Гравюра часть I гравюра для высокой печати Глава Продольная гравюра на дереве 5 Глава Торцовая гравюра на дереве 15 Глава Линогравюра 22 Глава Металлография 24 Глава Цвет в гравюре для высокой печати 26 I в г 31 ф п icon

Гравюра часть I гравюра для высокой печати Глава Продольная гравюра на дереве 5 Глава Торцовая гравюра на дереве 15 Глава Линогравюра 22 Глава Металлография 24 Глава Цвет в гравюре для высокой печати 26 I в г 31 ф п


Скачать 118.09 Kb.
НазваниеГравюра часть I гравюра для высокой печати Глава Продольная гравюра на дереве 5 Глава Торцовая гравюра на дереве 15 Глава Линогравюра 22 Глава Металлография 24 Глава Цвет в гравюре для высокой печати 26 I в г 31 ф п
страница1/3
Размер118.09 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3













С.В.Миклашевич

ГРАВЮРА

Часть I

Гравюра для высокой печати

Глава 1. Продольная гравюра на дереве

5

Глава 2. Торцовая гравюра на дереве 15

Глава 3. Линогравюра

22 Глава 4. Металлография

24 Глава 5. Цвет в гравюре для высокой печати


26 i в г 31

Ф п

ИИ 10
Глава 6. Смешанная техника в гравюре для высокой печати

см




_ МОСКВА

.fiwiain iM уулдж.^1^", 1999 г.



Французский мастер.

Св. Георгий.

^ Металлография. Пунсонная гравюра.

Около 1460-1470.

ПРЕДИСЛОВИЕ

равюра (от французского слова «graves» - вырезать) — понятие широкое и неоднозначное. В этом виде графики рисунок сначала вырезается или вытрав­ляется на том или ином материале, а затем покрывается краской и стиски­вается с формы на бумагу. Гравюра может быть высокой, глубокой и плоской. К высокой гравюре относят продольную и торцовую ксилографию (гравюра на дереве, название происходит от греческих слов «ксюлон» - дерево и «графо» -пишу, рисую), линогравюру и металлографию, а также гравюру на фанере и картоне. В них краска наносится на выпуклый рельеф при помощи валика или тампона. К глубокой гравюре относят формы, вырезанные или вытравленные на металле. В них краска наносится в углубления штрихов и счищается с рель­ефа. К плоской гравюре относят литографию на камне или металле. В ней фрагменты, принимающие краску, лежат в одной плоскости с фрагментами отталкивающими, а печать основана на химическом принципе.

Словом «гравюра» обозначают и саму форму, и оттиск на бумаге, сделан­ный с этой формы. Гравюру также принято разделять на репродукционную и авторскую (творческую). Репродукционную гравюру по рисунку или картине художника вырезает мастер-резчик. Авторскую же гравюру создает по сво­ему эскизу сам художник.

Гравюра - искусство демократичное, она рассчитана, как правило, на большой тираж: высококачественных оттисков. В результате печати с фор­мы получаются равноценные оттиски, каждый из которых подлинник, хотя и не уникальный, а размноженный. Каждый передает все особенности рабо­ты художника. Подлинником следует считать не только авторский или под­писанный автором оттиск (эстамп), но и машинный оттиск с доски, награ­вированный художником (например, гравюра в книге). В XX веке авторская гравюра стала сигнатурной, то есть наряду с подписью художника ставит­ся порядковый номер оттиска и цифра общего количества оттисков тиража данной гравюры (например, 1/100).

Гравюра прочно вошла в историю искусства, тесно переплетясь с книго­печатанием, и следовательно, заняла свое место в истории цивилизации. Гро­мадны были в свое время и ее заслуги в деле популяризации произведений жи­вописи и рисунка. В настоящее время гравюра как самостоятельный вид ис­кусства занимает одно из первых мест среди графических искусств.

Гравюра - искусство печатное, поэтому ее создание немыслимо без бума­ги, красок и печатных станков различной конструкции, хотя авторские от­тиски и печатаются, как правило, вручную. Каждый вид гравюры требует специфических инструментов (ножи, резцы, стамески, штихели и т.д.), а также материалов для форм (дерево, линолеум, металл, камень).

Мы рассмотрим не только черно-белый вариант гравюры, но и цветной, а также различные варианты смешанных техник. Хотя наш рассказ начина­ется с описания продольной и торцовой ксилографии, граверу-новичку следу­ет сначала освоить технику резьбы по линолеуму, поскольку она наиболее лег­кая.

В I части издания мы говорим о гравюре для высокой печати: продольной и торцовой гравюре на дереве, о гравюре на фанере и картоне, линогравюре и металлографии. Во II части рассмотрим гравюру для глубокой печати (офорт, резцовую гравюру, меццотинто и сухую иглу).

В III части издания речь пойдет о плоской печати - литографии на кам­не и металле. О гравюре на дереве и линолеуме, об офорте и литографии в разные годы в России выходили в свет книги и очерки, в том числе:

И.Павлов и М.Маторин. «Гравирование на дереве и линолеуме», «Искус­ство, 1934.

В. Фаворский. «Рассказы художника-гравера», «Детская литература», J965.

А.Жуков и Е.Третьякова. «Гравюра на дереве», «Искусство», 1977.

В.Звонцов и В.Шистко. «Офорт», «Искусство», 1972.

П.Суворов. «Искусстволитографии», «Искусство», 4-е издание, 1964.

В предлагаемой работе делается попытка дать краткий обзор-пособие для начинающих художников-граверов, с тем чтобы ввести их в разнообраз­ный мир гравюры. Этот очерк рассматривает предмет гравюры в совокупно­сти, а не по отдельным темам, как в других изданиях. Такой подход должен сориентировать начинающего гравера и помочь ему найти «свою» технику в разнообразии гравюры. В композицию глав входят краткий рассказ об исто­рии той или иной техники гравюры, о художниках и резчиках. Подробно рас­сматриваются материалы и инструменты для гравюры, а также способы гравирования и печати черно-белых и цветных гравюр.

Хокусай.

Волны у побережья Канагаеа. Цветная обрезная ксилография. Около 1830.



^ Глава 1. ПРОДОЛЬНАЯ ГРАВЮРА НА ДЕРЕВЕ

Ж. равюра на продольной доске появилась в Китае в VI веке н.э. Сам прин­цип печати - получение множества оттисков с одной формы - был известен еще в древних цивилизациях. Археологами найдены выпуклые штампы-пе­чати, которые изготавливались из различных материалов (яшмы, слоновой кости, агата, дерева и т.д.). Их находили и в Китае, и в Индии, и в Бахрейне, и в Египте, многим из них 4 - 5 тысяч лет. В более позднюю эпоху на дереве вырезали формы - клише для набивных тканей. Метод гравирования клише для набоек идентичен технике гравирования клише для гравюры, да и спо­собы печати близки. Набивные ткани были любимы во многих странах древ­него мира. Так что техника резьбы на продольных досках существовала из­древле, не хватало лишь дешевого и хорошо принимающего краску матери­ала - бумаги. К V веку в Китае появилась бумага в сегодняшнем ее виде.

Первая известная нам гравюра, напечатанная в Китае, относится к 868 году н.э. В Эрмитаже хранятся две китайские гравюры XII века: «Четыре красавицы древности» мастера Цзы и «Полководец Гуань Юй» мастера Сюя. Обе отличаются изяществом линейного рисунка и тонкостью резьбы.

На Дальнем Востоке имели хождение вплоть до XIX века гравирован­ные на продольной доске книги - ксилографы. Рисунок и текст для ксило-










Немецкий мастер.

Св.Христофор.

^ Обрезная ксилография. 1423.

Французский мастер. Коронование Богоматери. Обрезная ксилография. Около 1410.



графов резали вместе на доске в зеркальном изображении и печатали на одной стороне длинного листа бумаги, с последующей фальцовкой «гар­мошкой». Цветная гравюра в Китае появилась в конце XVI - начале XVII ве­ка, видимо, одновременно появился и няньхуа (китайский лубок, который раскрашивался от руки кистью}. Эстафету китайской ксилографии приня­ла Япония. Уже в черно-белых гравюрах Моронобу, появились черты, поз­же создавшие неповторимость стиля японской гравюры. После длитель­ного развития, завершившегося в начале XIX века блестящим расцветом гравюры укиё-э, японская гравюра постепенно клонилась к упадку.

Виднейшим мастером позднего укие-э был Хокусай. С него началось европейское открытие искусства Японии. Несколько позднее гравюра на дереве появляется в арабском мире. Книги на арабском языке были най­дены в Египте, их датируют X - XIV веками. Так же как и в Китае, техника гравирования на дереве издревле была известна арабским мастерам на­бивных тканей. Широко известны коптские ткани, которые выделывались христианским населением Египта - коптами в IV - VI веках н.э.

С появлением в Европе бумажного производства возникает и деревян­ная гравюра на продольной доске, вероятно, в конце XIV века. Так же как и на Востоке, гравюра Западной Европы имела предшествующий опыт резь­бы продольных досок для набоек на тканях. Известные нам образцы евро­пейской набойки относятся к XII веку. Доска для набойки из собрания Про-та с изображением «Распятия» принадлежит резцу французского мастера.



В.Корень.

Изгнание из рая.

^ Раскрашенная обрезная ксилография.

1692-1696.

По манере гравирования она не отличается от ранних европейских гравюр. К XV веку продольная деревянная гравюра становится самостоятельным видом искусства для массовой печати.

Первые европейские гравюры, изображавшие различные религиоз­ные сюжеты, строились на обобщенных контурах,без объемной модели­ровки формы. К французской традиции относят гравюры с плавными ли­ниями и мягкими, округлыми складками одежд, например, «Коронование Богоматери». А гравюры с прямолинейными, сухими штрихами и с ост­рыми, крюкообразными складками, например, «Святой Христофор» - к немецкой традиции.

Гравюры применялись в качестве иллюстраций в рукописных книгах-кодексах, они подкрашивались от руки водяными красками. Позже появи­лись ксилографические книги - европейские ксилографы, специалисты называли их блочными книгами. В них текст и изображение резались на одной доске вместе и печатались на двух смежных страницах, а потом складывались пополам, чистой стороной внутрь и прошивались по сво­бодному краю. Когда Гутенберг изобрел печатный станок, стали печатать на обеих сторонах листа, с дальнейшей брошюровкой в тетради. К блоч­ным книгам относятся такие шедевры книжного искусства, как «История евангелиста Иоанна и Апокалипсис» - старейшая нидерландская блочная книга, «Искусство умирать», «Зерцало человеческого спасения», «Библия бедных» и другие. Гравюры в этих изданиях отличаются изысканным мас­терством.

Первая типографская книга в Европе, «Драгоценный камень» Ульриха Бонера, вышла в Бамбурге в 1461 году в типографии Альбрехта Пристера. Иллюстрации первых типографских книг были более примитивны, чем гра­вюры в блочных книгах, поскольку их рисовали и резали зачастую сами ти­пографы. Но одна книга является исключением. Это «Путешествие в Свя­тую землю» Брейденбаха, награвированная по интересным рисункам ху­дожника Эрхарта Ревиха. Он специально совершил путешествие в Иеруса­лим для зарисовок святых мест.

Ксилография для книги интенсивно развивалась. В конце XV века в со­здании иллюстраций принимали участие крупные художники той поры. В гравюре стала появляться трехмерность изображения, выраженная моде­лирующей штриховкой. Гравюра на дереве удивительно приспособлена к типографскому производству, поскольку имеет ту же природу, что и шрифт {ксилография и литеры шрифта являются выпуклыми штриховыми изобра­жениями одинаковой высоты и могут печататься в один красочный про­гон). Это свойство гравюры на дереве дало возможность использовать ее в книгопечатании до наших дней.

Параллельно с иллюстративной ксилографией в начале XVI века входят в моду гравюры на отдельных листах. В эстампной гравюре на продольной доске работали великие художники Северного Возрождения: Альбрехт Дюрер, Лукас Кранах Старший, Ганс Гольбейн Младший, Лука ван Лейден и другие. В практике деревянной гравюры в это время бытовало разделе­ние труда: художник-рисовальщик наносил рисунок на доску, а резал ее

9

мастер-резчик. На протяжении XVI века приоритет отдавался резцовой гравюре на меди, а с XVII века в моду вошел офорт - травленая гравюра для глубокой печати.

В России продольная гравюра на дереве появилась в середине XVI ве­ка. При Иване Грозном в Москве устраивается первая типография для пе­чатания книг под руководством И.Федорова. Для украшения книг резались гравюры высокого художественного и технического достоинства. В книге «Апостол» в качестве фронтисписа помещена прекрасная гравюра с изо­бражением апостола Луки. В 1615 году в Москве был образован Печатный двор. На протяжении XVII века установились тесные связи московских пе­чатников с украинскими и белорусскими коллегами, тип изданий которых был более светским и близким к западной традиции. Это влияние способ­ствовало возникновению в конце века новой области в гравюре - народ­ных картинок- искусства простонародья, совершенно отличного от старой московской гравюры. Предтечей русского лубка стал Василий Корень -выходец из Белоруссии. Он награвировал в 1695 -1696 годах «Книгу Бытия и Апокалипсис». Прямой путь от этих гравюр ведет к лубку - яркому явле­нию XVIII - начала XIX века. Лубок был резко оппозиционен официальному академическому искусству. Он ориентировался на вкусы простонародья: был сюжетно занимателен и ярок. По черно-белому оттиску гравюру рас­крашивали от руки яркими водяными красками. Примером может служить чудесный лубок «Охота на медведя». В начале XIX века продольная гравю­ра в России, также как и на Западе, приходит в упадок. Возрождение этой техники произошло в 90-е годы XIX века в Англии. Инициатором был Уиль­ям Моррис - писатель, художник и общественный деятель. Кроме него, в Англии работали в этой технике Никольсон, Крэг и Бренгвин. Во Франции продольной гравюрой увлекались Гоген, Бернар, Валлотон, Вламинк... В Германии в 20-х годах XX века в этой технике работали Кольвиц, Кирхнер, Геккель, Нольде, Барлах и другие мастера. В это же время в России грави­ровали на продольных досках Истомин, Лебедев, Усачев, Масютин, Купри­янов, Кравченко...

В 1968 году московский художник Илларион Голицын создал серию про­дольных гравюр на липовых досках «Времена года». В этих и последующих работах, выполненных в светлой тональности очень сложным и тонально разнообразным штрихом, проявились новые качества этой техники.

Для работы в продольной ксилографии необходимо дерево, способное дать штрих, устойчивый в процессе печатания. Старые мастера использо­вали древесину самшита кавказского, кипариса, груши, вишни и яблони. Мастера русского лубка применяли древесину липы, очень мягкую, но ре­зали грубым широким штрихом. Современные граверы иногда применяют древесину хвойных пород (ель, сосна, кедр), ценя их слоистую фактуру, ко­торая при печати обогащает изображение. Сухие куски ствола дерева рас­пиливаются вдоль направления волокон на доске высотой 25 мм. Сущест­вует два способа распила - параллельный, когда от куска ствола отпилива­ют доски параллельно одна другой, и распил по периметру, когда с пяти сторон куска ствола отпиливают доски по кругу, слой за слоем (рис. 1).

10

После распила куска ствола на доски их ставят на ребро для просушки в сухом месте, затемненном и без сквозняков, и выдерживают 2 недели. За­тем гладко обстругивают фуганком - высота готовой доски должна быть 23 мм. Для гравюр большого формата доски склеивают друг с другом вдоль волокон. Если склеенная доска будет печататься на печатной машине, ее надо укрепить шпонками, которые врезают с тыльной стороны склеенной доски вровень с поверхностью. Потом доски грунтуют составом из порош­ка цинковых белил (25 г), белка 1 яйца и квасцов {8 г). Этим составом про­тирают доску и шлифуют пемзой или шкуркой.

Перевод рисунка делается на кальке, на которой жирным карандашом или литографской тушью рисуется изображение. Затем калька накладыва­ется на доску рисунком вниз и притирается косточкой. После того, как изо­бражение переведено на доску, его следует прорисовать тушью. В класси­ческой европейской гравюре художник рисовал прямо на грунтованной доске пером или кистью. В японской гравюре укиё-э переводной лист ри­совали на тонкой прозрачной бумаге, наклеивали лицевой стороной на до­ску и срезали вместе с деревом. Фаворский ввел в практику гравюры ме­тод гравирования по тонированной доске. Это делается так. Разводится бензином на стекле немного типографской краски и ватным тампоном на­носится на обведенный тушью рисунок. Изображение должно слегка про­свечивать сквозь темно-серый тон типографской краски. Этот метод дает контраст белого и черного, наглядно показывает соотношения между ни­ми. Когда перевод рисунка закончен и доска затемнена, можно приступать к резьбе. Для этого необходимо иметь несколько видов ножей и стамесок. Основным гравировальным инструментом в продольной гравюре является прямой нож с двухсторонней заточкой и острым концом (рис. 2). В совре­менной продольной гравюре используются, кроме ножей, полукруглые и угловые стамески, применяемые в линогравюре (рис. 3). Они имеют длину 8 - 10 см и бывают прямыми и изогнутыми. Ручки для этих стамесок ис­пользуют грибовидной формы. Стамеска затачивается с внешней сторо­ны. Заточка инструмента очень важный аспект работы гравера. Для заточ­ки ножей и стамесок используют два вида брусков: более грубый на на­чальной стадии и более мелкий на окончательной стадии заточки. Хорошо зарекомендовали себя масляные бруски типа «индия». Для окончательной заточки применяют бруски типа «арканзас» и «эльштейн». Нож или стаме­ску как можно плотнее прижимают к бруску и водят вперед и назад перпен­дикулярно лезвию. Заточив одну сторону ножа или стамески, так же затачи­вают другую. Бруски смазывают машинным маслом, которое по окончании заточки смывается бензином. Окончательная наводка ножа или стамески производится на мелкой наждачной бумаге.

Для удобства резьбы гравюры используют кожаную или холщовую по­душку, набитую песком. Она обеспечивает устойчивое положение доски в любом наклоне и позволяет легко поворачивать доски при резьбе округлых линий. Изготавливают ее так: вырезают два одинаковых круга из кожи или плотного холста и прошивают по периметру, оставляя отверстие 3 - 4 см. Через это отверстие чехол подушки выворачивают наизнанку и засыпают

11







мелким, просеянным песком. После чего отверстие зашивают и придают подушке плоскую форму.

Для мелкой работы в гравюре используют двухсторонней выпуклости лупу на штативе и колбу с раствором медного купороса, которая закрепля­ется в специальной подставке. Раствор для колбы готовят из дистиллиро­ванной воды (2 л), медного купороса (100 г) и азотной кислоты (50 г). Кол­ба закрывается плотно притертой пробкой. Колба фокусирует лучи от лам­пы и на доску падает зеленовато-голубой свет, предохраняющий глаза гравера от излишнего напряжения (рис. 4).

Имея резцы, доски, подушку, колбу с лампой и лупу, можно присту­пать к гравировке. Для приобретения навыков резьбы надо выполнить несколько упражнений на небольшой доске. Следует помнить, что язык продольной ксилографии ориентирован на черный штрих, все изобра­жение строится как бы из черных штрихов, окруженных белым. В про­цессе гравирования каждый штрих рисунка обрезают ножом с двух сто­рон, сам же штрих остается нетронутым. Отсюда происходит второе название продольной гравюры - обрезная. Чтобы получить вокруг об­резанного с двух сторон черного штриха белый цвет, нужно подрезать параллельно черному штриху линию под небольшим углом к плоскости доски. Проделав эту операцию с другой стороны черного штриха, мы получаем черный штрих в окружении белого. Таким образом, чтобы по­лучить 1 черный штрих, нужно сделать 4 надреза ножом. Нож держат, как ручку, тремя пальцами. При надрезе нож движется слева направо, затем доску поворачивают на 90 градусов и движением сверху вниз (к себе) подрезают штрих и вынимают стружку. Весьма осторожно надо резать закругленные линии, держа нож и поворачивая ему навстречу доску. Это упражнение следует повторять до тех пор, пока прямые и за­кругленные линии не будут получаться легко.

Печать - заключительный и важный этап создания гравюры. Для пе­чатания нужны валики для закатки краски. Можно использовать вальц-массовые (желатиновые), резиновые фотовалики и кожаные валики. Необходимо иметь для раскатки краски литографский камень или кусок стекла, в крайнем случае можно использовать кусок шлифованного ли­нолеума. Для черно-белых гравюр применяются типографская краска (если она густая, ее разводят олифой). Для ручной печати необходима так называемая притирка (косточка или простая ложка). Для печати нужна хорошо принимающая краску бумага, она может быть разной толщины и фактуры. Для того чтобы притирка хорошо скользила по об­ратной стороне оттиска и не повредила его, используют прокладку (протертый воском лист бумаги).

Имея все необходимое для ручной печати, можно сделать пробный от­тиск с нашей формы. Раскатайте валиком краску на литографском камне ровным тонким слоем, а затем нанесите на доску. Положив лист бумаги, притрите оттиск к доске притиркой через прокладку. В процессе печати нужно контролировать равномерность печати. Если есть непропечатки, на этом месте подкатывают краску и притирают снова. Если есть необходи-

13

мость - догравируйте доску и повторите пробную печать. Когда пробный оттиск удовлетворит вас, можно печатать тираж.

Для печати гравюры на позолотном прессе или гравюрном станке ис­пользуют доску для печати (рис. 5,6), которую можно изготовить из чер­тежной доски и двух уголков, вырезанных из линолеума.

Гравюра на фанере - техника, близкая к обрезной ксилографии: все инструменты, приемы печати используются те же. Кроме традиционно­го способа печати, гравюру на фанере можно печатать и на офортном станке. Для этого награвированную доску закатывают краской и кладут на талер офортного станка. Накрывают листом печатной бумаги с боль­шими полями, а сверху кладут лист картона и прокатывают под неболь­шим давлением. Если в некоторых местах оттиск будет непропечатан, то на обратную сторону фанеры наклеивают слоями тонкую бумагу (при­правка печати). Безусловно, эта техника гравюры имеет свое лицо. Строение слоев различных пород древесины дает различные фактуры при печати. Этот вид гравюры появился в 50-е годы XX века. Его попу­лярность связана с увлечением художников декоративно-фактурными решениями листов. Фанера дает возможность резать гравюры большо­го формата с применением крупных пятен. Именно в пятне в полной ме­ре проявляется особенность этого материала - слоистая фактура. Но и штрих, черный и белый, широко используется в этой технике. Чем боль­ше плоскость фанерной доски, тем более должна быть выражена факту­ра древесины. Фанера значительно дешевле доски, ее можно использо­вать для резьбы с двух сторон. На ней легче резать, поскольку приходит­ся снимать только 1 мм верхнего слоя фанеры, который легко отделяет­ся от нижнего. Кроме всех этих достоинств, фанера обладает еще одним важным свойством - она не дает усадки и трещин. Современные мастера всего мира широко используют этот материал.

Гравюра на картоне также близка продольной гравюре на дереве. На картоне можно работать только большими фактурными пятнами, что при­дает этой технике живописные качества. Для гравюры на картоне лучше всего использовать твердый картон с гладкой поверхностью (оргалит) и с толщиной 3 - 5 мм. Для резьбы на картоне используют ножи для обрезной ксилографии. Особенность гравирования по картону заключается в том, что его можно косо срезать или срывать слоями на разную глубину. При пе­чати форма довольно быстро забивается краской, Чтобы избежать этого, необходимо после каждого оттиска смывать доску бензином. Для большей прочности форму можно покрыть нитролаком или нитроклеем. Печатать картонное клише можно вручную при помощи притирки, а также на печат­ных станках. Для печати на станках необходима папка для печати, которую легко изготовить из двух кусков фанеры и рояльной петли. При помощи шурупов рояльная петля крепится к кускам фанеры. В этой технике оттис­ки получаются разной насыщенности и сделать два одинаковых отпечатка невозможно, их качество невысоко, а выбрать из тиража удовлетворитель­ный оттиск довольно трудно. Однако, несмотря на все недостатки, эта тех­ника имеет свое оригинальное лицо - ее не спутаешь ни с какой другой.

  1   2   3

Похожие:

Гравюра часть I гравюра для высокой печати Глава Продольная гравюра на дереве 5 Глава Торцовая гравюра на дереве 15 Глава Линогравюра 22 Глава Металлография 24 Глава Цвет в гравюре для высокой печати 26 I в г 31 ф п iconГравюра часть I гравюра для высокой печати Глава Продольная гравюра на дереве 5 Глава Торцовая гравюра на дереве 15 Глава Линогравюра 22 Глава Металлография 24 Глава Цвет в гравюре для высокой печати 26 I в г 31 ф п
В них краска наносится в углубления штрихов и счищается с рель­ефа. К плоской гравюре относят литографию на камне или металле. В...
Гравюра часть I гравюра для высокой печати Глава Продольная гравюра на дереве 5 Глава Торцовая гравюра на дереве 15 Глава Линогравюра 22 Глава Металлография 24 Глава Цвет в гравюре для высокой печати 26 I в г 31 ф п iconСияние скверны
Пролог 2, Глава 1 2, Глава 2 7, Глава 3 22, Глава 4 38, Глава 5 45, Глава 6 67, Глава 7 81, Глава 8 103, Глава 9 119, Глава 10 –...
Гравюра часть I гравюра для высокой печати Глава Продольная гравюра на дереве 5 Глава Торцовая гравюра на дереве 15 Глава Линогравюра 22 Глава Металлография 24 Глава Цвет в гравюре для высокой печати 26 I в г 31 ф п iconБлагодарности Предисловие Глава первая Глава вторая Глава третья Глава четвертая Глава пятая Глава шестая Глава седьмая Заключение Примечания литература
Рекомендовано в качестве учебного пособия для дополнительного образования Министерством образования Российской Федерации
Гравюра часть I гравюра для высокой печати Глава Продольная гравюра на дереве 5 Глава Торцовая гравюра на дереве 15 Глава Линогравюра 22 Глава Металлография 24 Глава Цвет в гравюре для высокой печати 26 I в г 31 ф п iconСодержание Глава 1 Глава 2 Глава 3 Глава 4 Глава 5 Глава 6 Глава 7 Эпилог Глава 1
И ведь прекрасно понимаю, что ничего страшного в ней прятаться не может. Чертей, демонов и прочей нечисти не существует, это знают...
Гравюра часть I гравюра для высокой печати Глава Продольная гравюра на дереве 5 Глава Торцовая гравюра на дереве 15 Глава Линогравюра 22 Глава Металлография 24 Глава Цвет в гравюре для высокой печати 26 I в г 31 ф п iconПсихологическая энциклопедия психология человека
Реан А. А. Часть I: глава 14; в частях IV, V, VIII: глава Реан А. А., Петанова Е. И. Часть V: глава Розум С. И. В частях II, IV-VIII:...
Гравюра часть I гравюра для высокой печати Глава Продольная гравюра на дереве 5 Глава Торцовая гравюра на дереве 15 Глава Линогравюра 22 Глава Металлография 24 Глава Цвет в гравюре для высокой печати 26 I в г 31 ф п iconХофманн Альберт лсд мой трудный ребенок
Химические модификации лсд глава Использование лсд в психиатрии Глава От лекарства к наркотику Глава Мексиканские родственники лсд...
Гравюра часть I гравюра для высокой печати Глава Продольная гравюра на дереве 5 Глава Торцовая гравюра на дереве 15 Глава Линогравюра 22 Глава Металлография 24 Глава Цвет в гравюре для высокой печати 26 I в г 31 ф п iconПравила бега гордона пири 7 глава первая введение 8 глава вторая причины спортивных неудач 17 глава третья травмы, техника, обувь 27 глава четвертая тренировка 43

Гравюра часть I гравюра для высокой печати Глава Продольная гравюра на дереве 5 Глава Торцовая гравюра на дереве 15 Глава Линогравюра 22 Глава Металлография 24 Глава Цвет в гравюре для высокой печати 26 I в г 31 ф п iconПредисловие Роберта Орнштейиа Глава Проснитесь в своих снах! Глава Истоки и история осознанного сновидения Глава Новый мир осознанных сновидений Глава исследование
Пер с англ. — К.: «София», Ltd, M.: Из-во Трансперсонального Института. 1996. — 288 с
Гравюра часть I гравюра для высокой печати Глава Продольная гравюра на дереве 5 Глава Торцовая гравюра на дереве 15 Глава Линогравюра 22 Глава Металлография 24 Глава Цвет в гравюре для высокой печати 26 I в г 31 ф п iconПредисловие Роберта Орнштейиа Глава Проснитесь в своих снах! Глава Истоки и история осознанного сновидения Глава Новый мир осознанных сновидений Глава исследование
Пер с англ. — К.: «София», Ltd, M.: Из-во Трансперсонального Института. 1996. — 288 с
Гравюра часть I гравюра для высокой печати Глава Продольная гравюра на дереве 5 Глава Торцовая гравюра на дереве 15 Глава Линогравюра 22 Глава Металлография 24 Глава Цвет в гравюре для высокой печати 26 I в г 31 ф п iconУтверждаю утверждаю утверждаю глава Глава мо "Пычасское" Глава мо «Горнякское»
Утверждаю утверждаю утверждаю глава Глава мо "Пычасское" Глава мо «Горнякское» Начальник сектора по фкиС
Гравюра часть I гравюра для высокой печати Глава Продольная гравюра на дереве 5 Глава Торцовая гравюра на дереве 15 Глава Линогравюра 22 Глава Металлография 24 Глава Цвет в гравюре для высокой печати 26 I в г 31 ф п iconФилософия науки Глава Вселенная, звезды, планеты Глава Земля Глава Эволюция
Объективность и субъективность окружающего мира; модели первого и второго уровня; мир Платона-Роршаха; модель круга; эксперимент...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы