Скачать 0.65 Mb.
|
Министерство образования и науки Украины Приазовский государственный технический университет Кафедра интеллектуальной собственности и права Лекции по дисциплине: «Основы права» Для дневной и заочной форм обучения преподаватель: Антонец П.Д. Мариуполь 2006 Раздел I. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА Тема 1. Основные понятия теории государства. Происхождение государства Возникновение государства исторически обусловлено определенным этапом общественного развития. В первобытном обществе не было государства. Власть и общество практически совпадали. Жизнь человеческих сообществ строилась на основе родовых отношений. На их смену приходит территориальная община. Постепенно появляются группы людей с различными интересами. Возникает необходимость во внешней власти, в государстве как организации, способной обеспечить согласование интересов групп, единство, целостность, эффективность функционирования и развития человеческого сообщества. Параллельно рождается специфическая форма-социального регулирования - право. Государство и право имеют исторический характер, хотя в современной науке отсутствует единство в точках зрения на этот вопрос. Возможно выделение ряда факторов, влияющих на возникновение конкретных государств: - социально-экономический - базируется на адекватной оценке обществом прогресса производительных сил. На абсолютизации этого фактора, построено марксистское учение о государстве как орудии классового господства; - экологический - основан на прямой зависимости характера среды обитания и способности человеческих сообществ к самоорганизации; - демографический - возникновение государства возможно при наличии определенного количества населения на территории; - психологический - способность населения, проживающего на определенной территории, обладать общими психическими чертами, ориен тированными на построение государства; - внешний - конкретное влияние народов, обладающих государственностью, на народы, которые ее не имеют. В истории возникновения практически всех государств в той или иной степени присутствовали все названные Факторы с различной степенью влияния. ^ Государство - это самоуправляющаяся политическая общность, занимающая собственною территорию. Государство как сложная, многофункциональная, внутренне диффе -ренцированная целостная организация обладает рядом признаком: - только государство может выступать официальным представите лем всего общества, все другие организации представляют только его часть; - только государство обладает специфичным аппаратом, имеющим властные полномочия, и владеет материальными средствами для реализации этих полномочий. Монополия на применение насилия принципиально отличает государство от других политических институтов и делает его основой политической системы; - только государство может 'останавливать общеобязательные для всего населения правила поведения - правовые нормы; - только государственная власть характеризуется суверенитетом. Суверенитет государства включает полноту власти, самостоятельность и формальную независимость от какой-либо организации/или лица/ как в конкретной стране, так и за ее пределами; - на определенной территории может существовать только одна государственная организация, других же организаций может быть не определенное количество; государство обладает относительной само стоятельностью в обществе. Оно должно выражать совокупные интересы как отдельных социальных слоев и групп, так и всего общества в цело; противостоять групповым интересам, способным подорвать функционирование самой общественной системы. ^ 1. Государство определяет "правила игры" политических сил и обеспечивает соблюдение таких правил: - экономическая функция государства направлена на регулирование экономических отношений, включая структурные воздействия на, народное хозяйство /национализация и приватизация/; - социальная функция государства осуществляется путем разработки и реализации широких государственных программ развития здравоохранения, образования, культуры, просвещения и т.п. К социальной функции относится также четкое регулирование взаимоотношений между трудом и капиталом; - идеологическая функция государства реализуется путем воспитания общества в духе гуманных общечеловеческих ценностей правового, морально-этического, культурного и гражданского характера. Эта функция осуществляется через систему государственного образования и через государственный контроль приватных учебных заведений; - экологическая функция состоит в государственном обеспечении достойной человека среды обитания; - юридическая функция направлена на защиту конституционного строя, обеспечение законности и правового порядка в обществе 2. По территориальному признаку выделяются внутренние и внешние функции. К последним можно отнести развитие международных связей на основе общепризнанных норм международного права, участие в создании мировой экономической системы, обеспечение обороны и национальной безопасности, миротворческие функции. 3. По времени исполнения - постоянные /осуществляются на протяжении всего времени существования данного государства/ и временные /осуществляются на протяжении определенного промежутка времени, например в период стихийного бедствия, войны/. ^ все существующие государства могут быть условно поделены на простые /унитарные/ и сложные /Федерации и конфедерации/. Унитарное государство имеет преимущественно /или полностью/ в своем составе такие части, которые не имеют признаков государственности и являются только административно-территориальными единицами /например, департаменты - во Франции, воеводства - в Польше, области - в Украине. Унитарность не исключает возможности включения в состав государства определенных автономных образований /например в составе Испании из 17 областей 4 имеют более широкие права относительно других, Автономная Республика Крым - в составе нашего государства/. Федеративное государство - это государство, состоящее из частей, обладающих отдельными элементами суверенитета. В частности, равноправные субъекты Федерации имеют свои представительские законодательные органы, собственное административно-территориальное деление. Федеральный парламент, как правило, двухпалатный. Имеет место двойная правовая система. Однако Федеральное право является приоритетным по отношении к праву отдельных частей Федерации, В Федеральных государствах отсутствует право на сецессию /отделение составляющих государство частей/. Сегодня в мире насчитывается 22 Федерации. Конфедеративное государство - объединение cуверенных государств, сохраняющих независимость, но имеющих общие органы для решения каких-либо конкретных вопросов. Практика свидетельствует о нестабильности таких государств, которые либо распадаются, либо более тесно объединяются в Федерации. В настоящее время наблюдается тенденция создания конфедеративных отношений между Беларусью и Российской Федерацией. Империя - это государственное образование, состоящее из главного государства - метрополии и колоний, насильно удерживаемых в ее составе. Монархия - это преимущественно единоличное осуществление государственной власти, передаваемой, как правило, по наследству с одной из систем престолонаследия - салической, кастильской, австрийской и др. Это наиболее распространенная Норма правления в рабовладельческих и феодальных государствах, однако она сохраняет свое место и сегодня. Республика характеризуется тем, что государственная власть осуществляется коллегиальным органом и главой государства, избираемыми всем населением или его частью. Исторически более ранними из известных форм правления были республики в Финикии, античных Греции и Риме. Республиканская форма правления наибольшее распространение получила в эпоху перехода от аграрных обществ к индустриальным в 18 - 20 вв. В настоящее время в рамках этих форм правления существует несколько промежуточных: 1. Президентская республика. Президент является главой государства и правительства, как правило, избирается всем населением на основе прямых выборов. Правительство в основном находится вне парламентского контроля, президент не имеет права распускать парламент, но может быть отстранен от власти путем импичмента. Президентской Норме правления присуще четкое разделение властей и сильная исполнительная структура. 2. Парламентская республика. При такой форме организации власти глава государства избирается не всеми гражданами, а законодательным органом. Исполнительную власть возглавляет премьер-министр, предложенный политической партией или парламентской коалицией, обладающей большинством в законодательном органе. Весь состав кабинета министров утверждается парламентом. Парламент может выразить недоверие правительству, что ведет к отставке последнего. Глава государства может при определенных обстоятельствах распустить парламент и назначить новые выборы. Парламентская форма правления позволяет репрезентовать в правительстве различные политические силы, что, однако, способно привести к политической нестабильности. 3. Парламентски-президентская или президентски-парламентская республика. Главой государства является всенародно избранный президент, исполнительную власть возглавляет премьер-министр. Он предлагается президентом и утверждается парламентом. Состав кабинета министров формируется главой правительства и назначается президентом либо утверждается парламентом. 4.Сверхпрезидентская республика. Такую форму государственного правления избрали, опираясь на опыт авторитарного правления, в некоторых африканских странах. Президент обладает широким кругом полномочий и механизмом давления на парламент и судебную власть. Отстранить президента в порядке импичмента практически невозможно. 5. Парламентская монархия. Глава государства - монарх не моет прямо влиять на состав и политику правительства /однако формально такие права может иметь/. Кабинет министров формируется парламентом и подотчетен ему. Эта форма государственного правления практически аналогична парламентской республике. 6. Дуалистическая монархия. Монарх лично формирует состав правительства и руководит им непосредственно либо через назначенного премьер-министра. Правительство может быть подотчетно одновременно и парламенту. 7. Абсолютная монархия. Глава государства осуществляет законодательную и исполнительную власть единолично, опираясь на назначенный им и подотчетный ему же кабинет министров. Представительские органы отсутствуют. Такая форма правления была характерна для средневековья. Политический режим - это система приемов, методов, Норм, способов осуществления политической власти /включая государственную власть/ в обществе. Политический режим обусловливает порядок политических отношений, степень политической свободы, образ правления. ^ В основе классификации исторических типов государств могут быть различные критерии. Так, преобладание той или иной сферы в экономической жизни позволяет говорить об аграрных, индустриальных и постиндустриальных /информационных/ обществах /государствах/. Более распространенным и традиционным является выделение исторических типов государств, основанное на социально-экономических критериях. Примером может служить марксистская /точнее - сталинская/ классификация: рабовладельческие, феодальные, капиталистические и социалистические государства. Более современные подходы в отечественном правоведении в целом совпадают, выделяя как исторические типы рабовладельческие государства / в том числе - как особый тип - древневосточные /, Феодальные, буржуазные /капиталистические/, социалистические государства. Относительно классификации современного исторического типа развития государственности в мире единство в терминологии отсутствует. Каждый исторический тип государства имеет определенные характерные особенности. 1. Рабовладельческим государствам были присущи четкая социальная и классовая дифференциация, основанное на этом правовое неравенство, практически полное непризнание за рабами человеческих прав, 2. Феодальные государства также имели закрепление правового неравенства людей как среди правящих, так и среди зависимых сословий; обусловленность монополии Феодалов на политическую власть наличием земельной собственности. 3. Буржуазные государства впервые реализовали и тике Формальное равенство всех граждан перед законом, определили комплекс естественных неотчуждаемых прав человека, провозгласили народный суверенитет, осуществили разделение ветвей власти на законодательную, исполнительною и судебную. 4. Социалистические государства представляли собой пример реализации тоталитарных политических доктрин. Огосударствленная партия подавляла личность, всецело руководила экономической политической, культурной сторонами жизни общества. Прежние правовые достижения человечества не воспринимались, приоритет отдавался так называемой /социалистической/ «революционной» законности. Современный этап государственности характеризуется стремлением поставить в центр государственных интересов обеспечение всего комплекса прав человека /гражданских, политических, социально-экономических/, укреплением правовых основ демократического устройства и успешного функционирования гражданского общества. Типологизация государств возможна также на основе географических /государства Центрально-Восточной Европы, Ближнего Востока и т.п./, конфессиональных /исламские, католические государства/ признаков. ^ Демократический политический режим характеризуется осуществлением прав человека, высокой степенью политической свободы, обеспечением легальных возможностей свободного волеизьявления и учета интересов всех rpvnn населения через демократические институты /референдумы, выборы/ и деятельностью разноооразных общественных объединений, гражданских инициатив. Политическая элита обычно в демократическом режиме немногочисленна, но она опирается на широкую социальную 6aзу. Органы публичной власти прибегают к силовым методам лишь в исключительных случаях. Либеральный политический режим отличается значительной степенью политической свободы, однако пользоваться ею в силу культурной и правовой отсталости большинства населения могут немногие. Государство чаще, чем при демократическом режиме, вынуждено использовать формы принудительного воздействия. Социальная база правящей элиты достаточно узкая. Низкий уровень жизни большинства населения обусловливает тенденцию к силовым методам достижения социальных: целей. Авторитарный режим почти полностью не реализует демократических политических отношений, легальная оппозиция не допускается. Публичная власть широко использует силовые методы, администрирование. Выборы, референдумы, деятельность общественных обьединений носят формальный характер и находятся под контролем властей. Реально все функции государственной власти сосредоточены у диктатора либо узкой правящей группы. Разновидность авторитарного режима -военные диктатуры. Тоталитарный режим представляет собой логическое завершение авторитаризма, ибо претендует на всеобщий контроль всех сторон общественной и личной жизни. Для всеохватного овладения всем обществом специфический политический институт - огосударствленная партия, по отношению к которой все Формально существующие органы власти являются исполнительными, Для реализации этого используется система так называемой номенклатуры. Государственная власть осуществляется путем ограничения или нарушения основных прав человека. Декларируемое равноправие фактически превращается в сложную систему привилегий и дискриминаций. Неконтролируемая населением власть сосредоточивается в рукax высшей партийной номенклатуры либо одного лица. Отсутствуют легальные механизмы свободного волеизьявления. Вся деятельность государственно-правовых институций, разрешенных общественных объединений заангажирована «единственно верной» идеологией. ^ Под правовым государством следует понимать цивилизованную форму государства, основанного на верховенстве права и господстве закона. Верховенство права означает, что право не исчерпывается законом. Оно существует и помимо закона. Законы, в том числе конституционные, могут быть неправовыми. Правовые государства опираются: - на провозглашение нерушимости прав человека со стороны государетва; - на приоритетность прав человека над правами человеческих сообществ /групп, классов, наций/ государства; - на установление четкого механизма гарантий прав и свобод; - на право граждан делать все то, что не запрещено законом; - на обязанность государства, его органов и должностных лиц и служащих действовать в рамках конституции и законов; - на конституционное правление, построенное на принципе разделения ветвей власти - на принцип верховенства конституции по отношению к другим законам; - на развитую, четкую и непротиворечивуо правовую систему - на принцип независимости суда; - на социальный контроль политики и власти; - на принцип приоритета норм международного права перед нормами национального; - на независимость средств массовой информации. Категория правового государства тесно связана и, как правило, употребляется рядом с такими определениями государства, как демократическое, социальное и светское. Не обладая перечисленными качествами государство не может считаться правовым. Понятие социальное государство предполагает, что оно служит обществу и стремится минимизировать неоправданные социальные различия. Социальное государство означает: - право человека требовать от государства обеспечения прожиточного минимума; - обязанность государства обеспечивать человеку нормальные условия существования /в том числе - не бесплатно/; - ограничение свободы договоров, включая регулирование цен на определенные товары; - четкая социальная налоговая политика; - принудительное социальное страхование отдельных групп населения. Тема 2. Основные понятия о праве Возникновение и сущность права. Связь государства и права. ^ В самом обобщенном виде понятие право может быть определено как совокупность конкретных общеобязательных правил, установленных или санкционированных государством. Государство обеспечивает их выполнение с целью регулирования общественных отношений. Разнообразные подходы к категории право могут быть сведены к трем: 1. Нормативный подход к праву предполагает совпадение права и писаного закона. Право содержится в текстах нормативно-правовых актов, издаваемых и охраняемых государством. 2. Социологический подход обусловлен пониманием приоритетности общественных отношений, то есть право проявляется не в законах, а в конкретных действиях и поведении людей. 3. Естественно-правовой подход рассматривает право как естественный дар Бога / природы, получаемый каждым человеком при рождении В понимании права как юридической категории принято выделять: объективное право как систему общеобязательных и формальных норм, обеспеченных силой государства и являющихся критерием правомерного и неправомерного поведения; субъективное право как возможность конкретного лица на юридически обеспеченное поведение. ^ Право как общественный институт обладает рядом признаков: 1 общеобязательная нормативность, правовые нормы распространяются на всех лиц, которым они адресованы9 и обязательны для исполнения независимо от субъективного отношения к ним. Право должно состоять из взаимосвязанных и согласованных между собой норм.. 2 Формальная определенность. Правовые нормы отличаются четкостью и однозначностью Формулировок и помещаются в законах и других правовых источниках. Субъекты правовых отношений в силу этого знают возможные и требуемыe от них варианты поведения, а также последствия за нарушение юридических запретов, 3. Государственная обеспеченность. Реальность соблюдения правовых норм обеспечивается и гарантируется государственной властью Это дает уверенность в стабильном правовом порядке их функционирования, в том числе в обязательном привлечении к юридической ответственности нарушителей норм права. ^ Право должно также характеризоваться определенными принципами: - гуманизмом; - равенством граждан перед законом; - законностью; - внутренней согласованностью; - демократизмом, ^ Проявляется социальная роль права в его функциях. Главными являются регулятивная и охранительная Регулятивная функция проявляется путем властного правового влияния на субъектов правоотношений с целью обеспечения такого их социального поведения, которое бы отвечало общественному правовому порядку, Охранительная дикция осуществляется властным правовым влиянием на субьектов правовых отношений с целью охраны и обеспечения их прав и свобод, их собственности, защиты государства и общества в целом. ^ Социальные нормы представляют всю совокупность норм, регулирующих взаимоотношения между людьми. К социальным нормам относятся нормы морали, обычаи, традиции, эстетические, религиозные, корпоративные и нормы права. В жизни общества есть и такие нормы, которые не могут считаться непосредственно социальными /санитарно-гигиенические, технические, биологические/. Эстетические нормы отображают отношения людей к предметам материальной и духовной культуры с точки зрения красоты, гармонии, элегантности и качества. Решающую роль при этом играют установившиеся в конкретно-исторических условиях стандарты и взгляды относительно того, что считать красивым, модным и т.д. Корпоративные нормы устанавливаются определенными ассоциациями людей, включая как объединения граждан на некоммерческой основе /политические партии, профессиональные союзы, общества по интересам и пр./,так и предпринимательские структуры. Такие нормы диктуются уставами объединений и являются обязательными для их членов. При этом уставы не должны противоречить действующему законодательству. Религиозные нормы, подобно корпоративным, касаются определенной общности людей /в данном случае - связанных с приверженностью к той или иной конфессии/. ^ - это правила, установленные или санкционированные государством. Они регулируют отношения определенных лиц, давая им соответствующие права и возлагая на них юридические обязанности /в отличие от всех других социальных норм, правовые нормы подкреплены государственным принуждением/. Среди всех социальных норм правовые занимают приоритетные позиции. Другие социальные нормы не могут выходить за рамки правовых. ^ Правовая норма - это формально закрепленное общеобязательное правило физического поведения, остановленное или санкционированное государством с целью регулирования социальных отношений и обеспеченное организационной, воспитательной и принудительной деятельностью. ^ 1. Понятие Самым общим образом правовая (юридическая) норма может быть определена в качестве исходящего от государства и охраняемого им общеобязательного правила поведения, которое представляет участникам общественного отношения данного вида юридические права и налагает на них юридические обязанности. В другом определении* норма права - установленное или санкционированное государством и обеспечиваемое его принудительной силой правило, регулирующее взаимоотношения отдельных лиц, органов и организаций. Регулирующая роль нормы права выражается как в том, что субъект права** действует в соответствии с ее предписаниями или требует от других лиц соответствующего поведения, так и в том, что нарушение ее требований вызывает применения мер воздействия государства в лице его органов к правонарушителю. Нормы права, как правило, выполняются добровольно и сознательно в силу того, что их требования соответствуют интересам и потребностям лиц, их соблюдающих. Вместе с тем, будучи государственно-обязательными велениями, нормы права обеспечиваются и принудительными мерами, применяемыми в случае нарушения первых. Норма права выражает объективно обусловленную меру и форму свободы. Эта мера определяется экономическими отношениями, в которых коренится «правовая природа вещей», т.е. социальная норма, обладающая в силу своей объективной природы общеобязательностью и требующая законодательного закрепления. Правовые нормы возникают на определенном этапе исторического развития, когда образование новых общественных отношений приводит к перераспределению собственности внутри общества, в условиях расслоения общества на классы, формирования частной собственности. Различные позиции классов по отношению к средствам производства определяют характер отношений к собственности, степень реальной свободы индивидов. Свобода индивидов, выражаемая в праве, предопределена их отношением к собственности, которое должно быть субъективно осознанно и получить законодательное закрепление. Иными словами, правовые нормы проявляются как отношения собственности и предшествуют закону, их закрепляющему. Норма права - не просто разновидность социальных норм, а разновидность особая, по ряду сторон наиболее развитая, выражающая ту, в известном смысле высшую, нормативность, которая присуща праву, что связано с государственно-властной природой права. Все это предопределяет отправные моменты общетеоретической характеристики нормы права. ^ 1. Юридическая норма – общее правило, т.е. масштаб, образец, эталон поведения людей и их коллективов. 2. Юридическая норма - правило абстрактного, обобщенного характера. Нормативные предписания содержат известные моменты обобщенности, абстрагирования тех или иных индивидуальных особенностей регулируемых отношений. 3. Юридическая норма – первичный исходный элемент права как системы Право в пределах каждой страны образует целостное системное образование, отличающееся известными чертами ограниченности. Норма является частью этого целого, но в тоже время каждая из норм не может считаться полным, исчерпывающим выражением всех норм, качеств и характеристик права. 4. Юридическая норма - государственно-властное предписание. Норма исходит от государства, поддерживается его принудительной силой, и поэтому предписывающий характер нормы приобретает властный характер. 5. Юридическая норма - явление широкое, многоплановое и. в то же время, конкретное по содержанию. Понятие "норма" при общем определении права отражает все проявления нормативности, все стороны нормативного содержания правовой системы. Вместе с тем, необходимо с предельной четкостью разграничивать норму как конкретное формально-определенное правило. 6. Юридическая норма - воплощение единства фромы и содержания в праве. Норма права мыслима как реальный фрагмент права, фактическое предписание, находящее прямое выражение в тексте правового акта, однако она не существует вне определенного структурно выделенного подразделения в тексте акта. Юридическая норма доведена до уровня формальной определенности, т.е. до такого уровня, когда содержание нормы существует только в формально (в самом тексте) закрепленном виде. Благодаря внешней форме норма является частицей права как институционного образования и через внешнюю форму (нормативный акт) обретает силу юридической нормы. 3. СТРУКТУРА Своим логическим построением норма права отвечает на вопросы, которые неизбежно возникают в процессе ее применения: в каких случаях она должна применяться, какое поведение в данных условиях является допустимым или недопустимым, каковы те неблагоприятные последствия, которые ожидают нарушителя данной нормы. Ответы на эти вопросы даются в различных структурных подразделениях нормы: ГИПОТЕЗЕ, ДИСПОЗИЦИИ, САНКЦИИ. Все эти части находятся в тесной связи и взаимодействии. Логическая структура нормы права, как правило, не совпадает со статьями нормативных актов, иногда ее надо конструировать отдельно, поскольку статьи законов излагаются лаконично. В некоторых статьях закона может быть не одна, а две-три нормы права, а в некоторых - только отдельные ее части: гипотеза - диспозиция, гипотеза - санкция, диспозиция - санкция. Кроме этого, в запрещающих нормах гипотеза и санкция совпадают. Так, нормы положительного регулирования состоят из: гипотезы - указания на условие, при наличии которого эта норма должна действовать диспозиции - самого правила, содержащего права и обязанности регулируемых нормой отношений. Правоохранительные нормы также делятся на две части диспозицию - указание на запрещенное правом действие санкцию - мера ответственности за нарушение Санкции, как правило, выполняют охранную функцию, а именно: санкции «штрафного», карательного характера, свойства состоят в лишении правонарушителя определенных благ, в возложении особых обязанностей, во властном осуждении, порицании его противоправного поведения. Такие санкции делятся на уголовные, административные, дисциплинарные и др.; правовосстановительные санкции направлены на восстановление нарушенного состояния (отмена незаконного акта, признание сделки недействительной, взыскание долга и т. д.) Для иллюстрации всего вышесказанного можно использовать следующий пример. В ст. 147 Кодекса законов про труд Украины указывается: « За нарушение трудовой дисциплины к работнику может быть применен только один из таких способов наказания: 1. выговор, 2. увольнение ». Эту статью с позиций логической структуры нормы права можно сформулировать так: если работник допустит нарушение трудовой дисциплины (гипотеза), то владелец имеет право применить к нему согласно трудовому законодательству - уставу и положениям о дисциплине (диспозиция) - только один из таких видов наказания: 1. выговор, 2. увольнение (санкция). 4. КЛАССИФИКАЦИЯ 1. По отраслям права: - нормы государственного права; - нормы гражданского права; - нормы уголовного права; - нормы материального права; - нормы процессуального права; 2. По содержанию: - основные, предусматривающие общие исходные положения регулирования определенных отношений; - конкретизирующие, развивающие исходные положения, регламентирующие более конкретные, частные вопросы на основе и в рамках общих норм права. 3. По характеру регулирования: - нормы прямого регулирующего действия, устанавливающие новые самостоятельные правила и непосредственно направленные на регулирование общественных отношений; - нормы вспомогательного регулирующего действия, предусматривающие отмену ранее действовавших норм, их изменение, дополнение, распространение, утверждение нового акта. 4. В зависимости от издающего органа: - нормы законов и подзаконных актов; - общегосударственные и местные нормы; - нормы в указах Президента, Верховного Совета, в актах местных Советов и т. д. 5. В зависимости от действия в пространстве: - нормы общего действия, действующие на всей территории, на которую распространяется компетенция органа, издавшего норму; - нормы местного действия, действующие на определенной указанной в самом акте местности. 6. По действию во времени: - нормы постоянного действия; - временные. 7. По лицам: - общие, касающиеся всех граждан или всех юридических лиц; - специальные, распространяющие свое действие на четко очерченный круг лиц, органов, организаций, например, на работников милиции, пенсионеров и т. д. - нормы, касающиеся конкретного субъекта права. 8. По характеру воздействия: - управомочивающие - определяют правомочия граждан и других субъектов права, т.е. возможность действовать определенным образом; - обязывающие - установлены в нормативном акте и обращены к субъектам права, выражают необходимость совершить какие-либо положительные действия; - запрещающие - обязывают воздерживаться от поступков, которые вредны для общества, противоречат интересам людей; - поощрительные - используются для стимулирования полезных для общества действий, воспитания масс на положительных примерах; 9. Нормы права делятся также на: - императивные - точно определяют права и обязанности субъектов права; - диспозитивные - действуют в случае, если стороны правоотношения не установили свои права и обязанности путем соглашения; - бланкетные - отсылают к установленным в других актах правилам, которые необходимо исполнять. 5. ФУНКЦИИ Нормы права исполняют общесоциальную и специальную функции в комплексе, объединяя функционирование других нормативных систем. Общесоциальные нормы права составляют: экономические, политические, экологические, идеологические, информационные, организационные, ориентационные, познавательные, оценочные, гуманистические. К специально-юридическим функциям относятся регулятивные функции, которые в свою очередь делятся на: - статические - юридически закрепляют определенные общественные отношения; - динамические - развивают и стимулируют развитие общества. Нормы права также выполняют охранную функцию (государство охраняет общественные отношения и ценности). ^ Правовая норма характеризуется наличием трех обязательных элементов: гипотезы, диспозиции и санкции. Гипотеза; определяет условия, описывает обстоятельства, при которых вступает в действие норма и что ею следует руководствоваться. Эти условия называют термином юридические факты Диспозиция - это центральная часть нормы. В ней. указано возможное/дозволеное / обязательное /необходимое/ или запрещенное /не допустимое/ поведение субьекта правовых отношений Санкция показывает способы государственного принуждения при невыполнении, нарушении диспозиции. Назначение санкции в обеспечении осуществления диспозиции правовой нормы. Правовые нормы могут иметь и факультативный элемент - поощрения. ^ идет об определении ценностей и благ, которые может получить субъект правоотношений при добровольном исполнении диспозиции нормы. Правовые нормы различаются: - по субьектам правотворчества /парламент, президент, правительство, судебные органы и т.д. - по предмету регулирования /конституционные, административные, гражданские, уголовные и т.д./; - по способу установления диспозиции: /императивные - формируются исключительно государством и диспозитивные - субъекты правоотношений могут сами договориться о правилах взаимного поведения/;- - по характеру диспозиции /уполномочивающие - указывают на возможное поведение, обязывающие - указывают на необходимое с точки зрения государства поведение и запрещающие - указывают на недопустимое поведение/; - по функциям в правовом регулировании /материальные - обозначают права, обязанности или "запреты и процессуальные - определяющие регламент, процедуру осуществления прав или исполнения обязанностей/; - по времени действия /постоянные и временные/; - по территориальному действию /общенациональные и местные, локальные/; - по действию на круг субъектов /всеобщие - направленные на всех граждан, специальные - направленные на конкретную группу одноименных субъектов, исключающие - отменяют предусмотренные законом нормы относительно определенных субъектов/; - по роли в правотворчестве /первичные и вторичные/; - по степени определенности содержания /абсолютно определенные и альтернативные, ситуационные/. ^ Источники или формы права - это способы внешнего выражения и закрепления юридических норм. Виды источников права: 1. Правовой обычай - санкционированное и обеспечиваемое государством обычное правило поведения общего характера. 2. Правовой прецедент - решение судебного или административного органа государства по конкретному делу, которому придается формальная обязательность при решении последующих аналогичных дел 3. Нормативно-правовой договор - формально обязательное правило общего характера, установленное на основе взаимной договоренности нескольких субъектов и обеспеченное государством. ^ - письменный документ правотворческого характера, принятый народом или компетентным органом государства, в котором помещены правовые нормы. Нормативно- правовые акты делятся на законы и подзаконные акты. Закон - это нормативно-правовой акт органа законодательной власти или самого народа, которые регулируют важнейшие общественные отношения, принимается в особом порядке и имеет высшую юридическую силу. Законы можно классифицировать следующим образом: - основной закон /конституция/ - закрепляет правовой статус человека и гражданина, форму правления и государственного устройства, система органов власти; - конституционные или органические законы - конкретизируют и развивают основные положения конституции; - обычные законы по другим вопросам государственной и общественной жизни. Законодательный процесс должен включать несколько стадий: - подготовка законопроекта, его научная и финансовая экспертиза; - законодательная инициатива - право субъектов законотворческой деятельности вносить проекты законов в парламент; - обсуждение законопроекта на пленарных заседаниях законодательного органа в первом, втором, третьем чтениях, внесение поправок и дополнений; - работа над законопроектом в парламентских комитетах и комиссиях; - всенародное обсуждение законопроекта в необходимых случаях; - понятие, подписание главой государства и опубликование закона) ^ - это нормативно-правовые акты правотворческих органов государства, принимаемые в соответствии с законом, на основании закона и для исполнения закона. В нашей стране к подзаконным актам относятся: - постановление Верховной Рады; - указы и распоряжения Президента Украины; - постановления и распоряжения Кабинета Министров; - приказы и инструкции министерств и ведомств; - акты местных государственных администраций; - решения органов регионального и местного самоуправления. ^ Система права - это система всех действующих юридических норм определенного государства. Система права имеет свою структуру - объективно обусловленную внутреннюю организацию права конкретного государства, которая состоит в единстве и согласованности всех юридических норм и в их распределении по институтам и отраслям права. Структурные элементы системы права: нормыJ, институты, отрасли. Понятие система права следует отличать от категории правовая /юридическая/ система. Правовая система - это система всех юридических явлений, существующих в определенном государстве или группе государств. Она состоит из разнообразных правовых актов, деятельности правотворческих субъектов, различных видов проявлений правосознания, состояния законности и правопорядка. В настоящее время в мире принято выделять 4 правовые системы: 1. Романо-германская /континентальная/ - включает страны Западной и Центрально-Восточноз Европы. Здесь юридическая наука сложилась на основе римского права. 2. Англо-американская /англосаксонская/ распространена в США, Великой Британии и странах Британского Содружества наций. Это система общего права, в которой приоритетные позиции занимает судебный прецедент. 3. Социалистическая сохраняет свое значение в КНР, КНДР, Вьетнаме, Кубе. Ее характеризуют гипертрофированная роль публичного права, основанного на так называемой "революционной /социалистической/ законности", где критерием правомерности сложит марксистская идеология* 4. Религиозно-общинная имеет распространение в ряде стран Азии и Африки. Она объединяет юридические, религиозные, морально-философские элементы. Регулятором общественных отношений при этом являются религиозные концепции, традиции, обычаи. Например, мусульманское право, конфуцианство. ^ Систематизация законодательства - это деятельность по сведению нормативно-правовых актов /или их элементов/ в целостный комплекс. Систематизация необходима для выяснения и устранения дефектов законодательства, повышения его эффективности, содействия его изучению и исследованию. Систематизация законодательства осуществляется двумя основными способами: инкорпорацией и кодификацией. Инкорпорация - это способ систематизации законодательства, состоящий в объединении по определенным критериям группы нормативно-правовых актов в одном сборнике. Инкорпорация бывает: - официальная - подготовка и издание сборников нормативно-правовых актов, осуществляемые правотворческими органами или по их распоряжению; - неофициальная - подготовка и издание нормативно-правовых актов неправотворческими организациями или лицами. По объему охвата нормативно-правовых актов инкорпорация может быть общей, отраслевой, межотраслевой, специальной. По критериям объединения - предметной, хронологической, субъектной. Кодификация_законодательства - это способ систематизации законодательства, основанный на содержательной переработке и согласовании определенной, связанной общим предметом регулирования, группы юридических норм и объединении их в едином новом нормативно-правовом акте, Такая систематизация всегда имеет правотворческий и поэтому официальный характер. Кодификация различается по объему /отраслевая, межотраслевая, специальная/ и по форме выражения /основы законодательства, кодексы, уставы, законы, положения и т.д./. Становление собственной правовой системы в Украине требует проведения новой полномасштабной кодификации. 12 апреля 1994 года Постановлением Верховной Рады Украины была создана Национальная кодификационная комиссия. Тема 3. Правоотношения. Законность и правопорядок Понятие и признаки правоотношений Правовые отношения - это предусмотренные диспозицией юридической нормы социальные отношения, которые выражаются во взаимных юридических правах и обязанностях субъектов права. Правоотношения отличаются: - по отраслевому признаку /конституционные, гражданские, трудовые и т.п./; - по определенности количества субъектов /общие - количество субъектов правоотношений не сказывается и конкретные - количество субьектов четко определено/; - по количественному составу субъектов /простые - правоотношения между двумя субъектами и сложные - между тремя и более субьектами - по характеру действий субъекта /активные - субъект обязан совершить определенные действия и пассивные - субъект должен воздержаться от определенных действий по распределению прав и обязанностей между сторонами правоотношений/ односторонние - каждый из субъектов имеет либо права, либо обязанности и двухсторонние - каждый из субъектов имеет как права, так и обязанности/; - по зависимости от элемента юридической нормы /диспозиции или санкции/, на основании которого возникают правоотношения /регулятивные и охранительные/» Субъектом правоотношений может быть правоспособный субъект общественной жизни, являющийся носителем юридических прав и обязанностей. Юридической предпосылкой для приобретения статуса субъекта правоотношений является наличие правоспособности, а для определенных правоотношений также дееспособности и деликтоспособности. Правоспособность - это способность конкретного лица иметь юридические права и обязанности. Правоспособность физического лица возникает в момент рождения человека и прекращается с его смертью. Дееспособность - это способность объекта правовых отношений своими действиями осуществлять права и обязанности. Деликтоспособность - это способность лица отвечать за свои поступки, прежде всего, за правонарушение. Объектами правовых отношений могут быть: - люди /физические лица/ - граждане конкретного государства и иностранцы /граждане других государств, бипатриды - граждане двух государств, апатриды - лица без гражданства какого-либо государства/; - обьединения /юридические лица/ - государственные /государетвенные органы, учреждения, организации, предприятия/ и общественные //объединения граждан, коллективные и частные" предприятия, учреждения, организации/; - социальные общности - народ /нация/, государство в целом, территориальные коллективы граждан /в соответствии с административно-территориальным делением государства, делением на избирательные округа/, трудовые коллективы ^ - это определенные личные или социальные блага, для приобретения и использования которых останавливаются взаимные юридические права и обязанности субъектов права» Объекты правоотношений делятся на материальные/физическое, состояние человека, Физические действия субъектов правоотношений/ вещи /средства производства, предметы потребления, деньги и т.д; состояние природных объектов, явлений/и нематериальные /морально-психологическое состояние человека, определенные социальные качества и черты объединений, общностей, духовные ценности/. ^ изменения и прекращения правоотношений Юридический факт - это предусмотренное гипотезой правовой нормы конкретное обстоятельство, с наступлением которого возникают изменяются или прекращаются правовые отношения. Но юридическим по следствиям юридические факты бывают правосоздающие, правоизменяющие, правопрекращающие. Юридические факты подразделяются на деяния /обстоятельства, зависящие от воли людей/ и события /обстоятельства, возникающие независимо от воли людей/. Деяния бывают правомерные /соответствующие юридическим предписаниям, в том числе не имеющие целью создание правоотношений/ и неправомерные / не соответствующие правовым предписаниям, в том числе виновные, т.е. правонарушения, и невиновные - правовые аномалии. Юридические факты могут быть обусловлены реальными обстоятельствами и предположениями /презумпциями/ Правовая презумпция -это закрепленное в законе допущение о наличии или отсутствии определенных юридических фактов, которое может привести к возникновению изменений или прекращению правовых отношений. ^ Законность - это режим соответствия общественных отношений законам и подзаконным нормативно-правовым актам государства, который создается в результате их неукоснительного соблюдения всеми субъектами права. Основными принципам законности в правовом государстве являются: - единство - одинаковость нормативно-правового регулирования на всей территории страны, одинаковость применения юридических относительно всех одноименных субъектов права; - соцально-демократическая целесообразность - соответствие закона целям прав человека и прав нации, социальной демократии. прогрессивного развития общества, необходимость выбора в рамках закона наиболее эффективного способа достижения цели закона; - реальность - обеспеченность закона действенными совершенными гарантиями, Следствием соблюдения законности является установление в общественной жизни правопорядка, Правопорядок - это режим упорядоченности, организованности социальных отношений, который складывается при условии соблюдения законности. ^ Виды правонарушений. Правонарушение - это противоправное виновное деяние деликтоспособного субъекта, которое является точно или общественно вредным или опасным. Социальная сущность правонарушения состоит в причинении вреда тем личным, групповым или общесоциальным интересам, которые юридически защищены государством. Правонарушение имеет следующие признаки /элементы/: 1. Субъект правонарушения - деликтоспособное физическое или юридическое лицо, которое совершило правонарушение. 2. Объект правонарушения - определенные блага, общественные отношения, защищаемые законом. 3. Объективная сторона - противоправное деяние, его вредный или опасный результат, необходимая причинная связь между ними. Противоправность деяния состоит в его несоответствии юридическим предписаниям. Оно может иметь активный /если субъект не соблюдает запрещающих норм/ или пассивный характер/если субъект не выполняет обязывающих норм/. 4. Объективная сторона - определенное психологическое отношение субъекта к своему противоправному поведению и его последствиям. Это отношение определяется категорией вина. Вина может быть двух видов: умысел и неосторожность. Если субъект осознает противоправность своего деяния, предвидит и желает наступления его негативных последствий, то это - прямой умысел. Если субъект правонарушения осознает противоправность своего деяния, предвидит его негативные последствия, то это - непрямой /косвенный/ умысел. Неосторожность проявляется в противоправной самонадеянности и противоправной небрежности. Противоправная самонадеянность состоит в осознании субъектом деяния его противоправного характера, предвидении возможности наступления негативных последствий и наличии надежд, что эти последствия не возникнут» Противоправная небрежность возникает при условии, если субъект осознает противоправность своего деяния, но не предвидит наступления его негативных последствий, хотя в силу своего развития должен их предвидеть. Правонарушения подразделяются по степени социальной или личной вредности на проступки /вредные правонарушения/ и преступления /опасные правонарушения. Проступки бывают: - конституционные /нанесения вреда основам конституционного строя, конституционным правам и свободам граждан, порядку организации и деятельности органов государственной власти, -правления и самоуправления; - дисциплинарные /нарушения учебной или производственной дисциплины, внутреннего распорядка предприятия, организации, учреждения; - гражданско-правовые /нанесение материального ущерба, нарушение других имущественных или личных неимущественных прав и интересов люде , которые защищены законом. - административные /нарушение правопорядка в общественных местах, порядка управления всеми сторонами общественной жизни, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях. Преступление - это общественно опасное правонарушение /деяние или бездеятельность/, за которое в законе предусмотрено уголовное наказание. ^ Юридическая ответственность - это закрепленная в законе и обеспеченная государевом обязанность правонарушителя быть ограниченным или лишенным права обладать определенными благами, ему принадлежавшими. Целью юридической ответственности является охрана от противоправных посягательств coциальных ценностей и благ, защищенных законом, изменение взглядов и сознания правонарушителя, направленное на недопущение в будущем подобных правонарушений, профилактика возможных правонарушений со стороны лиц, склонных в силу различных причин к противоправным деяниям/ ^ Наступление юридической ответственности в правовом государстве предусматривается при условии: - наличия физического деяния, а не мыслей, мировоззрения, социальных и личностных особенностей/; - юридически запрещенного деяния - виновного деяния; - личных действий правонарушителя ^ Юридическая ответственность применяется на основе соблюдения следующих принципов: законности, обоснованности целесообразности, неотвратимости, справедливости индивидуализации. ^ Возникновение ответственности /с момента совершения правонарушения, как юридического факта, который создает соответствующие правоотношения/; - установление компетентными государственными органами субъекта и других элементов правонарушения; - определение вида и степени /размера/ ответственности; - реализация конкретных методов юридической ответственности основании соответствующего правоприменительного акта. Существуют следующие 6 видов юридической ответственности: 1. Конституционная - наступает за. нарушение конституционных норм, 2. Дисциплинарная - наступает за нарушение трудовой, учебной, воинской дисциплины.. 3. Материальная - наступает при нанесении материального ущерба предприятию, учреждению, организацию, 4. Гражданская - наступает, главным образом, за неисполнение договорных обязательств, за причинение вреда. 5. Административная - наступает за совершение административных правонарушений, предусмотренных кодексом об административных правонарушениях или другим административным законодательством. 6. Уголовная /криминальная/ - наступает за совершение преступления, предусмотренного уголовным кодексом. |