Лабораторная работа №1 icon

Лабораторная работа №1


Скачать 201.48 Kb.
НазваниеЛабораторная работа №1
страница1/5
Размер201.48 Kb.
ТипЛабораторная работа
  1   2   3   4   5



Лабораторная работа № 1.

Структура таблицы и основные типы данных. Абсолютная и относительная ссылки.


Цель: Вы научитесь:

  • настраивать параметры рабочего листа

  • вводить текстовые, числовые данные и формулы в таблицу

  • редактировать и форматировать данные

  • копировать формулы.

Содержание отчета

  1. Название и цель выполнения работы.

  2. Выполнить подготовительную часть.

  3. Условия задач и полученные таблицы

  4. Краткое описание действий по выполнению практической части.

  5. Письменные ответы на заданные вопросы.

Подготовительная часть

    1. Дать характеристику следующим понятиям и действиям

  • создание документа и использование шаблона

  • форматирование чисел

  • понятие диапазона

  • выделение на рабочем листе




    1. Выполнить практическую работу № 15 (стр. 106-115 «Товарный чек», «Счет в банке») из книги «Практикум з інформатики» Я.М.Глинський. Результаты работы предоставить преподавателю.

Практическая часть

Ход работы.

Задание №1. Список и успеваемость студентов.


  • На Листе1 создать таблицу с информацией об успеваемости студентов согласно образца.



  • Заполнить ее информацией о трех студентах из каждой группы Фк-1, Фк-2, Эп-1, Эп-2 (фамилии по выбору преподавателя, остальные исходные данные выбрать самостоятельно). Для вычисления среднего балла использовать формулы.

  • К данным в колонке Средний балл применить условное форматирование, выделив цветом ячейки значение которых больше 3,5.

Примечание: Вид оплаты

1- обучение за счет бюджета 2- платное обучение

  • Переименуйте Лист1 в Успеваемость.

Задание №2. Прибыль по предприятиям.

  • Дать анализ работы предприятий за отчетный период. Заполните по образцу расчетную таблицу.

  • Ячейки с * заполнить формулами.

Примечание: При вычислении налога за квартал использовать абсолютную ссылку на ячейку, где хранится значение процента налога.



  • Лист 2 переименовать в Прибыль по предприятиям


Задача 3. Выполнить индивидуальное задание. Номер варианта определяет преподаватель.

Контрольные вопросы.

  1. Какие форматы данных определены в ЭТ?

  2. Как увеличить-уменьшить разрядность чисел?

  3. Что отображается в ячейке после ввода в нее формулы? Как увидеть формулу? Как отобразить формулу?

  4. Как осуществить копирование?

  5. Что происходит при копировании формул в ЭТ?

  6. В чем суть автоматического пересчета ЭТ?


Лабораторная работа № 2.

Использование функций в Excel.


Цель: Вы научитесь:


  • Создавать таблицу средствами MS-Excel

  • Использовать Мастер Функций для построения формул в Excel

  • Форматировать таблицу

Содержание отчета

  1. Название и цель выполнения работы.

  2. Выполнить подготовительную часть.

  3. Условия задач и полученные таблицы

  4. Краткое описание действий по выполнению практической части.

  5. Письменные ответы на заданные вопросы.

Подготовительная часть

Дать краткую характеристику основным функциям входящих в следующую категорию:

  • Математические

  • Статистические

  • Текстовые

  • Логические

  • Финансовые

  • Функции даты и времени.


Выполнить практическую работу № 16 (стр. 116-124 «Деятельность фирмы в Украине») из книги «Практикум з інформатики» Я.М.Глинський. Результаты работы предоставить преподавателю.

Практическая часть

Ход работы.


Итоги лабораторной работы №2 сохранить в новой книге с именем Лабораторная работа №2. Таблицу для каждого задания оформлять на отдельном листе.
^
Задание №1. Список и успеваемость студентов.

  • Скопировать на Лист1 таблицу Успеваемость из Лабораторной работы №1;

  • Переименуйте Лист1 в Успеваемость.

  • После Даты рождения вставить столбец Возраст;

  • Заполнить его используя функцию СЕГОДНЯ, (например в ячейку D3 необходимо занести формулу = (СЕГОДНЯ()-С3)/365). Для более наглядного отображения результата выбрать наиболее подходящий формат числа;

  • Найти возраст самого молодого студента с помощью функции МИН.
^
Задание №2. Прибыль по предприятиям.

  • Скопировать на Лист2 таблицу Прибыль по предприятиям из Лабораторной работы №1;

  • Переименуйте Лист2 в Прибыль по предприятиям;

  • Добавить новые строки (см. образец ниже) и заполнить полученную таблицу данными. Для вычислений использовать математические функции.

  • Таблицу отформатировать согласно образца.




Задание №3. Продажа компьютерной техники.

  • Для учета проданного товара магазином компьютерной техники создать на Листе2 таблицу, состоящую из колонок – Покупатель, Город, Товар, Количество, Цена(у.е.), Стоимость(у.е.), Стоимость(грн.).

  • Переименовать Лист2 в Накладная.

  • Заполнить колонки Покупатель и Город, согласно образца:



  • В ячейку G2 занести курс доллара.

  • Колонку Количество заполнить произвольными данными.

  • Создать выпадающий список, с помощью которого будем заполнять колонку Товар. Для этого необходимо:

  • Перейти на Лист3;

  • Переименовать Лист3 в Справочник;

  • создать источник данных со значениями для списка в форме отдельного столбца со всеми нужными вариантами значений (Рис.1).

http://blog.depit.ru/wp-content/uploads/2010/07/spisok1.jpg

Рис.1

  • выделить список значений (без заголовка) и на вкладке Формулы, нажать кнопку Присвоить имя (Рис.2).

http://blog.depit.ru/wp-content/uploads/2010/07/spisok2.jpg

Рис.2

  • В появившемся окне заполняем поле Имя и жмем Ok (Рис.3).

http://blog.depit.ru/wp-content/uploads/2010/07/spisok3.jpg

Рис.3

  • Далее возвращаемся на лист Накладная и выделяем ячейки, значения которых будут выбираться из выпадающего списка (Рис.4).



Рис.4

  • Теперь на вкладке Данные жмем кнопку Проверка данных (Рис.5).



http://blog.depit.ru/wp-content/uploads/2010/07/spisok5.jpg

Рис.5

  • В появившемся окне в поле Тип данных выбираем значение Список, в поле Источник: вводим знак “=” (равно) и набираем имя списка назначенного нами на Рис.3. Далее жмем Ok (Рис.6).

http://blog.depit.ru/wp-content/uploads/2010/07/spisok6.jpg

Рис.6

  • Колонку Товар на листе Накладная заполнить с помощью выпадающего списка (выделите одну из ячеек, для которых создавался список и, нажав на треугольник, справа от ячейки выберите нужное значение). Значения для заполнения выберите самостоятельно.

  • Заполнить колонку Цена с помощью функции ПРОСМОТР. Для этого необходимо:

    • На листе Справочник добавить колонку Цена и присвоить диапазону С1:С7 имя Цена;

    • На листе Накладная в ячейку Е4 занести формулу =ПРОСМОТР(C4;товар;цена)

    • Скопировать формулу из ячейки Е4 в диапазон ячеек Е5:Е13;

  • Ячейки с * заполнить формулами;

  • К данным в колонке Цена применить условное форматирование, выделив цветом ячейки значение которых больше среднего значения цен.

Контрольные вопросы.


  1. Как на рабочем листе выделить все ячейки с формулами, возвращающими значение ошибки?

  2. Как скопировать формулу из одной ячейки в другую так, чтобы относительные ссылки в ней не изменились?

  3. Необходимо вычислить сумму трех чисел. Какую формулу лучще использовать: =СУММ(А2:А4) или =А2+А3+А4 и почему?

  4. Как выполнить пошаговое вычисление формул?

  5. Как отобразить существующие связи между ячейками?


Лабораторная работа № 3.

Упорядочение и фильтрация. Обработка таблиц.

Цель: Вы научитесь:


  • пользоваться диапазоном клеток и стандартными статистическими функциями,

  • удалять, вставлять столбцы и строки в таблицу,

  • упорядочивать и осуществлять поиск данных,

  • подводить итоги,

  • составлять математические выражения.

Содержание отчета

  1. Название и цель выполнения работы.

  2. Выполнить подготовительную часть.

  3. Условия задач и полученные таблицы

  4. Краткое описание действий по выполнению практической части.

  5. Письменные ответы на заданные вопросы.

Подготовительная часть

    1. Дать краткую характеристику основным функциям входящих в следующую категорию:

  • Сортировка по одному параметру

  • Сортировка по нескольким параметрам

  • Автофильтр

  • Расширенный фильтр

  • Промежуточные итоги

  • Консолидация данных

  • Сводная таблица




    1. Выполнить практическую работу № 17 (стр. 124-125 «Деятельность фирмы в Европе») и практическую работу № 22 (стр. 151-155 «Анализ сценариев покупки», «Построение сводной таблицы») из книги «Практикум з інформатики» Я.М.Глинський. Результаты работы предоставить преподавателю.

Практическая часть

Ход работы.

Итоги лабораторной работы №3 сохранить в новой книге с именем Лабораторная работа №3. Таблицу для каждого задания оформлять на отдельном листе.

Внимание. Команды меню Данные работают корректно, когда шапка таблицы расположена в одной строке

Задача 1. «Успеваемость студентов»

Используя таблицу «Список и успеваемость студентов» из лабораторной работы №1, выполнить сортировку таблицы, фильтрацию данных и получить итоговые данные.

1.1. Сортировка табличных данных

Отсортировать таблицу по столбцам Группа и Номер зачетки.

Технология сортировки таблицы по двум столбцам:

  • Скопировать таблицу «Список и успеваемость студентов» из лабораторной работы№1 на Лист1.

  • Выделить диапазон таблицы, включая шапку (А3:H15).

  • Выполнить команду Данные-Сортировка.

  • В диалоговом окне Сортировка диапазона в поле Сортировать по выбрать из списка имя столбца - Группа, а в поле Затем по - Номер зачетки, установив переключатели для обоих столбцов - По возрастанию.

  • Нажать кнопку ОК.

  • Переименовать Лист1.

1.2. Использование Автофильтра

Выбрать из таблицы, тех студентов, средний балл которых >=4.

Технология фильтрации (выбора) данных из таблицы с помощью Автофильтра

  • Скопировать таблицу «Список и успеваемость студентов» из лабораторной работы№1 на Лист2.

  • Выделить диапазон таблицы, включая шапку (A3:H15).

  • Выполнить команду Данные-Фильтр-Автофильтр. Ячейки с названиями полей превратятся в раскрывающиеся списки.

  • Раскрыть список, в столбце Средний балл студента.

  • Выбрать в раскрывающемся списке Автофильтра команду Условие. В окне Пользовательский автофильтр в левом верхнем раскрывающемся диалоговом окне выбрать операцию Больше или равно, в правом - выбрать или ввести значение "4".

  • Нажать кнопку ОК.

  • Для отмены условия выбрать в раскрывающемся списке, выделенном голубым цветом, команду ВСЕ.

  • Переименовать Лист2.

1.3. Работа с расширенным фильтром

Выбрать из таблицы записи со студентами своей группы , у которых Вид оплаты =1. Результат поместить в отдельный выходной блок, разместив его ниже исходной таблицы.

Технология фильтрации табличных данных с помощью Расширенного фильтра

  • Скопировать таблицу «Список и успеваемость студентов» из лабораторной работы№1 на Лист3.

  • На Лист3 сформировать диапазон условий (A18:B19), отделив его от исходного диапазона (A4:H15), хотя бы одним пустым столбцом или строкой. Чтобы создать диапазон условий необходимо скопировать заголовки полей исходного диапазона, которые будут ключевыми при отборе записей (для нашего случая - это Группа и Вид оплаты), и заполнить строки критериев:

  • В ячейку A19 ввести критерий * (вместо звездочки использовать название своей группы);

  • в ячейку B19 ввести 1.

  • Сформировать выходной диапазон, скопировав заголовки полей исходной таблицы в диапазон D18:G18, отделив его пустой строкой или столбцом от диапазона исходной таблицы и диапазона условий.

  • Установить курсор в любую ячейку исходного диапазона.

  • Выполнить команду Данные-Фильтр-Расширенный фильтр. В диалоговом окне Расширенный фильтр выполнить следующие действия:

  • Установить один из переключателей в группе Обработка. Выберем Скопировать результат в другое место - исходная таблица не изменится, а отобранные записи будут помещены в выходной диапазон.

  • В поле Исходный диапазон ввести ссылку на диапазон содержащий исходную таблицу (A3:H15). Ввод ссылок во всех полях данного диалогового окна легче и лучше всего осуществлять путем протаскивания указателя мыши по нужному диапазону.

  • В поле Диапазон условий ввести ссылку на диапазон условий (A18:B19).

  • В поле Поместить результат в диапазон установить ссылку на выходной диапазон (D18:G26), так как выбран переключатель Скопировать результат в другое место. Рекомендуется, выделяя выходной диапазон, захватить достаточное количество пустых строк для размещения в них отобранных данных.

  • Необходимо установить флажок Только уникальные записи, чтобы одинаковые записи не повторялись (будет выводиться только первая из всех удовлетворяющих критерию одинаковых записей),
    Нажать кнопку ОК.

Таблица с полученными результатами приведена на рисунке

расширенный фильтр

  • Переименовать Лист3.



Замечание. Результаты работы Расширенного фильтра сразу же отобразятся на рабочем листе. Причем, если в окне ^ Расширенный фильтр установлен переключатель Фильтровать список на месте, то подобно Автофильтру команда Расширенный фильтр скроет все строки, которые не прошли через фильтр. Номера отобранных строк отобразятся синим цветом, а в строке состояния будет указано число найденных записей.

1.4. Подведение итогов

Рассчитать средние баллы по всем дисциплинам, каждой из учебных групп

Технология подведения частных и общих итогов

  • Скопировать таблицу «Список и успеваемость студентов» из лабораторной работы№1 на Лист4.

  • Выделить диапазон таблицы, включая шапку (A3:H15).

  • Выполнить команду Данные-Итоги. В диалоговом окне Промежуточные итоги:

  • В поле При каждом изменении в: из раскрывающегося списка выбрать

  • Группа.;

  • в поле Операция из раскрывающегося списка выбрать Среднее;

  • в поле Добавить итоги по: установить флажки: Математика, Информатика, История;

  • установить флажок Итоги под данными

  • Нажать кнопку ОК.

  • Округлить полученные итоги до двух десятичных знаков с помощью команды Формат-Ячейки.

  • Переименовать Лист4.

В результате подсчитаны средние баллы по группам и общий средний балл. Если с экрана убрать детали, нажав кнопку с изображением цифры "2"(второй уровень итогов), расположенную левее нумерации строк, то на экране останутся только полученные итоги.

Для получения развернутой информации по группе следует нажать кнопку с изображением знака "+" для соответствующей группы; для свертывания - кнопку с изображением знака "-".

Задача 2. Составить таблицу выплат работникам предприятия.

  • Перейти на Лист5.

  • Заполните по образцу расчетную таблицу.

11

  • Переименовать Лист5 в Январь.

  • На Листе6 и Листе7 составить аналогичные таблицы расчета выплат для тех же сотрудников в феврале и марте.

  • Переименовать Лист6 в Февраль и Лист7 в Март.

1.5. Консолидация данных

Свести в таблицу на Листе8 (присвоить ему имя 1 квартал) общую сумму выплат за квартал.

Технология консолидации данных

  • Скопируйте с любого другого листа таблицу на этот лист и уберите из таблицы-копии числовые данные. Для этого выделите диапазон и нажмите клавишу Delete.

  • Находясь на листе 1 квартал, щелкните на верхней левой пустой числовой ячейке и выполните команду Данные/Консолидация. Появится окно Консолидация.

  • Установите в нем галочку напротив опции Создавать связи с исходными данными. Это нужно для того, чтобы изменения в исходных данных автоматически отражались в консолидированной таблице.

  • Теперь нужно указать как консолидировать данные. Выберите в списке Функция: значение Сумма. Это значит, что собираемые в таблицу данные нужно суммировать.

  • Теперь нужно указать что следует консолидировать. Щелкните на кнопке справа в строке Ссылка. Окно сожмется до размеров строки. Ничего в нее не вводите, а щелкните по ярлычку листа Январь и выделите весь диапазон числовых ячеек. Снова щелкните по кнопке строки Ссылка. Окно распахнется. Щелкните в нем на кнопке Добавить. В список диапазонов добавится первый диапазон. Таким же способом добавьте соответствующие диапазоны с листов Февраль и Март. Щелкните на кнопке ОК. Измените какие-нибудь в данные в таблицах выплат по месяцам. Проверьте, отразились ли эти изменения в консолидированной таблице.

  • Обратите внимание, что слева от консолидированной таблицы появились знакомые нам по работе с итогами столбцы. Они позволяют распахнуть таблицу с тем, чтобы можно было увидеть данные, из которых сформирована консолидированная таблица. Нажмите кнопки управления консолидированной таблицей, сравните данные с помесячными данными и убедитесь в том, что консолидирующие данные назначены правильно.



Задача 3. Выполнить индивидуальное задание. Номер варианта определяет преподаватель.


Контрольные вопросы.


  1. Какие действия можно выполнять во время работы со сводной таблицей?

  2. Как обновить данные в сводной таблице?

  3. Как используя Автофильтр, отобразить наибольшее значение?

  4. Какими способами можно отсортировать данные электронной таблицы?

  5. Какими способами можно выполнить фильтрацию данных электронной таблицы?



Лабораторная работа № 4.

Условная функция.

Цель: Вы научитесь:


  • пользоваться диапазоном клеток и стандартными статистическими функциями,

  • использовать логические функции,

  • создавать сложные формулы,

  • работать с несколькими листами,

  • составлять логические выражения.

Содержание отчета

  1. Название и цель выполнения работы.

  2. Выполнить подготовительную часть.

  3. Условия задач и полученные таблицы

  4. Краткое описание действий по выполнению практической части.

  5. Письменные ответы на заданные вопросы.

Подготовительная часть

    1. Дать краткую характеристику основным функциям входящих в следующую категорию:

  • Логические функции И, ИЛИ, НЕ, ЕСЛИ.

  • Специальная вставка.




    1. Выполнить практическую работу № 18 (стр. 127-134 «Начисление зарплаты», «Решение нелинейного уравнения») из книги «Практикум з інформатики» Я.М.Глинський. Результаты работы предоставить преподавателю.

Практическая часть

Ход работы.


Итоги лабораторной работы №4 сохранить в новой книге с именем Лабораторная работа №4. Таблицу для каждого задания оформлять на отдельном листе.


Задача 1. «Начисление стипендии»


Используя таблицу «Список и успеваемость студентов» из лабораторной работы №1, сформировать таблицу для расчета сумм стипендий студентам экономического отделения в соответствии с представленной формой. При этом учесть следующие условия:

    1. студенты получают минимальную стипендию, если средний экзаменационный балл больше 3;

Технология создания таблицы с использованием условной функции:

  • Скопировать таблицу «Список и успеваемость студентов» из лабораторной работы№1 на Лист1.

  • Преобразовать исходную таблицу в соответствии с образцом.

  • Переименовать Лист1 в Начисления1.


усл


  • В строку 1 ввести название таблицы Ведомость начисления стипендии.

  • В ячейку A3 ввести текст Минимальная стипендия:

  • В ячейку K3 ввести сумму минимальной стипендии.

  • ввести формулу для расчета стипендии первому студенту. Для этого активизировать ячейку I6 на листе Начисления1;

    • вызвать Мастер функций, который обеспечивает построение формулы за несколько шагов. Для этого выполнить команду Вставка -Функция;

    • в окне Мастер функций - шаг 1 из 2 выбрать вид функции. Для нашего примера в списке Категория выбрать Логические, а в списке Функция - функцию Если

    • щелкнуть на кнопке ОК;

    • во втором диалоговом окне задать аргументы функции. Для нашего примера, устанавливая курсор в каждой строке, ввести следующие операнды логической функции:

^ Логическое_выражение G6>=3

Значение_если_истина $K$3

Значение_если_ложь 0

Замечание. При вводе адресов ячеек в операндах можно перейти на нужный лист и щелкнуть на нужной ячейке. Ее полный адрес в поле операнда появится автоматически.

  • нажать кнопку ^ ОК; В результате в ячейке I6 появится значение, рассчитанное по формуле:

=ЕСЛИ(G6>=3;$K$3;0)

  • Для вычисления величины стипендии всем студентам скопировать формулу из ячейки I6 в диапазон ячеек I7:I17.

    1. стипендия не начисляется студентам, обучающимся на платной основе;

  • Скопировать таблицу «Начисления1» на Лист2.

  • Переименовать Лист2 в Начисления2.

  • изменить формулу для расчета стипендии первому студенту. Для этого активизировать ячейку I6 на листе Начисления2 и набрать формулу:

=ЕСЛИ(И(H6=1;G6>=3);$K$3;0)

  • Для вычисления величины стипендии всем студентам скопировать формулу из ячейки I6 в диапазон ячеек I7:I17.

    1. студенты, имеющие средний балл более 4.5, получают 50% надбавки к стипендии.

  • Скопировать таблицу «Начисления2» на Лист3.

  • Переименовать Лис3 в Начисления3.

  • Ввести формулы для вычисления величины надбавки к стипендии студентам. Для этого реализовать следующую последовательность действий:

  • ввести формулу для расчета величины надбавки первому студенту в ячейку J6 на листе Начисления3

    • загрузить Мастер функций и выбрать функцию Если;

    • на втором шаге ввести следующие операнды логической функции:

Логическое_выражение: И(H6=1;G6>=4,5)

Значение_если_истина : $K$3*0,5

Значение_если_ложь: 0

  • нажать кнопку ОК;

  • В ячейке J6 появится значение, рассчитанное по формуле:

=ЕСЛИ(И(H6=1;G6>=4,5);$K$3*0,5;0)

    • для расчета величины надбавки всем студентам скопировать формулу из ячейки J6 в диапазон ячеек J7:J17;

    • ввести формулы для расчета общей суммы начислений каждому студенту. Для этого в ячейку K6 ввести формулу: =I6+J6 и скопировать ее в диапазон ячеек K7:K17.

Задача 2. «Расчет заработной платы»

По приведенному ниже образцу создайте таблицу Расчетной ведомости по зарплате.

зарплата

    • Переименуйте Лист4 в Расчетная ведомость.

    • В соответствующие ячейки формы вставьте формулы, вычисляющие следующие зависимостям:

  • Итого начислено - это сумма значений Оклада, Отпускных и Премия;

  • Пенсионный фонд - это 0,5% от значения Итого начислено, если начислено до 525 грн. включительно, или 2%, если начислено больше 525 грн. и меньше 7875 грн. включительно, или 149,63 грн. если начислено больше 7875 грн.;

  • ^ Фонд безработицы - это 0,5 % от значения Итого начислено (без учета больничного листа), если начислено меньше 7875 грн. включительно, или 39,38 грн. если начислено больше 7875 грн.;

  • Соцстрах - это 0,5% от значения Итого начислено (без учета больничного листа), если начислено до 525 грн. включительно, или 1%, если начислено больше 525 грн. и меньше 7875 грн. включительно, или 78,75 грн. если начислено больше 7875 грн.;

  • ^ Подоходный налог - это 15% от разности Итого начислено, Фонда безработицы, Пенсионного фонда, Соцстраха и 200 грн., если начислено до 740 грн. включительно, или 15% от разности Итого начислено, Фонда безработицы, Пенсионного фонда и Соцстраха, если начислено больше 740 грн;

  • ^ Итого удержано - это сумма значений Аванса, Фонда безработицы, Пенсионного фонда, Соцстраха, Подоходного налога и Прочих.

  • Всего к оплате - это разность значений Итого начислено и Итого удержано, если эта разность величина не отрицательная.

  • Переименуйте Лист5 в Платежная ведомость.

  • На листе Платежная ведомость создайте Платежную ведомость по приведенному образцу:

плат

  • Для заполнения данными колонок , Ф.И.О., К выдаче воспользуйтесь данными соответствующих граф Расчетной ведомости по зарплате с листа Расчетная ведомость (вставить соответствующие ссылки на ячейки).

  • Выполните расчет Итого к оплате.

Задача 3. Выполнить индивидуальное задание. Номер варианта определяет преподаватель.


Контрольные вопросы.

  1. Какое максимальное число вложений функций при создании формул с вложенными функциями ЕСЛИ?

  2. Что можно определить с помощью функции ЕЧИСЛО? Приведите примеры использрвания функции.

  3. В ячейке А6 содержится числовое значение. Что возвращает формула =ИЛИ(ЕНЕЧЕТ(А6);ЕЧЕТН(А6))?

  4. В ячейке А6 содержится текстовое значение. Что возвращает формула =ИЛИ(ЕНЕЧЕТ(А6);ЕЧЕТН(А6))?

Лабораторная работа № 5.

Диаграммы и графики.

Цель: Вы научитесь:


  • строить графики и диаграммы,

  • форматировать графики и диаграммы,

  • редактировать графики и диаграммы.

Содержание отчета

    1. Название и цель выполнения работы.

    2. Выполнить подготовительную часть.

    3. Условия задач и полученные таблицы

    4. Краткое описание действий по выполнению практической части.

    5. Письменные ответы на заданные вопросы.

Подготовительная часть

      1. Дать краткую характеристику основным функциям входящих в следующую категорию:

  • Присвоение имен ячейкам и диапазонам

  • Использование имен в формулах

  • Создание диаграммы

  • Типы диаграмм




      1. Выполнить практическую работу № 17 (стр. 125-128 «Табулирование функции и вычисление площади») и практическую работу № 19 (стр. 136-142) из книги «Практикум з інформатики» Я.М.Глинський. Результаты работы предоставить преподавателю.

Практическая часть

Ход работы.


Итоги лабораторной работы №5 сохранить в новой книге с именем Лабораторная работа №5. Таблицу для каждого задания оформлять на отдельном листе.


Задача 1. «Построение диаграммы Сравнительный анализ среднего балла успеваемости студентов»

1.1. Построить объемную круговую диаграмму, иллюстрирующую сведения о средних баллах, полученных студентами в экзаменационную сессию.

Технология построения диаграммы

  • Скопировать таблицу «Список и успеваемость студентов» из лабораторной работы №1 на Лист1.

  • Переименуйте Лист1 в Диаграмма.

Основными элементами для построения диаграммы являются: область диаграммы, область построения диаграммы, ряды данных, оси координат, заголовки, легенда, линии сетки, подписи данных.

  • Для построения диаграммы необходимо выполнить следующие действия:

  • Выделить в таблице диапазон ячеек G4:G15 с исходными данными (область данных диаграммы).

Если выделен диапазон ячеек, содержащий более 1 строки или более 1 столбца, то Excel интерпретирует строки или столбцы как отдельные ряды, содержащие элементы данных.

Замечание. Для выделения несвязанных диапазонов ячеек таблицы необходимо выполнить эти действия при нажатой клавише Ctrl.

  • Вставить диаграмму.

Для этого выполнить команду Вставка-Диаграмма. Мастер диаграмм осуществляет построение новой диаграммы за четыре шага.

  • В окне Мастер диаграмм (шаг 1 из 4) тип диаграммы выбрать тип и вид диаграммы.

перейти на вкладку Стандартные;

в списке Тип выбрать - Круговая, из разновидностей данного типа в списке Вид выбрать - Объемный вариант круговой диаграммы. Если нажать и удерживать кнопку [Просмотр результата], то можно увидеть образец диаграммы выбранного типа диаграммы;

нажать кнопку Далее.

  • В окне диалога Мастер диаграмм (шаг 2 из 4) источник данных диаграммы указать расположение данных (по строкам или по столбцам) и определить названия рядов и подписи категорий.

перейти на вкладку Диапазон данных;

установить флажок Ряды в столбцах;

перейти на закладку Ряд;

позиционировать курсор в поле Подписи категорий, щелкнуть по кнопке свертывания, находящейся в правой части поля, и выделить ячейки B4:B15 с фамилиями студентов для задания текста легенды;

выполнить щелчок по кнопке свертывания. В поле Подписи категорий появится ссылка: =Диаграмма!$В$4:$В$15

нажать кнопку Далее.

  • В окне диалога Мастер диаграмм (шаг 3 из 4) параметры диаграммы задать заголовок диаграммы, указать расположение легенды, отобразить подписи значений рядов.

перейти на вкладку Заголовки;

в поле Название диаграммы ввести текст Сравнительный анализ среднего балла успеваемости студентов по фамилиям;

перейти на вкладку Легенда, включить параметр Добавить легенду и установить флажок Справа для указания расположения легенды;

перейти на закладку Подписи данных;

в группе переключателей выбрать параметр Значения для отображения на диаграмме значения среднего балла каждого студента;

нажать кнопку Далее.

  • В окне диалога Мастер диаграмм (шаг 4 из 4) размещение диаграммы указать лист, на котором будет располагаться диаграмма.

в группе Поместить диаграмму на листе выбрать пункт Имеющемся и из открывающегося списка выбрать лист Диаграмма;

нажать кнопку Готово.

При необходимости можно откорректировать размер диаграммы с помощью маркеров размера.

После активизации диаграммы (щелчка левой клавиши мыши внутри диаграммы) можно выделить любой из ее элементов для корректировки, которая заключается в удалении либо изменении свойств элемента. Изменение вида элемента (цвета фона, выбор узора, использование рамок и т.д.) или шрифта (типа, стиля и размера используемых символов текста) выполняется с помощью форматирования. Окно форматирования для любого элемента диаграммы можно открыть с помощью двойного щелчка мыши на нем.


1.2. На диаграмме "Сравнительный анализ среднего балла успеваемости студентов" добавить данные, отображающие оценки, полученные студентами по всем предметам в экзаменационную сессию, изменить тип диаграммы Круговая на тип Гистограмма. Для области диаграммы установить размер шрифта - 8, для оси категорий изменить способ выравнивания подписей.

Технология редактирования диаграммы

  • Выделить диаграмму: щелкнуть один раз левой клавишей мыши в области построения диаграммы.

  • Выполнить команду Правка – Копировать.

  • Выполнить команду Правка – Вставить.

  • Выделить диаграмму – копию.

  • Вставить новые данные: выполнить команду Диаграмма-Добавить данные

  • В окне Новые данные указать диапазон ячеек, в котором располагаются добавляемые данные.

  • установить курсор в поле Диапазон;

  • выделить на листе диапазон ячеек D4:F15, содержащий оценки студентов по трем предметам;

  • нажать кнопку ОК.

  • Изменить тип диаграммы Для этого выполнить команду Диаграмма-Тип диаграммы и выбрать значения:

      1. Тип - Гистограмма

      2. Вид - Обычная гистограмма

  • Изменить названия рядов в легенде.

  • выполнить команду Диаграмма-Исходные данные;

  • в окне Исходные данные перейти на вкладку Ряд;

  • в списке Ряд выделить значение Ряд1, установить курсор в поле Имя и ввести текст Оценка по математике. Аналогично для рядов Ряд2 и Ряд3 ввести текст Оценка по информатике и Оценка по истории соответственно;

  • нажать кнопку ОК.

  • Изменить заголовок диаграммы и отобразить подписи значений элементов ряда.

  • выполнить команду Диаграмма-Параметры диаграммы;

  • в окне Параметры диаграммы перейти на вкладку Заголовки и ввести текст в поле Название диаграммы: Сравнительный анализ успеваемости студентов, в поле Ось X(категорий): Фамилии, в поле Ось Y(значений): Оценки. Затем перейти на вкладку Подписи данных и установить переключатель Подписи значений на нет;

  • нажать на кнопку ОК.

  • Изменить размер шрифта текста диаграммы.

  • выполнить команду Формат-Выделенная область диаграммы;

  • в окне Формат области диаграммы перейти на закладку Шрифт и в поле Размер выбрать значение - 8.

  • Изменить ориентацию подписей оси категорий.

  • выделить на диаграмме Ось категорий;

  • выполнить команду Формат-Выделенная ось;

  • в окне Формат оси перейти на закладку Выравнивание и в поле Ориентация выбрать значение - 90 градусов.

  • Нажать на кнопку ОК.

Задача 2. «Построение графика функции1». Составьте таблицу значений для функции

../практика/коднянко/коднянко%20в_а_%20электронные%20таблицы%20microsoft%20excel-6.files/formula2.gif


на промежутке [0; 1,5] с шагом h=0,1 и постройте график этой функции на указанном промежутке.


Задача 3.«Построение графика функции2». Выполните табуляцию одной из функций по варианту и постройте ее график. Номер варианта назначает преподаватель. Вставьте таблицу и график в свой отчет.


Задача 4.«Решение уравнения». Найти геометрическое решение уравнения

image004.

Ключ к заданию: Значения х меняются от 1 до 15. Вычисляются значения функций по формулам: image006и image008с использованием мастера функций, решение уравнения - пересечение графиков функций. Строятся графики функций у1 и у2, тип диаграммы - Нестандартные, Гладкий график, добавить заголовок диаграммы, линии сетки.


Контрольные вопросы.

  1. Где лучше размещать свои диаграммы: на отдельном листе или на рабочем листе вместе с данными?

  2. Как в область построения диаграммы вставить рисунок?

  3. Какой тип диаграмм лучше отображает соотношения значений одного ряда?

  4. На диаграммы какого типа можно добавить вспомагательную ось?





Лабораторная работа № 1.

Создание однотабличной базы данных в среде Ms Access. Создание таблиц, форм, запросов и отчетов.

Цель: Вы научитесь:

.

  • создавать базу данных;

  • создавать объект типа “Таблица” с помощью Конструктора и с помощью Мастера;

  • осваивать методы задания свойств полей таблицы и манипуляций с ними;

  • заполнять таблицу данными;

  • редактировать таблицу и ее структуру.

  • создавать объект Форма;

  • заполнять таблицу данными, используя форму;

  • создавать объект Простой запрос

  • создавать объект Отчет

Для достижения цели перед студентами ставятся и решаются следующие задачи:

  1. Знакомство с интерфейсом Microsoft Access;

  2. Создание БД с помощью мастера;

  3. Занесение информации в таблицу БД;

  4. Добавление и редактирование записей;

  5. Внесение изменений в структуру таблицы.

Содержание отчета

  1. Название и цель выполнения работы.

  2. Выполнить подготовительную часть.

  3. Условие задачи.

  4. Структуру записи. Заполненную таблицу.

  5. Форма(одна страница), результаты работы запросов и отчет.

  6. Краткое описание действий по выполнению практической части.

  7. Письменные ответы на заданные вопросы.

Подготовительная часть

    1. Дать характеристику следующим понятиям

  • Свойства и типы полей.

  • Объекты базы данных.

  • Способы создания таблицы.

  • Назначение форм.

  • Виды форм.

  • Разделы форм.




    1. Выполнить практическую работу № 23 (стр. 156-163 «Успішність») № 24 (стр. 168-170. из книги «Практикум з інформатики» Я.М.Глинський. Результаты работы предоставить преподавателю.


Практическая часть
  1   2   3   4   5

Похожие:

Лабораторная работа №1 iconЛабораторная работа №29 Тема: Зачетная работа по теме: «Учет с подотчетными лицами»

Лабораторная работа №1 iconЛабораторная работа №1 по курсу: на тему
Лабораторная работа №1 по курсу
Лабораторная работа №1 iconЛабораторная работа №6-1 Тема: Работа над созданием презентации программы Microsoft Power Point
Распечатываю рамку стандартного образца где вместо названия документа впечатываю Ф. И. О
Лабораторная работа №1 iconЛабораторная работа №1 Тема : «Отладчик debug»
Краткая аннотация: данная работа посвящена знакомству с отладчиком debug, который позволяет
Лабораторная работа №1 iconЛабораторная работа№2

Лабораторная работа №1 iconЛабораторная работа № На тему

Лабораторная работа №1 iconЛабораторная работа №3 Интерполяция функций

Лабораторная работа №1 iconЛабораторная работа по макроэкономике на тему "индексы цен"

Лабораторная работа №1 iconЛабораторная работа №9 Изучение свойств нтмl(часть 1)

Лабораторная работа №1 iconЛабораторная работа №1 оценка нагруженности группового болтового соединения

Лабораторная работа №1 iconЛабораторная работа №1 Построение регрессионной зависимости между двумя переменными

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы