Авторский коллектив Руководители авторского коллектива — кандидат педагогических наук, профессор icon

Авторский коллектив Руководители авторского коллектива — кандидат педагогических наук, профессор


НазваниеАвторский коллектив Руководители авторского коллектива — кандидат педагогических наук, профессор
страница1/44
Размер2.22 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   44








Переработано в соответствии

с Федеральными Государственными Требованиями




ДЕТСТВО


Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования


Санкт- Петербург

ДЕТСТВО-ПРЕСС

2011

УДК 373.21

ББК 74.102

Д38


^ Авторский коллектив

Руководители авторского коллективакандидат педагогических наук, профессор Т. И. Бабаева, доктор педагогических наук, профессор А. Г. Гогоберидзе, кандидат педагогических наук, профессор 3. А. Михайлова

Авторы. ^ О. В. Акулова, Т. И. Бабаева, Т. А. Березина, А. М. Вербенец, А. Г. Гогоберидзе, Т. С. Грядкина, В. А. Деркунская, Т.А.Ивченко, М.В.Крулехт, Н. А. Курочкина, 3. А. Михайлова, Н. О. Никонова, JI. К. Ничипоренко, Н. А. Ноткина, М. Н. Полякова, Л. С. Римашевская, О. В. Солнцева, О. Н. Сомкова


Научные редакторы^ Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова


Д38 Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.- 528 с.

ISBN 978-5-89814-663-4


Авторский коллектив кафедры дошкольной педагогики Института детства РГПУ им. А. И. Герцена представляет обновленный вариант примерной основ­ной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство».

Данный вариант программы «Детство» полностью соответствует Федераль­ным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы, опирается на лучшие традиции петербургской (ленинградской) пе­дагогической научной школы.

Новизна программы определяется тем, что в ней впервые реализован подход к организации целостного развития и воспитания ребенка дошкольного возраста как субъекта детской деятельности и поведения.


© Коллектив авторов, 2011

©Оформление. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО

ISBN 978-5-89814-663-4 «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011

Светлой памяти Веры Иосифовны Логиновой —

автору идеи программы «Детство» посвящается

Воспитание — дело трудное, и улучшение его

условий — одна из священных обязанностей

каждо­го человека, ибо нет ничего более важного,

как об­разование самого себя и своих близких.

^ Сократ

Детство — это летний ветер,

Парус неба и хрустальный

звон зимы.

^ Детство — это значит дети!

Дети — это значит мы!

Р. Рождественский




ВВЕДЕНИЕ

Программа «Детство» является результатом многолетней научно- исследовательской работы коллектива кафедры дошкольной педаго­гики Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. В ее основу легли теоретические взгляды петер­бургской (ленинградской) научной школы воспитания на сущность развития ребенка в период дошкольного детства, требования к со­держанию образовательной программы для детского сада и пути ее реализации в педагогическом процессе.

Новизна программы «Детство» определяется тем, что в ней впе­рвые практически реализован подход к организации целостного раз­вития и воспитания ребенка дошкольного возраста как субъекта дет­ской деятельности и поведения. Органичное вхождение ребенка в современный мир обеспечивается в программе широким взаимодей­ствием дошкольников с различными сферами культуры: с изобрази­тельным искусством и музыкой, детской литературой и родным язы­ком, экологией, математикой, игрой и трудом.

Девиз программы «Чувствовать — Познавать — Творить» опре­деляет три взаимосвязанные линии развития ребенка, которые про­низывают все разделы программы, придавая ей целостность и еди­ную направленность. Содержательная связь между разными разде­лами программы позволяет педагогу интегрировать образовательное содержание при решении воспитательно-образовательных задач, что дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоцио­нальную и практическую сферы личности ребенка.

Программа прошла многолетнюю апробацию, зарекомендовав себя как качественный программно-методический продукт обогащенного развития детей дошкольного возраста, обеспечивающий единый процесс социализации-индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей.

Сегодня образовательная программа «Детство» — один из широко востребованных документов, в соответствии с которым в России работают дошкольные образовательные учреждения разных типов, видов и категорий.

Библиотеку программы «Детство» составляют сегодня более 70-ти пособий, представляющих ее научно-методическое и методическое обеспечение. На современном этапе программа «Детство» представля­ет собой единый программно-методический комплекс, включающий:

  • комплексную программу «Детство» для детей от 3 до 7 лет;

  • методическое обеспечение программы;

  • методическое обеспечение процесса подготовки педагога, готового к реализации программы «Детство»;

  • мониторинг развития ребенка и педагогического процесса в усло­виях реализации программы «Детство».

Предлагаемое новое издание программы «Детство» осуществлено с учетом современной ситуации развития системы дошкольного образования и особенностей дошкольного детства начала XXI века. Среди причин, определивших необходимость обогащения содержа­ния программы, можно назвать следующие.

Причина первая. Происходящая в стране модернизация образо­вания, особенности государственной политики в области дошколь­ного образования на современном этапе, принятие Министерством образования и науки РФ «Федеральных государственных требова­ний к структуре основной общеобразовательной программы до­школьного образования» обусловили необходимость важных изме­нений в определении содержания и способов организации педаго­гического процесса в детском саду. Это потребовало от авторского коллектива пересмотра общей структуры и дополнения содержания программы «Детство» в соответствии с новыми требованиями.

Причина вторая связана с тем, что современный ребенок — это житель XXI века, на которого оказывают влияние все признаки настоящего времени. Многолетние исследования, проводимые ав­торами программы, позволяют нам наметить штрихи современного дошкольного детства, которые нельзя не учитывать, организуя об­разовательный процесс детского сада.

Современный ребенок — маленький гражданин, осознающий себя в современном пространстве страны и города. Он любит свою родину, свою семью, своих сверстников и друзей, желает сделать жизнь лучше, достойнее и красивее. Современный дошкольник ори­ентирован на познание человека и природы. Он неплохо ориенти­руется в себе, своем ближайшем окружении, своем настоящем и будущем. Он готов оценивать явления и события жизни с разных точек зрения: интереса, утилитарности, полезности, эстетичности, познания. Современные дети в большей степени ориентированы на будущее, чем их ровесники 80-х и 90-х годов XX века. Это яркая отличительная черта маленьких граждан современности — они с уве­ренностью смотрят в будущее.

Внутренние резервы современного ребенка раскрываются в раз­ных видах предпочитаемой им деятельности: изобразительной, игро­вой, музыкальной, литературной. Но, в отличие от сверстников про­шлых лет, он уверенно комбинирует их, объединяет между собой, потому что ему так комфортнее и все можно успеть. Современный ребенок органично вплетает свои представления об этом мире в разные сферы жизнедеятельности. Он — носитель субкультуры, при­сущей только дошкольнику и отличающей его от детей другого воз­раста и взрослых.

Современному дошкольнику часто не хватает общения с мамой и папой, сверстниками, он теряется в мире объемной информации, ему хочется больше разговаривать и совместно действовать. Группа детского сада — как раз то место, где он реализует принципиальные для него потребности. Поэтому детский сад — это вторая семья ребенка, в которой ему благополучно и интересно живется. Совре­менные дети с удовольствием идут в детский сад, любят его!

Жизнь ребенка XXI века очень сильно изменилась и тесно свя­зана с возможностями родителей. Он быстрее, чем взрослый, ус­певает освоить мобильный телефон и компьютер, телевизор и маг­нитофон. Он слушает и смотрит с родителями одни и те же песни и телепередачи; ходит вместе с семьей в кафе и рестораны, выез­жает за границу на отдых, путешествует; ориентируется в марках автомобилей, в рекламе. Он многим интересуется и о многом рас­суждает.

В то же время ребенок по-прежнему ориентирован на самоцен­ные, детские виды деятельности. Он любит играть, сочинять, фан­тазировать, радоваться и рассуждать. В детской деятельности со­временного ребенка можно увидеть и стремление к интеграции, то есть объединению разных видов деятельности в один процесс. В новых видах деятельности, таких как экспериментирование, со­здание микро- и макропроектов, коллекционирование, импровиза­ция, современных детей привлекает сам процесс, возможность про­явления самостоятельности и свободы, реализации замыслов, воз­можность выбирать и менять что-то самому.

Все эти новые черты современного дошкольного детства необ­ходимо учитывать в содержании педагогического процесса в дет­ском саду.

Причина третья касается изменений, связанных с современным педагогом детского сада, его профессиональной деятельностью.

Современный воспитатель — это профессионал, умеющий ре­шать следующие проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности. S Видеть ребенка в образовательном процессе ДОУ — диагностиче­ские задачи, решение которых позволяет педагогу:

  • знать индивидуальные особенности и возможности ребенка;

  • учитывать их в образовательном процессе ДОУ;

  • отслеживать характер изменений, происходящих с ребенком в ходе образовательного процесса детского сада, характер его про­движения в развитии;

  • определять эффективность влияния реализуемых педагогиче­ских условий.

  • Строить образовательный процесс, ориентированный на достиже­ние целей дошкольного образования — задачи педагогического проектирования образовательного процесса, содействующего це­лостному развитию здорового ребенка-дошкольника, и его органи­зации.

  • Устанавливать взаимодействие с другими субъектами образователь­ного процесса, партнерами ДОУ — задачи взаимодействия с про­фессионально-педагогическим и культурным сообществами.

  • Создавать и использовать в педагогических целях образовательную среду (пространство ДОУ) — задачи проектирования и организа­ции развивающей образовательной среды детского сада как одного из эффективнейших условий, инициирующих процессы развития и воспитания ребенка.

  • Проектировать и осуществлять профессиональное самообразова­ние — задачи развития субъектной позиции, обогащения профес­сиональной компетентности.

Современный педагог дошкольного образования стремится проек­тировать и реализовывать педагогический процесс на основе диалогичности и гуманности, усиливая внимание к интересам ребенка, развитию его способностей, ориентируясь на максимальный учет возрастных воз­можностей и индивидуальных особенностей, неповторимости, уникаль­ности каждого ребенка.

Причина четвертая связана с тем, что изменились и современ­ные родители. Социальный статус семьи, родительские запросы сегодня существенно разнятся. Часто родители испытывают труд­ности во взаимодействии с ребенком и его воспитании. Современ­ные родители понимают важность и необходимость взаимодействия с ребенком, но недостаток времени не позволяет реализовать его в полной мере. К сожалению, проблему развития ребенка, подго­товки его к школе родители возлагают в большей степени на дет­ский сад. Но, признавая авторитет дошкольного образовательного учреждения, родители не проявляют достаточной активности к со­трудничеству с педагогами по развитию и воспитанию дошкольни­ка. Родители хотят быть примером, авторитетом для своих детей, но часто не знают, как быть интересными для них, как выстраивать партнерские отношения. Современные родители любят своего ре­бенка, весьма заинтересованы в хороших результатах его образова­ния, стремятся к познанию ребенка и общению с ним. Вместе с тем проявляется неуверенность в реализации родительской функ­ции. Наблюдаются неоправданно завышенные требования совре­менных родителей к образованности детей (иностранные языки, музыка, спортивные секции и прочее), без учета реальных возмож­ностей дошкольников. Все эти обстоятельства важно учитывать в содержании дошкольного образования и методах взаимодействия с родителями современных детей.

Перечисленные выше причины и обусловили необходимость об­новления нашей Программы.


Программа «Детство» определяет содержание и организацию об­разовательного процесса для дошкольников и направлена на формиро­вание общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельно­сти, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в фи­зическом и (или) психическом развитии детей.


В обновленной программе «Детство» в соответствии с Феде­ральными государственными требованиями (ФГТ) выделено две части — основная и дополнительная.

^ В основной части представлено содержание психолого- педагогической работы по освоению детьми образовательных об­ластей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Соци­ализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художе­ственной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направ­лениям — физическому, социально-личностному, познавательно- речевому и художественно-эстетическому.

^ В дополнительной части представлены программы, которые рас­ширяют и углубляют основное образовательное содержание и по­зволяют удовлетворить разнообразные образовательные потребности современной семьи и избирательные интересы дошкольников, ре­ализовать развивающий потенциал регионального компонента.

Девиз программы «Детство» — «Чувствовать — Познавать — Творить». Эти слова определяют три взаимосвязанных линии раз­вития ребенка, которые пронизывают все разделы программы, при­давая ей целостность и единую направленность.

^ Линия чувств определяет в программе направление эмоциональ­ного развития дошкольника и обеспечивает эмоционально-ком­фортное состояние ребенка, гармонию взаимодействия со сверс­тниками и взрослыми, предметным и природным миром. Програм­ма ставит задачу развития у детей на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопережи­ванию, готовности к проявлению гуманного отношения. Эта задача решается в программе через усвоение детьми идеи единства всего живого и организацию социально-эмоционального опыта.

Программа ориентирует воспитателя на ознакомление детей с миром людей и отношений, с доступными для их понимания пере­живаниями и проблемами людей (взрослых и сверстников), с их поступками, эмоциональными состояниями. Благодаря этому дети начинают понимать, какие действия и поступки приводят к одним и тем же переживаниям у всех людей, независимо от возраста и пола. Они начинают осознавать смысл социальных, культурных норм поведения и отношений людей в обществе. Так постепенно формируются социально-ценностные ориентации детей, понятия о гуманном и негуманном поведении, умение замечать общность на­строения природы и человека, сострадать человеку, животным, рас­тениям, желание участвовать в гуманистически направленной дея­тельности.

Поскольку программа «Детство» родилась в Санкт-Петербур­ге, авторы попытались отразить в ее содержании атмосферу жиз­ни этого прекрасного города — показать его красоту, стиль взаи­моотношений жителей и пробудить у юных петербуржцев чувство любви к родному городу, уважение к его традициям.

Эмоциональная отзывчивость дошкольников активно разви­вается через приобщение к искусству, музыке, литературе, народ­ной культуре. Интеграция эстетических чувств и нравственных переживаний создает основу для понимания ценности всего, что создано природой и человеком. В каждом разделе програм­мы линия развития социальных и эстетических чувств становится обязательной составляющей воспитания и развития дошколь­ников.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   44

Похожие:

Авторский коллектив Руководители авторского коллектива — кандидат педагогических наук, профессор iconАвторский коллектив Руководители авторского коллектива — кандидат педагогических наук, профессор
Руководители авторского коллектива — кандидат педагогических наук, профессор Т. И. Бабаева, доктор педагогических наук, профессор...
Авторский коллектив Руководители авторского коллектива — кандидат педагогических наук, профессор iconЕремеева В. Д., Хризман Т. П мальчики и девочки — два разных мира
Е. А. Соколовская, кандидат педагогических наук Н. Н. Лобанова, кандидат психологических наук
Авторский коллектив Руководители авторского коллектива — кандидат педагогических наук, профессор iconЕремеева В. Д., Хризман Т. П мальчики и девочки — два разных мира
Е. А. Соколовская, кандидат педагогических наук Н. Н. Лобанова, кандидат психологических наук
Авторский коллектив Руководители авторского коллектива — кандидат педагогических наук, профессор iconРограммы педагогических
Авторы: доцент Московского государственного заочного педагогического института, кандидат педаго­гических наук филичева т. Е.; зав...
Авторский коллектив Руководители авторского коллектива — кандидат педагогических наук, профессор iconЛюбовь небесного цвета
Кандидат исторических наук (1950), кандидат философских наук (1950), доктор философских наук (1960), профессор (1963), академик Российской...
Авторский коллектив Руководители авторского коллектива — кандидат педагогических наук, профессор iconТеория и практика развивающего обучения философско-психологические проблемы развития образования под редакцией В. В. Давыдова
М. Арсеньев; член-корреспондент апн ссср, доктор педагогических наук, профессор М. Н. Скаткин; член-корреспондент апн ссср, доктор...
Авторский коллектив Руководители авторского коллектива — кандидат педагогических наук, профессор iconКонспект лекций для студентов всех специальностей дневной и заочной формы обучения
Рецензенты: кандидат философских наук, доцент уо мгуп кармазинов Л. С. кандидат исторических наук, профессор чуо бип – институт
Авторский коллектив Руководители авторского коллектива — кандидат педагогических наук, профессор iconРоссийская государственная академия интеллектуальной собственности
Ргаис, д-р юрид наук, профессор Близнец И. А; Президент Молодежного Союза Юристов Российской Федерации Замышляев Д. В.; д-р юрид...
Авторский коллектив Руководители авторского коллектива — кандидат педагогических наук, профессор iconСеминар по обмену опытом. 25 апреля «Детские книги в круге чтения взрослых»: авторский семинар
«Формирование информационно-образовательной среды в библиотеках, обслуживающих детей: принципы, методы, сервисы»: авторский семинар...
Авторский коллектив Руководители авторского коллектива — кандидат педагогических наук, профессор iconПрограмма «Физическая культура и спорт» Руководитель программы доктор педагогических наук, профессор Ю. Д. Железняк
Издательская программа «Физическая культура и спорт» Руководитель программы доктор педагогических наук, профессор Ю. Д. Железняк
Авторский коллектив Руководители авторского коллектива — кандидат педагогических наук, профессор iconО. И. Крупенчук стихи для развития речи
С. Б. Яковлев — кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии ргпу им. А. И. Герцена
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы