Знание проверенный практикой результат познавательной деятельности. Бэкон «Знание-сила». Познание icon

Знание проверенный практикой результат познавательной деятельности. Бэкон «Знание-сила». Познание


Скачать 37.87 Kb.
НазваниеЗнание проверенный практикой результат познавательной деятельности. Бэкон «Знание-сила». Познание
Размер37.87 Kb.
ТипДокументы



Познание

 

Знание в узком смысле - любого рода информация.

Знание в широком смысле - подтвержденная научными средствами информация.

Знание - проверенный практикой результат познавательной деятельности.

Бэкон « Знание-сила».

Познание - обусловленный общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знаний, его постоянное углубление, расширение и совершенствование.

Гносеология- учение о познании.

Онтология- учение о бытие.

^ Бытие- мир вокруг нас.

Субъект познания - познающий человек

Объект

Субъект и объект могут совпадать.

Познание может быть произвольным ( ожог) и организованным.

Виды познания :

  1. 1.     чувственное

В нем участвуют вкус, осязание, зрение, слух, обоняние.

Формы чувственного познания :

  1. Ощущение- отражение отдельных свойств предмета и качеств окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств ( стол - холодный)

  2. Восприятие - целостный образ предмета ( стол - холодный, гладкий, теплый)

  3. Представление - чувственный образ предмета, сохраняемый в памяти ( с закрытыми глазами)

Ученые считающие основным источником знаний чувственный опыт - эмпирики ( Беркли, Юм, Бэкон, Мах).

Сенсуализм — течение, согласно которому ощущение и восприятие являются основными формами познания ( Локк, Кандильяк)

^ Особенности чувственного познания:

-       отражает только признаки предметов

-       пассивное, человек не способен изменить чувства( холодное это холодное)

-       нельзя постичь сущности предметов и их свойств

  1. 2.     рациональное

Связано с мыслительными операциями : анализ, синтез, сравнение, уподобление, абстрагирование, обобщение

Формы рационального познания:

  1. Понятие- мысль, отражающая предметы в их общих и существенных признаках ( стол, стул- мебель; классификация)

  2. Суждение- форма мысли, в которой через связь понятий утверждается или отрицается что-либо. ( Муха-насекомое)

  3. Умозаключение- форма мысли в виде рассуждения, в ходе которой из одного или нескольких суждений выводится новое ( У мухи есть крылья, значит она летает).

- индукция - от частного к общему

- дедукция - от общего к частному

-аналогия- сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах

Ученые, считающие основным источником знаний разум - рационалисты ( Декарт, Спиноза, Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель).

^ Особенности рационального познания:

-       имеет обобщенный характер

-       носит абстрактный характер

-       активно и целенаправленно

-       связано с речью

^ Цель познания - истина.

Ложь - преднамеренное искажение действительности.

Заблуждение

Истина- знание соответствующее своему предмету, совпадающее с ним.

Признаки истины:

  1. объективность- независимость от сознания человека

  2. конкретность

  3. это процесс

Виды истины:

  1. Абсолютная - полное, исчерпывающее знание о предмете ( 2*2=4)

  2. Относительная - изменчивое знание по мере развития познания. Заменяется на новую или становится заблуждением.

Критерий истины- практика.

Формы практики:

  1. материальное производство ( ВГО)

  2. социально-преобразующая деятельность ( накопленный опыт)

  3. научный эксперимент.

Функции практики:

  1. практика- источник познания

  2. практика – основа познания

  3. практика – цель познания

  4. практика – критерий истины.

Пути познания:

  1. 1.     Ненаучный

а) мифологический

б)жизненный опыт( обыденное)- получение знаний - побочный продукт, не претендует на теоретическое обоснование. Констатация фактов и их описание.

в) народная мудрость - обобщенные практические знания: афоризмы, поговорки, суждения, загадки, свод рецептов поведения

г)здравый смысл - стихийно складывающиеся знания под воздействием повседневного опыта ( если не знаешь - не трогай)

д) художественно-образный

  1. 2.     Научный

Паранаука - околонаучное знание

Особенности научного познания:

  1. стремится к максимальной объективности

  2. стремится к получению таких знаний, которые были бы важны не только для настоящих, но и для будущих поколений.

  3. Использует особый научный язык

  4. использует особые методы

Уровни научного познания:

1.эмпирический - в основе описание предметов и явлений ( закон Ома)

2.теоретический -  в основе законы, принципы, научные теории, в которых раскрывается сущность познавательных процессов, законы, которые нельзя наблюдать ( теория относительности Энштейна)

^ Методы научного познания:

  1. наблюдение- изучение отдельных предметов и явлений, получение знаний о внешних свойствах и признаках. Опирается на чувственное познание, итог-описание. Эмпирические методы.

  2. эксперимент- метод осуществляется в строго определённых условиях.

  3. воображение. Теоретические методы.

  4. выдвижение гипотез

  5. построение теоретических моделей

Направления в развитии научных знаний:

  1. постепенное накопление- НТП

  2. научная революция ( Энштейн)

 

   

Социальное познание

 

Социальное познание- познание общества.

Особенности социального познания:

  1. субъект и объект познания совпадают

  2. общество - сложный объект для изучения так как переплетаются интересы многих людей и социальных групп, желания людей часто замаскированы, одни и те же события не похожи друг на друга.

  3. Ограничены возможности наблюдения и эксперимента

  4. субъективность изучающего

  5. многоообразие выводов и оценок по одним и тем же явлениям.

Принципы социального познания:

  1. конкретно-исторический подход- рассмотрение явления в историческом развитии и взаимосвязи с другими явлениями. Исторические закономерности- наиболее устойчивые, существенные связи ( ПП)

  2. руководство научными методами.

  3. Соблюдение дистанции к объекту - объективность

  4. выбор значимого в явлении

Факт- событие, имевшее место в определенное время при определенных условиях.

Виды социальных фактов:

  1. Действия, поступки людей или социальных групп ( поход Олега)

  2. продукты человеческой деятельности

- материальные ( пирамиды)

- духовные

  1. словесные действия: мнения, суждения, оценки ( Иду на Вы)

^ Чтобы факт стал научным его необходимо правильно интерпретировать.

Интерпритация - толкование, объяснение, раскрытие смысла чего-либо.

Подведение под понятие ( революция, 1917, Россия, краткий смысл)------ причины, повод, итоги----------сравнение с аналогичными фактами в нашей стране и мире-------оценка.

^ Оценка- одобрение или осуждение различных явлений социальной действительности и поступков людей.

Оценка факта зависит:

-       от свойств самого изучаемого объекта

-       от соотнесения с другим аналогичным или идеалом

-       от интересов изучающего и тех общностей,  к которым он принадлежит.

 

Самопознание

Самопознание- процесс познания человеком самого себя.

Самосознание- определение себя как личность, способную принимать самостоятельные решения, вступать в определенные отношения с обществом и природой.

Этапы самосознания:

  1. чувственное восприятие мира

  2. способность самостоятельно действовать с предметами

  3. формирование самооценки

Самооценка- эмоциональное отношение человека к самому себе.

Самооценка зависит:

  1. от самого человека

- соотношение себя с идеалом; успех: притязания

-отношение к своим успехам и неудачам

  1. от оценки других людей.

Виды самооценки:

  1. адекватная

  2. завышенная

  3. заниженная

Я - концепция- итог размышлений человека о самом себе.

Состоит из Я - образов.

Я - образ- представление человека о самом себе

-       Я - открытое ( я знаю, все знают)

-       Я - закрытое ( я знаю, другие не знают)

-       Я - слепое ( другие знают, я не знаю)

-       Я - непознанное ( никто не знает)

Самореализация- процесс наиболее полного выявления и осуществления личностью своих возможностей, достижения целей, позволяющий максимально реализовать творческий потенциал личности.

 

Философские воззрения на мир

Способы познания мира:

  1. мифологический

Миф ( греч)- сказание, предание

-о богах

-о героях

- о конце света. Эсхатология- учение о конце света.

-о происхождении человека и мира

^ Особенности мифологического сознания:

- воспринимали все происходящие явления как реальные, в виде образов

- в причинах явлений видели действие целенаправленных сил ( Бог, сглаз)

-восприятие времени через периоды жизни человека

-восприятие мира как арены борьбы добрых и злых сил

2. религиозный

3. философский

4. научный

Философия ( греч) — любовь к мудрости

Философия- наука о наиболее общих закономерностях природы и общества.

Основной вопрос философии:

1.что первично -бытие или мышление, природа или сознание.

Материалисты - первично бытие

Материя - объективная реальность, данная нам в ощущениях.

Формы материи:

-вещественная

-полевая( электричество)

Идеалисты - первично сознание

а) объективные - природа- порождение мирового сознания, мирового духа ( Платон, Гегель)

б) субъективные -первичны человеческие ощущения ( Беркли)

  1. познаваем ли мир

Когнитивные оптимисты - да

Агностики -нет ( Кант)

Релятивизм- признание относительности познания, отрицание абсолютных этических норм и правил.

Скептицизм – учение, которое не отрицает возможности познания мира, но выражает сомнение в том, что все знания о мире носят достоверный характер.

^ Античные философы.

Платон.

Первый труд по обществу « Государство». Идеалист. Сторонник циклического развития ( Атлантида). Плохие формы правления  тимократия, демократия, олигархия, тирания.

Тимократия- форма правления при котором власть принадлежит честолюбцам.

Идеал - аристократическое государство.

Идеальное государство справедливого неравенства:

-       философы ( мудрые)

-       воины ( храбрые)

-       крестьяне и ремесленники( умеренные, производители благ)

 

Аристотель.

« Платон мне друг, но истина дороже»

Ввёл понятия демократия и гражданин.

Называл правильными формами правления: монархию, аристократию ( власть нескольких лучших), демократию

^ Неправильные формы правления: тирания ( выгоды одного), олигархия ( выгоды состоятельных граждан), охлократия ( власть толпы).

Меринтократия- власть, основанная на заслугах.

Идеальное государство справедливого неравенства:

-       богатые ( плутократия- приобретают состояние противоестественным способом)

-       средние слои

-       бедные-граждане второй категории

Не отрицал частную собственность и рабство. Сторонник циклического развития.

^ Сократ.

« Я знаю только то, что ничего не знаю». « Познай самого себя».

Цицерон.

Ввел понятие индивид. Сторонник республики.

Эпикур.

Смысл жизни- в получении удовольствия. Причина страданий- страсти, страх. Результат правильной жизни- атараксия- невозмутимый покой души. Последователь-  Гассенди.

Средневековые философы.

Теология- средневековая философия, основанная на богословии.

^ Августин Аврелий.

Теория гармонии веры и разума: есть вещи, которые можно познать с помощью разума, а есть с помощью веры. « Без веры нет знания, нет истины». « Верую, чтобы понимать». « О Божьем граде и граде земном».

^ Фома Аквинский.

Схоластик. Схоластика - средневековая философия, основанная на богословии.

Вера не должна противоречить разуму, они разными путями ведут к познанию Бога. Предпочтение отдавал вере.

^ Философы нового времени.

Бэкон.

Представитель рационализма. « Разум не есть вера»

Декарт- представитель рационализма. « Я мыслю, следовательно, я существую».

Оккам- реальность Бога нельзя установить логикой, единственный путь познания -вера.

Гоббс.

Основной труд- « Левиафан». Основатель теории общественного договора: люди от рождения наделены естественными правами на жизнь, свободу, частную собственность. Со временем началась « война всех против всех», люди отдали часть своих прав в обмен на защиту со стороны государства. Сторонник абсолютной монархии.

Локк.

« 2 трактата об управлении государством». Разделил власть на законодательную и исполнительную. Основатель либерализма.

Монтескье.

Разделение властей на законодательную,  исполнительную и судебную. Основоположник детерминизма. Последователь - Ратцель.

Макиавелли.

« Государь». За стабильное государство, где монарх стоит выше морали и права, сам устанавливает законы. Политика не должна основываться на морали, « цель оправдывает средства».

Макиавелизм - политика, основанная на культе насилия и безнравственности.

Вольтер.

Просветитель. Считал, что человек должен стремиться не к загробной жизни, а к достойной жизни в реальном мире. « Раздавите гадину!» ( о церкви). За политическое равенство перед законом и правом. Разум - основной критерий прогресса.

Руссо.

« Новая Элоиза», « Эмиль». Пытался объяснить причины появления общественного договора:  естественное неравенство ведет к имущественному, имущественное неравенство привело к разделению общества на управляющих и управляемых, выдвинул лозунг « Назад к природе».

Смит.

В основе общества лежит разделение труда, труд- главный источник богатства. 3 условия процветания государства:

-частная собственность

-невмешательство государства в экономику

-свобода для предпринимательства

3 основных класса, которые различал по источникам дохода:

-буржуазия-прибыль

-земельные собственники -рента

-рабочие -зарплата

Основа поступков человека- эгоизм, стремление повысить свое положение.

^ Дидро.

Энциклопедист. Идеальное государство - просвещённая монархия.

Рикардо.

Создатель трудовой теории стоимости. В основе дохода- стоимость товара, источником которой является труд рабочих. Источником прибавочной стоимости является неоплаченный труд наемных рабочих.

Социалисты-утописты.

Идеальное общество, равенство, свободный труд, плановое хозяйство, распределение по труду, общность интересов.

^ Мор. « Утопия»

Кампанелла. « Город солнца».

Фурье. Фаланги.

Сен-Симон. Разделение на праздных соственников, имеющих паразитический доход( землевладельцы, военные, судебная и чиновничья бюрократия) и трудящихся индустриалов, с трудовым доходом( предприниматели, рабочие, фермеры)

^ Оуэн. Община в США « Новая гармония».

Кант.

Основатель агностицизма- учения, отрицающего возможность объективного познания мира. « Вещь в себе». Золотое правило.

^ Маркс.

Основатель теории об общественно — экономической формации.

ОЭФ- исторически конкретное общество, взятое на определённой ступени развития с присущим ему способом производства.

Основу  ОЭФ составляет способ производства который состоит из производительных сил- люди и средства производства( орудия труда и предмет труда( на что направлен труд)) и производственных отношений- отношения между людьми по поводу собственности. В основе развития общества видел материальное производство. Выделял 5 основных ОЭФ. Производственные отношения- базис ОЭФ, который определяетнадстройку- господствующие идеи и взгляды. Противоречия между п.о и п.с приводят к смене ОЭФ.Классовая борьба - движущая сила истории.

Переход от капитализма к коммунизму с помощью революции, движущей силой которой будет пролетариат. « Манифест коммунистической партии».

Коммунизм- труд как необходимость, нет частной собственности, от каждого по способностям, каждому по потребностям, нет разницы между умственным и физическим трудом, отсутствие эксплуатации.

Эксплуатация- присвоение результатов чужого труда.

« Капитал». Основатель теории прибавочной стоимости- разница между стоимостью товара и стоимостью рабочей силы.

^ Ленин. Создатель теории империализма как высшей ступени капитализма. Учение о социализме. Возможность социалистической революции в одной отдельно взятой стране.

^ Плеханов. Бернштейн.

Основатели ревизионизма- учение провозглашающее необходимость пересмотра доктрины, в частности  утверждающее, что с развитием капитализма противоречия между богатыми и бедными ослабнут, так как повысится уровень жизни рабочих.

Гэлбрейт.

Основоположник технократизма. Техника -движущая сила в развитии общества, особая роль у людей обладающих научно-техническими знаниями- технократов. За вмешательство государства в экономику.

^ Сартр. Кьеркегор.Хайдеггер. Камю.

Основоположники экзистенционализма. Человек делает себя сам, нет заданной природы человека, никакая внешняя сила не может на него повлиять. Задача человека -обрести свою внутреннюю сущность. Человек свободен и ответственен за себя.

Ницше.

Жизнь - различные варианты борьбы за власть. Идея сверхчеловека, который не будет ущербным, слабым, посрественным.

Шопенгауэр. « Мир как воля и представление». Наряду с законами природы и общества действует мировая воля.

Милбрас.

Человечество злоупотребляет окружающей средой, необходимо её защищать и беречь для следующих поколений -новая ценность либерализма.

Инглхарт.

Ценности постмодернизма: экономические достижения, падает бюрократический авторитет, падение роли религии, гибкие правила этики, чувство экзистенциальной безопасности.

Сартори.

Селективная полиархия- власть принадлежит меньшинству, но в отличие от олигархии не закрыта и допускает оппозицию. « Пересматривая теорию демократии».

^ Истон, Дойч,Алмонд.

Исследовали политическую систему как систему взаимодействия субъектов политики. Выделили структуру « входа ( требования к системе, поддержка) и выхода( решения и действия правительства).

Вернадский.

Учение о ноосфере-поверхности земли преобразуемой человеческим разумом.

Соловьев.

Идея Софии-души мира. Смысл существования человека -через царство природы прийти к царству Божьему. Конечная стадия- богочеловечество. Мусульманский восток- 1 господин и много рабов, запад - всеобщий эгоизм и анархия, славянский мир-примирение 2 миров.

Бердяев.

Основа-свобода и творчество.

Кондратьев.

Теория экономических циклов.

Западники.

Славянофилы.

Богданов.

Новая наука – тектология,  предвосхитил кибернетику.

Похожие:

Знание проверенный практикой результат познавательной деятельности. Бэкон «Знание-сила». Познание iconЗнание проверенный практикой результат познавательной деятельности. Бэкон «Знание-сила». Познание
Познание обусловленный общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знаний, его постоянное углубление, расширение...
Знание проверенный практикой результат познавательной деятельности. Бэкон «Знание-сила». Познание iconИнформация о первоисточнике
Закон Божий, которому учат в школах, не имеет целью дать детям знание Бога (это знание он предполагает уже существующим); он дает...
Знание проверенный практикой результат познавательной деятельности. Бэкон «Знание-сила». Познание iconФорма общественного сознания (например наука)
В античное время знание называлось знание идей, а не вещей, т к идеи производят вещи (Платон и Аристотель). Идеи – эйдосы – образы,...
Знание проверенный практикой результат познавательной деятельности. Бэкон «Знание-сила». Познание iconПознание, истина и ее критерии
Ученые выделяют следующие виды познания: обыденное, научное, философское, художественное, социальное. Ни один из этих видов познавательной...
Знание проверенный практикой результат познавательной деятельности. Бэкон «Знание-сила». Познание iconВакансии штатных сотрудников на 01. 012. 12г. Видеооператор-монтажер
Требования: возраст 20-35 лет. Опыт работы в данной сфере. Хорошее знание компьютера. Владение полупрофессиональным съемочным оборудованием....
Знание проверенный практикой результат познавательной деятельности. Бэкон «Знание-сила». Познание iconНормы, правила и институты
Такое знание может иметь как достоверный, детерминированный харак­тер, так и включать знание лишь некоторых вероятностей, но в любом...
Знание проверенный практикой результат познавательной деятельности. Бэкон «Знание-сила». Познание iconШива-самхита глава 1 Единственное существование
Знание вечно, оно не имеет ни начала, ни конца, и на самом деле ничегодругого и не существует. Различия, которые мы видим в мире...
Знание проверенный практикой результат познавательной деятельности. Бэкон «Знание-сила». Познание iconСотериология учение о спасении. Спасение человека
Вера превращается в знание. В религии вера исключает знание. До того, как мы знаем, мы уже знаем, что это истина. В науке истина...
Знание проверенный практикой результат познавательной деятельности. Бэкон «Знание-сила». Познание iconЧеренков В.И. Международный маркетинг: учебное посо­бие. — СПб.: 0-во «Знание», 1998. Гл. 8. Majaro 5. International Marketing: A Strategic Approach to World Markets. — Routledge, London, 1993.
Черенков В. И. Международный маркетинг: учебное посо­бие. — Спб.: Ивэсэп, Знание, 2003. Гл. 4
Знание проверенный практикой результат познавательной деятельности. Бэкон «Знание-сила». Познание icon41. английский эмпиризм (бэкон,локк)Френсис Бэкон
Разум, воображение, память, желание, воля способности чувствующей души. Главное ее местопребывание голова и нервная система человека....
Знание проверенный практикой результат познавательной деятельности. Бэкон «Знание-сила». Познание iconПлан урока. Сущность познания как вида деятельности
Функцию ориентации человека в мире выполняет знание – это образы и знаки, которые помогают составить идеальный (мысленный) план действий,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы