Измоденова Н. Н. 2011-2012уч г. 2 курс, 1семестр Экзамен по дисциплине: История социологии I. Экзаменационные вопросы icon

Измоденова Н. Н. 2011-2012уч г. 2 курс, 1семестр Экзамен по дисциплине: История социологии I. Экзаменационные вопросы


Скачать 36.77 Kb.
НазваниеИзмоденова Н. Н. 2011-2012уч г. 2 курс, 1семестр Экзамен по дисциплине: История социологии I. Экзаменационные вопросы
Размер36.77 Kb.
ТипЭкзаменационные вопросы

Измоденова Н.Н.

2011-2012уч.г.

2 курс, 1семестр

Экзамен по дисциплине: «История социологии"

I.Экзаменационные вопросы:

1. Начальный этап развития социологии в США. Чикагская социологическая школа. Периодизация деятельности Чикагской школы. Ее вклад в развитие социологии

2. Вклад Ч. Кули в развитие Чикагской школы. Концепция первичных групп и её влияние на развитие Чикагской школы. Теория «зеркального Я»

3. Ф.Знанецкий и У. Томас: история жизни как источник социальной информации. «Если люди определяют ситуации как реальные, то они реальны и в своих выводах». Связь между культурой и личностью.

4. Теория символического интеракционизма: основные принципы

5. Дж.Г.Мид. Структура «Я» и процесс формирования «Я» в социологии Дж.Г.Мида

6. Р.Парк, Э.Берджес. Социология города.

7. Теория обмена П.Блау

8. Теория обмена ДЖ.Хоманса

9. Изучение коллективного поведения Г.Блумера

10. Структурный функционализм в социологии: Т. Парсонс и Р. Мертон

11. Социальная система Толкотта Парсонса и структурный функционализм.

12. Феноменологическая социология А. Шюца. Традиции понимающей социологии: М. Вебер, Дж. Г. Мид.

13. Г. Гарфинкель. Этнометодология

14. Конструкты повседневности (жизненный мир) и конструкты второго порядка (объективные научные понятия).

15. Э. Гидденс. Различение системы и структуры (позиция структуралистов). Теория структурации как преодоление дуализма социальной структуры и социального действия.

16. Э.Гидденс. Теория структурации и ее основные понятия: дуальность, «правила и ресурсы», «деятельность».

17. Э.Гидденс. Основные характеристики «правил», используемых для поддержания социальных отношений. Ресурсы как источник власти. Индивидуальное действие.

18. Э.Гидденс. Понятие социального агента.

19. П. Бурдье. Социальное пространство и символическая власть: Действительность как пространство. Социальное пространство – совокупность символического и физического измерений.

20. Двоичность социальной структуры: реальные позиции (материальные ресурсы) и диспозиции (представления, схемы поведения). Понятие «практика» в концепции Бурдье.

21. Социология П. Бурдье. Habitus: структура когнитивных и мотивационных систем; продукт наличных исторических условий. Практики – продукт взаимодействия habitus*а и событий. Эмпирическая обоснованность «стратегии синтеза».

22. Конструктивизм и структурализм в социологической теории П.Бурдье

23. П. Бурдье. Центральное положение категории «капитал» как попытка совмещения марксизма и веберианства. Типы капитала. Распределение «капиталов» и социальная структура.

24. П. Л. Бергер, Т. Лукман «Социальное конструирование реальности»

25. «Жизненный мир» как мир повседневного обыденного знания. Социальная реальность – мир «коллективных представлений». Социальные институты – продукт человеческого сознания. Легитимация: когнитивный аспект (чем является), нормативный аспект (почему так, а не иначе).

26. Т. Парсонс. Синтез представлений о социальном действии, взаимодействии и социальной системе. Четырехфункциональная парадигма

27. Т. Парсонс Уровни анализа социального действия. Теория типовых переменных действий. Теория ориентации на ситуацию

28. Т. Парсонс. Эволюционная теория общества

29. А. Шюц. Смысловое строение социального мира

30. Социальная роль, нормы и социальный контроль в работах Парсонса Т.

31. Структурный функционализм и системная теория Парсонса. Общая система социального действия. Условия сохранения социальных систем. Схема AGIL

32. Институциональный анализ в социологии Парсонса Т. Представления Парсонса о возникновения и изменения социальных институтов.

33. Функция и функциональный анализ в социологии. Теоретическое содержание работы Мертона «Явные и латентные функции». Социальные институты и организации. Функции важнейших социальных институтов (по работам Мертона Р.К.)

34. Социальная структура и аномия. Объяснительные возможности концепции аномии

Мертона. Концепции аномии у Э. Дюркгейма и Р.К. Мертона.

35. Феноменологическая социология о сущности социального взаимодействия и социального порядка (По Шюцу, Бергеру и Лукману).

36. Основные понятия и теоретические положения феноменологической социологии (по работе Шюца «Структура повседневного мышления»).

37. Проблема объективности понимающей социологии (по работе Щюца «Формирование понятия и теории в общественных науках»).

38. Понятие этнометодологии, ее предмет и методы. «Кризисные эксперименты» Гарфинкеля и их теоретическая интерпретация.

39. Объяснительные возможности концептов «хабитус», «символическая власть», «социальное пространство». (по работам Бурдье).

40. Специфика социологического подхода к познанию повседневности: по работам П. Бурдье, Э. Гидденса, П. Бергера.

41. Основные социологические парадигмы

42. Роль историко-социологических знаний в работе социолога

43. Теории среднего уровня. Задача социолога: «ясное объяснение предположений о структуре общества, поведении человека».


44.Культурные формы классового конфликта. Социальная практика как "заинтересованное действие". Habitus. Центральное положение категории "капитал" как попытка совмещения марксизма и веберианства. Типы капитала. Распределение "капиталов" и социальная структура.

45. Развитие прикладной социологии. Статистические методы в социологии.

46. Однофакторные теории (расово-антропологическая, геогpафическая, социал-дарвинистская школы, психологизм )в ранней американской социологии. Социология преступности Ч. Ломброзо.


II. Темы

Тема 1. Школы одного фактора в социологии XIX века

Эволюционная теория Чарльза Даpвина как один из теоретических источников натуралистических школ. Единство законов истории природы и истории человечества. Классификация натуралистических школ.

Геогpафическая школа - Генpи Бокль (1821-1862), Фридрих Ратцель (1844-1904), Карл Хаусхофер (1869-1946) и другие. Географические факторы, влияющие на жизнь общества.

Расово-антропологическая школа - А. Ж. Гобино (1816-1882) и Х. С. Чемберлен (1855-1927). Историческая миссия ариев. Основные положения расово-антропологической школы. Классификация и иерархия рас. Смешение рас.

Социал-дарвинистская школа - Людвиг Гумплович (1838-1909), Густав Ратценхофер (1842-1904). Применение теории Ч. Дарвина для ананлиза общества: «естественный отбор», «борьба за существование» в обществе. Иерархия и борьба социальных групп. Фаталистический взгляд на характер социальной эволюции.

Биологическая школа - Пауль Лилиенфельд (1829-1903), А. Шеффле (1831-1903), Р. Вормс (1869-1926). Отождествление общества с организмом и попытки объяснить социальную жизнь биологическими закономерностями. Социология преступности Чезаре Ломброзо (1835-1909).

Кризис натурализма в социологии. Тенденция к психологизму. Психологизм как общая ориентация общественных наук в конце ХХ.

Теория «психологии народов» Вильгельма Вундта и ее влияние на сравнительную этнологию.

^ Тема 2. Начальный этап развития социологии в США

Позитивизм и ранняя американская социология. Связь ранней американской социологии с европейской социологической традицией. Институционализация социологии в США. Эмпирические исследования в американской социологии первой трети ХХ века (У. Томас, Ф. Знанецкий). Социология и социальный реформизм.

Психологизм в ранней американской социологии. Социологическая концепция Ф. Гидденгса. Психологические механизмы человеческой ассоциации. "Сознание рода". Психологический редукционизм Л. Уорда. Чистая и прикладная социология. Роль фактора сознания в социальном развитии. "Генезис" и "телезис". Индивидуальный и коллективный телезис. Социал-дарвинистская социологическая концепция У.Г. Самнера. "Народные обычаи". Анализ процессов институализации у Самнера. 4 основных мотива (голод, любовь, честолюбие, страх) и социальные институты. "Мы-группа" и "они-группа". Этноцентризм. Социологическая концепция А. Смолла. "Интересы". "Социальный процесс". Роль А.Смолла в формировании Чикагской школы социологии. Исследование У.Томаса и Ф. Знанецкого "Польский крестьянин в Европе и Америке". Концепция "установки" и "определение ситуации" У. Томаса.

^ Тема 3. Основные тенденции развития социологии в Европе и США в ХХ в.

Духовная ситуация в Европе после первой мировой войны (“Закат Европы” и “всеевропейский экзистенциальный кризис” сознания).

Кризис современной западной социологии. Волна антипозитивизма; ее пик, приходящийся на 60-70-е гг. Идеи “постмодерна” и поиски новых парадигм социологического знания вне естественнонаучной и неокантианской модели гуманитарного знания. Теории индустриального общества. Новая технократическая волна на Западе. Неоконсерватизм в новейшей социологии.

Макро- и микросоциологические теоретико-методологические перспективы в современной западной социологии.

Институционализация социологии в ХХ веке. Теории и методология, методика и техника социологических исследований.

Возрастание роли социологии в политической и общественной жизни стран Западной Европы и США.

^ Тема 4. Чикагская школа социологии

Теоретические и институциональные предпосылки формирования Чикагской школы. Влияние философского прагматизма, интеракционизма и европейской социологической традиции на взгляды ее представителей.

Роберт Парк. Теория социальной экологии и урбанистика. Образцы коллективного поведения как предмет социологии. Социобиологическая детерминированность коллективного поведения. Глубинный “биотический” уровень социального поведения, его влияние на общественное развитие. Конкуренция, ее многообразные формы и функции. Борьба за выживание, конфликт, адаптация, ассимиляция. Четыре стадии социальной организации: экологическая (территориальная), экономическая, политическая, культурная. Постепенное продвижение к культурной стадии и ограничение биотической стихии. Достижение ступени “соревновательной кооперации” и “согласия”. Понятие общества как взаимодействия. Социологическое содержание миграции и ее социально-экологическая роль в формировании экономического уровня общественной структуры. Социальный контроль. Социальная маргинальность.

Социальная экология Парка - основа эмпирических исследований локальных городских сообществ. Город как социальная лаборатория. “Habitat” и сообщество (community). Зонирование. Концентрическая модель зонирования Э. Берджесса. Концепция “урбанизма как образа жизни” Л. Вирта. Исследование социальных дистанций. Шкала измерения социальных дистанций Э. Богардуса.

^ Тема 5. Структурно-функциональный анализ Талкотта Парсонса

Источники теории Парсонса (М. Вебер, Э. Дюркгейм, В. Парето, А. Маршалл, антропологический функционализм и др.). Структурно-функциональный анализ. Применение принципа системности к социальным явлениям. Понятия “социальная система”, “функция”, “структура”. Системы, подсистемы и иерархичность систем. Разнообразие социальных подсистем (экономическая, политическая, правовая, религиозная, моральная и т.д.). Принцип функциональной специализации. Взаимодействие подсистем. Вход в систему и выход из нее. Обобщенные эквиваленты и символические посредники (деньги, лояльность, власть, ценностные обязательства).

Формирование концепции социального действия и ее роль в построении функционалистской социологической теории. Структура “элементарного” действия (AGIL): действующее лицо, цель, ситуация, нормативная ориентация. Мотивация действия. Системы действия и их подсистемы. Общество как социальная система и его подсистемы.

Структурно-функциональная теория социального изменения. Понятие дифференциации. Дифференциация и усложнение систем. Развитие общества в направлении обобщенной адаптивной способности.

Мировоззренческое значение структурного функционализма Парсонса, его стабилизационная направленность.

^ Тема 6. Социология Роберта Мертона

Социологический структурализм Мертона. “Социальная теория и социальная структура”. Теории среднего уровня как стратегия построения социологической теории. Теория и эмпирические исследования. Функциональная парадигма и ее основные положения. Явные и латентные функции.

Вклад Мертона в разработку теорий среднего уровня. Исследование аномии и ее связи с социальной структурой. Пять реакций индивида на деформации в социальной структуре. Бюрократические структуры и личность. Роль интеллектуалов в обществе. Теория референтных групп. Социология науки. Социальный и культурный контекст науки. Взаимодействие науки и технологии. Наука и социальный порядок. Социология личности ученого. Исследования массовой коммуникации и пропаганды.

^ Тема 7. Символический интеракционизм

“Социальный бихевиоризм” Джорджа Герберта Мида. Философский прагматизм как основа формирования интеракционистской концепции. Идейная близость Мида к У. Джемсу и Дж. Дьюи. Понятия “опыта” и “акта”. Четыре стадии социального акта: импульс, перцепция, манипуляция, консуммация.

Разработка Мидом принципов исследования личности. Индивид как организм и как социальное Я. Индивидуальные перспективы восприятия социальных объектов и их связь с субъективным Я. Перспектива и социальный символ. Множественность взаимодействующих “перспектив”, определяющая природу личности и общества.

^ Тема 8. Теория социального обмена Дж. Хоманса и П. Блау

Теория социального обмена Дж. Хоманса. Индуктивная и дедуктивная стратегии построения теории обмена. Проблема связи макро- и микроуровней социальной реальности. Концепция институционализации (взаимодействие “институционального” и “неинституционального”).

Психологический редукционизм Хоманса и Блау. Попытка синтеза принципов социального обмена, структурного функционализма и теории конфликта (П. Блау). Связь теории социального обмена и теории ролей.

^ Тема 9. Феноменологическая социология

Основы феноменологического анализа Эдмунда Гуссерля (чистое мышление, интенциональность, эпохе, интерсубъективность, жизненный мир).

Альфред Шюц - основоположник феноменологической социологии. Постулат субъективной интерпретации. Жизненный мир как социологическая категория. Интерсубъективность. “Общий тезис существования другого Я”. Взаимность смысловых перспектив. Интенциональность социального действия. Мотив социального действия. “Для-того-чтобы”, “потому-что”. Проекты действия. Распределение знания. Когнитивные стили. Процедура типизации.

Поток субъективных переживаний и его связь с жизненным миром личности. Процесс становления объективных форм социальной жизни как конденсация индивидуального опыта личности. Повседневность, коммуникация, преодоление одиночества. “Конечные области значения” и “когнитивные стили”.

Работа П. Бергера и Т. Лукмана. «Социальное конструирование реальности» как развитие феноменологической социологии.

Этнометодология. Эксперименты Г. Гарфинкеля и их социологическое истолкование. Проблема индексичности. Анализ свойств естественного языка. Критика традиционной социологии с позиций этнометодологии: социология как “этнонаука”. Этнометодологические исследования повседневной социальной жизни.

^ Тема 10. Современная социология в Англии.

Энтони Гидденс (1938) Теория структурации и теория модерна. Работа «Конструирование общества» (1984). Действие как непрерывный процесс мышления и поведения. Понятие социального агента. Дуальность структуры. Аллокативные и авторитарные ресурсы.

^ Тема 11. Современная социология во Франции

Пьер Бурдье (1930-2002) и его теория социального пространства. Понятия “поле” и “габитус”; “символический капитал”, “символическое насилие”;“классы”. Социальное пространство как способ реализации социальной диффенциации. Понятие социальной топологии. Работа «Социальное пространство и символическая власть» (1986). Габитус как система приобретенных предрасположений.

III. Литература

A)Учебники и учебные пособия

  1. История теоретической социологии. Т. 1-4. М., 2002.

  2. История социологии. Под ред. В.И. Добренькова М., 2004.

  3. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология: В 15т..- М.: ИНФРА-М, 2006.

  4. Зборовский Г.Е. История социология. М., 2004.

  5. Воронцов А.В., Громов И.А. История социологии. Т. 1, М., 2005.

  6. Громов А.И., Мацкевич А. Ю., Семенов В.А. Западная социология СПб., 2003.

  7. Кравченко А.И. История социологии. М., 2006.

  8. Афанасьев В.В. Западная социология XXвека. М., 2010.

  9. Западно-европейская социология XIX века. Тексты. М., 1996.

10.Западно-европейская социология ХIХ – начале ХХ века. М., 1996.

11. Американская социологическая мысль: Мертон Р., Мид Дж., Парсонс Т., Шюц А...:

Тексты. -М.: Изд-во МГУ, 1994.-496 с.

12. Тексты по истории социологии Х1Х-ХХ веков: Хрестоматия. -М.: Наука, 1994.-383 с.

13. История социологии в Западной Европе и США: Учеб. для вузов/ Гайденко П.П.,Добреныюв В.И.,Ионин Л.Г.,ред. Г.В.Осипов. -М.: Норма-ИНФРА-М, 2001.-563 с.

14. Современная социальная теория: Бурдье, Гидденс, Хаберманс: Учеб. пособие:

Перевод: -Новосибирск: Изд-во НовГУ, 1995,-120 с.

15. Добреньков, В. И., Кравченко, А. И. Социология: 'Учеб. для вузов: В 3 т. -М.:

ИНФРА-М. Т. 1: Методология и история-2000,-400 с.

16. Курбатов, В. И. Современная западная социология: Аналитический обзор концепций: Учеб. пособие для вузов. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.-413 с. -(Учебники и учебные пособия).

17. Американская социологическая мысль: Тексты. М., 1996.

18. Андреева Г.М. Современная буржуазная эмпирическая социология. М., 1965.

19. Антонович И. И. Буржуазная социологическая теория. Минск, 1980.

20. Афанасьев В.В. Социология истории. М., 2008.

21. Баразгова Е.С. Американская социология. Екатеринбург, 1997.

22. Бачинин В.А., Сандулов Ю.А. История западной социологии. М., 2002.

23. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. М., 2005.

24. Грзал Л., Попов С. Критика современных буржуазных социологических теорий. М., 1976.

25. Капитонов Э.А. История и теория социологии. М., 2000.

26. Кравченко Е.И. Джордж Герберт Мид: философ, психолог, социолог. М., 2006.

27. Култыгин В.П. Ранняя немецкая классическая социология. М., 1991.

28. Масловский М.В. Современная западная теоретическая социология. Н.Новгород 2005.

29. Осипов Г.В. Современная буржуазная социология. М., 1964.

30. Очерки по истории теоретической социологии ХХ столетия. М., 1994.

31. Плахов В.Д. Западная социология XIX - XX вв. СПб. 2006.

32. Полякова Н.Л. XX век в социологических теориях общества. М., 2004.

33. Ритцер Дж. Современные социологические теории. СПб., 2002.

34. Современная американская социология. М., 1994.

35.Современная западная теоретическая социология. М., 1994.

36. Современная немецкая социология: 1990 – е годы. СПб., 2002.

37. Современные буржуазные теории общественного развития. М., 1984.

38. Тернер Дж. Структура социологической теории. М., 1985.


В) Первоисточники

  1. Абельс Х. Интеракция, идентификация, презентация. СПб,1999.

  2. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993.

  3. Бергер П., Луман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995.

  4. Бурдье П. Социальное пространство: поля и практики. М., 2007.

  5. Бурье П. Практический смысл. М., 2001.

  6. Бурдье, П: Социология политики: [Пер. с фр.]. М.,1993.

  7. Гидденс, Э. Социология: [Учеб.: Пер.]/ ред. В.А.Ядов. М.,1999

  8. Гидденс Э. Устроение общества. М., 2005.

  9. Гоулднер А.У. Наступающий кризис западной социологии. СПб., 2003.

8. Кули, Ч. X. Человеческая природа и социальный порядок.-М.,2000.

9. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. М., 2006.

  1. Парсонс Т. О социальных системах. М., 2002.

  2. Парсонс Т. О структуре социального действия. М., 2002.

  3. Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1998.

  4. Шюц А. Мир, светящийся смыслом. М., 2004.

Похожие:

Измоденова Н. Н. 2011-2012уч г. 2 курс, 1семестр Экзамен по дисциплине: История социологии I. Экзаменационные вопросы iconИзмоденова Н. Н. 2011-2012уч г. 2 курс, 1семестр Экзамен по дисциплине: История социологии I. Экзаменационные вопросы
Начальный этап развития социологии в США. Чикагская социологическая школа. Периодизация деятельности Чикагской школы. Ее вклад в...
Измоденова Н. Н. 2011-2012уч г. 2 курс, 1семестр Экзамен по дисциплине: История социологии I. Экзаменационные вопросы iconЭкзаменационные вопросы по дисциплине «История дизайна, науки и техники»
Экзаменационные вопросы по дисциплине «История дизайна, науки и техники» для студентов очной формы обучения 2 курса
Измоденова Н. Н. 2011-2012уч г. 2 курс, 1семестр Экзамен по дисциплине: История социологии I. Экзаменационные вопросы iconЭкзаменационные вопросы по дисциплине «производственный менеджмент»
Экзаменационные вопросы по дисциплине «производственный менеджмент» для студентов 5 курса 1 и 2 образования специальности
Измоденова Н. Н. 2011-2012уч г. 2 курс, 1семестр Экзамен по дисциплине: История социологии I. Экзаменационные вопросы iconУчебно-тематический план для студентов 1 курса дневного отделения 4
Контрольные (экзаменационные) вопросы по дисциплине «История государства и права России» 19
Измоденова Н. Н. 2011-2012уч г. 2 курс, 1семестр Экзамен по дисциплине: История социологии I. Экзаменационные вопросы iconЭкзаменационные вопросы по дисциплине «Коммуникационный менеджмент» (2011-2012 уч год)
Содержание деятельности коммуникационного менеджмента, специфика функций управления
Измоденова Н. Н. 2011-2012уч г. 2 курс, 1семестр Экзамен по дисциплине: История социологии I. Экзаменационные вопросы iconЭкзаменационные вопросы по дисциплине «История» на 2013-2014 учеб год. (для заочной формы обучения)
История – это наука о корнях современности, о прошлом человечества, о его развитии и сегодняшних днях, о закономерностях и особенностях...
Измоденова Н. Н. 2011-2012уч г. 2 курс, 1семестр Экзамен по дисциплине: История социологии I. Экзаменационные вопросы iconЭкзаменационные вопросы по разделу «Линейная алгебра» 1 курс, математика, 2011-2012
Матрицы и их виды. Линейные операции над матрицами, их свойства. Элементарные преобразования матриц
Измоденова Н. Н. 2011-2012уч г. 2 курс, 1семестр Экзамен по дисциплине: История социологии I. Экзаменационные вопросы iconЭкзаменационные вопросы по дисциплине «История управленческой мысли» Система наук об управлении > Проблемы исследования истории наук
Разработка проблем управления в античных государствах (Древняя Греция, Древний Рим)
Измоденова Н. Н. 2011-2012уч г. 2 курс, 1семестр Экзамен по дисциплине: История социологии I. Экзаменационные вопросы iconЭкзаменационные вопросы по дисциплине «Иммунология»
Иммунология как наука. Задачи иммунологии. История развития иммунологии. Связь иммунологии с другими науками
Измоденова Н. Н. 2011-2012уч г. 2 курс, 1семестр Экзамен по дисциплине: История социологии I. Экзаменационные вопросы iconЭкзаменационные вопросы по дисциплине «Механика»

Измоденова Н. Н. 2011-2012уч г. 2 курс, 1семестр Экзамен по дисциплине: История социологии I. Экзаменационные вопросы iconЭкзаменационные вопросы по дисциплине «статистика»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы