1. Гигиена как наука, предмет, задачи, методы и связь с другими icon

1. Гигиена как наука, предмет, задачи, методы и связь с другими


Название1. Гигиена как наука, предмет, задачи, методы и связь с другими
страница1/21
Размер0.87 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

1. Гигиена как наука, предмет, задачи, методы и связь с другими дисциплинами.

Гигиена - наука о здоровье, профилактическая дисциплина, разрабатывающая на основе изучения взаимодействия организма и факторов окружаю­щей среды (природных и социальных) нормативы и мероприятия, осущест­вление которых обеспечивает предупреждение болезней, создает, оптималь­ные условия для жизнедеятельности и самочувствия человека.

Сам термин гигиена происходит от феческого слова hygienos, что значит "целебный, приносящий здоровье".

Гигиена как наука включает в себя несколько дисциплин, например, коммунальную гигиену (гигиена воздуха, гигиена воды и водоснабжения, ги­гиена почвы и очистка населенных мест, гигиена жилищ и населенных мест, гигиена лечебно-профилактических учреждений), личную гигиену, гигиену питания, гигиену труда, гигиену детей и подростков и др.

Необходимо различать термины "гигиена" и "санитария".

Гигиена - это наука, а санитария - совокупность практических меро­приятий, направленных на проведение в жизнь требований гигиены. То есть, гигиена является теоретической основой санитарии.


^ Предмет гигиены хорошо раскрывается в ее определении.

Задачи гигиены.

Основная задача гигиены состоит в профилактике, т.е. сохранении здо­ровья людей. В связи с этим можно назвать следующие основные направле­ния:

1) Изучение влияния факторов окружающей среды - природных и соци­альных (физических, химических, биологических, психологических) на здоровье и трудоспособность населения и разработка соответст­вующих оздоровительных мероприятий. Этими вопросами занимаются различные разделы коммунальной гигиены.

2) Разработка средств и способов, направленных на повышение сопро­тивляемости организма к возможным неблагоприятным факторам внешней среды, на улучшение здоровья и физического развития. Эти задачи решают гигиена питания, гигиена труда, личная гигиена и др.

3) Борьба с инфекционными заболеваниями. Здесь прослеживается не­посредственная связь между гигиеной и эпидемиологией.

Методы гигиены:

Свои задачи гигиена решает, используя определенные методы:

1. ^ Гигиенические обследования и наблюдения или "санитарные описа­ния". При этом обычно заполняются санитарные карты.

2. Инструментально-лабораторные методы. Включают практически все методики оценки окружающей среды (биологические, физиологические, биохимические и т.д.).

3. ^ Экспериментальные методы - эксперименты на лабораторных моде­лях.

В 1844 г. М. Леви (Париж) был создан первый учебник но гигиене.

В 1854 г. Парке (Лондон) выпустил в свет пособие по эксперименталь-

гигиене.

Джон Саймон.

В 1848 году в Англии был издан первый в мире закон об общественном вии и создано первое в мире государственное учреждение по охране здо-я. Среди выдающихся деятелей общественной медицины того времени >ой место занимает Джон Саймон - санитарный врач и хирург, один из (вэположников общественной гигиены в Англии. •-Саймон создал крупную школу английских общественных врачей, деяте-санитарного и санитарно-промышленного надзора. Вместе со своими со-никами он изучал причины смертности рабочих в связи с условиями их а, санитарным состоянием их жилища, питанием и тд. Организованные группой Саймона обследования, проводились с целью ения таких важных гигиенических проблем как общесанитарное состоя-промышленных центров, условия труда и профессиональные заболевания, ащные условия, питание, эксплуатация труда женщин и. детей, детская >тность, связанная с вынужденным участием женщин-матерей в промыш-юм производстве.

Развитие промышленности и успехи естествознания способствовали раз-го экспериментальной гигиены, основоположником которой явился не-сий врач Макс Петтенкофер (1818 - 1901).

Макс Петтенкофер.

Назначенный в 1853 году ординарным профессором, Макс Петтенкофер лупил к созданию специальной, самостоятельной гигиенической кафед-которая официально была открыта в 1865 году в Мюнхенском универси-

По инициативе ученого и его планам в Мюнхене в 1875 году был по­ен первый гигиенический институт, который послужил примером для уч-дений такого рода и явился центром развития гигиенической науки. Макс Петтенкофер справедливо признается основоположником совре-юй научной экспериментальной гигиены. До него эта дисциплина носила ■и исключительно характер личной гигиены, занималась разработкой, игандой правил и советов, касающихся сохранения здоровья и продления юй жизни.

Со времени Макса Петтенкофера гигиена получила направление как :а об общественном здоровье и общественных мерах его сохранения и :пления.

Макс Петтенкофер первым применил точные-методы естественных наук учению окружающей среды - воздуха, воды, почвы, жилища, одежды и ее ния на организм человека и здоровье населения.

При этом ученый не только вооружил гигиену лабораторными способами [едования, но и разработал ряд крупных гигиенических проблем, подняв ену на уровень точной экспериментальной науки. Ученый разрабатывал проблему воздуха жилища во всех ее аспектах.

На первое место необходимо поставить фундаментальные рцЫш уме мши и вентиляции, основанные на экспериментальных исследованиях оценки л<*> рокачественности воздуха жилых помещений по степени содержания угле».и слого газа как показателя загрязнения воздуха и установлении величины воз­духообмена в помещениях. Разработанная им методика определения углеки­слоты в воздухе применяется и в настоящее время.

Следует отметить, что Макс Петтенкофер возражал против решающей роли микробного фактора, защищаемой Р. Кохом и возглавляемой им бакте­риологической школой.

В 1882 году Макс Петтенкофер выпустил многотомное руководство по

гигиене.

Влияние Макса Петтенкофера на развитие гигиены во всех европейский странах огромно. По примеру Мюнхена кафедры гигиены стали создаваться во всех университетах. Как правило руководители вновь создаваемых гигие­нических кафедр считали своим долгом посетить Мюнхен и поработать в ги­гиенической лаборатории Макса Петтенкофера. В их числе были и наши первые научные деятели в области гигиены - Доброславин, Эрисман, Суббо­тин, Судаков и другие.


^ Развитие гигиены в России. Виднейшие представи­тели.

Основоположник отечественной терапии М. Я- Мудрое подчеркивал не­обходимость заботиться о здоровье "людей здоровых, предохранить их от бо­лезней...".

^ Н. Г. Захарьин говорил о необходимости включения гигиены в меди­цинское образование и, более того, утверждал, что гигиена является "важнейшим предметом деятельности всякого практического врача".

Великому хирургу Я. ^ И. Пирогову принадлежат слова о том, что "будущее принадлежит медицине предохранительной".

Понимание необходимости развития гигиенической науки повлекло за собой конкретные действия в этом направлении.

Сначала гигиена в России преподавалась в виде курса при кафедре су­дебной медицины в Санкт-Петербургской Медико-хирургической академии.

В 1871 году А. ^ П. Доброславиным была создана первая в России само­стоятельная кафедра гигиены в Военно-медицинской академии в Петербурге. Доброславин был автором первого русского учебника по гигиене, создал пер­вую гигиеническую экспериментальную лабораторию и фундамент для после­дующего развития отечественной гигиены.

В 1882 году кафедра гигиены была создана в Московском университете. Руководителем кафедры был Ф. Ф. Эрисман. Эрисман представял общест­венное направление в гигиене. Известны учебники Эрисмана по гигиене, его -труды по школьной, профессиональной гигиене, гигиене питания.

Одним из учеников Эрисмана был выдающийся ученый Г. В. Хлопин. Он создал большую школой гигиенистов, возглавлял кафедры гигиены, в том числе в нашем университете (Женском медицинском институте) с 1904 года. Хлопин является автором ряда учебников по гигиене и монографий по раз­личным проблемам гигиены.

Учеником Хлопина был ^ В. А. Углов, который также работал в 1 ЛМИ.

Он работал в области коммунальной гигиены, гигиены питания, военной гигиены.

В советский период огромный вклад в гигиену внесли такие ученые как Н. А. Семашко, А. Н. Сысин, Ф. Г. Кротков, А. Н. Марзеев, А. В. Мольков, А. А. Летавет, Л. К. Хоцянов.


^ 4. Экология как наука. Этапы развития. Учение Вернадского о биосфере.

Термин "Экология". Как самостоятельная наука экология сформирова­лась к началу 20-го века.

Экология - наука о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей средой.

Главная цель экологии - оптимизация взаимоотношений человека с окружающей средой, что должно позволить максимально использовать поло­жительные влияния природы на человека.

• Экология охватывает изучение процессов, происходящих в почве, воде, воздухе.

Экология является комплексной системой знаний. Она образует не­сколько разделов. Одним из разделов является медицинская экология.


^ Этапы развития экологии.

1) 1866-1903 гг. - этап анализа окружающей среды химическими, физи­ческими и биологическими методами.

2) 1904-1958 гг. - анализ экологии отдельных видов животных и рас­тений.

3) 1959-1974 гг. - изучение экологических систем.

4) С 1975 г. до настоящего времени - период бурного развития эколо­гии, профилизации экологии.

В. И. Вернадскому принадлежит научная разработка понятий биосфера и ноосфера.

Биосфера - оболочка земли, на которой и в которой развивается и су­ществует жизнь.

Биосфера включает:

- всю гидросферу до 12 км.

- всю атмосферу до 10 км.

- всю литосферу до 5 км.

Основа существования биосферы и динамического равновесия - кругово­рот веществ в природе.

Круговорот веществ обеспечивают: ~

1. Организмы продуценты. Чаще это растения. Они образуют из неор­ганических веществ органические.

2. Организмы консументы. Они потребляют органические вещества и выделяют органические вещества. Консументы делятся на консументов I порядка (употребляют в пищу продуцентов) и консументов II порядка (употребляют в пищу консументов I порядка)

3. Организмы редуценты (микроорганизмы). Они перерабатывают ор­ганические остатки в неорганические вещества.

Полный обмен биомассы происходит за 15 лет.

Элементарная первичная структура биосферы - биоценоз.

Биоценоз - это участок биосферы, на котором в результате совместного существования растений, животных и микроорганизмов возникает тесная взаимосвязь и взаимозависимость живой природы. Биоценоз имеет строго очерченные границы, однороден.

Существует понятие экосистемы.

Экосистема - комплекс сообщества совместно проживающих организмов и условий их существования, объединенных общим круговоротом веществ, потоком энергии и обменом информации. Это - основная функциональная единица живой природы.

Экосистема не имеет четких границ. Размеры - от капли воды до все­ленной. Например, Земля - сложная экосистема с определенным уровнем ре­сурсов.

Масса живого измеряется биллионами тонн. Включает в себя около 2.000.000 видов животных и 500.000 видов растений.

Ноосфера - оболочка Земли, где существует разумная жизнь. Естествен­но, что по своим границам ноосфера значительно уже биосферы. В то же время ноосфера оказывает влияние на всю биосферу в целом.


^ 5. Понятие о зонах чрезвычайных экологических ситуаций и экологического бедствия.

Деятельность человека иногда может нарушать равновесие в окружаю­щей среде, изменяя экологию, и как следствие нанося вред здоровью населе­ния, животным, растениям и тд.

В случае подобных нарушений экологической ситуации территория, на которой они происходят или произошли может быть объявлена зоной чрез­вычайной экологической ситуации или зоной экологического бедствия.

^ Зона чрезвычайной экологической ситуации - территория Российской Федерации, где в результате хозяйственной или иной деятельно­сти происходят устойчивые изменения в окружающей исходной среде, уг­рожающие здоровью населения, состоянию экосистем, генетическому фон­ду животных и растений.

^ Зона экологического бедстви'я- территория Российской Федера­ции, где в результате хозяйственной или иной деятельности произошли необ­ратимые изменения состояния окружающей среды, повлекшие за собой ус­тойчивое ухудшение здоровья населения, нарушения природного равнове­сия, разрушение экологических систем. Примером такой зоны может служить Аральское море.


^ ГИГИЕНА ВОЗДУХА

1. Гигиеническое значение атмосферных загрязне­ний и их влияние на человека. Токсические тума­ны.

В основе загрязнения воздуха в основном лежит хозяйственная деятель­ность человека. Хотя загрязнение атмосферы может осуществляться и естест­венным путем (например, извержение вулканов сопровождается выбросом вулканической пыли, пепла, сажи, вулканических газов).

Наибольший уровень загрязнения воздуха, естественно, наблюдается в крупных промышленных центрах и обусловлен токсическими выбросами промышленных предприятий.

Издавна считали, что загрязненный атмосферный воздух вреден для здо­ровья человека. Однако особое внимание привлекли массовые заболевания населения, связанные с так называемыми токсическими туманами или смо­гами (от английского smog - "туман"). Токсический смог - это туман, сильно загрязненный токсичными примесями.

1 декабря 1930 года в долине реки Маас (Бельгия) установилась антици­клоническая погода с температурной инверсией (температурная инверсия возникает тогда, когда слой холодного воздуха над землей перекрыт теплым и становится невозможным восходящее движение загрязненного воздуха). Все это на фоне сильного загрязнения воздушной среды выбросами промышлен­ных предприятий и безветренной погоды привело к появлению токсического тумана (смога) и массовым заболеваниям населения со смертельными исхо­дами.

Это был первый случай, свидетельствовавший о том, что загрязнение воздуха в городах с развитым промышленным производством достигло преде­ла, превышение которого оказывает вредное влияние на здоровье населения. В дальнейшем токсические смоги имели место во многих крупных промыш­ленных центрах Англии (Лондон), США (Нью-Йорк, Детройт), Японии (Осака) и др.

Особенно сильный токсический смог наблюдался в декабре 1952 года в Лондоне. Туман содержал несколько сот тонн дыма и сернистого ангидрида {сернистый смог или Лондонский тип смога) За 5 дцей тумана было отме­чено значительное увеличение смертности населения от респираторных и сердечно-сосудистых заболеваний (погибло на 4000 человек больше чем обычно за такой срок). Было отмечено, что смертность увеличилась пропор­ционально увеличению концентрации в воздухе дыма и сернистого газа.

В 1963 году от густого токсического тумана в Нью-Йорке погибло более 400 человек.

Кроме токсических туманов (мокрых смогов) в крупных городах могут также иметь место фотохимические (сухие) смоги, связанные с автомобиль­ным транспортом.

Фотохимический смог возникает при солнечной погоде и обусловлен наличием в атмосфере оксидов азота, угарного газа и интенсивным УФ-излучением. В этих условиях в результате фотохимических реакций образу­ются основные компоненты фотохимического смога - пероксиацетилнитраты

12

м пероксибензоилнитраты. Это - токсические соединения, отрицательно нлияющие на дыхательные пути, глаза.

Впервые фотохимический смог был описан в США. В 1943 году в Сан-Франциско в солнечную, безветренную погоду над городом появлялся белесо­ватый туман с желтовато-коричневым оттенком, вызывавший резь в глазах, слезотечение, чувство першения в горле и тд.

В настоящее время накоплено много фактов, свидетельствующих о су­ществовании зависимости между степенью загрязнения атмосферы и здоровь­ем населения. Естественно, что наиболее ярко эта зависимость проявляется при эпизодических резких повышениях уровня загрязненности воздуха (токсические смоги), описанных выше. Вместе с тем и сравнительно низкие концентрации токсических веществ, постоянно присутствующие в воздухе юродов, несомненно оказывают влияние на состояние здоровья населения, прежде всего на состояние дыхательной системы, в частности на такие забо­левания как бронхиты, пневмонии, бронхиальная астма, рак легкого, аллер­гические состояния и др.


2. Основные источники и загрязнители атмосфер­ного воздуха населенных мест. Меры по охране атмосферного воздуха от загрязнений. Принципы установления ПДК вредных веществ в атмосфер­ном воздухе.

^ Основные источники и загрязнители атмосферного воздуха населенных мест.

В процессе производственной деятельности человека различные природ­ные вещества подвергаются обработке с образованием разнообразных загряз­нителей атмосферного воздуха.

Рассмотрим основные источники загрязнения воздуха населенных мест и образуемые ими загрязнители.

^ Источники загрязнения воздуха

Загрязнители воздуха

1). Автомобильный транспорт

Выхлопные газы автомобилей: угарный газ (СО), оксид азота (NO), ди­оксид азота (NO2), сажа, углеводороды (в том числе канцерогенные), соедине­ния серы, свинца.

2) Производство электрической и тепловой энергии на тепловых электростанциях, основанное на сжигании органических топлив

Дым, который может содержать: угарный газ (СО), сажу, диоксид серы (SO2), летучую золу, смолистые вещест­ва и др

3) Черная металлургия

Пыль (железо, кремнезем, фосфор, сера, оксиды алюминия), диоксид серы (SO2), угарный газ (СО).

4) Цветная металлургия

Пыль (свинец, оксиды мышьяка, олово, сурьма, медь, цинк и тд.), газы (сернистый газ - диоксид серы SO?)

5) Угольная промышленность

Сернистый газ (SO2), угарный газ.(СО), продукты возгонки смолистых веществ.

6) Добыча нефти и ее переработка

Углеводороды, сероводород, дурно пах­нущие газы.

7) Химическая промышленность

Пары и газы различных химических ве­ществ (оксиды азота, серы, пары серной кислоты, фтор, хлор и др.)^

Дадим краткую характеристику наиболее распространенных и важных за­грязнителей атмосферного воздуха населенных мест:


1. Пыль

Пыль представляет собой смесь различных но величине твердых частиц. При любом пылевом загрязнении пыль может быть природной или же из вы­бросов предприятий. В зависимости от компонентов пыль может быть свин­цовой, кремниевой и тд.

Пыль может вызывать атрофи^еские заболевания, заболевания легких -силикозы (вызываются пылью, содержащей двуокись кремния), гнойничковые заболевания кожи, заболевания глаз (конъюнктивиты и др.), снижение имму­нитета и др.

2. Сажа

Сажа содержит большое количество канцерогенных веществ. Истори­чески известна так называемая болезнь трубочистов - рак кожи. Это объяс­няется тем, что такой компонент сажи как 3,4-бензпирен является сильным канцерогеном.

^ 3. Сернистый газ (диоксид серы, сернистый ангидрид) -SO2.

Образуется при сгорании любого вида топлива. Особенно много серни­стого газа образуется при сгорании каменного угля. Сернистый ангидрид ток­сичен. Во влажном воздухе сернистый ангидрид присоединяет воду с образо­ванием сернистой кислоты. Из сернистой кислоты образуется серная кисло­та. Серная кислота воздействует на слизистые оболочки (дыхательной систе­мы, ЖКТ), разрушает их, что способствует возникновению инфекционных заболеваний. Кроме того большое количество сернистого газа в воздухе мо­жет приводить к нарушению окислительно-восстановительных процессов, ферментативной активности, нарушению высшей нервной деятельности и др. Сернистый газ i-убительно действует на зеленые растения..

^ 4. Оксиды азота

Всегда выделяются при сгорании топлива (особенно автомобильного) и получении азотистой кислоты Т.е. наибольшее количество оксидов азота в воздухе отмечается в районах химических комбинатов и автомагистралей.

Из оксидов азота может образовываться азотная кислота, которая небла­гоприятно воздействуют на дыхательные пути, миокард. Изменения со сторо­ны миокарда бывают значительно выражены даже при небольших концен­трациях азотной кислоты и ее солей. Высокая концентрация оксидов азота в атмосфере часто бывает причиной кислотных дождей (с рН до 4 и ниже).

14

Высокая кислотность дождей снижает урожайность. Выпадая у озер, ки-лотные дожди повышают кислотность озерной воды, вызывает уменьшение юличества ценных сортов рыбы и др.

^ 5. Угарный газ (СО)

Образуется при сгорании любого топлива, при работе автомобильных 1вигателей. Угарный газ может быть причиной острого отравления.

Попадая в кровь, угарный газ образует комплекс с гемоглобином -шрбоксигемоглобин. Сродство СО к гемоглобину в сотни раз выше чем у ки-лорода. Из-за связывания гемоглобина угарным газом возникает гипоксия в ;вязи с нарушением транспорта кислорода кровью. При связывании полови-1Ы всего гемоглобина крови угарным газом (при 5О % карбоксигемоглобина >т всего количества гемоглобина) происходит тяжелое отравление с возмож-<ым летальным исходом.

Существует возможность хронического отравления угарным газом, свя-(анного с постоянным вдыханием его в повышенных концентрациях и посто-\ иным присутствием в крови карбоксигемоглобина (у курильщиков, инспек­торов ГАИ, регулировщиков). При этом могут возникать астеновегетативный индром, бессонница, головные боли, ухудшение памяти, снижение быст-|юты рефлекторных реакций и др.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

Похожие:

1. Гигиена как наука, предмет, задачи, методы и связь с другими icon1. Гигиена как наука, предмет, задачи, методы и связь с другими
Сам термин гигиена происходит от феческого слова hygienos, что значит "целебный, приносящий здоровье"
1. Гигиена как наука, предмет, задачи, методы и связь с другими iconПеречень экзаменационных вопросов итогового контроля по дисциплине «Гигиена» для студентов педиатрического факультета 1 Модуль «Гигиена окружающей среды»
Гигиена как основная профилактическая дисциплина; предмет, цели, задачи гигиены. Значение гигиенических мероприятий в деятельности...
1. Гигиена как наука, предмет, задачи, методы и связь с другими iconПрограмма по иностранным языкам для различных типов школ. Государственный образовательный стандарт по иностранному языку
Методика обучения иностранным языкам как наука. Связь методики с другими науками. Лингводидактика как общая теория обучения иностранным...
1. Гигиена как наука, предмет, задачи, методы и связь с другими iconТема Предмет, задачи музеологии. Связь с другими дисциплинами естественнонаучного и гуманитарного цикла. Музееведение
Тема Предмет, задачи музеологии. Связь с другими дисциплинами естественнонаучного и гуманитарного цикла
1. Гигиена как наука, предмет, задачи, методы и связь с другими iconВопросы к экзаменам по политологии для студентов всех факультетов
Политология как наука и учебная дисциплина: становление и развитие. Функции и методы политологии, ее связь с другими науками
1. Гигиена как наука, предмет, задачи, методы и связь с другими iconЛекция №1 (4 часа) Теория и методика языка как учебная дисциплина. Методика как научная и практическая дисциплина. Связь методики с другими науками.
Связь методики с другими науками. Методы исследования языка: эмпирический/дедуктивный, пассивный/активный, интроспективный/аналитический/экспериментальный,...
1. Гигиена как наука, предмет, задачи, методы и связь с другими iconКонфликтология как наука: Объект,предмет, метод, связь с др науками
Предмет конфликтологии – характеристики и закономерности конфликтов в организации
1. Гигиена как наука, предмет, задачи, методы и связь с другими iconГигиена Гигиена Основная профилактическая дисциплина. Методы и задачи г. История развития
Гигиена Основная профилактическая дисциплина. Методы и задачи г. История развития. Современные роблемы
1. Гигиена как наука, предмет, задачи, методы и связь с другими iconЭкзаменационные вопросы по дисциплине «Иммунология»
Иммунология как наука. Задачи иммунологии. История развития иммунологии. Связь иммунологии с другими науками
1. Гигиена как наука, предмет, задачи, методы и связь с другими iconПо физиологии человека физиология как наука. Предмет, задачи, методы, история физиологии
Физиология (физис природа) это наука о нормальных процессах жизнедеятельности организма, составляющих его физиологических систем,...
1. Гигиена как наука, предмет, задачи, методы и связь с другими icon1. Предмет и задачи курса «Политика доходов и зп», связь курса с другими науками
Основное содержание курса: проникновение в сущность политики доходов, как целостность сложного конкретного исторического, относительно...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы