Авторы:\n\nЛ.\nII.\nКрившенко, М.\nЕ. Вайндорф-Сысоева\n- гл. 1, 2, 4, 14-19; icon

Авторы: Л. II. Крившенко, М. Е. Вайндорф-Сысоева - гл. 1, 2, 4, 14-19;


НазваниеАвторы: Л. II. Крившенко, М. Е. Вайндорф-Сысоева - гл. 1, 2, 4, 14-19;
страница1/26
Т. Л. Юзсфавичус
Размер2.14 Mb.
ТипУчебник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26
1b9bec12.gif" ALIGN=LEFT>
УДК 37(075.R) ББК 74и73 1124

Авторы:

Л. II. Крившенко, М. Е. Вайндорф-Сысоева - гл. 1, 2, 4, 14-19;

Т. Л. Юзсфавичус - гл. 3;

В. В. Воронов - гл. 5-11;

М. П. Ермоленко, Л. В. Ермоленко - гл. 12;

В. IM. Величкина, Г. Н. Пашкевич - гл. 13;

В. II. Петрова, В. А. Мижсриков, Л. П. Крившенко, М. Е. Вайндорф-Сысоева -

гл. 20-22;

B. II. Петрова, Л. П. Крившенко, М. Е. Вайндорф-Сысоева - гл. 23;


Педагогика: Учебник / Л. П. Крившенко, М. Е. Вайндорф-Сы-П24 соева и др.; Под ред. Л. П. Крившенко. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 432 с. ISBN 5-98032-427-5

В учебнике раскрыты проблемы дидактики, рассмотрены проблемы общей педагогики и управления педагогическими системами, социальной и коррекди-ошюй педагогики, теория воспитания с учетом достижений современной науки

и педагогического опыта.

Учебник написан в соответствии с государственным образовательным стан­дартом высшего профессионального образования Российской Федерации.

Для студентов, аспирантов и преподавателей вузов.

УДК 37(075.8)

ББК 74я73

Учебное издание

Крившенко Лина Поликарповна,

Вайндорф-Сысоева Марина Ефимовна

и др.

ПЕДАГОГИКА

Учебник

Подписано в печать 01.12.2003. Формат 60Х907,6.

Псчт офсетная. Печ. л. 27,0. Тираж 5000 экз. Заказ № 1307.

ООО «ТК Велби»

107120, Москва, Хлебников пер., д. 7, стр. 2.

Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания

и средств массовых коммуникаций.


РАЗДЕЛ I^ . ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

Глава 1. Предметнопроблемное поле

СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ

Есть вещи, о которых мы знаем и знаем, что знаем. Есть то, о чем мы не знаем и знаем, что не знаем. Но есть еще и такое, чего мы не знаем и не знаем, что не знаем.

Вернер Эрхард

  1. Становление научной педагогики.

  2. Объект, предмет и функции педагогики.

  3. Система педагогических наук.

  4. Связь педагогики с другими науками.

Базовые понятия: педагогика, объект педагогики, предмет педагогики, функции педагогики, педагогический процесс, система педагогических наук.

1. Становление научной педагогики

Существование общества, его функционирование и развитие возможно только потому, что каждое вступающее в жизнь новое поколение людей овла­девало социальным опытом предков, обогащало, приумножало и передава­ло его в более развитом виде своим потомкам. Со временем накопление знаний привело к возникновению особой науки, называемой педагогикой.

Педагогика — это наука, изучающая закономерности передачи социаль­ного опыта старшим поколением и активного его усвоения младшим поко­лением.

Педагогика прошла длительный и сложный путь поисков истины, рас­крытия закономерностей обучения, воспитания и, превратилась в научно обоснованную систему знаний, а на практике — в искусство использования этих закономерностей, т. е. в искусство обучения и воспитания многих по­колений людей. Творческое взаимодействие теории и практики превращает педагогику в науку и искусство.

Свое название педагогика получила от греческих слов «пайдос» — дитя и «аго» — вести. В дословном переводе слово «педагогика» означает «дето-вождение». В Древней Греции педагогом называли раба, который сопро­вождал ребенка своего хозяина в школу, прислуживал ему на занятиях и пне их. С развитием общества роль педагога существенно изменилась, пе­реосмыслялось и само понятие, оно стало употребляться в более широком смысле для обозначения искусства вести ребенка по жизни — обучать, вос­питывать, развивать духовно и физически.

Элементы педагогики появились с зарождением воспитания на раннем этапе развития общества. Возникли педагогические заповеди как результат оформления педагогической мысли. До нас они дошли в виде пословиц, поговорок, афоризмов, крылатых выражений. С появлением письменности народные суждения стали носить характер советов, правил и рекоменда­ций. Так зародилась народная педагогика, включающая педагогические представления, взгляды, идеи, наиболее полно проявляющиеся в обычаях, трудовой деятельности, традициях, устной народной речи.

Вначале педагогические знания являлись элементом философии. С на­коплением фактов были предприняты попытки обобщения опыта воспита­ния, выделения теоретических начал и сделаны первые педагогические обобщения, давшие начало педагогике как науке. Ее теоретиками были крупные древнегреческие мыслители Сократ (469—399 гг. до н. э.), Платон (427—347 гг. до н. э.), Аристотель (384—322 гг. до н. э.), в трудах которых отражены идеи и положения, связанные с воспитанием человека, форми­рованием его личности. -

Сократом был разработан и широко внедрен в практику один из пер­вых методических приемов обучения и воспитания — метод вопросно-от­ветного обучения («сократический метод»). Суть сократического метода состоит в последовательной постановке вопросов таким образом, чтобы, давая ответы на них, обучаемый сам приходил к определенным истинным суждениям.

Сократический метод развил до совершенства талантливый ученик Со­крата выдающийся философ Платон. В трактате «О государстве» Платон разработал систему образования и воспитания, которая должна была слу­жить укреплению «идеального государства». В соответствии с концепцией Платона все люди делились на три сословия (касты). Задача системы вос­питания и обучения состояла в том, чтобы обеспечить каждому сословию наилучшее выполнение ее функций. Сословие земледельцев должно полу­чать производственные навыки. Стражи порядка (воины) и правители сна­чала должны пройти курс физического воспитания — гимнастики, а затем изучать такие предметы, как чтение, письмо, счет. Это подготовительный этап к занятию поэзией и музыкой. Совокупность гимнастики, музыки и математики определяет достаточный для стражей круг образования.

Вершиной образования Платон считал занятие диалектикой, изучение которой начинается после освоения гимнастики, музыки и математики. Диалектику должны изучать философы-правители. Педагогические взгляды Платона нашли дальнейшее развитие в трудах Аристотеля, уделявшего большое внимание воспитанию этических добро­детелей. Он считал, что добродетель не дается людям от природы, хотя природа способствует этому. Осуществляется эта возможность через усилия самого человека, его деятельность и общение. Творя справедливые дела, человек становится справедливым, поступая мужественно — становится мужественным, действуя умеренно — становится умеренным. В целом Арис­тотель рассматривал воспитание как единство физического, нравственного и умственного совершенствования человека.

Своеобразным итогом развития античной педагогической мысли стал трактат «Об образовании оратора» римского философа и педагога Квинти-лиана (35—96). Труд Квинти-лиана долгое время был основной книгой по педагогике, наряду с сочинениями Цицерона его изучали во всех школах риторики.

В период Средневековья церковь монополизировала духовную жизнь общества, придав воспитанию религиозную направленность. Религиозное мировоззрение пронизывало все сферы личной и общественной жизни. Воспитание и образование носило конфессиональный характер. Идея о всестороннем развитии личности, выдвинутая в античный период, была предана забвению. В соответствии с основной установкой средневекового мировоззрения на «спасение» человеческой души на первый план в воспи­тании была выдвинута идея религиозного аскетизма, умерщвления плоти и духовного возвышения личности как средства поддержания божественного благочестия.

Основной формой воспитательного воздействия стала церковная про­поведь. Проповедническую деятельность вели священнослужители. И хотя среди деятелей церкви были образованные для своего времени философы, такие как Августин (354—430), теолог Фома Аквинский (1225—1274) и др., создавшие педагогические труды, педагогическая теория незначительно обогатилась новыми идеями.

Незыблемые принципы догматического обучения, характерные для это­го периода, просуществовали несколько веков.

Значительный этап в развитии педагогической мысли связан с эпохой Возрождения (XIV—XVI вв.). В это время происходит поворот педагогиче­ской мысли к освоению наследия античности, к возрождению античной культуры. Педагогика эпохи Возрождения была нацелена на восстановле­ние классического образования, на новую оценку человека, его возможно­стей, способностей. Гуманисты эпохи Возрождения полны веры в безгра­ничные возможности человека. Согласно их точке зрения человек — центр Вселенной, свободное, самодеятельное существо, творец своей судьбы и самого себя.

Одна из ключевых идей педагогики Возрождения — естественность зем­ных радостей и чувственных наслаждений человека. Поэтому в педагогике этого периода акцент вновь делается на физическое развитие человека. Зада­ча воспитания — воспитание гармонически развитой личности, в которой бы сочетались физическое совершенство и богатое духовное содержание.

Эпоха Возрождения дала целый ряд ярких мыслителей, педагогов-гума­нистов. Большой вклад в углубление педагогической мысли внесли италья­нец Витторино да Фельтре (1378—1448), француз Франсуа Рабле (1494— 1553), англичанин Томас Мор (1478—1535) и др., которые систематизирова­ли знания о том, как обучать и воспитывать детей, высказывались за всеобщее, равное общественное воспитание, за всестороннее развитие лич­ности и соединение обучения с трудом.

Мишель Монтень (1533—1592) в своем знаменитом сочинении «Опыты» скептически оценивает религиозное учение о божественном провидении и выражает уверенность в неисчерпаемых возможностях человека. Интерес­ны его идеи о развитии человека. Монтень рассматривает ребенка не как уменьшенную копию взрослого, а как природную индивидуальность, кото­рая от рождения обладает первозданной чистотой. Ребенок превращается в личность по мере развития способности к критическому суждению.

Голландец Эразм Роттердамский (1467—1536) в педагогическом тракта­те «О первоначальном воспитании детей» пишет о необходимости сочета-ния античной и христианской традиций при выработке педагогических идеалов. По его мнению, в основе воспитания должен лежать принцип ак­тивности, к воспитанию следует приступать с первых лет жизни ребенка. Программа обучения не должна излишне обременять учащихся, чтобы тем самым не отбивать желание учиться.

Немецкий педагог ^ Вольфганг Ратке (1571—1635) одним из первых в Ев­ропе написал учебники для детей и методические пособия для учителей.

На дальнейшее развитие педагогической мысли большое влияние начи­нают оказывать зарождающиеся капиталистические общественные отноше­ния. Потребности капиталистического производства коренным образом из­менили отношение людей к науке, целям и значению познания и образова­ния. Если в Средние века главные усилия ученых были направлены на обоснование существования Бога и доказательства величия его творения, то в эпоху нарождающегося капиталистического производства знания рас­сматривались как полезнейшие инструменты созидания и преобразования мира. Педагогика XVII в. испытала значительное воздействие идей англий­ского философа Френсиса Бэкона (1561—1626). Его афоризм «Знание — сила», акцент на опыт, эмпирическое познание реального мира дали тол­чок для развития прикладных аспектов образовательных методик.

Особое место среди теоретиков педагогики Нового времени занимает великий чешский педагог ^ Ян Амос Каменский (1592—1670). С его именем связано выделение педагогики из философии и оформление ее в самостоя­тельную науку. В трудах Я. А. Коменского впервые определены предмет, задачи и основные категории педагогики, сформулирована и раскрыта идея всеобщего обучения всех детей независимо от социального положения ро­дителей, пола, религиозной принадлежности. Демократические идеи отра­жены в замечательной работе «Великая дидактика», написанной на опыте народных школ юго-западных земель Руси, чешских и словацких школ. Большая заслуга Я. А. Коменского в том, что им впервые разработаны ос­новы классно-урочной системы. Он был уверен, что при соответствующей организации учебно-воспитательного процесса любой ребенок может взой­ти на «самую высокую ступень лестницы образования».

Призывая к формированию человека в соответствии с идеалами добра и общественной пользы, Я. А. Коменский особое внимание уделял вопросам воспитания. Его труды проникнуты глубокой верой в человеческую лич­ность, расцвет которой всегда был заветной мечтой великого педагога. «Че­ловек есть самое высшее, самое совершенное, самое превосходное творе­ние», — писал он.

Многие высказанные Я. А. Коменским идеи не утратили свою актуаль­ность, научное значение до настоящего времени. Предложенные им прин­ципы, методы, формы обучения (классно-урочная система, принцип при родосообразности и др.) вошли в золотой фонд педагогической теории.

Английский философ и педагог Джон Локк (1632—1704) сосредоточил главное внимание на теории воспитания. Отрицая наличие врожденных ка­честв у детей, он уподобляет их «чистой доске», на которой можно писать что угодно, указывая тем самым на большую силу воспитания. В работе «Мысли о воспитании» он излагает взгляды на воспитание джентльмена — человека уверенного в себе, сочетающего широкую образованность с дело­выми качествами, твердость нравственных убеждений с изяществом манер.

Передовые французские мыслители Д. Дидро (1713—1784), К. Гельвеций (1715-1771), П. Гольбах (1723-1789), Ж.-Ж. Руссо (1712-1778), швейцар­ский педагог И. Г. Песталоцци (1746—1827) вели непримиримую борьбу с догматизмом, схоластикой в педагогике, выдвинули положения о решаю­щей роли воспитания и среды в формировании личности.

^ Жан-Жак Руссо явился основоположником теории «свободного воспи­тания», основанной на уважении к личности ребенка. Он исходил из идеи природного совершенства детей. По его мнению, воспитание не должно мешать развитию этого совершенства, а потому следует предоставлять де­тям полную свободу, приспосабливаясь к их склонностям и интересам. В основе педагогической теории Ж.-Ж. Руссо лежит принцип естественно­го воспитания, т. е. воспитания в соответствии с требованиями природы человека.

Ж.-Ж. Руссо разработал стройную программу формирования личности, предусматривающую умственное, физическое, нравственное, трудовое вос­питание. Его педагогическая теория была радикальна для своего времени. И хотя Ж.-Ж. Руссо не сумел порвать с некоторыми предрассудками (на-пример, он выступал за ограничение женского образования), его идеи яви­лись источником обновления теории и практики воспитания, получивши­ми дальнейшее развитие и практическое воплощение, в частности в трудах швейцарского педагога И. Г. Песталоцци.

^ Иоганн Генрих Песталоцци, развивая прогрессивные идеи своих предшест­венников, выступал за соединение обучения с трудом. Он утверждал, что цель обучения состоит в гармоничном развитии всех сил и способностей человека, при определении основ образования следует опираться на знание человеческой психики.

На развитие педагогической мысли огромное влияние оказали также взгляды русских мыслителей, философов, педагогов. Педагогическая мысль Киевской Руси зародилась при взаимодействии славянской языческой тра­диции и восточного православного христианства. Особенно быстро культу­ра и просвещение на Руси стали развиваться после принятия христианства в 988 г. В XI в. появился широко известный памятник древнерусской куль­туры «Поучение князя Владимира Мономаха детям». В «Поучении» Мон'ома-ха выделяются три основные линии: а) призыв быть гуманным по отноше­нию к своим подданным; б) быть смелым и мужественным в борьбе с вра­гами Русской земли; в) любить науку, почитать книжное знание. Богу надо угождать, писал Владимир Мономах, не отшельничеством, не постом, а добрыми делами. Достойными подражания В. Мономах называл тех, кто «владел учением книжным».

Проблемы познания и обучения разрабатывались и другими древнерус­скими мыслителями (Иоанн Златоуст, Кирилл Туровский, Симеон Полоцкий и др.).

Огромный вклад в развитие педагогической мысли внес великий рус­ский ученый-энциклопедист ^ Михаил Васильевич Ломоносов (1711—1765). Он был инициатором разнообразных научных, технических и культурных на­чинаний. По его инициативе и проекту был открыт Московский университет. Видя прогресс общества, прежде всего в развитии наук и просвещения, М. В. Ломоносов много сил отдал борьбе за расширение академии наук и улучшение ее работы как учебно-научного учреждения. Он выступал за обучение на родном языке, его перу принадлежит первый научный труд по грамматике русского языка («Российская грамматика»). М. В. Ломоносов первым стал читать лекции для студентов на русском языке. Он рекомен­довал сознательное, последовательное, систематическое, наглядное обуче­ние, выдвинул в качестве ведущего принцип научности.

Заметный след в российской педагогике оставили ^ Н. И. Новиков (1744— 1818) и А. Н. Радищев (1749-1802).

Николай Иванович Новиков издавал первый в России детский журнал «Детское чтение для сердца и разума» и с просветительских позиций вел борьбу с крепостничеством. Он впервые в русской педагогической литера­туре педагогику объявил наукой. В воспитании Н. И. Новиков определил несколько направлений: физическое, нравственное и умственное. На осно­ве их сочетания возможно формирование человека и гражданина.

^ Александр Николаевич Радищев связывал прогресс в воспитании с пере­устройством общества на началах справедливости и народного счастья. Он настаивал на гражданском воспитании, требовал покончить с сословно­стью в образовании и сделать его одинаково доступным и для дворян, И для крестьян.

Широко известны также труды русских мыслителей, философов и писа­телей ^ В. Г. Белинского (1811—1848), А. И. Герцена (1812—1870), Н. Г. Черны­шевского (1828—1889), Н. А. Добролюбова (1836—1861). Гуманистические идеи разделяли выдающиеся педагоги К. Д. Ушинский (1824—1870), Н. И. Пирогов (1810-1881), Л. Н. Толстой (1828-1910), К. Н. Вентцель (1857-1947) и др.

Русские социал-демократы предложили миру свое видение целей вос­питания. ^ Виссарион Григорьевич Белинский выступал против крепостни­чества и царизма и в этом видел цель воспитания. Александр Иванович Герцен был убежден, что цель воспитания — подготовка свободной, гу­манной, деятельной, всесторонне развитой личности, борющейся с общест­венным злом.

^ Николай Гаврилович Чернышевский считал человека высшим созданием природы, деятельность и воспитание которого обусловлены прежде всего социальной средой. Личность формируется под воздействием разнообраз­ных общественных факторов и институтов, под влиянием искусства и лите­ратуры, семьи и школы. Социальные перемены ведут к изменениям в харак­тере как отдельных людей, так и народа в целом. Огромную роль Н. Г. Чер­нышевский отводил активности человека, а источником активности является потребность в ней и осознание этой потребности. Отсюда вытекает необхо­димость воспитания разнообразных познавательных, умственных, эстети­ческих, трудовых и иных потребностей. Таким образом, развитие потреб­ностей — важнейшее условие становления личности.

Взгляды Н. Г. Чернышевского на воспитание и образование разделял ^ Николай Александрович Добролюбов. Он критиковал ущемление права на об­разование в тогдашней России, стоял на демократической позиции и видел идеал воспитания в удовлетворении естественных стремлений человека («чтобы всем было хорошо»). Значительный вклад в развитие педагогической науки внес Николай Иванович Пирогов, выступивший с передовыми идеями о сущности и назна­чении общечеловеческого воспитания.

^ Константина Дмитриевича Ушинского по праву считают основателем научной педагогики в России. Он продолжил традицию русского просвети­тельства, направленную на поиск педагогических решений социально-по­литических проблем. К. Д. Ушинский стоял за демократизацию образова­ния, за равные права на образование всех слоев общества. Он доказывал, что социально-экономические условия обусловливают характер воспита­ния, и подошел к пониманию воспитания как целенаправленной деятель­ности. В воспитании личности К. Д. Ушинский большое значение прида­вал труду. По его мнению, труд является ведущим фактором развития лич­ности. «Воспитание должно неусыпно заботиться, чтобы, с одной стороны, открыть воспитаннику возможность найти полезный труд в мире, а с дру­гой — внушить ему неутомимую жажду труда».

Особое значение К. Д. Ушинский придавал нравственному воспитанию, основой которого считал религию. Религию он понимал прежде всего как залог нравственной чистоты. Им созданы капитальный труд по педагогике «Человек как предмет воспитания», учебники для начальной школы «Родное слово» и «Детский мир», методические пособия для учителей. К. Д. Ушин­ский предпринял попытку создания педагогической антропологии. В его работах рассматриваются важнейшие проблемы дидактики, трудового вос­питания, школоведения. Многие дидактические высказывания сохраняют свое значение и в наше время.

Яркими представителями теории и практики свободного воспитания в России были ^ Лев Николаевич Толстой и Константин Николаевич Вентцель. Л. Н. Толстой открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, зада­чами которой было развитие самостоятельности, творческой и познава­тельной активности ребенка. Им написаны увлекательные детские книги для чтения «Азбука» и «Новая азбука».

Среди имен педагогов XX столетия, обогативших отечественную теорию обучения и воспитания, следует выделить ^ П. Ф. Каптерева (учение о педа­гогическом процессе), С. 71 Шацкого (социальная педагогика), Н. К. Круп­скую (организация внеклассной воспитательной работы, пионерского дви­жения), А. С. Макаренко (учение о коллективе), Л. В. Занкова и Д. Б. Элько-нина (теория развивающего обучения), П. Я. Гальперина (теория поэтапного формирования умственных действий), И. Я. Лернера и М. Н. Скаткина (теория содержания образования и методов обучения), Ю. К. Бабанского (теория оптимизации учебного процесса) и др.

^ Антон Семенович Макаренко (1888—1939) выдвинул и проверил на прак­тике принципы создания и педагогического руководства детским коллекти­вом, разработал методики трудового и семейного воспитания, формирова­ния сознательной дисциплины.

Первыми авторами учебных пособий «Педагогика», в которых стави­лись и решались задачи социалистической школы, были ^ П. П. Блонскии (1884-1941) и А. П. Пинкевич (1884-1939).

Новые явления в педагогической теории и практике возникли в период «хрущевской оттепели» второй половины 50-х — начале 60-х гг. В этот период развернулась новаторская деятельность педагогов, обогативших обра­зовательно-воспитательную практику. Существенный вклад внесли В. А. Сухомлинский, И. П. Иванов, Э. Г. Костяшкин, К. Н. Волков, С. А. Гуревич, позднее И. П. Волков, Ш. А. Амонашвили, Н. П. Гузик и др.

^ Василий Александрович Сухомлинский (1918—1970) исследовал моральные проблемы воспитания молодежи. Многие его дидактические советы сохра­няют свое значение в настоящее время при осмыслении современных пу­тей развития педагогической мысли и образования.

Перестройка, начатая в нашей стране в 80-е гг., затронула все сферы че­ловеческой деятельности: политическую систему, государственное устрой­ство, нравственные ценности, правовые нормы, культурное наследие, меж­дународные отношения, народное образование. Главное в перестройке об­разования — изменение педагогического мышления, суть которого состоит в переориентации от авторитарной к демократической педагогике. Совер­шенствование обучения и воспитания молодежи на основе демократичес­кой педагогики означает:

  • признание личности человека базовым компонентом учебно-воспи­тательного процесса, объектом и субъектом обучения и воспитания;

  • гуманное общение между людьми, построенное на взаимном уваже­нии и доверии;

  • деятельный подход к организации учебно-воспитательной работы;

  • создание условий для самовыражения, самоутверждения и самодея­тельности человека.

2. Объект, предмет и функции педагогики

Во взглядах ученых на педагогику утвердились три точки зрения:

  1. педагогика — междисциплинарная область человеческого знания. Та­кой подход фактически отрицает педагогику как самостоятельную теорети­ческую науку, т. е. как область отражения педагогических явлений. В этом случае в педагогике оказываются представленными самые разные сложные объекты действительности (космос, культура, политика и др.);

  2. педагогика — прикладная дисциплина, функция которой состоит в опосредованном использовании знаний, заимствованных из других наук (психологии, естествознания, социологии и др.) и адаптированных к реше­нию задач, возникающих в сфере образования или воспитания. Содержа­ние такой педагогики составляет совокупность фрагментарных представле­ний об отдельных сторонах педагогических явлений;

  3. педагогика — это относительно самостоятельная дисциплина, имею­щая свой объект и предмет изучения1.

Третья точка зрения, согласно которой педагогика рассматривается как самостоятельная научная дисциплина, является наиболее признаваемой. В отличие от житейских знаний в области воспитания и обучения педагогика как наука обобщает разрозненные факты, устанавливает причинные связи

1 ^ Сластенин В. А., Каширин В. П. Психология и педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2001.

между явлениями. Она отвечает на вопросы, какие и почему происходят из­менения в развитии человека под влиянием обучения и воспитания.

Для определения педагогики как науки важно установить границы ее предметной области, ответив на вопрос: «Что же она изучает?» Поэтому не­обходимо осмысление объекта и предмета педагогики.

Объект — это область действительности, которую исследует данная нау­ка. Объектом педагогики выступают явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Таким явлением действительности является обра­зование целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах чело­века, общества и государства.

Предмет — это способ видения объекта с позиций данной науки.

Предметом педагогики является сознательно и целенаправленно организуе­мый педагогический процесс.

Под педагогическим процессом понимают специально организованное, раз­вивающееся во времени и в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и призванное привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников.

Педагогическая наука исследует сущность, закономерности, принципы, тенденции и перспективы развития педагогического процесса, разрабаты­вает теорию и технологию его организации, совершенствует содержание и создает новые организационные формы, методы и приемы педагогической деятельности воспитателей и воспитанников (детей и взрослых).

Исходя из такого понимания объекта и предмета педагогики, можно сделать вывод, что педагогика — это наука о воспитании, обучении и образо­вании детей и взрослых.

^ Каковы же функции педагогической науки, обусловленные ее предметом?

Педагогическая наука осуществляет те же функции, что и любая другая научная дисциплина: описание, объяснение и предсказание явлений действи­тельности, которую она изучает.

Различают следующие функции педагогической науки: общетеоретиче­скую, прогностическую и практическую.

Общетеоретическая функция педагогической науки состоит в теорети­ческом анализе закономерностей педагогического процесса. Наука описы­вает педагогические факты, явления, процессы, объясняет, по каким зако­нам, при каких условиях, почему они протекают, делает выводы.

Прогностическая функция педагогики состоит в обоснованном предви­дении развития педагогической реальности (какой, например, будет школа будущего, как будет изменяться контингент учащихся и т. п.). На базе на­учно обоснованного прогноза становится возможным более уверенное пла­нирование. В области воспитания значимость научных прогнозов исклю­чительно велика, ибо по своей природе воспитание обращено в будущее.

^ Практическая (преобразовательная, прикладная) функция педагогики со­стоит в том, что на основе фундаментального знания усовершенствуется педагогическая практика, разрабатываются новые методы, средства, фор­мы, системы обучения, воспитания, управления образовательными струк­турами. Единство всех функций педагогики позволяет наиболее полно решать задачи педагогического процесса в различных типах образовательно-воспи­тательных учреждений.

^ 3. Система педагогических наук

Педагогика, пройдя длительный путь развития, накопив информацию, превратилась в разветвленную систему педагогических наук.

Базовой научной дисциплиной, изучающей общие закономерности вос­питания человека, разрабатывающей основы учебно-воспитательного про­цесса в воспитательных учреждениях всех типов, является общая педагоги­ка. Традиционно общая педагогика содержит четыре больших раздела:

а) общие основы педагогики;

б) теория обучения (дидактика);

в) теория воспитания;

г) управление образовательными системами.

В последние десятилетия объем материала по этим разделам настолько увеличился, что их стали выделять отдельными самостоятельными научны­ми дисциплинами.

Особую группу педагогических наук, изучающих специфику учебно-воспитательной деятельности внутри определенных возрастных групп, со­ставляет возрастная педагогика. Она включает в себя преддошкольную (ясельную) и дошкольную педагогику, педагогику школы, педагогику высшей школы, педагогику взрослых и андрогогику.

^ Преддошкольная (ясельная) педагогика изучает закономерности и условия воспитания детей до трех лет. Вес ее стремительно увеличивается по мере проникновения научной мысли в секреты направленного влияния на фор­мирование интеллекта, эмоциональной и чувственной сфер личности ре­бенка, его здоровья. Особенностью ясельной педагогики является ее взаи­модействие с другими отраслями знаний: психологией, физиологией, меди­циной.

^ Дошкольная педагогика — наука о закономерностях развития, формиро­вания личности ребенка дошкольного возраста. Существует дидактика дошкольного образования, теория и методика воспитания дошкольников, технологии воспитания детей данного возраста в государственных, част­ных, негосударственных учебно-воспитательных учреждениях, в условиях одно-, двух-, многодетных, полных, неполных семей.

Педагогика школы изучает закономерности обучения и воспитания детей школьного возраста. Она относится к самым развитым отраслям науки о воспитании.

Педагогика высшей школы. Ее предмет — закономерности учебно-воспи­тательного процесса в условиях высшего учебного заведения, специфиче­ские проблемы получения высшего образования.

Педагогика взрослых и андрогогика изучает особенности работы со взрос­лыми и пожилыми людьми.

Педагогические дисциплины также подразделяются в зависимости от того, какая сторона конкретного вида человеческой деятельности взята за основу классификации. Выделяют военную, инженерную, спортивную, театральную, музейную, музыкальную, производственную педагогику, педагогику исправительно-трудовых учреждений и т. д.

Каждая из этих педагогик также имеет свой предмет. Например, воен­ная педагогика вскрывает закономерности, обосновывает теоретические положения, разрабатывает принципы, методы, формы обучения и воспита­ния военнослужащих всех рангов.

Закономерности обучения работающих, повышения их квалификации, переучивания на новые профессии изучает производственная педагогика.

^ Педагогика профессионально-технического образования представляет со­бой отрасль науки, предметом которой являются закономерности подготов­ки рабочих высокой квалификации.

Исправительно-трудовая педагогика изучает закономерности перевоспи­тания лиц, находящихся в заключении за совершенные преступления.

К педагогическим дисциплинам также относятся: история педагогики, сравнительная педагогика, этнопедагогика, философия воспитания, социальная педагогика, педагогическая психология, социология образования и др.

История педагогики исследует возникновение и развитие учебно-воспи­тательной практики, педагогических теорий, общих и частных методологи­ческих концепций в различные исторические эпохи и периоды. Знание ис­тории педагогики необходимо для того, чтобы глубже понимать в настоя­щее время решаемые вопросы.

Сравнительная педагогика занимается анализом, сравнением образова­ния в разных странах.

Существует также специальная педагогика (дефектология). Она исследует за­кономерности воспитания и обучения людей с физическими и психическими недостатками. В состав дефектологии входят следующие научные дисципли­ны: сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия.

Сурдопедагогика изучает закономерности обучения и воспитания сла­бослышащих и глухих; тифлопедагогика — слепых и слабовидящих; олигоф­ренопедагогика — умственно отсталых, логопедия наука о нарушениях речи и путях их преодоления и предупреждения.

Особую группу педагогических наук составляют так называемые част­ные, или предметные, методики, исследующие закономерности преподава­ния и изучения конкретных учебных дисциплин во всех типах учебно-вос­питательных учреждений.

Такова внутренняя система педагогической науки, возникновение но­вых отраслей которой порождается развитием общества и научного знания.


^ 4. Связь педагогики с другими науками

Педагогика, являясь самостоятельной, достаточно развитой наукой, имея свою четко ограниченную область исследования, не может существо­вать обособленно от других наук. Поскольку объектом воспитательной дея­тельности является растущий и развивающийся человек, педагогика прежде всего тесно связана с науками, изучающими человека.

Человека как члена общества изучают общественные науки, как про­дукта биологической эволюции — биологические науки, а как мыслящее существо с его психическим внутренним миром — психологические науки. Рассмотрим более подробно связь педагогики с общественными наука­ми. Общественные науки помогают определить смысл и цели воспитания, правильно учитывать действие общих закономерностей человеческого бы­тия и мышления.

Из общественных наук педагогика тесно связана с философией. Философ­ское учение является методологической основой педагогики, способствует осмыслению целей воспитания и образования. От системы философских взглядов (материалистических, экзистенциальных, прагматических, неопо­зитивистских и др.), которых придерживаются исследователи педагогики, за­висят направления педагогического поиска, определение сущностных, целе­вых и технологических характеристик образовательного процесса.

У философии и педагогики имеется ряд общих вопросов и проблем, в том числе:

  • проблемы цели воспитания;

  • проблемы формирования мировоззрения;

  • взаимосвязь коллектива и личности;

  • гносеологические проблемы, связанные с разработкой теории по­знания и ученического познания как одной из форм познания человеком окружающей его действительности.

Педагогика также тесно связана с такими относительно самостоятель­ными областями философии, какими являются этика и эстетика. Они по­могают решению педагогических задач нравственного, эстетического вос­питания, формирования научного мировоззрения.

Наблюдается связь педагогики с социологией, исследующей основные тенденции развития тех или иных групп и слоев населения, закономерно­сти социализации, влияние социальной среды на человека, его положение в обществе, воспитания личности в различных социальных институтах. Пе­дагогическая социология как новая наука, образовавшаяся на стыке педа­гогики и социологии, осуществляет перевод общих данных и результатов социологических исследований о процессах изменения социальной струк­туры общества, профессиональной занятости людей в конкретные задачи воспитания, которые должны решать совместно школа, семья и обществен­ность.

Теснейшим образом связана педагогика и с экономикой, в частности с такой ее областью, как экономика образования. Доказано, что высокий уровень общего образования является одним из важнейших условий повы­шения производительности труда. Данные экономики образования необхо­димы для решения таких важнейших педагогических задач, как:

■ определение затрат на обучение в связи с удорожанием жизни;

  • определение стоимости обучения в различных типах образователь­ных учреждений;

  • определение затрат на учительские кадры, на строительство, обору­дование, наглядные пособия и т. д.

В решении этих вопросов педагогика и экономика опираются на дан­ные демографии, которая исследует проблемы народонаселения (рождаемо­сти, смерти, миграции). Без учета и прогнозирования рождаемости, возраст­ной структуры и процессов перемещения населения невозможно решение проблемы строительства и размещения школ, подготовки учителей. Тесно связана педагогика с биологическими науками. Они являются есте­ственно-научной базой педагогики и психологии.

Педагогика опирается на фундаментальные работы великих русских физиологов И. М. Сеченова, И. П. Павлова по вопросам первой и второй сигнальных систем, нервно-психического развития человека, рефлектор­ной природы психической деятельности, развития и функционирования органов чувств и др.

Особенно большое значение для решения конкретных вопросов обуче­ния и воспитания, разработки режимов труда и отдыха имеют возрастная физиология — наука об особенностях строения и функционирования орга­низма человека, школьная гигиена, изучающая вопросы гигиенической организации всех видов занятий в школе.

Связь педагогики с медициной привела к появлению коррекционной педа­гогики как специальной отрасли педагогического знания, предметом кото­рой является образование детей с отклонениями в развитии. Во взаимосвя­зи с медициной она разрабатывает систему средств, с помощью которых достигается терапевтический эффект и облегчаются процессы социализа­ции детей, компенсирующие имеющиеся у них дефекты.

Особое значение для педагогики имеет ее связь с психологическими нау­ками, изучающими закономерности развития психики человека. Необ­ходимо понимать свойства человеческой природы, ее естественные по­требности и возможности, учитывать механизмы, законы психической деятельности и развития личности, строить образование (обучение и вос­питание), сообразуясь с этими законами, свойствами, потребностями, возможностями.

Педагогика пользуется психологическими методами исследования для выявления, описания, объяснения, систематизации педагогических фактов. Органическая связь педагогики с психологией проявляется и в наличии ряда пограничных наук: педагогической и возрастной психологии, психо­логии профессиональной педагогической деятельности, психологии управ­ления педагогическими системами и др. Можно утверждать, что любой прикладной раздел педагогики опирается в своих исследованиях на анало­гичный раздел психологии.

Наибольшее значение для педагогики имеет возрастная и педагогическая психология, которая изучает закономерности психических процессов в усло­виях целенаправленного обучения и воспитания в зависимости от возраста.

^ Дифференциальная психология изучает индивидуальные различия челове­ка, вооружает педагогику данными, необходимыми для личностно ориен­тированного подхода в воспитании.

^ Социальная психология, занимаясь изучением особенностей формирова­ния личности, включенной в различные группы, вооружает педагогику многими ценными данными и фактами для исследования проблем воспи­тания в коллективе и разработки методики воспитания учащихся через коллектив.

Устанавливаются все более тесные связи педагогики с инженерной пси­хологией, исследующей взаимоотношения человека и техники. Данные этой науки помогают педагогике в научной разработке методики включения тех­нических средств, ЭВМ, компьютеров в учебный процесс.

Связана педагогика и с кибернетикой - наукой об управлении слож­ными динамическими системами. Одним из практических результатов применения общих идей кибернетики явилось программированное обуче­ние. Информатика и кибернетика открывают перед педагогикой новые дополнительные возможности для исследования процессов обучения и воспитания. Используя их данные, педагогическая наука разрабатывает новые формы образовательных процессов (дистанционное обучение), со­вершенствует способы и механизмы управления учебно-воспитательным процессом.

Особое место в системе связей педагогики с другими науками занимают этнография и фольклористика. Изучение народных традиций, обрядов и обычаев разных народов, памятников народного эпоса служит основой для формирования особой отрасли педагогики - народной педагогики. Она изучает использование этих памятников культуры в воспитании современ­ных школьников.

Все это свидетельствует, что педагогика, имея свой предмет и область исследования, тесно связана с рядом смежных наук. В отличие от других дисциплин, изучающих отдельные стороны развития человека, происходя­щего под влиянием разных факторов, педагогика занимается человеком в целом и ищет наиболее действенные пути формирования целостной чело­веческой личности.

Анализ связей педагогики с вышеназванными науками позволяет выде­лить следующие формы их взаимодополнения:

творческое использование педагогикой основных идей, теоретиче­ских положений, обобщающих выводов других наук;

• заимствование научных методов исследования, применяемых в других науках (математическое моделирование, социологические опросы и др.);

применение в педагогике конкретных результатов исследований, по­лученных в психологии, физиологии, социологии и других науках;

участие педагогики в комплексных исследованиях (обучение с шести лет; лечебная педагогика и др.).

Педагогика использует материалы и данные смежных наук на основе строгого их отбора, после специальной педагогической переработки, с обязательным выявлением условий и границ применения в педагогиче­ской науке.

Таким образом, педагогика является частью общей культуры человече­ства. Разрабатываемые ею концепции образования, воспитания и обучения имеют научную и общекультурную ценность.

Вопросы для самоконтроля

  1. Что изучает педагогика?

  2. Что, по вашему мнению, должно считаться объектом педагогической науки - воспитание или образование? Аргументируйте ваш выбор.

  3. Какие задачи решает педагогика?

  4. Охарактеризуйте систему педагогических наук.

  5. Каковы основные формы связи педагогики с другими науками? Про­иллюстрируйте их примерами.



Основная литература

  1. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Общая педагогика: Уче( пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина: В 2 » М.: ВЛАДОС, 2002. Ч. 2.

  2. Педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов и пед. колледжей / Под ре; П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2002.

  3. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов пе; вузов: В 2 кн. М., 1999. Кн. 1.

Дополнительная литература

  1. Журавлев В. И. Педагогика в системе наук о человеке. М., 1990.

  2. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под ре; С. А. Смирнова. М, 1998.

  3. Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1996.

  4. Смирнов В. И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. М, 2000.

  5. Ильина Т. А. Педагогика. М., 1984.



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26

Похожие:

Авторы:\n\nЛ.\nII.\nКрившенко, М.\nЕ. Вайндорф-Сысоева\n- гл. 1, 2, 4, 14-19; iconАвторы: Л. II. Крившенко, М. Е. Вайндорф-Сысоева - гл. 1, 2, 4, 14-19;
Охватывают всего многообразия форм воспитательной работы. В опыте педагогов появляются новые формы, час­то под влиянием телевидения,...
Авторы:\n\nЛ.\nII.\nКрившенко, М.\nЕ. Вайндорф-Сысоева\n- гл. 1, 2, 4, 14-19; iconЛитература для наших дней: классические или современные авторы? Высшее образование сегодня: роскошь или необходимость?
С первыми всё понятно – Пушкин, Толстой, Лермонтов, Гоголь, Чехов и многие другие авторы, оставившие глубокий след не только в российской,...
Авторы:\n\nЛ.\nII.\nКрившенко, М.\nЕ. Вайндорф-Сысоева\n- гл. 1, 2, 4, 14-19; iconАдминистрация новосибирского района новосибирской области муниципальное бюджетное образовательное учреждение новосибирского района новосибирской области дополнительного образования детей
Краснообск состоится методический семинар практикум «Экспедиционные куклы Вологодской области», который проводит народный мастер...
Авторы:\n\nЛ.\nII.\nКрившенко, М.\nЕ. Вайндорф-Сысоева\n- гл. 1, 2, 4, 14-19; icon1. Авторы самого маленького в мире мультфильма говорят, что с его помощью надеются привлечь внимание обычных людей к научным достижениям. Скажите, а что авторы мультфильма использовали вместо мяча, которым на одном из кадров играет мальчик
Существует версия, что Изабелла Костильская после своей коронации сначала изменила его пол, а после наделила возможностями, заметно...
Авторы:\n\nЛ.\nII.\nКрившенко, М.\nЕ. Вайндорф-Сысоева\n- гл. 1, 2, 4, 14-19; iconЯ красивая. Я худая. Я стерва. И я умею готовить! Авторы продолжают тему, начатую в книге «Я красивая. Я худая. И я стерва»
Авторы продолжают тему, начатую в книге «Я красивая. Я худая. И я стерва». В своей новой работе они приводят рецепты, которые позволят...
Авторы:\n\nЛ.\nII.\nКрившенко, М.\nЕ. Вайндорф-Сысоева\n- гл. 1, 2, 4, 14-19; icon
...
Авторы:\n\nЛ.\nII.\nКрившенко, М.\nЕ. Вайндорф-Сысоева\n- гл. 1, 2, 4, 14-19; icon
...
Авторы:\n\nЛ.\nII.\nКрившенко, М.\nЕ. Вайндорф-Сысоева\n- гл. 1, 2, 4, 14-19; iconАвторы поставили перед собой следующую цель: дать изложение основных особенностей языка программирования C++, показать основные приемы программирования, учитывающие специфику этого языка, обратить внимание на «подводные камни», которые подстерегают начинающих программистов. В то же время авторы стре
«Компьютерная безопасность», «Экономическая кибернетика» и «Актуарная математика». Оно рассчитано на студентов младших курсов, школьников,...
Авторы:\n\nЛ.\nII.\nКрившенко, М.\nЕ. Вайндорф-Сысоева\n- гл. 1, 2, 4, 14-19; iconГ. Череповец «Менеджмент творческих проектов» авторы/разработчики идей творческих проектов, готовые реализовывать разработанный проект
Череповец «Менеджмент творческих проектов» (авторы/разработчики идей творческих проектов, готовые реализовывать разработанный проект;...
Авторы:\n\nЛ.\nII.\nКрившенко, М.\nЕ. Вайндорф-Сысоева\n- гл. 1, 2, 4, 14-19; iconГимн сеченовца (авторы: Игорь Серинов и Таньяна Силантьева) 1 к

Авторы:\n\nЛ.\nII.\nКрившенко, М.\nЕ. Вайндорф-Сысоева\n- гл. 1, 2, 4, 14-19; iconПолноценный сон лучший психолог, считают авторы новых ислледований в области проблем сна
Полноценный сон — лучший психолог, считают авторы новых ислледований в области проблем сна
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы