Исследовательская работа по литературе «возможен ли идеальный мир? или о чем предупреждают а и Б. Стругацкие» Работу icon

Исследовательская работа по литературе «возможен ли идеальный мир? или о чем предупреждают а и Б. Стругацкие» Работу


Скачать 137.74 Kb.
НазваниеИсследовательская работа по литературе «возможен ли идеальный мир? или о чем предупреждают а и Б. Стругацкие» Работу
страница1/3
Попова О.А
Размер137.74 Kb.
ТипИсследовательская работа
  1   2   3


Департамент образования администрации г. Южно-Сахалинска

муниципальное общеобразовательное учреждение

гимназия № 1


Учебно-исследовательская работа

по литературе

«ВОЗМОЖЕН ЛИ ИДЕАЛЬНЫЙ МИР?

или

О ЧЕМ ПРЕДУПРЕЖДАЮТ

А. и Б. СТРУГАЦКИЕ»


Работу выполнил

Кондаков Артём,

ученик 10 класса В

Руководитель:

Попова О.А.,

преподаватель литературы


г. Южно-Сахалинск

2010-2011гг


План.

  1. Обоснование выбора темы. Цели. Задачи.

  2. Утопия, антиутопия, идеальный мир

  3. Творчество А. и Б. Стругацких

    1. Краткая биографическая справка

    2. Стилистика произведений А. и Б. Стругацких




  1. Миры Стругацких

    1. Мир утопический и мир идеальный

    2. Мир антиутопии, его контраст миру идеальному




  1. Выводы. Возможен ли идеальный мир с точки зрения Стругацких

  2. Библиография.




  1. Обоснование выбора темы. Цели. Задачи

Человек всю свою жизнь стремится к совершенству. Совершенству во всем. Но почему-то самое главное – наш мир - довести до совершенства человечество не может. Что такое мир идеальный, есть ли его отличия от утопии и антиутопии. Каким должен быть мир, чтобы его назвали идеальным? Можно ли создать идеальное общество, и что этому мешает? Есть ли выбор? И самое главное, какой человек будет жить в этом мире? Идеальный мир - золотое руно человечества. «Идеальное – субъективный образ объективной реальности, т.е. отражение внешнего мира в формах деятельности человека, в формах его сознания и воли. Идеальное есть не индивидуально-психологический факт, а факт общественно-исторический, продукт и форма духовного производства1».

На протяжении всей его истории, люди пытались возвести свою жизнь в степень "идеал". И как следствие, радужные оболочки так называемого идеального мира мелькают в творчестве многих авторов начиная с древнейших времен и заканчивая ХХI веком.

Интерес к данной теме заставляет обратиться к именам писателей, в той или иной мере создававших идеальный мир на страницах своих произведений.

Платон, «Государство»

Томас Мор, «Утопия» («Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия») (1516)

Томмазо Кампанелла, «Город солнца» («Город Солнца, или Идеальная республика. Политический диалог») (1602)

Иоганн Валентин Андреэ, «Христианополь» («Крепость Христа, или Описание республики Христианополь») (1619)

Фрэнсис Бэкон, «Новая Атлантида» (1627)

Дени Верас, «История севарамбов» (1675)

Габриэль де Фуаньи "Приключения Жака Садера, его путешествие и открытие Астральной (Южной) Земли" (1676)

Этен-Габриэль Морелли "Базилиада, или Кораблекрушение у плавучих островов" (1753)

Луи Мерсье, «2440 год» (1770)

Этьен Кабе, «Путешествие в Икарию» (1840)

Николай Чернышевский, «Четвертый сон Веры Павловны» (1863)

Сэмюэл Батлер, «Едгин» (1872), «Возвращение в Едгин» (1901)

Эдвард Беллами, «Взгляд назад» (1888)

Уильям Моррис, «Вести ниоткуда» (1891)

Александр Богданов, «Красная звезда» (1908)

В.В.Маяковский, «Мистерия-буфф» (1918)

Иван Ефремов, «Туманность Андромеды» (1956)

Олдос Хаксли, «Остров» (1962)

Аркадий и Борис Стругацкие «Полдень ХХII век», «Далекая радуга», «Град Обреченный», «Хромая судьба».

Среди перечисленных выше авторов есть философы (Платон, Кампанелла, Бэкон, Андреэ), авторы утопических романов (Сэмюэл Батлер, Николай Чернышевский), поэты, писатели - фантасты. Все они в той или иной мере, создавая свое видение идеального мира, обращались не только к общеизвестным философским идеям (например, идеям социализма и коммунизма), но и к фантастическому допущению. Фантастическое допущение является основным признаком фантастики как жанра художественной литературы.

Каждый из создателей мира идеального прорабатывал эту тему, но только в одном, редко двух произведениях. Поэтому идея мира идеального не получала в их произведениях должного развития. Описав идеальный, с их точки зрения мир, они либо дорабатывали свою книгу, либо обращались к иным темам и идеям. Именно поэтому, пытаясь решить данную проблему, я обратился к произведениям братьев Стругацких, в чьих книгах идеальный мир создается, прорабатывается в деталях, а впоследствии, т.е. в последних книгах практически отсутствует.

В выборе данной темы мной руководило желание узнать, возможен ли вообще идеальный мир. А если невозможен, то какова причина этого с точки зрения писателей, не раз обращающихся к данной проблеме в своих произведениях. Именно то, что братья Стругацкие от создания утопии в начале своего творческого пути перешли к антиутопии в дальнейшем, и привлекает меня в их творчестве. Возможно, исследование их произведений, где описан мир идеальный, поможет мне найти ответы на мои вопросы.

Цель:

  1. Выявить и обосновать выводы, к которым приходят Аркадий и Борис Стругацкие в своих утопических и антиутопических произведениях.

  2. Определить, возможен ли идеальный мир с точки зрения утопий и антиутопий А.Н. и Б.Н. Стругацких.

Задачи:

  1. Познакомиться с понятием «утопии» и антиутопии, их возникновением и развитием.

  2. Найти признаки идеального мира в произведениях Стругацких.

  3. Определить средства создания идеального мира в произведениях Стругацких.

  4. Определить причины, заставившие Стругацких от утопий обратится к антиутопиям.

  5. Определить, почему тема антиутопии в последних произведениях Стругацких превалирует, а тема утопии у них становится неосязаемой, она не конкретизирована, а просто штрихами намечена

Гипотеза: Создание идеального мира невозможно, так как развитие – это борьба противоположностей, а в идеальном мире все идеально, значит нет борьбы, нет развития. Одно из препятствий создания идеального мира – сама природа человека, который при отсутствии внешних проблем, находит их внутри себя. Достигнуть идеального мира – это невыполнимая задача для человечества. Инстинкт самосохранения заставит человека разрушить этот мир.



  1. Утопия, антиутопия, идеальный мир

Утопия («место») — жанр художественной литературы, близкий к научной фантастике, описывающий модель идеального, с точки зрения автора, общества. В отличие от антиутопии характеризуется верой автора в безупречность модели.

Утопии бывают

-технократические, то есть такие, где социальные проблемы решаются путем ускорения научно-технического прогресса.

-социальные, которые предполагают возможность изменения людьми собственного общества.

Среди последних утопий иногда выделяют эгалитарные, идеализирующие и абсолютизирующие принципы всеобщего равенства и гармоничного развития личностей (И. А. Ефремов, «Туманность Андромеды») и элитарные, отстаивающие построение общества, расслоенного по принципу справедливости и целесообразности (А. Лукьянов, «Чёрная пешка»).

Утопии не должны содержать антигуманистических элементов, и представляют собой красивую мечту о будущем. Некоторые утопии выстроены в стиле инструкций по практическому воплощению их в жизнь.

Основной отличительной чертой утопии, её спецификой является то, что при её создании не учитывались ограничения реального мира. В частности — исторические предпосылки. С общетеоретической точки зрения при определённых условиях утопия может быть реализована.

Антиуто́пия (англ. dystopia) — направление в художественной литературе, в узком смысле описание тоталитарного государства, в широком смысле — любого общества, в котором возобладали негативные тенденции развития.

антиуто́пия - направление в художественной литературе, в узком смысле описание тоталитарного государства, в широком смысле — любого общества, в котором возобладали негативные тенденции развития.

Впервые слово «антиутопист» (dystopian) как противоположность «утописта» (utopian) употребил английский философ и экономист Джон Стюарт Милль в 1868 году. Сам же термин «антиутопия» (англ. dystopia) как название литературного жанра ввели Гленн Негли и Макс Патрик в составленной ими антологии утопий «В поисках утопии» (The Quest for Utopia, 1952).

В середине 1960-х появляется термин «антиутопия» (anti-utopia). Есть мнение, что англ. anti-utopia и англ. dystopia — синонимы. Существует также точка зрения, различающая антиутопию и дистопию. Согласно ей, в то время как дистопия — это «победа сил разума над силами добра», абсолютная антитеза утопии, антиутопия — это лишь отрицание принципа утопии, представляющее больше степеней свободы. Тем не менее, термин антиутопия распространён гораздо шире и обычно подразумевается в значении dystopia.

Отличия антиутопии от утопии.

Антиутопия является логическим развитием утопии и формально также может быть отнесена к этому направлению. Однако если классическая утопия концентрируется на демонстрации позитивных черт описанного в произведении общественного устройства, то антиутопия стремится выявить его негативные черты. Таким образом, отличие утопии от антиутопии лишь в точке зрения автора.

Важной особенностью утопии является её статичность, в то время как для антиутопии характерны попытки рассмотреть возможности развития описанных социальных устройств (как правило - в сторону нарастания негативных тенденций, что нередко приводит к кризису и обвалу). Таким образом, антиутопия работает обычно с более сложными социальными моделями.

С Платона начинается традиция рассмотрения мира идей (отсюда, собственно, и понятие «идеального мира») как некоторого устойчивого и внутри себя организованного мира законов, правил и схем, в согласии с которыми осуществляется психическая деятельность отдельного лица, «индивидуальной души», как некоторой особой, надприродной и сверхприродной «объективной реальности», противостоящей каждому отдельному лицу и властно диктующей этому последнему способ его поведения в частных ситуациях. Непосредственно такой «внешней» силой, определяющей индивида, выступает «государство», охраняющее всю систему наличной духовной культуры, всю систему прав и обязанностей каждого гражданина. Идеальный мир только в общем близок понятию утопического мира. Это мир, в котором человеческие законы работают на развитие общества и человека в частности.

Идеальное – субъективный образ объективной реальности, т.е. отражение внешнего мира в формах деятельности человека, в формах его сознания и воли. Идеальное осуществляется в многообразных формах общественного сознания и воли человека как субъекта общественного производства материальной и духовной жизни2.

Что такое идеальный мир? На первый взгляд, что идеальный мир – это утопический мир.

Самый популярный вариант мира идеального - рай. Но можно ли создать рай на земле? Некоторые скажут, что это реально. Другие, что идеального мира не может быть принципиально. Но людям свойственно создавать в воображении варианты идеального мира.



  1. Творчество А. и Б. Стругацких

    1. Краткая биографическая справка.


Аркадий и Борис Стругацкие (братья Стругацкие) — братья Аркадий Натанович (28 августа 1925, Батуми — 12 октября 1991, Москва) и Борис Натанович (15 апреля 1933, Ленинград), писатели, соавторы, сценаристы, классики современной научной и социальной фантастики.

Аркадий Стругацкий окончил Военный институт иностранных языков в Москве (1949), работал редактором, специалиста по средневековой японской литературе.

Борис Стругацкий окончил механико-математический факультет Ленинградского университета, работал в Пулковской обсерватории.

Среди книг выделяют классику, в первую очередь – русскую классику. «Я очень люблю «Войну и мир» (по крайней мере раз в год перечитываю). Потом Салтыков-Щедрин. Булгакова – все, что есть у меня. А у меня есть все. Это даже не раз в год, это под настроение, так выходит каждую неделю. Чехова очень люблю....Из современных советских писателей – это Виктор Конецкий – замечательный писатель, это Шефнер – его фантастику очень люблю. Как ни странно, но меня все меньше тянет читать зарубежную литературу. Если не считать Грэма Грина, если не считать Маркеса и еще Фейхтвангера – а так очень мало».3

В 1959 году вышла первая книга Стругацких — повесть «Страна багровых туч». По воспоминаниям, она была начата на спор с женой Аркадия Натановича — Еленой Ильиничной. Черновик был готов к 1957г. Связанные общими героями с этой повестью продолжения — «Путь на Амальтею» (1960), «Стажёры» (1962), а также рассказы первого сборника Стругацких «Шесть спичек» (1960) положили начало многотомному циклу произведений о будущем Мире Полудня.

1963-1964 год переломный: в это время появляются первые признаки антиутопии. В повестях «Далёкая Радуга» (1963), «Попытка к бегству» (1962), «Трудно быть богом» (1964), «Хищные вещи века» (1965) Стругацкие обращаются к актуальным проблемам современности, рисуют гротескную модель будущего потребительского общества», первой в русской литературе «антиутопией в утопии».

В то же самое время Стругацкие пишут несколько произведений, которые не укладываются в рамки стандартных или традиционных жанров. Искрящаяся юмором и оптимизмом «сказка для научных сотрудников младшего возраста» «Понедельник начинается в субботу» (1965) была продолжена «Сказкой о Тройке» (1968 — сокращённый переработанный вариант; 1989 — первоначальный вариант), в которой юмор уступает место жёсткой сатире на бюрократический казарменный социализм. Результаты не замедлили сказаться — опубликовавший произведение иркутский журнал «Ангара» перестал существовать, а сама «Сказка о Тройке» на долгие годы стала недоступной читателям. Подобная участь ожидала и самую сложную в философском отношении повесть «Улитка на склоне» (публиковалась частями в 1966 и 1968; полностью — в 1988).

Сатирическая повесть «Второе нашествие марсиан: Записки здравомыслящего» (1967) также не вызвала восторга у ортодоксальных критиков; имена персонажей, позаимствованные у героев греческих мифов, не могли скрыть аллюзий на современность, а главный вопрос, заданный авторами: «Применимы ли понятия: честь, достоинство, гордость — ко всему человечеству? Позволительно ли ему променять „право первородства“ на чечевичную похлёбку?» — также остался практически незамеченным. Подобная проблема: готово ли человечество ко встрече с неизвестным, в частности, ко встрече с инопланетной цивилизацией, прозвучала и в повести «Отель „У Погибшего Альпиниста“» (1970), в ней же Стругацкие предприняли и рискованный эксперимент по созданию фантастического детектива.

Возвращаясь к Миру Полудня, Стругацкие пишут повести «Обитаемый остров» (1969, сокр.; 1971), «Малыш» (1971), «Парень из преисподней» (1974). На эти произведения было обращено пристальное внимание советской цензуры (при подготовке «Обитаемого острова» к публикации в первом собрании сочинений в 1991 году авторам пришлось восстановить более 900 изменений, внесённых в текст под давлением идеологического контроля), и в 1970-е у них практически не выходят книжные издания. Повесть «Пикник на обочине» (1972) после первой журнальной публикации восемь лет по различным надуманным причинам не издавалась и лишь в 1980 вышла в сборнике «Неназначенные встречи» в изуродованном виде.

Очередное обращение к Миру Полудня — романы «Жук в муравейнике» (1979; премия «Аэлита» 1981 года), «Волны гасят ветер» (1985), «Отягощённые злом, или Сорок лет спустя» (1988) — подвело окончательный итог развитию утопической темы в творчестве Стругацких. Последним совместным произведением Стругацких стала пьеса «Жиды города Питера, или Невесёлые беседы при свечах» (1990) — предупреждение излишне горячим оптимистическим надеждам новейшего времени.

Стоит обратить внимание на развитие направлений в творчестве братьев Стругацких. Начав с утопии, они приходят к такому направлению, как «антиутопия в утопии», а потом и к антиутопии в целом.

Фантастику Стругацких обычно в первую очередь определяют как “социальную”, то есть генетически связанную с утопией. В основном это ранее их творчество («Понедельник начинается в субботу», «Полдень XXII век»). С 1959 по 1974год.

Но произведения Стругацких в целом выступают как противовес созданным в СССР утопиям, мечтам об идеальном обществе и мире. Стругацкие создавали миры в раннем своём творчестве на фоне реальной утопии стабильно развитого государства. Но их произведения ближе к XXI веку показывают антиутопичность мира, и они лучше всего описывают наши земные сообщества. Произведения, написанные в период с 1964 по 1990год.


3.2.Стилистика произведений А. и Б. Стругацких

Стилистика — филологическая дисциплина, изучающая неодинаковые для разных условий языкового общения принципы выбора и способы организации языковых единиц в единое смысловое и композиционное целое (текст), а также определяемые различиями в этих принципах и способах разновидности употребления языка (стили) и их систему.

Под языком произведения понимается характеристика, отражающая мастерство писателя, его умение организовывать языковые единицы в соответствии с художественными целями (достижение эстетического эффекта), а под стилем - индивидуальные особенности, проявляющиеся в творчестве каждого автора. (см. [Одинцов 2007: 34 - 51]).

Свойства миров, созданных братьями Стругацкими, передаются, главным образом, с помощью единиц двух языковых уровней: лексического (типичные для жанра НФ новообразования) и сверхфразового (способы, посредством которых авторы разъясняют фантастические феномены читателю)

Лексические особенности языка и стиля братьев Стругацких:

  • Окказионализмы и потенциальные слова

-индивидуально-авторские новообразования

-разговорные окказионализмы

а) Новообразования, созданные путем слово и основосложения

б) Новообразования, созданные путем аффиксации

в) Новообразования, созданные безаффиксным способом

г) Новообразования, созданные путем усечения производящей основы

д) Новообразования, созданные с использованием немотивированного знака

  • Лексические и описательные анахронизмы

  • Ономастиконы

  • Типология собственных имен

Воплощая футуристические идеи, Стругацкие отказались от экспериментов в сфере изображения нового типа мышления - свою утопию они создали, перенеся в будущее все лучшее, что было, по их мнению, в окружающем мире. Раскрепощенный и достаточно живой язык отличал фантастическую прозу братьев Стругацких уже на начальном этапе их творчества. Язык, которым разговаривают персонажи братьев Стругацких, грубый, но естественный; «украшенный» множеством цитат, заимствованных из разных художественных произведений. Стругацких критиковали за обилие цитат, острот в языке персонажей. Писатели не скрывают своего пристрастия к хорошей литературе и не упускают случая вкрапить в свой текст «чужое слово», строки и фразы любимых авторов. Впоследствии подобный стиль (не без влияния Стругацких) стал в фантастической прозе обычным явлением, из речи персонажей он переместился в авторскую речь, и в качестве примеров подобного явления можно назвать произведения в стиле фэнтези таких писателей, как А. Свиридов, М.Г. Успенский, Г.Л. Олди и др.

Для произведений братьев характерна «непрерывность говорения», последовательность речи, но самое главное - это присутствие в каждой, казалось бы, незначительной фразе глобального обобщённого смысла.

Действительно, Стругацкие стремятся максимально использовать такие средства языка, которые, по их мнению, отражают разговорную речь. Здесь, по-видимому, преследуется и другая цель: подчеркнуть реальность происходящею, сделать описываемое более достоверным. Остроумие - это обычно удел положительных персонажей. Но, в общем, они изъясняются языком литературным. Лишь в момент особо сильных волнений положительный герой рискнет сказать «дурак», а в самом крайнем случае — «сволочь».

Язык Стругацких является легко воспринимаемым, красочным, чётким, что само по себе привлекательно. Приведу в пример такие отрывки из произведений: «С этой стороны лес был как пышная пятнистая пена; как огромная, на весь мир рыхлая губка; как животное, которое затаилось когда-то в ожидании, а потом заснуло и проросло грубым мхом. Как бесформенная маска, скрывающая лицо, которого никто ещё никогда не видел.» («Улитка на склоне», «Беспокойство»); «Он не удержался и снова посмотрел на небо. Потом посмотрел назад, на пустую улицу. Всё было залито солнцем. Где-то в поле тащились беженцы, громыхала отступающая армия, драпало начальство, там были пробки, там висела ругань, орались бессмысленные команды и угрозы, а с севера на город надвигались победители, и здесь была пустая полоса покоя и безопасности, несколько километров пустоты, и в пустоте машина и три человека» («Гадкие лебеди»)

В первом отрывке обилие сравнений позволяет не только представить описываемый пейзаж, но и позволяет определить мнение о Лесе жителей Города, всю свою жизнь ведущих с Ним борьбу. Здесь и психологическая характеристика главного героя, который явно не видит причин для дальнейшего противостояния Лесу, т.к. «зверь» «заснул».

Второй фрагмент - иллюстрация излюбленного Стругацкими применения антитезы. Противопоставление двух миров: старого, убегающего, и нового, вытесняющего старый, с его «бессмысленностью команд и угроз», «руганью», в котором есть армия, начальство и пробки на дорогах. Вместо «покоя и безопасности». Здесь же ярко проиллюстрирована и парциляция: еще один прием, который Стругацкие применяют и в тексте и в композиции произведения. Например, одно из ранних произведений Стругацких, «Полдень. ХХ1век», построено именно по такому принципу.

Еще один способ построения произведений - это параллелизм. Например, параллельно описываемые события в «Хромой судьбе», где осознание главным героем (рядовым советским писателем) своего места в жизни происходит параллельно с осознанием своей цели его героем – писателем Баневым.

Характерными особенностями лексического уровня произведений Стругацких является соединение «Абсолютно правильных фраз, состоящих из абсолютно правильных слов и оборотов»4 с живой разговорной лексикой, наполненной цитатами, остротами, включая и верхние пласты ненормативной лексики, просторечия, окказионализмы.

Для построения произведения Стругацкие наиболее часто пользуются такими приемами, как антитеза, параллелизм и парцелляция, либо соединяя их, либо деля весь текст на две параллельно идущие истории.

Язык Стругацких - это способ хорошо донести мысль до читателя.



  1. Миры Стругацких

Эстетической доминантой фантастики является категория фантастического, состоящая в нарушении рамок, границ, правил репрезентации («условностей»). Значит, писатель, работающий в области фантастики, создает в воображении условно идеальный мир, который далее и переносит на бумагу. В любом произведении важны и содержание и форма, но в данном исследовании мы в основном будем касаться именно содержания, т.е. самой идеи идеального мира.

Творчество Стругацких можно разделить на две стадии: ранее творчество, созданное в основном во времена "Оттепели", связано с циклом произведений о будущем, о Мире Полудня, который в основном описывает
  1   2   3

Похожие:

Исследовательская работа по литературе «возможен ли идеальный мир? или о чем предупреждают а и Б. Стругацкие» Работу iconИсследовательская работа по литературе «возможен ли идеальный мир? или о чем предупреждают а и Б. Стругацкие» Работу
«Идеальное – субъективный образ объективной реальности, т е отражение внешнего мира в формах деятельности человека, в формах его...
Исследовательская работа по литературе «возможен ли идеальный мир? или о чем предупреждают а и Б. Стругацкие» Работу iconИсследовательская работа по литературе Работа выполнена Симоновой Екатериной, ученицей 10 а класса Научный
Королев, К. Мифология Британских островов: энциклопедия [Текст] / К. Королев. – М.: Эксмо; спб.: Terra Fantastica, 2004. – 640 с
Исследовательская работа по литературе «возможен ли идеальный мир? или о чем предупреждают а и Б. Стругацкие» Работу iconАлен Клод Зульцер Идеальный официант
«Идеальный официант», удостоенный престижной французской премии «Медичи», лауреатами которой в разное время становились Умберто Эко,...
Исследовательская работа по литературе «возможен ли идеальный мир? или о чем предупреждают а и Б. Стругацкие» Работу iconКонтрольная работа по «Древнерусской литературе» «Стиль это сам человек»
К ним принадлежит уникальная по своему характеру переписка царя Ивана с Андреем Курбским, которая наиболее ярко представила в литературе...
Исследовательская работа по литературе «возможен ли идеальный мир? или о чем предупреждают а и Б. Стругацкие» Работу iconКонкурс исследовательских и проектных работ детей и юношества «человек и общество» Исследовательская работа «сформулируй название» Работу
Десятая открытая городская конференция-конкурс исследовательских и проектных работ детей и юношества «человек и общество»
Исследовательская работа по литературе «возможен ли идеальный мир? или о чем предупреждают а и Б. Стругацкие» Работу iconСеминар для женщин, которые желают меняться, мечтают иметь идеальный гардероб и хотят украшать мир своей красотой
Этот семинар для женщин, которые желают меняться, мечтают иметь идеальный гардероб и хотят украшать мир своей красотой
Исследовательская работа по литературе «возможен ли идеальный мир? или о чем предупреждают а и Б. Стругацкие» Работу iconНа границе религиозного опыта и психопатологии или трудно быть Богом Если бы я мог представить себя богом, я бы стал им. Стругацкие «Трудно быть Богом»
Говоря о религиозном опыте, я буду обращаться только к концепциям протестантской и православной ветви христианства и буддизму школ...
Исследовательская работа по литературе «возможен ли идеальный мир? или о чем предупреждают а и Б. Стругацкие» Работу iconИдеальный газ. Основное уравнение мкт
Идеальный газ – это совокупность хаотически движущихся материальных точек, все взаимодействия которых сводятся к упругому столкновению...
Исследовательская работа по литературе «возможен ли идеальный мир? или о чем предупреждают а и Б. Стругацкие» Работу iconИдеальный мир
Кто вообще пустил вас в этот красивый и светлый дом, где есть всё, что нужно для комфортной жизни? И кто вы здесь? Хозяева или паразиты,...
Исследовательская работа по литературе «возможен ли идеальный мир? или о чем предупреждают а и Б. Стругацкие» Работу iconПрактическая работа №5 Microsoft Word. «Ms word. Абзацные отступы и интервалы» Выполнив данную практическую работу, вы научитесь
Прежде чем форматировать абзацы, необходимо различать понятия конец строки внутри абзаца и конец абзаца
Исследовательская работа по литературе «возможен ли идеальный мир? или о чем предупреждают а и Б. Стругацкие» Работу iconПесочница бассейн "Лодочка" идеальный вариант для дачного отдыха. Ее можно наполнить или песком или водой. Для детей от 3-х лет Особенности
Песочница бассейн "Лодочка" идеальный вариант для дачного отдыха. Ее можно наполнить или песком или водой. Для детей от 3-х лет
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы