Скачать 0.94 Mb. |
1.Основные этапы развития русской литературы и журналистики XVIII в. Пушкин, 34 год, «Россия вошла в Европу, как спущенный корабль при стуке топора и грома пушек» - о начале Петровской эпохи. В 18 веке потребовалось радикальное изменение всех сфер духовной жизни. В декабре 1702 года Петром I(1682-1725правл) выпушен первый номер газеты «Ведомости». Реформы Петра затронули все сферы жизни русского общества. Русская литература в этот период переживает ускоренное художественное развитие. Особенности литературного процесса: традиционность в сочетании с новаторством – часто источник новых художественных достижений. Переворот Петра в социально-культурной сфере был обусловлен уже его предшественниками. В Петровское время элементы европейской культуры пропитали культуру русскую. Старина и новизна - характерные понятия 18 века. Реформы Петра подорвали авторитет церкви, 1725 год –упразднение патриаршества. Петр строил абсолютную монархию европейского типа: эти изменения отразились в культуре: секуляризация + обмирщение, светскость. На смену житиям и апокрифам приходят ода, сатира, трагедия, комедия, роман. Основа литературного языка – не церковно-славянский, а русский язык. Новшества проникали и в область стихотворства – ранее господствовало силлабическое стихосложение, не соответствовавшее грамматическим и фонетическим особенностям русского языка. На смену силлабике приходит силлабо-тоника. Русские писатели широко использовали опыт писателей западноевропейской литературы. Идеологическая изоляция и культурная замкнутость были преодолены. ^ 1.Литература 1й трети 18 века (1700-1730 3 царствования – Петр I, Екатерина I, Петр II) – переходный период от средневековой книжности к словесной культуре общеевропейского типа. Культура авторская, печатная, светская – черты переходности. В культуре петровской эпохи господствовал панегирический (восхваление) стиль. Пафос порожден стремлением и усвоением символики европейского искусства. Историки называют этот период предклассицистическим. Произведения отличались жанровой и сюжетной пестротой, не было выработано основных принципов, но были выработаны основные понятия – защита и прославление монарха. Сначала - деятельность Феофана Прокоповича,затем – Антиоха Кантемира (деятельность начинается в 20-е годы) ну и далее. И Кантемир, и Тредиаковский отразили качественные сдвиги в литературном сознании петровских времен. В творчестве Кантемира классицизм полностью соответствует правительственному абсолютизму. Тредиаковский считал, что для рус. поэзии надо выработать каноны, реформировать стихосложение, упорядочить жанры. 2.Становление, укрепление, господство классицизма (1731 – 1762. 4 царств – Анна Иоанновна, Иван VI при регенстве матери Анны Леопольдовны, Елизавета Петровна, Петр III). На протяжении первых двух десятилетий были реформы: - реформа русского стихосложения - стилевая реформа - регламентация жанровой системы (жанровая реформа) Бурная теоретическая деятельность приходится на это время. Реформаторы литературы были и учеными – филологами (Тредиаковский – еще и переводчиком). Суть реформ: силлабическое стихосложение не отвечало фонетике и грамматике русского языка. 3.1762 – 1801(царств – Екатерина II, Павел I): самый бурный и многоаспектный период. Большую роль играет просветительская идеология. Под ее влиянием классицизм меняется. Конец 60-х – середина 70-х – невиданный расцвет публицистического жанра на страницах периодических изданий. В это время во внутренней системе классицизма наметились изменения и внутреннее движение, связанное с проникновением в литературу беллетристики (Федор Эмин). В эти годы начинает колебаться и жанровая система классицизма. Представители второго поколения классицистов: Фонвизин, Державин, Княжнин, Капнист. Для этого периода характерны большая свобода и большее смешение стилей. В 60-е годы 18 века зарождается сентиментализм, расцвета достиг в 90-е годы (Радищев, Карамзин). В 90-е годы менялся сам тип эстетического сознания. В 90-е годы происходит переход от идеологии к эстетике (связано с деятельностью русских масонов). Классицизм в эти годы уступает место сентиментализму. 18 век – век разума; в конце века разум уступает место чувству. Стремление нести моральные ценности меняется на стремление взволновать и эмоционально увлечь. Радищев и Карамзин своим творчеством завершили 18 век и открыли 19 ^ До «Ведомостей были «Куранты, или «Вестовые письма»- рукописные газеты.Материалы для рукописной газеты готовились чиновниками польского приказа. Писались «Куранты» на длинных узких листах бумаги. Предназначались для царя и узкого придворного круга. Важнейшее событие Петровского времени(приложение 1)- издание первой официальной газеты ведомости, которая положила начало русской периодической печати. Указом от 15 декабря 1702 г. Петр I оповестил об издании первой русской газеты. «Ведомости» предназначались «для извещения оными о заграничных и внутренних происшествиях». «Ведомости» были рассчитаны на широкий круг читателей, носили информационный характер. Отдельные номера выходили под названием «Ведомости Московские», «Российские Ведомости» и тд. Газета носила ярко-выраженный агитационный характер( пропаганда новой науки, культуры утверждалась необходимость и справедливость войн со Швецией и тд) 17 декабря вышел первый пробный номер Ведомостей. Через 10 дней, 27 декабря, вышел следующий номер, имевший особое название «Юрнал или поденная роспись, что в мимошедшую осаду под крепостью Нотебурхом чинилось сентября с 26 числа в 1702 году” Текст его содержал описание осады Нотебурга. Номер от 2 января 1703г - первый дошедший до нас номер. В "Ведомостях" писалось о вооружении, новостях образования, демографии (сколько в Москве родилось человек), о нефти и других полезных ископаемых, о международных контактах и т.д. Первое сообщение в нем гласило: “На Москве вновь ныне пушек медных гоубиц и мартиров вылито 400. те пушки ядром по 24, по 18 и по 12 фунтов…А меди ныне на Пушечном дворе, которая приготовлена к новому литью, больше 40 000 пуд лежит”. Начальные строки обнародовали сведения, составляющие государственную тайну – в них названо количество изготовленных артиллерийских орудий и указаны запасы металла, предназначенного для литья. Петр осознавал секретность этих сведений, но… Дело в том, что в неудачном бою под Нарвой русская армия потеряла всю артиллерию. Необходимо было вдохнуть бодрость в людей. На Пушечный двор свозились церковные колокола. Эта крайняя мера нуждалась в публичном оправдании, и все это появилось в газете. Также в этом номере сообщается, что “повелением его величества школы уничтожаются, и 45 чел. слушают философию и уже диалектику окончили. В математической штюрманской школе больше 300 человек учатся и добре науку приемлют…” С 24 ноября по 24 декабря Родилось 386 чел. Из Персии пишут, что индийский царь послал России Слона и иных вещей немало. Из Казани пишут, что на реке Соку нашли много нефти и медной руды… В общем, развивается Россия. Главной темой Петровских ведомостей становится Северная война. Заграничная жизнь освещалась по донесениям послов (Шафиров, Бестужев, Долгорукий). Петр принимал непосредственное участие в выпуске Ведомостей. Федор Поликарпов был назначен Петром I ответственным за издание. Когда Ведомости переехали в Петербург, ими стал заниматься директор столичной типографии Михаил Абрамов. В 1719 Коллегия иностранных дел назначила ответственным за "Ведомости" переводчика Бориса Волкова. Он привлек к сотрудничеству Якова Синявича (его можно считать первым русским репортером). Петровские Ведомости не имели еще постоянного названия. Отдельные номера получали разные заглавия: “Ведомости московского государства”, “Ведомости московские”, "Российские Ведомости". Основной жанр газеты - информация, также встречалась корреспонденция, газетный репортаж. Газета была небольшого формата (в восьмую долю листа – половина ширины школьной тетради), версталась из небольших заметок в одну колонку, без заголовков. Печаталсь славянским шрифтом, с 1715 года - гражданским. Тираж был нерегулярным, с большими перерывами. Тираж колебался от 150 до 1000 экз. С 1703-1704 год вышло 39 номеров. Объем газеты колебался от 2 до 22 страниц. До 1715 года "Ведомости" Печатались в Москве на печатном дворе. С 11 мая того же года выходит также и в Питере. Лишь к 1719 переходят окончательно в Питер, и в Москве печатаются отдельные номера газеты. ^ Среди наиболее распространённых в петровское время повестей были анонимные повести, или «гистории» о россиском матросе Василии Кориотском, о дворянине Александре, о купце Иоанне. Эти повести извесны во многих списках. Продолжая традицию бытовой и авантюрно-приключенческой повести конца 17 века, они отличались новизной содержания. С повестями предыдущего периода их сравнивает усилившийся интерес к личности обычного человека, любовная интрига, стремление к занимательности сюжета. Герои русской бытовой повести менее просвещены, они не умеют часто даже писать и читать. Новая тематика, новый герой в петровских повестях были связаны с культурными и бытовыми сдвигами в дворянской и торговой среде.Повести петровские отражают поворот в мировоззрении русских людей от аскетических взглядов Московской Руси к светским взглядам нового времени. Европеизация затронула главным образом дворянство. Герои повести говорят языком, в котором старая московская «дубоватость» сочеталась с напыщенностью и галантностью. «Рассердившись на «ковалера» Александра, «ковалер» Тигнанор говорит ему уже не без рыцарства: «Иди ты, бестия, со мной на поединок!» И при любом случае ковалеры выражают свои чувства пением. Герой повестей – российский юноша, осознающий себя представителем Российской Европии.Реформы открыли перед ним путь к достижению славы и богатства. Дляэтого ему нужны сила воли, стойкость, способгности и проч. Табель о рангах, принятая Петром, внушала идею о том, что залог успеха – талант и способности, а не происхождение. И практика петровского времени давала тому множество примеров (Меншиков например). Новый герой предприимчив и ловок, удачлив, он благовоспитан, умеет галанто ухаживать за дамой, и даже при возможности сочинять стихи и играть на арфе.Наиболее ярким примером любовно-бытовой и сказочно-авантюрной повести может служить возникшая, скорее всего, в дворянской среде «Гистория о российском матросе Василии Кориотском и о прекрасной королевне Ираклии Флоренской земли» известная по трём спискам 18 века. Герой подобных повестей- русский юноша, осознающий себя представителем «Российской Европии». Петровские реформы открывают перед ним безоблачный путь к славе и богатству.Повесть о В.К. является наиболее ярким примером любовно-бытовой и сказачно-авантюрной Гистории. Произведение сохранило от древнерусской литературы рукописный характер, анонимность, но взяла от Европы авантюрный сюжет. Язык гистории- Слова, встречающиеся в народном творчестве («верный друг», «государь мой батюшка»), славянизмы («повело», «яко») и наряду много варваризмов («персона», «шпага») |