Гусаров Павел мо-102 Философская антропология основные идеи и направления icon

Гусаров Павел мо-102 Философская антропология основные идеи и направления


НазваниеГусаров Павел мо-102 Философская антропология основные идеи и направления
Размер7.97 Kb.
ТипДокументы

Гусаров Павел МО-102

Философская антропология – основные идеи и направления


Само понятие «философская антропология» в широком смысле этого слова обозначает философское учение о природе, сущности и предназначении человека, объединяющее целый ряд «антропологических школ» и течений и возникающее, в основном, в периоды кризисов культуры.
Антропологию в основе своей отличает то, что кроме общепринятых в философии терминов таких как “бытие”, “сущность”, “сознание” в ней фигурируют такие понятия как “личность”, “индивид”. То есть предметом изучения антропологии является непосредственно человек. Очевидно, что, ставя перед собой проблему человека, антропология находит свое отражение во многих других науках, однако предметом изучения именно онтологии являются проблемы духовности человека, специфики его природы и смысла жизни.

Основоположником философской антропологии является Макс Шелер. Он писал: "Вопросы: "Что есть человек и каково его положение в бытии?" - занимали меня с момента пробуждения моего философского сознания и казались более существенными и центральными, чем любой другой философский вопрос". Изначально, Шелер выстраивал антропологию как учение о ценностях. Рассматривал он их как независимые от желаний и стремлений человека “предметные миры”. На основе ценностей он построил свою типологию личностей. Кроме того, Шелер утверждал, что человек “вещь столь обширная”, что все попытки его определения неудачны, но проблему человека он называл главной проблемой философии.

Труды Шелера оказали влияние на философию Арнольда Гелена, который, развив тему трудов Шелера, основывал свое учения на биологическом начале человека, находя его сущность в жизненном начале. Согласно учению Гелена человек – это животное, но животное особенное, которое в силу своего биологического и социального значение способно создавать необычайные творения, которые и отличают его от животных, тогда как Шелер считал человека не сколько биологическим существом, столько, главным образом, духовным . Именно из-за этого отличия человек отчуждается от своих творения, вечно недоволен ими, поскольку ощущает по причине своего отличия некую ущербность. Таким образом он считает, что человек буквально приговорен к творческой активности своим ощущением неполноценности.

Однако, большинство философов того времени были склонны рассматривать человека не с точки зрения его сущности, а с точки зрения его проявлений. Именно по этой причине появилось функциональное направление философии, ярким представителем которого был Эрнест Кассирер. Он утверждал, что по причине того, что сущность человека непознаваема, то понять его можно только через те поступки, которые человек выполняет, то есть отличие человека от животного есть труд. Этим самым трудом может быть что угодно: язык, наука, искусство, религия. Все это Кассирер называет символической частью Вселенной, и говорит о том, что человек настолько пронизан этими символами, что не может видеть себя иначе, кроме как в сети этих символов. Однако, по его мнению, именно наличие этих символов и отличает человека от животного.

Однако, несмотря на разность в этих течениях у них есть один общий вопрос, являющийся первоочередным: “что есть человек?”. Кроме того, оба течения являются не просто суммой философского и научного знаний о человеке, а являются попыткой самоосознания, попыткой понять суть самого себя человеком. Кроме того оба течения сходятся в том, что традиционный способ определения человека недостаточен и требует расширения границ познания, иных, более широких и всеобъемлющих методов и иного определения человеческой сущности.

К тому же, представители обоих направлений сходятся в том, что история антропологии не может быть представлена как цепь непрерывного развития идей, понятий и определений. Э. Кассирер говорит: “Антропологическая философия имеет совсем другую природу. В стремлении понять ее реальную значимость мы должны прибегнуть... к драматической манере повествования, ибо здесь перед нами не мирное развитие идей и теорий, но столкновение борющихся сил. История антропологической философии полна глубочайших человеческих страстей и эмоций. Эта философия касается не только теоретических проблем, сколь угодно широких – здесь вся человеческая судьба в ожидании последнего суда”. Но однозначного ответа на вопрос, каким именно образом необходимо представлять антропологию , не дает ни один философ.

Похожие:

Гусаров Павел мо-102 Философская антропология основные идеи и направления iconГусаров Павел мо-102 Философская антропология основные идеи и направления
Само понятие «философская антропология» в широком смысле этого слова обозначает философское учение о природе, сущности и предназначении...
Гусаров Павел мо-102 Философская антропология основные идеи и направления iconФилософская антропология
История проблемы человека в философии и актуальность ее изучения в современном мире
Гусаров Павел мо-102 Философская антропология основные идеи и направления iconЛитературные направления
Теория рационализма как философская основа классицизма. Культ разума в искусстве
Гусаров Павел мо-102 Философская антропология основные идеи и направления icon► Рiнa: ► павел павел павел
Наступил 5 день. Честные граждане проснулись. Не дадим мафии прибрать к рукам наш город!
Гусаров Павел мо-102 Философская антропология основные идеи и направления iconУтверждено на заседании кафедры 20 г. Протокол № Зав кафедрой философская антропология
Изучение современным человеком философской антропологии важно и актуально, поскольку позволяет прояснить целый ряд вечных философских...
Гусаров Павел мо-102 Философская антропология основные идеи и направления iconФилософская онтология. Виды онтологии мифологическая, религиозная, философская, научная и экзистенциально-личностная

Гусаров Павел мо-102 Философская антропология основные идеи и направления iconОсновные концепции социальной педагогики
Каковы основные направления по формированию толерантных отношений в молодежной среде?
Гусаров Павел мо-102 Философская антропология основные идеи и направления iconКонтрольные вопросы Какие основные методы применяются в макроэкономике и в чем сущность каждого из них?
Каковы основные направления теоретической мысли в экономической науке и их характерные черты?
Гусаров Павел мо-102 Философская антропология основные идеи и направления icon1. предпосылки формирования модернизма в культуре начала20 века
Основные направления модернизма. Общая характеристика. Хронология. Основные представители
Гусаров Павел мо-102 Философская антропология основные идеи и направления icon1. предпосылки формирования модернизма в культуре начала20 века
Основные направления модернизма. Общая характеристика. Хронология. Основные представители
Гусаров Павел мо-102 Философская антропология основные идеи и направления iconПрограмма по дисциплине «менеджмент» для студентов направления подготовки 030601 «Менеджмент»
Менеджер и предприниматель: понятие и основные отличия. Основные требования, предъявляемые к менеджменту
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы