Факультеты Хога. Характеристики icon

Факультеты Хога. Характеристики


НазваниеФакультеты Хога. Характеристики
Размер76.8 Kb.
ТипДокументы

Факультеты Хога. Характеристики.

Astre


Система распределения по факультетам и навешивание ярлыков на 11-летних детей с самого начала показалась мне очень порочной, о чем я и написала вот тут: Editorial about the abominable sorting system . Было это год и три месяца назад. С тех пор в своих мыслях по поводу «сортировки студентов» я только утвердилась. Однако в том эссе я не задалась вопросом (или почти не задалась), а по какому принципу детей распределяют на факультеты, чем руководствуется Шляпа, и какими качествами ребенок должен обладать, чтобы оказаться на том или ином факультете.

Сейчас, кажется, самое время восполнить этот пробел. Проблеме факультетов уделяется такое внимание и в фэндоме, и самими героями книг, что мне очень уж захотелось в этом для себя разобраться.


^ Часть 1. Песенная


Примечательно, что даже Минерва Макгонагалл – являющаяся для меня лучшим препом в Хоге – именно с описания сортировочной церемонии и начинает своё общение с первокурсниками. Получается, для Хога эти факультетские различия так важны, что с первых же минут пребывания в школе дети должны проникнуться.


“Welcome to Hogwarts,” said Professor McGonagall. “The start-of-term banquet will begin shortly, but before you take your seats in the Great Hall, you will be sorted into your houses. The Sorting is a very important ceremony because, while you are here, your house will be something like your family within Hogwarts. You will have classes with the rest of your house, sleep in your house dormitory, and spend free time in your house common room.

“The four houses are called Gryffindor, Hufflepuff, Ravenclaw, and Slytherin. Each house has its own noble history and each has produced outstanding witches and wizards. While you are at Hogwarts, your triumphs will earn your house points, while any rule-breaking will lose house points. At the end of the year, the house with the most points is awarded the house cup, a great honour. I hope each of you will be a credit to whichever house becomes yours.


В этой же речи Минервы звучит и главное: «your house will be something like your family within Hogwarts». Жуткая установка, которая напрочь отбивает всякое межфакультетское взаимодействие, ибо оно не приветствуется: «You will have classes with the rest of your house, sleep in your house dormitory, and spend free time in your house common room». Члены иного факультета позиционируются как враги, потому что нужно, во что бы то ни стало, помочь своим завоевать кубок школы: «At the end of the year, the house with the most points is awarded the house cup, a great honour.»

На самом деле, речь кошмарна. Даже Амбридж с ее «новыми установками» и «возвращением к устоям» на пятом курсе не смогла ее переплюнуть. Впрочем, Минерва не хочет детей запугать, она лишь хочет кратко им объяснить, как обстоят дела в школе, т.е. внутреннюю «корпоративную « этику. О том, что эти установки значат на самом деле ни она, ни школьники не задумываются на этом этапе. Потому что все спешат к Шляпе. Шляпе-вершительнице судеб, Шляпе, которая определит, в какую семью запихнуть ребенка и с кем ему разделить свою будущность.


Мы все знаем, что Шляпу создали основатели, когда поняли, что сами не вечны, а сохранить систему отбора на свои детища-факультеты очень хотели. Не вдаваясь в механизм действия Шляпы, скажем для простоты, что она обладает некими непогрешимыми (?) критериями и набором правил, при помощи которых осуществляет распределение. Свои основные принципы Шляпа излагает в стихотворной форме в начале каждого года, мы знаем три ее песни (1-го года, 4-го и 5-го), 2-ой Гарри и Рон пропустили из-за полета на автомобиле, 3-й Гарри пропустил из-за дементоров в поезде, а 6-ой из-за стычки с Драко.

Что ж, у нас есть три песни Шляпы. Попробуем определить эти ее основные критерии и принципы. Я даже согласна пойти на беспрецедентный шаг – я переведу ее стишата, т.е. не все, конечно, а только строчки, касающиеся факультетов. И НЕ в стихах. Через косую черточку я буду давать варианты перевода слов, а в квадратных скобках будут слова, доставленные для благозвучия на русском, но отсутствующие в английском.


1-ый год:


“Oh, you may not think I'm pretty, -

But don't judge on what you see,

I'll eat myself if you can find

A smarter hat than me.

You can keep your bowlers black,

Your top hats sleek and tall,

For I'm the Hogwarts Sorting Hat

And I can cap them all. – Выше ничего интересного, просто Шляпа набивает себе цену.


There's nothing hidden in your head – Нет в вашей голове ничего такого,

The Sorting Hat can't see, - Чего бы не увидела Сортировочная Шляпа

So try me on and I will tell you – Оденьте-ка меня и я вам скажу

Where you ought to be. – На каком факультете вы должны быть.


You might belong in Gryffindor, - Возможно, вам место на Гриффиндоре,

Where dwell the brave at heart, - Где собраны одни смельчаки

Their daring, nerve, and chivalry - Их мужество/бесстрашие/дерзость и рыцарственность

Set Gryffindors apart; - Отличают их от всех остальных.


You might belong in Hufflepuff, - Возможно, вам место на Хаффлпаффе,

Where they are just and loyal, - Где собраны праведные/справедливые и верные

Those patient Hufflepuffs are true - Хаффлпаффцы, всегда спокойные, правильные/ искренние

And unafraid of toil; - И не боящиеся тяжелой работы.


Or yet in wise old Ravenclaw, - Или даже [вам место] на старом мудром Рейвенкло,

if you've a ready mind, - Если готовы к этому ваши мозги,

Where those of wit and learning, - Здесь умные и любящие учиться

Will always find their kind; - Всегда найдут себе единомышленников.


Or perhaps in Slytherin – А возможно, на Слизерине

You'll make your real friends, - Найдете вы своих настоящих друзей,

Those cunning folk use any means – Эти хитрые/коварные/находчивые [слизеринцы] уверены, что

To achieve their ends. – Для достижения цели можно использовать любые средства.


So put me on! Don't be afraid!

And don't get in a flap!

You're in safe hands (though I have none)

For I'm a Thinking Cap!” – в последнем четверостишии Шляпа просит всех не трусить и одеть ее, ибо она есть Шляпа Серьезная и Думающая


4-ый год:


A thousand years or more ago,

When I was newly sewn,

There lived four wizards of renown,

Whose names are still well known: - Типа, жили были сто лет назад четыре крутых волшебника:


Bold Gryffindor, from wild moor, - Отважный/наглый/самоуверенный/сильный Гриффиндор, что жил на диких торфяниках, поросших вереском


Fair Ravenclaw, from glen, - Красивая/справедливая/спокойная/блондинка Рейвенкло, родом из узкой горной долины


Sweet Hufflepuff, from valley broad, - Сентиментальная/милая/ласковая Хаффлпафф, из широкой долины


Shrewd Slytherin, from fеn. – Резкий/сообразительный /рассудительный/умный /практичный Слизерин, пришедший с болот


They shared a wish, a hope, a dream, - У всех 4-х было одно желание, одна надежда, одна мечта, [ради воплощения которых]

They hatched a daring plan – Они составили весьма смелый план:

To educate young sorcerers – [И стали] обучать молодых ведьм и колдунов

Thus Hogwarts School began. - Вот так и образовалась Школа Хогвартс

Now each of these four founders – Теперь, каждый из этих четырех основателей

Formed their own house, for each – Создал свой факультет, потому что

Did value different virtues — Каждый из них ценил разные/особые добродетели[/I]

In the ones they had to teach. – В своих будущих учениках.


By Gryffindor, the bravest were - Гриффиндор самых смелых

Prized far beyond the rest; - Ценил превыше всего


For Ravenclaw, the cleverest – Рейвенкло самых умных

Would always be the best; - Считала самыми лучшими


For Hufflepuff, hard workers were – Для Хаффлпафф трудолюбие

Most worthy of admission; - Было главным критерием отбора


And power-hungry Slytherin – А властолюбивому Слизерину

Loved those of great ambition. – Нравились амбициозные/тщеславные/честолюбивые.


While still alive they did divide – При жизни они [основатели]

Their favourites from the throng, - Сами отделяли зерна от плевел

Yet how to pick the worthy ones – [Но призадумались], кто будет отбирать достойных

When they were dead and gone? – Когда они [основатели], отойдут в мир иной.


'Twas Gryffindor who found the way, - Это Гриффиндор придумал, как им поступить

He whipped me off his head – Он скинул меня с головы

The founders put some brains in me – Основатели вложили в меня часть своего разума

So I could choose instead! – Чтобы я могла решать за них!


Now slip me snug about your ears, - Теперь оденьте меня на голову до ушей

I've never yet been wrong, - Я никогда еще не ошибалась

I'll have a look inside your mind – Я загляну в ваши мозги

And tell where you belong – И скажу, на каком факультете вам место.


Сделаем промежуточные выводы и посмотрим, совпадут ли они с песней 5-го года?


Итак,

There's nothing hidden in your head – Нет в вашей голове ничего такого,

The Sorting Hat can't see, - Чего бы не увидела Сортировочная Шляпа

И

The founders put some brains in me – Основатели вложили в меня часть своего разума

И

I've never yet been wrong, - Я никогда еще не ошибалась

I'll have a look inside your mind – Я загляну в ваши мозги


В этих строчках Шляпа описывает принцип своего функционирования. Все предельно просто: основатели дали ей некоторые критерии отбора, они же характеристики студентов, годных для их факультетов, Шляпа «сканирует» мозги и выдает безошибочный ответ. Это в теории. Но так ли это на самом деле? Пока оставим.


Какие же характеристики дали основатели Шляпе, по ее словам:

Гриффиндор отбирал к себе: (песня 1-ого года, далее П1) смельчаков, мужество /бесстрашие / дерзость и рыцарственность; (П4) самых смелых.

Рейвенкло отбирала к себе: (П1) умных и любящих учиться, а также подготовленных для этого; (П4) самых умных.

Хаффлпафф отбирала к себе: (П1) праведных/справедливых и верных, всегда спокойных, правильных/ искренних и не боящиеся тяжелой работы; (П4) трудолюбивых.

Слизерин отбирал к себе: (П1) хитрых/коварных/находчивых, могущих использовать для достижения цели любые средства, но способных стать настоящими друзьями; (П4) амбициозных/тщеславных/честолюбивых.


Несмотря на то, что вроде бы, все должно быть предельно ясно, у меня возникает ряд вопросов по этих характеристикам, вроде: должны ли амбициозные быть непременно трусами, а смелые – быть начисто лишены амбиций? Должны ли умные быть ленивыми, а трудолюбивые – непроходимыми идиотами?

Я это к тому, что, ИМХО, смелые часто бывают амбициозными, не все рыцари безупречны с достижении своих целей, а те, кто много и упорно работает или учится, зачастую умен и справедлив. Умный может быть смел и не бояться работы, равно как и честолюбивый не сидит сложа руки, чтобы достигнуть поставленных задач. То есть, характеристики личности – ДАЖЕ ЕСЛИ, принять их за неизменные и полностью сложившиеся в 11 лет – так переплетаются, что их весьма трудно разделить.

Получается, первостепенная задача Шляпы, состоит именно в выделении, так сказать, основной характеристики (я настаиваю, что это невозможно и ваще глупо, так как характеристика личности со временем может меняться, но мы сейчас говорим об основателях, которые думали как раз наоборот).

Забавно, кстати, отметить что будучи Шляпой Гриффиндора, она, как и ее хозяин, недолюбливает Слизерина: в П4 только ему дана характеристика, причем негативная - power-hungry, есть там еще то, что он родом с болот, что он shrewd (то же не самое доброе слово, чтобы выразить эту характеристику), но на самом деле это мелочи, потому как Шляпа, похоже, все-таки обрела ИИ и может не только быть проводником воли основателей, но и самостоятельно мыслящим объектом, ибо в П5 она дает очень разумный совет, который я тщетно хотела услышать от Дамблдора на протяжении всей саги.

П5 примечательна еще и тем, что в ней мы узнаем немного из истории магического мира и неожиданно получаем новые списки необходимых характеристик, тогда как в требования П1 практически дословно совпадали с требованиями П4.


5-ый год:


In times of old when I was new

And Hogwarts barely started

The founders of our noble school

Thought never to be parted:

United by a common goal,

They had the selfsame yearning,

To make the world's best magic school

And pass along their learning. – В стародавние времена, когда основателей объединяла общая цель – создать лучшую магическую школу в мире и передать свои знания новым поколениям – они планировали всегда быть вместе.


'Together we will build and teach!'

The four good friends decided

And never did they dream that they

Might some day be divided,

For were there such friends anywhere

As Slytherin and Gryffindor?

Unless it was the second pair

Of Hufflepuff and Ravenclaw? – Будучи хорошими друзьями эти четверо решили, что вместе построят школу и будут в ней преподавать, ибо они и подумать не могли, что такие друзья, как Гриффиндор и Слизерин, и такие подруги, как Рейвенкло и Хаффлпафф, могут когда-либо поругаться.


So how could it have gone so wrong?

How could such friendships fail?

Why, I was there and so can tell

The whole sad, sorry tale. – Как же случилось так, что дружба распалась? Щас расскажу:


Said Slytherin, 'We'll teach just those – Слизерин сказал: Кому же еще начинать конфликт, а? Мы будем учить только тех

Whose ancestry is purest.' – У кого были самые чистокровные/безупречные это тоже перевод из словаря предки


Said Ravenclaw, 'We'll teach those whose – Рейвенкло сказала: Мы будем учить только тех

Intelligence is surest.' – У кого точно есть мозги.


Said Gryffindor, 'We'll teach all those – Гриффиндор сказал: Мы будем учить только тех

With brave deeds to their name,' – Кто успел обессмертить свое имя отважным поступком


Said Hufflepuff, I'll teach the lot, - Хаффлпафф сказала: Я буду учить всех

And treat them just the same.' – И не буду никого особо выделять/ко всем буду относиться одинаково.


These differences caused little strife

When first they came to light,

For each of the four founders had

A house in which they might

Take only those they wanted, so, - Поначалу эти противоречия не напрягали, т.к. у каждого из основателей был факультет, на который он/она стали брать только того, кого считал хотел.


For instance, Slytherin – Слизерин, например Почему всегда, чуть что - сразу Слизерин?

Took only pure-blood wizards – Принимал [на свой факультет] только чистокровных волшебников

Of great cunning, just like him, - Таких же хитрых/коварных/находчивых, как он сам


And only those of sharpest mind – И только самых умных

Were taught by Ravenclaw – Брала [на свой факультет] Рейвенкло


While the bravest and the boldest – А самые смелые и отважные /наглые /самоуверенные/сильные

Went to daring Gryffindor. – Оказывались на факультете дерзкого/смелого Гриффиндора.


Good Hufflepuff, she took the rest, - Добрая Хаффлпафф забирала себе всех остальных

And taught them all she knew, - И учила их всему, что знала.


Thus the houses and their founders

Retained friendships firm and true.

So Hogwarts worked in harmony

For several happy years, - Так дружбы была сохранена, и несколько лет Хогвартс просуществовал мирно, в нормальной рабочей обстановке.


But then discord crept among us

Feeding on our faults and fears.

The houses that, like pillars four,

Had once held up our school,

Now turned upon each other and,

Divided, sought to rule.

And for a while it seemed the school

Must meet an early end,

What with duelling and with jighting

And the clash of friend on friend – Но затем снова начались разногласия, вспомнились старые страхи и обиды. Факультеты, на которых держалась школа, ополчились друг против друга, захотев, каждый, стать главным. Казалось, что школе конец, ибо «брат пошел на брата», в школьных коридорах начались дуэли и проч. и проч.


And at last there came a morning

When old Slytherin departed – А затем, в одно прекрасное утро, Слизерин[которого все задолбало] просто ушел.


And though the fighting then died out

He left us quite downhearted.

And never since the founders four

Were whittled down to three

Have the houses been united

As they once were meant to be. – Склоки вскоре сошли на нет, но трое оставшихся основателей очень грустили, а, главное, с тех самых пор их факультеты остаются разобщенными, хотя изначально предполагалось, что между ними всегда будет дружба и согласие.


And now the Sorting Hat is here

And you all know the score:

I sort you into houses

Because that is what I'm for,

But this year I'll go further,

Listen closely to my song:

Though condemned I am to split you

Still I worry that it's wrong,

Though I must fulfil my duty

And must quarter every year

Still I wonder whether Sorting

May not bring the end I fear. – Сейчас я, Сортировочная Шляпа, распределю вас по факультетам, ибо для этого меня создали, но в этом году я просто не могу молчать , хоть меня и ПРИГОВОРИЛИ разделять вас на группы, я думаю, что это неправильно, ибо такое разделение может окончиться очень плачевно.


Oh, know the perils, read the signs,

The warning history shows,

For our Hogwarts is in danger

From external, deadly foes

And we must unite inside her

Or we'll crumble from within

I have told you, I have warned you…

Let the Sorting now begin. – Я знаю, что Школе угрожает опасность извне, ибо делаю выводы из истории и разбираюсь в том, что происходит в современности. Все факультеты должны объединиться, иначе мы сами станем причиной нашей же собственной гибели. Ну а теперь начнем распределение…


^ Часть 2. Историческая.


Как я уже писала выше, в П5 мы узнаем много интересного и про основателей, и про историю Хога и магического сообщества в целом и про корректировку требований к студентам, и даже про начало магглофобских войн. Но обо всем по порядку.


В второй книге профессор Биннс говорит: "You all know, of course, that Hogwarts was founded over a thousand years ago - the precise date is uncertain - by the four greatest witches and wizards of the age. The four school Houses are named after them: Godric Gryffindor, Helga Hufflepuff, Rowena Ravenclaw, and Salazar Slytherin. They built this castle together, far from prying Muggle eyes, for it was an age when magic was feared by common people, and witches and wizards suffered much persecution.”…

“For a few years, the founders worked in harmony together, seeking out youngsters who showed signs of magic and bringing them to the castle to be educated. But then disagreements sprang up between them. A rift began to grow between Slytherin and the others. Slytherin wished to be more selective about the students admitted to Hogwarts. He believed that magical learning should be kept within all-magic families. He disliked taking students of Muggle parentage, believing them to be untrustworthy. After a while, there was a serious argument on the subject between Slytherin and Gryffindor, and Slytherin left the school.”

На пятом курсе Шляпа повторяет в стихотворной форме то, что еще на втором курсе мы узнали от Биннса, правда в прозе. Покопаться в этой истории тем интереснее, что хочется, наконец, понять, в чем была причина создания четырех факультетов, в чем крылось разногласие и стоит ли так отчаянно цепляться за эту систему в настоящем. Тем более что ответы на эти вопросы помогут нам понять разницу межу студентами разных факультетов и принципы отбора. Сама Ро повторяет нам эту информацию дважды – в исполнении Биннса и Шляпы – наверное, Ро что-то имеет ввиду, нет?

Итак факты:

1. Хог. основан где-то, грубо говоря, в 1000 году н.э.

2. Было 4 основателя, которые сильно дружили между собой и были величайшими волшебниками своего времени

3. Они решили создать школу, чтобы обучать молодых волшебников, построили Хог. И некоторое время все жили очень мирно и дружно

4. Хог. пришлось прятать от магглов, потому что в те времена маГГлы преследовали маГов, потому что боялись их

5. Потом среди основателей начались разногласия, они стали спорить, кого принимать в школу, Биннс подчеркивает, что это Слизерин все начал и выдвинул особые требования касательно магглорожденных, а Шляпа говорит, что особые требования были у всех, кроме Хельги Хаффлпафф. Но в любом случае, Шляпа и Биннс сходятся на том, что Слизерина сильно вдруг обеспокоило происхождение будущих учеников.

6. Так как у каждого основателя был (или образовался вследствие этих разногласий) собственный факультет, то мирное существование продлилось еще несколько лет. После чего Слизерин пошел на принцип, уперся, стал требовать, чтобы и на остальные факультеты принимали только чистокровок. В школе начались волнения, дуэли в коридорах и проч. И Слизерин ушел, правда, как мы знаем, оставив после себя подарочек: Тайную Комнату и василиска.

7. Забавно отметить, что с уходом Слизерина система факультетов не распалась, а, похоже, только укрепилась, ибо не упразднили даже его факультет. (При этом, думаю, не надо доказывать, что деление на факультеты, как было, так и остается, лишь желанием основателей и данью традициям, т.к. на всех факультетах одна программа, одни и те же учителя и занятия проходят совместно. Т.е. деление не объясняется требованиями педагогического процесса).


Что ж с Хогом картина более-менее ясна. Но она станет еще яснее, если вспомнить, что Хог основали не в вакууме, а в средневековой Англии. А что было тогда в Англии?

На самом деле, если наложить историю создания Хога и конфликтов основателей на историю Англии, то все становится на свои места.

Действительно: веке эдак VI в. н.э. (хотя некоторые исследователи говорят, что, может и в VIII-XI вв.) в Англии жил и работал небезызвестный король Артур и его славный соратник, маг Мерлин – легенда магического мира. (Про Артура, Мерлина и Ко., кстати, можно подробнее узнать на: этом сайте ).

Иными словами, Англия была миром, где легенда соприкасалась с реальностью, где жили маГи и маГГлы, т.к. никого не шокировало, а, наоборот, воспринималось само собой разумеющимся, что у маггловского короля Артура в советниках маг и волшебник Мерлин. Артур собрал вокруг себя рыцарей, а Мерлин, очевидно, постарался, чтобы среди них были и маги, например сэр Ланселот, от которого, согласно официальной версии Магглнета, ведут свой род Малфои. Англия являла собой оживший мир фэнтази, где рыцари сражались с драконами, а маги поддерживали королей и доказывали друг другу свою магическую силу. Недостаток был только в том, что маги редко брали себе учеников. Т.е. многие люди с магическими способностями могли так и не развить их в себе, и даже про них не узнать. МаГГлы потихонечку начали вытеснять маГов.

К 1000 году н.э., т.е. к моменту появления на нашей сцене четверки основателей, численный перевес маГГлов, очевидно, был налицо. Основатели поняли, что если срочно что-то не предпринять, то магов вскоре не останется вовсе. Ибо способных магов было, очевидно, мало, знания свои они передавали неохотно и вообще прятались от маГГлов, которым волшебство стало в диковинку. Юные маги не могли учиться даже по книжкам, ибо английская письменность тогда была еще совсем неразвита, и основная масса населения была неграмотна. Впрочем и книги, как и маги были большой редкостью. И тех, и других стали бояться и сжигать на кострах.

Такое положение вызвало беспокойство продвинутых волшебников своего времени, т.е. основателей и они собрались, чтобы найти из него выход. Решения построить школу магии было как революционным, так и гениальным. Сказано – сделано и все шло прекрасно. Но, как мы помним, в 1066 году, произошло очень кардинальное историческое событие – Вильгельм Завоеватель приплыл из своей Нормандии, убил доброго англосакса Гарольда в битве при Гастингсе и короновался Вильгельмом I, королем Англии. Вильгельм привез с собой французских рыцарей, занявших место знати англосаксонской, английский язык перестал быть государственным ну и еще была куча разных перемен, плохо отразившихся на коренном населении туманного Альбиона.

Не знаю, как там было на самом деле, но, ИМХО, первое разногласие основателей очень хорошо ложится на это историческое событие. Логично предположить, что после такого изменения во внешнем мире Слизерин предлагает пересмотреть и ужесточить критерии приема студентов. Потому что пришлые норманны, да и напуганные всеми этими переменами маГГлы-англосаксы начинают относиться к маГам все хуже и хуже. ИМХО, именно в этот период Слизерин решает брать только чистокровных англосаксов, желательно из магических семей, Гриффиндор – смелых, т.е. тех, кто славно сражался на поле брани против захватчиков и вообще, Ровена настаивает на умных, потому что общий уровень подготовки этих крестьянских детей и рыцарских отпрысков оставляет желать лучшего, а добрая Хельга говорит, что будет учить всех тех немногих, кто придет учиться в это смутное время.

На какое-то время консенсус достигнут: у каждого из основателей есть свой факультет и они творят там, что хотят. И берут, кого хотят. Наверное, в это же время они изготавливают и Шляпу, на всякий случай.

Однако вскоре хрупкое согласие вновь рушится. Биннс сказал, что Слизерин disliked taking students of Muggle parentage, believing them to be untrustworthy. А Шляпа говорит, что разногласия приняли оборот междоусобной войны за власть и право диктовать свои условия в стенах Хога. Мне кажется, что осторожный Слизерин понял, что если обучить магии маГГлорожденного, то этот студент потом может вернуться, скажем, к своей семье – маГГлам – ввязаться в конфликт англосаксы vs норманны и героически погибнуть. Норманнская пропаганда потом начинала охоту на ведьм, истребляла магов любого происхождения и все такое. Очевидно, были прецеденты. И Слизерин, будучи, как это ни странно, в душе настоящим слизеринцем – решил, что легче будет сохранить маГическую популяцию, если уйти в подполье, учить магии только проверенных чистокровок, т.е. Слизерин, наверное, первым озвучил и решил внедрить на практике принцип отделения маГов и маГГлов.

Несмотря на изгнание Слизерина, магическое все равно пришло к воплощению этого принципа, пусть частично: современные маги прячутся от современных маГГлов, хотя и принимают магглорожденных, но с подпиской о неразглашении.

Слизерин ушел, но в школе, очевидно, остались его ученики, которые продолжили его дело и не дали трем оставшимся основателям упразднить четвертый факультет. А, возможно, свою роль сыграли еще и внешние события, и после ухода Слизерина школа объединилась перед лицом маГГловской опасности. На счету был каждый маг и слизеринцев не изгнали. На нечто подобное намекает Шляпа в конце П5:


Oh, know the perils, read the signs,

The warning history shows,

For our Hogwarts is in danger

From external, deadly foes

And we must unite inside her

Or we'll crumble from within

I have told you, I have warned you…


Пора, кажется, нам тоже сделать выводы из истории:

Хоть изначальные требования основателей к ученикам, и были изначально заложены в Шляпу а именно:

Гриффиндор отбирал к себе: смельчаков, мужество /бесстрашие / дерзость и рыцарственность; самых смелых.

Рейвенкло отбирала к себе: умных и любящих учиться, а также подготовленных для этого; самых умных.

Хаффлпафф отбирала к себе: праведных/справедливых и верных, всегда спокойных, правильных/ искренних и не боящиеся тяжелой работы; трудолюбивых.

Слизерин отбирал к себе: хитрых/коварных/находчивых, могущих использовать для достижения цели любые средства, но способных стать настоящими друзьями; амбициозных/тщеславных/честолюбивых,

но изменились под влиянием внешней исторической ситуации следующим образом: Слизерин выдвинул такое требование, как чистокровность, Гриффиндор – наличие в биографии студента подвига (впрочем, это единственное из дополнительных требований, которое потом как-то вернулось к изначальной формулировке «смелый»), Рейвенкло стала отбирать только умных (т.е., очевидно, в то время это означало, умеющих читать и писать), а Хельга Хаффлпафф стала брать не только работящих и честных, но и вообще всех, кого забраковывали прочие факультеты.

Изменения, казалось бы, небольшие, но, как показывает время, имеющие очень непростые последствия, как-то: к противопоставлению Слизерина другим факультетам, к разжиганию межмагической розни, к расслоению магического сообщества на чистокровных и грязнокровок, ну и, наконец, к появлению учения Великого Волдеморта и двум Волдемортовским Войнам.


Однако, история, это, конечно, познавательно, особенно для ответа на вопрос, как на Слизерине оказались полукровки Риддл и Снейп (так и оказались. В Шляпу-то, очевидно, поправки на чистокровие не были заложены; чистокровие – это последующее пожелание Слизерина, т.е. предпочтение, а не правило). Но все равно история не дает нам ответа на сакраментальный вопрос: куда, скажем, веке в 16 Шляпа распределила чистокровного мальчика, успевшего показать себя с хорошей стороны в битве при Азенкуре, желающего занять видный пост при дворе и при этом отличающегося умом и сообразительностью? Ну, допустим, не на Хаффлпафф. Но на какой из трех оставшихся факультетов? Т.е. мы снова возвращаемся к тому, с чего начали: да, у Шляпы есть определенные критерии, обозначенные ею в П1 и П4, у нее также есть свод дополнений, названных ею в П5, но все эти наборы и критерии не являются исчерпывающими. Где вы видели человека «только храброго» или «только умного»? Люди обычно не настолько примитивны и сочетают в себе многие качества.

Посему я собираюсь нарисовать «собирательный портрет» студента каждого факультета, в основе которого, ессно, будут лежать критерии, заложенные основателями в Шляпу.


^ Часть 3. Распределительная.


Легче всего было с Хаффлпаффом. Туда Шляпа, очевидно, стала пихать тех, кто никуда больше не подходил. Потому что по исправленным критериям Хельга Хаффлпафф согласилась брать the rest. Так что Хаффлпафф, по-хорошему, должен быть самым лучшим факультетом, ибо являет собой как бы «университет в университете». Недаром, чемпион Хога оказался с Хаффлпаффа.

Что же касается остальных, то, ИМХО, получилось так, что на Рейвенкло стали попадать дети с аналитическим складом ума, будущие увлеченные наукой ученые, не интересующиеся общественной жизнью. Такие обитатели Башни из Слоновой Кости. При этом они могли быть и смелыми, и хитрыми, и трудолюбивыми, но, главное, все эти свои качества они направляли на магическую науку и научно-магические изыскания. До внешнего мира и борьбы со злом дела им не было.

На Гриффиндор же, наоборот, попадали те, кто готов был положить жизнь за идею. За любую идею, которую гриффиндорец считает правильной. Грифы – это такие «чемпионы», паладины в белых одеждах. Для грифов очень важно мнение окружающих – ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ мнение, потому что одежды паладина должны оставаться незапятнанными. (Вспомним Герми, борющуюся за права эльфов против их желания. Вспомним, как Гарри переживал, что о нем будут думать. Вспомним зависимость Рона от мнения толпы во время квиддича).

Хуже всего в грифах именно бездумная решимость пожертвовать всем ради идеи. В пример могу привести спорный, но говорящий, случай: 11-летний Рон жертвующий собой в шахматной игре. Да, с одной стороны, как это красиво и благородно с его стороны. Вау! А с другой, если бы Гарри и Ко. туда ваще не пихались, то камень так бы и оставался в Зеркале, ибо достать его мог – наверное – только такой же «альтруист паладин в белом» как Гарри. Т.е. погибни Рон, жертва его была бы попусту напрасной гибелью 11-летнего мальчика. В момент жертвования Рон думал только о красоте своего жеста и об абстрактной идее, но никак не о том, что будут чувствовать его родители, если он погибнет.

Идея, которую защищают гриффы – это всегда идея абстрактного добра и из своих действий гриффы не извлекают – т.е. изначально не собираются извлекать – никакой для себя пользы или благ. Говорю же – паладины.

А вот слизеринцы, как раз, наоборот, во главу угла ставят выгоду собственную и своей семьи. Конечно, среди слизов много чистокровных, потому что так хотел Салазар, но Томми и Северус попали на Слизерин именно потому что имели в себе все задатки стать Серыми Кардиналами или, если угодно, Эгоистами.

В отличии от гриффов, истинные слизеринцы НИКОГДА не станут защищать абстрактную идею как добра, так и зла, если это не несет лично им какой-либо выгоды или благ. По крайней мере, слизеринец, чтобы включится в борьбу, должен получать удовольствие от этой борьбы.

Итак, картина получается такой:

Гриффиндор – Паладины в Белых Одеждах

Слизерин – Серые Кардиналы, Дипломаты, Эгоисты

Рейвенкло – Ученые из Башни Слоновой Кости

Хаффлпафф – все остальные, не попавшие на первые три факультета


Хочу заметить, что, на самом деле, конечно, не во всех детях требуемые факультетами качества выражены в равной степени. Фанатики-паладины, как и фанатики-эгоисты– это во-первых, плохо, а во-вторых, редкость.

Еще хочу заметить, что, если Шляпа действительно руководствуется чем-то вроде той схемы, что у меня вывелась, то распределение в 11 лет имеет смысл. Потому что такие направленности личности, как желание бороться во имя светлого будущего, желание только читать книги и чтоб не трогали или желание обстроиться в этом мире с комфортом – это желания или установки личности, которые, ИМХО, раз появившись уже никуда не исчезают. Разве что их степень варьируется.

Тут, правда, есть вопрос: Если моя схемка верна, то заложили ли ее в Шляпу Основатели или Шляпа сама додумалась?


^ Часть 4. Впечатленческая.


Сегодня с утра показывали этот старый советский мультик «Пес в сапогах» или как там его: на сюжет про мушкетеров, только там собаки и кошки, беспородный пес-гасконец, болонка королевы и кот кардинала.

Смотрела я этот мультик и плющилась: какой Гриффиндор. Одна песенка собак чего стоит:

Жалким котам не понять одного:

Наша дружба превыше всего.

Я ради друга готов

В горло вцепиться врагу!

Это же просто квинтэссенция гриффов, их девиз и жизненное кредо. При этом совершенно не важно, прав ли друг. А коты жалкие по определению. Если спросить собаку, чем плохи кошки, то она ответит, что именно тем и плохи: тем, что они кошки.

Кошки, конечно, в этом мультике явные слизы. Даже извиваются по-змеиному. Тощие такие. Противные. Намного противней летучих мышей-хаффлпаффцев.

Но ведь, по сути, кошки не плохи. Наоборот. Королева изменила мужу. Кардинал хочет это раскрыть. А болонка королевы, она же Констанция, пытается помочь королеве скрыть ее преступление. Чем плоха версия? Или, скажем, почему не принять версию о политической игре: королева/кардинал? А кошки и собаки, они же мушкетеры и гвардейцы – суть просто исполнители. Пешки. Марионетки.

Но ведь мы не думаем как-то об этом, когда смотрим этот мультик. Или вообще в истории о мушкетерах, в том же фильме советском с Боярским и проч. Мушкетеры – это грифф. Рошфор и кардинал – Слизерин. Проще говоря, все кошки слизы – это минус, но псы-то гриффы – это плюс…

А хочу я этим сказать, что противопоставление грифф vs. слиз – это, на самом деле только первый слой. Мушкетеры, на самом деле не гриффы ни разу, если по Дюма. Там один Арамис такой из себя серый кардинал, что не снилось ни Ришелье, ни даже Томми Риддлу. Генерал Ордена Иезуитов – это вам не в бирюльки играть. Но понимание мушкетерской сути приходит только ПОТОМ. Скажем, когда читатели взрослеют… Т.е. гриффство – есть что-то вроде болезни роста. Ведь слова-то хорошие и правильные: Наша дружба превыше всего и все такое. Только с возрастом человек начинает понимать, что есть и другие ценности. Семья, скажем. Или вот еще такой момент: «Сократ мне друг, но истина дороже». Все это моральные проблемы. Их надо решать. Гриффство хорошо тем, что избегает таких решений. Дружба и точка. В выборе между другом и женой, Джеймс Поттер выбрал друга. Точнее ту жизнь, которую он вел до женитьбы. Он остался орденцем. Несмотря на то, что Лили была беременна. Несмотря на рождение Гарри. Не дрожать в бою за шкуру свою!

Правильно ли поступил Джеймс? ИМХО, абсолютно нет. И именно поэтому мне не нравится Гриффиндор. С его установками. В системе ценностей Джеймса правильней было продолжать борьбу за правое дело и не думать о том, что своим участием в борьбе он подвергает опасности жену и сына. Что выбрал бы в аналогичной ситуации Люциус?

Я могу ошибаться, но у меня такое впечатление, что Люц до последнего отсиживался в тени и не лез на рожон не столько из природной осторожности, сколько из сознания своего долга перед семьей (см. ГП7, кста). Может, Люц и к Лорду поступил, потому что так было выгоднее в тот момент ЕГО РОДУ или перспективам продолжения этого рода.

Если уж на то пошло, то стОит вспомнить отношения между Гарри и Драко. Вот она суть противостояние гриф/слиз. Причем нагляднее именно со стороны Гарри. В лице Драко Малфоя Гари ненавидит не столько самого Драко, сколько Слизерин вообще, Люца, Темного Лорда и проч. При этом ненавидит почти иррационально. Спроси Гарри, за что он ненавидит Малфоя, Гарри, несомненно ответит, потому что он кошка… т.е. это, потому что он слизеринец и Малфой или Малфой и слизеринец. А спросите Драко, почему он ненавидит Гарри, и Драко конкретно скажет: он отверг мою дружбу, тем самым меня унизив, из-за него мой отец оказался в тюрьме и проч.

Самое страшное в этом противостоянии то, что запустив в Драко сектумсемпрой Гарри даже убить его НЕ ХОТЕЛ. Драко не был его врагом ЛИЧНЫМ. Нет, Драко был собирательным образом ВРАГА, которого надо сразу же УНИЧТОЖИТЬ, а только потом посмотреть, как его звали. Под соусом ненависти к Драко, Гарри считает возможным хамить Нарциссе, которую видит второй раз в жизни. Она тоже враг по определению. Значит, ей тоже можно вцепиться в горло.

В первой книге Герми радуется, что Малфой заслужил взыскание. А почему, собсна? Т.е. откуда такая радость? Ведь до этого момента Герми и Драко даже не разговаривали между собой. ВООБЩЕ. Однако, враг моего друга мой враг. И Герми ненавидит не только Драко, но Панси, и Миллисенту. Ненавидит еще в первых книгах, когда еще и речи нет не об Inquisitorial Squad, ни об Армии Дамблдора.

«Мы на роли предателей, трусов, иуд в детских играх своих назначали врагов»… Вот и Гарри НАЗНАЧИЛ. И не только Гарри.

А близнецы, запихнувшие Монтегю в vanishing cabinet. Он там, между прочим несколько дней проторчал. Мог и помереть, но близнецов это не волнует. Ибо он – враг. Слизеринец. И все это приправлено полной и абсолютной уверенностью в своей ПРАВОТЕ, никаких моральных колебаний и рефлексии. Гриффам рефлексия ваще не свойственна. Разве что Люпину. Но это особый случай. Возможно, Люпин вырос из гриффиндора. Как и Дамблдор. Ибо какой же Дамблдор гриффиндорец? Раньше, может быть. Т.е. учился он на этом факультете, это да. Но с тех пор много воды утекло. Дамблдор уже давно не руководствуется этой милой песенкой про «жалких котов».


В конце концов, если вернуться к самой идее распределения на факультеты, то родилась она, собсна, из желания Основателей учить того, кто был им симпатичен. И только добрая Хельга учила всех, кто хотел учиться. Возможно, потому что именно желание человека учиться вызывало в ней симпатию.

Во времена Основателей все строилось на личном общении «учитель/ученик». Во-первых, средневековье, вассалы, верность и все такое, а во-вторых, и сами магические семьи группировались на кланы и своих детей приводили учиться к тому, кто учил их самих. Но ученики ведь тоже были люди. Отучившись, скажем, у Хельги, они могли переметнуться к Салазару. Или пойти воевать с Годриком. Да и сами Основатели могли переманивать себе талантливых студентов друг у друга. Понимаете? Во времена Основателей, я больше чем уверена, «факультеты» не были клеймом на всю жизнь. Тогда еще сохранялось подобие свободы выбора. А потом Основатели создали Шляпу. Потому что им, Основателям, не чужда была гордыня. Очень им хотелось увековечить себя. Считали они себя незаменимыми и думали, что без них ученики сами не «распределяться» по способностям.

Однако, Шляпа – это не Основатели. Шляпа – пусть даже волшебная и мыслящая – суть всего лишь инструмент. Ей сказано распределять и она распределяет. Никакого личностного подхода. Все в рамках заложенной Основателями программы. Клеймо в 11 лет. И на всю жизнь.

Дамблдор, помнится, тоже поработал Шляпой. Поставил клеймо на 11-летнего мальчика. И что из этого вышло? (Про Дамблдора, его цели и средства. и про Дамблдоров и диких охотников )


^ Часть 5. ИМХОсная. Или еще раз о добре и зле.


Почитала я тут конкурсных фиков на ЗФ и вновь задумалась на вечную тему… двойных стандартов. Ну, или Добра и Зла, если угодно.

В фиках ПСы часто попадают в плен к аврорам, и в этом случае авроры часто ведут себя как звери. Вчерашние гриффы пытают вчерашних слизов, унижают и т.д. и т.п. Можно, конечно, сказать, что это НЕ канон. И что Мэд-Ай никогда не станет бить связанного Люца ногами или насиловать Беллу. Можно сказать, что Люпин никогда не станет вести допросы с применением пыток… Что? Кто сказал "Джек Шеппард"?

Все-таки такие фики заставляют задуматься. Задуматься над тем, что Ро стыдливо утаивает и замалчивает в каноне правду, которую негоже выставлять напоказ. Гарри запустил в Драко сектумсемпру просто потому что Драко был его врагом. Просто потому что гриффская мораль делит мир на добро и зло. Гарри – это, по-любому добро. И если он убьет злодея... что ж, в мире станет чище.

Хочу, кстати, сразу оговориться, Волдеморт для меня – злодей. Т.е. убийца, совершивший поступок, который НИКОГДА не оправдать в моих глазах: он убил Лили и хотел убить младенца. Этого достаточно. При этом я вовсе не хочу сказать, что Волдеморт глуп или типа того, нет, он просто убийца. Я согласна даже считать его опереточным злодеем, но моим любимым героем ему никогда не стать.

Но при этом, когда Волдеморт совершает злодейства, это воспринимается как-то… нормально. Т.е. это не оправдывает его поступков, но когда убийца совершает убийства, это вполне естественно. Назвался Волдемортом…

Но ведь убийства совершает не только Волдеморт и не только его ПСы. Авроры тоже убивают. И к пленникам они относятся …эээ… без особой нежности. В каноне, господа, в каноне! Вспомним хоть сцену из думосброса, где Каркаров прикован к стулу. Да и жизнь в обществе дементоров тоже нельзя назвать милосердным наказанием. Это даже не исправительное заведение, Азкабан, это, по сути медленная пытка, которую допускает и оправдывает магическое сообщество.

Когда я читала канон, мне до некоторой степени было жалко покусанного Билла (потому что он – самый вменяемый из Уизли), но когда я читала фик про ПСов в плену у авроров, я вполне была согласна, что и Муди способен быть садистом, и Люпин все-таки слабовольный трус.

Потому что, начав писать о войне, Ро вступила на скользкую почву. Как говорили в одном фильме: "Нельзя в белых перчатках унитаз мыть и не запачкаться". Благородные герои революций и войн – это утопия вообще-то и пропагандистская сказка. Конечно, есть люди, которые пытаются и в такой ситуации сохранить свою честь и человеческое достоинство, но вспомним хотя бы Штирлица. Вот уж кто чуть ли не идеал – да что там – идеал разведчика. Но ведь и он убивал. И даже не из самообороны. Да, убивал не идеального человека и многих этим спас и все такое, но его совести от этого не легче.

Так что Гарри, говорящий If Voldemort's building up an army, then I want to fight по молодости лет просто не понимает, во что ввязывается. Гарри, который учит своих сокурсников сражаться, как-то не задумывается, что им, возможно, придется, не только оборонятся, но и нападать первыми.

Почему Ро думает, что устранив Волдеморта Гарри победит? Он никогда не победит, устранив кого-то. Потому что найдутся мстители. У ПСов есть родственники. Конечно, авроры могут перебить всех, но, если нет, то это не победа, это лишь передышка, пока не вырастут дети убитых сторонников Волди и все не начнется с начала.

Почему Джеймс, издеваясь над Снейпом, не думал, что это зло ему отзовется?

Почему Дамблдор показывал Гарри детство Волдеморта, но при этом так и не сказал, почему НИКТО в магическом мире не взял на себя заботу о новорожденном сироте с магическими способностями Томе Риддле?

Почему – если уж вернуться к теме факультетов – Дамблдор ни делом, ни даже словом не поспособствовал тому, чтобы факультеты – если уж их нельзя упразднить совсем – все-таки каким-то образом сдружились. Или хоть попытались понять друг друга. Но нет! Дамблдор своим явным фаворитизмом в отношении гриффов лишь разжигал рознь. И вчерашние ученики, научившиеся ненавидеть друг друга еще в стенах школы, после окончания встречались на узких улочках, готовые биться насмерть и уничтожать друг друга.

Вы скажете, одни злые, ибо за Лорда, а другие – добрые, потому что против него. Но ведь Лорд – это фикция. Временное явление. Не Лорд начал эту вражду. И даже – не побоюсь этого слова – не Салазар Слизерин. И с падением Лорда эта вражда не закончится. Потому что снова будет первое сентября и снова старая Шляпа произведет отбор, селекцию, отделит зерна от плевел и отправит одних к проигравшим и презираемым неудачникам на Слизерин, а других – в стан пожинающих плоды победителей, на Гриффиндор.

Так вот, сколько лет понадобится на то, чтобы появился новый Лорд, а?

Похожие:

Факультеты Хога. Характеристики iconФакультеты Хога. Характеристики
«сортировки студентов» я только утвердилась. Однако в том эссе я не задалась вопросом (или почти не задалась), а по какому принципу...
Факультеты Хога. Характеристики iconНаціональний технічний університет України
Вихідні дані до роботи геометричні характеристики головного обтікача, розрахункові умови, аеродинамічні характеристики
Факультеты Хога. Характеристики iconЛинейные технико-эксплуатационные характеристики судна
В зависимости от решаемых задач в качестве данной характеристики при расчётах могут использоваться
Факультеты Хога. Характеристики iconПриложение: Технические характеристики полувагона модели 12-9046 Технические характеристики

Факультеты Хога. Характеристики iconМестоположение: несколько корпусов (м. Кропоткинская) Крутость
Факультеты: лингвистической направленности (duh!), а также реклама, педагогика, международные отношения и др
Факультеты Хога. Характеристики iconЖолубов Олексій Сергійович Продавец-консультант (ІT), полная занятость, неполная занятость
Проводить консультации по товару розничным покупателям по следующим направлениям:- основные потребительские характеристики товаров;-...
Факультеты Хога. Характеристики icon1. Коммуникативная компетентность. Пути повышения коммуникативной компетентности
Коммуникативная компетентность есть система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации. Компетентность...
Факультеты Хога. Характеристики iconПримечание: к участию в фестивале допускаются факультеты, представившие заявки в данной форме. Заявки подаются
Состав оргкомитета факультета по подготовке конкурсной программы: председатель
Факультеты Хога. Характеристики iconМестоположение: Проще найти Атлантиду в Бермудском треугольнике. Корпуса вышки разбросаны по Москве (читай — крестражи) Крутость
Факультеты: практически любые: от собственно экономики до информатики или даже права
Факультеты Хога. Характеристики iconПримечание: к участию в фестивале допускаются факультеты, представившие заявки в данной форме. Заявки подаются до 1 марта 2012 года
Состав оргкомитета факультета по подготовке конкурсной программы: председатель
Факультеты Хога. Характеристики iconСостав основного оборудования и его технические характеристики 4
Тмн-6300/110-80У1, тм-40/10 У1, тфнд-110, нкф-110-ii-у1, элегазовые выключатели вгт-110II*-40/2500 eго технические характеристики...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы