Скачать 0.49 Mb.
|
СЕРИЯ «ОСОБЫЙ РЕБЕНОК» ЕЛЕНА ЯНУШКО Игры с аутичным ребенком установление контакта способы взаимодействия развитие речи психотерапия Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей ![]() издание осуществлено в рамках проекта Центра лечебной педагогики Реализация прав детей с нарушениями развития на образование и достойную жизнь в России, финансируемого Диаконичоской службой Евангелической церкви Германии Теревинф Москва 2004 ББК 88.37 Я65 Я65 Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия.— М.: Теровипф, 2004.— 136 с.— (Особый ребенок). ISBN 5-901599-21-7 Рисунки автора Книга посвящена раннему детскому аутизму, В ней описаны игры и специальные методы и приемы, которые позволяют наладить контакт с аутичным ребенком, выявить у него подавленные негативные эмоции и скрытые страхи и начать работу по их преодолению, в целом помогают ребенку стать более активным в его познании мира. Намечены пути развития сюжотно-ролевой игры, ознакомления с окружающим миром, обучения способам взаимодействия. Практические советы, обращенные к близким аутичного ребенка, объясняют как оптимально организовать его режим дня и быт, создать необходимые условия для игр и занятий. Рекомендации педагогам и психологам, которые работают с аутичными детьми, предлагают варианты действий в сложных ситуациях. Также намечены пути достижения взаимопонимания и взаимодействия между специалистами и семьей аутичного ребенка. Наконец, в книге представлена информация об организациях, оказывающих помощь аутичным детям, и ресурсы Интернет, посвященные этой проблеме. В отличие от существующих изданий по этой теме, книга является не теоретическим изложением, а прикладным пособием. Материал намеренно изложен кратко и в популярной форме, снабжен множеством примеров из опыта работы. «Игры с аутичным ребенком» может стать настольной книгой как для специалистов, так и для близких аутичного ребенка. © Янушко Е.А., 2004 © Теревинф, оформление, 2004 оглавление от автора _ 5 ^ Введение в проблему _ 7 Миф об аутизме, или этические аспекты проблемы _ 8 Люди с аутизмом, государство и общество, или социальные аспекты проблемы _ 9 ^ подготовка специалистов _ 9 Вопросы диагностики, коррекции и образования _ 10 Координация работы специалистов и семьи _ 11 Общие требования _ 11 Пожелания родителям _ 12 Пожелания педагогам и психологам _ 12 ^ Организация пространственной среды _ 14 Жизненное пространство аутичного ребенка _ 14 Детская комната _ 14 Пространство квартиры _ 16 Ближайшее социальное окружение _ 16 Дальние прогулки _ 18 ^ _ 20 Режим дня ребенка _ 20 Формирование временных представлений _ 21 Бытовые ритуалы _ 23 Создание информационных и других фильтров _ 26 ^ Особенности развития игры аутичного ребенка _ 29 Предметная игра _ 29 Элементы сюжетно-ролевой игры _ 29 ^ _ 31 Особенности стереотипной игры _ 31 Стереотипная игра как основа взаимодействия _ 31 Сенсорные игры _ 32 Особенности сенсорных игр _ 32 Сенсорные игры как возможность установления контакта _ 33 Виды сенсорных игр _ 34 Игры с красками _ 34 Игры с водой _ 35 ^ 37 Игры со свечами _ 37 Игры со светом и тенями _37 Игры со льдом _ 39 Игры с крупами _ 39 Игры с пластичными материалами _ 40 Игры со звуками _ 41 Игры с ритмами _ 42 Игры с движениями и тактильными ощущениями _ 43 Рекомендации по преодолению затруднений, возникающих в ходе игр _ 44 ^ _ 45 Необходимость психотерапевтической работы _ 45 Терапевтическая игра как первый шаг к контролю над эмоциями _ 47 Виды терапевтических игр _ 50 Психодрама _ 55 Страхи йутичпого ребенка _ 55 Психодрама как способ борьбы со страхами _ 56 Варианты психодрамы _ 56 ^ _ 58 Метод совместного рисования _ 58 Этапы развития совместного рисования _ 60 Использование специальных приемов в ходе совместного рисования _ 62 Взаимосвязь разных видов игр _ 63 ^ Организация занятий _ 65 Психологическая помощь родителям аутичного ребенка _ 67 ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1. Тексты стихов и песенок _ 68 Приложение 2. Где можно получить помощь _ 73 Приложение 3. Ресурсы Интернет _ 75 Словарь специальных терминов _ 76 Литература _ 78 от автора Со случаем раннего детского аутизма, одним из самых сложных и загадочных нарушений психического развития детей, я столкнулась впервые десять лет назад, познакомившись с пятилетней Аней. Очаровательная внешне девочка при более близком знакомстве оказалась странным ребенком с непонятным, а порой пугающим поведением. Оказалось, что родители водят Аню по медицинским консультациям с двух лет, и девочке ставили разные диагнозы (в том числе шизофрению, задержку психического развития). Шло время, девочка воспитывалась дома, а патологические черты ее развития все обострялись. Я вызвалась помочь. Разобраться в ситуации я сразу не смогла, но удалось найти две маленькие, но невероятно ценные для меня книжки — «Дети с нарушениями общения» и «Диагностика раннего детского аутизма». После их прочтения удалось поставить Ане точный диагноз — «ранний детский аутизм». Однако понимания того, как следует воспитывать и обучать такого особенного ребенка, и практического опыта у меня не было. И я, и родители Ани терялись в ситуациях аффективных вспышек, когда агрессия девочки обрушивалась на окружающих ее людей... Приемы воспитания и обучения, которые с успехом использовались в работе с другими детьми, в этом случае не срабатывали. С этой встречи возник интерес к проблеме раннего детского аутизма, к поискам путей помощи таким детям. Неоценимый опыт дала стажировка в Сергиевом Посаде, где в интернате для детей с нарушениями слуха и зрения я получила возможность наблюдать тяжелые случаи глубокого аутизма, осложненные дополнительными нарушениями. Затем были три года работы в экспериментальной школе Института коррекциопной педагогики Российской академии образоваия. И, наконец, частная практика: индивидуальные занятия с особыми детьми. Каждая новая встреча с синдромом рапного детского аутизма показывала, что с годами ситуация не улучшается: сложности возникают уже при постановке диагноза, родители не получают ответа на свои вопросы, а организация систематической помощи аутичному ребенку со стороны различных специалистов — врачей, педагогов, психологов — трудна даже в Москве: по-прежнему не хватает знаний о структуре этого нарушения, мало опытных педагогов и психологов, детские учреждения не могут предоставить такому особенному ребенку специальные условия для обучения и воспитания, обеспечить индивидуальный подход. На периферии положение еще хуже, по-прежнему не хватает информации. Хотя проблема аутизма хорошо известна западному обществу, у нас об этом нарушении мало кто слышал. Близкие аутичного ребенка оказываются под прессом непонимания и осуждения со стороны окружающих. Книга «Игры с аутичным ребенком» — обобщение опыта работы с аутичными детьми, подкрепленное знанием неудовлетворительного состояния организации помощи таким детям в нашей стране. Главная цель автора — помочь конкретными советами и рекомендациями всем, кто работает с аутичными детьми. Другая, но менее важная цель, — помочь специалистам, которые впервые столкнулись со случаем раннего детского аутизма. Надеюсь, книга позволит вовлечь в работу с аутичными детьми новых специалистов, а примеры из практики пробудят у них интерес к этой проблеме. Пока не организована систематическая помощь аутичным детям, индивидуальная помощь на дому может стать компромиссом; а для кого-то из аутичных детей такой вариант обучения — единственно возможный. Еще одна цель книги — информационная: здесь представлены источники информации по данной проблеме (литература, ресурсы Интернет), а также известные нам учреждения и организации, где возможно получить консультацию и помощь специалистов. В книге описаны игры и приемы, использование которых позволит наладить контакт с аутичным ребенком, поможет ему избавиться от напряжения и страхов и тем самым подготовит почву для дальнейших занятий. Это пособие — прикладное, теоретические аспекты проблемы в нем не рассмотрены. Тем, кто впервые столкнулся с проблемой аутизма, мы рекомендуем в первую очередь ознакомиться с теоретическим описанием синдрома (см. Приложение 4. Литература). Знание особенностей и трудностей психического развития аутичных детей, диагностики и классификации детского аутизма — необходимая теоретическая база, позволяющая выбирать из представленного арсенала игр именно те, что необходимы конкретному ребенку в конкретной ситуации. Понимание закономерностей развития ребенка в случае раннего детского аутизма помогут специалисту работать не только над отдельными ситуативными трудностями, но и над нормализацией всего хода психического развития. Иначе педагог при любом отклонении от нормального хода игры оказывается в тупике, не может гибко управлять этим ходом, варьировать использование различных подходов внутри одной игры. Мало того, некорректное использование представленных в книге приемов (из-за отсутствия понимания психологической картины в целом) может оказаться вредным для ребенка. Устройство книги ориентировано на удобство практического ее использования. Этапы работы логически вытекают один из другого, но возможно и выборочное использование отдельных видов игр с учетом уровня развития конкретного ребенка, его желаний, целей занятия и т.п. Описания игр подробны, снабжены примерами, представлены разные варианты дальнейшего развития игры. Предлагаются советы по преодолению возможных затруднений в ходе игры. В Приложении 1 приведены используемые в играх тексты (для экономии времени на их поиски). Книга условно делится на две части: одна посвящена работе родителей, другая — работе специалистов. Задача родителей — прежде всего организация пространственно-временной среды (глава 2, с. 14), в которой живет и развивается ребенок, формирование у него бытовых навыков (раздел «Бытовые ритуалы», с. 23), а также создание специальных условий для занятий (раздел «Организация занятий», с. 65). Задача специалиста на начальном этапе обучения — установление эмоционального контакта с ребенком (раздел «Стереотипная игра», с. 31), предоставление ребенку новых положительно окрашенных сенсорных впечатлений (раздел «Сенсорные игры», с. 32); выявление скрытого напряжения, а также подавленных негативных эмоций и предоставление ребенку адекватного способа избавления от них (раздел «Игровая терапия», с. 45); выявление скрытых страхов и формирование путей их преодоления (раздел «Психодрама», с. 55). При этом предпочтительнее начинать занятия с ребенком именно с такой психологической работы, а непосредственно к обучению переходить только после того, как произойдет улучшение общего психологического фона его развития. В книге намечены пути развития сюжетно-ролевой игры (раздел «Сенсорные игры», с. 32), организации взаимодействия и ознакомления с окружающим (раздел «Совместное рисование», с. 58), формирования элементарных представлений о времени (с. 21). Далее рассматривается взаимодействие специалистов и родителей аутичного ребенка, предложены пути достижения взаимопонимания между ними. Напомним: в книге описан лишь самый первый, начальный, этап обучения аутичного ребенка. Кроме того, специфика синдрома детского аутизма исключает стандартный подход, каждый случай требует индивидуального подбора методов и приемов работы и их оптимального сочетания. Это требует вдумчивого и осторожного использования представленных в книге рекомендаций. Поскольку синдром раннего детского аутизма активно изучается, быть может, эта книга подвигнет кого-то идти дальше, даст импульс для творческого поиска. 1 синдром раннего детского аутизма ^ Детский аутизм — распространенное нарушение психического развития ребенка. Установлено, что этот синдром встречается примерно в 3—6 случаях на 10000 детей, обнаруживаясь у мальчиков в 3—4 раза чаще, чем у девочек. Наиболее яркие внешние проявления синдрома1: — аутизм как таковой, т.е. предельное, «экстремальное», одиночество ребенка, снижение способности к установлению эмоционального контакта, коммуникации и социальному развитию. Характерны трудности установления глазного контакта, взаимодействия взглядом, мимикой, жестом, интонацией. Обычны сложности в выражении ребенком его эмоциональных состояний и понимании им состояний других людей. Трудности контакта, установления эмоциональных связей проявляются даже в отношениях с близкими, но в наибольшей мере аутизм нарушает развитие отношений со сверстниками; — стереотипность в поведении, связанная с напряженным стремлением сохранить постоянные, привычные условия жизни; сопротивление малейшим изменениям в обстановке, порядке жизни, страх перед ними; поглощенность однообразными действиями — моторными и речевыми: раскачивание, потряхивание и взмахивание руками, прыжки, повторение одних и тех же звуков, слов, фраз; пристрастие к одним и тем же предметам, одним и тем же манипуляциям с ними: трясению, постукиванию, разрыванию, верчению; захваченность стереотипными интересами, одной и той же игрой, одной темой в рисовании, разговоре; — особая характерная задержка и нарушение развития речи, прежде всего — ее коммуникативной функции. В одной трети, а по некоторым данным, даже в половине случаев это проявляется как мутизм (отсутствие целенаправленного использования речи для коммуникации, при котором сохраняется возможность случайного произнесения отдельных слов и даже фраз). Когда же устойчивые речевые формы развиваются, они все равно не используются для коммуникации: так, ребенок может увлеченно декламировать одни и те же стихотворения, но не обращаться за помощью к родителям, даже когда она необходима, Характерны эхолалии (немедленные или задержанные повторения услышанных слов или фраз), длительное отставание в способности правильно использовать личные местоимения: ребенок может называть себя «ты», «он», по имени, обозначать свои нужды безличными приказами («накрыть», «дать пить» и т.д.). Даже если такой ребенок формально имеет хорошо развитую речь с большим словарным запасом, развернутой «взрослой» фразой, то она штампованна, «попугайна», «фонографична». Он не задает вопросов сам и может не отвечать на обращения к нему, т.е. избегает речевого взаимодействия как такового. Характерно, что речевые нарушения проявляются в контексте более общих нарушений коммуникации: ребенок практически не использует также мимику и жесты. Кроме того, обращают на себя внимание необычный темп, ритм, мелодика, интонация речи; — раннее проявление указанных расстройств (по крайней мере до 2,5 года), что подчеркивал уже доктор Каннер. При этом, по мнению специалистов, речь идет не о регрессе, а скорее об особом раннем нарушении психического развития ребенка. Синдром раннего детского аутизма впервые описан Л.Каннером в 1943г. Изучением его, поиском путей гармонизации развития аутичного ребенка занимались многие специалисты разного профиля. Сегодня есть разные точки зрения на происхождение и структуру этого нарушения. Разрабатываются и разные подходы к лечению и коррекции психических расстройств, наблюдаемых у этих детей. Активные научные поиски продолжаются. ![]() 1 Цит. по кн.: О.С.Никольская, Е.Р.Баенская, М.М.Либлинг. Аутичный ребенок. Пути помощи.—М.: «Теревинф», 1997. ^ ИЛИ ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ Что знает обычный человек о загадочном синдроме «аутизм»? Большинство не знает ничего, а если кто-то что-то и слышал, то, вероятнее всего, его представления туманны и окружены романтическим ореолом. Неспециалисты часто считают, что такие люди особо одарены в какой-либо области, что многие признанные гении были весьма странными, «аутичными» личностями. Такое представление формируют некоторые телепередачи и фильмы. Например, все мы помним «человека дождя» и аутичного паренька из фильма «Куб», одаренных в математике. Аутичный мальчик из фильма «Восхождение Юпитера» мог расшифровывать сложнейшие коды, а аутичная девушка—героиня австралийского фильма «Под рояль»—обладает абсолютным музыкальным слухом. Погруженность в себя таких людей, их отрешенность от окружающего, некая тотальная автономность невольно вызывают интерес и даже восхищение. Часто такой романтический портрет дополняют хрупкое телосложение и тонкие черты лица. Но люди, постоянно общающися с аутичными детьми и подростками, а также специалисты, работающие с ними, видят совсем другое: беспомощность, зависимость от близких, социальную неприспособленность и неадекватность поведения. Увидеть реальное положение вещей позволяет знание психологической картины нарушения. Даже если аутичный ребенок действительно одарен в музыке или математике, это не поможет ему научиться жить самостоятельно, реализовывать себя, быть счастливым. В случае глубокого аутизма он навсегда останется зависимым от других и сможет жить лишь в специально созданных условиях. Это очень правдиво и реалистично показано в фильме «Человек дождя»—хотя главный герой в гениальном исполнении Дастина Хоффмана несомненно вызывает симпатию, ему нельзя не посочувствовать, ведь он уязвим и беззащитен перед окружающим миром и людьми, он несвободен, и, несмотря на его гениальность, совсем не хочется оказаться на его месте. У специалистов, занимающихся синдромом аутизма, есть разные подходы к данной проблеме. Многие из предлагаемых сегодня программ развития, обучения и адаптации аутичных детей развиваются и корректируются. Можно говорить о том, что научный поиск продолжается в разных странах мира. Российские ученые предлагают направить усилия на коррекцию поведения аутичиого ребенка, его обучение и социализацию. Другими словами, прилагаются все усилия для того, чтобы путем специального обучения и воспитания по возможности скорректировать нарушенное развитие ребенка, а основная цель такой коррекции— дать ребенку возможность выйти в большой мир людей. Иногда этого удается достичь, и, хотя у такого человека на всю жизнь сохраняются особенности поведения и странности характера, в целом он живет самостоятельно и полноценно. Однако, пока общество не готово понять проблемы «не таких» людей, отнестись к ним с сочувствием и желанием помочь, возможности такой интеграции ограничены. В нашей стране возникают новые организации, помогающие детям с проблемами в развитии. Эти организации часто ведут свой поиск новых путей помощи таким детям, используя в работе различные подходы, в том числе и опыт зарубежных специалистов. В развитых странах Запада также есть разные подходы к проблеме обучения, воспитания и адаптации людей с аутизмом. Часто подход зарубежных специалистов основывается на признании несомненной уникальности для мира любого человека. Поэтому предлагается не исправление «недостатков», а создание для особых людей условий, в которых они могут жить и оставаться сами собой. Такой подход объясняется еще и тем, что в мире здоровых людей человек с нарушениями всегда будет оказываться в ситуации неуспеха, т.к. его особенности делают его неконкурентоспособным. Но у этого подхода есть минусы. Во-первых, создание адекватных специальных условий для жизни людей с нарушениями развития могут позволить себе только развитые капиталистические страны. Во-вторых, организация таких специальных условий напоминает порой создание некой «резервации» с достаточной степенью автономности (точнее—изолированности) от мира. Этот подход к проблеме не единственный. На Западе аутичным детям помогает множество организаций, они ищут (и находят) новые пути и подходы. Мы не будем анализировать разные подходы к проблемам людей с нарушениями развития и решать, какой из них самый гармоничный. Будем исходить из реалий: в нашей стране специальных учреждений для систематического обучения и воспитания детей с синдромом аутизма, а также их дальнейшего попечения ни на государственном уровне, ни в форме частных заведений пока не существует, а возможности интеграции ограничены. Все же работа с аутичным ребенком не должна стать непрерывным экспериментом и обязательно должна строиться на доброжелательном к нему отношении, учете его индивидуальности, гибкости программы обучения и применении мягких, щадящих методов обучения и воспитания. |
![]() | Елена янушко игры с аутичным ребенком установление контакта способы взаимодействия развитие речи психотерапия Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия.— М.: Теровипф, 2004.— 136 с.—... | ![]() | 4 организация взаимодействия педагога, психолога и родителей организация занятий Уже из описания игр, которые станут основой занятий с аутичным ребенком на начальном этапе обучения, становится понятно, насколько... |
![]() | Раннее развитие малыша, пестование часть 1-я (общее развитие малыша, пестование самых маленьких, интересные занятия с ребёнком, игры) Статья «раннее развитие: родители и дети.» ... | ![]() | Порядок
работы консультанта 2
1.
Установление
контакта 3 Дополнительная информация по ситуативной рк «Пять озер» в падающих регионах (pos-материалы). 15 |
![]() | «Академия
родительского
образования»
Лицензия
серии 59Л01 № 0000676 В рамках мероприятия пройдет серия мастер-классов (тренингов), посетив которые Вы сможете лучше понять особенности своей семьи, узнать... | ![]() | Цель программы: художественно-эсетическое развитие и развитие познавательных процессов. Задачи программы Развитие основных функций: внимания, памяти, восприятия, мышления, речи, пространственных представлений, мелкой моторики |
![]() | Речь, развитие речи, логопедия прилагательные Понимание и построение развернутой речи, общее речевое планирование, находится в подчинении у группы наиболее высоких координационных... | ![]() | Пальчиковые игры Прежде чем играть с ребенком в "пальчиковые игры", вы, уважаемые папы и мамы, бабушки и дедушки, должны сами хорошо знать каждую... |
![]() | Рабочая программа по учебному предмету «Чтение и развитие речи» является ведущей, так как чтение это средство приобретения новых знаний для дальнейшего развития Рабочая программа по учебному предмету «Чтение и развитие речи» разработана на основе | ![]() | Регламент соревнований группы «аше капоэйра» Судьи оценивают техничность и красоту игры, умение владеть собственным телом, навыки взаимодействия с партнером, чувство игры в разных... |
![]() | Ожогина И. А. Развитие диалогической речи По определению С. А. Зыкова, «непосредственное общение, особенно на самых первых шагах его становления, характеризуется использованием... |