Кондраков\nН.П. icon

Кондраков Н.П.


НазваниеКондраков Н.П.
страница1/43
Размер2.65 Mb.
ТипУчебник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   43
44135ce0.png" NAME="graphics1" ALIGN=BOTTOM WIDTH=162 HEIGHT=250 BORDER=0>


Кондраков Н.П.

К64 Бухгалтерский учет: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 592 с. —
(Серия «Высшее образование»).

ISBN 5-16-001615-5

Учебник состоит из трех разделов: основы бухгалтерского учета, финансовый учет, управленческий учет.

После каждой главы даны вопросы для самопроверки, а по основным темам финансового учета — задания по составлению бухгалтерских проводок.

В учебнике учтены основные нормативные документы по бухгалтерскому учету, опубликованные на 1 июля 2003 г.

Для студентов экономических вузов и факультетов, слушателей курсов по подготовке профессиональных бухгалтеров, аудиторов, менеджеров.

ББК 65.052я73


ISBN 5-16-001615-5

© Кондраков Н.П., 2007


Редактор Т.Г. Берзина

Корректор Е.А. Морозова

Компьютерная верстка Н.Н. Пряхина

Художественное оформление «Ин-Арт»

ЛР№ 070824 от 21.01.93

Сдано в набор 03.07.2003. Подписано в печать 31.10.2003.

Формат 60490/16. Бумага типографская № 2. Гарнитура Times.

Печать офсетная. Усл. печ. л. 37,0. Уч.-изд. л. 37,0

Тираж 100 000 экз. (1 - 10 000 экз.) Цена договорная. Заказ № 8455.

Издательский Дом «ИНФРА-М»

127214, Москва, Дмитровское ш., 107.

Тел.: (095) 485-70-63; 485-71-77

Факс: (095) 485-53-18. Робофакс: (095) 485-54-44

E-mail: books@infra-m.ru

Отпечатано в полном соответствии с качеством

предоставленных диапозитивов в Тульской типографии.

300600, г. Тула, пр. Ленина, 109.



Раздел I. ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Глава 1 Сущность и содержание бухгалтерского учета

1.1. Понятие о хозяйственном учете, его виды, учетные измерители

Понятие о хозяйственном учете

Хозяйственный учет слагается из наблюдения, измерения, регис­трации, систематизации фактов и процессов общественного воспро­изводства.

Наблюдаемые факты и явления измеряют в соответствующих еди­ницах (тоннах, литрах и т.п.) и регистрируют в первичных докумен­тах. Данные первичных документов систематизируют и записывают в специальные учетные регистры - книги, карточки, свободные лис­ты и др. На основании записей в учетных регистрах составляют и осуществляют контроль за деятельностью предприятий, организа­ций, учреждений.

Учет возник с появлением материального производства, что объяс­няется необходимостью подсчитывать и регистрировать орудия и про­дукты труда, а позже - затраты на производство продукции. С разви­тием материального производства расширяются функции хозяйствен­ного учета, возрастает его значение.

Учетные измерители

Для количественного выражения и качественной характеристики имущества организации и хозяйственных процессов пользуются на­туральными, трудовыми и денежными измерителями.

Натуральные измерители применяют для учета соответствую­щих объектов учета в физических единицах массы (килограммы, тон­ны), длины (сантиметры, метры), объема (литры, кубические метры), количества. Выбирают их в зависимости от свойств учитываемых объектов учета. В натуральных измерителях учитывают главным об­разом материальные ценности и объем выполненных работ. В ряде 3

случаев для правильного подсчета работы используют комбинирован­ные натуральные измерители (тонно-километры).

В натуральных измерителях нельзя получить обобщающие дан­ные о разнородных хозяйственных средствах, т.е. объединить выра­женные в килограммах количества мяса и муки, сопоставить кило­граммы с метрами.

Трудовые измерители характеризуют количество затраченного ра­бочего времени в днях, часах, минутах. Их чаще всего применяют в сочетании с натуральными, например при установлении норм вы­работки, вычислении производительности труда и т.д.

Денежные измерители отражают имущество организации и все хозяйственные операции в единой стоимостной оценке (в рублях и копейках). Такой обобщающий показатель позволяет сравнивать дан­ные о размерах имущества организаций, себестоимости продукции, результатах финансовой деятельности и т.д. По существу все основ­ные показатели хозяйственной деятельности организаций и предпри­ятий могут быть выражены только в денежной форме.

Денежный измеритель часто применяют в сочетании с натураль­ными и трудовыми, например при расчете средней заработной пла­ты, исчислении себестоимости единицы продукции и т.д.

Виды хозяйственного учета

В настоящее время в России можно выделить четыре вида хозяй­ственного учета: статистический (статистика), оперативный (или опе­ративно-технический), бухгалтерский (бухгалтерия) и налоговый.

Статистический учет изучает закономерности и взаимосвязи массовых общественных явлений и процессов. При наблюдении за различными массовыми явлениями, происходящими на предприяти­ях, в организациях и учреждениях, в статистическом учете исчисля­ют количественные и качественные показатели производительности труда, объема производства, заработной платы и др. Полученные ре­зультаты обрабатывают и обобщают в масштабе районов, областей, республик, отдельных отраслей и народного хозяйства в целом.

От других видов учета статистический отличается широким кру­гом изучаемых объектов. Он изучает не только хозяйственные явле­ния, но и другие стороны жизни общества (рождаемость детей и смерт­ность населения, его движение и т.д.) путем статистических наблю­дений (переписей, обследований или специальной регистрации).

При статистическом учете используют данные бухгалтерского и оперативного учета, а также организуют первичный учет на предпри­ятиях, организациях и учреждениях. Для изучения общественных яв­лений статистика использует специальные методы исследования: вы­борочные наблюдения, группировку, индексный метод и др.

4

Оперативный учет применяют для наблюдения и контроля за от­дельными фактами и операциями хозяйственной деятельности пред­приятия, организаций, учреждений с целью оперативного на них воз­действия.

Оперативный учет вводится в основном в тех случаях, когда не­обходимо быстрее получить данные о хозяйственных операциях (ежедневные сведения о выпуске продукции, расходе фонда заработ­ной платы, себестоимости продукции, рентабельности, сведения о поставках нефти, газа в другие страны и др.). Вместе с тем он охва­тывает и те хозяйственные операции, которые не находят непосред­ственного отражения в бухгалтерском и статистическом учете (явка работников на предприятие и уход с него, работа машин и станков, их простои, режим технологического процесса и т.д.).

Для обеспечения действенности контроля показатели оперативно­го учета включают только самые необходимые краткие данные. Их часто не документируют, а сообщают устно. Следовательно, опера­тивный учет характеризуется краткостью и быстротой получения учет­ных сведений.

Данные оперативного учета часто получают путем непосредствен­ного наблюдения, однако в настоящее время все шире используют раз­личные механические и автоматические измерительные и регистриру­ющие приборы и устройства.

При оперативном учете пользуются всеми тремя видами измери­телей, чаще натуральными и трудовыми.

Ряд показателей оперативного учета передают в вышестоящие организации, например данные о выпуске продукции, обеспеченнос­ти сырьем. Такие показатели обобщают и включают в состав опера­тивной отчетности, которая служит для наблюдения за соответству­ющими процессами в масштабе отраслей и народного хозяйства.

Бухгалтерский учет служит для наблюдения и контроля за хо­зяйственной деятельностью предприятий, учреждений, организаций и их объединений. Он охватывает менее широкий круг объектов, чем статистический, но является более широким, чем оперативный учет.

В бухгалтерском учете отражаются все виды имущества органи­зации и все операции, вызывающие его движение, поэтому его необ­ходимо вести постоянно, с охватом всех без исключения хозяйствен­ных операций по движению имущества.

Если, например, не будет учтен за какой-то день труд работника, то возник­нет неточность в исчислении заработной платы данного работника, всего фонда заработной платы предприятия, себестоимости продукции и т.д.

Данные бухгалтерского учета должны быть точными и строго обо­снованными. Только в этом случае можно получить объективные по-

5

казатели деятельности организации, а также использовать их в каче­стве доказательств при решении спорных вопросов с работниками и другими предприятиями, организациями, учреждениями. Точность и обоснованность бухгалтерских данных обеспечивается документацией всех хозяйственных операций.

В бухгалтерском учете применяют все виды измерителей, однако особое значение придается денежному измерителю.

Понятие налогового учета введено Налоговым кодексом Россий­ской Федерации (НК РФ). Налоговый учет осуществляется организа­циями для определения налоговой базы по налогу на прибыль. Для ведения налогового учета используются правильно оформленные бух­галтерские документы. Налоговый учет можно вести в общеустанов­ленных регистрах бухгалтерского учета, в которые при необходимо­сти вводятся соответствующие изменения, или использовать специ­альные регистры налогового учета.

1.2. Определение и основные задачи бухгалтерского учета

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систе­му сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выра­жении об имуществе, обязательствах организаций и их движении пу­тем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяй­ственных операций.

В данном определении отражены:

• основные этапы учетного процесса (вначале любой учетный объект наблюдается, затем измеряется, осуществляются его регистрация, дальнейшая обработка учетной информации для ее пе­редачи пользователям);

• основные отличия бухгалтерского учета от других видов - стати­стического и оперативного.

Бухгалтерский учет обязаны вести все организации, находящие­ся на территории Российской Федерации, а также филиалы и пред­ставительства иностранных организаций, если иное не предусмотре­но международными договорами Российской Федерации.

Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством Российской Федерации.

Основные задачи бухгалтерского учета:

• формирование полной и достоверной информации о деятельнос­ти организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководи­телям, учредителям, участникам и собственникам имущества орга-


6

низации, а также внешним пользователям бухгалтерской отчетно­сти - инвесторам, кредиторам и др.;

обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблю­дением законодательства Российской Федерации при осуществ­лении организацией хозяйственных операций и их целесообраз­ностью, наличием и движением имущества и обязательств, ис­пользованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и смета­ми;

предотвращение отрицательных результатов хозяйственной дея­тельности организации и выявление внутрихозяйственных резер­вов обеспечения ее финансовой устойчивости.

^ 1.3. Пользователи бухгалтерской информации

Пользователей бухгалтерской информации можно разделить на три группы:

• администрация организации;

• сторонние пользователи информации с прямым финансовым ин­тересом;

• сторонние пользователи информации с непрямым (косвенным)

финансовым интересом.

Администрация организации - это совет директоров, высший управленческий персонал, менеджеры, руководители и специалисты подразделений.

Представители администрации являются одними из основных пользователей бухгалтерской информации, состав которой для каж­дого представителя определяется в зависимости от функций, выпол­няемых им, и его должности.

Собственников, совладельцев и первых руководителей организации, напри­мер, больше всего интересуют прибыльность и ликвидность организации (соот­ношение платежных средств и обязательств); менеджеров - информация о сумме и норме прибыли, достаточности денежных средств, себестоимости и рентабель­ности отдельных изделий и др.

Основными критериями при определении состава информации для каждого работника администрации являются:

• ее соответствие функциям работника;

• стоимость информации;

необходимость соблюдения коммерческой тайны. Сторонние пользователи бухгалтерской информации с пря­мым финансовым интересом - это сегодняшние или потенциальные


7

инвесторы, банки, поставщики основных средств и производствен­ных запасов и другие кредиторы. Они пользуются в основном инфор­мацией, содержащейся в бухгалтерской отчетности. На основании данных отчетности они делают выводы о финансовых перспективах в будущем, о ликвидности и платежеспособности организации.

Сторонние пользователи бухгалтерской информации с косвен­ным финансовым интересом - это налоговые органы, казначейство, контрольно-ревизионное управление (КРУ) Минфина Российской Феде­рации, аудиторские фирмы, Госкомстат, органы, уполномоченные управ­лять государственным и муниципальным имуществом, органы планиро­вания экономики и другие пользователи (фондовые биржи, работники профессиональных союзов, научные консультанты, покупатели и др.).

Налоговые органы и казначейство в отличие от других сторонних пользователей информации имеют право пользоваться не только от­четной, но и всей другой учетной информацией, необходимой для про­верки правильности уплаты федеральных, республиканских и мест­ных налогов на прибыль (доходы), налогов на добавленную стоимость (НДС) и на заработную плату, акцизов. Вся учетная информация пред­ставляется ревизорам КРУ Минфина Российской Федерации (Мин­фина РФ) и вышестоящих органов управления, а также аудиторам, осуществляющим по договору аудиторскую проверку.

Представителям Пенсионного фонда, Фонда социального страхо­вания и фондов медицинского страхования представляется учетная информация, необходимая для проверки правильности отчислений в указанные фонды.

Сторонние пользователи, имеющие право на использование всей или части внутренней учетной информации, обязаны хранить коммер­ческую тайну организации.

Перечень сведений, составляющих коммерческую тайну, опреде­ляется руководителем организации. Целесообразно указанный пере­чень оформлять приказом руководителя.

Остальные сторонние пользователи информации используют в основном данные бухгалтерской отчетности (как правило, для оцен­ки финансового состояния). В органы Госкомстата представляется ста­тистическая отчетность, при составлении которой, как правило, ис­пользуются данные бухгалтерского учета.

^ 1.4 Основные правила (принципы) бухгалтерского учета

Основные правила ведения бухгалтерского учета, определенные Федеральным законом «О бухгалтерском учете» и Положением по ве­дению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российс­кой Федерации, следующие:

8

1. Обязательность двойной записи хозяйственных операций на счетах рабочего плана счетов, составляемого на основе Плана счетов, утверждаемого Минфином РФ.

2. Учет объектов учета в рублях и на русском языке. Первичные учетные документы, составленные на иных языках, должны иметь подстрочный перевод на русский язык.

3. Осуществление в бухгалтерском учете текущих затрат на про­изводство продукции, выполнение работ и оказание услуг раздельно от затрат, связанных с капитальными и финансовыми вложениями.

4. Обязательность документирования хозяйственных операций. Первичные документы должны быть составлены в момент соверше­ния хозяйственных операций или сразу по окончании операции. Они должны содержать обязательные реквизиты и составляться по типо­вым формам или формам, утверждаемым руководителем организации. Руководитель утверждает также правила документооборота и техно­логию обработки учетной информации.

5. Для систематизации и накопления информации, содержащей­ся в учетных документах, использование учетных регистров, формы которых разрабатываются Минфином РФ, органами, которым предо­ставлено право регулирования бухгалтерского учета, федеральными органами исполнительной власти или самой организацией при соблю­дении ими общих методических принципов бухгалтерского учета. Содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтер­ской отчетности является коммерческой тайной.

6. Оценка объектов учета в денежном выражении. Оценка иму­щества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирова­ния фактически произведенных затрат на его покупку; имущества, полученного безвозмездно, - по рыночной стоимости на дату опри­ходования; имущества, произведенного в самой организации, - по сто­имости его изготовления. Применение других методов оценки допус­кается в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Минфина РФ и органов, которым предоставлено право регулирования бухгалтер­ского учета.

7. Обязательность проведения инвентаризации имущества и обяза­тельств. Порядок проведения инвентаризации определяется руководи­телем организации, за исключением установленных законом о бухгал­терском учете случаев обязательного проведения инвентаризаций.

8. Формирование учетной политики для ведения бухгалтерского учета в организации в соответствии с установленными допущения­ми и требованиями.

Понятия «допущения» и «требования» также являются правила­ми ведения бухгалтерского учета.

9

Понятие «допущения» примерно соответствует понятию «осново­полагающие бухгалтерские принципы» в западном учете. В отече­ственном учете это понятие относится по существу к правилам веде­ния учета и составления отчетности. При этом указанные в положе­нии по учетной политике допущения не обязательно должны объявляться организацией - их принятие и следование им подразу­меваются. Вместе с тем если организация при ведении бухгалтер­ского учета и составлении отчетности допускает отступления от ус­тановленных допущений, то она обязана указать причины этих отступ­лений.

Положением по учетной политике установлены следующие допу­щения: имущественной обособленности организации, непрерывнос­ти деятельности, последовательности применения учетной политики и временной определенности фактов хозяйственной деятельности.

^ Допущение имущественной обособленности означает, что имуще­ство и обязательства организации существуют обособленно от иму­щества и обязательств собственника и имущества других юридичес­ких лиц, находящегося у данной организации.

^ Допущение непрерывности деятельности организации означает, что она будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствует намерение ликвидации или существенного сокращения де­ятельности. Если же указанные намерения у организации имеются, она обязана объявить об этом в учетной политике, формируемой на пред­стоящий финансовый год, и в пояснительной записке к годовому отче­ту за истекший финансовый год. Указанное допущение обязательно дол­жно использоваться в аудиторской практике, и аудитор обязан инфор­мировать пользователей бухгалтерской отчетности о возможной ликвидации организации или сокращении деятельности.

^ Допущение последовательности применения учетной политики означает, что выбранная организацией учетная политика применяет­ся последовательно от одного отчетного года к другому. Изменение учетной политики возможно в случае изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету, разработки организацией новых способов ведения бухгалтер­ского учета и существенного изменения условий деятельности.

^ Допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности означает, что они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности того периода, в котором совершены, независимо от фак­тического времени поступления или выплаты денежных средств, свя­занных с этими фактами.

Например, начисленная работникам организации оплата труда относится на издержки производства или обращения того периода, в котором она начислена, независимо от фактического времени выплаты начисленной суммы работникам.

10

В международной бухгалтерской практике допущению временной определенности фактов хозяйственной деятельности соответствует основополагающий «принцип начисления».

В международной учетной политике, наряду с основополагающи­ми, используются и другие бухгалтерские принципы (осторожности, существенности, стоимостной оценки объектов учета и др.).

В отечественной практике в качестве указанных понятий исполь­зуют понятие «требования». Формируемая организациями учетная политика должна соответствовать требованиям полноты, своевремен­ности, осмотрительности, приоритета содержания перед формой, не­противоречивости и рациональности.

^ Требование полноты означает необходимость отражения в бухгал­терском учете всех фактов хозяйственной деятельности.

Требование своевременности подразумевает необходимость свое­временного отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчет­ности фактов хозяйственной деятельности.

^ Требование осмотрительности (осторожности, в западной практи­ке - еще и консерватизма) означает большую готовность к учету потерь (расходов) и пассивов, чем возможных доходов и активов (не допуская скрытых резервов). В западной практике одним из конкретных прояв­лений данного требования является так называемый асимметричный учет прибылей и убытков, т.е. прибыль отражается в учете только пос­ле совершения хозяйственных операций, а убыток может отражаться с момента возникновения предположения о его возможности. Для по­крытия таких убытков предусматривается создание специальных резер­вов, например резервов по сомнительным долгам.

В отечественной практике тоже предусмотрено образование ре­зервов по сомнительным долгам. Они могут создаваться в течение финансового года (ежеквартально) на основе проведенной инвента­ризации, не погашенной в установленный срок дебиторской задол­женности.

В настоящее время требование осмотрительности в отечествен­ной практике нужно использовать осторожно, поскольку и без этого требования многие организации стремятся увеличить расходы с це­лью уменьшения в отчетности прибыли и соответственно налога на прибыль.

С переходом к реальным рыночным отношениям, когда органи­зации будут заинтересованы иметь в отчетности высокую рентабель­ность (обеспечивающую возможность получения кредитов, нормаль­ные экономические отношения с другими организациями, выплату высоких дивидендов по акциям и продажу их по высоким ценам и т.п.), требование осторожности будет действовать в полной мере.

11

^ Требование приоритета содержания перед формой означает, что в бухгалтерском учете факты хозяйственной деятельности должны отражаться исходя не только из их правовой формы, но и из эконо­мического содержания фактов и условий хозяйствования. Например, сам по себе факт выдачи руководителям организации крупных сумм ссуд не является незаконным. Однако если выдача этих сумм осуще­ствляется в период неустойчивого финансового состояния организа­ции, особенно при задержке выплат начисленной оплаты труда из-за отсутствия денежных средств, то данную хозяйственную операцию следует признать неправомерной.

^ Требование непротиворечивости обусловливает необходимость тождества данных аналитического учета с оборотами и остатками по синтетическим счетам на 1-е число каждого месяца, показателей бух­галтерской отчетности данным синтетического и аналитического уче­та, а также показателей отчетности на начало и конец периода.

^ Требование рациональности означает необходимость рациональ­ного и экономного ведения бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации.

^ 1.5. Международные бухгалтерские принципы

В соответствии с первым международным учетным стандартом основополагающими бухгалтерскими принципами являются метод начисления и непрерывность деятельности.

^ Метод начисления. В соответствии с данным методом результа­ты операций и прочих событий признаются по факту их совершения (а не в том случае, когда денежные средства или их эквиваленты по­лучены или выплачены). Они отражаются в учетных записях и вклю­чаются в финансовую отчетность периодов, к которым относятся. Бла­годаря этому финансовая отчетность информирует пользователей не только о прошлых операциях, связанных с выплатой или получени­ем денежных средств, но и об обязательствах заплатить деньги в бу­дущем, и о ресурсах, представляющих денежные средства, которые будут получены в будущем.

^ Непрерывность деятельности. Финансовая отчетность обычно составляется на основе допущения, что компания действует и будет действовать в обозримом будущем. Таким образом, предполагается, что компания не собирается и не нуждается в ликвидации или суще­ственном сокращении масштабов своей деятельности. Если такое; на­мерение или необходимость существует, финансовая отчетность дол­жна составляться на иной основе, которую необходимо раскрыть.

^ Качественными характеристиками финансовой отчетности, как уже отмечалось, являются понятность, уместность, надежность и со­поставимость.

12

Понятность. Информация, представленная в финансовой отчет­ности, должна быть доступной для понимания пользователем, кото­рый имеет достаточные знания в сфере деловой и экономической дея­тельности. Вместе с тем информация о сложных и важных вопросах не должна исключаться только из-за того, что может оказаться слиш­ком сложной для понимания определенными пользователями.

Уместность. Информация является уместной, когда она влияет на экономические решения пользователей, помогая им оценивать про­шлые, настоящие и будущие события, подтверждать или исправлять их прошлые оценки.

На уместность информации влияют ее характер и существенность.

Например, само сообщение о новом сегменте может повлиять на оценку рис­ков и возможностей, имеющихся у компании, независимо от существенности ре­зультатов, достигнутых новым сегментом в отчетном периоде.

Существенной считается информация, если ее пропуск или ис­кажение могут повлиять на экономические решения пользователей, принятые на основании финансовой отчетности.

Надежность. Информация является надежной, когда в ней нет существенных ошибок и искажений и когда пользователи либо мо­гут положиться на нее, как правдиво представляющую соответству­ющие факты и события, либо обоснованно ожидать от нее правдиво­го представления этих фактов и событий.

Для того чтобы быть надежной, информация должна правдиво представлять операции и прочие события. Для обеспечения правди­вости необходимо, чтобы операции и прочие события учитывались и представлялись в соответствии с их сущностью и экономической реальностью, а не только их юридической формой (преобладание сущ­ности над формой).

Чтобы быть надежной, информация, содержащаяся в финансовой отчетности, должна быть нейтральной, т.е. непредвзятой. Кроме того, отчетность должна составляться при соблюдении принципа осмотри­тельности. Осмотрительность — это соблюдение определенной ос­торожности в процессе формирования суждений, необходимой в про­изводстве расчетов, для того чтобы в условиях неопределенности ак­тивы и доходы не были завышены, а обязательства или расходы занижены. Вместе с тем соблюдение принципа осмотрительности не позволяет, к примеру, создавать скрытые резервы и чрезмерные за­пасы, сознательно занижать активы и доходы или преднамеренно за­вышать обязательства и расходы.

Для того чтобы быть надежной, информация в финансовой отчет­ности должна быть полной с учетом существенности и затрат на нее. Пропуск информации может сделать ее ложной или дезориентирую­щей, а следовательно, ненадежной и несовершенной.

13

Сопоставимость. Пользователи должны иметь возможность со­поставлять финансовую отчетность компании за разные периоды вре­мени, а также финансовую отчетность разных компаний. Для обес­печения сопоставимости измерение и отражение финансовых резуль­татов должно осуществляться в сравниваемых периодах по единой методологии в разных компаниях. Сведения об изменении методоло­гии измерения и отражения финансовых результатов должны сооб­щаться в учетной политике компаний.

Рассмотрение отечественных и зарубежных учетных принципов позволяет сделать вывод о том, что многие из них являются общими для обеих учетных систем.

С введением в учетную практику Положения «Учетная политика предприятия» (с 1 января 1995 г.) в отечественном бухгалтерском уче­те стали использоваться международные бухгалтерские принципы.

^ 1.6. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в России

Ведение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению (Федеральный закон «О бухгалтерском учете», положения по бухгалтерскому учету - ПБУ), другие носят ре­комендательный характер (План счетов бухгалтерского учета, мето­дические указания, комментарии).

В зависимости от назначения и статуса нормативные документы целесообразно представить в виде следующей системы:

• 1-й уровень: законодательные акты, указы Президента и постанов­ления Правительства Российской Федерации, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского уче­та в организации;

• 2-й уровень: стандарты (положения) по бухгалтерскому учету и отчетности;

• 3-й уровень: методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии, письма Минфина Российской Федерации и других ведомств;

• 4-й уровень: рабочие документы по бухгалтерскому учету самого

предприятия.

Основным актом 1-го уровня является Федеральный закон «О бух­галтерском учете» от 21.11.96 г. № 129-ФЗ, который определяет пра­вовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы, орга­низацию, основные направления бухгалтерской деятельности и со­ставления отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и предоставлять финансовую отчетность.

14

К первому уровню системы следует отнести также Гражданский кодекс РФ, Федеральные законы «Об упрощенной системе налогооб­ложения, учета и отчетности для субъектов малого предприниматель­ства» от 29.12.95 г. № 222-ФЗ, «О государственной поддержке мало­го предпринимательства в Российской Федерации» от 14.06.95 г. № 88-ФЗ, «Об акционерных обществах» от 26.12.95 г. № 208-ФЗ, По­становление Правительства Российской Федерации «О Программе ре­формирования бухгалтерского учета в соответствии с международны­ми учетными стандартами финансовой отчетности» от 06.03.98 г. № 283 и др.

Учетный стандарт (2-й уровень) можно определить как свод ос­новных правил, устанавливающий порядок учета и оценки определен­ного объекта или их совокупности. Учетные стандарты (в отечествен­ном бухгалтерском учете - положения) призваны конкретизировать Закон о бухгалтерском учете. В настоящее время в России разработано и утверждено 19 положений по бухгалтерскому учету и отчетности (см. п. 1.7).

На втором уровне системы нормативных документов единствен­ным регулирующим органом является Минфин РФ.

Положение по бухгалтерскому учету обычно включает следующие элементы:

• название и номер ПБУ;

• общие положения (указываются сфера применения соответствующе­го ПБУ и условия признания соответствующего объекта учета);

• определения (основные определения и понятия по соответствую­щему объекту учета);

• оценка (указываются различные виды применяемых оценок по объекту);

• порядок учета (описывается порядок учета наличия и изменения соответствующего объекта учета);

• раскрытие информации (указывается состав информации, подле­жащий раскрытию в составе информации по учетной политике и в бухгалтерской отчетности).

Отечественные ПБУ в отличие от международных стандартов но­сят не рекомендательный, а обязательный характер. Большинством ПБУ предусмотрены различные варианты учета соответствующих объектов.

Методические рекомендации и инструкции (3-й уровень) при­званы конкретизировать учетные стандарты в соответствии с отрас­левыми и иными особенностями. Они разрабатываются Минфином РФ и различными ведомствами (только в промышленности СССР дей­ствовало 140 отраслевых инструкций). Значительная часть норматив­ных документов третьего уровня приведена в п. 1.7.

15


Рабочие документы самого предприятия (4-й уровень) опреде­ляют особенности организации и ведения учета в нем. Основные рабочие документы организации:

• документ по учетной политике предприятия;

• утвержденные руководителем формы первичных учетных доку­ментов;

• графики документооборота;

• утвержденный руководителем План счетов бухгалтерского учета;

• утвержденные руководителем формы внутренней отчетности.

Следует отметить, что многие организации ограничиваются разра­боткой приказа по учетной политике. Остальные рабочие документы или отсутствуют (графики документооборота, формы внутренней отчетно­сти), или не утверждены руководителем (формы первичных учетных документов, План счетов). Подобные организации грубо нарушают по­рядок ведения бухгалтерского учета, установленный Законом «О бухгал­терском учете» и другими нормативными документами.

1.7. Основные нормативные документы, определяющие методологические основы, порядок организации и ведения бухгалтерского учета в организациях Российской Федерации

1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.И.96 г. № 129-ФЗ.

2. Федеральный закон «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» от 29.12.95 г. № 222-ФЗ.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть I и II. - М.: Проспект, 1998.

4. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской от­четности в Российской Федерации. Утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.98 г. № 34-н (в ред. приказа Минфина РФ от 24.03.2000 г. № 31н), с последующими изменениями и дополнениями.

5. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению. Утвер­ждены приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94 н.

6. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации». ПБУ 1/98. Утверждено приказом Минфина РФ от 09.12.98 г. № 60н.

7. Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров (контрак­тов) на капитальное строительство». ПБУ 2/94. Утверждено прика­зом Минфина РФ от 20.12.94 г. № 167.

16

8. Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обяза­тельств, стоимость которых выражена в иностранной валюте». ПБУ 3/2000. Утверждено приказом Минфина РФ от 10.01.2000 г. № 2н.

9. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации». ПБУ 4/99. Утверждено приказом Минфина РФ от 06.07.99 г. № 43н.

10. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-про­изводственных запасов». ПБУ 5/01. Утверждено приказом Минфина РФ от 09.06.01 г. № 44н.

11. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств». ПБУ 6/01. Утверждено приказом Минфина РФ от 30.03.01 г. № 26н.

12. Положение по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты». ПБУ 7/98. Утверждено приказом Минфина РФ от 25.11.98 г. № 56н.

13. Положение по бухгалтерскому учету «Условные факты хозяй­ственной деятельности». ПБУ 8/01. Утверждено приказом Минфина РФ от 28.И.01 г. №96н.

14. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации». ПБУ 9/99. Утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.99 г. № 32н.

15. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организаций». ПБУ 10/99. Утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.99 г. № ЗЗн.

16. Положение по бухгалтерскому учету «Информация по аффи­лированным лицам». ПБУ 11/2000. Утверждено приказом Минфина РФ от 13.01.2000 г. №5н.

17. Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегмен­там». ПБУ 12/2000. Утверждено приказом Минфина РФ от 27.01.2000 г. № Ин.

18. Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи». ПБУ 13/2000. Утверждено приказом Минфина РФ от 16.10.2000 г. № 92н.

19. Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов». ПБУ 14/2000. Утверждено приказом Минфина РФ от 16.10.2000г. №91н.

20. Положение по бухгалтерскому учету «Учет займов и креди­тов и затрат по их обслуживанию». ПБУ 15/01. Утверждено прика­зом Минфина РФ от 02.08.01 г. № 60н.

21. Положение по бухгалтерскому учету «Информация по прекра­щаемой деятельности». ПБУ 16/02. Утверждено приказом Минфина РФ от 02.07.2002 г. № 66н.

22. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы». ПБУ 17/02. Утверждены приказом Минфина РФ от 19.11.2002 г. № 115н.

17


23. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по нало­гу на прибыль». ПБУ 18/02. Утверждено приказом Минфина РФ от 19.11.2002г. № 114н.

24. Положение по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложе­ний». ПБУ 19/02. Утверждено приказом Минфина РФ от 10.12.2002 г. № 126н.

25. Положение об особенностях порядка исчисления средней за­работной платы. Постановление Правительства РФ от 11.04.2003 г. №213.

26. «О формах бухгалтерской отчетности организации». Приказ Минфина РФ от 13.01.2000 г. № 4н.

27. Методические рекомендации по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию. Утверждены приказом Мин­фина РФ от 21.03.2000 г. № 29н.

28. Методические указания по инвентаризации имущества и фи­нансовых обязательств. Утверждены приказом Минфина Российской Федерации от 13.06.95 г. № 49.

29. Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств. Утверждены приказом Минфина РФ от 20.07.98 г. № ЗЗн.

30. Методические указания по бухгалтерскому учету материаль­но-производственных запасов. Утверждены приказом Минфина РФ от 28.12.01 г. № 119.

31. Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудо­вания и специальной одежды. Утверждены приказом Минфина РФ от 26.12.00 г. № 135н.

32. Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства. Утверждены приказом Минфина РФ от 21.12.98 г. № 64н.

33. Типовые методические рекомендации по планированию и уче­ту себестоимости строительных работ. Утверждены приказом Мини­стерства строительства РФ от 04.12.95 г. № БЕ-11-260/7 по согласо­ванию с Минэкономики РФ и Минфином РФ от 28.11.95 г.

34. Альбом новых унифицированных форм первичной учетной документации. Утвержден постановлением Госкомстата России от 30.10.97г. №71 а.

35. Международные стандарты финансовой отчетности. Издание
нарусск. яз. - М.: Аскери-Асса, 1998.

36. «Методические рекомендации о порядке формирования пока­зателей бухгалтерской отчетности организации». Приказ Минфина РФ от 28.06.2000 г. № 60н.

37. «О безналичных расчетах в Российской Федерации». Положе­ние Центрального банка РФ от 03.10.2002 г. № 2-П.

18

38. Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике Рос­сии. Одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине РФ и Президентским советом Института профессио­нальных бухгалтеров 29.12.97 г.

39. Программа реформирования бухгалтерского учета в соответ­ствии с международными стандартами финансовой отчетности. Ут­верждена постановлением Правительства РФ от 06.03.98 г. № 283.

40. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2. Федераль­ный Закон от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.12.2000 г. № 16-ФЗ).

41. Методические рекомендации по учету затрат на производство продукции, работ, услуг (проект Минфина РФ).

42. Основные положения по планированию, учету и калькулиро­ванию себестоимости продукции на промышленных предприятиях. Утверждены Госпланом СССР, Минфином СССР, Госкомцен СССР, ЦСУ СССР 20.07.70 г.

Из указанных документов особое место занимают Закон о бухгал­терском учете, Положения о бухгалтерском учете и отчётности 1992, 1994 и 1998 гг., План счетов бухгалтерского учета (1991 и 2000 гг.) и положение «Учетная политика организации» (1994 и 1998 гг.). Они предоставили организациям право выбора вариантов учета и оценки соответствующих объектов (оценки готовой продукции, товаров и другого имущества, учета затрат на производство продукции, выпус­ка продукции, ее реализации и др.) в соответствии с установленной организацией учетной политикой.

В учетную практику введены новые объекты учета: нематериаль­ные активы, финансовые вложения, займы, арендные отношения и др.

Существенно изменена методология учета многих объектов уче­та — основных средств, капитальных вложений, уставного капитала, прибыли и убытков и др.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета в органи­зациях возложена на их руководителей. Организации получили пра­во привлекать для ведения бухгалтерского учета и составления отчет­ности сторонние организации и лиц и не иметь бухгалтерию.

Организациям малого бизнеса разрешено совмещать функции бух­галтера и кассира, а также применять упрощенную форму бухгалтер­ского учета.

Существенно изменена бухгалтерская отчетность. Ее состав, со­держание, сроки и адреса представления стали в значительной мере соответствовать международной практике. Бухгалтерская отчетность приобрела характер публичной отчетности, доступной для любых сто­ронних пользователей. Многие организации обязаны представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности аудиторское заключение,

19

подтверждающее достоверность отчетных данных. С введением в учетную практику положения «Учетная политика предприятия» (с 1 января 1995 г.) в отечественной системе бухгалтерского учета на­чали использоваться международные бухгалтерские принципы.

Все эти изменения направлены на отражение реальных процес­сов, происходящих в нашей стране, и на приближение отечественно­го учета к зарубежному. Они дают основание сделать вывод о том, что период 1991-2000 гг. можно считать первым этапом перехода отечественной системы учета и отчетности к системе, отвечаю­щей требованиям рыночной экономики и международным учет­ным стандартам.

^ 1.8. Вопросы и задания

1. Каково понятие хозяйственного учета?

2. Назовите виды учетных измерителей.

3. Назовите основные отличия статистического бухгалтерского и оперативного учета.

4. Перечислите основные правила бухгалтерского учета.

5. Какие допущения установлены положением по учетной поли­тике?

6. Назовите основные международные бухгалтерские принципы.

7. Дайте определение сущности бухгалтерского учета.

8. Назовите основных пользователей бухгалтерской информации.

9. Какие нормативные документы по бухгалтерскому учету явля­ются:

а) обязательными;

б) рекомендательными?

10. Сколько положений по бухгалтерскому учету (ПБУ) утверж­дено Минфином РФ на 01.01.2003 г.?

11. К каким ПБУ разработаны методические указания по учету соответствующих объектов учета?

12. Назовите основной нормативный документ по бухгалтерско­му учету.

20

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   43

Похожие:

Кондраков\nН.П. iconКондраков Николай Петрович, Кондраков Игорь Николаевич налоги и налогообложение в схемах и таблицах учебное пособие
Книга предназначена для студентов экономических и юридических факультетов вузов, экономистов, юристов, руководителей, а также для...
Кондраков\nН.П. iconКондраков Н.П.
Учебник состоит из трех разделов: основы бухгалтерского учета, финансовый учет, управленческий учет
Кондраков\nН.П. icon«Утверждаю» Директор центра «спортивный клуб рэу имени Г. В. Плеханова» Г. Б, Кондраков
Привлечение посетителей различного уровня для оздоровительных занятий физкультурой и спортом
Кондраков\nН.П. iconУрок №18: Мир на высоких октавах. Методология познания. О новых знаниях и их роли. Игорь Кондраков
...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы