Куденко Виктория Михайловна Вуз: Сибирский институт бизнеса, управления и психологии icon

Куденко Виктория Михайловна Вуз: Сибирский институт бизнеса, управления и психологии


Скачать 469.51 Kb.
НазваниеКуденко Виктория Михайловна Вуз: Сибирский институт бизнеса, управления и психологии
страница1/11
Размер469.51 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Куденко Виктория Михайловна

Вуз: Сибирский институт бизнеса, управления и психологии

Научный руководитель: Воронкова Е.Р., зав. кафедрой трудового и административного права, к.ю.н., доцент


История становления и развития социального партнерства в Красноярском крае


Красноярский край - пионер в создании и развитии системы социального партнерства по регулированию социально-трудовых отношений в России. Во-первых, на краевом уровне соглашения стали заключаться еще до принятия Указа Президента от 15.11.1991 г. «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)». Во-вторых, краевая ассоциация государственных предприятий и организаций была сформирована в конце 1980-х гг. Ее правопреемник - Союз товаропроизводителей, предпринимателей Красноярского края (далее по тексту - СТПК) выступил как равноправный субъект социального партнерства уже в 1991 г. (тогда как в регионах России эта тенденция стала прослеживаться только в 1994-1996 гг.).


В истории социального партнерства в Красноярском крае можно выделить пять этапов становления и развития.


1. Возникновение и становление социального партнерства в сфере труда в Красноярском крае (1990-1992 гг.).


Начало первого этапа обозначено заключением Соглашения 26 сентября 1990 г. по основным направлениям социальной защищенности трудящихся и населения Красноярского края на 1990-1991 гг. Оно определялось как правовой акт, устанавливающий общие принципы согласованного проведения социально-экономической политики Красноярского края. Это был договор между Исполкомом Красноярского краевого Совета народных депутатов и президиумом Красноярского крайсовпрофа. Факт беспрецедентный в истории профсоюзного движения и становления социального партнерства в России, так как Соглашение было подписано до принятия нормативных актов, определяющих понятие «социальное партнерство», механизм его осуществления и принципы действия [1]. Так, на федеральном уровне первое Соглашение между Советом Федерации независимых профсоюзов России и Правительством России было подписано 22 февраля 1991 г.


Соглашение состояло из шести разделов: система социальной защиты; экология и охрана труда; вопросы решения продовольственной программы и возрождения села; жилищная проблема; вопросы молодежи, культуры и спорта; здравоохранение. К числу первоочередных вопросов относились: 1) меры по обеспечению занятости трудоспособного населения; 2) установление систематического контроля за реализацией краевой программы увеличения производства товаров народного потребления и услуг; 3) разработка и внедрение системы распределения импортных товаров от бартерных сделок; 4) внесение дополнения в перечень реализуемых в государственной торговле основных продовольственных товаров, на которые договорные цены не должны устанавливаться.


Второе Региональное соглашение по регулированию социально-трудовых отношений, заключенное в 1993 г., уже было заключено между Администрацией края, Федерацией профсоюзов Красноярского края (далее по тексту - ФПКК) содержало четыре раздела: 1) стабилизация экономики и социально-трудовых отношений; 2) занятость населения; 3) поддержание уровня жизни (доходов) и гарантии социальной защищенности трудящихся и населения; 4) заключительные положения.


2. Создание системы социального партнерства в Красноярском крае (1992-2001 гг.).


В рамках второго этапа можно выделить две стадии. Первая стадия связана с образованием трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, созданной 16 марта 1992 г. Она должна была разрабатывать соглашения и осуществлять контроль за их выполнением, выявлять причины возникновения конфликтных ситуаций в процессе трудовых отношений, проводить предварительные трехсторонние консультации и обсуждение проектов нормативных актов по экономическим и социальным вопросам. К концу 1992 г. у членов комиссии начались разногласия. Она не имела твердого графика работы и собиралась только по настоянию профсоюзов. На ее заседаниях ни разу не были заслушаны конкретные исполнители мероприятий, недостаточной была и гласность проводимой работы.


С избранием в 1993 г. В.М. Зубова губернатором Красноярского края произошли позитивные перемены. В.М. Зубов и профсоюзные лидеры договорились о повышении статуса, роли и значимости трехсторонней комиссии. Она должна была стать основным механизмом для решения всех важнейших вопросов социально-экономической жизни края. В результате этой договоренности деятельность комиссии приняла планомерный характер. Систематически рассматривался ход выполнения краевых соглашений, принимались меры по локализации возникающих конфликтных ситуаций. Стороны добросовестно выполняли принятые в рамках соглашения обязательства.


С осени 1994 г. и по 1998 г. начался самый сложный период второго этапа в становлении социального партнерства. Переговоры в рамках трехсторонней комиссии проходили трудно. Не было согласия по вопросам возврата долгов по заработной плате, разработки и принятия краевой программы сохранения и создания новых рабочих мест, перепрофилирования действующих предприятий с его финансовым обеспечением и другие. Профсоюзы добивались, чтобы в кабинетах местной власти не принимались решения, затрагивающие социально-экономические права и интересы трудящихся, без предварительного (не позднее, чем за неделю) уведомления профсоюзов. Администрация в ответ направляла лишь отписки, содержание которых не соответствовало действительности.


Следует отметить пассивное отношение работодателей к рассматриваемым проблемам. Они не стремились к достижению положительных результатов при решении вопросов, непосредственно затрагивающих их интересы: вопросов экономического стимулирования и предоставления налоговых льгот предприятиям и организациям, создающим новые рабочие места; приоритетности отечественного товаропроизводителя.


В результате многочисленных разногласий трехсторонние соглашения на 1995, 1996, 1997, 1998 гг. подписывались только в марте-мае текущего года после принятия краевого бюджета. Поэтому разработанные в них мероприятия финансово не подкреплялись, что приводило к невыполнению многих обязательств.


Вторая стадия берет начало с 1999 г. и характеризуется созданием территориального и локального уровней системы социального партнерства. 22 января 1999 г. было принято Постановление Администрации края «О мерах по развитию социального партнерства в крае», в котором главам городов и районов края, руководителям органов администрации края рекомендовалось способствовать организации объединений работодателей и советов председателей профсоюзных комитетов, образованию трех-(двух)сторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, заключению коллективных договоров на предприятиях и в организациях всех форм собственности, отраслевых и территориальных соглашений, а главам городов и районов, не имеющих в своей структуре органов по труду, закрепить до 1 февраля 1999 г. функции по регулированию социально-трудовых отношений за конкретным лицом.


В соответствии с принятым постановлением комитет труда проводил целенаправленную работу с главами городов и районов края по формированию в структуре органов местного самоуправления органов по труду и охране труда. В 1999 г. значительно возросло количество должностных лиц, которые должны были заниматься вопросами развития социального партнерства. Но зачастую этим занимались специалисты, которые были далеки от социально-трудовых проблем. Например, в Абанском районе данные полномочия были возложены на начальника штаба ГО и ЧС; в Богучанском - председателя комитета по охране природы и т.д. [2]


При активном содействии Совета ФПКК, отраслевых крайкомов профсоюзов удалось создать Советы председателей профкомов в городах и районах края. При этом со стороны СТПК не было принято должных мер по созданию объединений работодателей в районах и городах края, что существенно затрудняло образование трехсторонних комиссий на территориальном уровне.


3. Законодательное оформление правовых основ организации и функционирования системы социального партнерства в Красноярском крае (2001-2004 гг.).


8 февраля 2001 г. был принят первый закон «О социальном партнерстве в Красноярском крае». В общих положениях закона были определены основные понятия, представительство сторон и принципы социального партнерства. В десяти его главах характеризовались общие положения, система и организация социального партнерства, заключение и действие соглашений, коллективных договоров, участие сторон социального партнерства в реализации политики занятости населения, в урегулировании трудовых споров, контроле и ответственности в сфере социального партнерства.


4. Развитие правового регулирования социального партнерства в связи с принятием Трудового кодекса РФ (2004-2011 гг.).


С вступлением в действие с 1 февраля 2002 г. Трудового кодекса РФ возникла необходимость в изменении краевого законодательства по вопросам социального партнерства. В связи с этим был принят закон Красноярского края от 25.06.2004 г. «О социальном партнерстве». Он определял правовые основы организации и функционирования в Красноярском крае системы социального партнерства в сфере труда с целью регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений и достижения общественного согласия. Под системой социального партнерства понималась совокупность мер организационного, правового, экономического характера в области социально-трудовых отношений, осуществляемых сторонами социального партнерства на краевом, отраслевом, территориальном уровнях и на уровне организаций. Основными задачами системы были: 1) совершенствование и развитие организационных форм социального партнерства в крае; 2) совершенствование механизма взаимодействия сторон социального партнерства; 3) повышение роли краевого трехстороннего соглашения отраслевых, территориальных и иных соглашений; 4) разработка и заключение коллективных договоров и соглашений; 5) содействие реализации прав и обязанностей сторон социального партнерства; 6) создание условий для обеспечения занятости населения и развития рынка труда; 7) обеспечение взаимодействия сторон социального партнерства в осуществлении краевых целевых программ в области социально-экономического развития территорий, экологической безопасности, охраны труда и здоровья населения, его социальной защиты и занятости; 8) предупреждение кризисных явлений и конфликтов в социально-трудовой сфере; 9) содействие в обеспечении более высокого уровня оплаты и иных условий труда работников по сравнению с уровнем, гарантированным законодательством.


В этот период было принято 2 трехсторонних соглашения по регулированию социально-трудовых отношений на 2005-2007 гг. и 2008-2012 гг. Основными целями соглашения на 2005-2007 гг. являлись создание условий для развития социального партнерства между предприятиями края, установление минимального уровня гарантий работникам, содействие повышению конкурентоспособности предприятий, обеспечение эффективной занятости населения. Целью соглашения на 2008-2010 гг. стало повышение инвестиционной привлекательности региона, содействие развитию малого и среднего бизнеса, повышение уровня заработной платы и доходов населения, обеспечение эффективной занятости и предоставление социальных гарантий рабочим.


5. Совершенствование законодательства по вопросам социального партнерства в сфере труда объединенного края (с 2011 г. и по настоящее время).


Данный этап в истории социального партнерства в Красноярском крае берет начало с 2011 г. с принятием закона от 31.03.2011 г. «О социальном партнерстве в Красноярском крае». Необходимость принятия данного нормативного акта обусловлена образованием в составе РФ нового субъекта. С 1 января 2007 г. Красноярский край, Таймырский и Эвенкийский автономные округа стали единой территорией - Красноярским краем. Потребовался не один год, чтобы решить: вносить изменения в уже существующий закон или принять новый? Второй вариант сочли наилучшим.


Закон 2011 г. регулирует следующие вопросы создания и деятельности в Красноярском крае краевой трехсторонней комиссии, а также территориальной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений на территориальном уровне, определяет представителей сторон социального партнерства на краевом и территориальных уровнях, излагает порядок участия трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений в формировании и реализации государственной политики края в сфере труда.


В настоящее время действует Соглашение по регулированию социально-трудовых отношений между Правительством Красноярского края, Федерацией профсоюзов Красноярского края и краевыми объединениями работодателей на 2011-2013 гг. Целями данного соглашения провозглашены: поддержание социальной стабильности на территории Красноярского края; создание условий для дальнейшего развития социального партнерства на локальном уровне; повышение уровня жизни работников; установление минимального уровня гарантий работникам организаций; содействие обеспечению интересов сторон социального партнерства в крае; повышение уровня занятости населения; обеспечение условий стабильного осуществления предпринимательской деятельности.


Подводя итог вышеизложенному, следует сказать, что началу каждого этапа становления и развития социального партнерства в Красноярском крае предшествовали определенные объективные причины, на которые невозможно было не реагировать.



  1. Цветочкина И.А. История становления системы социального партнерства в Красноярском крае в конце 1980-х - 2003 гг. Дис. на соиск. уч. степени канд. истор. наук. Красноярск, 2005.



Костевич Карина Сергеевна

Вуз: Учреждение образования Федерации профсоюзов Беларуси «Международный университет «МИТСО»

Научный руководитель: Томашевский К.Л., профессор кафедры частного права, к.ю.н., доцент


Злоупотребление правом в трудовых отношениях со стороны нанимателя


Содержание трудовых правоотношений составляют взаимные права и обязанности их участников. Однако данные права и обязанности не во всех случаях и далеко не всеми субъектами трудовых отношений реализуются добросовестно, что впоследствии приводит к злоупотреблению своими правами одной из сторон. Однако при этом нельзя отрицать и тот факт, что наниматель является наиболее «сильной» стороной правоотношений, в связи с наличием, так называемой, «хозяйской» власти, на основании которой он имеет определенный круг полномочий по ограничению трудовых прав работника. В этой связи О.Б. Зайцева верно заметила, что «работодатель является по своей сути партнером работника, который берет на себя обязательства обеспечивать работнику его основные права» [1].


Трудовое законодательство не содержит определения понятия «злоупотребление правом». Это понятие является доктринальным, что и породило множество противоположных суждений о природе данного явления. При этом проблема злоупотребления трудовыми правами нашла свое отражение в трудах многих как российских (М.В. Лушникова [2], А.А. Малиновский [3], Е.М. Офман [4]), так и белорусских (С.С. Вабищевич [5]), ученых-цивилистов.


Определяя данную правовую конструкцию, ученые исходят из двух основных позиций: злоупотребление - правонарушение, т.е. осуществление деяний, выходящих за пределы субъективного права, либо злоупотребление - правомерное поведение, которое предполагает недобросовестные действия в границах своего права. Однако, на наш взгляд, ни одно из вышеуказанных определений не может быть признано исчерпывающим в связи с тем, что от правонарушения злоупотребление отличается отсутствием признаков противоправности и наказуемости, а от правомерного поведения - признаком общественной необходимости данных действий.


Противоречивость данных суждений породила промежуточные понятия. Так, А.А. Малиновский рассматривает злоупотребление в двух формах - противоправной и правомерной [3]. Также существует мнение о самостоятельной категории «злоупотребление правом», которая не охватывается правомерными или противоправными действиями субъектов правоотношений, т.е. не связана с соблюдением или нарушением конкретной нормы права.


В данной связи нельзя не согласиться с М.В. Лушниковой, которая отметила, что: в частных и частно-публичных отраслях права пределы осуществления субъективных прав во многих случаях не формализованы («разрешено все, что не запрещено законом»), и пределы осуществления прав ограничиваются только общими началами (принципами) отрасли права [2].


По мнению А.М. Лушникова, М.В. Лушниковой, принципы как пределы осуществления трудовых прав можно условно разделить на публичные (принцип законности) и частные (принцип запрета злоупотребления трудовыми правами) [6].


Если принцип законности заключается в том, что наниматель должен осуществлять свои права по отношению к работникам с соблюдением законодательства, и в случае несоблюдения данного принципа для нанимателя наступят неблагоприятные последствия в виде мер юридической ответственности, то в отношении принципа запрета злоупотребления трудовыми правами существует противоположная ситуации. Данный принцип не только не нашел текстуального закрепления в действующем Трудовом кодексе Беларуси, но и является малоисследованным как в науке трудового права, так и в иных частноправовых науках.


В этой связи необходимо отметить, что в случае, когда субъект нарушает нормы права, закрепленные в различных нормативных правовых актах, то он совершает правонарушения, и к нему должны быть применены меры юридической ответственности. В той ситуации, когда субъект нарушает принципы или выходит за их приделы, а также в тех случаях, когда субъект реализует свои права не по их социальному назначению, имеет место злоупотребление правом.


Рассмотрим несколько примеров на основе законодательства о труде Республики Беларусь. Как известно, по ст. 41 Конституции Республики Беларусь всем трудящимся гарантируется право на труд. Основной формой реализации этого права является заключение трудового договора, а наиболее распространенным видом трудового договора, применяемого в Беларуси, выступает трудовой контракт, заключаемый на определенный срок от 1 года до 5 лет. Работнику, с которым заключен контракт, в обязательном порядке должны предоставляться дополнительные меры стимулирования труда. Так, одной из вышеуказанных мер является повышение до 50% к тарифной ставке (оклада). Важно заметить, что законодателем предусмотрена только максимальная величина процентов к тарифной ставке. На практике же, порой, складывается такая ситуация, когда наниматель с целью уменьшения своих расходов устанавливает повышение к тарифной ставке 0,01 или 0,001 %. С юридической (формальной) точки зрения при этом никакой нормы права со стороны нанимателя не нарушается. Однако следует учитывать, что целью предоставления дополнительных мер стимулирования труда является компенсация ухудшения правового положения работника по сравнению с общими нормами законодательства о труде. Таким образом, наниматель в данном случае злоупотребляет своими правами, устанавливая размер дополнительных мер стимулирования труда без учета их целей и социального назначения.


В контексте контрактной системы найма в Республике Беларусь также существовала практика «перевода» на контракты с бессрочного трудового договора по процедуре изменения существенных условий труда под угрозой увольнения по п. 5 ст. 35 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - ТК Беларуси) [7]. Однако необходимо отметить о существовании таких принципов трудового права как запрет принудительного труда и свобода трудового договора. Таким образом, наниматель, «переводя» работника на контракт под угрозой возможного увольнения, фактически лишает последнего выбора как в определении вида трудового договора, так и в определении его содержания.


Таким образом, злоупотребление правом со стороны нанимателя может проявляться в недобросовестном использовании его субъективных прав, т.е. реализации их в несоответствии с социальным назначением и принципами трудового права. При этом вследствие того, что злоупотребление не является правонарушением, последствиями данного действия не является применение к лицу, злоупотребившему своими правами, мер юридической ответственности. В итоге работник не может защитить свои права ни в судебном, ни в ином порядке.


В целом в отношении контрактной системы трудового найма можно отметить, что данный вид срочного трудового договора не характерен ни для Европейского Союза, за исключением Польши, ни для стран-участников СНГ. В конвенциях и рекомендациях МОТ, директивах ЕС также проводится идея стабильности трудовых отношений, а срочные трудовые договоры являются исключением. В Беларуси же ограничение на использование срочных трудовых контрактов нет, что дает нанимателем возможность злоупотреблять своим правом: заключать контракты при постоянном характере работы вместо трудового договора на неопределенный срок.


На наш взгляд, важным шагом к решению проблемы злоупотребления правом могло бы выступать закрепление на законодательном уровне принципа запрета злоупотребления трудовыми правами участниками правоотношений, особенно нанимателем как более «сильной» стороны в трудовом договоре. Однако необходимо не просто закрепить принцип, а также предусмотреть механизм защиты субъектов трудового права от злоупотреблений правами со стороны других участников правоотношений, а также меры юридической ответственности за нарушение данного принципа.


1. Зайцева О.Б. Трудовая правосубъектность как правовая категория. Оренбург: ООО «Агентство «Пресса», 2006. С. 147.


2. Лушникова М.В. О запрете злоупотребления трудовыми правами // Трудовое право в России и за рубежом. 2009. Пилотный выпуск. С. 8.


3. Малиновский А.А. Злоупотребление правом. М.: МЗ-Пресс, 2002. С. 39, 41.


4. Офман Е.М. Злоупотребление правом субъектами трудовых отношений. Дис. канд. юрид. наук: 12.00.05. Екатеринбург, 2006. 189 с.


5. Вабищевич С.С. Проблема злоупотребления правом в современной цивилистической доктрине // Юстыція Беларусі. 2011. №11. С.31-34.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Похожие:

Куденко Виктория Михайловна Вуз: Сибирский институт бизнеса, управления и психологии iconКуденко Виктория Михайловна Вуз: Сибирский институт бизнеса, управления и психологии
Научный Воронкова Е. Р., зав кафедрой трудового и административного права, к ю н., доцент
Куденко Виктория Михайловна Вуз: Сибирский институт бизнеса, управления и психологии iconПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ
Институт психологии пггпу приглашает вас принять участие 24 ноября 2012 года в Х ярмарке научно-практических инициатив студентов...
Куденко Виктория Михайловна Вуз: Сибирский институт бизнеса, управления и психологии iconСтатья посвящена финансированию в 2010 г высших должностных лиц субъектов Российской Федерации из региональных бюджетов. Автором проведён анализ расходов на функционирование высших должностных лиц субъектов Российской Федерации.
Валерьевна Гиляровская, кандидат экономических наук, заместитель начальника отдела мониторинга и взаимодействия с бюджетами субъектов...
Куденко Виктория Михайловна Вуз: Сибирский институт бизнеса, управления и психологии iconРоссийская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте российской федерации сибирский институт управления протоко л общего собрания студентов группы юридического факультета,
О создании на юридическом факультете Студенческого совета юридического факультета – представительного органа студентов
Куденко Виктория Михайловна Вуз: Сибирский институт бизнеса, управления и психологии iconДонченко Дмитрий Александрович
Новосибирский Институт Экономики Психологии и Права (Новосибирский Классический Институт)
Куденко Виктория Михайловна Вуз: Сибирский институт бизнеса, управления и психологии icon1. Арестович Алексей
В прошлом – офицер Главного управления разведки Министерства обороны Украины. Капитан запаса. Служебные разработки в области оперативной...
Куденко Виктория Михайловна Вуз: Сибирский институт бизнеса, управления и психологии iconЗаявка-анкета для отбора в Школу студенческого актива высших учебных заведений
Вуз институт (факультет)
Куденко Виктория Михайловна Вуз: Сибирский институт бизнеса, управления и психологии iconДата рождения: 08. 07. 1988 Семейное положение
Вуз: Гргу им. Янки Купалы Факультет, Практической психологии (студент заочной формы)
Куденко Виктория Михайловна Вуз: Сибирский институт бизнеса, управления и психологии iconCiba-Geigy
...
Куденко Виктория Михайловна Вуз: Сибирский институт бизнеса, управления и психологии iconЗинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии
Рецензент: к мед н., доцент И. В. Добряков (факультет психологии Санкт-Петербургского государственного университета, Институт специальной...
Куденко Виктория Михайловна Вуз: Сибирский институт бизнеса, управления и психологии iconВ. Н. Карандашев Методологические основы психологии: пособие к учебному курсу
Карандашев В. Н. Методологические основы психологии: пособие к учебному курсу. 2-е изд. Екатеринбург: Уральский институт практической...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы