Цель программы: художественно-эсетическое развитие и развитие познавательных процессов. Задачи программы icon

Цель программы: художественно-эсетическое развитие и развитие познавательных процессов. Задачи программы


Скачать 344.08 Kb.
НазваниеЦель программы: художественно-эсетическое развитие и развитие познавательных процессов. Задачи программы
страница1/8
Размер344.08 Kb.
ТипЗадача
  1   2   3   4   5   6   7   8



Рисование песком для школьников 7-14 лет

Художественная программа

Студия рисования песком СэндПРО | www.sandproject.ru



Программа «Рисование песком для школьников 7-14 лет»

Цель программы: художественно-эсетическое развитие и развитие познавательных процессов.

Задачи программы:

Программа реализует несколько основных задачи развития ребенка:

  1. Просвещение

  2. Развитие художественного восприятия и навыков рисования

  3. Развитие основных функций: внимания, памяти, восприятия, мышления, речи, пространственных представлений, мелкой моторики.

Курс рассчитан на учебный год с периодичностью занятий 2 раза в неделю, продолжительность каждого занятия 50-55 минут, в группах по 4-6 детей.

Весь курс состоит из 60 занятий. Каждое занятие посвящено определенной теме.

Задача всего курса – научить детей создавать живую песочную анимацию. Так, на протяжении всего курса мы делаем несколько авторских песочных фильмов, что и является результатом, который дети показывают родителям: в виде записанного ролика (обязательно раздаем записанные ролики!), а также вживую на студийных праздниках (День рождения студии, Новый год, Дни отрытых дверей и т.д.).

Занятие в той или иной степени включает в себя следующие элементы:



Действие

Цель

Комментарий

1

Технический элемент = отрисовка.

Техника рисования песком. Дается ненавязчиво, в процессе «игры».

На этом этапе ведущий запоминает для себя кто из детей как рисует и, исходя из этого, дает им индивидуальные рекомендации.

2

Развлекательный элемент

Взаимодействие с детьми, в процессе которого ведущий вместе с детьми творит, а не преподает.

Ведущий должен создать атмосферу доверия между собой и группой. И заинтересовать процессом.

3

Познавательный элемент

Ведущий рассказывает детям об интересных фактах, связанных с заданной темой.

Этот элемент не только познавательный, но и отвлекающий, во время которого дети могут переместить свое внимание с рисования на слушание, таким образом его можно использовать как средство передышки в любое время занятия на усмотрение ведущего.



Программа со временем технически усложняется – нарабатывается багаж навыков, который стараемся использовать по-максимуму на каждом последующем занятии. Важно: каждая группа будет развиваться исключительно индивидуально, в связи с чем преподаватель должен четко определять, готова ли та или иная группа к усложнению программы, – в этой связи необходимо действовать как можно более целесообразно и в случае низкой динамики группы облегчать технические элементы, ведь в конечном итоге наша задача в том, чтобы ребенку нравилось рисовать песком, а это возможно только если это будет у него получаться. Не рекомендуется ускорять прохождение программы: главное – это не скорость, а качество! В случае повторения темы, что приветствуется при низкой динамике группы, ее отрисовку делаем на примере новых предметов/элементов/героев, без их переноса из предыдущего занятия.

В программе, помимо плановых занятий, есть особенные занятия:

  1. Круглый стол. Занятия на коллективное рисование. Помимо художественных задач, преследуют коммуникатив внутри группы. Для этого занятия необходимо подготовить большое стекло размером сдвинутых четырех столов (получится почти квадрат), под стекло нужно прокладывать либо кальку в несколько слоев, либо заранее подготовить плексиглас таким же размером, как стекло. В итоге получится один большой световой стол. За ним рассаживаемся по периметру и проводим занятие.

  2. Репетиция. Это занятие, на котором дети отрисовывают придуманные ими сюжеты на предыдущем занятии. Это своеобразная «репетиция» перед записью ролика на камеру, которая состоится а ближайшем занятии. Задача художника помогать детям по необходимости, показать наиболее удобные движения и способы рисования, как сделать картинку более объемной и динамичной.

  3. Запись ролика. Эти занятия проводятся за столом преподавателя, поскольку на них записываем на камеру анимацию каждого ребенка группы. Важно обратить внимание ребенка на получающееся у него изображение, для этого ему нужно периодически смотреть на экран. Известно, что достаточно часто то, что кажется эффектно выглядит на световом столе, совершенно не смотрит на экране. Объясняем, что конечный результат – это то, что видит зритель на экране, поэтому отталкиваться в результате нужно именно от него.

Все занятия программы ассоциативные, побуждающие учеников к творчеству, реализации своего воображения. Задача ведущего – побудить учеников к поиску удачных трансформаций одного кадра в другой, проще говоря, найти в рисунке эффектный переход к следующему кадру.

Смешанные группы.

Программу можно проводить как два раза в неделю, так и один, соответственно по абонементам на 8 или 4 занятия. При этом предусмотрена возможность ведения смешанных групп, т.е. в одной группе могут заниматься дети по абонементу как на 8, так и на 4 занятия. Особенность смешанных групп: 4 из 8 занятий в абонементе дети занимаются вместе с теми детьми, которые посещают только 4 занятия в месяц. А это значит, что в программе предусмотрены обязательные занятия, на которых в смешанных группах дети и пересекаются, и дополнительные занятия. Обязательные занятия отмечены в Содержании символом «*».


Содержание

Занятие 1*. Фоны.

Занятие 2* – 3. Фактура.

Занятие 4 – 5. Деревья.

Занятие 6*. Коты.

Занятие 7. Сказка «Летучие книги».

Занятие 8*. «Круглый стол».

Занятие 9*. Цилиндр.

Занятие 10*. Создание раскадровки и сюжета к песочному ролику.

Занятие 11. Художественный «диктант».

Занятие 12*. Репетиция.

Занятие 13. Хэллоуин.

Занятие 14*. Запись ролика на камеру.

Занятие 15* – 16. Птицы.

Занятие 17. «Раскраска для фантазеров».

Занятие 18*. Как человек передвигается.

Занятие 19*. Как человек начал летать.

Занятие 20. Япония.

Занятие 21*. Египет.

Занятие 22. Греция.

Занятие 23*. Формообразование.

Занятие 24*. Создание раскадровки и сюжета к новогоднему песочному ролику.

Занятие 25. Цветы.

Занятие 26*. Репетиция.

Занятие 27. Игра «крокодил». Новый год и рождество.

Занятие 28*. Запись ролика на камеру.

Занятие 29*. «Звездная ночь». Ван Гог.

Занятие 30*. Пуантелизм.

Занятие 31. Сказка «Фрукты».

Занятие 32*. Кубизм.

Занятие 33. «Раскраска для фантазеров»

Занятие 34*. Перспектива.

Занятие 35. Музыкальные инструменты

Занятие 36. Мозаика. Цветной песок.

Занятие 37. Сказка «Яблоня».

Занятие 38*. Орнаменты.

Занятие 39. Сон.

Занятие 40*. Создание раскадровки и сюжета к весеннему ролику.

Занятие 41. Цветной песок.

Занятие 42*. Репетиция.

Занятие 43. Ассоциации.

Занятие 44*. Запись ролика на камеру.

Занятие 45. Сказка «История любви».

Занятие 46*. «Круглый стол». Цветной песок.

Занятие 47* – 48. Животные.

Занятие 49*. Подводный мир.

Занятие 50. «Раскраска для фантазеров».

Занятие 51* – 52. Человек.

Занятие 53. «Незаконченное предложение».

Занятие 54*. Лицо. Эмоции.

Занятие 55. Эмоциональные ассоциации.

Занятие 56*. Создание раскадровки и сюжета для итогового песочного ролика «Вокруг света».

Занятие 57. Сказка «Яйца».

Занятие 58*. Репетиция.

Занятие 59. Игра «Крокодил».

Занятие 60*. Запись ролика.

  1. Вводное занятие. Фоны.













Существует ритуал при первом знакомстве с песком: с ним необходимо поздороваться! Для этого мы собираем песок в кучу в центре экрана и кладен на нее сверху ладошки. Затем начинаем их двигать пока не почувствуем, что ладони коснулись стекла и под ними остались следы рук. Убираем ладошки. Вуаля! На экране остались ваши следы. Мы как бы машем ему ладонями в знак приветствия, а он нам отвечает тем же (отпечатки рук).


Рисование песком отличается от любого другого вида искусства, и мы с вами сейчас сможем сами в этом убедиться. Давайте попробуем нарисовать что-нибудь из этой кучи песка. Кстати этот способ называется «блин». Мы с вами будем «раскатывать» этот самый блин как тесто, то есть из этой кучи песка будем делать большой круг, внутри которого будет множество Ваших ладошек.

^ После того, как мы получили вот такой «блин», ребром ладони сверху до середины проводим широкую линию. Под ней собрался песок. Его нужно расстучать.

Это будет нос Льва. Назовем его Бонифаций, как в мультфильме.

Теперь ставим два указательных пальца вместе и рисуем сверху носа две дуги. Затем большими пальцами две дуги снизу. А затем под верхними дугами большими пальцами расчищаем два овала. Это глаза льва.

























Для того, чтобы сделать ему зрачки необходимо взять двумя или тремя пальцами щепотку песка и положить ее в центр овала, который мы только что расчистили. Но очень важно эту щепотку не насыпать, а именно ПОЛОЖИТЬ, тогда зрачок не будет рассеиваться, а получится четким.









Теперь для того, чтобы льву глазки «открыть», необходимо на этот зрачок нажать пальцем. Чтобы сделать ему рот, мы проводим две дуги под носом. Ну и в завершение – грива. Всеми пальцами от себя вокруг всей головы Бонифация. Вот такой солнечный лев у нас получился.

----

Мы попробовали манипулировать песком: стучали, расчищали, двигали; всей ладонью одним пальцем, двумя, всеми пальцами, - и получили рисунок. Это и есть основа песочного рисования.

^ Фон.

Существует несколько фонов для создания рисунка на песке. Самый первый – это чистый экран. Вот с него мы и начнем. На чистом экране рисуют насыпью, и один из способов насыпания называется «воронка».

Мы берем песок в кулак, но берем не много и не мало, а так, чтобы его было комфортно держать в зажатой ладони. Теперь, если держать руку вертикально, то между пальцами, образуется отверстие, через которое можно сыпать песок. Это и называется «воронка». Таким образом, можно насыпать различные линии. Чтобы насыпать тонкую линию, необходимо руку держать максимально близко к экрану иногда даже лучше, если рука касается стола и ползет по стеклу по направлению насыпаемой линии. Для получения более толстых линий, руку необходимо поднять выше. Перед тем, как мы начнем рисовать, необходимо потренироваться насыпать разные линии: тоненькие, широкие, рассеянные.









Теперь таким образом попробуем нарисовать дерево. ^ Сначала насыпаем рогатку. Затем берем в оба кулака побольше песка и насыпаем нашему дереву крону, просеивая песок сквозь пальцы.









После того, как мы сделали крону, необходимо сделать листву. Кончиками всех пальцев стучим по кроне и смотрим, как много листьев, оказывается, растет на дереве. Можно добавить еще пару веток. Это именно на них держится крона. И последний штрих – необходимо слегка подуть на песок, который образовался вокруг кроны. Так получается неровность вокруг листьев, как на настоящих деревьях.



















Когда дерево готово, можно насыпать полянку, на которой оно растет, и траву. ^ Всеми пальцами от себя.









Теперь перейдем к другому варианту фона – засыпанному. Экран может засыпаться двумя способами: насыпью и броском. Попробуем для начала насыпь. Это достаточно медленный способ насыпи. Важно, чтобы экран был засыпан равномерно. Мы берем песок в оба кулака, поднимаем руки максимально высоко над экраном и начинаем просеивать песок сквозь пальцы. Так нужно сделать несколько раз, пока экран не окажется засыпанным полностью. Но не стоит высыпать весь песок на экран: слой песка не должен быть слишком толстым, так, как рисовать будет тяжело, и картинки будут получаться грязными.
















На таком фоне очень интересно выглядит космос, так как песок все равно при насыпи концентрируется больше в центре, что создает объем и глубину. Что непременно есть в космосе и видно нам из окна ночью? Звезды. Звезды на песке – это следы от кончиков пальцев или ногтей. Их нужно ставить аккуратно, чтобы они получились тоненькими и не были бы похожи на снег.















^ Но в космосе есть не только звезды, но и планеты. Какие планеты Вы знаете? (Сатурн, Уран, Нептун, Венера, Юпитер, Марс, Меркурий и т.д.). Вот их и попробуем нарисовать. Ставим палец в то место, где должна появиться планета и начинаем из центра раскручивать круги, так как планеты имеют форму шара. Чтобы шары стали объемными, можно присыпать их с одного бока. Эти следы также похожи на кратеры или рельеф поверхности космических тел.





















Планеты можно не только расчищать, но и насыпать. Контур проводим кончиком мизинца или ноготком.

Теперь изученными способами можно на своем рисунке добавить падающие звезды, кометы, инопланетные корабли и все, что на ваш взгляд, может оказаться в космосе.

Такой вид фона, как бросок, мы рассмотрим чуть позже. Перед этим мы попробуем из получившейся картинки сделать новую способом, который называется «вырезание». У нас уже есть подготовленный для этого фон, т.е. предыдущий кадр. Мы будем вырезать из него Землю. Сначала картинку необходимо слегка присыпать. Дальше ребром ладони одной руки вырезаем контур круга, затем второй. Причем сам контур будет оставлять мизинец, а вся остальная часть ладони как бы сгребает лишний песок. Песок, оставшийся по бокам, убираем.















Перед нами круг, который должен стать Землей. Но ему не хватает деталей. Вы можете нарисовать очертания материков или сделать меридианы кончиком мизинца. Насыпью можно сделать силуэт человека или любой другой.









Вернемся к броску. Это второй вид фона, сделанный насыпью.

Весь песок делим на две части, которые мы раздвигаем на темные поля справа и слева. Весь песок справа подвигаем наверх (так, чтобы песок был не в углу), а весь песок слева – вниз. Толкаем песок слева направо внизу и справа налево вверху, стараясь не касаться стекла.

У нас получился фон, ожидающий ваших рисунков. Теперь на этом фоне вы можете попробовать порисовать на вольную тему. ^ Свободное рисование.















Занятие 2-3. Фактура

Фактура (от лат. factūra — обработка, строение) — характер поверхности художественного произведения, её обработки в изобразительных искусствах, своеобразие художественной техники в поэзии, музыке, живописи или скульптуре.

На восприятие человека сильное воздействие оказывает одна из важнейших характеристик всех предметов — их фактура. Она говорит о многообразии качеств материальной природы вещей. Само слово "фактура" имеет два значения: характер внешней поверхности предмета и обработка, определяющая его внешний вид. Мы с помощью своих ощущений от прикосновения можем точно отличить дерево от стекла. Дерево имеет бархатистую поверхность, стекло же холодное и гладкое. Бархатные ткани сильно отличаются от хлопковых и шелковых тканей. Песок отличается от других сыпучих материалов. Да даже разные виды песка могут иметь большое различие между собой как по цвету, так и по размеру.

Для ощущения этой разницы давайте потрогаем поверхность нашего стола. Его бортики сделаны из дерева. Какие они на ощупь? (шероховатые, теплые/холодные и т.д.). А теперь потрогаем стекло, на котором мы рисуем. Какое оно?(гладкое, холодное, скользкое, похоже на лед). Теперь песок. Он сыпучий, мягкий, мелкий, состоит из миллионов крупинок, мельчайших камушков.

Для художников средством выражения цветового богатства окружающего мира служит краска. Часто под словом краска подразумевается цвет, но для живописцев это совершенно разные понятия.

Песок — это материал, подобный кирпичу для архитектора или глине для скульптора. Только в руках художника песок превращается в рисунок — выразительный язык живописи. Характер песка, способ его насыпания определяет фактуру рисунка. Художник достигает зрительной выразительности, сопоставляя фактуры различных предметов или их деталей, используя специфику материала и разнообразные художественные техники. Он создает поверхность, такую, какую ему подсказывают вкус и чувство. Эта поверхность может быть гладкой или шероховатой, с явными элементами фактуры или более мягкими. Песок, насыпанный или брошенный густо или ели заметным слоем, отпечатки ( как мазки, точки, линии и т.д) положенные в разных направлениях, по-разному отражают свет, создают блеск или матовость, сообщают внутреннюю жизнь художественному образу.

Мы рассмотрим какой фактура может быть в песочной изображении. ^ Засыпаем фон. На нем начинаем оставлять множество отпечатков ладоней и пальцев. Мы будем делать самовар и нам необходимо вырезать его контур.

Кстати, Самова́р — устройство для кипячения воды и приготовления чая. Первоначально вода нагревалась внутренней топкой, представляющей собой высокую трубку, наполняемую древесными углями. Позже появились другие виды самоваров — керосиновые, электрические и пр. Чтобы контур получился наиболее симметричным необходимо сделать это двумя руками сразу. Кстати, это отличительная черта песочного рисования – необходимо научиться одинаково рисовать и правой рукой и левой. Если на первых порах это сложно, то можно сначала одной, потом другой, но на это все равно необходимо обращать внимание во время каждого занятия.















После того, как мы вырезали контур, убираем лишний песок. У самовара есть множество различных деталей: стенка (это основная часть самовара и то, что мы с вами уже нарисовали), кувшин (внутренняя труба в самоваре, куда кладётся топливо: сосновые шишки, ветки, щепки, угли), Круг (литое кольцо, которое находится на верхней части стенки), поддон (основание самовара), Шейка (низ самовара), Ручки, Репеёк (фигурная пластина, прикрепляемая к стенке самовара, в которую врезается кран), Ветка (ручка крана, которая может быть самых разнообразных форм и декоративных украшений), Конусный кран, Донышко, Душничок (отверстие на крышке самовара для выпускания пара при кипячении воды), Подшишки (гвозди для прикрепления деревянных шишек), Конфорка (приспособление для установки заварочного чайника и для осуществления тока воздуха, если конфорка закрыта крышкой) и Заглушка (колпачок, чтобы закрывать кувшин. Чтобы сделать «конфорку», большим пальцем сделаем зазубрины. Так же делаем низ самовара.















Дальше делаем ручку крана и сам краник. Большим пальцем расчищаем сам краник, а ручку можно сделать, оставив следы от отпечатка большого пальца в форме цветка. Ну и конечно, ручка. Ребром ладони или можно поискать какой-то свой способ.









^ В итоге можно предложить дорисовать к самовару капли воды, чашки или какое-то угощение.

Теперь обратим внимание на то, что у нас получилось. Фактура, сделанная пальцами, создает необходимый нам объем от соотношения темных и светлых пятен, а также расчищенные ручки и краник.

Теперь попробуем сделать рыбу, а для нее необходимо сделать другой вид фактуры, похожей на чешую. ^ Для этого, слегка согнув руку, ребром ладони начинаем оставлять на песке следы, наслаивая один на другой. Таким образом заполняем вес экран.













Вырезаем тело рыбы той формы, которой хотелось бы , чтобы она была. Она может быть большой, маленькой, пузатой или плоской – все зависит от фантазии, проявленной к рисунку. Лишний песок убираем. Хвост и плавники получаются от следов, оставленных ребром прямой ладони. Следы наслаиваются очень часто один на один, создавая эффект косточек в хвосте рыбы или прожилок. Осталось добавить глаза и рот. При желании, можно показать жабры или пузырьки.

Как назовем нашу рыбу?















Следующий рисунок дети должны нарисовать сами с использованием подобного способа нанесения фактуры это не обязательно должны быть ладони или следы, оставленные ребром ладони. Они могут поискать свой собственный вариант и попробовать это делать, например формочками, пальцами, кулаками. Необходимо предложить и озвучить все возможные варианты.

Теперь обратимся к пейзажу. Существует огромное множество различных фактур в самой природе и в ее изображении. Например горы.

^ Засыпаем броском экран и делаем линию горизонта, очищая небо от песка и тем самым отделяя его от земли. Иногда верхушки гор бывают заснеженными и их нужно расчистить, а если это горы летом, то можно оставить и так. Горы бывают каменистыми и фактура у них должна быть соответствующая: видны скалы и крупные камни, провалы и пещеры. Для этого ладонями оставляем следы на поверхности наших гор. У подножья гор расстилается озеро. У водной глади своя фактура. Если погода ветреная, на воде есть рябь. Для его кончиком мизинца делаем очертания озера, а внутри показываем волны – несколько волнистых линий. Но бывает и так, что вода абсолютно спокойная. Мы дуем на озеро.















Закончить пейзаж можно, добавив парусник на озере и траву на первом плане.









Кстати о планах. Обратим внимание на то, что получилось. Горы огромные, но на нашей картинке они меньше, чем в реальности. Так получается, если мы рисуем их на заднем плане, т.е. как бы вдалеке. В песочном рисовании все, что на заднем плане рисуется в первую очередь, как мы и поступили. Следующим планом идет озеро. А затем только ближе всего к нам трава и она достаточно крупная, потому что мы видим ее ближе всего остального.

Теперь попробуем наши горы превратить в извергающийся вулкан.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Цель программы: художественно-эсетическое развитие и развитие познавательных процессов. Задачи программы iconЦель программы: художественно-эсетическое развитие и развитие познавательных процессов. Задачи программы
Развитие основных функций: внимания, памяти, восприятия, мышления, речи, пространственных представлений, мелкой моторики
Цель программы: художественно-эсетическое развитие и развитие познавательных процессов. Задачи программы iconКиноканикулы цель программы
Цель программы: развитие творческих способностей ребят, импровизация, коллективное творчество
Цель программы: художественно-эсетическое развитие и развитие познавательных процессов. Задачи программы iconДетский летний кинокампус в Школе кино Свердловской киностудии. Лето 2013 Цель программы
Цель программы: развитие творческих способностей ребят, импровизация, коллективное творчество
Цель программы: художественно-эсетическое развитие и развитие познавательных процессов. Задачи программы iconРазвитие коммуникативных навыков
Цель и задачи программы: Создание условий для гармоничного развития личности, глубокого понимания Себя и максимальной реализации...
Цель программы: художественно-эсетическое развитие и развитие познавательных процессов. Задачи программы iconРазвитие коммуникативных навыков
Цель и задачи программы: Создание условий для гармоничного развития личности, глубокого понимания Себя и максимальной реализации...
Цель программы: художественно-эсетическое развитие и развитие познавательных процессов. Задачи программы iconПоложение о проведении межвузовского интеллектуального турнира
Цель и задачи интеллектуальной игры: развитие интеллектуального уровня студентов, общего кругозора, эрудиции, расширение познаний...
Цель программы: художественно-эсетическое развитие и развитие познавательных процессов. Задачи программы iconТезисы программы кандидата на пост председателя мдоо «Содружество», представителя доо «Форум», М. А. Кретова мдоо «Содружество»
Поэтому основной идеей данной программы является развитие Организации с опорой на её актуальные достижения, органический, эволюционный...
Цель программы: художественно-эсетическое развитие и развитие познавательных процессов. Задачи программы iconКОМИ РЕСПУБЛИКАСА ЙÖЗÖС ВЕЛÖДАН МИНИСТЕРСТВО
Министерства образования Республики Коми от 19. 02. 2013 г. №85 «Об организации работы по реализации мероприятий подпрограммы 3 «Развитие...
Цель программы: художественно-эсетическое развитие и развитие познавательных процессов. Задачи программы iconПоложение о республиканском конкурсе на лучшую модель организации внеурочной деятельности в условиях реализации фгос
Республики Коми на 2013 год и Комплексного плана действий по реализации Государственной программы Республики Коми «Развитие образования...
Цель программы: художественно-эсетическое развитие и развитие познавательных процессов. Задачи программы iconГосударственная программа «Ты – предприниматель» второй раз реализуется в Воронежской области в воронеже начался отбор участников федеральной программы «Ты – предприниматель»
Онежском регионе второй год подряд и осуществляется в рамках долгосрочной областной целевой программы «Развитие и поддержка малого...
Цель программы: художественно-эсетическое развитие и развитие познавательных процессов. Задачи программы icon10. Развитие персонала 10. 1 Управление социальным развитием Социальное развитие
Социальное развитие – совокупность мероприятий, приводящих в действие человеческую активность, это развитие потребностей, интересов,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы