3.1\nСубъекты и\nобъекты налогообложения. icon

3.1 Субъекты и объекты налогообложения.


Скачать 58.91 Kb.
Название3.1 Субъекты и объекты налогообложения.
Размер58.91 Kb.
ТипДокументы
6c850a37.gif" ALIGN=LEFT>Тема 3. Налог на добавленную стоимость (НДС)


3.1 Субъекты и объекты налогообложения.

3.2 Ставки налога. Налогооблагаемая база.

3.3 Порядок исчисления и уплаты налога.


^ 3.1 Субъекты и объекты налогообложения


Налог на добавленную стоимость (далее — НДС) — это федераль­ный налог, взимаемый в соответствии с гл. 21 НК РФ и являющийся косвенным налогом. Он включается в себестоимость готовой продук­ции (товаров, работ, услуг) и представляет собой надбавку к их цене.

Перечисляет НДС в бюджет продавец готовой продукции (товаров, работ, услуг) за счет части выручки от реализации готовой продукции (товаров, работ, услуг), полученной от покупателя (так как НДС входит в их цену), но фактическим его плательщиком является покупатель.

Первый элемент — налогоплательщик (субъект НДС)

Данный элемент включает:

  1. организации;

  2. индивидуальных предпринимателей;

  1. лиц, признаваемых налогоплательщиками в связи с перемеще­нием товаров через таможенную границу РФ, определяемых в соот­ветствии с Таможенным кодексом РФ, так как НДС облагается импорт (ввоз) и экспорт (вывоз) товаров с таможенной территории РФ, но в особом порядке (о котором будет сказано ниже).

Второй элемент — объекты НДС К объектам НДС относятся:

  1. реализация готовой продукции (товаров, работ, услуг) на терри­тории РФ, в том числе реализация предметов залога;

выполнение строительно-монтажных работ (СМР) для собствен­ных нужд (п. 1 ст. 176 НК РФ). В этом случае базой налога являются все фактические расходы хозяйствующего субъекта на выполнение СМР, а моментом определения налоговой базы является последний день месяца каждого налогового периода — квартала;

  1. импорт (ввоз) товаров (работ, услуг) на таможенную территорию РФ. В случае если хозяйствующий субъект ввозит товары на таможен­ную территорию РФ, НДС необходимо заплатить в особом порядке, т.е. на таможне, в противном случае налогоплательщику на таможне товар не отдадут;

  2. экспорт (вывоз) товаров (работ, услуг) с таможенной территории РФ. Однако в этом случае ставка НДС будет отличаться от обычной (18% или 10%) и составит 0% (так называемая «нулевая ставка»).

Не признаются объектами налогообложения:

1) передача имущества государственных и муниципальных пред­приятий, выкупленных в порядке приватизации;

  1. передача основных средств, нематериальных активов или ино­го имущества некоммерческим организациям (НКО) на осуществление их основной (уставной) деятельности, не связанной с предпринима­тельской деятельностью (п. 3 ст. 39 НК РФ);

  2. передача на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей, газо-иых сетей, водозаборных сооружений органам государственной власти и местного самоуправления;

  3. выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в си­стему органов государственной власти и местного самоуправления в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномо­чий;

  4. операции по реализации земельных участков (долей в них) (пункт дополнительно включен с 01.01.2005 г.);

  5. передача на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти и управления, а также местного само­управления, государственным и муниципальным унитарным предприя­тиям.

В системе налогообложения НДС различают следующие виды налоговых льгот:

1. Освобождение от налогообложения определенных операций, к которым относятся:

  1. реализация на территории РФ некоторых медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утвержден­ному Правительством РФ, в том числе жизненно необходимой меди­цинской техники; протезно-ортопедических изделий и материалов ОЛЯ их изготовления;

  2. реализация медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями и врачами, занимающимися частной практикой, кро­ме косметических, ветеринарных, санитарно-эпидемиологических;

  3. услуги по содержанию детей в детских дошкольных учреждениях;

  4. услуги по сохранению, комплектованию и использования архи-10В, оказываемых архивными организациями;

  5. услуги по перевозке пассажиров городским пассажирским транс­портом общего пользования (за исключением такси, включая марш­рутное), а также железнодорожным, морским и речным транспортом I пригородном сообщении;

  6. ритуальные услуги;

  7. услуги по реализации почтовых марок, маркированных откры-1ок и конвертов, лотерейных билетов;

  1. услуги по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности (квартирная плата);

  2. услуги в сфере образования, осуществляемые некоммерческими образовательными учреждениями (кроме консультационных услуг и услуг по сдаче помещений в аренду);

  1. услуги, оказываемые учреждениями культуры и искусства, к которым относятся театры, кинотеатры, концертные организации, цирки, музеи, выставки, планетарии, парки культуры и отдыха, зоо­парки (т.е. реализация входных билетов в вышеуказанные учреждения), за исключением туристических экскурсионных бюро;

  2. реализация и ремонт очков (кроме солнцезащитных), а также линз;

  3. реализация нематериальных активов (пункт введен в действие с 01.01.2008 г.)

  4. осуществление банками банковских операций, включая услу­ги по обслуживанию банковских карт;

  5. оказание страховыми организациями услуг по страхованию и сострахованию, включая услуги по негосударственному пенсионному страхованию;

  6. услуги санаторно-курортных, оздоровительных организаций и организаций отдыха, включая для детей (детские оздоровительные лагеря), расположенных на территории РФ и оформленные путевками;

  7. реализация жилых домов, жилых помещений, а также долей в них;

  8. реализация продукции собственного производства организа­циями, занимающимися производством сельскохозяйственной про­дукции, удельный вес доходов от реализации которой в общей сумме их доходов составляет не менее 70%, и другие операции.


^ 3.2 Ставки налога. Налогооблагаемая база


Применение ставок налога на добавленную стоимость устанавливается ст. 164 НК РФ. Налоговым кодексом РФ предусмотрено четыре вида ставок по НДС:

  1. основная ставка НДС — 18%;

  1. льготная (пониженная) ставка — 10% (по ряду социально зна­чимых товаров и услуг — по перечню, утвержденному Правительством РФ;

  1. экспортная ставка 0%

  1. расчетная ставка (18/118 или 10/110) — применяется в случаях реализации товаров (работ, услуг) в цену которых уже включен НДС, и том числе с сумм авансов, полученных от покупателей в счет предстоящей поставки товаров (работ, услуг). В данном случае налоговая ставка определяется как процентное отношение налоговой ставки в 18 или 10% к налоговой базе, принятой за 100% и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки, так как в сумму аванса входит сумма НДС.При ввозе (импорте) товаров на таможенную территорию РФ применяются ставки в 18 и 10%.

Итак, основной является ставка 18%. В случае реализации некоторых продовольственных товаров, товаров для детей, медицинских товаров и печатной продукции ус­тановлена ставка 10%.

Особого внимания заслуживает ставка 0%. Данная ставка применяется, в основном, при осуществлении экспортных операций.

По этой ставке облагаются товары, вывезенные в таможенном режиме экспорта или помещенные под таможенный режим сво­бодной таможенной зоны, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 НКРФ, а также рабо­ты и услуги, непосредственно связанные с производством и реали­зацией указанных товаров.

Применение нулевой ставки и освобождение от налогообложе­ния влечет разные правовые последствия, связанные с использова­нием вычетов и возмещений при определении суммы налога на до­бавленную стоимость, которую налогоплательщик обязан перечис­лить в бюджет.

Дело в том, что сумма налога на добавленную стоимость, предъ­явленная покупателю и полученная с него, в большинстве случаев не является той суммой, которую налогоплательщик обязан пере­числить в бюджет, поскольку исчисленную сумму налога необходи­мо еще уменьшить на сумму вычетов, полагающихся в соответст­вии с Налоговым кодексом, а в случае возникновения переплаты — получить возмещение вычетов из бюджета, предоставив в налого­вые органы требующиеся по закону документы.

Однако использование вычетов и возмещений не допускается при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации ко­торых не подлежат налогообложению (освобождаются от налого­обложения), а также при освобождении налогоплательщика от ис­полнения обязанностей налогоплательщика, в то время как при ис­пользовании нулевой ставки вычеты и возмещения применяются.

Применение нулевой ставки правомерно, если в налоговые ор­ганы представляются следующие документы, предусмотренные ст. 165 НКРФ:

  • контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностран­ным лицом на поставку товара (припасов) за пределы таможенной территории Российской Федерации;

  • выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактиче­ское поступление выручки от реализации указанного товара ино­странному лицу на счет налогоплательщика в российском банке;

  • таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятель­ности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Фе­дерации;

  • копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, под­тверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации.

Перечисленные документы (их копии) представляются налого­плательщиками для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% в срок не позднее 180 календарных дней, счи­тая с даты помещения товаров под таможенные режимы экспорта.

Если по истечении 180 календарных дней, считая с даты выпус­ка товаров таможенными органами в таможенных режимах экспор­та, налогоплательщик не представил перечисленные документы (их копии), то указанные операции по реализации товаров (выпол­нению работ, оказанию услуг) подлежат налогообложению по став­кам 10 или 18%.

Перечисленные документы представляются налогоплательщи­ками для обоснования применения налоговой ставки 0% одновре­менно с представлением налоговой декларации.

В случае применения налоговой ставки 0% исчисленная сумма налога на добавленную стоимость равна 0.

В соответствии со ст. 176 НК РФ после представления налого­плательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога на добавленную стоимость, заяв­ленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки.

По окончании проверки в течение семи дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм, если при проведении камеральной налоговой проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах.

Решение о возврате суммы налога на добавленную стоимость принимается налоговым органом одновременно с вынесением ре­шения о возмещении суммы налога на добавленную стоимость (полностью или частично).

Налоговый орган обязан сообщить в письменной форме нало­гоплательщику о принятом решении о возмещении (полностью или частично) в течение пяти дней со дня принятия соответствую­щего решения.

При отсутствии у налогоплательщика недоимки по налогу на добавленную стоимость, иным федеральным налогам, задолжен­ности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию, сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая возмещению по решению налогового органа, возвра­щается по заявлению налогоплательщика на указанный им банков­ский счет.

Поручение на возврат суммы налога на добавленную стои­мость, оформленное на основании решения о возврате, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Феде­рального казначейства на следующий день после дня принятия на­логовым органом этого решения.

Территориальный орган Федерального казначейства в течение пяти дней со дня получения указанного поручения осуществляет возврат налогоплательщику суммы налога на добавленную стои­мость в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и в тот же срок уведомляет налоговый орган о дате воз­врата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

При нарушении сроков возврата суммы налога на добавленную стоимость считая с 12-го дня после завершения камеральной нало­говой проверки, по итогам которой было вынесено решение о воз­мещении (полном или частичном) суммы налога на добавленную стоимость, начисляются проценты исходя из ставки рефинансиро­вания Центрального банка РФ.

Подлежащая уплате в бюджет сумма налога на добавленную стоимость исчисляется согласно ст. 163 НК РФ по итогам каждого налогового периода.

Указанная сумма равна общей сумме исчисленного налога на добавленную стоимость, уменьшенной на сумму налоговых выче­тов, предусмотренных ст. 171 и п. 3 ст. 172 НК РФ.

Вычетам и возмещениям подлежат, в основном, те суммы нало­га на добавленную стоимость, которые налогоплательщик уплатил, когда сам был покупателем и приобретал товары (работы, услуги), необходимые ему для осуществления своей деятельности.

Так, вычетам согласно ст. 171 НК РФ подлежат суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав па территории Российской Федерации либо уплаченные налого­плательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Рос­сийской Федерации.

Вычеты производятся согласно ст. 172 НК РФ на основании:

  • счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав;

  • документов, подтверждающих фактическую уплату сумм на­лога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации;

  • документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержан­ного налоговыми агентами;

  • на основании иных документов в предусмотренных законом случаях.

Вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Фе­дерации либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на та­моженную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав и при наличии соответствующих первичных документов.

Согласно ст. 176 НК РФ в случае, если по итогам налогового пе­риода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную по операциям, призна­ваемым объектом налогообложения, полученная разница подле­жит возмещению (зачету, возврату).

После представления налогоплательщиком налоговой деклара­ции налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, при проведе­нии камеральной налоговой проверки.

По окончании проверки в течение семи дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм, если при проведении камеральной налоговой проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах.

Поручение на возврат суммы налога, оформленное на основании решения о возврате, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства на следующий день после дня принятия налоговым органом этого решения.

Территориальный орган Федерального казначейства в течение пяти дней со дня получения указанного поручения осуществляет возврат налогоплательщику суммы налога.

Если налогоплательщик в процессе своей деятельности осуще­ствил покупку и уплатил продавцу сумму налога на добавленную стоимость в размере А, а затем осуществил реализацию своей про­дукции и получил с покупателя сумму налога на добавленную стои­мость в размере Б, то в бюджет он должен перечислить сумму в раз­мере Б - А.

Таким образом, в бюджет будет перечислена сначала первым продавцом сумма А, а затем вторым продавцом — сумма Б — А, и в итоге бюджет получит сумму А + (Б - А) = Б, т.е. реальным пла­тельщиком налога на добавленную стоимость является конечный потребитель.


Налоговая база


После того как определен объект налогообложения, необходимо установить, каким образом должен исчисляться налог, на кого воз­ложена обязанность перечисления его в бюджет и каков порядок взимания и уплаты налога.

Согласно ст. 52 общей части НК РФ сумма любого налога, под­лежащая уплате за налоговый период, исчисляется исходя из нало­говой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

В качестве налогового периода для налога на добавленную стоимость установлен согласно ст. 163 НК РФ квартал.

Весьма важно установить момент определения налоговой базы, для чего следует обратиться к ст. 167 НК РФ.

Как правило, в качестве момента определения налоговой базы принимается день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), иму­щественных прав. В гл. 21 НК РФ применяется терминология, осно­ванная на использовании понятий «день отгрузки» и «день оплаты».

Современная терминология вводится в гл. 25 НК РФ, посвя­щенной налогу на прибыль, и основана на понятиях «метод начис­ления» и «кассовый метод». Как правило, в современном учете применяется метод начисления (учет по отгрузке), в том числе и для налога на добавленную стоимость.

Однако, если в счет предстоящих поставок товаров (выполне­ния работ, оказания услуг), передачи имущественных прав произ­водится оплата (частичная или полная), то в качестве момента оп­ределения налоговой базы принимается или день отгрузки, или день оплаты в зависимости от того, какое событие произошло раньше.

Если моментом определения налоговой базы является день оп­латы, частичной оплаты предстоящих поставок товаров (выполне­ния работ, оказания услуг) или день передачи имущественных прав, то на день отгрузки товаров (выполнения работ, оказания ус­луг) или надень передачи имущественных прав в счет поступившей ранее оплаты, частичной оплаты также возникает момент опреде­ления налоговой базы.

В случае если товар не отгружается и не транспортируется, но происходит передача права собственности на него, Налоговый ко­декс приравнивает такую передача права собственности на товар к его отгрузке.

В случае передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг) для собственных нужд моментом определения налоговой базы признается день совершения указанной передачи товаров (выпол­нения работ, оказания услуг).

При выполнении строительно-монтажных работ для собствен­ного потребления моментом определения налоговой базы призна­ется последнее число налогового периода.

Особые правила признания момента определения налоговой базы установлены для налога на добавленную стоимость в связи с применением нулевой налоговой ставки, а именно, моментом определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услу­гам) является последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных ст. 165 НКРФ, устанавливаю­щей порядок подтверждения права на получение возмещения при налогообложении по нулевой налоговой ставке.

Согласно ст. 53 общей части НК РФ налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объек­та налогообложения.

Налоговая база для налога на добавленную стоимость опреде­ляется в соответствии со ст. 154—162 НК РФ.

Налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) опреде­ляется, как правило, как стоимость этих товаров (работ, услуг) с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога на добавленную стоимость.

При оплате (полной или частичной) в счет предстоящих поста­вок товаров (выполнения работ, оказания услуг) налоговая база оп­ределяется исходя из суммы полученной оплаты с учетом налога на добавленную стоимость.

В случае исчисления налога на добавленную стоимость при пе­редаче налогоплательщиком товаров (выполнении работ, оказании услуг) для собственных нужд налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен реализации идентичных (а при их отсутствии — однородных) това­ров (аналогичных работ, услуг), действовавших в предыдущем на­логовом периоде, а при их отсутствии — исходя из рыночных цен с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога на добавленную стоимость.

Понятия идентичных и однородных товаров, а также рыночных цен определены в ст. 40 общей части НК РФ.

При выполнении строительно-монтажных работ для собствен­ного потребления налоговая база определяется как стоимость вы­полненных работ, исчисленная исходя из всех фактических расхо­дов налогоплательщика на их выполнение, включая расходы реор­ганизованной (реорганизуемой) организации.

При ввозе товаров на таможенную территорию Российской Фе­дерации налоговая база, как правило, определяется как сумма та­моженной стоимости этих товаров, подлежащей уплате таможен­ной пошлины и подлежащих уплате акцизов (по подакцизным то­варам), при этом налоговая база определяется отдельно по каждой группе товаров одного наименования, вида и марки, ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации.

^ Сумма налога на добавленную стоимость исчисляется согласно ст. 166 НК РФ как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

При раздельном учете, соответствующем разным налоговым базам, итоговая сумма получается в результате сложения сумм на­логов на добавленную стоимость, исчисляемых отдельно как соот­ветствующие налоговым ставкам процентные доли соответствую­щих налоговых баз.

Сумма налога на добавленную стоимость по операциям реали­зации товаров (работ, услуг), облагаемых по нулевой ставке, исчис­ляется отдельно по каждой такой операции.


^ 3.3 Порядок исчисления и уплаты налога


Налоговым периодом по НДС является квартал (с 01.01.2008 г).

Уплата НДС при реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ производится по итогам каждого налогового периода (квартала) исходя из фактической реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. То есть уплата налога, например, за I квартал производится не позднее 20 апреля; за II квартал — не позднее 20 июля; за III квартал — не позднее 20 октября; за IV квартал — не позднее 20 января следующего года. Однако с 01.10.2008 г. («задним числом») НДС за отчетный квартал уплачивается в рассрочку. Другими словами, фирмы перечисляют квартальный НДС не единовременным (разовым) платежом (например, за III квартал 2010 г. — до 20.10.2010 г.), а в течение трех последующих месяцев равными долями, т.е. 1/3 суммы НДС — до 20 октября, 1/3 — до 20 ноября, 1/3 — до 20 декабря.

Данное изменение является мерой по поддержанию российских налогоплательщиков, а также банков в период финансового кризиса. В случае, если бы данное изменение не было принято, то налогопла­тельщики и банки начали бы задерживать платежи по единовременном у перечислению больших сумм НДС в бюджет за квартал из-за того, что испытывают недостаток в денежных средствах. Указанное изменение было введено Письмом ФНС России от 29.10.2008 г. № ШС-6-3/782@.

Формой налоговой отчетности по НДС является налоговая декла­рация по НДС, которая представляется налогоплательщиками в на­логовые органы по месту своего учета до 20 числа месяца, следующе­го за истекшим налоговым периодом.

Сумма НДС уплачивается по месту учета налогоплательщиков в налоговом органе, а сумма импортного НДС — в особом порядке, т.е. на таможне.

Сумма НДС, подлежащая перечислению налогоплательщиком в бюджет за отчетный период, исчисляется по формуле: сумма НДС, полученная от покупателей в составе выручки от реализации готовой продукции (товаров, работ, услуг) (НДС от реализации) минус сумма НДС, уплаченная поставщикам готовой продукции (товаров, работ, услуг) (сумма налогового вычета по НДС) (НДС к вычету).

НДС может быть принят к вычету, если одновременно выполня­ются следующие условия:

  1. приобретенные ценности оприходованы в учете покупателя (ра­боты выполнены, услуги оказаны);

  2. на приобретенные ценности (работ, услуги) есть специальный документ — счет-фактура, в котором указана сумма НДС. Форма сче­та-фактуры приведена в Постановлении Правительства РФ от 02.12.2002 г. № 94. Счет-фактура выписывается продавцом (поставщи­ком) готовой продукции (товаров, работ, услуг);

  3. ценности (работы, услуги) приобретены для осуществления про­изводственной деятельности или иных операций, облагаемых НДС, а также для перепродажи.

Если хотя бы одно из этих условий не выполнено, уплаченная сум­ма НДС к вычету не принимается.

Счет-фактура составляется продавцом (поставщиком) в двух эк­земплярах. Первый экземпляр счета-фактуры служит основанием по­купателю для возмещения (зачета) НДС из бюджета с целью последу­ющего налогового вычета.

Второй экземпляр счета-фактуры хранится у продавца и служит основанием для начисления НДС с суммы реализации в бюджет за счет суммы выручки, полученной от покупателя.

Счет-фактура регистрируется в книге продаж у продавца и в кни­ге покупок у покупателя.

Получаемые и выдаваемые счета-фактуры подшиваются и хранятся отдельно в журналах учета соответствующих счетов-фактур. В каж­дом из журналов счета-фактуры должны быть пронумерованы и прошнурованы (подшиты).

Покупатели учитывают счета-фактуры по мере их поступления от продавцов, а продавцы ведут учет выставленных покупателям счетов-фактур в хронологическом порядке.

Если товары реализуются за наличный расчет предприятиями розничной торговли и общественного питания, то продавец обязан выдать покупателю кассовый чек, в котором указывается стоимость реализованного товара и отдельно выделяется сумма НДС. Вместе с тем, чтобы принять к вычету НДС по товарам (работам, услугам), которые куплены за наличный расчет, кроме кассового чека дополнительно нужен счет-фактура. В противном случае НДС не будет принят к вы­чету из бюджета.

Счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалте­ром либо иными лицами, уполномоченными на это приказом руко­водителя фирмы по организации или доверенностью от имени орга­низации.

В случае, если по условиям сделки обязательство выражено в иностранной валюте, то суммы, указанные в счете-фактуре, могут быть выражены в иностранной валюте.

Сумма НДС учитывается у покупателя в стоимости приобретенной и ноной продукции (товаров, работ, услуг).


Контрольные вопросы

  1. Почему НДС является косвенным налогом?

  2. Кто является налогоплательщиком НДС?

  3. Каковы объекты НДС?

  4. Каковы типовые виды льгот по НДС?

  5. Приведите примеры товаров, по которым применяется льготная став­ка НДС в 10%.

  6. В каком случае применяется «нулевая ставка НДС»?

  7. При каких условиях возможно освобождение от уплаты НДС?

  8. Каковы правила исчисления налоговой базы по НДС?

  9. Каковы типовые виды налоговых ставок по НДС?

  10. Каков налоговый период по НДС?

  11. Каков порядок исчисления и уплаты НДС?

  12. Каков порядок представления отчетности по НДС?

  13. При каких условиях НДС может быть принят к вычету?

  14. Что такое счет-фактура?

  15. Каков источник уплаты НДС



Выводы

Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость являются орга­низации, индивидуальные предприниматели, а также лица, признавае­мые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федера­ции. Один из основных объектов налогообложения налогом на добавлен­ную стоимость возникает при реализации на территории Российской Фе­дерации товаров, работ или услуг. Объектом налогообложения признается также ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

В качестве налогового периода для налога на добавленную стоимость установлен квартал. Налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется, как правило, как стоимость этих товаров (работ, услуг) с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога на добавленную стоимость, а при ввозе товаров на таможенную террито­рию Российской Федерации — как сумма таможенной стоимости этих то­варов, подлежащей уплате таможенной пошлины и подлежащих уплате акцизов (по подакцизным товарам). Сумма налога на добавленную стои­мость исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Основной является ставка 18%. В случае реализации некоторых продовольственных товаров, товаров для детей, медицинских товаров и печатной продукции установлена ставка 10%. Налогоплательщик обязан предъявить покупателю соответствующую сумму налога на добав­ленную стоимость. Предъявление сумм налога на добавленную стоимость должно быть отражено в специальном документе — счете-фактуре. В розничной торговле предусмотрена упрощенная процедура оформления до­кументов.

Особого внимания заслуживает ставка 0%, которая применяется, в основном, при осуществлении экспортных операций, при этом примене­ние нулевой ставки и освобождение от налогообложения влечет разные правовые последствия, связанные с использованием вычетов и возмеще­ний при определении суммы налога на добавленную стоимость, которую налогоплательщик обязан перечислить в бюджет. Подлежащая уплате в бюджет сумма налога на добавленную стоимость исчисляется по итогам каждого налогового периода и равна общей сумме исчисленного налога, уменьшенной на сумму налоговых вычетов.


Фирма (индивидуальный предприниматель) может претендовать на право не платить НДС, если общая сумма выручки от реализации готовой продукции (товаров, работ, услуг) за три месяца, предшеству­ющих освобождении., не превышает 2 000 000 руб. (без учета НДС). При этом при подсчете нужно учесть выручку от реализации товаров (работ, услуг):

  1. облагаемый НДС, в том числе по ставке 0%;

  2. необлагаемых НДС.

Однако, если фирма (индивидуальный предприниматель) в течение трех месяцев, предшествующих освобождению, продавала только по­дакцизные товары (алкогольная продукция; пиво; табачная продукция; легковые автомобили; автобензин; дизельное топливо), то право на освобождение она получить не сможет (п. 2 ст. 145 НК РФ).

Если фирма (индивидуальный предприниматель) продавала как подакцизные, так и не подакцизные товары, то она может получить освобождение от уплаты НДС, но только в отношении не подакцизных товаров. Чтобы получить освобождение, фирма должна вести раздель­ный учет продаж подакцизных и не подакцизных товаров (Письмо МНС России от 13.05.2004 г. № 03-1-08/1191/15).

Для получения освобождения от уплаты НДС в налоговую инспек­цию по месту учета необходимо подать соответствующее уведомление и документы, подтверждающие право на освобождение, перечень ко­торых включает (п. 6 ст. 145 НК РФ):

  1. для фирмы: а) выписку из бухгалтерского баланса: б) копию Отчета о прибылях и убытках; в) выписку из Книги продаж; г) копию Журнала полученных и выставленных счетов-фактур;

  2. для индивидуального предпринимателя: — выписку из Книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (утвержденную Приказом Минфина России и МНС России от 13.08.2002 г. № 86р/ БГ-3-04/430).

Эти документы необходимо подать в налоговую инспекцию не позднее 20-го числа месяца, с которого фирма (индивидуальный предприниматель) использует право на освобождение.

Если фирма (индивидуальный предприниматель) заявили о своем праве на освобождение, НДС можно не платить в течение 12 кален­дарных месяцев. При этом отказаться от освобождения в этом перио­де невозможно.

Похожие:

3.1\nСубъекты и\nобъекты налогообложения. icon7.1 Субъекты и объекты налогообложения 7.2 Ставки и льготы по налогу на прибыль
Налог на прибыль организаций — федеральный налог, взимаемый в соответствии с гл. 25 Нк РФ
3.1\nСубъекты и\nобъекты налогообложения. icon3.1 Субъекты и объекты налогообложения.
Налог на добавленную стоимость (далее — ндс) — это федераль­ный налог, взимаемый в соответствии с гл. 21 Нк РФ и являющийся косвенным...
3.1\nСубъекты и\nобъекты налогообложения. icon6.1 Субъекты и объекты налогообложения 6.2 Тарифы страховых взносов
Фз «О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд...
3.1\nСубъекты и\nобъекты налогообложения. iconПредмет курса «Междунар эк.» (МнЭ). МнЭ: содержание понятия, объекты и субъекты

3.1\nСубъекты и\nобъекты налогообложения. icon9.1 Упрощенная система налогообложения (УСН) 9.2 Система налогообложения по соглашению о разделе продукции
Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (Единый сельскохозяйственный налог (есхн))
3.1\nСубъекты и\nобъекты налогообложения. iconМ/Н политический процесс
Туре нет единого подхода в определение основных субъектов м/н процесса. Встречается подход, согласно которому выделяются социальные...
3.1\nСубъекты и\nобъекты налогообложения. iconТема Акцизы и таможенные пошлины. 1 Плательщики и объекты налогообложения
Указанное лицо обязано не позднее дня осуществления первой операции, облагаемой акцизами, известить налоговый орган об исполнении...
3.1\nСубъекты и\nобъекты налогообложения. iconВопросы к экзамену по предмету «международная экономика» для всех факультетов кроме фмэо (дневное и заочное отделение)
Предмет курса «Международная экономика» (МнЭ). МнЭ: содержание понятия, объекты и субъекты
3.1\nСубъекты и\nобъекты налогообложения. iconВопросы к зачету по гражданскому праву
Российская Федерация, субъекты Федерации и муниципальные образования как субъекты гражданских правоотношений
3.1\nСубъекты и\nобъекты налогообложения. icon1. Исторический обзор возникновения и развития налогообложения Концепции и принципы налогообложения Размер критического налогообложения
Процентная ставка составляла десятую часть десятину. В пятикнижии Моисея сказано: " … и всякая десятина на земле, из семени земли...
3.1\nСубъекты и\nобъекты налогообложения. iconСистем «Кодекс» в Вашем регионе!
...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы