1. Понятие конституционного права зарубежных стран как отрасли национального права icon

1. Понятие конституционного права зарубежных стран как отрасли национального права


Скачать 354.73 Kb.
Название1. Понятие конституционного права зарубежных стран как отрасли национального права
страница1/9
Размер354.73 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

1. Понятие конституционного права зарубежных стран как отрасли национального права

КПЗС — это основная отрасль ее национальной системы права, представляющая собой совокупность (систему) правовых норм, закрепляющих основы общественного и государственного строя, основы правового положения личности, основные принципы организации и деятельности системы государственных органов, избирательную систему и другие признаваемые важнейшими в данном государстве правовые институты.

Отличие конституционного права от иных отраслей права заключается, прежде всего, в объекте его регулирования. Конституционное право имеет свой объект (предмет) регулирования.

Объектом конституционного права являются наиболее важные общественные отношения, составляющие основу государства и общества и непосредственно связанные с осуществлением государственной власти. Конституционное право регулирует основополагающие отношения, определяющие основы общественного (конституционного) строя, правовой статус личности, форму правления, территориально-политическое устройство, избирательную систему, систему государственных органов, принципы ее организации и деятельности, а также иные общественные отношения, соответствующие господствующим публичным интересам.

Систему конституционного права составляют: 1) нормы конституционного права; 2) институты конституционного права; 3) принципы конституционного права.


2. Конституционно-правовые нормы, их особенности и классификация

Конституционно-правовая норма — это общеобязательное правило поведения, установленное или санкционированное государством в целях регулирования и охраны определенных общественных отношений, выполнение которых обеспечивается не только авторитетом государства, но и его принудительной силой. В отличие от норм других отраслей права, состоящих из трех частей (гипотеза, диспозиция, санкция), большинство конституционно-правовых норм состоят только из одной части — диспозиции, т. е. самого правила поведения. Специфика конституционно-правовых норм — наличие среди них норм-деклараций, норм-принципов, норм-лозунгов. Например, ст. 17 Конституции Китая 1982 г. устанавливает принцип социализма: «От каждого — по способностям , каждому — по труду».г.

Конституционно-правовые нормы можно классифицировать по различным основаниям. ^ 1.По функциональной направленности 1) регулятивные и 2) охранительные.

2.По содержанию различают: 1) управомочивающие нормы, т. е. устанавливающие компетенцию государственных органов, 2) обязывающие нормы3) запрещающие нормы.

3. По источникам конституционно-правовые нормы делятся на конституционные, законодательные, нормы органов исполнительной власти и др. 4. По характеру регулирования общественных отношений различают нормы материальные, т. е. определяющие содержание нормы и процессуальные— закрепляющие порядок реализации материальной нормы. Процессуальных норм много в регламентах, в избирательных законах.

^ 5. По времени действия:1) постоянные 2 временные 3) чрезвычайные


3. Конституционно-правовые отношения. Субъекты и объекты

Конституционно-правовые отношения: субъекты и объекты конституционно-правовых отношений

Конституционно-правовые отношения — это общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права.

В конституционно-правовом отношении участвуют определенные стороны, называемые субъектами.

Субъектами конституционно-правовых отношений являются:

- народ в целом; граждане (подданные), иностранцы, лица без гражданства, лица с многогражданством; государство; государственные органы: главы государств, (монархи, президенты), парламенты, правительства, конституционные суды и т. п.;субъекты федерации; автономные образования; административно-территориальные единицы; органы самоуправления и управления; должностные лица (спикер парламента, премьер-министр, омбудсман и др.); избиратели;депутаты; общественные объединения, союзы и ассоциации, политические партии, избирательные блоки; церковь (особенно наглядно в странах с государственной религией); трудовые коллективы (в соц. странах); СМИ и т. д.

Под объектом конституционно-правовых отношений понимают явления и предметы социальной действительности, по поводу которых возникают конституционно-правовые отношения.

Основанием возникновения, изменения или прекращения конституционно-правовых отношений является юридический факт. Он выступает в форме: 1) юридического события — юридический факт, наступающий независимо от воли субъекта, в силу объективных причин (достижение определенного возраста, например, 18 лет для активного избирательного права); 2) юридического действия — юридический факт, наступающий в силу действий субъектов (принятие конституции, закона).


4. Источники КПЗС.

Под источниками КП понимаются писаные и неписанные нормы, которые регулируют конституционно-правовые отношения.

1. Законы и иные государственно-правовые акты:

1.1. конституция

1.2. конституционные законы: а) те, которые вносят изменения в текст конституции или дополняют ее; б) неписанная конституция

1.3. ограниченные законы –дополняют, не изменяя осн. Принципов.

1.4. акты исполнительной власти, имеющие силу закона.

1.5. обычные законы – регулир отдельные вопросы госуд или общественной жизни

1.6. парламентские уставы и регламенты – определяют внутр структуру парламента и порядок его работы.

2. судебный прецедент, имеющий х-р закона

3. конституционный обычай – правила поведения, кот сложились исторически.

4. доктринальные – труды видных ученых

5. акты чрезвычайных органов власти

6. религиозное право (мусульманское, индусское и иудейское)

7. естественное право

8. международные и межгосударственные договоры – важнейшие акты.

9. Акты, издаваемые в порядке толкования конституционных норм и законов.

10. политические декларации и совместные постановления политического руководства партий и парламентов.


5. Понятие конституции, ее юридические свойства, классификация конституций

Конституция — это основной закон государства, закрепляющий организацию государственной власти и определяющий ее взаимоотношения с обществом и гражданами.Сущность:это закрепление самых важных моментов деятельности государства, основных его органов, а также взаимосвязь между этими органами., т.е. это закрепление государственного механизма и статуса личности в этом государстве. Функции конституции:1. юридическая – регулирование определенных общественных отношений, закрепление главных моментов деятельности государства;2. политическая – закрепление полит устройства, соотнош полит сил внутри страны.3. идеологическая – ф-ция наивысшего правового авторитета для граждан и гос органов, юр лиц.

Юридические свойства:1) конституция — основной закон государства, закрепляющий важнейшие начала жизни общества и государства, рассчитан на постоянное, многократное применение, опирается на авторитет и принудительную силу государства;

2) юридическое верховенство;

3) база текущего законодательства;

4) особый порядок ее принятия и изменения.

Важнейшим юридическим свойством является ее стабильность и устойчивость.

^ Виды конституций и их классификация.

По способу объективирования: Писанные – имеют конкретную юрид форму, кодифицированный сборник норм.(преамбула,основной текст, закл. Полож-устанав. Порядок вступл конституции в силу,переходные полложения-сроки вступл,дополнит. Положения-толкование определ-ых понятий,приложение конституции(Индия)).Неписанная – определенный набор законов, кот регулируют самые важные отношения.

^ По способу внесения изм и дополн:гибкие(Велик). Жесткие(США)

Временные и постоянные

По способу принятия:парламентом,на референдуме,учр. Собранием,дарование,смешанный способ.

6. Понятие общественного строя, его структура.

К. строй- это часть общественного строя, связанная с его конституционными основаниями, совокупность правовых институтов, кот явл-ся господствующими, определяют структуру и хар-р общества, выражают его осн. Принципы и соц.-экономические устои.

В наст время под К строем понимают определенный способ организации государства, основанный на его конституции. Поэтому общ строй - система общественных отношений, свойственных обществу на конкретном этапе развития. Конституционный строй – это сложившаяся государственно-правовая реальность, которую образуют правовые нормы и урегулированные ими общ отнош в важнейших сферах жизни данного государства.

Структура К. строя чаще всего содержит следующие подсистемы:

1. полит сист

2. экономич. Сист.

3. социальная система

4. духовно-культурная структура гос-ва и общ-ва.

«Конст строй» встречается в соврем зарубежных конституциях. Выносятся в заглавие одного из разделов, включ сов-ть КПН регулир полит сист. И полит отнош.


^ 7. Политические партии (понятие, функции, классификация, структура)

Политическая партия – группа людей, объединенная задачей завоевания, удержания или использования государственной власти и выражающая интересы определенного класса, социальной, этнической группы, религиозной общины или иной человеческой общности. разница между партиями и общественными движениями состоит в том, что партии борются за участие в осуществлении государственной власти, а общественные движения не претендуют на непосредственное участие в ней и не берут на себя связанных с этим обязанностей. Характерные признаки:-Активное участие в политической борьбе;-Наличие членства;- Определенная социальная база;- Наличие политической программы и устава;- Общность интересов и близость идеологических взглядов, объединившихся в партию людей; - Наличие одного или нескольких лидеров и др.

Классификация:

  1. по национальному признаку: шотландская национальная партия;

  2. по соц.-политической ориентации: консервативные, центрические(поддерж. мелкий и средний класс), левые;

  3. по признаку полу: женские организации;

  4. по социальному признаку: партия рабочих, партия крестьян, партия интеллигенции ит. д.

  5. экзотические партии: партия любителей пива, партия сухого закона.

  6. по территориальному признаку: общегосударственные, региональные.

Функции полит.партии:

  1. связанные с их деятельностью в роли посредника между государством и обществом: помогает отдельным соц. группам осознать и сформулировать свои интересы, открывает возможность для каждого гражданина политики самоопределяться;2)обусловлены их важнейшей ролью в жизнедеятельности государственного механизма: контролирует процесс формирования представительных органов власти.

^ 8. Понятие и виды партийных систем партийная система общества – это совокупность всех существующих и действующих в стране политических партий с принципами их взаимоотношений.Однопарт. системы возникают в результате стремления государства объединить все партии в одну, монополизировать всю политическую власть (например КПСС в бывшем СССР). В таком обществе устанавливается авторитарный или тоталитарный режим.Однопартийная система состояние ненормальное. Система должна иметь несколько элементов, потому что одна часть без другой не составит единого целого. Двухпартийные системы предполагают существование двух сильных политических партий, способных конкурировать между собой.классическая двухпартийная схема существует в США – республиканцы и демократы попеременно сменяют друг друга. Там сложилась оптимальная ситуация, так как одна партия представлена президентом, а вторая имеет большинство в парламенте.Президент и Конгресс постоянно держат друг друга в напряжении, что оказывается полезным для государства.Многопарт. системы характеризуются тем, что в них реальный шанс завоевания государственной власти имеет более двух партий. При такой системе обычно создаются коалиционное правительство, опирающееся на большую часть членов парламента.В целом многопартийность дает возможность разным социальным группам и их представителям бороться за влияние на государственные органы, направлять туда своих представителей и этим добиваться своих целей. Многопарт. системы можно подразделить на следующие основные группы:1. Многопартийные системы без монопольно господствующей партии. При этой форме многопартийности ни одна партия не располагает абсолютным большинством в парламенте.2. Многопартийные системы с монопольно господствующей партией. При этой форме абсолютное парламентское большинство принадлежит одной партии, которая формирует однопартийные правительства.3. Двухпарт. системы. Для двухпар. систем наиболее типичной отличительной особенностью является монопольное господство на полит.арене двух главных партий, которые попеременно сменяют друг друга у власти. Одна из этих партий выступает в роли правящей, другая - оппозиционной. Время от времени они меняются местами


^ 9. Конституционно- правовое регулирование статуса общественных неполитических объединений.Общ. объединения: это – профсоюзы, «гражданские инициативы», союзы предпринимателей, потребителей, экологические и пацифистские организации и движения, культурные общества, движения и организации женщин, молодежные объединения, ассоциации по национальному признаку, благотворительные фонды и др. Считается, что чем многочисленнее и разнообразнее такие организации и чем в большем их числе участвует каждый отдельный гражданин, тем стабильнее демократия. 1.они не ставят перед собой цели извлечения прибыли. Некоммерческий характер этих общественных объединений дает им ряд организационно-технических преимуществ по сравнению с коммерческими организациями. Например, установление государственной монополии на тот или иной вид хозяйственной деятельности не является препятствием для деятельности указанных общественных объединений в этой сфере, им не требуется получать лицензии и т.п. 2.Политическое участие не является (по крайней мере, официально) их основной целью (в отличие от политических партий); это только вспомогательное средство для достижения целей. В постсоциалистических странах сравнительно часто в разных вариантах встречается формула с указанием на цели такого объединения. Она содержится: в Конституции Словакии («Каждый имеет право свободно объединяться с другими лицами для защиты своих экономических и социальных интересов»).В политической жизни демократических государств обществ. Объед-я выполняют различные функции: выявляют общие интересы отдельных слоев и групп населения; ориентируют депутатов, органы администрации на учет этих интересов при разработке и проведении государственной политики; активно организуют общественное мнение по различным аспектам общественной, в том числе гос., жизни, объединяют избирателей вокруг депутатов или кандидатов в депутаты, выступающих за решение интересующей данную организацию проблемы или сотрудничающих с ней, и т. д.Общест. объед-я практически во всех странах поддерживают стабильные контакты с правительством, парламентом, СМИ и полит. партиями. Эти отношения, как правило, неинституционализированы.


^ 10.Религиозные общины и церковь. Основные модели взаимодействия гос-ва и церкви.

Специфическим элементом (субъектом полит.системы общества является церковь. Религия и церковь всегда оказывали влияние на жизнь общества и гос-ва, выступали хранительницами исторических традиций. В наст время правовой основой взаимоотношений гос-ва и церкви являются: 1. Конституции. 2. Законы. 3. Договоры. 4. религиозные источник (каноническое право).

Основные модели взаимод гос-ва с церковью:

1. Государственная религия – это конституционно-правовой институт, означающий, что гос-во признает определенную церковь частью своей официальной организационной структуры. Признаки: а) гос-во осуществляет бюджетное финансирование данной церкви; б) утверждает акты, регалирвнутр организацию данной церкви; в) участвует в назначении священников; г) признает право за церковью совершать некоторые ф-циигос органов (Иран, Ирак).

2. Институт юридического признания церкви гос-вом (ФРГ, Бельгия, Ирландия). Признаки: а) конституции не содержат норм о гос религии; б) гос-во оказывает финансовую поддержку; в)гос-во не вмешивается в назначение священников; г) признает за церковной церемонией заключение брака юридические последствия.

3. государство и церковь существуют отдельно, при этой модели взаимоотношения гос-ва с церковью хар-ся тем, что: а) церковь полностью отделена от гос-ва; б) гарантируются свобода вероисповедания; г) деятельность гос органовне соправождается религиозными обрядами; д) гос-ва не финансирует религиозную д-ть; е) религиозные объед не выполняют каких-либо функций госорг; ж) школа отделена от церкви.


^ 11. Понятие системы государственных органов, факторы её определяющие.Государственный орган - часть государственного аппарата (гражданин или коллектив граждан), наделённая государственно-властными полномочиями, уполномоченная государством на осуществление его задач и функций и действующая в установленном государством порядке. Глава государства.Это должностное лицо или орган, занимающие высшее место в системе органов государства. Согласно текстам многих конституций глава государства либо не входит ни в какую ветвь власти, либо входит и в законодательную, и в исполнительную, либо, наконец, только в исполнительную.Пример первого случая дает Основной закона для Федеративной Республики Германии 1949 года, согласно которой «Федеральный президент не может входить в состав ни правительства, ни законодательной корпорации Федерации или земли». В строгом понимании правительство – это коллегиальный орган общей компетенции, осуществляющий руководство исполнительной и распорядительной (т. е. административной) деятельностью в стране. В его состав входят руководители наиболее значительных органов центральной администрации, а иногда и представители нижестоящей администрации. Администрация с общей компетенцией возглавляется там не коллегиальным органом, а единолично президентом или монархом. Правительство в разных странах носит различные конституционные наименования: Правительство – в Чехии, Колумбии, Кабинет – в Японии, Совет министров – в Индии, Совет министров (Правительство) – во Франции, на Кубе, Государственный совет – в Китае, Федеральное правительство – в Германии, Федеральный совет – в Швейцарии, Административный совет – в КНДР и т. д. С точки зрения своего политического состава правительство бывает однопартийным, коалиционным и беспартийным.Правительство, образованное в соответствии с конституцией, считается постоянным, хотя смена состава парламента или избрание нового президента приводят к его отставке. Понятие, социальные функции и полномочия парламентаСовр.парламент – это общегос.представительный орган, главная функция которого в системе разделения властей заключается в осуществлении законодательной власти.Она включает и верховное распоряжение государственной казной, то есть принятие государственного бюджета и контроль за его исполнением.

^ 12. Современные концепции построения системы государственных органов: разделение властей, единство государственной власти.

Разделение власти — политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена на независимые друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Принцип разделения властей означает, что законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом, исполнительно-распорядительная деятельность — органами исполнительной власти, судебная власть — судами, при этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы. Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие. Каждая из ветвей осуществляет государственный контроль. Современное понимание принципа разделения властей дополнено также необходимостью разделения полномочий (предметов ведения) между органами государственной власти и управления и муниципальными органами.Независимые ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения Конституции и законов, это так называемая «система сдержек и противовесов».^ ЕДИНСТВО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ — свойство государственного суверенитета, выражающееся в наличии единого органа или системы органов, составляющих в своей совокупности высшую государственную власть.Е.г.в. является обязательным условием государственной целостности. Юридические признаки Е.г.в. состоят в том, что совокупная компетенция системы органов, составляющих высшую государственную власть, охватывает все полномочия, необходимые для осуществления функций государства, а различные органы, принадлежащие к этой системе, не могут предписывать одним и тем же субъектам при одних и тех же обстоятельствах взаимоисключающие правила поведения.Кроме того, принцип Е.г.в. выражается в единой правовой политике, в особенности в политике законотворчества, государственного регулирования и управления, в наличии механизмов координации государственной деятельности и институтов федерального представительства (для федеративного государства).Е.г.в. предполагает централизованность, соподчиненность государственных органов (отображающих в то же время федеративную структуру государства).


^ 13. Понятие и виды государственных органов.

Гос. орган — звено государственного аппарата, создаваемое государством в целях осуществления определенного вида государственной деятельности, наделенное для этого соответствующей компетенцией и опирающееся в процессе реализации своих полномочий на организационную, материальную и принудительную силу государства.Специфическими признаками, отличающими гос. органы от негос. структур, являются:-формирование по воле государства и осуществление своих полномочий от имени государства;

-выполнение каждым государственным органом строго определенных, установленных в законодательном порядке видов и форм деятельности (законодательной, исполнительной, охранительной и т.д.);-наличие у каждого государственного органа юридически закрепленных организационной структуры; -в основу взаимодействия государственных органов положена совокупность принципов единства государственной власти и разделения властей.Разделение властей возможно только в демократическом государстве. В основу классификации государственных органов могут быть положены следующие критерии: 1. По юридической силе: -федеральные органы государственной власти; -государственные органы субъектов.2. По порядку образования:-представительные (выборные) (Президент, Законодательное Собрание);-производные (назначаемые) (Правительство, органы судопроизводства).3. По характеру осуществляемых полномочий: -институт главы государства (Президент, Монарх); - органы законодательной власти (Федеральное собрание РФ, Законодательные собрания субъектов РФ);-органы исполнительной власти (Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ); -судебные органы (Верховный суд, Конституционный суд, Высший арбитражный суд, суды субъектов);- надзорно-контрольные органы (Генеральная прокуратуры, Таможенный комитет, налоговая полиция и т.д.) 4. По времени действия: -постоянные (Президент, Федеральное собрание, Правительство и т.д.); -временные (Государственный комитет обороны СССР (орган, созданный на период ВОВ)).

  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

1. Понятие конституционного права зарубежных стран как отрасли национального права icon1. Понятие конституционного права зарубежных стран как отрасли национального права
Отличие конституционного права от иных отраслей права заключается, прежде всего, в объекте его регулирования. Конституционное право...
1. Понятие конституционного права зарубежных стран как отрасли национального права icon1. Понятие, предмет и метод конституционного права. Место конституционного права в системе права Республики Беларусь
Понятие, предмет, источники конституционного права Республики Беларусь. Наука конституционного права
1. Понятие конституционного права зарубежных стран как отрасли национального права icon1. Предмет, задачи, методы курса «История государства и права зарубежных стран». Агеенко
Игпзс изучает возникновение, развитие и функционирование государств и права отдельных зарубежных стран, рассматриваемых в хронологической...
1. Понятие конституционного права зарубежных стран как отрасли национального права iconВопросы и темы контрольной работы "история государства и права зарубежных стран"
Предмет, методология и периодизация истории государства и права зарубежных стран
1. Понятие конституционного права зарубежных стран как отрасли национального права iconГражданское право 3 курс 4 часть
Понятие гражданского права как отрасли права. Система гражданского права. Предмет и метод гражданского права
1. Понятие конституционного права зарубежных стран как отрасли национального права iconГражданского права как отрасли права
Понятие гражданского права как частного права. Отграничение гражданского права от смежных отраслей
1. Понятие конституционного права зарубежных стран как отрасли национального права iconПротокол №1 от 02. 09. 2010 г
Понятие экологического права как комплексной отрасли российского права. Предмет и методы правового регулирования
1. Понятие конституционного права зарубежных стран как отрасли национального права iconКонспект лекций Конституционное право
Дайте определение понятия «конституционное право как отрасли права». Охарактеризуйте предмет, метод и источники конституционного...
1. Понятие конституционного права зарубежных стран как отрасли национального права iconУниверситет российской академии образования красноярский филиал
Понятие трудового права как отрасли и как научной дисциплины. Сфера действия трудового права
1. Понятие конституционного права зарубежных стран как отрасли национального права icon1. Понятие, предмет и метод конституционного права России. Предмет регулирования конституционного права
Конституционно-правовые отношения – массовые и наиболее значимые для общества отношения, нацеленные на осуществление власти и суверенитета...
1. Понятие конституционного права зарубежных стран как отрасли национального права icon1. Понятие трудового права как отрасли права
Труд–это деятельность человека; сущность целенаправленных действий, кот нуждаются в физ или умственной энергии и имеют своим назначением...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы