Исследование и его виды. Программа социологического исследования. Методы сбора социологической информации. Обработка и анализ данных icon

Исследование и его виды. Программа социологического исследования. Методы сбора социологической информации. Обработка и анализ данных


Скачать 45.87 Kb.
НазваниеИсследование и его виды. Программа социологического исследования. Методы сбора социологической информации. Обработка и анализ данных
Размер45.87 Kb.
ТипИсследование

Методология и методика социологического исследования

1. Социологическое исследование и его виды.

2. Программа социологического исследования.

3. Методы сбора социологической информации. Обработка и анализ данных.


1. Социологическое исследование и его виды.

Для того чтобы начать нашу сегодняшнюю лекцию, вспомним структуру социологического знания, о которой мы говорили на прошлом занятии. Как вы помните, она состоит из пяти уровней: научная картина мира, общая социологическая теория, частная социологическая теория, эмпирические исследования и прикладные исследования. О последнем пятом уровне прикладных исследований сегодня будет идти речь.

Социологическое исследование – система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе для последующего использования на практике.

Социологическим называется такое исследование, где одни соци­альные явления объясняются при помощи других социальных явле­ний. (Добреньков, Кравченко)

Проблему составляет то, что существует еще и социальное исследование. Под социальным исследованием следует понимать такое исследование, в котором социальные факты объясняются через несоциальные.

Следует четко уяснить разницу между этими двумя видами исследований.

^ Различия между социальным и социологическим исследованиями.


Социологическое исследование

Социальное исследование

Более узкое

Более широкое

Отражает принадлежность к

конкретной науке - социологии

Не отражает стоящую за ним конкретную науку

Определено предметом и темати-

кой социологии

Не определено ими

имеет свой специфический метод

Не имеет своего специфического метода

Является внутридисциплинарным

методом познания

Междисциплинарный метод познания

Охватывает узкий круг проблем,

относящихся к предмету социологии

Охватывает любые социальные проблемы общества, даже те, которые не относятся к социологии

Источник – научная литература,

профессиональная подготовка

Источник – популярная литература и обыденный опыт

Может быть проведено только

социологами, профессионалами

Проводятся врачами, юристами, экономистами, журналистами и др.


Содержание и структура социологического исследования зависят от его общей направленности. С этой точки зрения можно выделить два типа исследований.

  1. ^ Теоретико-прикладные исследования, цель которых - содействие решению крупных социальных проблем путем разработки новых подходов к их изучению, интерпретации.

  2. ^ Прикладные социологические исследования, направленные на практическое решение конкретных, обозначившихся социальных проблем.

В зависимости от того, какой критерий берется за основание клас­сификации, выделяют несколько видов социологического исследования.

По глубине анализа социальной проблемы и масштабу охвата событий:

  1. Пробное проводится с целью уточнения проблемы, более корректной постановки задач и выдвижения обоснованных гипотез.

  2. Описательное дает целостную картину явления, описывает структуру и динамику явления, не выявляет причинных связей.

  3. Аналитическое - самый углубленный вид соц. анализа. Выявляет скрытые от глаз причины возникновения социального явления.

По применяемому методу сбора данных:

  1. Количественные исследования (сколько? Как много?)

  2. Качественные (Как? Почему?)

По цели исследования:

  1. Точечное дает информацию о состоянии или количественных характеристиках социального явления на момент изучения, не дает ответа на вопрос о тенденциях развития во времени.

  2. Повторное - совокупность нескольких исследований, проведенных по единой программе последовательно через определенный промежуток времени. Призвано получить результаты, характеризующие динамику изменения объекта.

По объему охвата объекта исследования:

  1. Сплошное охватывает все единицы генеральной совокупности.

  2. Выборочное – самое распространенное. Охватывает часть генеральной совокупности, называемую выборочной совокупностью.

Любое социологическое исследование имеет четыре основных этапа:

первый - подготовка исследования;

второй - сбор первичной информации;

третий - обработка информации;

четвертый - анализ полученной информации, подведение итогов исследования, подготовка выводов и рекомендаций.

^ 2. Программа СИ.

Подготовка социологического исследования начинается с составления программы.

Программа исследования —документ научного исследования, цель которого представить общую схему или план будущего мероприятия, изложить концепцию всего исследования.

Программа исследования строится в зависимости от целей. Но какова бы ни была конкретная цель исследования, его общая направленность отвечает в конечном счете практическим интересам.

Основные этапы составления программы исследования: (Добреньков, Кравченко)

Теоретико-методологическая часть программы

1. Формулировка и обоснование проблемы исследования

2. Цели и задачи исследования

3. Определение объекта и предмета исследования

4. Логический анализ основных понятий

5. Выдвижение гипотез

Методическая часть программы

6. Определение выборочной совокупности

7. Выбор методов и составление инструментария

8. Обработка и интерпретация полученных данных

1. Исходным пунктом всякого исследования является определение проблемы и проблемной ситуации. Проблемная ситуация—состояние в развитии социального объекта характеризующееся неустойчивостью, несоответствием его функционирования потребностям дальнейшего развития.

^ Проблема исследования — это различие между существу­ющим, чаще всего нежелательным состоянием объекта или явле­ния (например, чрезмерно высокий уровень текучести кадров) и желательным положением дел (стабильный, хорошо работающий коллектив). На стадии формулировки проблемы социолог обращается к изучению научной и методической литературы, результатам пред­шествующих социологических исследований собственной и дру­гих социологических служб, анализу экономического, техничес­кого и организационного контекста проблемы, опросу экспертов. В роли экспертов могут выступать непосредственные участники проблемной ситуации, включенные в нее на разных уровнях управления.

2. Цель — модель ожидаемого конечного результата (решения проблемы), который может быть достигнут только с помощью проведения исследования. Ориентация на поставленную в про­грамме цель служит необходимым критерием эффективности предпринятых теоретических, методических, организационных процедур.

Целью исследования может быть получение описательной ин­формации о проблемной ситуации, сбор социальной статистики: например, социально-демографическая структура увольняющих­ся и устраивающихся на предприятие; отношение работающих к планируемому нововведению; статистика нарушений трудовой дисциплины до и после специальных административных меро­приятий по укреплению дисциплины.

Задачи — конкретные требования, предъявляемые к анализу и решению сформулированной проблемы. Они служат средством реализации цели и носят инструментальный характер.

Задачи исследования представляют собой содержательную, методическую и организационную конкретизацию цели. Это сво­его рода промежуточные ступени в работе социолога.

Например, для получения информации, отражающей отношение работающих к нововведению, социолог должен решить такую задачу, как оп­ределение степени включенности различных групп людей в ситу­ацию нововведения

3. Объект — носитель проблемы, конкретная область социальной реальности, сфера деятельности субъекта обществен­ной жизни, включенная в процесс научного познания. Выделение объекта осуществляется на основе анализа проблемы. Объектом социологического исследования в широком смыс­ле выступает носитель той или иной социальной проблемы, в уз­ком — люди или объекты, способные дать социологу необходи­мую информацию. Чаще всего объектом выступает социальная группа — студенты, рабочие, матери-одиночки, подростки и т.п. Если, к примеру, изучаются причины неуспеваемости в вузе, то объектом изучения в равной мере являются студенты и препо­даватели.

Предмет исследования включает в себя те стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему (скрывающееся в ней противоречие) и подлежат изуче­нию. Причины неуспеваемости в вузе — это предмет исследования.

4. ^ Логический анализ основных понятий — это логическое структурирова­ние исходных понятий, определяющих предмет исследования, точное объяс­нение их содержания и структуры.

Логический анализ предполагает точное объяснение содержа­ния и структуры исходных понятий, а на этой основе уяснение соотношения свойств изучаемого явления. Впоследствии он по­может правильно объяснить полученные результаты.

Анализ понятий включает три типа процедур:

  1. дескриптивная интерпретация, или четкое, ясное и одно­значное описание тех понятий, которые вы собираетесь исполь­зовать при построении своей модели;

  2. структурная интерпретация, которая предполагает наведе­ние порядка среди описанных понятий, их упорядочение, выяв­ление взаимных связей и т.д.;

  3. факторная интерпретация — установление связей (иногда выраженных в количественных величинах) между исходными понятиями и переменными.

5. Гипотеза — научное предположение, выдвигаемое для объяснения изучае­мых явлений и процессов, которое надо подтвердить или опровергнуть.

Для формулирования гипотезы надо располагать некоторой предварительной информацией, основанной на результатах про­шлых исследований или данных экономики, статистики, пси­хологии.

6. При построении социологической выборки используется мно­жество специальных терминов, в том числе два важнейших — ге­неральная и выборочная совокупности.

Генеральной совокупностью считают все население или ту его часть, которую социолог намерен изучить, совокупность людей, обладающих одним или несколькими свойствами, подлежащими изучению.

Выборочная совокупность — уменьшенная модель генеральной совокупности. Иначе говоря, это множество людей, которых со­циолог опрашивает. В выборочную совокупность, входят только те, кого социолог намеревается непосредственно оп­росить.

Выборочная совокупность задается самим объектом исследо­вания (например, исследование студентов, пенсионеров, вкладчи­ков Сбербанка, работников предприятия). Различие между объек­том и выборочной совокупностью заключается в том, что вторая меньше по объему и представляет уменьшенную копию первого. Если объект исследования охватывает десятки тысяч людей, то выборочная совокупность — сотни. Поэтому большинство социоло­гических исследований имеет не сплошной, а выборочный харак­тер: по строгим правилам отбирается определенное количество людей, отражающих по социально-демографическим признакам структуру изучаемого объекта, т.е. формируется выборка.

Выборка обязательно должна быть репрезентативной. Репрезентативность - это свойство выборочной совокупности представлять характеристики выборочной совокупности.

История свидетельствует, что когда нарушаются принципы случайной выборки и какой-то группе респондентов оказывается предпочтение — произвольно или непроизвольно, намеренно или в силу независящих от ученого обстоятельств, — происходит ка­тастрофа. Применение смещенной или неправильно составленной выборки специалисты любят демонстрировать на примере круп­ного скандала, случившегося в 1930-е гг. с журналом «Литэрари Дайджест», организовавшим опрос общественного мнения отно­сительно результатов выборов. Как и любой другой дайджест, журнал в основном жил чужими материалами, перепечаткой га­зетных и журнальных статей, в данном случае посвященных оп­росам общественного мнения. Начиная с 1920 г. журнал стал за­ниматься организацией собственных опросов, в частности провел широкомасштабный общенациональный опрос, в ходе которого более чем миллиону человек по почте были разосланы избиратель­ные бюллетени с просьбой отметить, чья кандидатура на предстоящих президентских выборах для них предпочтительнее. В тече­ние ряда лет результаты опроса, проводившегося журналом, ока­зывались настолько точными, что опрос, проведенный в сентяб­ре, казалось, делал ноябрьские выборы малосущественными. Да и как при такой большой выборке могла произойти ошибка? Од­нако в 1936 г. именно это и случилось: с большим перевесом го­лосов (60:40) победа была предсказана кандидату от республикан­ской партии Альфу Ландону. Однако когда выборы состоялись, он потерпел сокрушительное поражение. Иначе говоря, Ландон про­играл Франклину Д. Рузвельту практически с тем же результатом, с которым должен был победить. Доверие читателей к «Литэрари дайджест» было серьезно подорвано, вскоре журнал перестал вы­ходить. Такой оказалась цена методической ошибки.

Что же произошло? Все очень просто: в голосовании, прове­денном «Дайджест», использовалась смещенная выборка. Почто­вые открытки рассылались людям, чьи имена были извлечены из двух источников: телефонных справочников и списков регист­рации автомобилей. И хотя прежде этот метод отбора не слиш­ком отличался от других методов, совсем по-другому обстояло дело теперь, после Великой депрессии в 1936 г., когда менее со­стоятельные избиратели, наиболее вероятная опора Рузвельта, не могли позволить себе иметь телефон, не говоря уж об автомоби­ле. Таким образом, выборка, использовавшаяся в опросе, орга­низованном «Дайджест», была смещена в сторону тех, кто, ско­рее всего, должен был выступать за республиканцев, и при этом еще удивительно, что у Рузвельта оказался такой хороший ре­зультат.


  1. ^ Методы сбора социологической информации

Важным моментом подготовки исследования является выбор подходящих методов сбора информации.

Наиболее распространенным методом сбора социологических данных является опрос. Существует несколько видов опро­са, прежде всего анкетирование и интервьюирование.

Интервьюирование представляет собой личное общение соци­олога с респондентом, когда он задает вопросы и записывает от­веты респондента. Существует несколько разновидностей интер­вьюирования:

  1. прямое (когда социолог непосредственно беседует с респондентом);

  2. опосредованное (беседа по телефону);

  3. формали­зованное (заранее разрабатывается вопросник);

  4. неформализованное ин­тервью (свободная беседа без заранее заданной темы).

В настоя­щее время широкое распространение получило интервью по те­лефону.

Анкетирование предполагает самостоятельное заполнение ан­кеты респондентами. Возможно индивидуальное и групповое ан­кетирование, очное и заочное. Примером заочного анкетирования является почтовый опрос или опрос через газету.

Поскольку анкетирование является наиболее часто используемым методом (но не самым лучшим), то рассмотрим, что представляет из себя социологическая анкета.

^ Социологическая анкета — объединенная единым исследова­тельским замыслом система вопросов, направленных на выявле­ние характеристик объекта иссле­дования.

Составление анкеты — дело сложное, трудоемкое, тре­бующее наличия определенных профессиональных навыков. Только соблюдая определенные требования при ее составлении, можно получать объективные данные.

^ Виды вопросов в анкете:

  1. Прямые и косвенные. В первом случае предполагается выражение мнения респондента с собственной позиции. (Как вы считаете, должна ли быть отменена смертная казнь?). Во втором случае вопрос задается в косвенной форме. (Некоторые люди считают, что смертная казнь должна быть отменена, поскольку всякое насилие рождает ответное насилие. Согласны ли вы с этим утверждением?).

  2. ^ Закрытые и открытые. В первом случае респонденту предлагается выбрать один из предложенных ниже ответов, во втором – ответить самостоятельно.

  3. Дихотомические (предполагают четкие ответы по принципу да – нет. Поддерживаете ли вы последнюю инициативу правительства в области образования?). Поливариантные (содержат большой набор вариантов ответа и предполагают любое их сочетание. Чем вы занимаетесь в свободное время?). Шкальные (предполагают ранжирование ответа респондента в соответствии с параметрами определенной шкалы. Оцените свои вокальные данные по пятибалльной шкале).

  4. Вопросы-фильтры (предназначены для разделения респондентов. Имеете ли вы музыкальное образование? Если нет, то переходите к вопросу № 5). Наводящие вопросы (позволяют респонденту точнее понять смысл основного вопроса. Например, для ответа на вопрос: «Какая модель автомобиля является для вас самой лучшей?», респонденту предлагается оценить несколько моделей по различным шкалам).

^ Структура анкеты:

  1. Вводная часть. В ней содержатся указания кто, для чего проводит данный опрос. Обращение к респондентам с просьбой ответить на вопросы. Гарантия анонимности и конфеденциальности.

  2. Основная часть. Состоит из вопросов об исследуемой проблеме.

  3. ^ Заключительная часть, паспортичка. Вопросы, касающиеся респондента: пол, возраст, образование, семейное положение и т.д.

Важным видом сбора информации является социологическое наблюдение — целенаправленное, систематизированное восприятие какого-либо явления с последующей фиксацией результатов на бланке или в дневнике наблюдения с помощью кино-, фотоаппаратуры. Наблюдение может быть:

  1. - не­формализованным (когда отсутствует детальный план наблюде­ния, определены лишь общие черты ситуации);

- формализован­ным (есть детальный план наблюдения, инструкция, получена достаточная информация об объекте);

  1. - включенным (когда наблюдатель непосредственно включен в изучаемый процесс, находится в контакте с наблюдаемыми) ;

- невключенным (исследователь находится вне изучаемого объекта, наблюдает как бы со стороны).

^ Анализ документов — метод исследования в социологии, при котором источником информации служат текстовые сообщения, содержащиеся в любых документах: протоколах, докладах, резолюциях и решениях, публикациях газет, журналов, в письмах, художественных произведениях, иллюстрациях. Он позволяет по- лучить сведения о прошедших событиях, непосредственное наблюдение либо опрос участников которых уже невозможны. Изучение по текстам одного и того же явления на протяжении многих лет позволяет установить тенденции и динамику его развития.

^ Анализ документов применяется в сочетании с другими мето­дами и может носить контрольный характер. Источником служат доклады, протоколы, решения, публикации, письма, записки, личные дела, отчеты, архивные материалы, пресса и др.

В социологии принято различать два главных вида анализа документов:

качественный анализ, который называют еще традиционным;

количественный анализ, который по международной классификации именуют контент-анализом.

Первый способ включает все многообразие операций, связанных с отбором и оценкой качества документов, восприятием и интерпретацией их содержания. Такой метод основан на интуитивном понимании, анализе и обобщении содержания документов, а также на логическом обосновании выводов. Типичным примером традиционного интуитивного анализа документов является чтение социологом литературы по изучаемой проблеме и из­ложение своих выводов в виде научного обзора. Главное ограни­чение — возможность субъективных смещений информации, обу­словленная влиянием установок и предпочтений исследователя, сложившихся до начала анализа.

^ Контент-анализ (англ. content analysis — анализ содержания) — количественный анализ текстов и текстовых массивов с целью последующей содержательной интерпретации выявленных числовых закономерностей.

Фокус-группа — беседа небольшой группы людей по опреде­ленному плану на заранее поставленную ученым тему в непос­редственном (личном) контакте в специально отведенном поме­щении.

На фокус-группу приглашаются люди, как правило, не знако­мые между собой, но объединенные общими интересами, идея­ми и т.д. В ходе исследования анализируются мнения не просто отдельных индивидов, а группы взаимодействующих людей.

Как правило, фокус-группа длится не более чем 1,5-2 ч. Иног­да целесообразно проводить короткие заседания групп (30— 40 мин). В исключительных случаях, когда метод фокус-групп иг­рает роль основного способа разработки новых идей, продолжи­тельность группового обсуждения достигает 6—8 ч.

В течение этого времени подготовленный ведущий (модератор) руководит беседой, которая проходит вполне свободно, но по конк-ретной схеме. Весь процесс фокус-группы записывается на видео. Видеозапись подвергается обработке, в результате которой исследователь получает текст всей дискуссии (транскрипт).

На основе транскрипта пишется аналитический отчет. Видеозапись используется также для того, чтобы учесть при анализе невербальные реакции респондентов. По желанию заказчика ему могут быть предоставлены видеозаписи и транскрипты фокус-групп, содержащие живую речь.

Все методы сбора информации в социологических исследованиях можно разделить на две большие группы: количественные и качественные. К количественным относят анкетирование, наблюдение, контент-анализ, эксперимент и др., а к качественным – метод фокус-группы, традиционный анализ документов, неформализованное интервью и др.

Одним из разделов программы является обработка и анализ данных. Он представляет собою крат­кое описание алгоритма действий исследователя в процессе математической и логической обработки полученной базы данных, своеобразный «маршрут» процедуры обработки. Анализ представляет собою своеобраз­ный «венец» длительной, кропотливой работы, именно здесь исследователь может определенно выяснить, насколько верными оказались выдвинутые им в самом начале рабочие гипотезы.

Социологический анализ предназначен для достижения конкретных, за­ранее намеченных целей, установления связей между различными соци­альными явлениями, сформулированных в виде рабочих гипотез. Почти все­гда мы должны заранее знать, чего мы хотим, чего ищем, на какие вопросы желаем получить ответ. Конечно, возможны и случайные открытия, но вряд ли стоит на них рассчитывать. Таким образом, успех анализа в огромной сте­пени зависит от подготовительного периода и во многом закладывается на этапе разработки программы.

Следует отметить, что обрабатывать данные можно как вручную, так и с помощью специальных компьютерных программ SPSS, что, конечно, значительно упрощает задачу.

После завершения анализа данных результаты оформляются в итоговые документы исследования. По форме и назначению различают три основных вида итоговых документов: 1) отчет; 2) научные публикации; 3) публикации в средствах массовой информации. Научный отчет адресован заказчику, научная статья — специалистам, а публикация в прессе — широкой публике.


Таким образом, социология не может существовать, не добывая эмпирическую информацию самого разного плана – о мнении избирателей, досуге школьников, рейтинге президента, семейном бюджете, количестве безработных, уровне рождаемости и т.д. Первым делом исследователь использует официальную статистику, публикуемую в журналах, бюллетенях, докладах. Недостающую информацию он добирает в социологическом исследовании, где выясняются субъективные мнения людей. Ответы математически усредняются, обобщённые данные представляются в виде статистических таблиц, выводятся и объясняются закономерности. Конечный итог – построение научной теории, которая позволяет предсказывать будущие явления и разрабатывать практические рекомендации.

Похожие:

Исследование и его виды. Программа социологического исследования. Методы сбора социологической информации. Обработка и анализ данных iconИсследование и его виды. Программа социологического исследования. Методы сбора социологической информации. Обработка и анализ данных
Как вы помните, она состоит из пяти уровней: научная картина мира, общая социологическая теория, частная социологическая теория,...
Исследование и его виды. Программа социологического исследования. Методы сбора социологической информации. Обработка и анализ данных iconМетоды сбора социальной информации выборка
Тогда, говорят социологи, объект исследования тождественен генеральной совокупности. Генеральная совокупность- совокупность всех...
Исследование и его виды. Программа социологического исследования. Методы сбора социологической информации. Обработка и анализ данных iconЭкзаменационные вопросы по дисциплине «Методика и методология социологического исследования»
Виды социологического исследования. Социальное и социологическое исследования. Пробное и пилотажное исследования. Описательное и...
Исследование и его виды. Программа социологического исследования. Методы сбора социологической информации. Обработка и анализ данных icon«Экономика и социология труда» на тему «Организация и методы социологического исследования в организации»
В последнем случае социологическое исследование проводится, когда имеющейся информации недостаточно для объяснения изменения уровня...
Исследование и его виды. Программа социологического исследования. Методы сбора социологической информации. Обработка и анализ данных iconВопросы к экзамену «Маркетинговые исследования»
Основные разделы плана маркетингового исследования и способы сбора первичных данных
Исследование и его виды. Программа социологического исследования. Методы сбора социологической информации. Обработка и анализ данных iconПрограмма и план исследования
Любое исследование начинается с составления его программы. Програм­ма исследований — это комплекс положений, определяющих цели и...
Исследование и его виды. Программа социологического исследования. Методы сбора социологической информации. Обработка и анализ данных iconТема Система маркетинговых исследований и маркетинговой информации
Маркетинговые исследования – систематический сбор, отображение и анализ данных по разным аспектам маркетинговой деятельности
Исследование и его виды. Программа социологического исследования. Методы сбора социологической информации. Обработка и анализ данных iconБилет 1 Понятие информации. Виды информации. Роль информации и живой природе и в жизни людей. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки.
Понятие информации. Виды информации. Роль информации и живой природе и в жизни людей. Язык как способ представления информации: естественные...
Исследование и его виды. Программа социологического исследования. Методы сбора социологической информации. Обработка и анализ данных iconБилет 1 Понятие информации. Виды информации. Роль информации в живой природе и в жизни людей. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки.
Понятие информации. Виды информации. Роль информации в живой природе и в жизни людей. Язык как способ представления информации: естественные...
Исследование и его виды. Программа социологического исследования. Методы сбора социологической информации. Обработка и анализ данных iconВариант ответа Количество ответов
Задание: подготовить краткую версию проекта маркетингового исследования на тему товаров массового потребления. Представить тему,...
Исследование и его виды. Программа социологического исследования. Методы сбора социологической информации. Обработка и анализ данных iconКурсовой проект экономико-статистический анализ оплаты труда в …
Раскрыть актуальность темы для Вашей сельскохозяйственной организации. Указать цель и задачи работы, методы статистического анализа,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы