Экзаменационные вопросы по дисциплине «История» на 2013-2014 учеб год. (для заочной формы обучения) icon

Экзаменационные вопросы по дисциплине «История» на 2013-2014 учеб год. (для заочной формы обучения)


Скачать 207.67 Kb.
НазваниеЭкзаменационные вопросы по дисциплине «История» на 2013-2014 учеб год. (для заочной формы обучения)
страница1/5
Размер207.67 Kb.
ТипЭкзаменационные вопросы
  1   2   3   4   5


Экзаменационные вопросы по дисциплине «История»

на 2013-2014 учеб. год.


(для заочной формы обучения)



  1. Предмет и задачи вузовского курса истории.

История – это наука о корнях современности, о прошлом человечества, о его развитии и сегодняшних днях, о закономерностях и особенностях эволюции общества в конкретных проявлениях в пространственных и временных измерениях.

Изучающий историю должен понять объективные и субъективные факторы, их соотношения, причины того или иного события, сделать вывод. Исторический процесс осуществляется в соответствии с объективными, т.е. независящими от воли людей, законам. Однако объектив. Факторы проявляются через субъект., а именно действия людей: это гос. аппарат, как система управления, соц. группы со своими интересами, матер. возможностями. 

Т.о. – задача курса формирование исторического сознания которое есть часть общественного сознания и включает в себя: знание истории, обобщение истор. опыта, извлечение уроков истории, отношение к событиям как к историческим процессам, давать оценку фактам, убеждениям.

Предметом курса О. и. является российский исторический процесс с древнейших времён до современности. О. и. рассм. в контексте мировой истории. 

Специалист должен знать:

1.          Иметь научное представление об основных этапах в истории человечества и их хронологии

2.          Знать основные исторические факты, даты, события и имена исторических деятелей.

3.          Уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающ. ценностного отн. к истор. прошлому.

  1. Влияние природно-климатического, геополитического и религиозного факторов на российский исторический процесс.

1)Прир. - климат. Русь на месте Восточно - Евр. (Русской) равнины. Много земли. Главное богатство-земля. 2 зоны земель: лесная и степная. Климат континент. в ср. областях Р.(жаркое мал. лето, долгая зима.)Осадки неравномерные. В ср. 1 год из 3-неурожайный. Более короткий период для с/х работ из-за северного расположения страны (не хватает времени.) Низкая урожайность зерновых из-за всего.(пр. кл. ф., нет рынков сбыта). Из-за низк. ур.-жители еще и промышляют по-разному, распашка новых земель, истоки кр.права и деспотизма самодержавия, устойчивая община, особый хар-р россиян. 

2)Геопол. ф.а)слабая заселенность равнины-люди стремятся на окраины(закрепощение).б)не было борьбы с кор. населением (нац. терпимость). открытость земель для нашествий(деление на служивых и тягловых),оторванность море и морск. торговли (войны за проходы-рост роли гос-ва), много рек (города и др хор.). 

3) Религиозный. Православие больше о душе и соц. справедливости. Интересы общины превыше своих. Гос-ва основа гражданского общества(не надстройка). Гос-во, общество, личность-целостно и взаимопроницаемо. И. Р. отл. от И. Запада.

4) Фактор социальной организации.

  1. Древнерусское государство (Киевская Русь): предпосылки образования, расцвет, причины распада.

Проблема происхождения славян до конца не разрешена. Славяне относятся к индо-европейской группе. С уверенностью мы можем говорить о славянах, начиная с 6 в н.э., когда они включились в великое переселение нардов и стали расселяться по 3 направлениям:

- на юг на Балканский п-ов (южные славяне: болгары, сербы, хорваты, черногорцы)

- на запад (запад.славаяне)

- на восток (восточн.славяне; по восточно-европ. равнине)

12 племенных союзов: поляне (в р-не современного Киева), славене (новгород.обл., оз. Ильмень), вятичи (по реке Оке), северяне (курская обл.), кривичи, древляне, дреговичи, родимичи.

В 8-9 веках у славян происходило разложение родоплеменного строя, усиливалось имущественное неравенство, появилась знать, и, таким обр., формировались предпосылки для создания гос-ва. Родоплеменной строй основан на кровных отношениях.

Но поляне и ряд др. славянских племен попали по власть хазарий (Хазарского каганата), а славене под власть варягов.

ХК – религия иудаизм В – предки 3-х скандинавских народов

Вскоре словене смогли освободиться, но у них начались острые междоусобицы. Чтобы прекратить их, они добровольно пригласили на княжение варяга Рюрика. Рюрик заложил основу правящей династии. Преемником Рюрика стал Олег. Он захватил Киев и т.об. объединил 2 важнейших центра формировавшегося гос-ва. Затем правил князь Игорь, кот. прославился своими походами на Византию, но менее удачными, чем Олег. Так же своей смертью во время сбора дани у древлян.

Вдова Игоря Ольга несколько упорядочила сбор налогов введя погосты и уроки.

Погост – место сбора дани, уроки – объемы. 

А также первой из князей приняла хр-во.

Ее сын кн.Святослав оставался язычником и основное внимание уделял военным походам. Разгромил Хазар.каганат. 

После междоусобицы правил Владимир (Вл. Красно Солнышко) Именно при нем гос-во Русь оформилось. 

! Т.О. гос-во Р. сформировалось в 9-10 в.

в основе слова Русь – лежит древнескандинавский глагол «грести», кот. стал сущ. и обозначал воинов. 

Киевская Русь-одно из крупнейших держав в средневек. Евр.Она дала шанс развиться Укр, Белар и Великороссии. И. К. Руси-ист. вост. славян. Возникновение гос-ва- обычный этап развития общ. В преобытн. общ. было 2 принципа: традиция и право сильного. Изм. этого из-за войн. Нач. разделение труда внутри рода и племени. Гос-во возникает из-за развития эк. жизни, появления общ. разделения труда, когда это нужно большинству(у Руси и из-за геогр. разделения труда).В 8-9 торговали пушниной, воском и т.д.Для торговли надо гос-во.6-8 вв. время военной демократии.Рост роли военачальника. Происх .переход к феодализму. Из-за войн форм. союз племен. (было 12).9в.-сер.10в.-первые киевск. князья.2пол.10-1пол.11-расцвет К. Руси.2 пол11-нач.12-переход к раздробл. В862 г. –Рюрик.В 907 Олег на Византию.При нем обр. единая Русь.  Конец становл. гос-ва при Ольге (945-954).Вл.(980-1015), Ярослав(1019-1054), расвет Руси. При Вл. Мономахе(1113-1125) конец борьбы с половцами, победа федализма на Руси. 1123-распад Руси на15 частей. Ранняя феод монархия. Волости упр. Рюриковичами (чехарда по городам). бояре (дружина и местная знать), рядовые общинники-люди(кр-не, горожане, купцы), смерды князя(кр-не и конница), рабы-чели и холопы, полузависимые-рядовичи и закупы. Основа хоз-ва-пашенное земледелие. Русь стала державой вровень с Европой.

  1. Взаимоотношения Руси с соседними государствами и народами.

1) к Византии. В9-14 вв.- дружили, воевали, торговали. (эк., культурные отношения).2) Хазары. жили за счет поборов с торговли. 3) Кочевники (печенеги, половцы). натравливались Византией на Русь. постоянная борьба с кочевниками. Главным занятием славян было сельское хозяйство. Кроме того они зани- мались рыболовством, охотой и пчеловодство. Избытки своего производства продавали. Славяне вели торговлю не только между собой, но и с другими народами. Основными предметами торговли было зерно, звериные шкуры, воск и мед. Полоса степей, лежавших вдоль северных берегов Черного моря, с давних времен служила "коридором", по которому шли народы из Азии в Европу. С этими народами - готами, гуннами, аварами и другими - восточным славянам приходилось вести борьбу за свое самостоятельное существование. Иногда им удавалось обеспечить свою независимость, иногда они оказывались под властью других народов. В VII веке в южной части Европейской России образовалось большое го- сударство хазар - народа тюркского происхождения. Хазары подчинили себе часть русских племен. Но другие племена русских не подчинились хазарам и ушли на север по Днепру, на верховья Западной Двины, Волги и к берегам Балтийского моря, основывая всюду торговые города. С конца VII века можно различать две Руси - Северную - лесную и тор- говую, которая в VIII и IX веках окажется в сфере влияния норманнов и долго еще будет оставаться языческой, и Южную - степную, куда влияние Византии и христианства проникает довольно рано. Такое разделение будет существовать до времени Владимира Святого. Девятый век был временем большой активности скандинавов, которые со- вершали нападения на разные страны Европы и доходили даже до Константи- нополя. Скандинавы проникали и на Русь через страну Великих озер. Оттуда они искали торговых путей на восток и на юг по рекам Волге и Днепру. Русские летописи сообщают под 862 годом, что славяне, жившие на север вокруг Новгорода, постоянно враждовали между собой.

  1. Удельный период в истории России (XII–XV вв.).

Со 2трети 12в до конца15в на Руси длился период феодальной раздробленности. Главн. предпосылки: ослабление центральн .власти киевского князя, укрепление власти феодалов на местах.(восстание в Киеве-1113г.бедствие народа из-за усобиц князей)Росло крупное феодальное землевладение.У круп.феод.есть свои дружины,аппарат управления:рост желания отд.от Киева.Особая опора на служивых-дворян,составлявш.дружину кот.получ за службу деньги,землю.Рост владений церкви.''Русская правда''-юредически закреп.господство феодалов и зависимость смердов.В конце12-нач13в. на Руси сложились три центра:Галицко-Волынское княж-во имело терр.-от пруссов и литовцев до Дуная(Галич,Червень,Львов,Перемышль,Владимир)1199-1205 княж. РоманМстиславович.Особый расцвет приДаниилеРомановиче(1238-1264)Бояре хотели выйти из-под княж.власти,вступая в сговор с пол.Владимиро-Суздальское-отНижНовг до Твери.Стала независот КваВ 30-х г12века при сыне Вл.Мономаха-Юр.Долгорукий(1125-1157)

Он расширил подчинив:Муром,Рязань,мордву,мари.Ростет МоскваАндрейБоголюбский(1157-1174)-захватил Киев и провозгласил себя великим князем.Заговорщики убили и братВсеволодЮр-ч Большое Гнездо(1176-1212)расправ с заг подчинивСмоленск и Чернигов Княжество стало называться Великим Владимирским.

Новгород.освободился от Киева в 1136.Власть принадлежала богат. Боярству.Бояре держали в руках городское собрание свободных граждан-вече.Вече избирало из бояр посадника(суд,упр.) и его пом,тысяцкого(ополчение).С 1156 вече избир.архиепископа(казна,внеш) Для обеспечения внешней безопасн. Приглашался князь с дружиной Князь не имелправа упр.исобств.в республ.В 1348 Псков отделился .Полит. дроблен.не повлекло культ. разобщ.Общее религиозное созн. И единство церкви замедлили процессы обособлен. Исоздали предп.

Для будущ.воссоединения русских земель. 

Позитивным моментом раздробленности являлось развитие регионов страны.

Негативные:1. Междуусобицы 2. Борьба за территорию княжества 3. Русь оказалась обеспеченной накануне очередного нашествия кочевников.

  1. Борьба за независимость русских земель против агрессии с Востока и Запада (XIII в.).

Монголы из-за кочевничества и истощения пастбищ, потребности знати в роскоши. Чингисхан объединил всех, захватил Сев. Китай, Ср. Азию. Потом хан Зап. улуса-Батый (хочет всю Европу). В дек. 1237 г. подошли к Руси. Взяли Рязань, Москву, Вл., не дошли до Новгорода. 2 удар в 1239-1240 гг. по Южной и Юго-Зап. Руси (Чернигов, Киев. ). в 1242 пошли в приволжские степи, основали улус Золотая Орда. Причины поражения: разд -робл., превосх. монголов в числе, умении, дисциплине.  Русь спасла Европу. формилось иго-система эк. и пол. мер, контролирующих Русь. Последствия: меньше населения, разорение городов, азиатский способ властвования переняли, стоп культуры. Сев.-Зап. под угрозой немецко-шведской агрессии (их цель разгром православия). Ал. Невский заручился помощью монголов, разбил шведов и немцев. Летом 1240 – шведов на Неве, в апреле 1242 – немцев на Чудском озере.  Все это замедлило и деформировало развитие Руси, сказалось негативно.

  1. Культура Древнерусского государства.

^ АРХИТЕКТУРА, ЖИВОПИСЬ, РЕМЕСЛА.

Архитектура: Очень сильное влияние Византии. Киевские князья приглашали из Византии мастеров - зодчих, живопиздцев, ювелиров. Эти мастера развернули в Киеве широкое дворцовое и культовое строительство. До 10 в. На Руси не было каменного строительства. После принятия христианства здания стали каменными (по Византийскому образцу). «Десятинная церьков» - 1-е камеенное здание.   Спасо-Преображенский собор - самый «византийский» храм древней Руси. Софийский собор в Киеве - сохранился и сейчас. Это - огромный храм, построенный при Ярике Мудром. Внутри этого собора есть шедевр - фигура Софии Оранты.

С 12 в. Византийское влияние на нашу культуру ослабеваетю. Появляются башенные храмы (собор Михаила - Архангела в Смоленске). 

Живопись: в основном церковная. Мы позаимствовали из Византии каноны иконописи и технику мозаики и фрески. 

Ремесла: тут было сильным влияние Западной Европы.  Мы заимствовали у них бронзовое литье, резьба по кости, ювелирное искусство.

Крупнейшие русские ремесленные города: Киев, Новгород, Смоленск, Владимир, Суздаль, Рязань. Русские мастера славились в обработке дерева, кости и металла. Умели делать изделия с применением эмали и стекла. Русские кольчуги и оружие были такими охуенными, что все иностранцы их покупали.                        

^ ПИСЬМЕННОСТЬ, ПРОСВЕЩЕНИЕ, ЛИТЕРАТУРА.

9-10 вв. На руси распространены славянские азбуки: кириллица и глаголица.  Создали их Кирилл и Мефодий. Литературным языком др. Руси стал древнеславянский язые (близкий по своей грамматике к греческому). С 10в. На руси действуют школы, берестяные грамоты. В этих школах проводилось «книжное ученье». Школы были начальные и высшие.  Создавались школы в основном при монастырях. 

Особенности русской лит-ры: рукописный характер и  анонимность произведений.   Часто переписчики редактировали и вносили изменения в тексты книг. Книги не были самостоятельны, а входили в состав сборников, служащих каким-либо целям.  В 10-11 в. Появляются летописи. 

Писали на пергаменте и бересте. Героями лит-ры были истоические личности.  «Слово о законе и благодати» Иллариона - прославляет Русь.  Идея равноправия христианских народов.  «Поучение Владимира Мономаха» - тоже нехуевая книга -  призыв  Мономаха к детям - соблюдать закон и порядок, забота о народе, государстве и церкви.   «Повесть временных лет» - повествует о развитии , становлении русского государства.  Написал Нестор. Тема борьбы с внешними врагами проходит через летопись.  «Слово о полку Игореве» - поход Игоря с дружиной против половцев. Автор оплакивает поражение Игоря и осуждает княжеские междуусобные раздоры.

  1. Возвышение Москвы и завершение формирования Российского централизованного государства (XIV–XVI вв.).

Поскольку старые, наиболее развитые княж-ва сильно пострадали от МТ, в борьбу за политическое лидерство вступили 2 молодых княжества (Московское и Тверское).

Оба они располагались в центре русских земель на пересечении торговых путей. Исход борьбы между ними решила более активная и хитрая политика москов. князей.

Моск. кн-во образовалось в 1270-х. Первым князем стал Даниил, младш.сын Алекс.Невского. он умер, не успев получить ярлык на великое княжение Владимирское. Но моск.князь Юрий, сын Даниила, развернул войну с Тверью и женитьба на сестре золотоордынского хана позволила ему на время получить этот ярлык.


  1   2   3   4   5

Похожие:

Экзаменационные вопросы по дисциплине «История» на 2013-2014 учеб год. (для заочной формы обучения) iconЭкзаменационные вопросы по дисциплине «История» на 2013-2014 учеб год. (для заочной формы обучения)
История – это наука о корнях современности, о прошлом человечества, о его развитии и сегодняшних днях, о закономерностях и особенностях...
Экзаменационные вопросы по дисциплине «История» на 2013-2014 учеб год. (для заочной формы обучения) iconЭкзаменационные вопросы по дисциплине «История дизайна, науки и техники»
Экзаменационные вопросы по дисциплине «История дизайна, науки и техники» для студентов очной формы обучения 2 курса
Экзаменационные вопросы по дисциплине «История» на 2013-2014 учеб год. (для заочной формы обучения) iconВопросы к экзамену по курсу «Хозяйственный процесс» на 2013/2014 учебный год для студентов 5 курса заочной формы обучения по специальности «Правоведение»
Декрет Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2013 года №6 «О совершенствовании судебной системы Республики Беларусь» (общая...
Экзаменационные вопросы по дисциплине «История» на 2013-2014 учеб год. (для заочной формы обучения) iconЭкзаменационные вопросы по дисциплине «Бухгалтерский учет» для учащихся 4 курса заочной формы обучения
Составлены в соответствии с учебной программой, утвержденной директором Минского колледжа тдлп 20. 02. 2008 г и в соответствии с...
Экзаменационные вопросы по дисциплине «История» на 2013-2014 учеб год. (для заочной формы обучения) iconМетодические указания для выполнения контрольной работы по дисциплине «Экономическое моделирование» для студентов заочной формы обучения
Методические рекомендации предназначены для студентов заочной формы обучения направления 080100. 62 «Экономика»
Экзаменационные вопросы по дисциплине «История» на 2013-2014 учеб год. (для заочной формы обучения) iconРасписание занятий 2013 г. 3 курса заочной формы получения образования с сокращённым сроком обучения 5 зачетно-экзаменационной сессии специальность «Коммерческая деятельность» на 2013 2014 уч год

Экзаменационные вопросы по дисциплине «История» на 2013-2014 учеб год. (для заочной формы обучения) iconВопросы к экзамену по макроэкономике для студентов заочной формы обучения 2012-2013 учебный год
Совокупный и конечный общественный продукт. Ввп и внп, их составляющие и различные способы учета
Экзаменационные вопросы по дисциплине «История» на 2013-2014 учеб год. (для заочной формы обучения) iconВопросы к экзамену по философии (2011-2012уч год) для студентов заочной формы обучения
Мировоззрение и его структура. Типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское
Экзаменационные вопросы по дисциплине «История» на 2013-2014 учеб год. (для заочной формы обучения) iconВопросы к экзамену по курсу «Хозяйственное право» на 2013/2014 учебный год для студентов очной формы обучения по специальности «Правоведение»
Организация и порядок приватизации и разгосударствления имущества государственных объектов
Экзаменационные вопросы по дисциплине «История» на 2013-2014 учеб год. (для заочной формы обучения) iconКонтрольные вопросы
Вопросы к зачету по Общей части Гражданского процессуального права для студентов очно-заочной формы обучения
Экзаменационные вопросы по дисциплине «История» на 2013-2014 учеб год. (для заочной формы обучения) iconГражданское право (общая и особенная части) Вопросы к итоговому экзамену на 2013-2014 учебный год для студентов очной формы обучения (8 семестр) специальности «Правоведение»
Понятие и содержание гражданского права, элементы и основания возникновения гражданского правоотношения
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы