1. История Казахстана как наука. Цель, задачи, актуальность изучения icon

1. История Казахстана как наука. Цель, задачи, актуальность изучения


Название1. История Казахстана как наука. Цель, задачи, актуальность изучения
страница1/31
Размер1.41 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31

1. История Казахстана как наука. Цель, задачи, актуальность изучения.

Целью явилось переосмысление истории казахского народа с древнейших времен до наших дней, концентрация внимания на её узловых проблемах, способствующих формированию цельного исторического сознания.Исходя из этого, были определены следующие исторические задачи: раскрыть роль и место казахского народа, казахской государственности в общетюркской общности, в системе кочевой цивилизации, в развитии историко-культурной общности народов Евразийского мира;проследить основные этапы возникновения, формирования казахского этноса, его хозяйство, быт, социальный строй и политическую систему на длительном историческом отрезке времени;переосмыслить ключевые проблемы истории народов (этногенез, государственность, отношения с соседними этносами, государствами, колониальные войны и национально-освободительные движения); охарактеризовать социально-классовые отношения в казахском обществе, раскрыть роль различных сословий населения – султанов, биев, батыров, представителей культа и шаруа;показать эволюцию духовного мира и их вклад в мировую цивилизацию, взаимосвязь и взаимовлияние культур степной кочевой с земледельческо-оседлой, с культурой соседних народов – России, Китая, Центральной Азии.

Методология. «Английская история, - писал известный британский ученный А. Дж. Тойнби, - не прояснится до тех пор, пока не будет рассмотрена в соответствии с историями других национальных государств, входивших в более широкое сообщество, каждый из членов которого реагировал специфическим образом на происходящее» («Постижение истории», Москва 1991, с.26). Это утверждение можно отнести и к казахской истории К.История Казахстана с древнейших времен и до наших дней представляет собой важнейшую часть всемирной истории, потому изучение её занимает важное место в формировании исторического сознания молодёжи. На протяжении длительного времени до обретения Казахстаном независимости его история подвергалась искажениям, поэтому одной из важнейших задам суверенного государства является возрождения национальной истории. Курс истории Казахстана является самостоятельной дисциплиной и введен в учебные планы всех специальностей высших учебных заведений.Курс охватывает историю Казахстана с древнейших времен до наших дней. Она рассматривается как самобытная история казахского народа и в то же время как органичная часть истории Евразии, кочевых и степных цивилизаций, тюркских пародов, как часть мировой

^ Цель курса - дать полное представление об основных этапах и особенностях исторического процесса па территории Казахстана с древнейших времен до наших дней, обратив особое внимание на проблемы формирования казахской народности и государственности, традиционного хозяйства, самобытной (кочевой) материальной и духовной культуры. Ознакомить студентов с основным кругом актуальных и приоритетных проблем истории; обучить студентов использовать научный метод познание и сформировать у них научное мир; Задачи курса:сформировать представление о роли истории и исторической науки, ее отраслей и направлений, социальных и политических проблем на определенных периодах истории. связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологии;изучить и освоить богатый фактический материал;формировать творческое мышление у студентов путем применения методики проблемных лекций , семинарских занятии:определить место истории Казахстана в системе гуманитарных дисциплин, специфики ее

объекта и предмета, наиболее актуальных проблем:


^ 2. Памятники каменного века на территории Казахстана.

Ранний палеолит – Южный Казахстан: Бориказган, Танирказган, Шабакты – в р-не хребта Каратау найдено 5 тыс. орудий из кремния; Казангап – на правом берег Чу найдено 300 орудий; Карасу – найдено 15 тыс. каменных изделий.Центральный Казахстан: Семизбугы – в Северном Прибалхашье найдено 1611 каменных орудий труда; Кудайколь, Жаманайбат, Космола.

Восточный Казахстан: Канай – в верховьях Иртыша; Козыбай.Западный Казахстан: Шабактысай, Сарытас.

Средний палеолит-Ю.К.: Токалы- в районе хребта Каратау,Кызылрысбек-южнее озера Акколь; стоянка имени Чокана Уалиханова-на берегу реки Арыстанды; Ушбулак-стоянка охотников.Ц.К.: Обалысай- в районе Жезказган; Музбель –в среднем течении реки Сарысу; Батпак-верховье реки Ишим, севернее Караганды;В.К.: Канай, Бодене,КЫзылсу.

З.К.: Онижек,Аккыр,Кумакаш;

Поздний палеолит.Ю.К.: Ачисайская стоянка, Усектас, Соркуль.Ц.К.: Батпак 8- найдены крупные пластины,наконечник дротика,скребло;

Карабас3- собрано 172 порфиритовых изделий;Агренсор2;З.К.:- Акыр,Шакпаката,Онижек;В.К.: Шульбинка- найдено 5000 оруудий труда;Свинчатка, Пещеры; Новоникольский, Канай;

Мезолит С.К.: Мичурин, Боголюбово, Ямленко,Тельман,Виноградовка,Дачная, Евгеньевка, Дузбай,Селетин,Ерейментау,Екибастуз.Ц.К.: Акимбек, Караганда.

НеолитЮ.К.: Саксаульская - в Приаралье - найдены кварцитовые наконечники стрел, мелкие каменные изделия, керамические сосуды;Караунгур-на южных клонах Каратау; Каракудык,ушбулак. Ц.К.: Каратургай-стоянка охотников, Коскудык, Ыргыз,Батпак. В.К.: Нарын,Кызылсу,Сатшыкыз.С.К.: Ботай,Каратомар,Иман-Бурлык,Дамсы.

З.К.: Токсанбай, Сам, Коктобек, Жагалбулак, Темир, Шатпакколь, Кульсары, Шандыауыл, Сарыкамыс.Северо-западный Казахстан: Явленко, Карлуга, Боголюбово, Виноградовка, Тельман, Маканджар, Туздыколь.


^ 3. Бронзовый век на территории Казахстана. Хозяйственные изменения, наметившиеся еще в неолитическую эпоху, привели во II-ом тысячелетии до н.э. к сложению скотоводческо – земледельческой экономики и высокоразвитой металлургии. Переход к экономике производящего типа коренным образом изменил всю обстановку в Казахстане. Одним из факторов. Определяющим новую эпоху, было производственное освоение палеометаллов. В середине II-го тысячелетия до н.э. племена Казахстана овладели производством бронзовых изделий. Бронза представляет собой сплав меди и олова. Бронза становится основным сырьем для изготовления орпудий труда и оружия. На территории Казахстана с древних времен были известны богатые месторождения меди(Жезказган, Зыряновск, Джалтыр) олова(Атасу,Калбинский и нарыский хребты), золота(Степняк, Казанчункур, Баладжал, Дайбай).В середине II-го тысячелетия до н.э. у степных племен Казахстана наблюдается подъем первобытного производства, интенсивно развивается скотоводство. В конце II-го начале I-го тыс. до н.э. большинство населения переходит к новой специализированной форме хозяйства – кочевому скотоводству. Существенные изменения происходят в общественном строе и семейно брачные отношениях населения. Быстрое развитие скотоводства и металлургии, привело к росту производительных сил, к крупным изменениям в общественной жизни. Происходит обособление отдельных семей, расширение семейной собственности, растет имущественное неравенство внутри родовой общины. ( Вопрос 4 продолжение)


^ 4. Андроновская культура на территории Казахстана: характеристика и памятники. 18-8 вв. до н. э. Андроновцы – индоиранцы, основное население Казахстанских степей в эпоху бронзы. Переселение индоевропейцев началось в III в. до н. э. Быстро разрастающееся стадо и демографический взрыв требовали большей территории. Культура получила название Андроновской, существовала около 8-10 веков. Они жили в оседлых поселениях по берегам небольших речек. Поселок принадлежал одному роду (10-12 больших полуземлянок). Главным источником средств существования является скотоводство, особенно кони. Начальная оседлость постепенно переходит в кочевничество из-за недостатка корма для скота. Уменьшение опасности нападений привела к отгонному скотоводству. Разделение общества на социальные слои. Градация захоронений по размерам и богатству. Рядовые общинники (пастухи, Землепашцы), военная аристократия. Конь – главное жертвенное животное. Возникают храмовые комплексы. Распространение каменной скульптуры, изображавшей древних богов.Из бронзы изго­товлялись различные орудия труда-мотыги, укра­шения. Развитая металлургия в сочетании с развитым комплексным земледельческо-скотоводческим хоз-вом. Андроновская культура получила свое название по месту первых находок и разделяется на два этапа - ранней и средней бронзы. Эпоха ранней бронзы носит для Сев. К. название Федоровского, а для Центрального - нуринского периода (ХУШ-ХУ! вв. до н.э.). Средняя бронза в Сев. К. носит название алакульского, в Центрального - атасуского периода (ХУ-ХП вв. до н.э.). Начиная с XII в. до н.э. андроновская культура сменяется кочевыми культурными общностями поздней бронзы: срубной - в Западном Казахстане и бегазы-дандыбаевской - в Центральном (ХП-УШ вв. до н.э.). Для андроновской культуры характерно комплексное скотоводческо-земледельческое хозяйство. Андроновцы жили в жилищах типа полуземлянки. Ско­товодство было оседлым, пастушеским. Особой отраслью хоз-ва андроновских племен было горное дело и металлургия. Отличительной чертой этой культуры - использование керамики. Применялся геометрический орнамент. В эпоху ранней бронзы в северо-западном К. появляются крупные укрепленные поселения городского типа. Наиболее исследованным из них являет­ся Аркаим. Это был своеобразный город с четкой планировкой. Хоронили умерших в каменных ящиках. Встречаются случаи трупосожжения. С аридизацией климата на территории К. начинает зарождаться новый тип хозяйства - кочевое скотоводство. Поселения постепенно стали превращаться в зи­мовки, земледелие стало приобретать подсобный характер. Это ведет к тому, что в Цент. К. комплексная земледельческо-скотоводческая андроновская культура ХП-Х вв. до н.э. сменяется кочевой бегазы-дандыбаевской культурой. Использование металлов и колесного транспорта позволило андроновцам освоить степные просторы К. и перейти от оседлого скотоводства к отгонному, что привело к увеличению стада овец и коней. Среди андроновцев начинается имуществен­ная дифференциация. К началу I тыс. до н.э. родовая община андроновцев разложилась, из ее среды выделились три иерархически соподчиненные группы: военная аристократия, жрецы и рядовые общинники. Андроновцы жили родовыми общинами, состоявшими из нес­кольких больших патриархальных семей. Несколько родственных общин составляли племя.


^ 5.Саки: источники, материальная и духовная культура, общественное устройсво.

Религия.А)Главными были культ вождя и царя. Царь считался избранником Бога, посредником между небом и землёй, центром мира. Он проводил первую борозду на весенней пахоте. Царей и вождей отождествляли солнечным божеством.Б) саки поклонялись Солнцу,ветру, грозе, грому. По из представлениям, боги перевоплощались в различных животных и птиц.

В) святилища, где находились алтари и жертвенники, приносили жертвы Богам, соблюдали культ предков и культ огня. Археологами обнаружено, что у саков Семиречья существовал храм Огня.Искусство. С 7 века у саков возник в искусстве «звериный стиль». Главная тема- изображение зверей и мифологических чудовищ в движении. Сюжетная основа – мифы о происхождении людей от различных животных. В начале нашей эры этот стиль исчезает.Саки говорили на восточноиранском языке. На развитие скаской культуры большое влияние оказала культура ахеменидского Ирана. Яркий представитель сакской духовной культуры- мыслитель Анахарсис.(6 век до н.э.)Археологические памятники: иссыкский курган 1969-70 г.г.найдены экспедицией Акишева. Курган состоит из 45 могильников. В кургане обнаружены останки молодого сакского вождя. Особое значение имеет надпись на серебряной чаше из 26 руноподобных знаков. В кургане найдено чсвыше 4000 золотых предметов.Бесшатырский- 31 могильник (5-4 век до нашей эры) найдено деревянная постройка из массивных стволов елей. Находки из кургана свидетельствуют, что сакская знать стремилась увековечить свое господствующее положение и после смерти сооружали громадные памятники. Городище Чирик-Рабат, мавзолеи Бабиш мулла, Баланды – памятники Приаралья. Столица саков апасиаков. Цитадель Чирик Рабата служила местом захоронения знатных особ. В погребении найдено обломки глиняных кувшинов, железный меч, бронзовый наконечник.Шиликтинский. В 1947 г. Черников. Курган состоит из 17 могильников, останки сакского царя-Третий золотой человек. Берельский курган-Восточный Казахстан. 1999 г. Самашев. Обнаружено 16 жертвенных лошадей, ювелирные украшения, керамическая посуда.


^ 6. Историко – культурное значение Великого Шелкового пути.

В середине II – века до нашей эры начинает функционировать Шелковый путь. Во II – V вв., Шелковый путь, если начинать с востока, начинался в древней столице Китая и шел в районы Ланчжоу, далее вдоль Нань – Шаня, к западной окраине Великой Китайской стены, к заставе Яшмовых ворот. Здесь единая дорога разделялась на «Северный путь» и «Южный путь».

В середине VI – VII веков, наиболее оживлённым становится, проходивший из Китая на запад через Семиречье и Южный Казахстан. Такое перемещение можно объяснить несколькими причинами: В Семиречье находилась ставка тюркских каганов, которые контролировали торговые пути через Среднюю Азию, во – вторых, дорога через Фергану стала опасной из – за междоусобиц, в – третьих, богатые тюркские каганы и их окружение стали крупными потребителями заморских товаров. Через Шелковый путь шло основное число посольских и торговых караванов. В течение столетия он перетерпел изменения: одни участки приобретали особое значение, другие, напротив, отмирали, а города и торговые станции приходили в упадок. Так в VI – VIII веке основное была трасса Сирия – Иран – Средняя Азия – Южный Казахстан – Таласская долина – Чуйская долина – Восточный Туркестан.

Во время существования государства саков, усуней, кангюев во II – веке до нашей эры, когда Шелковый путь активно функционировал, в Казахстан проникает римское стекло, китайский шелк, зеркала и лаковые посуды. В этот период в долине Чу, Таласа и Сырдарьи, формируются городские центры который укрепляются стенами с башнями.Во второй половине VI – века. Семиречье, Южный Казахстан вошли в состав Тюркского каганата. В конце VI – века происходило оживление Шелкового пути на участке Семиречья и Южного Казахстана. В Семиречье он стимулировал возникновения ряда городских центров, а на юге быстрому росту городов


^ 7. Раскройте сущность неолитической революции.

В результате того, что люди смогли освоить производство охотничьего оружия, значительно повышавшего эффективность их охотничьей деятельности, они смогли перейти к использованию ресурсов в новой для них экологической нише. Когда возможности этой ниши оказались исчерпаны, людям потребовалось перейти к использованию другой, еще не освоенной ими ресурсной ниши. Что же представляла собой эта ниша?Людям для их пропитания требовалось мясо животных и плоды растений. В природе увеличение поголовья животных и плодов растений зависит от действия механизма естественного отбора. Поэтому, если бы люди смогли оградить жизнедеятельность необходимых им растений от воздействия на них сил естественного отбора, то количество плодов этих растений могло бы существенно возрасти. Соответственно увеличилось бы и поголовье животных, потребляемых людьми в пищу. Деятельность людей по предотвращению воздействия сил естественного отбора на потребляемые ими в пищу сорта растений и породы животных и стала деятельностью по освоению людьми новой ресурсной ниши.Своей деятельностью люди вторглись в сферу действия объективных законов природы, регулирующих структуру биологических видов животных и растений, и изменили ее в своих интересах. В переходе именно к такой деятельности и состояла неолитическая революция в истории человеческих обществ.До этого периода только механизм естественного отбора определял то, какие растения и в каком количестве будут произрастать на той или иной территории. Количество травоядных животных и птиц, обитавших на определенной территории, также определялось только действием механизма естественного отбора. После вмешательства людей в действие этого механизма, ситуация с произрастанием на определенной территории тех или иных растений и обитанием на ней тех или иных животных изменилась кардинальным образом. Теперь уже сами люди стали определять то, какие растения и в каком количестве будут произрастать на территориях, составлявших объект их хозяйственной деятельности. Таким же образом решался вопрос и о том, какие виды животных будут пастись на лугах, использовавшихся людьми для их разведения.При сельскохозяйственном производстве растения, культивировавшиеся людьми, вытеснили все другие виды растений, произраставшие прежде на этих землях. С территорий, расположенных вокруг пастбищ с крупным и мелким рогатым скотом, изгонялись все дикие травоядные животные, уничтожались все хищники, являвшиеся угрозой для домашних животных. Люди делали все для того, чтобы культуры сельскохозяйственных растений и одомашненные животные оказались в условиях наиболее благоприятных для их произрастания и разведения.В природных условиях вероятность того, что семена определенного вида растений попадут в благоприятную почву, очень незначительна. Большинство из этих семян разносится ветром, и попадают в среду непригодную для их произрастания. Большое количество этих семян склевывается птицами, поедается и вытаптываются животными. Часто вследствие засухи всходы и проросшие растения остаются без воды и высыхают. В естественных условиях кроме этих факторов существуют также и другие, от которых зависит произрастание нужных людям растений. В частности, большое значение на произрастание сельскохозяйственных культур имеет фактор наличия на возделываемых полях сорняков и насекомых-вредителей.В результате сельскохозяйственной деятельности людей все эти факторы в значительной мере были устранены. Благодаря целенаправленной деятельности людей большая часть солнечной энергии, воды и минеральных веществ на определенной территории стала потребляться растениями, выращивавшимися людьми. Сельскохозяйственная деятельность людей предполагала вспашку земель для посева семян нужных им растений, своевременный полив, прополку сорняков, защиту всходов и урожая от поедания их животными и птицами.При выведении людьми одомашненных животных и птиц из сферы действия механизма естественного отбора, их поголовье по сравнению с предшествовавшим периодом так же существенно возросло. Деятельность людей по разведению сельскохозяйственных животных и птиц состояла в обеспечении их кормами, кровом, лечением, защитой от хищников. Помимо этого люди осуществляли так же селекционную работу, которая значительно повышала эффективность их деятельности в области животноводства и птицеводства.Таким образом, если прежняя ресурсная ниша была представлена охотничьими угодьями, то новая ресурсная ниша, к освоению которой приступила определенная часть первобытных племен, представляла собой нечто совершенно иное. Это был почвенный слой земли, обеспечивавший произрастание растений, использовавшихся людьми, как для собственного пропитания, так и для вскармливания одомашненных животных и птиц.


^ 8. Письменные источники по истории древнего Казахстана (античные, китайские, древнеперсидские).

Письменные источники. Сведения по истории К. эпохи древности фиксировались письменно на различных языках: древнеперсидском, древнегреческом, латинском, китайском. Древнейшим письменным источником по истории народов Казахстана являются древнеперсидские надписи царей Дария 1 (522-486 гг. до н.э.) и Ксеркса (486-465 гг. до н.э.), составленный на трех основных языках – древнеперсидском, элансском и аккадском, употреблявшихся в Ахеменидской державе.Существовали так же и античные источники. Сведения о населении К. в древнюю Грецию поступали через Персию, а так же через греческие колонии в Причерноморье. Видимо, самым ранним автором, у которого содержались некоторые достоверные сведения относительно исторических судеб этого региона, является Геродот (484-425 гг. до н.э.), перу которого принадлежит значительный труд «История». В основе сообщений Геродота лежат как документальные материалы, так и устная фольклорная традиция, восходящая к сакским (скифским) племенам К. и Средней Азии.Ряд ценных данных по истории Ахеменидского времени содержат свидетельства Ктесия, собранные в его сочинении «История Персии». Этот труд использовался в качестве источника такими авторами, как Диодор (1 век до н.э.), Плиний Старший (1 век н.э.), Клавдий Элиан (2-3 вв. н.э.). Однако позднейшие авторы называют Ктесия «отцом исторического романа», потому как сведения, содержащиеся в его сочинении более походят на фольклор, чем на исторические события.Некоторое значение для изучения истории К. представляют собой сочинения греческих историков, описывавших походы Александра Македонского, в числе которых следует назвать Диодора, Помпея, Трога, Полибия. Важным источником для истории Ср. Азии и К. является «География» Страбона (1век до н.э.-1век н.э.). Хотя он считал Каспийское море заливом океана и совершенно не подозревал о существовании Аральского моря, что делало его карту совсем неправильной. Ценным, хотя и сложным, источником является сочинение Птолемея «География» (конец 1 века до н.э.-1век н.э.).Определенную роль в изучении истории К. начиная со второго века до н.э. играют китайские источники. Китайские авторы были лучше осведомлены об обстановке в К., чем античные. Развитие экспансии Китая на запад вызвало потребность в точном знании ситуации в Восточном Туркестане, К. и Ср. Азии. В 104-102 гг. до н.э. – первый поход Ханьских войск во владения Давань, находящегося в Ферганской долине. Первые достоверные сведения о народах К. были получены от Чжан Цяня. Руководителя первого китайского посольства в западные области, посланного императором У-ди (140-86 гг. до н.э.). Чжан Цянь совершил на «запад» два путешествия – в 138 г до н.э. и в 115 г до н.э. Помимо прочего он преследовал цель добиться союза с юэчжи, насельниками Ср. Азии, и усунями Жетысу против сюнну (гуннов). В ходе своей миссии Чжан Цянь обращал особое внимание на состояние хозяйства иноземцев, численность их войска, вооружения, а так же записывал все то, что составляло специфику в их обычаях, нравах, одежде. Среди династийных историй наиболее обширные данные о народах К. и Ср. Азии заключены в историческом труде «Исторические записки» Сыма Цяня (145-86гг до н.э.), в частности, в двух главах раздела «Жизнеописание»: «Повествование о сюнну» и «Повествование о Давани». Труд Сыма Цяня охватывает весь исторически обозримый период от мифических времен до времени жизни выдающегося историка.Следом за «Историческими записками» идет «История Ранней Хань», которая была написана, в основном, Бань Гу в 1 веке н.э. и завершена его ученой сестрой Бань Джао. 26 династийных историй, освещающих историю Китая и Ср. Азии со 2 века до н.э. до нового времени являются уникальным историческим наследием Китая. Бань Гу охватывает период около 200 лет, здесь имеются сведения о владениях Давань, Усунь, Кангюй, а также Сюнну, в том числе, о владении сюннуского правителя (шаньюя) Чжичжи на северо-западном Тянь-Шане. Однако Бань Гу не писал в своем труде о событиях своего времени, поэтому его труд называют «Историей Ранней династии Хань». Об этом в дополнение к этому труду писал ученый 4 века Фань Е.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31

Похожие:

1. История Казахстана как наука. Цель, задачи, актуальность изучения icon1. История Казахстана как наука. Цель, задачи, актуальность изучения
Курс охватывает историю Казахстана с древнейших времен до наших дней. Она рассматривается как самобытная история казахского народа...
1. История Казахстана как наука. Цель, задачи, актуальность изучения iconЗначение и место курса истории Казахстана в воспитании и образовании молодого поколения
История Казахстана – наука изучающая исторические события, явления, факты, процессы, выявляющая закономерности событий, происходивших...
1. История Казахстана как наука. Цель, задачи, актуальность изучения iconФилософская антропология
История проблемы человека в философии и актуальность ее изучения в современном мире
1. История Казахстана как наука. Цель, задачи, актуальность изучения icon1. История как наука, предмет, цели и принципы её изучения
Содержанием истории как науки является исторический процесс. Он раскрывается в явлениях человеческой жизни, которые касаются жизни...
1. История Казахстана как наука. Цель, задачи, актуальность изучения icon1. Предмет и задачи исторической науки. Методология научного исследования
Таким образом, история как наука изучает процессы протикаемые в человеческом обществе с ранних стадий развития до наших дней. Вопрос...
1. История Казахстана как наука. Цель, задачи, актуальность изучения icon1. Определение «офк», ее цель, задачи и структура
Офк является составной частью фк, как научная и учебная дисциплина имеет четкую направленность и конкретное содержание, что позволяет...
1. История Казахстана как наука. Цель, задачи, актуальность изучения iconПо физиологии человека физиология как наука. Предмет, задачи, методы, история физиологии
Физиология (физис природа) это наука о нормальных процессах жизнедеятельности организма, составляющих его физиологических систем,...
1. История Казахстана как наука. Цель, задачи, актуальность изучения iconИстория Казахстана. Экзамен
К какой эпохе относятся следы первого человека, найденного на территории Казахстана?
1. История Казахстана как наука. Цель, задачи, актуальность изучения iconИстория Казахстана Для всех специальности
К какой эпохе относятся следы первого человека, найденного на территории Казахстана?
1. История Казахстана как наука. Цель, задачи, актуальность изучения iconИстория Казахстана Для всех специальности
К какой эпохе относятся следы первого человека, найденного на территории Казахстана?
1. История Казахстана как наука. Цель, задачи, актуальность изучения iconВопросы гэк по дисциплине «История Казахстана»
Казахстан в эпоху камня. Хозяйство и социальная организация древнейшего периода истории Казахстана
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы