Скачать 430.89 Kb.
|
Экзаменационные вопросы по курсу психиатрии и медицинской психологии для студентов лечебного факультета
II. Частная психиатрия.
^
IV. Разное
Вопросы, без знания каждого из которых на экзамене по психиатрии медицинской психологии ставится "НЕУД"
Назвать и охарактеризовать 3 нейролептика
^ Вопросы элементарны и в то же время принципиально важны и актуальны для любого врача. Работайте самостоятельно. ^ ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ При ответе на вопрос экзаменационного билета следует прежде всего указать, к расстройствам какой психической функции (восприятие, эмоции, сознания и т.п.) относится обсуждаемый симптом, синдром. Далее следуйте рекомендациям в (3), с 6-7. ^ 1. Расстройства ощущений и психосенсорного синтеза. Сенестопатии. Обратите особое внимание на (3) с. 9-10. 3.Иллюзии и галлюцинации. Обратите внимание на то, что в (1) с. 55 в абзаце, посвященном описанию слуховых галлюцинаций, под «патологическим восприятием» подразумевается не ошибочное восприятие (когда вместо действительно сказанного слова, фразы слышится иное по содержанию высказывание), а «голоса» - слова, фразы или звуки, возникающие в отсутствие реального раздражителя. ^ Начните ответ с упоминания о важнейшем, принципиальнейшем свойстве псевдогаллюцинаций – чувстве сделанности. (Поэтому их по существу следует относить не к галлюцинациям, не к расстройствам восприятия, а оценивать как своеобразное проявление бреда воздействия). Все прочие характеристики псевдогаллюцинаций также важны, но все же второстепенны. ^ Обратите внимание на сопоставление в (3) с.24, 4-й абзац сверху. 10-12. Бред. Подчеркнем, что важнейший критерий диагностики бредовых идей – это патологическая основа. Когда психическое заболевание очевидно (возбуждение, глубокие аффективные расстройства, грубое снижение памяти и интеллекта, явные галлюцинаторные расстройства, нелепое поведение и т.п.) не возникает никаких трудностей и с констатацией патологической основы. Более сложная диагностическая ситуация возникает в тех случаях, когда грубых расстройств иных функций (помимо мышления) не выявляется и бред оказывается как бы существенным проявлением заболевания, моносимптомом. Еще большие затруднения могут ощущаться из-за того, что бредовые идеи здесь нередко бывают очень правдоподобными, по-своему логичными, убедительными. («С такими больными поговоришь, и сам потеряешь критику» - шутливо прокомментировал такую ситуацию один выдающийся психиатр). Подходы к диагностике подобных состояний – см. (3) с. 22-23. Добавьте к ним бредовые ретроспекции (1), с 79. (Желательно не повторять ошибочные ответы. Так, некий студент, перечисляя разновидности бредовых идей, указал бред изображения. По-видимому, имелся ввиду то ли бред изобретательства, то ли образный или даже бред воображения – это последнее понятие в программу не входит. Эта забавная ситуация приводится в надежде на то, что вы лучше запомните правильную терминологию.) ^ Напомним, что ипохондрия и дисморфофобия-дисморфомания – не самостоятельные синдромы или заболевания, а лишь содержание переживаний. Обе эти темы могут отражать особенности психического склада (в рамках нормы – акцентуации – расстройств личности или входить в структуру психопатологических расстройств – сенестопатических, навязчивых, сверхценных, бредовых). См. (1) с. 83-84, (3) с. 28-29. Двойной термин дисморфофобия- дисморфомания нуждается в пояснении. Ипохондрические расстройства - переживания относящиеся к телесному- "внутреннему" благополучию, нередко имеют характер навязчивостей - фобий -(наряду со сверхценной, бредовой, сенестопатической, депрессивной похондрией). Фобические переживания, касающиеся внешности (дисморфо -….), редки., Преобладают больные с убежденностью в наличии у них такого рода дефекта. В психиатрии Х1Х века всякая убежденность, охваченность больного чем- либо носила название мании (отсюда – "мания преследования", как пишут в популярных статьях). В наши дни, в профессиональном контексте "мания" относится только к аффективным расстройствам- к болезненному подъему настроения и тонуса всей психической деятельности. Лишь "дисморофомания" является исключением, своеобразной данью прошлому, но по-своему отражающей сегодняшнюю клиническую реальность. ^ Перечисляя различные виды амнезий, не забывайте о палимпсестах. (3) с. 46. 20. Слабоумие. Лучше понять и запомнить разграничение приобретенного и врожденного слабоумия поможет сравнение, предложенное одним из классиков психиатрии: «Больной приобретенным слабоумием – это разорившийся богач, а пациент с врожденным слабоумием – это …» (дополните сами). ^ Показатели тяжести депрессии, см. (3) с. 36. 25. Разграничение эндогенной и психогенной депрессии. Именно разграничение эндогенной и психогенной депрессии (см. (3) с. 38) показывает, что столь широкое распространение в наши дни изучения «депрессий вообще» клинически совершенно недостаточно и обосновывает особенности лечебной стратегии и тактики в каждой из ситуаций. В первом случае – обязательное направление к психиатру, лечение психотропными средствами, прежде всего антидепрессантами. Психотерапия – как дополнительное, вспомогательное средство. Во втором случае психотерапия – этиологическое и патогенетическое воздействие, хотя тяжесть, глубина психогенной депрессии также могут потребовать более или менее массивной антидепрессивной лекарственной терапии. ^
^ Поскольку маскированная депрессия – эндогенная, постольку ее лечение подразумевает прежде всего использование антидепрессантов. ^
(Частично использована т. 8.1.1 из «Психиатрии» Н.М. Жарикова и Ю.Г. Тюльпина) Количественно-качественные нарушения влечений: - гипербулия - гипобулия - парабулия Расстройства влечений могут внутренне переживаться (осознаваться или не осознаваться) больным как - обсессивное - компульсивное - импульсивное влечение ^ Понятие анорексия приводится в (1) с. 105. Но в целом этот вопрос из раздела II – «Частная психиатрия». – см. (1) с. 470-477. 32. Психосексуальные расстройства – также вопрос из «Частной психиатрии» см. (1) с. 493-504. 35.Сознание и его расстройства. Понятие сознания в психиатрии у/же, чем в философии, психологии, где оно в большей или меньшей мере отождествляется с «психикой в целом», с «отражением – пониманием» реальности. Психиатрическое понимание сознания – см. в частности (3) с. 61. Упоминание точки зрения С.С. Корсакова (см. (1) с. 119) имеет ввиду то обстоятельство, что этот выдающийся отечественный психиатр писал обсуждаемый термин через дефис «со-знание» (в учебнике опечатка). Нельзя не заметить, что реальность феномена 25 -го кадра (см. (2) с. 92) многими исследователями подвергается сомнению. Более обоснованной представляется точка зрения, утверждающая, что человеку невозможно внушить что-либо диаметрально противоречащее его воззрениям (см. также комментарий к III- 13). 37. Делирий. Запомните- делирий – иллюзорно-галлюцинаторное (а не иллюзионно-галлюциногенное, как сказал один студент) помрачение сознания. Самостоятельно или с помощью (3) с. 63-64 определите психопатологическую сущность всех остальных синдромов помраченного сознания. ^ Противоречивость в оценке дереализации ( см.(1) с. 132, 5-6 абзац сверху) следует понимать не как несогласованность точек зрения и отсутствие неких безусловных, абсолютных критериев в психиатрии, но как свидетельство живой динамики знания, постоянного изменения и усложнения представлений о психике человека. Наша точка зрения представлена в (3) с. 60. ^ Астенический синдром традиционно понимают как раздражительную слабость – вспыльчивость и истощаемость. Врач общей практики чаще всего встречается с соматогенной (вследствие и в картине соматического заболевания возникающей) астенией. См. (1) с. 307. Следует подчеркнуть физиогенную окраску астении – реакции возникают на яркий свет, внезапный резкий звук, грубое прикосновение. Психогенную астению удобнее всего продемонстрировать на клинической картине неврастении, см. (1) с. 426-430. Шизофреническая астения (см. (1) с. 350, 355) возникает «беспричинно», она парадоксальна в своей интенсивности – нередко простые привычные занятия, объем нагрузки вызывают у больного «утомление», «истощение», а более сложная, необычная, нетрадиционная по характеру деятельность (чтение усложненной по содержанию литературы, своеобразные психофизические упражнения, выполнение многоэтапных длительных ритуалов) к «усталости» не приводят. Могут обнаруживаться инверсия циркадных ритмов (вялость утром, активность поздним вечером), «наплывы» или «отсутствие» мыслей, сенестопатии, стертые колебания настроения и проч. Терапия астенического синдрома – часть терапии заболевания, в которое она включена (лечение соматического заболевания, психогении, шизофрении). Специально используются транквилизаторы седативного, активирующего, вегетотропного, гипнотического действия, в ряде случаев – ноотропы. В ответах на вопрос уместно будет упомянуть об астеническом варианте психоорганического синдрома см. (3) с. 54-55. Коррекция этой астении происходит в русле терапии церебрально-органического заболевания в целом. 42-43. Астенический синдром. См. пояснения к 41 ^ Это вопрос из II «частной психиатрии». См. (1) с. 251-253 45. Уровни психических нарушений. См. (1) с. 45-50, (30) с. 6-7. ^ Вопрос из раздела IV. Отказ от еды может быть проявлением - кататонии - нервной анорексии - императивного галлюциноза - бреда отравления - депрессивного синдрома (первичное угнетение пищевого влечения или как проявление идей самообвинения) - реакций протеста ^ Первым этапом формирования психической деятельности является моторный (см. (1) с. 41). В клинической практике это означает, что двигательная – судорожная, эпилептическая реакция оказывается самой ранней, универсальной реакцией формирующейся нервно-психической сферы. Эпилептическая реакция может быть «ответом» на гипертермию, интоксикацию, нарушения обмена и многие-многие другие патогенные воздействия, внешние и внутренние. Уместно напомнить и о так называемых аффект-респираторных судорогах. Подобные реакции могут возникать и у взрослых пациентов. Эпилептический синдром – различные варианты пароксизмальных – судорожных расстройств, входящие в клинику какого-либо органического заболевания головного мозга (травмы, сосудистая патология, опухоли и др.). Эпилептическая болезнь – самостоятельное заболевание. См. (1) с. 327. ^ 1. Шизофрения, понятие, взаимоотношение продуктивной и негативной симптоматики. Взаимоотношение продуктивной и негативной симптоматики и варианты течения шизофрении становятся очевидными при взгляде на рис. 1 и 2 (1), с 46-47. При этом заболевании могут встречаться расстройства, указанные в кругах I-V. Синдромы, указанные в более обширных кругах несвойственны шизофрении (см. (1), с. 350., нижний абзац). В принципе (но совсем не обязательно у конкретного больного) определенные продуктивные расстройства предполагают наличие у больного соответствующих им негативных (чаще отчетливо обнаруживаемых по миновании острой симптоматики, завершении приступа). Эта взаимосвязь (тенденция) и зафиксирована одинаковыми номерами кругов на рис. 1 и 2. Схизис нередко определяют как сочетание несочетаемого (в психике больного), без осознания, без переживаний этой несовместимости, без внутренней борьбы. «Дерево и стекло, нет ни стали, ни резины» - так образно характеризовал психику больного шизофренией выдающийся психиатр. Проявлениями схизиса, например, могут быть согласие госпитализироваться, принимать лекарства (в больнице или амбулаторно) при отрицании больным наличия у себя душевного расстройства; холодное до садистичности отношение к самым близким людям и бескорыстная работа в хосписе как проявление «любви к человечеству». Художник-иконописец творит под поп-музыку. При духовной и интеллектуальной одаренности познавательные, научные, творческие успехи больного могут возрастать, углубляться при параллельном усугублении беспомощности в самых простых и житейских делах – все это в структуре отчетливого эмоционально-волевого искажения, а затем и опустошения. Однако и в такой, высокозначимой для больного деятельности также нередко можно заметить черты болезненного своеобразия. Так больной, бескорыстно, с увлечением, с оригинальными художественными находками проводящий музыкально-просветительские вечера, обнаруживает расплывчатость-соскальзывания-элементы разорванности не только в беседе , но и –по заключениям музыкально подготовленных слушателей – непосредственно в музицировании. ^ Рассказывая о типах течения шизофрении, полезно представлять схемы соотношения продуктивных и негативных симптомов (1, с. 46-47). Шизофренический процесс (болезнь, понимаемая как нарастающие негативные изменения личности) «может доходить» только до круга V, (последующие, более широкие круги – это соматогенная и органическая патология, хотя она полностью допускает и симптоматику из кругов I-V ). У конкретного больного шизофренией болезнь может начаться на любой «ступеньке» (круге) и также остановиться или хотя бы задержаться. Таким образом, тип течения указывает «точку отсчета» (круг) и « протяженность маршрута» (количество кругов), который проделывает болезнь. Именно поэтому тип течения содержит в себе сведения о прогнозе, а, значит, и в определенной мере подсказывает необходимые лечебно-реабилитационные мероприятия. Грубопрогредиентные формы разворачиваются сразу в круге V; среднепрогредиентная «начинается» в круге IV, малопрогредиентная (с неврозо- и психопатоподобной симптоматикой) – в кругах 1- III. Вместе с тем любой клинический вариант может включать в себя симптоматику из «нижележащих» кругов. Таким же динамическим закономерностям следуют и приступообразные формы, но приступы являют более острую, тяжелую, грубую симптоматику, чем межприступные периоды (а при непрерывном течении может обостряться и послабляться – спонтанно или под влиянием лечения – та же самая симптоматика). По современным воззрениям не каждый эндогенно-функциональный (то есть с симптоматикой, встречающейся при шизофрении) приступ влечет за собой явные, грубые шизофренические изменения личности. Поэтому в МКБ-10 введены более мягкие диагностические формулировки: «расстройство без симптомов шизофрении», «…с симптомами шизофрении», «… шизофреноподобное расстройство», «шизотипическое расстройство», «шизоаффективный психоз» и др. Основное значение в диагностике по МКБ-10 придается определенному набору (количеству и клиническим вариантам) симптомов и продолжительности их существования. Динамический принцип – нарастание негативных изменений по ходу болезни – учитывается в гораздо меньшей мере. ^ Для диагностики малопрогредиентной шизофрении важнейшее значение имеют отчетливое изменение душевного облика, характерологического склада (чего не бывает при психогениях и психопатиях) с выявлением и/или нарастанием эмоциональной холодности (с противоположным полюсом – рафинированной гиперстеничности), волевого опустошения или односторонне– машинообразного повышения активности, которая при творческой одаренности больного длительное время может оставаться результативной и получающей общественное признание. Обратите внимание на то, что в МКБ -10 клинические картины, традиционно – академически- соответствующие малопрогредиентной шизофрении, носят название шизотипического расстройства. В целом в современной психиатрии все многообразие симптоматики шизофрении и как бы примыкающей к ней шизоидной психопатии нередко объединяется под названием «расстройства шизофренического спектра». ^ В МКБ-10 маниакально-депрессивный психоз как бы распался на отдельные, частные заболевания – варианты прежде единого заболевания. Таковы, например, «маниакальные эпизоды», «депрессивные эпизоды» (легкий, умеренный, тяжелый, рекуррентное депрессивное расстройство, циклотимия как «хроническая нестабильность настроения» (формулировка из МКБ-10). Циклотимия – амбулаторная, смягченная форма маниакально-депрессивного психоза – аффективные фазы менее глубоки и менее продолжительны. В настоящее время, в МКБ-10 (в отличие от «классической» психиатрии предыдущего столетия) это понятие утратило клиническую четкость. С одной стороны она сближается с личностной патологией (перепады настроения как личностная особенность, а не принципиально новое – иное – болезненное состояние) с другой допускается последующее преобразование циклотимных фаз в маниакально-депрессивный психоз. ^ Особое внимание следует обратить на критерии Ясперса см. (1) с. 409. Их простота, очевидность – кажущиеся, они могут и должны быть наполнены клиническим содержанием. Так психическую травму следует понимать не просто как «житейски очевидное» несчастье, утрату (смерть близкого, семейные, служебные конфликты "судьбоносные происшествия", как замечательно выразилась на экзамене одна студентка), которые «конечно, вызовут реакцию у каждого», а как утрату индивидуально значимых ценностей в главной для больного сфере жизни и деятельности (семья, близкие, работа, собственное здоровье и благополучие и др.). С другой стороны клиническая форма психогенного заболевания (депрессия, истерический психоз, навязчивости и т.п.) должна (в принципе) соответствовать преморбидным особенностям личности (астенические, истерические, тревожно-мнительные и т.д.). Грубые «нестыковки» в этих соотношениях ставят диагноз психогении под сомнение, заставляют думать о ситуационной провокации какого-либо иного заболевания. Второй критерий – понятные связи очень легко усмотреть, например, в галлюцинаторных «явлениях» умершего родственника и ситуационных идеях самообвинения у нашего пациента (вспомните таблицу 3 в (3) С. 38) при психотравме – смерти близкого. Столь же прямолинейна связь канцерофобий (у пациента с неврозом навязчивых состояний) и предшествовавшей их появлению болезни и кончине от опухолевого заболевания дорогого для нашего пациента человека. Однако, при истерических психогенных расстройствах такой поверхностной, прямолинейной связи обычно нет. Больные отрицают психотравмирующую ситуацию (например, судебное преследование и даже смерть близких). Клиническая картина выражается в никак напрямую не вытекающих из реальных житейских обстоятельств псевдодеменцией, пуэрилизмом, сумеречным помрачением сознания. Эти диагностические коллизии показывают, что главное в «понятных связях» - не поверхностные аналогии, а «механизмы» возникновения психогенного заболевания. При истерическом реагировании это будет «бегство в болезнь». При депрессии, большинстве навязчивостей, параноиде «механизмы» и прямые соответствия (психотравмирующее событие – реакция) совпадают, сливаются. Третий критерий Ясперса – ослабление симптоматики, излечение при благополучном разрешении психотравмирующей ситуации также представляется простым и ясным. Но, во-первых, так бывает не всегда, а главное – не все утраты, конфликты восполнимы, разрешимы. Неблагоприятным исходом психогенных заболеваний является патологическое развитие личности – «такое ее изменение, которое имеет причиной свою собственную жизнь»1 (по Ясперсу). Личность становится похожей на психопатическую – возбудимую и паранояльную – при нарастании несдержанности; истерическую (и также возбудимую) – при невозможности предвидеть последствия своих поступков, диктуемых эгоцентризмом и/или бескомпромиссностью; психастеническую - при нарастании неуверенности, нерешительности, тревожной мнительности. Поэтому правомерно будет заключить, что «характер больного ухудшается». Но необходимо помнить, что это ни в коем случае не опустошение психики (негативные симптомы в узком смысле слова), а, как правило, заострение черт, которые были присущи личности и ранее. ^ Повторим вслед за (1) с. 410, что «механизмами» аффективно-шоковых реакций – гипо- и гиперкинетической являются «мнимая смерть» и «двигательная буря». Выдающийся немецкий психиатр и психотерапевт Э. Кречмер понимал их как расторможение, включение филогенетически древних (общих с животными) защитных механизмов – притвориться мертвым в минуту смертельной опасности или же метаться в поисках спасительного выхода. Эмоциональный ступор имеет в основе защитно-психологически возникающую психическую анестезию (см. (1), с. 131). На место сугубо индивидуально значимой психической травмы в этих случаях (аффективно-шоковые реакции) становится внезапность, массивность и «массовость» травмирующей ситуации (стихийные бедствия, катастрофы и т.п.). ^ Как и многие другие "классические" традиционно выделявшиеся заболевания, невроз навязчивых состояний в МКБ-10 как бы распался на более мелкие, частные формы -отдельные заболевания, которые можно представить как последовательные этапы-варианты этого ранее единого заболевания. Такая дифференциация способствует точности диагностикиИ выбору наиболее адекватной терапии. Правомерность именно такой цепочки обосновывается этапностью формирования отдельных психических процессов (структур) психики в онтогенезе (см (1) с.40-42). Знание современных диагностических формулировок по МКБ-10 необходимо, так как они часто упоминаются в общемедицинской литературе, а больные с подобными расстройствами – не редкость на приеме у врача общей практики. |
![]() | Экзаменационные вопросы по курсу психиатрии и медицинской психологии для студентов лечебного факультета ... | ![]() | Экзаменационные вопросы по психиатрии Предмет и задачи психиатрии, ее отношение к другим разделам медицинской науки и психологии |
![]() | Программа по психиатрии и наркологии для студентов лечебного факультета Предмет и задачи психиатрии и наркологии. Основные этапы развития отечественной психиатрии | ![]() | Контрольные вопросы по психиатрии для лечебного факультета история развития отечественной психиатрии Методы исследования психического состояния (наблюдение, беседа, психологические методики) |
![]() | Экзаменационные вопросы по психиатрии и наркологии для студентов 5 курса, специальность «Лечебное дело» Синим цветом отмечены экзаменационные вопросы, которые рекомендуются студентам для самостоятельного изучения | ![]() | Экзаменационные вопросы по военно-полевой терапии общие принципы организации терапевтической помощи больным в условиях массового поражения населения и в действующей армии Для студентов 5 курса лечебного факультета, факультета по подготовке специалистов для зарубежных стран |
![]() | Экзаменационные вопросы по хирургическим болезням для студентов 5 курса лечебного факультета Врожденные пороки сердца. Открытый артериальный проток. Септальные дефекты Тетрада Фалло | ![]() | Экзаменационные вопросы по курсу фармакологии для студентов лечебного и педиатрического факультетов общая фармакология Фармакология: задачи, методы исследования и положение в системе медицинских наук. Фармакокинетика и фармакодинамика |
![]() | Экзаменационные вопросы по дерматовенерологии для студентов 5 курса лечебного факультета 2012 г Строение кожи. Основные особенности анатомии и гистологии кожи. Основные функции кожи. Придатки кожи | ![]() | Опросник патологическиой авитальной активности (бланк методики) Кафедра психиатрии и медицинской психологии Пермской государственной медицинской академии |
![]() | Общетеоретические вопросы Экзаменационные вопросы по анатомии человека для студентов 2 курса факультета естествознания, отделения биология химия |