А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада Вайшнавский институт высшего образования Обзор Бхагавад-гиты Комментарий Шрилы Прабхупады по трем основным разделам Бхагавад-гиты Краткое изложение icon

А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада Вайшнавский институт высшего образования Обзор Бхагавад-гиты Комментарий Шрилы Прабхупады по трем основным разделам Бхагавад-гиты Краткое изложение


Скачать 351.12 Kb.
НазваниеА. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада Вайшнавский институт высшего образования Обзор Бхагавад-гиты Комментарий Шрилы Прабхупады по трем основным разделам Бхагавад-гиты Краткое изложение
страница1/6
А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада<><> <> <>Вайшнавский инстит
Размер351.12 Kb.
ТипИзложение
  1   2   3   4   5   6

Международное общество Сознания Кришны

Основатель-Ачарйа

Его Божественная Милость А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада

Вайшнавский институт высшего образования


Обзор Бхагавад-гиты

Комментарий Шрилы Прабхупады по трем основным разделам


Бхагавад-гиты...............1

Краткое изложение глав

Первая..................................................3

Вторая..................................................4

Третья..................................................6

Четвертая...............................................7

Пятая...................................................9

Шестая.................................................10

Седьмая................................................12

Восьмая................................................14

Девятая................................................16

Десятая................................................17

Одинадцатая............................................18

Двенадцатая............................................20

Тринадцатая............................................21

Четырнадцатая..........................................23

Пятнадцатая............................................25

Шестнадцатая...........................................26

Семнадцатая............................................27

Восемнадцатая..........................................2


Краткое изложение соединяющее все восемнадцать глав

Бхагавад-гиты как она есть..........................30

Эссе


Веды как они есть......................................36

Древнее исскуство деятельности.........................40

Возвышение до добродетели..............................46

Лестница йоги..................................................55




Краткий конспект глав всей Бхагавад-гиты и объяснение

связей между главами......56

Комментарий Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура на 41 стих

второй главы Бхагавад-гиты............74

Названия глав на санскрите………………75

Основные стихи для заучивания…………76




^ КОММЕНТАРИЙ ШРИЛЫ ПРАБХУПАДЫ


по трем разделам БХАГАВАД-ГИТЫ

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. Главы 1-6


А. В первых шести главах Бхагавад-гиты описываются знающий тело, живое существо и положение, находясь на котором оно может понять Верховного Господа. (13.2 комментарий.)


В. В первых 6 главах преданному служению было уделено особое внимание: “ЙОГИНАМ АПИ САРВЕШАМ... из всех йогов-трансценденталистов лучшим является тот, кто постоянно думает обо Мне, пребывающем в нем”. (18.1 комм)


^ РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. Главы 7-12


А. В следующих 6 главах обсуждались чистое преданное служение, его природа и связанная с ним деятельность (18.1).


В. В следующих 6 главах Бхагавад-гиты говорится о Верховной божественной личности и взаимоотношениях индивидуальной души и Параматмы в связи с преданным служением. В этих главах ясно определено высшее положение Верховной божественной личности и подчиненное положение индивидуальной души. Живые существа занимают подчиненное положение при всех обстоятельствах, но, забывая об этом, они страдают. Когда их разум просветлен праведной деятельностью, они обращаются к Всевышнему Господу в различных ситуациях, а именно, в страдании, в нужде, из лоюбопытства и в поисках знания. Это также уже описывалось.

(13.2 комм.)

С. С 7-ой главы до конца 12-ой главы Шри Кришна приводит детальное описание Абсолютной Истины Верховной Личности Бога. Слова идам видитва указывают на то, что следует глубоко осознать поучения Шри Кришны, приведенные в этой и в седьмой главах “Бхагавад-гиты”. Следует попытаться понять их не с помощью эрудиции или мыслительных спекуляций, но путем обсуждения их в общении с бхактами Господа. Главы с шестой по двенадцатую являются сутью “Бхагавад-гиты”. Первые шесть и последние шесть глав как бы покрывают промежуточные шесть, которые особенно охраняются Господом. Если кому-то удалось понять “Бхагавад-гиту”, особенно эти срединные шесть глав, в общении с бхактами Господа, то его жизнь немедленно обретает смысл, вне зависимости от совершения каких бы то ни было тапасий, жертвоприношений, благотворительности, философских спекуляций и так далее, так как результатов всех этих действий можно достичь, просто находясь в сознании Кришны. (8.28 комм.)


D. В предыдущих главах, начиная с седьмой, Господь давал объяснения Своим различным энергиям и тому, как они действуют, чтобы укрепить веру и преданность. В этой главе Он снова рассказывает Арджуне о Своих проявлениях и разнообразных божественных качествах, которыми Он обладает в избытке.

(10.1 комм.)

РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ. Главы 13-18


А. В 13-ой и последующих главах объясняется, каким образом живое существо вступает в контакт с материальной природой и как от Всевышнего Господа оно получает освобождение через различные процессы - кармическую деятельность, развитие знания и преданное служение. Хотя живое существо совершенно отлично от материального тела, оно некоторым образом становится с ним связанным. Этому также дается объяснение. (13.2 комм.)


В. В последних 6 главах описывались знание, отречение, деятельность материальной и трансцендентальной природы, а также преданное служение Господу. В заключение было сказано, что всякую деятельность следует совершать во имя Всевышнего Господа, представляемого словами ОМ ТАТ САТ, которые указывают на Вишну, Высшую личность. В третьей части “Бхагавад-гиты” было показано, с приведением цитат, принадлежащих ачариям прошлого, а также из “Брахма-сутры”, “Веданта-сутры”, что преданное служение Господу и только оно является высшей целью жизни. Некоторые имперсоналисты считают себя единственными обладателями знания “Веданта-сутры”. В действительности же “Веданта-сутра” предназначена для понимания преданного служения, ибо она составлена Самим Господом, и Он - Тот, кто знает ее. Это описано в пятнадцатой главе. Цель каждой шастры и каждой “Веды” - преданное служение. Это объясняется в “Бхагавад-гите”. (18.1ком)


Глава первая НА ПОЛЕ БИТВЫ КУРУКШЕТРА

________________________________________________________________


^ А. ПРИГОТОВЛЕНИЕ К ВОЙНЕ. (1.1-27)

1. Саньджайа сообщает царю Дхритараштре о том, как Дурйодхана соотносит военные силы армии Пандавов и армии Куру. Затем Бхишма и вся армия Куру громко трубят в свои раковины, радуя Дурйодхану. (1-3)

2. С другой стороны Кришна и Арджуна затрубили в свои трансцендентные раковины, сотрясая сердце Дурйодханы. (14-19)

3. Затем Арджуна попросил Кришну вывести его колесницу между 2-х армий, чтобы осмотреть сторону Куру. Арджуна увидел много родственников и доброжелателей на обеих сторонах. (20-27)


^ В. ДИЛЕММА АРДЖУНЫ. (1.28-46)

Арджуна содрогнулся, думая о том, что эта битва положит конец его семье и семейным традициям. Он видел страшные греховные реакции, которые придут к нему за убийство членов его семьи. Арджуна чувствовал, что лучше ему, безоружному, быть убитым, чем сражаться. Он почувствовал горе, отложил свой лук и сел на свою колесницу.


С. ПРИЧИНЫ АРДЖУНЫ К НЕЖЕЛАНИЮ СРАЖАТЬСЯ. (из 1 и 2 глав)

1. СОСТРАДАНИЕ: Арджуна из сострадания к тем, кому предстоит умереть, не хотел сражаться. (1.27,28)

2. НАСЛАЖДЕНИЕ: Арджуна полагал, что не сможет насладиться царством, которое достанется ему ценой жизней членов его семьи. (1.31-35, 2.7,8)

3. РАЗРУШЕНИЕ ДИНАСТИИ: безверное и нежелательное потомство наполнит всю династию, совершению традиционных ведических ритуалов, основанных на варнашраме, придет конец, и ад ждет как династию, так и разрушителя династии. (1.37-43)

4. СВЯТОСТЬ И СТРАХ ПЕРЕД ГРЕХОВНЫМИ РЕАКЦИЯМИ: Арджуна думал, что наслаждение царским счастьем несравнимо с результатами греховных реакций за разрушение семьи и убийство старших. (1.44-46, 2.5)

5. НЕРЕШИТЕЛЬНОСТЬ: Арджуна не имел истинного знания о том, что же лучше: победить их или быть побежденным ими. (2.6)

Глава вторая ОБЗОР БХАГАВАД-ГИТЫ

________________________________________________________________


^ А. АРДЖУНА ПРЕДАЕТСЯ КРИШНЕ, И КРИШНА СЕЙЧАС ДАСТ ЕМУ
НАСТАВЛЕНИЯ. (2.1-10)

Арджуна, выразив свои сомнения относительно битвы, обращается к Кришне за наставлениями.
^ В. СРАЖАЙСЯ! НЕТ СМЕРТИ ДЛЯ ДУШИ. (2.11-30)

1. Во время смерти вечная душа меняет одно тело на другое, и, поскольку душа не может умереть, Арджуна не мог быть убит. (11-13, 16-25)

2. Исполняющий обязанности не должен попадать под влияние радостей и страданий, возникающих из чувственного восприятия. (14, 15)

3. Вечная неразрушимая неизменная душа не может быть убита, а временное тело невозможно спасти. Поэтому сражайся. (26-30)
^ С. СРАЖАЙСЯ! ТАК КАК СРАЖЕНИЕ ВО ИМЯ ДОЛГА ПРИНОСИТ ТОЛЬКО

ПРИОБРЕТЕНИЯ, А ОТКАЗ ОТ СРАЖЕНИЯ - ОДНИ ЛИШЬ ПОТЕРИ. (2.31-38)

Если Арджуна умрет на поле битвы, он вознесется на райские планеты, и если победит, будет править Землей. Позор ждет его, если он покинет поле сражений.
^ D. СРАЖАЙСЯ! И ЭТО НЕ НАВЛЕЧЕТ НА ТЕБЯ ПОСЛЕДСТВИЙ. (2.39-53)

1. Если Арджуна будет сражаться без привязанности к результату сражения, а только потому, что таково желание Кришны; если он будет сражаться с умом направленным на Кришну и в полном сознании, то его сражение не повлечет за собой никаких реакций. (39-41, 47-51)

2. Арджуна должен подняться над ведическими формулировками “плохого и хорошего”, зная, что цель Вед - служение Кришне. (42-46, 52, 53)


^ Е. СРАЖАЙСЯ! УТВЕРДИСЬ В СОЗНАНИИ КРИШНЫ. (2.54-72)

1. Арджуна задал Кришне четыре вопроса о том, чье сознание погружено в трансцендентальное: каковы его признаки, как говорит он, как сидит и как ходит. (54)

2. Каковы его признаки? (Как положение Арджуны относится к положению такой личности?) Самореализованная душа отреклась от всего чувственного удовлетворения, находя наслаждение внутри себя. (55)

3. Как он говорит? (Как на его умонастроение и слова воздействуют привязанность, равнодушие других или гнев других?) Такая чистая душа сохраняет спокойствие, не ликует, не привязывается, не страшится, он также не восхваляет и не критикует то плохое или хорошее, что он обретает. (56, 57)

4. Как он сидит? (О чем он думает, когда его чувства оторваны от объектов чувств?) Он остается стойким в трансцендентном сознании посредством высшего вкуса к служению Кришне. (2.59) Почему необходимо воздерживать чувства от объектов чувств, сфокусировав их на Кришне? В противном случае человек падет в материальный омут. (60-63)

5. Как он ходит? (Как он занимает свои чувства?) Свободный от привязанности и антипатии, удовлетворенный в сознании Кришны, он тверд благодаря своему разуму (64, 65) и достигает мира путем игнорирования желаний своего ума. Таким образом, он, всегда отрекшийся, действует в связи со Всевышним. (66-71)

6. (Заключение) Если он всегда находится в таком состоянии, он может войти в царство Бога в момент смерти. (72)


Глава третья КАРМА-ЙОГА

________________________________________________________________


^ А. СМЯТЕНИЕ: ОТРЕЧЕНИЕ ИЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. (3.1, 2)

Арджуна спрашивал, почему Кришна, прежде рекомендовавший буддхи-йогу - использование разума для связи со Всевышним и отказ от деятельности ради плодов - тем не менее хочет, чтобы он участвовал в битве. Кришна ответил, что в действительности он рекомендует 1-ый процесс, состоящий из 2-х стадий: кармы и гйаны.

^ В. СРАЖАЙСЯ! ИСПОЛНЯЙ СВОИ ОБЯЗАННОСТИ, НО БЕЗ ПРИВЯЗАННОСТИ. (3.3-9)

Кришна ответил, что так как душа активна по природе, то отречение от деятельности, если при этом сердце еще не чисто, - процесс менее выгодный, чем выполнение своего предписанного долга с непривязанностью. Поэтому Веды учат нас тому, как выполнять деятельность как жертвоприношение для Кришны. Такая деятельность не будет связывать нас в этом мире.
^ С. ОТ КАРМА-КАНДЫ ДО КАРМА-ЙОГИ. (3.10-26)

Если человек не может действовать, исполняя обязанности с непривязанностью, ему лучше следовать разделу Вед - карма-канде. Но при этом исполнять эти указанные Ведами обязанности, которые предписывают жертвоприношения для удовлетворения Кришны.


^ D. ВЫПОЛНЕНИЕ ПРЕДПИСАННЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ БЕЗ ПРИВЯЗАННОСТИ,
ЧТОБЫ ПОКАЗАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ПРИМЕР. (3.11-32)

1. Гораздо лучше действовать как царь Джанака и как Кришна - выполнять свои обязанности. Необходимо действовать так, чтобы показать правильный пример другим. (17-25)

2. Хотя невежественные исполняют их обязанности с привязанностью, мудрый не должен выбивать их из колеи. Мудрые должны выполнять свои обязанности без привязанности и так освободиться. (26-32)

3. Необходимо выполнять свои обязанности в Сознании Кришны в соответствии со своей природой, не падая жертвой привязанностей

и антипатий. (33-35)


^ Е. ОПАСАЙСЯ ВОЖДЕЛЕНИЯ И ГНЕВА.

Опасайся вожделения - греховного, всепожирающего врага души. Знание души скрывается вожделением, находящимся в чувствах, уме, разуме. Регулируя чувства и при помощи сильного духовного разума необходимо утвердиться в своем чистом “я” как слуги Кришны и так победить вожделение. (36-43)


Глава четвертая ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ ЗНАНИЕ

________________________________________________________________


^ А. ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ ЗНАНИЕ О КРИШНЕ. (4.1-10)

1. Прежде эта Бхагавад-гита была рассказана Кришной, и позднее она передавалась по цепи ученической преемственности святых царей. Сейчас эта цепь прервана, и Кришна расскажет ее снова Арджуне. (1-3)

2. Кришна может помнить, как в прежнем своем рождении Он рассказывал Бхагавад-гиту, ибо Он - Нерожденный Господь, обладающий трансцендентным нетленным телом. (4-6)

3. Кришна явлдяется всякий раз, когда религия приходит в упадок, и воцаряется безбожие. Он освобождает праведников, уничтожает негодяев и восстанавливает религию. (7-8)

4. Тот, кто воистину знает природу рождения Кришны и Его действий, достигает обители Кришны. Освободившись от привязанности, страха и гнева, многие очищались и достигали любви к Кришне, полностью погружаясь в Кришну. (9,10)


^ В. ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ ЗНАНИЕ, ПРИМЕНЕННОЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

(4.11-15)

1. Каждый в конечном счете предается Кришне, так как Кришна - тот, кто дает плоды деятельности. (11-12)

2. Хотя Кришна создал систему варнашрамыы в соответствии с гунами и сопровождающей их деятельности (для того, чтобы люди могли достичь плодов деятельности, которых они желают), Он Сам не входит в нее. Нет такой деятельности, которая влияла бы на Кришну, и Он не стремится к плодам. (13,14)

3. Зная Кришну как дарующего результаты всей деятельности и как трансцендентного создателя варнашрамы, все освобожденные души действуют, не запутываясь в этой деятельности. Арджуна должен исполнять свой долг и сражаться за Кришну, но делать это с непривязанностью. (15)
^ С. ПОНИМАНИЕ ТОГО, КАК СОВЕРШАТЬ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ ЧЕРЕЗ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. (4.16-24)

Действия в служении Кришне есть акарма - действия без

последствий. Тот, кто действует с умом и разумом, свободными от

чувственного наслаждения, достигает свободы от греховных

реакций. Освободившись от гордости и зависти, удовлетворенный в

успехе и неудаче, он достигает духовного царства. Так Кришна

объяснил, каким образом на карму можно смотреть как на гйану.


^ D. ПРАВИЛЬНОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЙ ПРИВОДИТ К ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОМУ ЗНАНИЮ. (4.25-33)

1. Некоторые йоги в совершенстве поклоняются полубогам путем жертвоприношений, другие жертвуют Брахману. Чтобы контролировать ум, некоторые жертвуют процессом слушания, другие приносят в жертву чувства или дыхание. Некоторые жертвуют их собственностью, совершают суровые аскезы, практикуют йогу или изучают Веды. Все совершающие жертвоприношения приближаются к Всевышнему. Эти жертвоприношения одобряются Ведами и каждое из них

соответствует определенным типам деятельности. Знание этого

приводит к освобождению. (25-32)

2. Цель всех этих жертвоприношений - достижение трансцендентального знания, которое приводит к освобождению и в

конце концов к чистому преданному служению. (33)


^ Е. КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОГО ЗНАНИЯ. (4.34-42)

1. Как достичь трансцендентального знания.

2. Цель трансцендентального знания.

3. Кто может с успехом обрести трансцендентальное знание.

4. Признаки того, кто с успехом применяет трансцендентальное

знание в деятельности.

5. Заключение.

1. Как достичь: Ради получения трансц. знания необходимо обратиться и предаться самореализованному духовному учителю,

смиренно вопрошая и служа ему. (34)

2. Цель: Тот, кто однажды получил это знание, никогда не падает в иллюзию вновь, так как он знает, что все живые существа

находятся в Кришне и являются Его частями. (35)

3. Кто может достичь: Тот, кто имеет веру, может вопрошать о

трансцендентном знании; тот, кто не имеет сомнений. (39, 40)

4. Признаки успеха: Тот, кто с успехом действует в

трансцендентном знании, не желает плодов, лишен сомнений,

сознает себя как вечного слугу Кришны и не связан

деятельностью. (41)

5. Заключение: Срази знанием все сомнения, родившиеся от неведения. “Арджуна, вооружившись йогой, поднимись и сражайся!”

(42)


Глава пятая КАРМА-ЙОГА - ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СОЗНАНИИ КРИШНЫ

________________________________________________________________


^ А. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С НЕПРИВЯЗАННОСТЬЮ И С ПРЕДАННОСТЬЮ ВЫШЕ, ЧЕМ ОТРЕЧЕНИЕ ОТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. (5.1-6)

1. Арджуна вновь спрашивает Кришну, что выше: деятельность с

преданностью или отречение от деятельности.

Кришна отвечает, что деятельность с преданностью выше, чем

отречение от деятельности, и тот, кто не привязан к результатам

своей деятельности, пребывает в истинном отречении. (1-3)

2. Хотя результаты отречения и преданного служения в конечном счете одинаковы, преданное служение выше, т.к. преданный быстро

достигает Кришны. (4-6)


^ В. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С НЕПРИВЯЗАННОСТЬЮ. (5.7-12)
1. Тот, кто чист душой, не запутывается, поскольку, хотя он и

действует, его сознание сосредоточено на Кришне. Он знает, что

когда действует тело, он не делает ничего, т.к. это

материальные чувства реагируют с их объектами. (7-9)
2. Тот, кто исполняет свои обязанности без привязанности и

всегда использует свои тело, ум, разум и чувства лишь для

удовлетворения Кришны, достигает мира, тогда как тот, кто с

жадностью стремится к плодам своей деятельности, попадает в

материальное рабство. (10-12)


^ С. ПРОСВЕЩЕНИЕ ЧЕРЕЗ ПОНИМАНИЕ 3-Х ДЕЙСТВУЮЩИХ В ПЕРСПЕКТИВЕ:
ДУША, МАТЕРИАЛЬНАЯ ПРИРОДЫ И СВЕРХДУША. (5.13-16)

Живое существо, знающее, что все действия тела

автоматически осуществляются гунами материальной природы с

санкции Сверхдуши, достигает просветления через это знание.
^ D. ОСВОБОЖДЕНИЕ ЧЕРЕЗ СОСРЕДОТОЧЕНИЕ СОЗНАНИЯ НА СВЕРХДУШЕ.

(5.17-26)
1. Сосредотачивая свое сознание на Господе, ученый мудрец

одними глазами смотрит на брахмана и слона, счастье и

несчастье. Его наслаждение безгранично, поскольку он

сосредоточен на Всевышнем. Зная преходящую природу материальных

наслаждений, он не прельщается ими. (18-23)
2. Обуздывая и контролируя побуждения тела и ума, он черпает

счастье, активность и наслаждения в самом себе. Так как он

действует на благо всех, свободен от греха и постоянно стремится

к совершенству, он вскоре освобождается во Всевышнем. (24-26)


^ Е. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС: ОСВОБОЖДЕНИЕ ЧЕРЕЗ АШТАНГА-ЙОГУ.

(5.27, 28)

Можно освободиться от желания, страха и гнева - достичь

полного освобождения через аштанга-йогу.
^ F. ФОРМУЛА МИРА НА ПЛАТФОРМЕ ОСВОБОЖДЕНИЯ. (5.29)

бхоктарам ягья-тапасам сарва-лока-махешварам

сухридам сарва-бхутанам гьятва мам шантим риччхати

“Человек, полностью сознаюащий Меня, знающий, что в конечном

счете все жертвоприношения и аскетизм направлены на Меня, что Я

  • Верховный властитель всех планет и полубогов, и благодетель и благожелатель всех живых существ, освобождается от материальных

страданий”.


Глава шестая ДХЙАНА-ЙОГА

________________________________________________________________


^ А. ПРОГРЕСС В ЙОГЕ ЧЕРЕЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С НЕПРИВЯЗАННОСТЬЮ. (6.1-4)

1. Санйаса и йога - это одно и то же. Это обнаружилось при сравнении, т.к. и в том, и в другом случае необходимо отречение от желания чувственного наслаждения. (1,2)

2. Чтобы прогрессировать в йоге, человек сперва должен действовать, чтобы достичь высокой ступени отсутствия желания к чувственному удовлетворению. (3,4)


^ В. УРОВНИ ОТРЕЧЕНИЯ ЙОГА, И КАК ОН КОНТРОЛИРУЕТ СВОЙ УМ. (6.5-9)

1. Ум как друг или враг: Необходимо использовать ум ради освобождения, а не для деградации. Ум является другом того, кто обуздал его, и врагом того, кто не смог это сделать. (5,6)

2. Признаки того, кто контролирует свой ум, кто достиг успеха (йогарудха), кто может оставить деятельность с привязанностью: Тот, кто победил свой ум, уже достиг Сверхдуши и одинаково смотрит на счастье, страдание, жару, холод, честь, бесчестье, камень, гальку или золото. Достигнув такого уровня, он равно относится к доброжелателям, завистливым, благочестивым и грешникам. (7-9)


^ С. СТАДИИ В ПРАКТИКЕ ЙОГИ. (6.10-32)

1. Основные действия йога: Тщательно контролируя ум, удачливый йог вовлекает свой ум, тело и себя в служение Кришне. (10)

2. Где сидеть во время практики: Йог должен вести жизнь в одиночестве и заниматься йогой в уединенном месте, святом месте. Он должен контролировать свои чувства и сосредоточивать свой ум на одной точке. (11, 12)

3. Как сидеть во время медитации: Тело, шею и голову необходимо держать выпрямленными. В это время йог сосредоточивает свой взгляд на кончике носа. Свободный от страха и половой жизни, он должен медитировать на Кришну, находящемся в его сердце. (13, 14)

4. Результаты медитации: Таким образом, прекращая материальное существование, он достигает царство Бога. (15)

5. Дальнейшее описание практики йоги: Человек не может стать йогом, если спит или ест слишком много или спит или ест слишком мало. (16, 17)

6. Йогарудха: Ум в самадхи: Таким образом йог регулирвует свои привычки. Чистым умом, он, лишенный материальных желаний, устремляет свой взор на свою внутренную сущность и черпает

радость в себе самом. (18, 19)

7. Что чувствует йог, достигший совершенного уровня: Испытывая безграничное счастье, йог никогда не отклоняется от истины, ибо полагает, что нет большего выигрыша, чем достигнуть ее. (20-23)

8. Достижение совершенной стадии через контроль ума: Необходимо с решительностью заниматься йогой, оставив все умственные и чувственные желания. Постепенно, силой своего разума, йог сосредоточивает свой ум на собственной сущности. (24, 25)

9. Дальнейший прогресс контроля ума: Когда бы ум ни отклонялся, йог возвращает его назад, под контроль своего “я”. Сосредоточивая ум на Кришне, йог обретает качественную тождественность со Всевышним и начинает заниматься служением Кришне. (26, 27)

10. Совершенство йоги: Когда он видит Кришну повсюду, Кришна никогда не потерян для него так же, как и он никогда не потерян для Кришны. Такой йог, зная, что Сверхдуша и Кришна - суть одно, видит истинную тождественность всех существ и таким образом действует на благо всех. (6.28-32)


^ D. УМ И ПРАКТИКА ЙОГИ. (6.33-36)

Кришна подтверждает сомнения Арджуны, что с беспокойным умом очень сложно иметь равное видение и практиковать йогу. Затем Господь заверяет Арджуну, что ум необходимо контролировать, и это возможно только через постоянную практику и отречение.
^ Е. ЧЕГО ДОСТИГАЕТ НЕУДАЧЛИВЫЙ ЙОГ. (6.27-45)

Затем Кришна отвечает на сомнения Арджуны, который хотел знать, чего достигает йог, потерпевший неудачу. Господь объяснил, что, испытав наслаждение на высших планетах, йог рождается в семье праведников или в аристократической семье. Если он терпит неудачу после долгой практики, он родится в семье мудрых трансценденталистов. Тогда он автоматически привлекается принципами йоги. Затем после суровой практики он достигает высшей цели (эти стихи являются продолжением 2.40, в котором говорится о защите того, кто встал на духовный путь).
^ F. ВЫСШИЙ ЙОГ. (6.46, 47)

Йог стоит выше импирика, того, кто действует ради материальных плодов, и аскета. И тот йог, который постоянно думает о Кришне, находящемся внутри него, и кто с полной верой поклоняется Кришне, - первоклассный и величайший из всех.


Глава седьмая ЗНАНИЕ АБСОЛЮТА

________________________________________________________________


^ А. ПОЛНОСТЬЮ ПОЗНАТЬ КРИШНУ, СЛУШАЯ О НЕМ. (7.1-3)

Кришна просит Арджуну выслушать о Его материальной и духовной энергиях и заявляет, что трансценденталист, который достиг успеха и воистину познал Его - самый редкий.

^ В. ЗНАНИЕ О КРИШНЕ КАК ОБ ИСТОЧНИКЕ МАТЕРИАЛЬНЫХ И ДУХОВНЫХ ЭНЕРГИЙ. (7.4-12)

1. Помимо земли, воды, огня, вохдуха, эфира, ума, разума и ложного эго, составляющих материальную энергию Кришны, также существует духовная энергия Кришны. Все, что мы видим, есть сочетание материальной и духовной энергий Кришны. (4, 5)

2. Знание Кришны как источника и разрушителья всего, что проявляется благодаря этим энергиям. Нет истины выше, чем Кришна, т.к. все покоится на Нем подобно жемчужинам, нанизанным на нить. (6, 7)

3. Знание Кришны как активного принципа, который управляет этим миром: Кришна - вкус воды, аромат земли, разум разумных, сила сильных.

4. Заключение: Состояние бытия - добродетель, страсть или невежество - это проявления энергии Кришны. Таким образом, Кришна - все, и Он все контролирует, но тем не менее остается независимым. (8-12)


^ С. ТРИ ГУНЫ КОНТРОЛИРУЮТСЯ КРИШНОЙ, ПОЭТОМУ ПРЕДАЙСЯ. (7.13, 14)

Введенный в заблуждение этими тремя гунами, весь мир не знает Кришну, находящегося выше этих гун и неисчерпаемого. Те, кто предаются Кришне, повелителю гун, зная Его, поднимаются над этими гунами.


^ D. НЕБЛАГОЧЕСТИВЫЕ УТРАЧИВАЮТ ЗНАНИЕ И НИКОГДА НЕ ПРЕДАЮТСЯ

КРИШНЕ, БЛАГОЧЕСТИВЫЕ РАЗВИВАЮТ ЗНАНИЕ И ПРЕДАЮТСЯ. (7.15-19)

1. Неправедные мудхи (глупцы, подобные обезьянам), нарадхамы (низшие из людей), майайапахрита гйани (разумные, но чей разум обманут иллюзией) и асуры (атеисты) никогда не предаются. (15)

2. Четыре типа благочестивых людей предаются Кришне: страдающие, ищущие богатства, любопытные и гйани (те, кто в знании). Хотя все они являются великими душами, гйани, который полностью занят преданным служением, - лучший, ибо такой гйани, после многих рождений, обрел знание о положении Кришны как причины всех причин и таким образом предался. Такая великая душа очень редка. (16-19)


^ Е. ДРУГИЕ, КТО НЕ ИМЕЕТ ЗНАНИЯ. (7.20-26)

1. Те, кто предаются полубогам.

2. Имперсоналисты.

1. Предающиеся полубогам: те, чей разум сбит с толку иллюзией, предаются полубогам. Получая временное вознаграждение, они отправляются на планеты полубогов. Но преданные Кришны отправляются на Его вечные планеты. (20-23)

2. Имперсоналисты: Менее разумные люди думают, что Кришна имперсонален, и что Он только сейчас принял Его временную личностную форму. (24) Йогамайа покрывает этих глупых и неразумных людей, чтобы они никогда не узнали о Нем. (24, 25)


^ F. ЗАБЛУЖДЕНИЕ ЖИВОГО СУЩЕСТВА И ЕГО ОСВОБОЖДЕНИЕ ЧЕРЕЗ ЗНАНИЕ О КРИШНЕ. (7.26-30)

1. Живые существа введены в заблуждение: Однако Кришна знает все и таким образом Он отличается от этих глупых живых существ, которые рождены в иллюзии и введены в заблуждение двойственностью, проистекающей из желания и ненависти. (26, 27)

2. Освобождение: Преданные, чистые разумные, освобожденные от двойственности, проистекающей из иллюзии, могут служить Кришне с решимостью и преданностью. (28)

3. Четыре вида сакама-преданных: Такие преданные, желающие освобождения, есть Брахман(дух), и они знают все об адхйатме (дживе) и карме (действиях). (29)

4. Освобождение, благодаря знанию о Кришне в момент смерти: Те, кто принимают прибежище в Кришне, сознавая Его как адхибхуту (материальное проявление), адхидайву (полубогов) и адхийагйу (Господа жертвоприношений), могут познать Кришну даже в момент смерти. (30)


Глава восьмая ДОСТИЖЕНИЕ ВСЕВЫШНЕГО

________________________________________________________________


^ А. ОТВЕТЫ КРИШНЫ НА ВОПРОСЫ АРДЖУНЫ. (8.1-4)

Арджуна задает Кришне вопросы:

1. Что есть брахман?

2. Что такое адхйатма, котролирующее божество тела?

3. Что такое карма? (Карма - это благотворная или духовная деятельность.)

4. Что такое адхибхута? (материальное проявление)

5. Что такое адхидайва? (Относится ли адхидайва к полубогам? Это вселенская форма?)

6 и 7. Кто такой адхийагйа, Господь жертвоприношений? (Это Кришна? Полубоги? И где он, кто бы он ни был, находится?)

8. Как может тот, кто занят преданным служением познать Тебя во время смерти?


Кришна коротко отвечает на первые 7 вопросов Арджуны следующим образом:

1. Брахман - это неуничтожимое живое существо.

2. Адхйатма - это природа живого существа.

3. Карма - это реакции, которые заставляют живое существо принимать материальное тело в этом мире.

4. Адхибхута - это постоянно изменяющаяся материальная природа.

5. Тот, который господствует над всеми полубогами и их

планетами, есть адхидевата, Вселенская форма Господа.

6 и 7. Кришна, находящийся как Сверхдуша в сердце каждого, есть адхийагйа, Господь жертвоприношений.


^ В. ПОМНИТЬ КРИШНУ. (8.5-8)

Отвечая на восьмой вопрос Арджуны, Кришна говорит, что кто бы ни оставлял свое тело, помня о Нем, достигает Его. Фактически, о чем бы человек ни помнил в момент смерти, того он и достигает. Поэтому Кришна рекомендует Арджуне неуклонно медитировать на Него, посвятить свои действия Ему и так достичь Его.


^ С. ВОЗВРАЩЕНИЕ НАЗАД К БОГУ, БЛАГОДАРЯ ПАМЯТОВАНИЮ О КРИШНЕ.

(8.9-13)
1. Как помнить Кришну: Медитируй на Кришну как на:

1) того, кто знает все;

2) старейшего;

3) контролирующего;

4) мельчайшего из самого мелкого;

5) поддерживающего;

6) того, кто вне материальных представлений;

7) личность;

8) сияющего, словно солнце;

9) того, кто за пределами материальной природы. (8.9)

2. Йога-мишра бхакти: Если человек практикует целибат, произносит омкару, отделил себя от своих чувств и думает о Верховной Личности Бога, когда оставляет тело, он достигает духовных планет. (10-13)


^ D. ЧИСТОЕ ПРЕДАННОЕ СЛУЖЕНИЕ.

1. Тот, кто неуклонно помнит о Кришне, легко достигает Господа, благодаря своей занятости в преданном служении. (14)

2. Результат: Такие чистые души не возвращаются назад в этот временный, исполненный страданиями мир повторяющихся рождений и

смертей. (15,16)


^ Е. СРАВНЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНОГО И ДУХОВНОГО МИРОВ. (8.17-22)

1. В этом материальном мире живые существа появляются во время каждого дня Брахмы, длящегося миллионы лет, и уничтожаются во время каждой ночи Брахмы. (17-19)

2. За пределами проявленной и непроявленной природы материального мира находится верховная духовная обитель, которая вечна, трансцендентальна и непогрешима. Однажды придя туда, существо никогда не возвращается. Хотя Господь всепронизывающий, Он находится в той обители, и Он достижим только через чистую преданность. (20-22)


^ F. ПРЕВОСХОДСТВО ПРЕДАННОСТИ В ДОСТИЖЕНИИ ВСЕВЫШНЕГО. (8.23-28)

1. Если человек уходит из этого мира днем, он достигает брахмана. Если он уходит в темноте, он возвращается обратно.

(23-26)

2. Преданные, хотя им известны эти пути, остаются твердыми в преданности и достигают Верховной обители. (27,28)


Глава девятая САМОЕ СОКРОВЕННОЕ ЗНАНИЕ

________________________________________________________________


^ А. СЛУШАНИЕ О КРИШНЕ - КТО СПОСОБЕН ЭТО ДЕЛАТЬ И КТО
НЕ СПОСОБЕН.

Независтливость позволяет человеку слушать сокровенное знание о Кришне, а безверие вынуждает человека рождаться и умирать.

^ В. АЧИНТЙА БХЕДА-АБХЕДА - ВЗАИМООТНОШЕНИЯ КРИШНЫ С МАТЕРИАЛЬНЫМ
МИРОМ. (9.4-10)

Кришна поддерживает, создает и уничтожает весь космос через Его материальную энергию. Хотя Кришна - Верховный Управляющий, тем не менее, материальный мир движется независимо, и таким образом Кришна сохраняет нейтралитет и непривязанность.


^ С. ПОКЛОНЯЮЩИЕСЯ И НЕПОКЛОНЯЮЩИЕСЯ. (9.11-15)

Глупцы, думающие, что Кришна - обычный человек, который обладает временной формой, становятся атеистами, и все их усилия терпят неудачу. (11,12) С другой стороны, махатмы, знающие Кришну как Верховную Личность Бога, имеющего трансцендентальную и вечную форму, принимают прибежище в Его божественной природе и постоянно воспевают Его славу, склоняются перед Ним и служат Ему. На самом деле те, кто принимают прибежище концепции Всевышнего и поклоняются, такие как:

1. монисты, поклоняющиеся себе как единому со Всевышним;

2. поклоняющиеся полубогам - те, кто воображают и поклоняются форме полубога как Верховному;

3. поклоняющиеся материальной вселенской форме, в конечном счете все они поклоняются Кришне.
^ D. КРИШНА - ВЕРХОВНЫЙ ОБЪЕКТ ПОКЛОНЕНИЯ. (9.16-25)

1. Для поклоняющихся вселенской форме, Кришна, этo жертвоприношение, ритуал, слог ОМ, Веды, вселенский отец, самый дорогой друг, дающий все необходимое для существования, цель, смерть, засуха, жар и дождь. (16-19)

2. Поклоняющиеся полубогам: Поклоняющиеся полубогам косвенно поклоняются Кришне через следование Ведам. Но все же прямое поклонение Кришне выше, а поклоняющиеся полубогам поклоняются не так, как надо. (20-25)


^ Е. СЛАВА ПРЯМОГО ПОКЛОНЕНИЯ КРИШНЕ. (9.26-34)

1. Кришна просит, чтобы Ему поклонялись с преданностью, используя листок, плод, цветок или немного воды. Или можно предложить Кришне свои аскезы и благотворительность. Такие предложения освобождают от всех последствий деятельности. С умом, таким образом сосредоточенным на Кришне, поклоняющиеся придут к Кришне. (26-28)

2. Преданный, даже если он совершает ужасное действие, считается святым и быстро исправляется. Затем Кришна попросил Арджуну объявить всему миру, что Его преданный никогда не погибнет. (29-31)

3. Думая о Кришне, предлагая Ему поклоны и погружаясь в Него, человек, независимо от своего положения, возвращается назад к Богу. (32-34)


Глава десятая ВЕЛИКОЛЕПИЕ АБСОЛЮТА

________________________________________________________________


^ А. ПОЛОЖЕНИЕ КРИШНЫ КАК НАЧАЛА ВСЕГО. (10.1-7)

1. Тот, кто знает Кришну как нерожденногно Верховного Господа и источника всех мудрецов и полубогов, не введен в заблуждение и освобождается от греха. (1-3)

2. Все качества и отношения (свобода от иллюзии, самоконтроль, наслаждение, рождение, страх, аскетизм, благотворительность, ненасилие, слава, бесславие) созданы Кришной. Даже прародители вселенной рождены из Его ума. (4-6)

3. Те, кто знают славу Кришны, посвящают себя служению Ему. (7)


^ В. ЧАТУР ШЛОКА. (10.8-11)

Господь объяснил чатур шлоку: “Я - источник всех духовных и материальных миров. Все исходит из Меня. Мудрые - те, кто в совершенстве знают это, - занимаются преданным служением Мне и поклоняются Мне всем сердцем. Мысли моих чистых преданных сосредоточены на Мне, их жизни посвящены Мне, и им доставляет великое удовлетворение и блаженство просвящать друг друга и беседовать обо Мне. Тем, кто постоянно с преданностью и любовью служат Мне, Я даю понимание, благодаря которому они могут прийти ко Мне. Чтобы показать им особую милость, Я вхожу в их сердца сияющей лампой знания, сжигающей невежество”.
^ С. СОГЛАСИЕ АРДЖУНЫ И ЕГО ПРОСЬБА. (10.12-18)

1. Арджуна, обращась к предшествующим авторитетам, подтверждает, что Кришна - Верховная Личность Бога, и затем заявляет, что только Кришна может воистину знать о Своем положении. (12-15)

2. Арджуна спрашивает Кришну о Его достояниях для того, чтобы он мог постоянно думать и помнить о Кришне. (16-18)
^ D. ДОСТОЯНИЯ КРИШНЫ. (10.19-42)

1. В ответ на просьбу Арджуны Кришна отвечает, что Он объяснит самые выдающиеся среди Его безграничных всепронизывающих достояний. (19)

2. Кришна говорит, что Он - Сверхдуша, солнце, луна, Господь Шива, Гора Меру, океан, Ом, джапа, Гималаи, монарх, гром, Йамарадж, время, ветер, акула, смерть, весна, азартная игра, приключение, сила, молчание, мудрость, слава. (20-38)

3. Начиная подводить итог, Кришна объясняет, что Он есть изначальное семя, без которого ничто не может существовать. Кришна продолжает говорить, что все эти достоинства просто указывают на Его славу - все прекрасное, славное и могущественное исходит лишь из искры Его великолепия, т.к. Он пронизывает и поддерживает всю вселенную частицей Его полной энергии. (39-42)


Глава одиннадцатая ВСЕЛЕНСКАЯ ФОРМА

________________________________________________________________


^ А. ПРОСЬБА АРДЖУНЫ И ОПИСАНИЕ КРИШНОЙ ЕГО ВСЕЛЕНСКОЙ ФОРМЫ.

(11.1-9)

1. Арджуна, зная, что двурукая форма Кришны Высшая, просит Кришну показать ему всепронизывающую форму, о которой Кришна говорил в предыдущей 10 главе. (1-4)

2. Сначала Кришна описывает Свою Вселенскую форму богатств, полубогов и времени, которую Он вскоре явит Арджуне. Затем Кришна наделяет Арджуну божественными глазами, через которые он может увидеть эту форму. (5-8)
^ В. САНЬДЖАЙА ОПИСЫВАЕТ ВСЕЛЕНСКУЮ ФОРМУ. (11.9-31)

1. Саньджайа говорит о том, как Кришна даровал Арджуне необходимое зрение. Затем Арджуна созерцает эту Вселенскую форму с ее многотысячными экспансиями, расположенными в одном месте, с бесчисленными ртами и глазами, украшенную сверкающими драгоценностями, гирляндами, благоухающую ароматами и облаченную в одежды. Все это сияло как 1000 солнц. (9-18)

2. Вселенская форма богатств Кришны: Арджуна со вздыбленными волосами, сбитый с толку и изумленный, просит: “Мой дорогой Кришна, я вижу всех полубогов, мудрецов и змей в Твоей устрашающей форме. Ты - всепронизывающая вечная Личность Бога. Солнце и Луна и Твоя слава безгранична. Ты сжигаешь вселенную Твоим сиянием. (14-19)
3. Кала рупа (форма времени) Кришны:

Арджуна просит: “Созерцая эту устрашающую форму и видя то, что вся вселенная, включая полубогов, ввергнута в заблуждение, я испытываю сильный страх. Воины с обеих сторон устремляются к Твоим смертоносным ликам с их зияющими зевами и ужасными зубами. Твое сжигающее сияние поглощает мир. Какова Твоя миссия? Кто ты?” (20-31)


^ С. “КАЛО ‘СМИ ЛОКА-КШАЙА-КРТ” - СТАНЬ МОИМ ИНСТРУМЕНТОМ (11.32-34)

Кришна отвечает: “Я есть время, разрушитель мира. Великие воины с обеих сторон уже убиты по Моему плану. Ты можешь быть лишь инструментом. Воспрянь и сражайся!”
^ D. МОЛИТВЫ АРДЖУНЫ. (11.35-46)

1. Арджуна в страхе возносит молитвы: “Все привлекаются к Тебе, слушая Твое имя, но демоны избегают Тебя. Они также должны предлагать подношения, ибо Ты - причина всех причин”. (35-40)

2. Затем Арджуна просит прощение за свои оскорбления: “Пожалуйста, прости мне оскорбления, когда в безумии или из любви я называл Тебя “О Йадава! О Кришна!” Не сознавая Твоей славы, никто не может сравняться или стать единым с Тобой. Прости мне дерзости, как отец прощает дерзости своему сыну. (40-44)

3. Арджуна из страха просит Кришну вновь явить Его форму Верховной Личности Бога. (45, 46)

^ Е. ТОЛЬКО ЧИСТЫЕ ПРЕДАННЫЕ МОГУТ ВИДЕТЬ ДВУРУКУЮ ВЫСШУЮ ФОРМУ
КРИШНЫ. (11.47-55)

1. Кришна сворачивает Свою Вселенскую форму. (47, 48) Затем Он показывает Арджуне Его четырехрукую форму (49, 50) и затем Его двурукую форму. (50, 51)

2. Двурукую форму Кришны можно созерцать только благодаря чистому неуклонному преданному служению. (52-55)


Глава двенадцатая ПРЕДАННОЕ СЛУЖЕНИЕ

________________________________________________________________


^ А. БХАКТИ НАД ИМПЕРСОНАЛИЗМОМ. (12.1-7)

1. Тот, кто сосредоточил свой ум на Кришне, поклоняется Ему с великой трансцендентной верой, считается более совершенным, чем тот, кто поклоняется непроявленному, непостижимому, имперсональному. (1,2)

2. Для тех, кто поклоняются имперсональному, прогресс сопряжен с великими трудностями. (3-5)

3. Кришна лично освобождает тех, кто неуклонно преданы Ему. (6,7)
^ В. СТАДИИ ПРОГРЕССА В ПРЕДАННОСТИ. (12.8-12)

1. Пребывание в Кришне путем постоянного сосредоточения своего ума и разума на Нем. (8)

2. Практика регулирующих принципов бхакти-йоги, чтобы увеличивать желание и способность помнить и достичь Кришны. (9)

3. Посвящение деятельности Кришне. (10)

4. Посвящение результатов деятельности Кришне. (11)

5. Занятие медитацией и развитие знаний. (12)


^ С. КАЧЕСТВА, ДЕЛАЮЩИЕ ЧЕЛОВЕКА ДОРОГИМ КРИШНЕ. (12.13-20)

1. Независтливость; доброта; свобода от ложного эго; равновесие в счастье и насчастье; удовлетворенность; нежелание создавать трудностей никому; свобода от сомнений; независимость от обычного течения дел; чистота; опытность; свобода от скорби; нежелание ни наслаждения, ни горя; равное отношение как к друзьям, так и к врагам; спокойствие перед честью и бесчестьем, жарой и холодом; свобода от осквернения; молчаливость; утвержденность в знании и удовлетворенность. (13-19)

2. “Тот, кто с верой следует путем преданного служения, сделав Кришну своей Высшей целью, очень дорог Мне”. (20)


Глава тринадцатая ПРИРОДА, НАСЛАЖДАЮЩИЙСЯ И СОЗНАНИЕ

________________________________________________________________
^ А. ШЕСТЬ ВОПРОСОВ АРДЖУНЫ. (13.1)

Арджуна попросил Кришну объяснить шесть принципов:

1. пракрити (природа);

2. пуруша (наслаждающийся);

3. кшетра (поле деятельности);

4. кшетра-гйа (знающий поле);

5. гйанам (знание и процесс познания);

6. гйейам (объект познания).
^ В. КРИШНА ОТВЕЧАЕТ НА 3, 4 И 5 ВОПРОСЫ.
ПОЛЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЗНАЮЩИЙ ПОЛЕ. (13.2-7)

Кришна говорит о поле деятельности, как описывалось в Веданта-сутре, как о основной сфере, в которой действует обусловленная душа в материальном мире.

Знающий поле - это душа, которая знает лишь о собственном поле деятельности. Однако, Кришна, как Сверхдуша, знает все поля деятельности всех живых существ. Знание этих трех называется знанием.


^ С. КРИШНА ОТВЕЧАЕТ НА 5 ВОПРОС.
ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ И ОСВОБОЖДЕНИЯ. (13.8-12)

Процесс, благодаря которому знающий поле, душа, выходит за пределы своего поля действий, наывается процессом познания. Этот процесс включает смирение, отсутствие гордости так же, как и самый важный из всех пунктов - принятие прибежища истинного духовного учителя и практика беспримесного преданного служения под его обучением.


^ D. КРИШНА ОТВЕЧАЕТ НА 6 ВОПРОС.
ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ. (13.13-19)

1. Душа может знать Сверхдушу, которая является объектом познания и которая существует повсюду и пронизывает все. Сверхдуша имеет трансцендентальные чувства, и Кришна - источник всех наших чувств. Он непривязан, и Он поддерживает все живые существа. Кришна внутри и снаружи, далеко и близко, недоступный материальному зрению и материальному познанию. Он - властелин гун природы и кажется поделенным, хотя Он один. Кришна - источник света в светящихся предметах, Он есть знание, и Он есть объект познания. Он находится в сердце каждого. (13-18)

2. Только преданный может понять поле деятельности (тело), процесс познания, душу и Сверхдушу. (19)
^ Е. КРИШНА ОТВЕЧАЕТ НА 1 И 2 ВОПРОСЫ.
ПРАКРИТИ, ПУРУША И ИХ СВЯЗЬ. (13.20-26)

1. Пракрити, пуруша (джива кшетра-гйа) и их связь: Материальная природа является причиной всех материальных изменений и последствий. Живое существо встречается с хорошим и плохим в соответствии с качествами, которые оно получило, благодаря его общению с материальной природой. (20-22)

2. Параматма Пуруша (кшетра-гйа): Сверхдуша существует во всех телах как Наблюдающий, Дозволяющий и Верховный обладатель. (23)

3. Результат: Тот, кто понимает пракрити (кшетра), пурушу (кшетра-гйа джива / кшетра-гйа Сверхдуша) и их отношения, достигает освобождения и не рождается вновь в этом мире. (24)

4. Другие методы достижения освобождения через гйану, аштангу и карму. (25,26)
^ F. ГЙАНА ЧАКШУША: ВИДЕНИЕ БЛАГОДАРЯ ЗНАНИЮ. (13.27-35)

1. Все, что мы видим, есть комбинация поля и знатока поля. (27)

2. Ни Сверхдуша, ни душа в теле не уничтожаются. (28)

3. Сверхдуша равно присутствует повсюду и в каждом живом существе. (29)

4. Душа не имеет ничего общего и не смешивается с телом, однако, несмотря на это, освещает все тело сознанием. (30-34)

5. Резюме: Тот, кто видит различие между телом, владельцем тела и Сверхдушой, и тот, кто признает процесс освобождения, может достичь высшей цели. (35)


Глава четырнадцатая ТРИ ГУНЫ МАТЕРИАЛЬНОЙ ПРИРОДЫ

________________________________________________________________


^ А. ОСВОБОЖДЕНИЕ И ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ЖИВОГО СУЩЕСТВА. (1.1-4)

1. Утвердившись в следующем процессе человек достигает совершенства и освобождается. (1,2)

2. Кришна - отец всех живых существ, т.к. Он зачинает их в материальной энергии (брахман, махат-таттва, 24 элемента).

(3,4)


^ В. ОПИСАНИЕ ТОГО, КАК ЧИСТАЯ ДУША СВЯЗЫВАЕТСЯ ТРЕМЯ ГУНАМИ.

(14.5-18)

1. Краткое описание гун: Живые существа обусловливаются материальной энергией, которая состоит из трех гун материальной природы. (5)

2. Как гуны обусловливают: Гуна добродетели просветляет и освобождает от греховных реакций, но обусловливает ощущением счастья и знания. (6)

Гуна страсти наполняет человека безграничными желаниями и страстными стремлениями, и она запутывает человека в материальных плодотворных действиях. (7)

Гуна невежества вводит в заблуждение и связывает обусловленную душу сумасшествием, леностью и сном. (8)

3. Резюме: Гуна добродетели обусловливает счастьем, страсть толкает к плодотворным действиям, а невежество приводит к сумасшествию. (9)


^ С. КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ПРЕОБЛАДАЮЩЕЕ ВЛИЯНИЕ ТОЙ ИЛИ ИНОЙ ГУНЫ В

ЧЕЛОВЕКЕ. (14.10-13)

1. Гуны соперничают друг с другом за верховенство в индивидуальности. (10)

2. Из добродетели проявляется знание, из страсти - привязанность, неконтролируемое желание и чрезмерные усилия, из невежества - бездействие и сумасшествие. (11-13)


^ D. ДЕЙСТВИЯ В РАЗНЫХ ГУНАХ И СМЕРТЬ В РАЗНЫХ ГУНАХ. (14-18)
1. Что случается в момент смерти с тем, в ком преобладает

определенная гуна: Смерть в гуне добродетели приводит к возвышению, смерть в страсти приводит к рождению в теле, вынужденном действовать ради плодов, а смерть в невежестве ведет к рождению в животных формах. (14,15)
2. Результаты действий того, в ком преобладает определенная

гуна: Результаты действий в гуне добродетели заключаются в благочестии, в истинном видении вещей как они есть и жизни на райских планетах; действия в страсти кончаются страданиями, жадностью и жизнью на земных планетах; действия в невежестве приводят к глупости, сумасшествию и жизни в аду. (16-18)


^ Е. ПРОЦЕСС ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ ГУН. (14.19-27)

1. Человек освобождается от воздействия трех гун, благодаря знанию, что все действия совершаются под контролем гун, а также сознавая положение Кришны как трансцендентального к этим гунам. (19,20)

2. Арджуна спрашивает о признаках и действиях того, кто трансцендентален к гунам, и о путях, посредством которых можно стать трансцендентным. (21)

Кришна отвечает (22-25), начиная с описания признаков того, кто трансцендентен к гунам, и как он действует: он видит действие гун, но остается погруженным в себя, несмотря на присутствующие привязанности, иллюзию, просветление, счастье, несчастье, славу, бесславие, друзей или врагов. (21-25)

3. Пути: Тот, кто неуклонно и полностью занят преданным служением, поднимается над гунами и приходит на уровень брахмана, изначальное положение счастья. Кришна есть источник этого брахмана. (26,27)


Глава пятнадцатая ЙОГА ВЫСШЕЙ ЛИЧНОСТИ

________________________________________________________________


^ А. ОТРЕЧЕНИЕ ОТ МАТЕРИАЛЬНОГО МИРА, КОТОРЫЙ ЕСТЬ ОТРАЖЕНИЕ

ДУХОВНОГО МИРА. (1-5)

Необходимо отречься от материального мира, который представляет собой отражение духовного мира. Нужно предаться Кришне и достичь этого духовного мира. (Пурушоттама-йога 16-20)
^ В. ТРАНСМИГРАЦИИ. (15.6-11)

1. Цель - это возвращение в духовный мир, и те, кто достигают его, никогда не возвращаются в этот материальный мир. (6)

2. Каждое живое существо является вечной неотъемлемой частичкой Кришны. Но сейчас оно борется, меняя тела, ради поиска наслаждения в этом материальном мире. (7-9)

3. Хотя трансценденталисты это ясно видят, глупцы, не имеющие знания, не могут понять, как живое существо оставляет свое тело и обретает новое на основе желаний своего ума. (10,11)


^ С. ПОЛОЖЕНИЕ КРИШНЫ КАК ПОДДЕРЖИВАЮЩЕГО. (15.12-15)

Нужно видеть Кришну как того, кто дает свет солнцу, луне и огню, как того, кто поддерживает планеты на орбите и дает сок овощам, как огонь пищеварения, как Параматму в сердце каждого, как дающего память, знание и забвение и как составителя Веданты и цель Вед.


^ D. ТРИ ШЛОКИ БХАГАВАД-ГИТЫ: ИТОГ ВЕД И ВЕДАНТЫ.
ВИДЫ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ. (15.16-20)

1. Обусловленные живые существа - подверженны ошибкам; те живые существа, которые находятся в гармонии с творением Господа, называются непогрешимыми. (16)

2. Помимо погрешимых и непогрешимых существ есть трансцендентная Верховная Личность, Сверхдуша, поддерживающая три мира. (17)

3. И мир, и Веды восхваляют Кришну как Верховную Личность - Сверхдушу. (18)

4. Кто би ни знал положения Кришны, знает все, и он занят в служении Кришне. (19)

5. Знание этой самой сокровенной части Ведического знания позволяет обрести мудрость и достичь совершенства в своих усилиях. (20)


Глава шестнадцатая БОЖЕСТВЕННЫЕ И ДЕМОНИЧЕСКИЕ НАТУРЫ

________________________________________________________________


^ А. ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЕ И ДЕМОНИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА. (16.1-6)

1. 26 божественных качеств. Некоторыми из них являются очищение, развитие духовного знания, благотворительность, самоконтроль, изучение Вед, аскеза, простота, свобода от гнева, отречение, нежелание искать недостатки, сострадание, решимость, сила, свойство прощать, чистота и свобода от зависти и жажды к почитаниям. (1-3)

2. Гордость, высокомерие, тщеславие, грубость и невежество являются демоническими качествами. (5,6)
^ В. ДЕМОНИЧЕСКАЯ ПРИРОДА. (16.7-20)

1. Действия демонов нечисты и недостойны. Они говорят, что мир нереален и возникает лишь из плотского желания. Под воздействием вожделения, гордости и тщеславия их действия направлены на разрушение мира. Полагая, что удовлетворение чувств - это цель жизни, они беспрестанно беспокоятся. Связанные тысячами желаний они накапливают деньги незаконными методами. Стремясь увеличить их богатство, они принимают своих конкурентов за врагов и строят планы, как убить их. Считая себя совершенными, могущественными и счастливыми, они окружают себя родственниками и занимаются жертвоприношениями и благотворительностью, чтобы увеличить их счастье. (7-15)

2. Их демонический менталитет запутывает их в сетях иллюзии, и, пребывая в постоянной тревоге, они приобретают привязанность к чувственным удовольствиям. Так они падают в ад. Самодовольные, бесстыдные, обманутые богатством, гордостью, силой и гневом, они совершают жертвоприношения, не следуя правилам и регуляциям. Введенные в заблуждение они завидуют Верховному Господу, пребывающему в их собственном теле и в телах других существ, они богохульствуют по поводу истинной религии. (16-18)

3. Кришна обрекает этих злонравных демонов на постоянные рождения в демонических и отвратительных формах. (19,20)
^ С. ВЫБОР: ДОСТИЖЕНИЕ ВЫСШЕГО НАЗНАЧЕНИЯ. (16.21-24)

1. Трое врат ведут к деградации души: вожделение, гнев и жадность. Каждый здравомыслящий человек должен оставить это, действовать ради очищения и достичь верховного назначения. (21,22)

2. Чтобы достичь этого высшего назначения, необходимо выполнять все действия в соответствии с шастрами. (23,24)


Глава семнадцатая РАЗНОВИДНОСТИ ВЕРЫ

________________________________________________________________


^ А. ВЛИЯНИЕ ГУН НА ДЕЙСТВИЯ: ВЕРА И ПОКЛОНЕНИЕ В ГУНАХ. (17.1-7)

1.В соответствии с гунами природы человек будет развивать определенный тип веры. (1-3)

2.Человек в добродетели поклоняется полубогам; человек в страсти - демонам; а тот, кто в невежестве - призракам. Те, кто совершают суровые аскезы, не рекомендованные в шастрах, являются демонами. (4-6)

3. То, какая гуна преобладает в человеке, можно также определить через его пищу, жертвоприношения, аскезы и благотворительность. (7)

4. Пища в гунах. (17.8-10)

Пища в добродетели увеличивает срок жизни, здоровье и счастье. Такая пища сочная, маслянистая и здоровая. Пища в страсти слишком горькая, слишком кислая, слишком соленая, слишком горячая и слишком острая. Такая пища влечет за собой страдания и болезни. Пища в невежестве - приготовленная более, чем за три часа до еды, разложившаяся, испорченная и состоящая из отбросов и непригодных продуктов.
^ С. ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ В ГУНАХ. (17.11-13)

Жертвоприношения совершаемые из чувства долга в соответствии с писаниями, без желания вознаграждения, находятся в добродетели. Жертвоприношения ради материальных приобретений - в страсти. Жертвоприношения, совершаемые без веры, не опирающиеся на писания, без раздачи прасадам и без вознаграждения священников, есть жертвоприношения в невежестве.
^ D. АСКЕТИЗМ В ГУНАХ. (17.14-19)

Бывают аскезы тела, речи, ума. Аскетизм, совершаемый с верой ради Всевышнего, считается аскетизмом в добродетели. Аскетизм, совершаемый из-за гордости ради обретения почитания и поклонения является аскетизмом в страсти. И глупые аскезы, направленные нк самоистязание и причинение вреда другим, находятся в гуне невежества.
^ Е. БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ В ГУНАХ. (17.20-22)

Благотворительность, совершаемая из чувства долга, в подходящее время и в подходящем месте, по отношению к достойной личности есть благотворительность в добродетели. Благотворительность в ожидании возмещения и с желанием получить плоды, а также совершаемая неохотно, находится в гуне страсти. Благотворительность по отношению к недостойной личности, совершаемая в нечистом месте и в неподходящее время, а также без внимания и уважения, - благотворительность в невежестве.
^ F. ЗАКЛЮЧЕНИЕ: ОМ ТАТ САТ. (17.23-28)

1. Когда целью жертвоприношений, благотворительности и вкушения пищи является Абсолютная Истина, Верховная Личность, обзначенная слогами ОМ ТАТ САТ, тогда эти действия совершаются в гуне добродетели и приводят к духовному возвышению. (23-27)

2. Жертвоприношения, воздержания и аскезы, совершаемые без веры в Верховного, без трансцендентальной цели, бесполезны как в этой жизни, так и в следующей. (28)

Глава восемнадцатая


СОВЕРШЕНСТВО ОТРЕЧЕНИЯ (краткое изложение)

________________________________________________________________


^ А. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С НЕПРИВЯЗАННОСТЬЮ ЯВЛЯЕТСЯ ИСТИННЫМ ОТРЕЧЕНИЕМ И ПРИВОДИТ К ОСВОБОЖДЕНИЮ ОТ РЕАКЦИЙ. (18.1-12)

1.Истинный санйаси не отрекается от своей деятельности, но отрекается от ее плодов. (1-6)

2. Отказ от предписанных обязанностей из-за иллюзии есть невежство. Отказ от предписанных обязанностей из-за страха есть страсть. Но выполнение предписанных обязанностей из чувства долга и с непривязанностью есть отречение в добродетели. Такие отрекшиеся не страдают от реакций. (7-20)


^ В. ЗАКЛЮЧЕНИЕ САНКХЙИ И ВЕДАНТЫ: ДЕЙСТВИЯ ПОД УПРАВЛЕНИЕМ СВЕРХДУШИ ПРИВОДЯТ К ОСВОБОЖДЕНИЮ ОТ РЕАКЦИЙ. (18.13-18)

Веданта описывает пять факторов, от которых зависит вся деятельность. И самый важный фактор - это Сверхдуша. Тот, кто действует под управлением Сверхдуши, не подвержен реакциям на его действия.


^ С. ЗАПУТАННОСТЬ ИЗ-ЗА ТРЕХ ГУН. (18.19-40)

1. Знание: Человек в добродетели видит одну неделимую душу во всех существах, человек в страсти принимает тело за личность. Тот, кто в невежестве, видит свою собственную деятельность как единственно важную. (19-22)

2. Действие: Действия в добродетели выполняются из чувства долга, действия в страсти происходят из страсти, и действия в невежестве не опираются на наставления священных писаний и приводят к страданиям других и к рабству. (23-26)

3. Совершающие действие: Человек, продолжающий действовать непоколебимо в успехе или неудаче действует в добродетели. Тот, кто с жадностью привязан к наслаждению плодами своей деятельности, действует в страсти. Тот, кто пренебрегает писаниями, угрюм, обманывает и ленится, действует в невежестве. (27,28)

4. Понимание: Тот, кто в добродетели, понимает, что следует делать. Тот, кто находится в страсти, не видит различия между тем, что следует делать и что не следует, а тот, кто в невежестве устремляется по неверному пути. (29-32)

5. Решимость: Нерушимая решимость - решимость в добродетели, решимость ради наслаждения чувств - в страсти, и решимость, не подкрепленная твердостью в действиях - в гуне тьмы. (33-35)

6. Счастье: Счастье в добродетели подобно яду с начала и нектару в конце. Счастье в страсти подобно нектару в начале и яду в конце. Счастье в невежестве призрачно с начала до конца. (36-39)

7. Все действия во вселенной контролируются тремя гунами материальной природы. (40)
^ D. ПОКЛОНЕНИЕ ГОСПОДУ ПОСРЕДСТВОМ ПРЕДПИСАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЯВЛЯЕТСЯ ИСТИННЫМ ОТРЕЧЕНИЕМ И ОСВОБОЖДАЕТ ОТ РЕАКЦИЙ.

(18.41-48)

1. Так, находясь под влиянием гун, брахман умиротворен, самоконтролируем, аскетичен, терпелив, честен, мудр и религиозен. Кшатрий решителен, благороден (великодушен), находчив и отважен. Вайшйа по природе склонен к бизнесу, фермерскому делу и защите коров, тогда как шудра склонен к труду и служению другим. (41-45)

2. Каждый человек может стать совершенным, поклоняясь Господу через предназначенную для него деятельность, которая порождается гунами природы. Эта деятельность, даже если выполняется несовершенно, лучше, чем выполнение чужих обязанностей. Предписанные обязанности никогда не приводят к греховным реакциям. (46-48)


^ Е. ОТ ГЙАНА-ЙОГИ ДО ЧИСТОГО ПРЕДАННОГО СЛУЖЕНИЯ. (18.49-55)

1. Следуя процессу самоконтроля, который включает в себя очищение разума, отказ от чувственных наслаждений, так же, как и от привязанностей, ненависти и ложного эго, человек осознает Верховного Брахмана и полностью отрекается от всех материальных вещей. Это положение самоосознания называется брахма-бхута, уровень приносящий радость, на котором совершается чистое преданное служение. (49-54)

2. Кришна познаваем только через преданное служение. Таким образом защищаемый Кришной, чистый преданный достигает Кришналоки. (55)


^ F. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЧИСТОМ ПРЕДАННОМ СЛУЖЕНИИ. (18.56-60)


Личность, предавшаяся Кришне, действуя под защитой Кришны, завися от Кришны и полностью сознавая Его, преодолевает все препятствия по милости Кришны. Однако, если человек не желает действовать под управлением Кришны, та гуна природы, которая доминирует в нем, заставляет его действовать.

^ G. ПРЕДАНИЕ СВЕРХДУШЕ. (18.61-63)


Верховный Господь присутствует в сердце каждого, поэтому предавшийся Ему достигает Его вечной обители. Это самое сокровенное знание, и Арджуна должен хорошо это обдумать перед тем, как действовать.
^ Н. САМОЕ СОКРОВЕННОЕ ЗНАНИЕ ИЗ ВСЕГО:
СТАТЬ ЧИСТЫМ ПРЕДАННЫМ КРИШНЫ. (16.64-66)

Постоянно думать о Кришне, стать преданным Кришны, поклоняться Кришне, предлагать Ему молитвы и так прийти к Нему. Предаться только Кришне, не боясь греховных реакций.

^ I. ПРОПОВЕДЬ И ИЗУЧЕНИЕ БХАГАВАД-ГИТЫ. (18.67-71)

Тому, кто объясняет это знание Бхагавад-гиты аскетичным, независтливым преданным, чистое преданное служение и возвращение назад к Богу гарантируются. Те, кто изучают Бхагавад-гиту, разумом поклоняются Кришне, и независтливые, обладающие верой слушатели, освобождаются от греховных реакций.


^ J. АРДЖУНА ПОЛНОСТЬЮ УТВЕРДИЛСЯ. (18.72,73)

Выслушав Бхагавад-гиту, Арджуна утвердился в знании и решил действовать в соответствии с наставлениями Кришны.
К. ПРЕДСКАЗАНИЯ САНЬДЖАЙИ. (18.74-78)

Саньджайа в экстазе думает об удивительной форме Кришны и предсказывает победу Арджуны, лучшего из лучников, и Кришны,

Господина всех мистиков.


^ КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада Вайшнавский институт высшего образования Обзор Бхагавад-гиты Комментарий Шрилы Прабхупады по трем основным разделам Бхагавад-гиты Краткое изложение iconА. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада Вайшнавский институт высшего образования Обзор Бхагавад-гиты Комментарий Шрилы Прабхупады по трем основным разделам Бхагавад-гиты Краткое изложение
А. В первых шести главах Бхагавад-гиты описываются знающий тело, живое существо и положение, находясь на котором оно может понять...
А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада Вайшнавский институт высшего образования Обзор Бхагавад-гиты Комментарий Шрилы Прабхупады по трем основным разделам Бхагавад-гиты Краткое изложение iconО редактировании книг Шрилы Прабхупады
Шрила Прабхупада написал от руки или напечатал на машинке. Это «Легкое путешествие на другие планеты», «Шри Ишопанишад», Первая и...
А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада Вайшнавский институт высшего образования Обзор Бхагавад-гиты Комментарий Шрилы Прабхупады по трем основным разделам Бхагавад-гиты Краткое изложение iconА. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада По ту сторону рождения и смерти
«О потомок Бхараты, воплощенный в теле вечен, и его невозможно убить. Поэтому не стоит скорбеть ни о ком» (Бхагавад-гита, 30)
А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада Вайшнавский институт высшего образования Обзор Бхагавад-гиты Комментарий Шрилы Прабхупады по трем основным разделам Бхагавад-гиты Краткое изложение iconРуководство по изучению основных философских положений Бхагавад-гиты. Глава 1 На поле битвы Курукшетра
Тем, кто предаются Господу, надеясь на Его защиту, обеспечена победа от наличия или сопутствия материальных преимуществ
А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада Вайшнавский институт высшего образования Обзор Бхагавад-гиты Комментарий Шрилы Прабхупады по трем основным разделам Бхагавад-гиты Краткое изложение iconБхагавад Гита (пер. Бхарати Свами) Бхагавад Гита «Невиданное Сокровище Безусловной Красоты»
Дхритараштра спросил: Санджая, что происходит на священном поле Куру между моими сыновьями и сыновьями Панду, собравшимися чтобы...
А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада Вайшнавский институт высшего образования Обзор Бхагавад-гиты Комментарий Шрилы Прабхупады по трем основным разделам Бхагавад-гиты Краткое изложение iconЕ. С. Бхакти Вигьяны Госвами Махараджа. Семинар
Рагхунатхи Госвами: привязанность к гуру, Вриндавану, преданным, стабильность в мантре – поможет справиться с проблемами и установить...
А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада Вайшнавский институт высшего образования Обзор Бхагавад-гиты Комментарий Шрилы Прабхупады по трем основным разделам Бхагавад-гиты Краткое изложение icon«Любимые блюда Шрилы Прабхупады». Шачимата даси. Предисловие
Бхакти Чайтаньи Свами, Санкаршан прабху и его жена, матаджи Шачимата. Гостеприимные хозяева накормили нас вкусным обедом, а в самом...
А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада Вайшнавский институт высшего образования Обзор Бхагавад-гиты Комментарий Шрилы Прабхупады по трем основным разделам Бхагавад-гиты Краткое изложение iconОткуда берется гнев
Фактически гнев порождается остальными врагами ума. Зависть, жадность, безумие, иллюзия, страх и особенно вож¬деление — все это порождает...
А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада Вайшнавский институт высшего образования Обзор Бхагавад-гиты Комментарий Шрилы Прабхупады по трем основным разделам Бхагавад-гиты Краткое изложение iconОтветы на домашние задания глава стихи 1 11. Объясните, почему Бхагавад-гита является совершенным теистическим писанием?
Объясните, почему Бхагавад-гита является совершенным теистическим писанием? "Бхагавад-гита" изошла из уст Самого Верховного Господа,...
А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада Вайшнавский институт высшего образования Обзор Бхагавад-гиты Комментарий Шрилы Прабхупады по трем основным разделам Бхагавад-гиты Краткое изложение iconА. Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой. Он очень дорог Господу Кришне, ибо принял прибежище у Его лотосных стоп. О духовный учитель, слуга Сарасвати Госвами, я выражаю Вам свое почтение. Вы милостиво проповедуете послание
Основатель-ачарья – Его Божественная Милость А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада
А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада Вайшнавский институт высшего образования Обзор Бхагавад-гиты Комментарий Шрилы Прабхупады по трем основным разделам Бхагавад-гиты Краткое изложение iconАналогии в «Бхагавад-гите»
Аналогия Вед и маленького водоема
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы