные, лучше понимают, что от них требуется, более старательные. Если у вас будут такие отношения, то работа на волах будет более безопасной, чем работа на тракторе, или другом мертовом механизме, который не способен проявить самостоятельность. 

9. Заключение.

Как же работа на волах может помочь в духовном развитии?
Во первых, правильная работа на волах. И вообще, эти животные (коровы, быки (волы)) могут сильно помочь "подняться", но если неправильно к ним относиться (жестоко, неуважительно, например), то также быстро можно и "съехать". Это ведь преданные Господа, вайшнавы в телах животных. 
Волы помогают научиться контролировать гнев вплоть до уровня сердца, концентрировать внимание (чтобы ум не был рассеянным). Это важно для внимательного и нераздражительного (другого слова пока не подобрала) воспевания Святых имен Господа. Чтобы молиться Богу с любовью в сердце, нужно научиться обуздывать всякий гнев, раздражительность. Работа на волах помогает научиться быть "черепахой", которая выпускает лапы из панциря, а потом прячет их. Также нужно научиться делать с гневом. 
Волы помогают развивать аскетизм и другие необходимые для преданного служения качества. Правдивость, например, милосердие, чистоту. (Наши животные не любят алкоголиков, курящих...). 
Волы помогают развивать памятование об играх Господа Кришны и Баларамы, если перед этим ты слышал о них из уст Вайшнавов. Стоит только подумать и представить, что 5000 тысяч лет назад Сам Господь приходил на нашу матушку Землю в то место, где царил простой образ жизни с поддержанием коров, быков (волов), что это ЕГО ОБРАЗ ЖИЗНИ, что живя так же, ты становишься ближе к Богу, можешь лучше понять, прочувствовать на себе то, чем жили односельчане Кришны... их ежедневные хлопоты... и чистое сознание!!! Ум сам устремляется к размышлениям о лилах Господа... и очищается... 
Если мы учимся строить правильные любовные отношения с теми, кто дорог Господу (а коровы и волы, как известно, очень дороги Кришне), то становимся тоже дороги Ему, наши отношения с Верховной Личностью также развиваются... потому что это то, что хочет от нас Шрила Прабхупада. Очень важен наш мотив: почему мы хотим работать на волах? Мотив определяет цель.
Но даже если вначале мотив не совсем чист, есть примесь материальных корыстных желаний, то в процессе воспевания и практического служения, наличия садху-санги (общения с возвышенными Вайшнавами), предания чистому вайшнаву, понимание придет. Поэтому работайте на волах и воспевайте Харе Кришна! 



Похожие:

Урок 1: Обучение в кольцевом загоне (ринге) iconУрок 1: Обучение в кольцевом загоне (ринге)
Вы так же увидите, особенно, если обучаете для упряжки двух бычков, что они захотят побегать, позадирать копытца в воздух и поиграть,...
Урок 1: Обучение в кольцевом загоне (ринге) iconСаму: люблю батлы
Ведущий: На этом ринге решается судьба, на этом ринге сегодня продолжится отбор, разобщениее страстей, радости, но так же и разобщение...
Урок 1: Обучение в кольцевом загоне (ринге) iconУрок 2 урок 3 урок 4 урок Абрамов геогр. 10А +Ческидова 7А 9А 7б блинова русский

Урок 1: Обучение в кольцевом загоне (ринге) iconУрок для иногородних гостей 90 грн./урок 100 грн./урок 110 грн./урок 90 грн./урок
Как заинтересовать и стать приятным для вашего партнёра. (А,В) (Класс инд раб.)
Урок 1: Обучение в кольцевом загоне (ринге) iconУрок для иногородних гостей 90 грн./урок 100 грн./урок 110 грн./урок
Как заинтересовать и стать приятным для вашего партнёра. (А,В) (Класс инд раб.)
Урок 1: Обучение в кольцевом загоне (ринге) iconДомашнее задание для команд, участвующих в Библейском брейн-ринге

Урок 1: Обучение в кольцевом загоне (ринге) iconТема урока: «Баскетбол. Обучение техники ловли и передачи мяча двумя руками от груди и техники ведения мяча через стойки правой и левой руками.»
Место и роль урока в изучаемой теме: урок обучения,совершенствования и взаимоконтроля
Урок 1: Обучение в кольцевом загоне (ринге) iconПравильные ответы конкурса liqui moly
На каких автомобилях выступает команда компании liqui moly в мировом кольцевом чемпионате wttc?
Урок 1: Обучение в кольцевом загоне (ринге) iconУрок : "Баланс тела" (с мини-мячами) Осьминина Оксана >10. 05 11. 35
Йога. Урок: "Практика энергетической концентрации в асанах. Начальный уровень" Чижова Анна
Урок 1: Обучение в кольцевом загоне (ринге) iconЧикишева Екатерина Михайловна Омск-2010 урок изобразительного искусства составлен для 7 класса по программе Неменского Понимание красоты человека, 6 урок
Урок изобразительного искусства составлен для 7 класса по программе Неменского (Понимание красоты человека, 6 урок Учимся создавать...
Урок 1: Обучение в кольцевом загоне (ринге) iconУрок на специальном велотренажере, в ходе которого изучаются основы техники правильной езды Cycle 2 55
Урок классической аэробики, предусматривающий соединение базовых шагов в комбинации простой и средней сложности
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы