Человек и ситуация: Уроки социальной психологии icon

Человек и ситуация: Уроки социальной психологии


НазваниеЧеловек и ситуация: Уроки социальной психологии
страница1/43
Размер1.7 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   43


Человек и ситуация: Уроки социальной психологии

Л. Росс, Р. Нисбетт

Аспект Пресс. Москва 1999

The Person and the Situation: Perspectives of Social Psychology

Lee Ross, Stanford University

Richard E. Nisbett, University of Michigan

McGraw-Hill, Inc.

New York St. Louis San Francisco Auckland Bogotá Caracas Lisbon London Madrid Mexico City Milan Montreal New Delhi San Juan Singapore Sydney Tokyo Toronto


Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. Перспективы социальной психологии / Пер. с англ. В. В. Румынского под ред. Е. Н. Емельянова, B. C. Магуна — М.: Аспект Пресс, 1999. — 429 с. ISBN 5-7567-0234-2


Перевод с английского В. В. Румынского

Научные редакторы перевода канд. психол. наук Е. Н. Емельянов, канд. психол. наук B. C. Магун

Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации для использования в учебном процессе в вузах

Учебная литература по гуманитарным и социальным дисциплинам для высшей школы и средних специальных учебных заведений готовится и издается при содействии Института «Открытое общество» (Фонд Сороса) в рамках программы «Высшее образование».

Редакционный совет: В. И. Бахмин, Я. М. Бергер, Е. Ю. Гениева, Г. Г. Дилигенский, В. Д. Шадриков

Рецензент: вед. науч. сотр. Института педагогических инноваций РАО Е. Г. Юдина


Одна из важнейших психологических работ последнего десятилетия. В ней рассматриваются основные теоретические идеи социальной психологии, анализируется драматический опыт практического решения социальных проблем. В центре внимания авторов — знаменитых социальных психологов — власть ситуации над поведением человека, ее психологические механизмы и прикладные следствия.

Для студентов и преподавателей высших учебных заведений, для всех, кто интересуется социально-психологической теорией и ее применением на практике.


УДК 3.2.1

ББК 88.5

Р75

© 1991 by McGraw-Hill, Inc. All rights reserved

© Издание на русском языке «Аспект Пресс», 1999

Содержание


Содержание 1

Предисловие научных редакторов русского издания 7

Предисловие авторов к русскому изданию 12

Субъективизм и «наивный реализм» 13

Постсоветский мир 14

Благодарности 15

Вступительная статья 15

Предисловие авторов к английскому изданию 16

Благодарности 18

Глава 1. Введение* 19

Уроки и вызовы социальной психологии 20

Слабость индивидуальных различий 20

Власть ситуаций 21

Тонкости ситуаций 22

Предсказуемость человеческого поведения 24

Противоречие между уроками социальной психологии и опытом повседневной жизни 24

Три кита социальной психологии 25

Принцип ситуационизма 25

Принцип субъективной интерпретации (construal)* 27

Представление о напряженных системах 30

Предсказуемость и недетерминированность 33

Прогнозирование поведения специалистами в области социальных наук 33

Прогнозирование поведения обычными людьми 34

Проблема масштабности эффекта 36

Статистический критерий масштабности 36

Прагматический критерий масштабности 37

Критерий масштабности, основанный на ожиданиях 37

Обзор и общий план книги 39

^ Глава 2. Власть ситуации 40

Социальное влияние и групповые процессы 41

Давление в направлении единообразия в лабораторных экспериментах: «аутокинетические» исследования Шерифа и парадигма Эша 41

Беннингтонские исследования 47

Исследование Шерифом межгрупповой конкуренции и межгруппового конфликта 50

Факторы, препятствующие вмешательству свидетеля 52

Почему социальное влияние столь сильно? 55

Канальные факторы 57

О продаже облигаций военного займа 57

Время быть «добрым самаритянином» 58

Последствия незначительной уступки 60

Сведение воедино: Стэнли Милгрэм и обыденность зла 62

^ Глава 3. Субъективная интерпретация социальной реальности 67

Субъективистские подходы в объективном бихевиоризме 68

Относительность феноменов суждения и мотивации 69

Некоторые неочевидные последствия влияния вознаграждения на мотивацию 72

Проблема субъективной интерпретации в социальной психологии 74

Соломон Эш и «объект суждения» 75

Горячая приверженность (partisanship) и восприятие 78

Инструменты субъективной интерпретации 80

Процесс атрибуции 82

Нормативные и описательные принципы причинной атрибуции 83

Атрибуции собственных действий и переживаний 84

Неспособность сделать поправку на неопределенности субъективной интерпретации 86

Эффект ложного социального согласия 87

Избыточная уверенность предсказаний в отношении себя и других людей 89

Ситуационная субъективная интерпретация и фундаментальная ошибка атрибуции 90

^ Глава 4. Поиск личностной согласованности 92

Обзор традиционных теорий личности 93

Научные открытия и дискуссии 95

Вызов 1968 года 96

Эмпирические исследования кросс-ситуативной согласованности поведения 97

Последствия эмпирического вызова 100

Реакция профессиональных психологов на вызов 1968 года 102

Возврат Д. Бема к разграничению номотетического и идиографического подходов 102

Методологические возражения и альтернативные эмпирические подходы 104

Возражение Эпштейна, основанное на эффективности метода агрегирования 106

Что же такое корреляции, отражающие согласованность поведения? 108

Предсказания, основанные на единичных наблюдениях 109

Предсказания, основанные на множественных наблюдениях 111

Относительная вероятность случаев экстремального поведения 112

^ Глава 5. Обыденная психология личности и обыденная социальная психология 114

Качественные аспекты обыденной теории личности 114

Количественные аспекты обыденной теории личности 116

Обыденный диспозиционизм и фундаментальная ошибка атрибуции 119

Выведение диспозиций из поведения, порождаемого ситуацией 119

Умаление значения ситуации и контекста в пользу личностных диспозиций 121

Диспозиционизм и «иллюзия интервью» 127

Когда информация о диспозициях бывает полезна? 129

Истоки обыденного диспозиционизма 130

Восприятие и диспозиционистская тенденциозность 130

Различие между причинными атрибуциями действующих лиц и наблюдателей 131

Субъективная интерпретация и диспозиционистская тенденциозность 132

^ Глава 6. Связность повседневного социального опыта 134

Разграничение в науке — смешение в реальности 136

Научное разграничение «личностного» и «ситуативного» 136

Смешение «личностного» и «ситуативного» в реальном мире 137

Согласованность и предсказуемость, стимулируемые аудиторией 138

Когда люди сами формируют свою среду 141

Выбор и изменение ситуаций 141

Отзывчивость к потребности других в предсказуемости 143

Преемственность поведения в течение жизни 144

Ситуации, субъективные интерпретации и личность 146

Пересмотр практической ценности обыденной теории личности 147

В поисках более продуктивных представлений о личности 148

^ Глава 7. Социальная психология культуры 153

Ситуационные детерминанты культуры 154

Влияния экологии, экономики и технологии 154

Ситуация «посреднического» меньшинства 157

Культура, идеология и субъективная интерпретация 158

Протестантское видение мира и развитие капитализма 159

Образование социальных объединений (ассоцианиззм) и экономическое развитие 161

Коллективизм в сравнении с индивидуализмом 162

Социальный контекст и процесс атрибуции на Востоке и Западе 165

Социальный класс и локус контроля 167

Различия между регионами США как культурные различия 168

Внедрение культурных норм 171

Культуры как напряженные системы 172

Культурный сдвиг в Америке 172

Чернокожие и белые на американском юге 174

Традиционная японская культура и капитализм 176

Личностные черты, этнические особенности и координаты индивидуальных различий 177

Способны ли этнические особенности занять место личностных черт? 178

Почему этнические особенности играют все возрастающую роль современной жизни? 179

^ Глава 8. Применение социальной психологии на практике 180

Некоторые методологические уроки для исследователей-практиков и их клиентов 181

О пользе «чистых экспериментов» 182

Хоуторнская сага 185

Когда «крупные» социальные проекты терпят крах 187

Ситуационизм, либерализм и политика социальных воздействий 187

История одного эксперимента: Кэмбриджско-Сомервилльское исследование мальчиков 188

Когда «мелкие» социальные проекты удаются 192

Дискуссионные группы Левина и демократические процедуры 193

Влияние «социальных моделей» на просоциальное поведение 195

Программы, направленные на стимулирование успеваемости студентов, принадлежащих к социальным меньшинствам 196

Воздействия в раннем возрасте в сравнении с воздействиями в более позднем возрасте 198

Влияния атрибуции и навешивания ярлычков в школьном классе 199

Социальные ярлыки и самореализующиеся ожидания 200

Навешивание ярлыков в сравнении с призывами к изменению поведения 200

Мотивационные последствия избыточных побуждений 201

Атрибуция учебных успехов и неудач в школе 204

Субъективные восприятия и их объективные последствия для здоровья 206

Прямой и обратный эффект плацебо 206

Благотворный эффект заблаговременного предупреждения и информации о том, как справляться с трудностями 208

Как влияет на здоровье восприятие собственной эффективности в достижении цели 210

Применение социальной психологии в повседневной жизни 212

Литература 215

Именной указатель 235

Предметный указатель 239


Предисловие научных редакторов русского издания 9

Предисловие авторов к русскому изданию 19

Вступительная статья 24

Предисловие авторов к английскому изданию 26

^ Глава 1. Введение 31

Уроки и вызовы социальной психологии 32

Слабость индивидуальных различий 32

Власть ситуаций 34

Тонкости ситуаций 36

Предсказуемость человеческого поведения 39

Противоречие между уроками социальной психологии и опытом повседневной жизни 40

Три кита социальной психологии 42

Принцип ситуационизма 42

Принцип субъективной интерпретации (construal) 46

Представление о напряженных системах 50

Предсказуемость и недетерминированность 56

Прогнозирование поведения специалистами в области социальных наук 56

Прогнозирование поведения обычными людьми 58

Проблема масштабности эффекта 61

Статистический критерий масштабности 62

Прагматический критерий масштабности 63

Критерий масштабности, основанный на ожиданиях 64

Обзор и общий план книги 67

^ Глава 2. Власть ситуации 70

Социальное влияние и групповые процессы 72

Давление в направлении единообразия в лабораторных экспериментах: «аутокинетические» исследования Шерифа и парадигма Эша 72

Беннингтонские исследования 82

Исследование Шерифом межгрупповой конкуренции и межгруппового конфликта 87

Факторы, препятствующие вмешательству свидетеля 92

Почему социальное влияние столь сильно? 96

Канальные факторы 100

О продаже облигаций военного займа 101

Время быть «добрым самаритянином» 103

Последствия незначительной уступки 106

Сведение воедино: Стенли Милгрэм и обыденность зла 109

^ Глава 3. Субъективная интерпретация социальной реальности 119

Субъективистские подходы в объективном бихевиоризме 120

Относительность в феноменах суждения и мотивации 124

Некоторые неочевидные последствия влияния вознаграждения на мотивацию 129

Проблема субъективной интерпретации в социальной психологии 131

Соломон Эш и «объект суждения» 134

Горячая приверженность (partisanship) и восприятие 138

Инструменты субъективной интерпретации 143

Процесс атрибуции 146

Нормативные и описательные принципы причинной атрибуции 147

Атрибуции собственных действий и переживаний 149

Неспособность сделать поправку на неопределенности субъективной интерпретации 15 3

Эффект ложного социального согласия 154

Избыточная уверенность предсказаний в отношении себя и других людей 158

Ситуационная субъективная интерпретация и фундаментальная ошибка атрибуции 160

^ Глава 4. Поиск личностной согласованности 163

Обзор традиционных теорий личности 165

Научные открытия и дискуссии 169

Вызов 1968 года 170

Эмпирические исследования кросс-ситуативной согласованности поведения 172

Последствия эмпирического вызова 178

Реакция профессиональных психологов на вызов 1968 года 181

Возврат Д. Бема к разграничению номотетического и идиографического подходов 181

Методологические возражения и альтернативные эмпирические подходы 186

Возражение Эпштейна, основанное на эффективности метода агрегирования 188

Что же такое корреляции, отражающие согласованность поведения? 191

Предсказания, основанные на единичных наблюдениях 194

Предсказания, основанные на множественных наблюдениях 198

Относительная вероятность случаев экстремального поведения 200

^ Глава 5. Обыденная психология личности и обыденная социальная психология 205

Качественные аспекты обыденной теории личности 206

Количественные аспекты обыденной теории личности 209

Обыденный диспозиционизм и фундаментальная ошибка атрибуции 214

Выведение диспозиций из поведения, порождаемого ситуацией 215

Умаление значения ситуации и контекста в пользу личностных диспозиций 219

Чрезмерная уверенность предсказаний, основанных на диспозициях 226

Диспозиционизм и «иллюзия интервью» 230

Когда информация о диспозициях бывает полезна? 234

Истоки обыденного диспозиционизма 235

Восприятие и диспозиционистская тенденциозность 236

Различие между причинными атрибуциями действующих лиц и наблюдателей 237

Субъективная интерпретация и диспозиционистская тенденциозность 239

Статистика и диспозиционистская тенденциозность 240

И все-таки, как же мы можем так заблуждаться? 241

^ Глава 6. Связность повседневного социального опыта 243

Разграничение в науке — смешение в реальности 246

Научное разграничение «личностного» и «ситуативного» 247

Смешение «личностного» и «ситуативного» в реальном мире 249

Согласованность и предсказуемость, стимулируемые аудиторией 251

Когда люди сами формируют свою среду 256

Выбор и изменение ситуаций 256

Отзывчивость к потребности других в предсказуемости 260

Преемственность поведения в течение жизни 262

Ситуации, субъективные интерпретации и личность 266

Пересмотр практической ценности обыденной теории личности 266

В поисках более продуктивных представлений о личности 269

^ Глава 7. Социальная психология культуры 278

Ситуационные детерминанты культуры 280

Влияния экологии, экономики и технологии 280

Ситуация «посреднического» меньшинства 285

Культура, идеология и субъективная интерпретация 288

Протестантское видение мира и развитие капитализма 289

Образование социальных объединений (ассоцианизм) и экономическое развитие 293

Коллективизм в сравнении с индивидуализмом 294

Социальный контекст и процесс атрибуции на Востоке и Западе 299

Социальный класс и локус контроля 303

Различия между регионами Соединенных Штатов Америки как культурные различия 305

Внедрение культурных норм 311 (8:)

Культуры как напряженные системы 312

Культурный сдвиг в Америке 313

Чернокожие и белые на американском юге 316

Традиционная японская культура и капитализм 320

Личностные черты, этнические особенности и координаты индивидуальных различий 322

Способны ли этнические особенности занять место личностных черт? 323

Почему этнические особенности играют все возрастающую роль в современной жизни? 325

^ Глава 8. Применение социальной психологии на практике 327

Некоторые методологические уроки для исследователей-практиков и их клиентов 329

О пользе «чистых экспериментов» 330

Хоуторнская сага 336

Когда «крупные» социальные проекты терпят крах 340

Ситуационизм, либерализм и политика социальных воздействий 340

История одного эксперимента: Кэмбриджско-Сомервилльское исследование мальчиков 342

Когда «мелкие» социальные проекты удаются 350

Дискуссионные группы Левина и демократические процедуры 350

Влияние «социальных моделей» на просоциальное поведение 355

Программы, направленные на стимулирование успеваемости студентов, принадлежащих к социальным меньшинствам 357

Воздействия в раннем возрасте в сравнении с воздействиями в более позднем возрасте 360

Влияния атрибуций и навешивания ярлычков в школьном классе 362

Социальные ярлычки и самореализующиеся ожидания 363

Навешивание ярлычков в сравнении с призывами к изменению поведения 364

Мотивационные последствия избыточных побуждений 366

Атрибуция учебных успехов и неудач в школе 370

Субъективные восприятия и их объективные последствия для здоровья 373

Прямой и обратный эффект плацебо 374

Благотворный эффект заблаговременного предупреждения и информации о том, как справляться с трудностями 378

Как влияет на здоровье восприятие собственной эффективности в достижении цели 382

Применение социальной психологии в повседневной жизни 385

Литература 390

Именной указатель 413

Предметный указатель 418
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   43

Похожие:

Человек и ситуация: Уроки социальной психологии iconЧеловек и ситуация: Уроки социальной психологии
Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. Перспективы социальной психологии / Пер с англ. В. В. Румынского под ред. Е. Н. Емельянова,...
Человек и ситуация: Уроки социальной психологии iconМесто социальной психологии в системе научного знания Социальная психология возникла на стыке двух наук – социологии и психологии. Каждая из «родительских»
Главной причиной этого является существование такого рода фактов, которые сами по себе могут быть исследованы при помощи объединённых...
Человек и ситуация: Уроки социальной психологии iconСоциально-психологический подход к изучению личности
И это выступает объектом социальной психологии личности. Как видим, объект социальной психологии личности шире объекта социологии...
Человек и ситуация: Уроки социальной психологии iconАлександр Александрович Загонов 24 года (15 февраля 1988) Санкт-Петербург
Психологии/психология социальной работы, специалист (психолог, преподаватель психологии)
Человек и ситуация: Уроки социальной психологии iconОо «Арт-терапевтическая ассоциация»
Национального медицинского университета имени А. А. Богомольца, Издательства «Шкільний світ», Института социальной и политической...
Человек и ситуация: Уроки социальной психологии icon© А. В. Юревич Социальная релевантность и социальная ниша психологии
Высказывается мнение, что психология должна стремиться к повышению своей социальной релевантности и расширению занимаемой ею социальной...
Человек и ситуация: Уроки социальной психологии iconСанкт-петербургский государственный институт психологии и социальной работы

Человек и ситуация: Уроки социальной психологии iconСанкт-петербургский государственный институт психологии и социальной работы
Факультет
Человек и ситуация: Уроки социальной психологии iconВысшего профессионального образования «санкт-петербургский государственный институт психологии и социальной работы»

Человек и ситуация: Уроки социальной психологии iconФонд «исэпи» Проблемы страны глазами россиян по данным социологических исследований
Высокую значимость имеет ситуация в сфере жкх (выросшая за год с 34% до 42%). Следующими по значимости были отмечены проблемы пенсионного...
Человек и ситуация: Уроки социальной психологии iconВопросы государственного экзамена по психологии специальность: 050602. 65 «Изобразительное искусство»
Общая характеристика психологии как науки. Основные этапы развития отечественной и зарубежной психологии. Характеристика методов...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы