Урок Тема. Сложное предложение icon

Урок Тема. Сложное предложение


Скачать 100.47 Kb.
НазваниеУрок Тема. Сложное предложение
Дата публикации23.01.2014
Размер100.47 Kb.
ТипУрок

Урок 3.

Тема. Сложное предложение.

Ход урока.

1.Орфография.

Правописание гласных в корне слова

1. Проверяемые. Леса – лес.

2. Непроверяемые. Магазин.

3. Чередующиеся.

Корни с чередованием

Правило

Примеры

Исключения

-жа-, -жим-; -ня-, -ним-; -кля-, -клин-; -ча-, -чин-; -мя-, -мин-

Перед М и Н в корнях пишется буква И

^ Сжать-сжимать, снять-снимать, проклясть-прокли-нать, начать-начи-нать, смять-сми-нать


-

-бер-, -бира-; -мер-, -мира-( в значении «умирать, зами-рать»); -тер-, -тира-; -пер-, -пира-; -дер-, дира-; -стел-, -сти-ла-; -блест-, -блис-та-; -чет-, -чита-;

-жег-, -жига-

Если после корня стоит суффикс –А-, в корне пишем И, если нет суффикса –А-, пишем Е

Уберу-убирать

Сочетать, сочетание


-лаг-, -лож-

Перед Г пишем А, перед Ж - О

Предлагать-предло-жить

Полог

-раст-, -ращ-, -рос-

Перед СТ и Щ пишем А, перед С пишем О

^ Растение, выращен-ный, выросли

Росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль, под-росток, на вырост


-каса-, -косн-

Если после корня стоит суффикс –А-, в корне пишем А, если нет, то пишем О

^ Касаться, коснуться

-

-скак-, -скоч-

Перед К пишем А, перед Ч пишем О

Скакать, вскочить

Скачи, скачу, скачок, скачкообразно

-зар-, -зор-

Без ударения пишем А, под ударением пишем то, что слышим

^ Заря – без ударения, зорька, зарево – под ударением

Зоревать


-гор-, -гар-; -клон-,

-клан-; -твор-, -твар-

Без ударения пишем О, под ударением пишем то, что слышим

^ Гореть, клонить, творить – без ударения, поклон, кланяться – под уда-рением

Пригарь, утварь, выгарки, изгарь

-плов-, -плыв-,

-плав-

-плов-( пловец, пловчиха), -плыв-

( плывуны), -плав-( в ост. случаях)

Жук-плавунец

-

-мак-, -мок-

-мак- (погружать в жидкость), -мок-( на-питаться жидкос-тью)


^ Макать в молоко, промокнуть под дождём




-равн-, -ровн-

-ровн-( ровный),

-равн-( равный)

^ Уровнять землю, уравнять грядки по высоте

Равнина


1. Списать сл. диктант 1.

Асфальт, газон, витрина, гостиница, карусель, киоск, квартира, консерватория, концерт, магистраль, поликлиника, постамент, почтальон, пьедестал, трамвай, трасса, троллейбус, университет, ярмарка, терраса, мезонин.

2.Выделить корни с черед. гласной в корне слова.

З_рянка, прик_саться, предл_жить, покл_ниться, заг_реться, пл_вец, з_ря, р_стить, р_внина, вск_чить, р_сток, ск_чок, к_снуться, распол_гается, накл_нение, з_рница, выр_сли, Р_стов, расст_латься, бл_стательный, ст_литься, вн_мание, раст_реть, сжать, забл_стеть, нач_нать, оз_рение.

3. Синтаксис. Изучение новой темы.

ИНМ. Внимательно прочитайте каждое предложение, стараясь понять его смысл и запомнить. Поставьте цифру (2-ясно, 1- не вполне ясно, 0-непонятно) в правом столбце В предложениях без номера выполните необходимые действия (зачеркните неправильное, подчеркните правильное или впишите на место пропуска нужные слова [из квадратных скобок]) .




^ Сложное предложение

Понятность

1

Сложные предложения – это предложения, состоящие из двух или нескольких простых предложений, между которыми (в большинстве случаев) ставится знак препинания.




^ В сложном предложении должно быть не менее одной/двух/трёх грамматической/их основ/ы.

2

Средствами связи в сложном предложении служат интонация (в устной речи), которой соответствуют знаки препинания (на письме), а также союзы и союзные слова.




Между частями сложного предложения ставятся знаки препинания:………… [запятая, кавычки, тире, вопросительный знак, двоеточие, точка с запятой, многоточие].

3

В зависимости от средства связи между частями сложного предложения выделяются такие их виды, как:

1) бессоюзные сложные предложения (БСП) (простые предложения, соединённые в сложное только с помощью интонации и знаков препинания), например:

[^ Настала ночь], [над садом светила полная луна]. И

2) союзные (простые предложения соединяются в сложные с помощью интонации и союзов или союзных слов), например:

[^ Солнце взошло], и [весь берег оживился].




Связь, осуществляемая с помощью союзов или союзных слов, называется ………… [соединительной, союзной], а если союзы или союзные слова в сложном предложении отсутствуют, то такая связь называется …………[отсутствующей, бессоюзной].

4

Союзы – это служебные части речи, не имеющие самостоятельного значения, они могут использоваться для связи частей сложного предложения с целью выражения определённых смысловых отношений между ними.




В предложении «Наступило лето, и начались долгожданные каникулы» использован разделительный/сочинительный/противительный союз И, выражающий отношения … … [соединения, разделения, противопоставления]. Он является/не является членом предложения.

5

Союзные слова – это некоторые местоимения и наречия, которые используются для связи частей сложного предложения и отличаются от союзов тем, что обладают самостоятельным значением и являются членами предложения.




В предложении «Я пригласил друга, который обещал мне помочь» использовано союзное слово КОТОРЫЙ. Оно является именем существительным/местоимением и выполняет в предложении функцию …… [подлежащего, дополнения, обстоятельства], отвечая на вопрос «кто?»

6

Среди союзных сложных предложений выделяются следующие виды:

А) сложносочинённые (ССП) – предложения, в которых простые предложения связываются с помощью сочинительных союзов (а, да, зато, или, как…так и, либо, не то…не то, не только…но и, ни…ни, не столько…столько, однако, также, тоже, то…то, то ли…то ли и т.д.). Например: [Прошла осень], но [брат так и не вернулся домой].




Простые предложения в составе сложносочинённого равноправны/неравноправны, так как между его частями нельзя/можно задать вопрос (когда? куда? зачем? какой? и т.п.).

7

Б) сложноподчинённые (СПП) – предложения, в которых простые предложения связываются с помощью подчинительных союзов (например: что, чтобы, как, будто, словно, точно, потому что, оттого что, так как, ибо, ввиду того что, благодаря тому что, для того чтобы, дабы, когда, лишь, как только, пока, едва, чем…тем, хотя, несмотря на то что, если, коли, ежели, раз и т.д.) или союзных слов (например: кто, что, который, какой, чей, сколько, где, куда, откуда, отчего, зачем, почему и т.д.). Например: [Знаю], (когда вернусь домой).




^ Части сложноподчинённого предложения равноправны/неравноправны, поскольку от одного простого к другому в его составе нельзя/можно задать вопрос (что? где? когда?)



^ Если в предложении использованы разные типы связи, его называют сложным синтаксическим целым (ССЦ).

4. Выберите одну правильную фразу в каждой строке, Выделите её диагональным крестом. В других вариантах ответа подчеркните неправильные слова.




Сложные предложения подразделяются на 2 вида: союзные и бессоюзные

Сложные предложения подразделяются на 3 вида: БСП, ССП, СПП

Сложные предложения подразделяются на 3 вида: союзные, бессоюзные и осложнённые



В СПП используются сочинительные союзы и союзные слова

В ССП используются только сочинительные союзы

В ССП используются только союзные слова



В БСП между частями предложения могут ставиться тире, двоеточие, точка с запятой и запятая

В БСП между частями предложения могут ставиться тире, двоеточие, точка и запятая

В БСП между частями предложения могут ставиться тире, двоеточие, точка с запятой и союз



В СПП одно из простых предложений должно быть главным, а другое может отсутствовать

В ССП одно из простых предложений должно быть главным, а другое зависимым

В СПП одно из простых предложений должно быть главным, а другое зависимым



«Травка зеленеет, солнышко блестит» - это пример БСП

«Травка зеленеет, солнышко блестит» - это пример ССП

«Травка зеленеет, солнышко блестит» - это пример СПП



5. Списать, начертить внутренние схемы, выделить грамматическую основу, определить тип сложного предложения.

1) Ещё трава полна прозрачных слёз, и гром вдали гремит раскатом. 2) Надо дать жизнь такой книге, которая бы жила долго. 3) Нынче жарко, на дворе тепло. 4) Горлинки ворковали, изредка свистела иволга, дрозды сердились и трещали. 5) Утром, когда я проснулся, ласковое солнце глядело в моё окно, где-то любовно ворковали голуби. 6) Казалось, будто кто-то бежал за весной и коснулся её, и она остановилась, задумалась. 7) Сад выл и шумел: в воздухе кружились жёлтые листья, в аллеях стояли лужи. 8) У причала, где стояли рыбацкие лодки, кто-то зажёг костёр. 9) В тени прохладно, а на крыльце уже по-полуденному начинает припекать. 10. Дождь перестал – дети побежали на улицу.

6. Распределить предложения по колонкам: 1) ССП, 2) СПП, 3) БСП, 4) ССЦ. Начертить внутренние схемы, выделить грамматическую основу, расставить знаки препинания.

1) Мы незаметно подкатили орудия куда въезжала неприятельская артиллерия. 2) Знойные ветры разгоняли тучи поднимая вихри солнце нещадно палило. 3) Шаги около реки стихли но появились какие-то силуэты когда мы подошли к броду. 4) Солнце взглянуло на поля и в сиянье потонула вся земля. 5) Среди безмолвия ночного луна так весело глядит а луч её у часового на ясном кивере горит. 6) Дождь прошёл вечернее небо очистилось в селе стало тихо. 7) Я прислушался и мне показалось что с другого берега реки послышалось цоканье копыт. 8) В жаркие дни когда город изнывал от солнца здесь чувствовалась прохлада. 9) Знаю я что не цветут там чащи. 10) Началась весна и туман невидимо работал над снегом. 11) На широком лугу где пахло клубникой кто-то протоптал тропинку. 12) Я надеялся уснуть чтобы переждать жаркое время полудня но все мои попытки закончились неудачей. 13) Река вьётся вёрст на десять за ней тянутся луга.

7. Упражнение 51, 52 (Б.).

Домашнее задание.

1) словарный диктант №1

2) Выделить корни с черед. гласными в корне.

Зам_нать, заб_рать, предл_жить, выр_стить, к_сание, ск_кать, пож_мать, начать, з_ря, г_реть, покл_ниться, прокл_нать, тв_рение, пл_вчиха, выр_внить, м_кать, ум_реть, предл_гать, выр_щенный, к_снуться, вск_чить, з_ревать_ притв_рить, пл_вание, пром_кать, соч_тание, расст_лать, сл_гать, пост_лить, сжать, р_стение, выг_рки, з_рница, подск_чить.

3) Упражнение 53 (Б) (списать, расставить знаки препинания, выделить грамматические основы, начертить внутренние схемы, определить тип предложения: простое, ССП, СПП, БСП, ССЦ).

4) учить теорию

^ Сложные предложения.

Типы сложных предложений

Сложносочинённые

ССП (предложения равноправны и связаны с помощью сочинительных союзов и интонации)

Сложноподчинённые

СПП (одно из предложений подчинено другому и связано с помощью подчинительных союзов и союзных слов, интонации)

Бессоюзные

БСП (предложения равноправны и связаны с помощью интонации)

Союзы и союзные слова

^ Сочинительные союзы: а, а именно, а также, да, да и, зато, или, как то, как…так и, либо, не то…не то, не только…но и, ни…ни, не столько…столько, однако, также, тоже, то…то, то ли…то ли, то есть, притом.

^ Подчинительные союзы: что, чтобы, как, будто, словно, точно, потому что, оттого что, так как, ибо, ввиду того что, благодаря тому что, для того чтобы, дабы, когда, лишь, как только, пока, едва, чем…тем, хотя, несмотря на то что, если, коли, ежели, раз и т.д.

Союзные слова: кто, что, который, какой, чей, сколько, где, куда, откуда, отчего, зачем, почему и т.д.


-

Схемы

[ ] , или [ ].

Не только [ ] , но и [ ].

Не то [ ] , не то [ ].

[ ] , (где ). (Где ), [ ]. [ ,(где ), ] .


: [ [ ] : [ ].

[ ] - [ ] .

[ [ ] ; [ ] .

[ ] : [ ] , [ ] .



Похожие:

Урок Тема. Сложное предложение iconУрок Тема. Сложное предложение
Сжать-сжимать, снять-снимать, проклясть-прокли-нать, начать-начи-нать, смять-сми-нать
Урок Тема. Сложное предложение iconFПодсказка Чтобы вспомнить разные виды связи, перечитай задание также тебе поможет следующая схема: Сложноподчиненное предложение Сложноподчиненное предложение
Задание В6 проверяет твое умение анализировать и разбирать сложное предложение. В зависимости от варианта необходимо будет найти
Урок Тема. Сложное предложение iconV: 1 Словосочетание S: Укажите верное утверждение
Вводные предложения в составе простого составляют вместе с ним сложное предложение
Урок Тема. Сложное предложение iconЗадание В6 Сложное предложение
Лошадь, как ужаленная, мгновенно подбирается и делает первый непроизвольный скачок к улице, куда мордой она была поставлена
Урок Тема. Сложное предложение icon29 Да нет, пойду я уже скоро к Богу
Среди предложений 27-35 найдите сложное предложение, одна из частей которого является простым односоставным безличным предложением....
Урок Тема. Сложное предложение iconУрок 2 урок 3 урок 4 урок Абрамов геогр. 10А +Ческидова 7А 9А 7б блинова русский

Урок Тема. Сложное предложение iconУрок для иногородних гостей 90 грн./урок 100 грн./урок 110 грн./урок 90 грн./урок
Как заинтересовать и стать приятным для вашего партнёра. (А,В) (Класс инд раб.)
Урок Тема. Сложное предложение iconСложное предложение. Виды сложного предложения
Сложные предложения делятся на союзные (сложносочиненные – предложения с равноправными частями; сложноподчиненные – с главными и...
Урок Тема. Сложное предложение iconУрок для иногородних гостей 90 грн./урок 100 грн./урок 110 грн./урок
Как заинтересовать и стать приятным для вашего партнёра. (А,В) (Класс инд раб.)
Урок Тема. Сложное предложение iconУрок №2 Тема. Урок математики в початковій школі (3-4 клас)
Мета. Формувати навички аналізу уроку, визначення його типу, структури; вміння виділяти види роботи, методи і прийоми навчання математики;...
Урок Тема. Сложное предложение iconУрок №1 Тема. Урок математики в початковій школі (1 клас). Мета. Формувати вміння аналізу уроку, визначення особливостей структури і способів організації навчальної діяльності першокласників
Під час спостереження зробити запис структури уроку, змісту, засобів навчання, форм організації навчально-пізнавальної діяльності...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы