58. Становлення філософської думки в Україні. 61. Розвиток філософської думки від Г. Сковороди до нашого часу icon

58. Становлення філософської думки в Україні. 61. Розвиток філософської думки від Г. Сковороди до нашого часу


Скачать 466.22 Kb.
Название58. Становлення філософської думки в Україні. 61. Розвиток філософської думки від Г. Сковороди до нашого часу
страница1/7
Размер466.22 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7

58. Становлення філософської думки в Україні. 61. Розвиток філософської думки від Г.Сковороди до нашого часу.

Область расселения древляней, центром которой стал Киев, закрепив за собой название «Русь», и явилась местом, откуда пошла русская земля. Это был первый этап в истории становления Киевской Руси. Примерно в 8го — начале 9го вв. наступает второй этап. Объединение нескольких племенных союзов местных князей под властью киевского князя способствовало процессу становления феодальных отношений. Завершается образование древнерусского государства объединением Киева и Новгорода, которое явилось результатом военного похода князя Олега из Новгорода в Киев в 882 году.

Третий этап (911-1054 гг.) — это расцвет раннефеодальной монархии, обусловленный подъемом производительных сил, развитием феодальных отношений, успешной борьбой с кочевниками-печенегами, Византией и варягами. В этот период Киевская Русь объединяла почти все восточно-славянские племена.

Четвертый этап (1054-1093 гг.) связан с появлением первых ощутимых элементов распада Киевской Руси. Одновременно происходит рост производительных сил, связанных с прогрессивной ролью феодальной формации в это время.

Пятый этап (1093-1132 гг.) — усиление феодальной монархии, так как князья в связи с натиском половцев в конце 11го в. стремились консолидировать свои силы. Создается более или менее единое государство, но развитие феодальных центров, возросшая роль бояр усиливали стремление его отдельных частей к самостоятельности. В 1132 г. Киевская Русь распалась на 15 относительно самостоятельных княжеств. Начался период феодальной раздробленности.

^ Киевская Русь — первое восточно-славянское государство, в котором в пределах духовной культуры осуществлялось становление отечественной философской мысли.

До утверждения на Руси христианства на религиозных верованиях лежал рельефный отпечаток различных эпох. Как и у многих народов, у славян эпохи первобытного общества были распространены анимистические, тотемистические и фетишистские религиозные представления. Тотемизм и культ предков был пройден восточными славянами к 6му веку. Эволюция привела к появлению антропоморфных богов. Из них наиболее молодым по возникновению был бог грома и молнии Перун, ставший главой языческого пантеона, покровителем князя и его дружины. Хорс-бог — светило; Даждь-бог — бог света и солнца, податель всех благ; Стрибог — бог ветров; Мокошь — богиня, олицетворяющая женское начало природы и женских работ (мать урожая). Кроме этого, упоминаются Велес (Волос) — скотоводческий бог, Сварог — небесный и др.

Торжество христианства в конце 10го в. имело своим следствием проникновение античных и средневековых феодальных идей на Русь при посредстве Византийской империи и соседней Болгарии. Начинает развиваться философская мысль в Древней Руси.

После создания славянской азбуки Кириллом и Мефодием,с начала X в., письменность получает развитие на Руси, а с середины X в. мы можем говорить о широком ее распространении.Формирование литературно-письменного языка. Широкое распространение письменной культуры: массовый перевод книг, создание литературного языка, становление философского мышления — началось после введения христианства.

В складывающейся древнерусской литературе 11-12го вв. три направления: переводная, общая для славянских народов и оригинальная литература. Переводились прежде всего библейские тексты, творения отцов церкви и богослужебная литература, нужные для практического функционирования новой идеологии. Библия переводилась по частям в 13-14 вв. Полный перевод Библии был в конце 15го в.

В 70-х годах XI в. для киевского князя Святослава Ярославича были переписаны с болгарского языка два сборника «Изборник 1073 г.» и «Изборник 1076 г.». Эти сборники носят энциклопедический характер, имеют обучающую направленность, ориентированы на воспитание патриотизма.

Распространение получили сборники изречений древнегреческих и римских философов. В 11-12 вв. появляются и оригинальные сочинения древнерусских авторов. На первое место по своему философско-мировоззренческому значению следует поставить «Слово о законе и благодати», написанное первым русским по происхождению митрополитом Иларионом. В своем «Слове» Иларион с помощью метода символического толкования Ветхого Завета построил богословско-историческую концепцию, показывающую место «русской земли» в общемировом процессе, победу божественного света (т. е. Христа, называемого «благодатью» и «истиной») над «тьмой» язычества.

На первое место выдвигалась проблема роли философии. Однако первоисточником следует считать работу Иоанна Дамаскина «Источник знания». В первой части труда, названной «Диалектикой», даются определения философии, которые вырисовывают многозначное понимание данного термина. Философия как «познание сущего, поскольку оно сущее, т. е. понимание природы сущего»; «философия есть познание вещей божественных и человеческих, т. е. видимых и невидимых»; «философия есть уподобление Богу...»; «философия есть искусство искусств и наука наук, ибо философия есть начало всякого другого искусства...»; «философия есть любовь к мудрости: истинная же мудрость есть Бог. А потому любовь к Богу — истинная философия» и др.

«Образ истории» раскрывают многие древнейшие памятники письменности, как «Повесть временных лет».В особом сочинении, известном под условным названием «Речь философа» и вставленном в «Повесть временных лет», вся мировая история рассматривалась как единый процесс, началом которого считалось изложенное в Библии сотворение мира в шесть дней. Факты истории здесь с «высоты птичьего полета», на фоне исторического бытия всего мира. Своеобразное «панорамное» видение истории, отмеченное стремлением созерцать мир человеческого бытия как бы со значительного удаления.

В конце 12в. Возникают два самостоятельных политических ядра, к которым начинают тяготеть киеворусские земли: Галицко-Волынское и Владимиро-Суздальское княжества. Первое, охватывая основные земли Киеворусской метрополии (особенно Русь, Малую Русь), становится центром формирования украинской нации. Другое, занимая земли на северо-востоке, явилось основой формирования «великороссийского» народа. Но процесс развития киеворусской культурной традиции не только не был уничтожен, но и, учитывая культурную толерантность Литвы, уже с начала 14в. начал постепенно набирать новую силу.

Следующим этапом развития философско-гуманистической мысли в Украине стал этап Возрождения, или украинского Ренессанса 15-16 вв. Украинский Ренессанс оживление философско-гуманистической мысли в частности приходятся на литовско-польскую эпоху в истории Украины. Возрождение пришло на землю Украины с севера Европы, где оно проходило прежде всего в форме Реформации как социально-политического движения конца 15-16 вв. в Западной Европе, возникшего на почве борьбы крестьянства и нарождавшейся буржуазии против феодального строя и вылившегося в форму религиозной борьбы против католической церкви — опоры феодализма. Ослабление духовного диктата католицизма в Украине дало толчок развитию науки и культуры, появлению светского образования. Возрастает интерес к социально-политической и гуманистической тематике. Одновременно книжники возвращаются к раннехристианской богословской литературе, активно переводят некоторые светские произведения. Появляются новые переводы произведений классиков античной философии: Платона, Аристотеля, Демокрита, Эпикура.

Все эти ренессансные явления в культуре имели ярко выраженный наднациональный характер. Так как носители духовной культуры опирались на общие идеи, ставили своей целью возрождение античной культуры, использовали древние языки (прежде всего латинский), ориентировались на создание единого международного «государства ученых». Положение в Украине заметно изменяется во второй половине 16 столетия. Захват Речью Посполитою (после подписания с Литвою Люблинской унии в 1569 г.) украинских земель привело к усилению социального и религиозного гнета.

Одной из форм борьбы украинского народа против его полонизации и окатоличивания стали организации православного населения городов в конце 16 — начала 17 столетий, которые получили названия «братства». Старейшим из них было Львовское братство, созданное в 80-е годы 16 в. Затем возникают братства в Киеве (1615 г.), Луцке (1617 г.) и других городах (Остроге, Галиче, Виннице, Могилеве, Люблине и т. д.).

Развитие типографского дела в Украине. Франциск Скорина (ок. 1490 — ок. 1551 гг.) — великий славянский просветитель. Скорина перевел с латинского и греческого на понятный для простых людей старославянский язык ряд богословских книг. В начале 20-х годов он основал первую в Великом княжестве Литовском типографию. Франциск Он был не только основателем книгопечатанья на славянском языке, но и незаурядным мыслителем своего времени. В его философских взглядах элементы нового рационалистического мышления сочетались с религиозно-схоластическим мировоззрением, пафос исследователя природы — с почитанием Священного Писания. В своих работах утверждал принципы равенства людей. Он мечтал о всеобщем экономическом равенстве, не отрицая основ феодальных порядков. Высоко ценя и пропагандируя ученость и просвещение, он с гуманистических позиций возлагал большие надежды на конечную победу человеколюбия над злом.

Позднее продолжил Иван Федоров (ок. 1510-1583 гг.), основатель книгопечатанья в России и в Украине. Именно он в 1564 году в Москве совместно с П. Мстиславцем выпустил первую русскую датированную печатную книгу «Апостол», а в 1573 году во Львове вышла первая славянская «Азбука». К середине же 17 в. в Украине уже действовали 24 типографии. Создание высшей школы Украины. Основателем является князь, киевский воевода Константин Острожский. Оно было основано в 1576 году и получило имя своего основателя — Острожская коллегия. Мировоззренческими ориентирами Острожских просветителей были: во-первых, защита украинского народа как этнической общности от ополячивания и окатоличивания; во-вторых, гражданские и личные права граждан; в-третьих, природное равенство людей независимо от социальной и религиозной принадлежности; в-четвертых, ориентация на внутреннюю, духовную жизнь человека, которая согласовывалась с философско-мировоззренческими влияниями Византии.

В конце 16 — в начале 17 ст. в ситуации сложных социально-политических и духовных процессов в Украине проявляются реформаторские, гуманистические и просветительские процессы и тенденции: усиливается интерес к реальности человека, его этнической и культурной самоидентификации и интерес к гуманитарным знаниям. На базе братских школ возникает профессиональная философия, а позже — и высшие учебные заведения.

К началу 18 в. в Украине появились элементы капиталистических производственных отношений, что неизбежно повлияло и на духовную жизнь общества, обусловив развитие идей Просветительства. Просветительство — это антифеодальная идеология периода становления капитализма, согласно которой преодоление феодальных отношений и установление нового общественного строя возможно с помощью реформ и образования. Выделяют раннее и зрелое Просветительство.

В Украине раннее Просветительство зарождается как синтез двух предыдущих социально-политических движений: гуманизма и Реформации. Во-первых, возникновение и укрепление одной из ведущих идей — зависимости общественного прогресса от роста образования, во-вторых, разграничение сфер осмысления и духовного влияния философии и религии и, в-третьих, усиление интереса к познанию природы, развитие натурфилософии. Это время осмысления западноевропейской культуры, когда многие просветители считали необходимым приобщить к «свету разума» и активному научному творчеству трудовой народ и тем самым стимулировать прогресс. Крупнейшими из типографий были киевская, черниговская и львовская. В этот период также происходит активное развитие живописи, архитектуры и музыки.

Главным центром науки и культуры после закрытия Острожской коллегии стала открывшаяся в 1632 году высшая Киево-Могилянская коллегия, преобразованная в 1701 году в Киевскую академию. Основатель академии — настоятель Печерской лавры Петр Симеонович Могила. Он отстаивал идею развития науки и образования под эгидой церкви, призывал распространять образование в народной среде, настаивал на приоритетности духовной власти над государством, очертил образ желанного властителя — «философа на троне», гуманного относительно собственных подданных, твердого к врагам, образованного и мудрого, верного Богу и подотчетного ему. Киево-Могилянская академия сыграла важную роль в истории философского просвещения не только Украины, но и всей России. Она дала в 17-19 вв. профессоров большинству российских университетов. Видным представителем украинской гуманитарной мысли этого поколения является самобытный философ Григорий Сковорода. С 1732 по 1734 г.

Григо́рий Са́ввич Сковорода́ – 1722 - 1794 — русский и украинский странствующий философ, поэт, баснописец и педагог. Снискал славу первого самобытного философа Российской империи. Произведения Сковороды оказали существенное влияние на развитие русской религиозной философии. Сковорода овладел несколькими иностранными языками, в частности латынью и немецким. Считается, что Сковорода был сведущ как в древней, так и в новоевропейской философии, однако среди достоверных источников его мысли приобладают греческие и римские авторы. В своей философии Сковорода подобно Спинозе отождествлял бога («высочайшее существо») и «всеобщую мати нашу натуру». При этом натура во всей своей целокупности может быть названа миром. При этом мир этот безначален. Специфическим миром в учении Сковороды является «мир символов». Символы — образы, воплощающие какую-либо идею. За символ единого брал кольцо или солнце, выводил символы опасности, зависти, самопознания, вечности, истины, благодарности и т. д. Наивысшей тайной символа у Сковороды обладает слово. Оно является «...истиной и единым началом, есть зерном и плодом, центром и гаванью, началом и концом... » человеческого духа. В Библии записано: «Вначале было слово».

Киево-Могилянская академия проповедовала следующие идеи:

^ философия — система дисциплин или всех наук, призванных отыскать истину, причины данных Богом вещей; философия — это исследовательница жизни и доброчестности;

^ истину надо искать на пути исследования плодов Божьей деятельности по созданию природы;

^ достижение истины — это результат сложного процесса познания, которое осуществляется на двух уровнях: чувственном и рациональном;

^ пространство неотъемлемо от предметов и среды, а время — это последовательная длительность каждого предмета; пространство и время неотъемлемы от природных сил;

^ приоритетное значение имеет разум; он осуществляет значительное влияние на волю, давая ей разные варианты выбора между добром и злом;

^ решающее значение для успеха познания имеет метод, который использует исследователь. Научный метод — это способ организации процесса познания, который позволяет перейти от уже известного к неизвестному;

^ смысл жизни — в творческом труде, направленном на собственное и общественное добро; при этом достичь счастья можно компромиссным соединением желаний и потребностей разных частей души — телесной и духовной.

Эпоха зрелого Просветительства приходится на вторую половину 18 в. Ему присущи следующие черты: во-первых, развивается идея о внесословной ценности человека; во-вторых, пробуждается самосознание и достоинство личности; в-третьих, развивается чувство патриотизма, переживание за судьбу Украины. Гуманистические идеи раскрепощения личности, утверждение достоинства человека стало определяющим в лекциях профессоров Киево-Моги-лянской академии. Мысль о том, что познание законов природы дает хотя и не универсальную, но вполне реальную силу в мире. Этика в академии берет на себя обязательства вести человека до морального совершенства и земного блага. Знание становится высшим этическим принципом, который определяет предназначение человека.

3 ^ Философия Украины 20-го столетия.

19-20 века - концепции националистических и демократических изменений: Т. Шевченко, Л. Украинка, Н. Дрогомаров, Костомаров, А. Потебня.

Рубеж 19-20 в - формирование главной философской школы, тесно связанной с западной философией. Наибольший вклад: ^ М, Грушев, Виниченнко и другие.

20 век - поиск национальной идеи, т.е. практически национального мифа, это интегрирующая сила для большинства населения страны.

Хвильовой: отказ от ориентации на пассивность и естетизации страданий. Акцент: идеал “гражданского человека” Смысл - широкая глубокая активность. Человек - творец истории.

Чижевский: черты украинского характера - эмоциональность, индивидуализм, плюрализм в этике, право на собственное мировоззрение.

Украинские философы активно обращаются к западной философии: экзестенциолизм, неофрейдизм, феноменология.

Для многих людей марксизм-ленинизм до сих пор привлекателен как учение о достижении социалистического идеала общественного устройства, провозглашенного еще первыми христианами. Но марксизм-ленинизм (особенно фальсифицированный) служил идеологическим оправданием небывалых массовых репрессий, преступных социальных экспериментов /типа тотальной коллективизации.

Философская мысль на Украине в этот период фактически развилась теми, кто не хотел быть интерпретатором и пропагандистом политики КПСС и обращался к чисто философским проблемам.

В середине 20-х годов в Советском Союзе произошло размежевание философов на механистов (Л. Аксельрод, А.В. Варьяш, К.А. Тимирязев и др.) и на диалектиков во главе с А.М. Дебориным. «Механисты» стремились очистить диалектику Маркса от гегельянства, подменяли диалектическую концепцию развития теории равновесия. Диалектики С.Ю. Семковский /1882-1937/, В.О. Оринец /1891-1937/ отстаивали необходимость сближения философии и естествознания.

В 30-50-е годы украинские философы внесли определенный вклад в развитие диалектического материализма, философских вопросов естествознания, проблем историко-философской науки. Продолжая эту традицию, в 60-е годы философы Института философии АН УССР впервые в Советском Союзе осуществили разработку проблем логики научного исследования. К тому времени относится все возрастающий вес исследований истории философской мысли на Украине.

^ 1/ Понятие мировоззрения, его структура и основные типы.

Осваивая окружающий мир, идя путем проб и ошибок, находок и потерь человек накапливал необходимые знания, обобщал их и систематизировал. Эти знания передавались из поколения в поколение, обогащались новыми приобретениями, открытиями, совершенствовались, помогали человеку выжить и осознать себя как личность.

Мировоззрение – способ духовной ориентации человека в окружающей действительности, определенный взгляд на мир. Это система наиболее общих представлений и знаний о мире и месте человека в нем, ценностях и убеждениях личности.

^ Компоненты: 1) образ самого субъекта; 2) картина мира; 3) жизненная стратегия индивида.

Комплекс таких представлений необходим индивиду для организации его деятельности, поведения, общения, для самоутверждения, определения линии жизни и стратегии поведения. Ступени мировоззренческого освоения мира: «мироощущение», «мировосприятие», «миропонимание». Эти ступени неразрывно связаны друг с другом, взаимно дополняют друг друга, образуя целостный образ мира и своего места в нем.

Мироощущение — первая ступень, представляющая собой чувственное осознание мира, когда мир дается человеку в форме образов, организующих индивидуальный опыт. Мировосприятие — вторая ступень, позволяющая видеть мир в единстве сторон, давать ему определенную интерпретацию. Может базироваться на различных основаниях, не обязательно теоретически обоснованных. Может быть как положительно, так и негативно окрашенным (например, мировосприятие абсурдности, трагичности, потрясенности существования). Миропонимание — высшая ступень; развитое мировоззрение со сложными переплетениями многогранных отношений к действительности, с наиболее обобщенными синтезированными взглядами и представлениями о мире и человеке.

Анализируя структуру мировоззрения, можно выделить его следующие стороны: познавательную, аксиологическую, праксеологическую.


^ Познавательная сторона: натуралистический и гуманитарный аспекты. Натуралистический аспект – это знания и представления о природе, космосе, универсуме, природной сущности человека. Как возник мир, что такое жизнь, и в каком отношении она относится к неживому, в каких формах жизнь существует во Вселенной.Гуманитарный аспект — это осознание своей социальной природы, своего места в «мире людей». Объединяет социологические, общественно-политические, этические и эстетические взгляды и представления индивида. Как устроено и функционирует общество, какова направленность исторического процесса, в чем смысл истории, предсказуемо ли социальное развитие.

Аксиологическая (ценностная) сторона мировоззрения. Человеческое, социальное и культурное значение явлений действительности; наиболее актуальное значение ценностная сторона мировоззрения всегда приобретала в эпохи крушения культурной традиции и дискредитации мировоззренческих устоев общества.

Двумя типами ценностного отношения являются предметные и субъектные ценности. Предметные ценности включают многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и природных явлений, которые рассматриваются с точки зрения этической проблематики. Субъектные ценности – это способы и критерии, на основании которых производятся процедуры оценивания соответствующих явлений. Это установки, оценки, запреты, цели, которые закрепляются в общественном сознании в форме нормативных представлений и выступают ориентирами деятельности человека. Они формируются в процессе социализации личности.


Праксеологическая подсистема — обеспечивает связь познавательного и ценностного компонентов мировоззрения с деятельностью человека, включает в себя регулятивные принципы деятельности, поведения, общения и убеждения. Здесь мировоззрение осуществляет своеобразное «вписывание» различных программ деятельности, поведения и общения в практическую ситуацию.

Убеждение — это форма углубления, укоренения знаний и ценностей в систему мировоззрения, это вера в правоту усвоенных идей, основывается на рациональных знаниях.


Первым типом явилось мировоззрение, основанное на мифологии. Ощущение человеком бытия, эмоциональное восприятие и доступное ему понимание природы выражались в древних сказаниях о всесилии богов, подвигах героев, осуществляемое в метафорической, художественно-образной форме. Здесь проявились представления человека о мире, его устройстве и человеке. Мир здесь, как правило, представлялся в виде хаоса, столкновения случайностей и действий демонических сил. Мифологическое сознание не фиксировало различий между естественным и сверхъестественным, между реальностью и воображением. Синкретичность (нерасчлененность) мифологического сознания была необходимым способом духовного освоения реальности. Мифологическое мировоззрение есть совокупность представлений о мире, основанных на фантазии и вере в сверхъестественные силы, их сходстве с проявлениями человеческой активности и человеческими отношениями - «антропоморфизм».


Главные признаки религиозного мировоззрения – вера в сверхъестественные силы и существование двух миров (высшего - совершенного, горнего и низшего - несовершенного, земного). Частично опирается на антропоморфные представления, ориентируя человека на осмысление своих отличий от природного мира и осознание своего единства с человеческим родом.

Обыденное (житейское) мировоззрение - представляет собой совокупность воззрений на природную и социальную реальность, нормы и эталоны поведения человека, основанные на здравом смысле и повседневном опыте многих поколений в различных сферах своей жизнедеятельности. Оно ограниченно, несистемно и неоднородно. Отражает специфику образа жизни, опыта и интересов определенных социальных групп.

^ Научное мировоззрение - система представлений о мире, его структурной организации, месте и роли в нем человека; эта система строится на основе научных данных и развивается вместе с развитием науки. Создает надежную общую основу для ориентации человека в мире, в выборе направлений и средств его познания и преобразования.

Мифологическое и религиозное мировоззрения, зачастую стихийно, осуществляют связь поколений, закрепляют и передают систему социальных ценностей, идеалов и норм поведения. Действительность воспринимается в них в иллюзорном, искаженном виде, противореча данным науки. Научное мировоззрение опирается на рациональное осмысление мира, не допуская интуитвного, иррационального понимания мира, и оно также не в полной мере может отразить и описать существующую реальность и рассмотреть все проблемы, связанные с пониманием человеком мира.

2./Понятие «диалектика», исторические формы./

Диале́ктика (греч. — искусство спорить, вести рассуждение) — метод аргументации в философии, форма и способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречие содержания этого мышления. Диалектический метод - центральный в европейской и индийской философской традиции. «Диалектика» происходит из древнегреческой философии и стало популярным благодаря «Диалогам» Платона, в которых двое или более участников диалога могли придерживаться различных мнений, но желали найти истину путем обмена своими мнениями.

Изобретателем диалектики считают ^ Зенона Элейского, который подверг анализу противоречия, возникающие при попытке осмыслить понятия движения и множества.

Аристотель отличает «диалектику» от «аналитики» как науку о вероятных мнениях от науки о доказательстве. ^ Платон вслед за элеатами (Элейская школа) определяет истинное бытие как тождественное и неизменное, тем не менее обосновывает диалектические выводы о том, что высшие роды сущего могут мыслиться только таким образом, что каждый из них есть и не есть, равен себе самому и не равен, тождествен себе и переходит в свое «иное». Поэтому бытие заключает в себе противоречия: оно едино и множественно, вечно и преходяще, неизменно и изменчиво, покоится и движется. Противоречие есть необходимое условие для побуждения души к размышлению.

^ В китайской философии диалектика связывается с категориями Ян и Инь. Эти категории отражают взаимосвязь и взаимопревращение противоположных сторон явления друг в друга. К примеру, «Ян» — светлое, «Инь» — темное; «Ян» переходит в «Инь» — жесткое размягчается; «Инь» переходит в «Ян» — темное светлеет и т. д.

^ В средние века диалектика понималась как способность вести спор посредством вопросов и ответов, используя вероятностные и правдоподобные аргументы по предложенному вопросу, а также искусство классификации понятий, разделения вещей на роды и виды.

^ Немецкий классический идеализм Действительность не только как предмет познания, но и как предмет деятельности. По Канту диалектика разума — иллюзия, и она устраняется, как только мысль возвращается в свои пределы. Шеллинг вслед за Кантом развивает диалектическое понимание процессов природы. Для Гегеля диалектика — это переход одного определения в другое, в котором обнаруживается, что эти определения односторонни и ограниченны, то есть содержат отрицание самих себя. Согласно Гегелю, диалектика — «движущая душа всякого научного развертывания мысли и представляет собой единственный принцип, который вносит в содержание науки имманентную связь и необходимость…».

^ В советское время единственной допустимой формой диалектики считалась материалистическая диалектика.

Сознание Марксом понимается как свойство материи отражать саму себя, а не как самостоятельная сущность. Материя находится в постоянном движении и развивается. Диалектика же выступает в качестве закона развития этой материи. «Мой диалектический метод по своей основе не только отличен от гегелевского, но является его прямой противоположностью. Для Гегеля процесс мышления, который он превращает даже под именем идеи в самостоятельный субъект, есть демиург действительного, которое составляет лишь его внешнее проявление. У меня же, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней.»

Энгельс сформулировал так называемые «Три закона диалектики»:

- закон перехода количественных изменений в качественные;

- закон взаимного проникновения противоположностей;

- закон отрицания отрицания.

Для современного состояния науки характерно замалчивание диалектики одновременно с существенным развитием и конкретизацией её идей под другими названиями.

Диалектика Гегеля объясняет развитие мышления через триаду тезис → антитезис → синтез. Эта схема является научным методом проб и ошибок, который отбраковывает неподтверждающиеся экспериментом теории.

Критику Поппер начинает с того, что синтез субъективен — определяется не только материалом тезиса и антитезиса, но и умами, его (этот синтез) отстаивающими. Правильно замечая, что противоречия — двигатель интеллектуального прогресса и они неизбежны, диалектики делают неверный вывод, что избавляться от противоречий нежелательно. Это опасно, поскольку так называемая плодотворность противоречий есть результат нашего решения не мириться с ними. Из противоречия следует что угодно. Примирение с противоречием обязательно приводит нас к отказу от критики, от поиска непротиворечивых теорий, синтеза, к концу рациональности и науки. Поэтому диалектическая логика, более чем годная для философского описания истории, не должна занимать фундаментальное место формального логического вывода в жизни. Нелепо утверждать, что физическая реальность развивается диалектически, как это делает Маркс.

8./Система диалектики как синтез категорий./ Категории диалектики - общие понятия, отражающие наиболее существенные закономерные связи и отношения реальности. Воспроизводят свойства и отношения бытия в максимально общем виде. Регулируя реальный процесс мышлени они в ходе его исторического развития постепенно вычленяются в особую систему, и именно система категорий оказывается наиболее устойчивой во всех преобразованиях философского знания, хотя и она претерпевает изменения, подчиняясь принципу развития.

Любая категория - есть закон. Всякий закон диалектики индивидуален. Так, закон единства и борьбы противоположностей по существу тождествен категории противоречия, закон отрицания отрицания - категории отрицания. Законы и категории диалектики даны не в единичной, а в «парной» обособленности: «единство - борьба», «количество - качество», «отрицание - отрицание отрицания», «содержание — форма», «причина - следствие» и т.д. Скрепляющим в единую систему «стержнем» законов и категорий являются принципы диалектики - развития и связи.

В современной диалектике к базовым категориям относят:

Сущность - сокровенное, глубинное, пребывающее в вещах, их внутренних связях и управляющее ими, основание всех форм их внешнего проявления. Сущность всегда конкретна.

Явление - свойства объекта, то или иное видение которых зависит от строения и действия органов чувств субъекта познания. Явление - это проявление сущности.

Содержание, представляет единство всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций. Содержание мышления - это результат отражения в совокупной духовной культуре человечества природных и социальных явлений. В содержание мышления входят все многообразные определения действительности, воспроизводимые сознанием, в т.ч. её всеобщие связи и отношения; эти последние при определенных условиях приобретают специфически логические функции, выступают в качестве форм мышления.

Форма есть способ существования и выражения содержания. Термин "форма" употребляется также для обозначения внутренней организации содержания и связан с понятием структуры. Отношение Содержания и формы характеризуется единством, доходящим до их перехода друг в друга, однако это единство является относительным. Категориальная структура мышления развивается по мере развития познания, и чем полнее, глубже и всестороннее содержание мышления, тем в более развитых и конкретных формах оно выражается.

Единичность - относительная обособленность, дискретность, отграниченность друг от друга в пространстве и времени объектов, с присущими им специфическими особенностями, составляющими их неповторимую качественную и количественную определённость.

Случайность - результат перекрещивания независимых причинных процессов, событий; способ превращения возможности в действительность, при котором в данном объекте, при данных условиях имеется несколько различных возможностей, могущих превратиться в действительность, но реализуется только одна из них.

Необходимость - закономерный тип связи явлений, определяемый их устойчивой внутренней основой и совокупностью существенных условий их возникновения и развития.

^ Причина и следствие – категории. Под причиной понимается явление, действие которого вызывает, определяет, изменяет, производит или влечёт за собой другое явление; последнее называют следствием. Производимое причиной следствие зависит от условий. Одна и та же причина при разных условиях вызывает неодинаковые следствия. Каждое условие в определенном отношении является причиной, а каждая причина в соответственном отношении есть следствие.

Возможность - есть объективно существующая тенденция развития предмета. Она возникает на основе той или иной закономерности развития предмета и выражает эту закономерность.

Действительность - объективно существующее единство закономерности взаимосвязи развития предметов и всех ее проявлений.

Свобода - способность человека принимать решения и совершать поступки в соответствии со своими целями, интересами, идеалами.

13./ Диалектический характер процесса познания. 44. Диалектика чувственного и рационального процесса познания.

^ Диалектика как инструмент познания выполняет прежде всего регулятивные функции, проблематизирует жизненные ситуации, предупреждает человека о грозящих трудностях будущего, но не дает готовых ответов.

Сложилось 2 направления теории познания:

Рационалисты преувеличивали роль мышления познания.

Сенсуционалисты, преувеличивали роль опыта в процессе познания.


С точки зрения диалектического материализма познание есть бесконечный процесс движения мысли от незнания к знанию, более точному и более полному.Развитие познания происходит от живого сознания к абстрактному мышлению, от него к практике, таков диалектический путь процесса познания истины. Начинается со знакомства человека с предметами внешнего мира, с помощью органов чувств, которые дают нам правильные знания о предметах. Через органы чувств внешний мир проникает в человеческое сознание благодаря им человек познает цвет, вкус и т.д.

Первоступенью процесса познания является чувственность; второе-мышление.

Формы чувственной стороны познания:

Ощущение – это отражение определенных свойств, особенностей сторон предмета (холодный, красный и т.д.).

Восприятие – это образ предмета в целом, оно отражает предметы в совокупности всех сторон ( круглое, красное сладкое яблоко).

Представление – воспроизведение в сознании человека ранее воспринятого памяти.

Воображение – способность соод-ть чувственный материал, иначе чем он соединен в действительности ( змей – Горыныч, баба Яга).

Логическое мышление: 1. понятие, 2. суждение, 3. Умозаключение/

14./Альтернативні концепції діалектики./

Альтернативы диалектики как концепции развития (метафизика), как логики (софистика и эклектика), как гносеологии (релятивизм и догматизм).

Диалектика оправдывает существующие порядки, состояние, кстати, однако, для определенных условий, для определенного времени. Также она исходит из абсолютного сменности, текучести вещей, состояний, порядков. Гегель развил концепцию форм диалектики: резонирующей (мышление субъекта, который обнаруживает противоречия в предмете), негативной (диалектика стремится сделать шатким все, что считается прочно установленным) и позитивной (диалектика созидания). Гегелем выделены принципиальные идеи универсальной связи явлений, единства противоположностей и развития через диалектические отрицания. Источник развития заключен в саморазвитии понятия, а значит, имеет логическую, духовную природу. Гегель доказывал относительное единство диалектики, логики и теории познания. Логика включает рассмотрение жизни. Значит, вводится момент практики в теорию познания.

Софистика основывается на неправильном выборе исходных положений, на абсолютизации определенного определения, на смешении существенного с несущественным, на ложных доказательствах (так называемых софизмах), на использовании разных значений одного и того же слова. Софистика как способ имеет исключительно субъективный характер. Софистика выступает альтернативой диалектики лишь в определенном смысле этого слова.

Софистика оперирует всякого рода уловками, замаскированными внешней правильностью. Вот пример, известный древним грекам в софизме «рогатый»: «То, что ты не терял, ты имеешь. Ты не терял рогов, значит, ты имеешь рога». За внешней правдоподобностью рассуждений здесь допущена подтасовка. Ведь человек многое не терял, но это не значит, что он все это имел. Вместе с тем, в софистике содержится нечто ценное, позитивное. Древнегреческие софисты могли убедить в чем угодно, но «именно они впервые высказывали... идеи о том, что рабов от рождения нет, что женщины равны мужчинам, что нет богов. Софистика ведь не только сноровка, не угодничество низменных страстей, как выразился Платон, но еще и способ выражения... новых и небывалых идей».

Эклектика это алогичная концепция, основанная на произвольном выборе координат, на случайном сочетании разных сторон вещей, на игнорировании их существенных различий в субъективистском сочетании элементов, положений различных учений, концепций, школ, взглядов. Софистика и эклектика - это грани одного и того же, по своей природе носят субъективный характер. Эклектика означает отсутствие целостности в рассуждениях, беспринципное смешение разнородных точек зрения, произвольно сочетая разные признаки предмета, не способна выделить главное. В характеристике эклектики Гегель использовал образ платья, сшитого из разноцветных кусков материи. Примером эклектического плюрализма может выступать рассуждение Н.К. Михайловского, который рисовал будущее России по принципу «взять хорошее отовсюду»: от капитализма - развитие техники, культуру, от феодализма - мелкую собственность, общину.

К альтернативам диалектики как гносеологии относятся догматизм и релятивизм. Догматизм антиисторический, абстрактный способ рассмотрения теоретических и практических проблем, когда при решении их не учитываются ни обстоятельства места, ни обстоятельства времени.Консервативное мышление.Разделяя знание на правильные и неправильные, догматизм пытается закрепить это навсегда. Преувеличивая значение определенных сторон истины, не признает новых качественных моментов, возникающих в процессе познания, не учитывает конкретности истины, абсолютизирует ее.

Релятивизм - теоретико-познавательная концепция, которая исходит из одностороннего выяснения сути истины, преувеличение момента ее относительности, т.е. интерпретации результатов процесса познания. Итак, релятивизм имеет непосредственное отношение к диалектике как теории познания и в этом выступает как ее альтернатива.

Догматизм основывается на преувеличении значения абсолютной истины, игнорируя момент ее конкретности; релятивизм, наоборот, преувеличивает значение относительной истины, отбрасывая момент ее абсолютности.

Выдающимся диалектиком является Гераклит. Он утверждал, что нельзя дважды войти в одну и ту же реку. Природа представляет непрерывный поток изменений, мир есть процесс. Философское открытие Гераклита заключается в обобщении - изменяется не просто кое-что, а все существующее. Гераклит подошел к идее о переходе явлений в свою противоположность, о тождественности всего сущего. «Одно и то же в нас живое и мертвое, бодрствующее и спящее, молодое и старое... Холодное теплеет, теплое холодеет, влажное высыхает, сухое увлажняется». Тождество предполагает различие, ибо все находится в становлении.

Аристотель первым создал систему логики, главную задачу которой видел в установлении правил получения достоверных выводов из определенных посылок. Школа стоиков (конец IV в. до н. э. — II в. н. э.) различала в логике риторику (науку хорошо говорить при помощи связных суждений) и диалектику (науку правильно спорить при помощи рассуждений).

Философы- схоласты искали основания единства одной и той же вещи, ее сходства с самой собой, решали проблему преемственности в развитии.

Метафизика - теория развития и метод познания, категориального аппарата философии. Однако с развитием науки метафизика уступила диалектике, как более современному методу познания, осознание действительности.

Для «старой» (классической) метафизики характерно отрицание развития, отсутствие целостного взгляда на мир, убеждение в окончательной завершенности всех мировых связей, мышление по принципу «или - или», «да - нет».

«Новая» метафизика (со второй половины XIX в.) признает связи и развитие, ведь было бы абсурдно на фоне громадных достижений науки и общественной практики этого не замечать. Модернизированная метафизика обнаруживает связи лишь на локальном уровне и не видит всеобщей взаимосвязи, не видит, что мир есть система. Неометафизика в своих различных вариантах истолковывает развитие: лишь как количественные изменения («плоский эволюционизм»); как только качественные изменения, цепь скачков («катастрофизм»); как монотонное повторение со строго линейной направленностью; как движение по кругу без возникновения нового; как движение, из которого изымается его сущность - противоречие; как сплошной прогресс без сопровождающих его «попятных» движений. Неометафизика возводит подвижность и относительность понятий в культ; за изменчивостью вещей не замечается их устойчивость, действительность превращается в сплошной поток, исключающий всякую определенность.

23/^ Закони діалектики./32/Диалектика отрицания./35/Єдність законів діалектики як відображення розвитку./38 Діалектика єдності законів і категорій буття./40/Закон єдності та боротьби суперечностей.

В законах диалектики конкретизируются ее основные категории в их историческом становлении и соотношении.

Движущую силу развития выражает закон единства и борьбы противоположностей. Сущность этого закона состоит в том, что предметы и явления объективного мира в процессе своего развития, вытекающего из взаимодействия и противоречия между различными предметами и явлениями и различными сторонами внутри предметов и явлений, переходят из состояния несущественного различия составляющих данное явление тенденций к существенным различиям моментов целого и к противоположностям, которые вступают между собой в противоречие, борьбу, составляющую внутренний источник развития данного явления. Каждый предмет содержит в себе иное самого себя. Внутренняя противоречивость любого объекта состоит в том, что в едином предмете в одно и то же время имеет место и взаимопроникновение и взаимоисключение противоположностей. Борющиеся противоположности находятся между собой в единстве в том смысле, что они присущи одному предмету, явлению. Противоречие, выражающееся в борьбе противоположностей в рамках данного единства, составляет источник развития. Марксизм материалистически истолковал и разработал Е. и б. п. з. «как закон познания (и закон объективного мира)» (Ленин). Подход к этому закону с т. зр. принципа совпадения диалектики, логики и теории познания направлен против сведения его к сумме примеров, на понимание его как всеобщего закона бытия и мышления.

Закон перехода количественных изменений в качественные. Развитие как движение от простого к сложному, от низшего к высшему, от старого качественного состояния к более высокому, новому качеству есть одновременно и непрерывный, и прерывный процесс. При этом количественные изменения явлений до известного предела носят характер относительно непрерывного роста одного и того же по своему качеству объекта, который, изменяясь количественно в пределах одной и той же меры, не перестает быть тем, что он есть. Только на определенной ступени развития, при определенных условиях объект теряет свое прежнее качество и становится новым. Развитие, т. о., есть единство прерывности и непрерывности, революционного, скачкообразного и эволюционного изменения явлений.

Закон отрицания отрицания. Всякое развитие есть определенным образом направленный процесс. Каждое явление относительно и в силу своей конечной природы переходит в другое явление, которое при определенных условиях может стать противоположностью первого и выступить в роли его отрицания. Отрицание составляет необходимое условие развития, поскольку оно есть не только отрицание старого, но и утверждение нового. Вновь возникшее качество также переходит в иное качество. Отрицание снимается вторым отрицанием, а вся цепь развития представляет собой процесс отрицания отрицания. В результате этого нарастающего отрицания отрицания получается движение предмета от простого к сложному, от низшего к высшему с элементами повторения пройденного, временного отступления назад и т. д. Этот закон выражает и процесс коренного изменения старого качества, повторяющуюся связь между различными этапами развития, т. е. основную тенденцию развития и преемственность между старым и новым. Развитие совершается так, что высшая ступень развития выступает как синтез всего предшествующего движения в его снятом виде. Каждый момент развития, как бы он ни был отличен от предыдущего, происходит из него, является результатом его развития, поэтому заключает, сохраняет его в. себе в преобразованном виде. В сущности он есть это первое, ставшее иным. Из этого вытекает важное требование к научному познанию, выступающее в качестве метода: только то историческое познание может быть плодотворным, которое каждый момент исторического развития рассматривает как результат предшествующего момента и в органичной связи с ним.

^ 70. Закон заперечення заперечення./Диалектика отрицания.

Вначале о первом понятии – категории Отрицания как снятия. Как для Гегеля, так и для Маркса существенно, что силы отрицания ведут к новой ступени, развиваются внутри этой системы. Как, к примеру, буржуазия внутри феодального общества или пролетариат, как революционная сила внутри капитализма: определенное отрицание в смысле этого положения по отношению к Целому уже внутри Целого. Путем этого отрицания, развивающегося изнутри системы, движение к новой ступени неизбежно становится более высокой ступенью, поскольку расковывает производительные силы, скованные существующей системой. То есть, и здесь еще во всех революционных преобразованиях существующего Целого происходит развитие уже имеющейся сущности, которая не может осуществиться в рамках существующего.

Основные положения этого закона таковы:

1. В процессе развития постоянно возникает новое, не существовавшее ранее и представляющее собой диалектическое отрицание старого.

2. В процессе отрицания все ценное, жизнеспособное сохраняется и в преобразованном виде включается в новое. Лишь определенная часть старого, отжившая свое и препятствующая развитию, подвергается уничтожению.

3. Развитие включает в себя моменты некоторого возврата и повторения уже пройденных этапов, но на новом, более высоком уровне и обладает поэтому не круговым или прямолинейным, а спиралевидным характером.

4. В процессе развития при переходе от старого к новому объективно существуют прогрессивные и регрессив­ные тенденции. В зависимости от того, какая из этих тен­денций, находящихся в диалектической взаимосвязи, яв­ляется преобладающей, определяется прогрессивный или регрессивный тип изменений данного явления в целом.


Примеры диалектического отрицания в истории России: 1.Переход от языческой веры к православной - Крещение Руси - это поворот к Западу отрицанием Востока. 2. Татаро-монгольское иго -переход от феодального Запада к азиатскому Востоку. 3. Петровские реформы - ориентировка России с Востока на Запад. 4. Революция 1917 года -вектор времени снова направляется с Запада на Восток. 5. Идет перестройка - признаки идеализации Запада.

////

Бытие — категория для обозначения целостности и субстанциональности мира. Греческие натурфилософы (ранний период) рассматривали действительность как многообразие постоянно изменяющихся предметов, явлений, процессов, но их последователи поставили вопрос о всеобщей и постоянной основе этих изменений, которая и была названа бытием.

«Бытие» — производное отелов «быть», «есть», означает не просто существование каких-либо объектов окружающего мира, а того, что гарантирует это существование. Учение о бытии (онтология). В основе понятия бытия лежит убежденность челове ка в том, что мир существует не только здесь и сейчас (этот фаю неоспоримо доказывается человеческим опытом), но повсюду и вечно (интуитивная деятельность сознания).

Основные формы бытия: вещей, процессов, заключающее в себе бытие природы как целого и бытие вещей, производимых человеком; человека — подразделяется на бытие человека как природного существа и специфическое человеческое бытие; духовного, состоящего из объективного и субъективного духа; социальное, состоящее из бытия отдельного человека и бытия общества.

  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

58. Становлення філософської думки в Україні. 61. Розвиток філософської думки від Г. Сковороди до нашого часу icon58. Становлення філософської думки в Україні. 61. Розвиток філософської думки від Г. Сковороди до нашого часу
Становлення філософської думки в Україні. 61. Розвиток філософської думки від Г. Сковороди до нашого часу
58. Становлення філософської думки в Україні. 61. Розвиток філософської думки від Г. Сковороди до нашого часу iconІсторія філософської
Курс становить один з аспектів цілісної історико-філософської підготовки майбутніх фахівців. Також при вивченні курсу має важливе...
58. Становлення філософської думки в Україні. 61. Розвиток філософської думки від Г. Сковороди до нашого часу iconДЕРЖАВНО-ПРАВОВІ ПОГЛЯДИ В КРАЇНАХ СТАРОДАВНЬОГО СВІТУ Модуль 1. Становлення державно-правових поглядів у давні часи.
Окреслюються етапи раціоналізації політико-правової думки, ідеї брахманізму про варновий поділ суспільства, вчення про ідеальну...
58. Становлення філософської думки в Україні. 61. Розвиток філософської думки від Г. Сковороди до нашого часу iconСтавлення громадян до інтеграційних проектів
Київський міжнародний інститут соціології (кміс) провів всеукраїнське опитування громадської думки. Методом інтерв'ю опитано 2029...
58. Становлення філософської думки в Україні. 61. Розвиток філософської думки від Г. Сковороди до нашого часу iconТут олівець зупинився, і я питав себе, як у світі вона все сталося
Це історія одного з самих фантастичних подорожей нашого часу. Шість молодих людей відплив тільки по південній частині Тихого океану...
58. Становлення філософської думки в Україні. 61. Розвиток філософської думки від Г. Сковороди до нашого часу iconТут олівець зупинився, і я питав себе, як у світі вона все сталося
Це історія одного з самих фантастичних подорожей нашого часу. Шість молодих людей відплив тільки по південній частині Тихого океану...
58. Становлення філософської думки в Україні. 61. Розвиток філософської думки від Г. Сковороди до нашого часу iconЗакон україни про вищу освіту (нова редакція)
Держава, що заінтересована в існуванні таких центрів незалежної думки, створює умови для їх створення розвитку
58. Становлення філософської думки в Україні. 61. Розвиток філософської думки від Г. Сковороди до нашого часу iconМ. П. Драгоманова Інститут філософської освіти І науки Кафедра культурології «Затверджено» Вченою радою нпу імені М. П. Драгоманова 2010 р. Протокол
Зязюн І. А., директор Інституту педагогіки І психології професійної освіти апн україни, академік апн україни, доктор філософських...
58. Становлення філософської думки в Україні. 61. Розвиток філософської думки від Г. Сковороди до нашого часу iconПитання для заліку з курсу «інтелектуальна власність»
Становлення та розвиток організацій колективного управління правами авторів. Принципи діяльності
58. Становлення філософської думки в Україні. 61. Розвиток філософської думки від Г. Сковороди до нашого часу iconПлан загальнонародних дій з ліквідації антинародного фінансово-олігархічного режиму і становлення реального народовладдя в Україні

58. Становлення філософської думки в Україні. 61. Розвиток філософської думки від Г. Сковороди до нашого часу iconТема Історія політичної думки
Згідно з древніми міфами земна організація життя має божественне походження та є відображенням загальносвітового космічного порядку....
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы