1. Субъект и объект управления, их взаимосвязь и взаимодействие icon

1. Субъект и объект управления, их взаимосвязь и взаимодействие


Скачать 153.37 Kb.
Название1. Субъект и объект управления, их взаимосвязь и взаимодействие
страница1/4
Размер153.37 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3   4

1. Субъект и объект управления, их взаимосвязь и взаимодействие

Управление в любой системе может быть рассмотрено, как процесс воздействия субъекта (управляющей системы) на объект (управляемую систему) в целях перевода его в новое качественное состояние или поддержания в установленном режиме.

Субъект управления – это тот, кто управляет. Объект управления – это тот, кем управляют.

В самом общем виде управление предстает как определенный тип взаимодействия, существующий между двумя субъектами, один из которых в этом взаимодействии находится в позиции субъекта управления, а второй - в позиции объекта управления. Такому взаимодействию свойственны следующие процессы:

- субъект управления направляет объекту управления импульсы воздействия, которые содержат в себе информацию относительно того, как должен функционировать в дальнейшем объект управления. Такие импульсы называются управленческими командами;

- объект управления получает управленческие команды и функционирует в соответствии с содержанием полученных команд.

Управление в социальных системах существенно отличается от управления в системах механической и даже биологической природы. Главными отличиями являются принципиальное сходство функций субъекта и объекта управления, общая способность к самоуправлению и дифференциация лишь на уровне субъективных целевых характеристик. Управляющим и управляемым в них является человек.

^ В числе основных критериев отличающих субъект от объекта рассматриваются статус и функции; права и полномочия; активность воздействия; очередность или инициатива воздействия; сила и интенсивность воздействий; рациональность воздействий; отношение к цели, целеполаганию и целедостижению.


^ 2. Управление и менеджмент, соотношение понятий

Выделяют два подхода к установлению различий между управлением и менеджментом: терминологический и социально-экономический.

Терминологический. Термин «управление» отличается от термина «менеджмент» тем, что, во-первых, управление более обезличено; во-вторых, термин «управление» шире, он применяется: 1) к разным видам человеческой деятельности, 2) в кибернетическом смысле, 3) к структурным единицам социальных систем, 4) в качестве видов управленческой деятельности

Термин «менеджмент» применяется в настоящее время только к управлению людьми в организации.

Социально-экономический. Сущность менеджмента состоит в обеспечении взаимодействия интернациональных, государственных, групповых и личных интересов в соответствии с господствующими отношениями собственности. С этих позиций первоначально устанавливались различия между менеджментом как управлением в условиях рыночной экономике и некогда традиционным управлением социалистическим производством. Основой такого разграничения является наличие двух сторон управления и менеджмента: организационно-технической и социально-экономической.

Таким образом, слова «управление» и пришедшее из английского «менеджмент» являются синонимами, если говорят об управлении организацией.


^ 3. Управленческая деятельность. Признаки и роли менеджера.

Менеджмент является предпринимательским управлением. Это означает:

  1. Менеджмент осуществляется наемным персоналом в интересах предпринимателя

  2. Менеджмент – антикризисное управление

  3. Менеджмент есть свободно реализуемая самостоятельная и инициативная деятельность, но свобода менеджера всегда ограничена действующими законами и полномочиями

  4. Функции менеджера и предпринимателя могут совпадать, если предприниматель занимает должность в аппарате управления собственным предприятием.

Менеджер выступает в роли организатора, администратора, специалиста, дипломата, инноватора, предпринимателя и воспитателя.

Основные признаки менеджера:

  1. Менеджер – наемный управляющий

  2. Менеджер – должностное лицо

  3. Менеджер имеет власть

  4. Менеджер управляет людьми

  5. Менеджер принимает и реализует управленческие решения

Менеджер – профессионально подготовленный управляющий


^ 4. Процессный подход к менеджменту.

Управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других - это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации.

^ Функции процесса управления

Процесс управления состоит из четырех взаимосвязанных функций: планирования, организации, мотивации и контроля.

Планирование необходимо для того, чтобы определить основные направления деятельности организации, методы осуществления различных организационных задач, которые в совокупности приводят к достижению общих целей компании. Планирование предполагает под собой постановку целей организации, определение требующихся ресурсов, выбор способов и методов достижения целей, распределение роли всех членов организации в процессе управления. В любой организации весь процесс управления начинается с этой функции, причём от качества её выполнения зависит общий успех компании.

Функция организации нужна для создания некой структуры. Существует множество элементов, которые нуждаются в структуризации, иначе компания не сможет функционировать эффективно. В такой структуризации нуждаются, например, сама работа, конкретные организационные задания и т. д. Более того, как мы уже изучили на курсе теории менеджмента, в организации необходимо определить роль каждого её служащего. Именно такое разделение труда, когда каждый человек выполняет только свою конкретную работу и не вторгается в другие сферы деятельности организации, является целью функции организации. В целом функция организации отвечает за определение структуры компании, её производства, распределение функций между сотрудниками подразделений и установление ответственности между служащими.

Функция мотивации, по моему мнению, играет очень важную роль в процессе управления. Так как невыполнение хотя бы одним из работников своих поставленных задач, сказывается на успехе всей организации. Поэтому необходимо постоянно мотивировать сотрудников к организационной деятельности. Для этого руководству необходимо определить потребности каждого из работников и понять, какой способ удовлетворения этих потребностей им подходит.

Контроль. Функция контроля содержит в себе множество аспектов. Она проявляется в процессе всего управления. Постановка решений, планирование, организация деятельности, процессы функционирования – всё это нуждается в контроле. Поэтому эту функцию можно считать одной из ведущих в процессе управления организацией. Контроль стимулирует деятельность работников, предотвращает непредвиденные кризисные ситуации, поддерживает успех компании. Без контроля ни одна организация не сможет функционировать.


^ 5. Системный подход к менеджменту.

Он рассматривает организацию как целостную совокупность различных видов
деятельности и элементов, находящихся в противоречивом единстве и во взаимосвязи
с внешней средой, предполагает учет влияния всех факторов, воздействующих на нее, и акцентирует внимание на взаимосвязях между ее элементами.

В соответствии с системным подходом управленческие действия не просто функционально вытекают друг из друга (на этом делал акцент процессный подход), а все без исключения оказывают друг на друга как непосредственное, так и опосредованное воздействие. В силу этого изменения в одном звене организации неизбежно вызывают изменения в остальных, а в конечном итоге в ней в целом.

Основные принципы системного подхода

Целостность, позволяющая рассматривать одновременно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней.

Иерархичность строения, то есть наличие множества (по крайней мере, двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня элементам высшего уровня. Реализация этого принципа хорошо видна на примере любой конкретной организации. Как известно, любая организация представляет собой взаимодействие двух подсистем: управляющей и управляемой. Одна подчиняется другой.

Структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры. Как правило, процесс функционирования системы обусловлен не столько свойствами её отдельных элементов, сколько свойствами самой структуры.

Множественность, позволяющая использовать множество кибернетических, экономических и математических моделей для описания отдельных элементов и системы в целом.

Системность, свойство объекта обладать всеми признаками системы.


6. Ситуационный подход к менеджменту.

Согласно ситуационному подходу, в основе управления лежит ситуация, которой надо управлять. Ситуации, в которых надо принимать управленческие решения, достаточно разнообразны, и руководитель должен найти и принять эффективное решение в каждой из ситуаций, с которой приходится ему и организации, которой он руководит, сталкиваться.

Ситуационный подход можно представить в виде четырехшагового процесса.

1. Руководитель должен быть знаком с методами и технологиями профессионального управления. Он должен иметь представление о процессе управления, об индивидуальном и групповом поведении, о системном анализе, методах планирования и контроля, количественных методах принятия решений.

2. Управленческие методики обладают сильными и слабыми сторонами, в разных ситуациях принятия решения они по-разному эффективны. Приступая к проведению ситуационного анализа, необходимо предвидеть возможные результаты управленческих воздействий, которые будут предприняты в соответствии с теми или иными рекомендациями.

3. Необходимо правильно понимать и интерпретировать ситуацию, уметь правильно определять факторы, оказывающие решающее воздействие на развитие ситуации, и предвидеть те изменения, которые может повлечь за собой смена наиболее влиятельных факторов.

4. Используя системный подход, необходимо находить управленческие воздействия, дающие минимальный отрицательный эффект в конкретной ситуации принятия решения, обеспечивая достижение целей, стоящих перед организацией, наиболее эффективным способом.

Возможность проанализировать ситуацию и заранее предвидеть ожидаемые ее изменения гораздо более эффективна, чем использование метода проб и ошибок.

Она позволяет порой избежать значительных потерь ресурсов и времени.

Именно в рамках ситуационного анализа получил широкое распространение так называемый метод сценариев, оказавшийся эффективным инструментом выработки управленческих решений в сложных ситуациях управления современной организацией и широко используемый сегодня многими эффективными управляющими. 


^ 7. Научные школу управления.

Вклад направления

Представители

^ Эмпирическая школа (с 1885 г.)

Управленческая деятельность – это искусство, а не наука. Эффективные пути может подсказать только практический опыт и интуиция.

П. Друкер

Саймонс

Форд

«Одномерные» учения об управлении

^ Школа научного управления (1885—1920 гг.)

1 Создание научного фундамента взамен старых сугубо практических методов работы.

2.    Научное исследование каждого отдельного вида трудовой деятельности.

3.    Использование научного анализа для определения оптимальных способов выполнения задачи.

4.    Обеспечение работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения задач.

5.    Утверждение менеджмента в качестве самостоятельной формы деятельности, науки.

6.    Рациональное управление предприятием «снизу».

7.    Систематическое использование материального стимулирования.

8.    Отбор работников и их обучение.

9.    Отделение планирования, координации и контроля от самой работы.

Ф. Тейлор

Ф. Гилберт

Г. Гантт

Вебер

Г. Эмерсон

Г. Форд

Г. Грант

О.А. Ерманский

Классическая (административная) школа управления (1920—1950гг.)

1. Развитие принципов управления.

2. Развитие функций управления.

3. Систематизированный подход к управлению всей организации.

А. Файоль

Л. Урвик

Д. Муни

А. Слоун

Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук (1930г—1950 гг)

1. Использование приемов управления межличностными отношениями.

2. Применение наук о человеческом поведении.

М. Фоллетт

Э. Мэйо

М Г.Ликерт

Количественный подход (с 1950 г. по настоящее время)

1. Разработка и применение математических моделей в управлении.

2. Развитие количественных методов в принятии решений.

С. Форрестр

Э. Райф

С. Саймон

^ Синтетические учения об управлении

 

Процессный подход (с 1920 г. по настоящее время)

Рассмотрение управления как процесса, т.е. серии непрерывных взаимосвязанных действий (функций управления)

Ф. Тейлор

Р. Черчмен

В. Вудфорт

^ Системный подход (с 1950 г. по настоящее время)

Рассмотрение организаций как некоторой целостности, состоящей из взаимосвязанных частей, каждая из которых вносит вклад в развитие целого. В системном подходе подчеркивается, что руководители должны рассматриватьорганизацию как совокупность взаимозависимых элементов, таких как люди, структура, цели, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.

А. Слоан

П. Дюпон

Р. Скотт

^ Ситуационный подход (с 1960 г. по настоящее время)

Увязка конкретных приемов и концепций управления с определенными конкретными ситуациями для достижения целей организаций наиболее эффективными способами. Данный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует такое обилие факторов как в самой организации, так и в окружающей среде, не существует единого «лучшего» способа управлять организацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации.

П. Друкер

У. Марч

Р. Томпсон

 

^ Глобализация процессов (с 1990 г. по настоящее время) Инновационные и международные процессы – синтез деятельности людей и высоких технологий (развитие телекоммуникаций и Internet технологий; появление сетевых организаций и другое), либерализация управления, участие работающих в прибыли на капитал; усиление международного характера управления.

 

^ 8. Цели управления: понятие, требование к ним предъявляемые

В менеджменте цель управления определяется как желаемое поведение системы, генеральный императив действий, возможное и необходимое состояние управляемой системы, как результат, которого необходимо достичь.

В организациях разрабатывается система целей, включающая три уровня:

  1. Цели организации

  2. Цели структурных подразделений организации

  3. Цели сотрудников организации

С целеполагания начинается любой процесс управления. Общеорганизационные цели разрабатываются на основе миссии и политики фирмы. Чтобы внести вклад в успех организации, формулировки целей должны отвечать следующим требованиям:

  1. Цели должны быть конкретными и измеримыми

  2. Цели должны быть достижимыми и эффективными

Цели организации должны образовывать систему


^ 9. Общие функции управления

Функция управления – структурно обособленная, объективно необходимая управленческая деятельность, которая представлена как самостоятельный, особый её вид.

Функции управления определяют то, что должен делать аппарат управления, орган управления, управленческий работник и что делается в системе управления. Для выполнения функции управления должны быть созданы управленческие должности и организационная структура управления.

Наиболее распространенная классификация функций управления выделяет следующие группы функций:

^ Общие функции дают временную характеристику процессу управления, присущи любым управляемым объектам. Весь процесс управления представляется как последовательная цепь, циклически повторяющихся общих функций: планирования, организации, контроля, мотивации. Общие функции взаимно проникают друг в друга.

^ Конкретные функции управления(специфические) определяются объектом управления.

К функциям управления современного предприятия относятся следующие:

  • планирование (используемый ресурс - время);

  • маркетинг (используемый ресурс - потребитель);

  • предпринимательство (используемый ресурс бизнес);

  • финансы (используемый ресурс - деньги);

  • организация (используемый ресурс - люди);

  • производство (используемый ресурс - технологии);

  • инновация (используемый ресурс - идеи);

  • информация (используемый ресурс - данные);

  • социальное развитие (используемый ресурс культура).


^ 10. Специальные функции управления. Взаимосвязь общих и специальных функций.

Функция управления – структурно обособленная, объективно необходимая управленческая деятельность, которая представлена как самостоятельный, особый её вид.

Функции управления определяют то, что должен делать аппарат управления, орган управления, управленческий работник и что делается в системе управления. Для выполнения функции управления должны быть созданы управленческие должности и организационная структура управления.

^ Специальные функции дают характеристику процесса управления в пространстве, определяя его направленность на конкретные стороны и сферы деятельности предприятия. При этом весь процесс управления расчленяется по определенным направлениям деятельности организации, в рамках которых повторяются и воспроизводятся управленческие циклы.

Состав специальных функций определяется спецификой бизнеса предприятия.

К специальным функциям управления предприятием относятся: маркетинг, управление основным производством, вспомогательным производством, инновационной деятельностью, подготовкой производства, закупками, финансами, бухгалтерской деятельностью, сбытом, трудом и его оплатой, качеством продукции, охрана труда и техника безопасности и др.

^ Общие и специальные функции взаимосвязаны и образуют единую систему так как характеризуют процесс управления с двух сторон: во времени и в пространстве. Выполнение каждой специальной функции управления предполагает исполнение всех общих функций управления.


11. ^ Планирование как функция менеджмента

Выполнение функции планирования позволяет получить ответ на три вопроса: Где мы находимся в настоящее время? Куда хотим двигаться? Как мы собираемся это делать?

^ Цель планирования – определение будущего состояния, тенденций и перспектив развития объекта управления.

Планирование многоаспектно. Плановая деятельность на любом уровне иерархии управления включает следующие элементы:

1) определение цели управления, анализ и оценка способов их достижения

2) установление критериев ограничений, формулировка на этой основе задач управления, решение которых необходимо для достижения целей

3) установление последовательности выполнения работ, включая разработку календарных план-графиков и процедур планирования

4) разработку правил, методов и методик составления и выполнения планов

5) анализ ресурсов и разработку бюджета выполнения плана

6) предвидение возможных последствий реализации планов на основе оценки рисков

7) корректировку планов

Процесс планирования включает три укрупненных этапа: прогнозирование, моделирование, программирование.

Результат выполнения функции планирования – различные планы.


^ 12 .Организация как функция менеджмента

Термин «организация» в менеджменте употребляется в двух значениях:

  1. Организация как обозначение процесса упорядочения субъекта и объекта управления таким образом, что каждый из их элементов содействует успеху деятельности всего предприятия.

  2. Организация как созданная, упорядоченная и действующая система.

Организация создает кооперацию людей и машин, при которой совместная трудовая деятельность должна осуществляться с наивысшим эффектом при минимуме затрат.

^ Цель функции организации системы управления – формирование структуры субъекта и объекта управления, а также их взаимосвязей.

Содержание функции организации в менеджменте раскрывается через понятие «делегирования», «департаментализации», «диапазона контроля, «норм управляемости», централизации и децентрализации управления» и «регламентации».

В целом результатом выполнения функции организации является динамичная система разделения и кооперации труда предприятия, которая базируется на следующих элементах:

- организационной структуре предприятия

- производственной структуре предприятия

- организованном процессе управления

- организованном производственном процессе

  1   2   3   4

Похожие:

1. Субъект и объект управления, их взаимосвязь и взаимодействие icon1. Субъект и объект управления, их взаимосвязь и взаимодействие
Управление в любой системе может быть рассмотрено, как процесс воздействия субъекта (управляющей системы) на объект (управляемую...
1. Субъект и объект управления, их взаимосвязь и взаимодействие iconЛекция первая >(Г. В. Коротич)
Познание как одно из основных отношений человека к миру. Субъект и объект познания
1. Субъект и объект управления, их взаимосвязь и взаимодействие iconРазвивающуюся систему Независимую от природы часть материального мира
Выделяя основные элементы общества, их взаимосвязь и взаимодействие, учёные характеризуют общество как
1. Субъект и объект управления, их взаимосвязь и взаимодействие iconВысшего профессионального образования
Комплексное развитие системы управления и хозяйствования обеспечивает органическое единство и эффективное взаимодействие планирования,...
1. Субъект и объект управления, их взаимосвязь и взаимодействие iconЭлектромагнитное взаимодействие
Электромагнитное взаимодействие взаимодействие частиц, имеющих электрический заряд и (или) магнитный момент
1. Субъект и объект управления, их взаимосвязь и взаимодействие iconВопросы к экзамену по дисциплине «Основы социальной работы»
Социальная работа как особый вид деятельности, объект, субъект, содержание и средства социальной работы
1. Субъект и объект управления, их взаимосвязь и взаимодействие iconЛекция 1 (22. 10. 2011) К/р на сайте академии для заочников (2 задачи), субъект объект все прописывать и обосновывать. (сдать на последней лекции)
Вопрос. Понятия, предпосылки, стадии, этапы, виды, правила, принципы и значения уголовно-правовой квалификации
1. Субъект и объект управления, их взаимосвязь и взаимодействие iconИнформация и ее виды
Если источником сообщения является субъект управления, то говорят об управленческой информации. Управленческая информация подразделяется...
1. Субъект и объект управления, их взаимосвязь и взаимодействие iconТема № предметная область дисциплины «экономика и социология труда»
Объект и предмет дисциплины «Экономика и социология труда», ее взаимосвязь с другими науками
1. Субъект и объект управления, их взаимосвязь и взаимодействие iconТема персонал как объект управления философия управления персоналом организации
В современной литературе используются такие понятия как трудовые ресурсы, персонал, человеческие ресурсы, трудовой потенциал работника,...
1. Субъект и объект управления, их взаимосвязь и взаимодействие iconИнспектор отдела по расследованию претензий Управления поддержки клиентов цско
Взаимодействие со структурными подразделениями банка по вопросам, связанным с расследованием обращений
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы