Экзаменационные билеты Ангелина Витальевна Яковлева icon

Экзаменационные билеты Ангелина Витальевна Яковлева


НазваниеЭкзаменационные билеты Ангелина Витальевна Яковлева
страница1/16
Размер0.64 Mb.
ТипЭкзаменационные билеты
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Ангелина Витальевна Яковлева

Статистика. Ответы на экзаменационные билеты





Ангелина Витальевна Яковлева

Статистика. Ответы на экзаменационные билеты


1. Предмет, методы и задачи статистики


Статистика как термин может трактоваться в двух значениях:

1) статистика как отрасль знаний (наука);

2) статистика как форма практической деятельности (государственная статистика, ведомственная статистика).

^ Предмет изучения статистики – это количественная сторона массовых общественных явлений и процессов, неразрывные в связи с их качественным содержанием в конкретных условиях времени и места, изучаемая с целью выявления числовых закономерностей, тенденций. Данное определение считается общепринятым определением, согласно которому статистика стала считаться общественной наукой.

Статистика изучает количественную сторону явлений и процессов в неразрывной связи с их качественной стороной, т. е. измеряя с помощью показателей те или иные явления, показывает, что скрывается за ними, каково их содержание.

^ Объект изучения статистики – это общество, явления и процессы общественной жизни.

Статистическое исследование совокупностей позволяет устранить случайные факторы и выявить общие черты, закономерности. В подобных случаях статистика опирается на закон больших чисел, который характеризует прямую зависимость полного проявления закономерности от числа наблюдений.

Теоретическую основу статистики составляют такие науки, как философия и экономическая теория. Эти науки исследуют и формируют законы общественного развития, а статистика дает конкретную числовую характеристику закономерностям общественных явлений. В соответствии с философскими законами диалектики статистика изучает явления в их взаимосвязи, развитии (в изменении). Она изучает, как осуществляется переход от количественных изменений к качественным, выясняет, как внедряется новое, прогрессивное в развитии экономики общества.

Если предмет статистики определяет, что конкретно она изучает количественную сторону массовых явлений и процессов, то ее метод характеризует, каким образом это достигается. Базовым, всеобщим является метод познания, или диалектический материализм. Опираясь на этот метод, статистика выработала и свои специфические методы , к которым относятся:

1) метод массового статистического наблюдения, в т. ч. выборочный метод;

2) метод статистической сводки и группировки. При сводке широко используются табличный и графический методы;

3) метод научной обработки и анализа статистических данных с помощью обобщающих показателей.

^ К таким показателям относятся:

1) абсолютные и относительные величины;

2) средние величины (метод средних);

3) показатели вариации (колеблемости);

4) индексы (индексный метод);

5) методы измерения динамики;

6) показатели тесноты связи.

Помимо вышеназванных, в статистике широко используются и другие методы: балансовый метод, методы математической статистики (дисперсионный анализ, корреляционный и регрессионный анализ) и др.

^ Основными задачами статистики являются:

1) статистическое наблюдение за развитием экономики и общества с помощью различных видов и способов сбора данных;

2) контроль, проверка содержания различной информации, поступающей в органы статистики;

3) свод отчетности снизу доверху;

4) научная обработка, обобщение, анализ всех материалов наблюдений, в т. ч. выборочных, специально организованных;

5) комплексное изучение экономики, анализ ее состояния, развитие тенденций, закономерностей в масштабах регионов, страны, различных форм собственности, хозяйствования, секторов и отраслей экономики;

6) подготовка и публикация статистических материалов (статистических сборников, ежегодников, пресс выпусков, докладов) о развитии страны, регионов, отраслей и т. д.;

7) совершенствование учета, отчетности, системы показателей и методов анализа.

2. Основные этапы статистического исследования. Статистическое наблюдение


В основе любого статистического исследования лежат три взаимосвязанных этапа работы:

1) статистическое наблюдение;

2) сводка и группировка данных наблюдения;

3) научная обработка и анализ результатов сводки. Каждая последующая стадия статистического исследования может быть проведена при условии, что были осуществлены предшествующие (предшествующая) ей стадии работы.

Статистическое наблюдение – это первая стадия статистического исследования.

^ Статистическое наблюдение – это планомерное, научно организованное собирание сведений о той или иной совокупности общественных и, в частности, экономических явлений или процессов.

Статистические наблюдения весьма многообразны и различаются характером исследуемых явлений, формой организации, временем наблюдения, полнотой охвата изучаемых явлений. В связи с этим была проведена классификация статистических наблюдений по отдельным признакам .

1.  ^ По форме организации статистические наблюдения делятся на отчетность и специально организованные статистические наблюдения.

Отчетность – это основная организационная форма статистического наблюдения, которая сводится к собиранию сведений от предприятий, учреждений и организаций о различных сторонах их деятельности на специальных бланках, называемых отчетами. Отчетность носит обязательный характер. Отчетность делится на основную и текущую в зависимости от продолжительности периода, относительно которого она составляется.

^ Основная отчетность также называется годовой и содержит наиболее широкий круг показателей, охватывающих все стороны деятельности предприятия.

^ Текущая отчетность представляется в течение года за различные по продолжительности промежутки времени.

Однако существуют данные, которые принципиально невозможно получить на основе отчетности и данные, которые нецелесообразно включать в нее. Именно для получения этих двух видов данных используются специально организованные статистические наблюдения – различного рода обследования и переписи.

^ Статистические обследования – это такие специально организованные наблюдения, при которых исследуемая совокупность явлений подвергается наблюдению в течение определенного периода времени.

Перепись – это такая форма специально организованного статистического наблюдения, при котором исследуемая совокупность явлений наблюдается на какую либо дату (на некоторый момент).

2.  ^ По признаку времени все статистические наблю дения делятся на непрерывные и прерывные.

Непрерывное (текущее) статистическое наблюдение – это наблюдение, которое осуществляется во времени непрерывно. При данном виде наблюдения отдельные явления, факты, события регистрируются по мере их возникновения.

^ Прерывное статистическое наблюдение – это наблюдение, при котором наблюдаемые явления, факты, события регистрируются не непрерывно, а через периоды времени равной или неравной продолжительности. Различают две разновидности прерывного наблюдения – периодическое и единовременное. Периодическим называется прерывное наблюдение, которое проводится через периоды времени равной продолжительности. Единовременным называется наблюдение, которое проводится через периоды времени неравной продолжительности или имеющие разовый характер.

3.  ^ По признаку полноты охвата изучаемой массы явлений, фактов, событий статистические наблюдения делятся на сплошные и несплошные, или частичные.

^ Сплошное наблюдение имеет целью учет всех без исключения явлений, фактов, событий, образующих исследуемую совокупность.

Несплошное наблюдение имеет целью учет лишь некоторой части явлений, фактов, событий, образующих исследуемую совокупность.

3. Сводка и группировка статистических материалов


В результате статистического наблюдения собирают сведения о каждой единице наблюдения, т. е. исходный материал. Дальнейшая задача состоит в приведении этого материала в определенный порядок. Она решается с помощью сводки.

^ Сводка в узком смысле слова – это подсчет итогов в группах и подгруппах и оформление этого материала в таблицы.

Сводка в широком смысле слова – это процесс рациональной обработки данных наблюдения с целью приведения их в стройную систему, удобную для анализа и практического использования.

^ Основная задача сводки состоит в систематизации и обобщении результатов наблюдения таким образом, чтобы стали возможными выявление характерных черт совокупности и определение тенденции в целом.

^ Этапы сводки:

1) группировка полученных при наблюдении данных;

2) разработка системы показателей, характеризующих типичные группы и подгруппы изучаемой совокупности явлений;

3) подсчет итогов в группах и подгруппах;

4) оформление таблиц.

Программа сводки в общем виде содержит перечень групп, на которые нужно распределить совокупность, а также перечень показателей, используемых для характеристики совокупности в целом, ее отдельных частей.

^ План сводки – это этапы ее последовательности, сроки выполнения отдельных частей сводки, исполнители и порядок изложения результатов сводки.

В результате сводки получают итоги по показателям, однако этих сведений недостаточно для анализа и выявления закономерностей, поэтому необходимо выделять из общей совокупности какие то части, группы. Эту задачу решает группировка.

Группировка – это метод, который позволяет распределить совокупность на группы по признакам сходства или различия. Одним из важнейших этапов группировки является выбор группировочного признака, потому что от этого зависят результаты сводки и группировки в целом. Выбор признаков в каждом конкретном случае должен основываться на экономической сущности изучаемого явления, на основе тщательного анализа.

^ С помощью метода группировки решаются следующие важнейшие задачи:

1) выделение социально экономических типов;

2) определение структуры однотипных совокупностей;

3) выявление связи и зависимости между явлениями.

Существуют несколько различных классификаций группировок.

^ В зависимости от задач, решаемых группировкой, выделяют:

1)  типологические группировки – в их основе лежит выделение социально экономических типов общественных явлений;

2)  структурные группировки – характеризующие распределение какой либо совокупности на группы в процентах к итогу;

3)  аналитические группировки – характеризующие взаимосвязь между изучаемыми признаками.

^ В зависимости от количества группировочных признаков выделяют:

1)  простые группировки – это распределение совокупности на группы по одному признаку;

2)  комбинационные группировки – это распределение совокупности по двум трем признакам, взятым в комбинации друг с другом. В этой группировке группы, образованные по одному признаку, разделяются на подгруппы по другому признаку.

^ В зависимости от характера группировочного признака различают:

1)  атрибутивные группировки – в их основе лежит качественный признак, выражающийся словом;

2)  количественные группировки – в их основе лежит количественный признак, выражающийся числом.

^ В зависимости от характера статистических данных различают:

1)  первичные группировки – это группировки, построенные непосредственно на основе данных наблюдения. Эти группировки осуществляются органами статистики или предприятиями;

2)  вторичные группировки – это группировки, построенные на основе данных других группировок, т. е. это образование новых групп на основе ранее проведенной группировки.

4. Статистические показатели. Система статистических показателей


Статистические показатели предназначены для характеристики количественной стороны исследуемых массовых социальных и экономических явлений. В связи с тем, что статистика изучает массовые явления, статистические показатели дают обобщающую характеристику какой либо совокупности. Этим статистические показатели отличаются от индивидуальных значений, характеризующих исследуемое явление, которые называются признаками.

^ При построении статистических показателей существует ряд требований , которые должны быть учтены:

1) необходимо опираться на экономическую теорию, сущность, природу изучаемого явления;

2) необходимо опираться на статистическую методологию, опыт работы;

3) необходимо добиваться полноты информации по охвату изучаемого объекта;

4) необходимо добиваться соответствия по смыслу сравниваемых показателей;

5) необходимо обеспечивать сравнимость статистических показателей во времени и пространстве, использовать одинаковые единицы измерения;

6) необходимо знать возможные границы существования показателя;

7) необходимо, чтобы статистические показатели повышали степень точности исходной информации, на основе которой исчисляются показатели.

Статистические показатели выполняют ряд функций:

1)  познавательную функцию , которая заключается в том, что статистические показатели характеризуют состояние и развитие изучаемых явлений, направление и интенсивность процессов. Обобщающие статистические показатели являются базой для анализа, прогнозов;

2)  оценочно стимулирующую функцию , возлагаемую на статистические показатели в том случае, когда от величины показателя зависит оценка деятельности предприятия;

3)  пропагандистскую функцию (была важна при социализме). Сейчас ее реализация также возможна, если статистические показатели рассчитаны достоверно и не служат чьим либо интересам.

В связи с многообразием статистических показателей существует большое количество их классификаций по различным признакам :

1)  по сущности экономических явлений : объемные, качественные, демографические, социальные и другие показатели;

2)  по статистическим свойствам явлений и процессов : абсолютные и относительные величины, средние величины, показатели вариации, показатели динамики, индексы;

3)  по степени агрегирования : единичные (индивидуальные), групповые, общие (сводные) показатели;

4)  по отношению к характеризуемому свойству : прямые и обратные показатели;

5)  по признаку времени : интервальные и моментные показатели.

Система – это множество элементов с различных сторон, находящихся в связях между собой, которые образуют определенную целостность, единство. Система статистических показателей – это совокупность показателей с различных сторон, отображающих состояние и развитие взаимосвязанных явлений. Виды и формы систем статистических показателей разнообразны и зависят от целей и задач, потребностей. Любая система статистических показателей строится на основе предварительного теоретического анализа изучаемого предмета. Содержательной стороной формирования системы статистических показателей должна быть взаимосвязь категорий соответствующих областей жизни.

При этом необязательно наличие функциональных связей, но все же система статистических показателей не простой набор статистических показателей. В системе статистических показателей любой показатель может быть вычислен на основе другого показателя этой системы.

Показателей очень много, поэтому зачастую в системе статистических показателей выделяют подсистемы, дополняющие друг друга. Системы статистических показателей классифицируются, как и статистические показатели, по различным признакам.

5. Абсолютные и относительные величины


Статистика изучает количественную сторону массовых явлений и процессов с помощью статистических величин, которые делятся на абсолютные и относительные величины.

^ Абсолютные величины характеризуют размеры в конкретных условиях времени и места. Они дают характеристику всей совокупности.

Единицы измерения абсолютных величин:

1)  натуральные , отражающие природные свойства явления, – физическая мера веса, длины и др. Основной недостаток натуральных единиц измерения заключается в том, что невозможно суммирование различных натуральных абсолютных величин;

2)  условно натуральные (используются с целью суммирования разной по форме продукции потребительского назначения);

3)  комбинированные . Их получают в результате перемножения или деления двух натуральных единиц измерения;

4)  стоимостные (денежные). Устраняют недостатки предыдущих единиц измерения, позволяют оценить разнородную продукцию.

Однако абсолютные величины не дают всеобъемлющей характеристики исследуемых явлений и процессов и не всегда пригодны для сравнения. Это вызывает необходимость использования относительных величин, которые используются при сопоставлениях, сравнениях и исполняют роль меры соотношения.

Относительные величины – это отвлеченные статистические величины, выражающие количественное соотношение двух величин.

^ Виды относительных величин: 1) относительные величины динамики – это отношение фактической величины показателя в отчетном периоде (у1) к фактической его величине в базисном, предшествующем периоде (у0):

ОВД = Y 1 / Y 0 × 100 %.

Относительные величины динамики характеризуют изменение явления во времени. В статистике эти показатели называются темпами роста; 2)  относительные величины выполнения плана – это отношение фактической величины показателя (у1) к плановой его величине (упл) того же периода:

ОВВП = Y 1 / Y пл × 100 %.

Эта относительная величина показывает степень выполнения плана в процентах; 3)  относительная величина выполнения планового задания – это отношение планируемой величины показателя (уПЛ) к фактически достигнутой величине в предшествующем периоде, т. е. в базисном (у0):

ОВПЗ = Y пл / Y 0 × 100 %.

Показывает, на сколько процентов плановое задание выше (ниже) фактически достигнутого в базисном периоде. Эту величину называют плановым темпом роста;

4)  относительная величина структуры – показывает состав явления, выраженный в форме доли или удельного веса. Доля (d) – это отношение части к целому, т. е. отношение составных частей совокупности к ее общему объему. Удельный вес – это доля, выраженная в процентах. Относительные величины структуры используются в статистике для характеристики структурных сдвигов;

5)  относительная величина координации – показывает соотношение частей целого, т. е. отношение последовательно всех частей к одной из них, взятой за базу. За базу принимают наименьшее значение. Относительная величина координации показывает, сколько единиц данной части целого приходится на другую ее часть, принятую за базу сравнения;

6)  относительная величина интенсивности – это отношение двух разноименных величин, связанных между собой. Характеризует степень развития какого либо явления в определенной среде;

7)  относительная величина сравнения – это отношение одноименных величин, характеризующих разные объекты изучения за один и тот же период. Показывает, во сколько раз числитель больше (меньше) знаменателя.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Похожие:

Экзаменационные билеты Ангелина Витальевна Яковлева iconЭкзаменационные билеты Ангелина Витальевна Яковлева
Данное определение считается общепринятым определением, согласно которому статистика стала считаться общественной наукой
Экзаменационные билеты Ангелина Витальевна Яковлева iconАнкета фио иванова Юлия Витальевна Место учебы / работы гоу впо «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева»

Экзаменационные билеты Ангелина Витальевна Яковлева iconЭкзаменационные билеты на право управления транспортными средствами категории «А» и«В», «С» и«D» (изменения вступили в силу 01. 03. 2013)
В связи со вступлением в силу приказа Минздравсоцразвития России от 05. 12 г. №477н внесены некоторые изменения в экзаменационные...
Экзаменационные билеты Ангелина Витальевна Яковлева iconЭкзаменационные билеты по истории России Тема Студент

Экзаменационные билеты Ангелина Витальевна Яковлева iconЭкзаменационные билеты по акушерству
Система диспансеризации беременных женщин группы риска в условиях женской консультации
Экзаменационные билеты Ангелина Витальевна Яковлева iconЭкзаменационные билеты по математике
Определенный интеграл: задача о площади, определение определенного интеграла, его свойства
Экзаменационные билеты Ангелина Витальевна Яковлева iconЭкзаменационные билеты для проведения устной итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных
Охватывают основные разделы содержания курса
Экзаменационные билеты Ангелина Витальевна Яковлева iconБилеты на турнир по смешанным единоборствам со скидкой 25% Федор Емельяненко vs. Хиззо
Билеты спрашивайте телефону +79219910318. Билеты официальные предоставлены организатором лигой м-1 Global
Экзаменационные билеты Ангелина Витальевна Яковлева iconЭкзаменационные билеты по мдк 02 «Осуществление кредитных ситуаций»
По специальности 080110 «Банковское дело». Группа 3-13 дневного отделения 2012-2013 учебный год
Экзаменационные билеты Ангелина Витальевна Яковлева iconЭкзаменационные билеты по мхк для 10 класса (Профильный уровень) Билет №1
Тема славы и величаний в стенописи Дионисия и музыкальной культуре (знаменный распев, партесный концерт)
Экзаменационные билеты Ангелина Витальевна Яковлева iconЭкзаменационные билеты для проведения государственной итоговой аттестации по предмету «Изобразительное искусство»
Практическая работа. Выполнить по представлению эскизную зарисовку «Красота родного края»
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы