Лекция 17. Общие понятия о памяти. Будут рассмотрены следующие вопросы icon

Лекция 17. Общие понятия о памяти. Будут рассмотрены следующие вопросы


НазваниеЛекция 17. Общие понятия о памяти. Будут рассмотрены следующие вопросы
страница1/36
Размер1.69 Mb.
ТипЛекция
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   36

Лекция 17. Общие понятия о памяти.


Будут рассмотрены следующие вопросы:

ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ О ПАМЯТИ


Память – форма психического отражения, заключающаяся в запоминании (закреплении), сохранении и последующем воспроизведении (сохранение = воспроизведение) и забывании прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

Запоминание - мнемический процесс. Посредством запоминания происходит селективный отбор поступающей информации для последующего воспроизведения и включение ее в уже существующую систему ассоциативных связей. Для человека характерно то, что развитие его памяти идет прежде всего за счет осмысленной переработки запоминаемой информации. Если в раннем детстве реализуется прежде всего непосредственное запоминание, то в дальнейшем за счет употребления опосредствующих элементов происходит формирование опосредствованной памяти, которая является решающей в жизни взрослого человека. Положительную роль в запоминании играет систематическое повторение, когда исходные элементы включаются в новую систему ассоциативных связей.

Воспроизведение - мнемический процесс. Актуализация ранее сформированного психологического содержания (мысли, образы, чувства, движения). Воспроизведение имеет избирательный характер, обусловленный потребностями, направлением деятельности, актуальными переживаниями. При воспроизведении обычно происходит существенная перестройка воспринятого, так что исходное содержание теряет ряд второстепенных деталей и приобретает обобщенный характер, соответствующий решаемым задачам. В силу действия эффектов реминисценции и интерференции воспроизведение сразу после восприятия запоминаемого материала (непосредственное воспроизведение) не всегда дает лучший результат по сравнению с отсроченным. В качестве основных методов исследования воспроизведения используют метод заучивания (метод последовательных воспроизведенной), метод антиципации, метод сбережения, предложенные Г.Эббингаузом, свободное воспроизведение, упорядоченное, метод Броуна - Петерсона, когда сразу после запоминания дается интерферирующая задача.

^ Виды воспроизведения: непроизвольное воспроизведение, когда прошлое содержание актуализируется без специальной задачи; произвольное воспроизведение, обусловленное реализацией особой задачи.

Формы воспроизведения:

- узнавание – проявление памяти, которое возникает при повторном восприятии объекта;

- воспоминание, которое осуществляется при отсутствии восприятия объекта;

- припоминание, представляющее собой наиболее активную форму воспроизведения, во многом зависящую от ясности поставленных задач, от степени логической упорядоченности запоминаемой и хранимой в ДП информации.

Реминисценция (от лат. reminiscor – припоминаю). Воспроизведение спустя некоторое время после запоминания того, что при непосредственном воспроизведении было недоступно. Этот эффект может наблюдаться при работе с различным вербальным или наглядным материалом, в качестве которого могут выступать тексты, стихи, списки, картинки, предметы, особенно если материал является логически связанным, большим по объему и имеющим на человека эмоциональное воздействие. Особенно часто наблюдается в дошкольном возрасте и у младших школьников.

Интерференция (от лат. inter - взаимно, между собой + ferio - ударяю, поражаю). Характеристика познавательного процесса. Взаимоподавление одновременно осуществляющихся процессов, прежде всего относящихся к познавательной сфере, обусловленное ограниченным объемом распределяемого внимания.

Забывание - мнемический процесс. Невозможность воспроизвести или узнать то, что было усвоено. Заключается в прерывании доступа к запомненному ранее материалу. Забыванию подвергается прежде всего то, что не актуализируется в контексте решаемых задач. Наиболее интенсивно оно осуществляется сразу после окончания заучивания. При этом лучше всего сохраняется осмысленный и важный материала, приобретающий в процессе хранения более обобщенный и схематический характер, второстепенные детали забываются скорее. При определенных условиях наблюдается эффект обратимости процесса забывания. Так, воссоздание внешних и внутренних условий, при которых происходило запоминание, использование особых стратегий воспроизведения может приводить к восстановлению забытого материала.

Забывание – естественный процесс. Подобно сохранению и запоминанию, оно имеет избирательный характер. Забывается прежде всего то, что не имеет для человека жизненно важного значения, не вызывает его интереса, не соответствует его потребностям.

Забывание может быть полным или частичным, длительным или временным.

^ При полном забывании закрепленный материал не только не воспроизводится, но и не узнается.

Частичное забывание материала происходит тогда, когда человек воспроизводит его не весь или с ошибками, а также когда узнает, но не может воспроизвести. Временное забывание физиологи объясняют торможением временных нервных связей, полное забывание – их угасанием.

Процесс забывания протекает неравномерно: вначале быстро, затем медленнее. В течение первых пяти дней после заучивания забывание идет быстрее, чем в последующие пять дней. Исследования процесса забывания выявили также одну интересную особенность: наиболее полное и точное воспроизведение сложного и обширного материала обычно бывает не сразу после заучивания, а спустя 2-3 дня. Такое улучшенное отсроченное воспроизведение называется реминисценцией.

Для уменьшения забывания необходимо: 1) понимание, осмысление информации (механически выученная, но не понятая до конца информация забывается быстро и почти полностью – кривая 1 на графике); 2) повторение информации (первое повторение нужно через 40 мин после заучивания, так как через час в памяти остается только 50% механически заученной информации). Необходимо чаще повторять в первые дни после заучивания, поскольку в эти дни максимальны потери от забывания. Лучше так: в первый день – 2-3 повторения, во второй день – 1-2 повторения, в третий-седьмой день по одному повторению, затем одно повторение с интервалом в 7-10 дней. Помните, что 30 повторений в течение месяца эффективнее, чем 100 повторений за день. Поэтому систематическая, без перегрузки учеба, заучивание маленькими порциями в течение семестра с периодическими повторениями через 10 дней намного эффективнее, чем концентрированное заучивание большого объема информации в сжатые сроки сессии, вызывающее умственную и психическую перегрузку и почти полное забывание информации через неделю после сессии.

Забывание в значительной мере зависит от характера деятельности, непосредственно предшествующей запоминанию и происходящей после нее. Отрицательное влияние предшествующей запоминанию деятельности получило название проактивного торможения. Отрицательное влияние следующей за запоминанием деятельности называют ретроактивным торможением, оно особенно ярко проявляется в тех случаях, когда вслед за заучиванием выполняется сходная с ним деятельность или если эта деятельность требует значительных усилий.

Память – основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания.

^ Образы предметов или процессов реальной действительности, которые мы воспринимали ранее, а сейчас мысленно воспроизводим, называются представлениями.

Представления памяти делятся на единичные и общие.

^ Представления памяти являются воспроизведением, более или менее точным, предметов или явлений, когда-то воздействовавших на наши органы чувств.

Представление воображения – это представление о предметах и явлениях, которые в таких сочетаниях или в таком виде никогда нами не воспринимались. Подобные представления являются продуктом нашего воображения. Представления воображения также основываются на прошлых восприятиях, однако эти последние служат лишь материалом, из которого мы создаем с помощью воображения новые представления и образы.

В основе памяти лежат ассоциации, или связи. Предметы или явления, связанные в действительности, связываются и в памяти человека. Встретившись с одним из этих предметов, мы можем по ассоциации вспомнить другой, связанный с ним. Запомнить что-то – значит связать запоминание с уже известным, образовать ассоциацию. Различают два рода ассоциаций: простые и сложные.

К простым относят три вида ассоциаций: по смежности, по сходству и по контрасту.

^ Ассоциации по смежности объединяют два явления, связанных во времени или пространстве.

Ассоциации по сходству связывают два явления, имеющих сходные черты: при упоминании об одном из них вспоминается другое. Ассоциации опираются на сходство нервных связей, которые вызываются в нашем мозге двумя объектами.

^ Ассоциации по контрасту связывают два противоположных явления. Этому благоприятствует то, что в практической деятельности эти противоположные объекты (организованность и расхлябанность, ответственность и безответственность, здоровье и болезнь, общительность и замкнутость, и т.д.) обыкновенно сопоставляются и сравниваются, что и приводит к образованию соответствующих нервных связей.

Сложные ассоциации – смысловые. В них связываются два явления, которые и в действительности постоянно связаны: часть и целое, род и вид, причина и следствие. Эти ассоциации являются основой наших знаний.

Принято считать, что образование связей между различными представлениями определяется не тем, каков сам по себе запоминаемый материал, а прежде всего тем, что с ним делает субъект. То есть деятельность личности – основной фактор, детерминирующий (определяющий) формирование всех психических процессов, в том числе и процессов памяти.
^

ВИДЫ ПАМЯТИ


Рассмотрим основные виды памяти.

ПО МОДАЛЬНОСТИ (ПО СОДЕРЖАНИЮ ЗАУЧИВАЕМОГО МАТЕРИАЛА):

- моторика = моторная память,

- эмоции = аффективная память,

- образы = образная память,

- словесные = обозначения вербально-логическая память.

Такой подход иллюстрируется теорией развития памяти в филогенезе и онтогенеза П.П.Блонского. Эта классификация имеет стороны внешнюю (по содержанию материала) и внутреннюю (по уровням). Все эти виды памяти отличаются по происхождению и уровневой организации (участие сознания - в том же порядке).

Подразделения памяти по типам были даны П.П.Блонским как определенные новообразования в развитии ребенка. Им были выделены: двигательная, эмоциональная, образная, вербальная память. Он считал эти виды памяти представляющими ступени единого генетического ряда. В частности, по его мнению, эмоциональная память сама имеет основу в чувственной память, которая есть уже у шестимесячного ребенка и которая проявляется в осторожности, симпатии, первичном узнавании. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические произведения. В 2-х тт. Т. 2, М., 1979.

^ Теории развития п: 1. Блонский: филогенет. и онтогенет. образная, моторная, логическая (память-рассказ), аффективная. Все эти виды п. появляются в процессе онтоген. не одновременно. Моторная (рефлексы как ассоц. память) аффективн. (плачь только от одного вида чего-то)образная (с 2 лет - Штерн)логическая (3-4 года). Аналогично и при анализе филогенеза : логич. - только у человека, образная - у первобытных племен, а моторная - у простейших. Чем ближе к началу этого ряда, тем < сознания.


^ Образы памяти и их исследование. Образы памяти являются наглядной репродукцией чувственного опыта. Фехнер (1860) в образах памяти существуют большие индивидуальные различия. Гальтон в тесте «что было за столом во время завтрака» обнаружил, что у одних индивидов яркие зрительные образы, а у других — слуховые или моторные. Стринер (1880) исследовал моторные образы. Некоторые испытуемые не могли представить себе слово, если их просили держать рот открытым. Битте (1909) просил представить себе различные образы и проградуировать каждый по семибалльной шкале от «совершенно ясно» до «отсутствия образа».

^ Объективная проверка образов. Энджелл и Фернальд (1910-12) придумали несколько методов:

Метод ассоциации: 5 минут называние предметов с цветовыми и звуковыми особенностями, и смотрели, что вызывает большие трудности.

Анализ стиля автора: больше цветов или звуков упоминается в речи?

Заучивание на основе зрения или слуха: как быстрее?

Метод отвлечения: зрительные процессы отвлекаются слуховыми, зрительными стимулами или зажатием языка зубами. Что больше отвлекает?

Орфография: запись слова в обратном порядке.

Квадрат букв, которые надо заучить, а затем воспроизводить в обратном порядке или по диагонали. Но: даже зрительный тип не может удерживать сразу 16-25 букв.

Описание картины: вербализаторы давали меньше ошибочных суждений, были более точны. Визуализаторы более полно описывали картину.

^ НЕПРОИЗВОЛЬНАЯ ПАМЯТЬ - ПРОИЗВОЛЬНАЯ ПАМЯТЬ

В основе этой классификации лежит наличие или отсутствие мнемической цели (на процесс заучивания (на точность, время), хранения (количество, организация), извлечения) за целью следует мнемическая деятельность (что требует мнемических средств).

^ Непроизвольная память

Информация запоминается сама собой без специального заучивания, а в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией. Сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает.

При непроизвольном запоминании мнемическая цель стоит в отношении чего-то другого, тем не менее что-то запоминается.

Описан случая когда испытуемый плохо знавший язык, на котором давалась инструкция не смог запомнить небольшой материал, несмотря на то, что он повторялся много раз. Однако после того, как инструкция была им понята эффективность запоминания резко возросла. Еще показателен факт того, что сами экспериментаторы гораздо хуже заучивают материал, чем их испытуемые несмотря на большее для них количество повторений.

Непроизвольная память исследовалась в рамках теории деятельности (Зинченко: задание для ребенка либо классификации, либо арифметической последовательности. В зависимости от содержания деятельности (с цифрами или с буквами) возрастала эффективность запоминания материала деятельности и падало запоминание фона.

Происходит без намеренного использования специальных средств для лучшего сохранения материала в памяти. В силу того, что различные процессы памяти обслуживают актуально осуществляющуюся деятельность, полнота, точность и прочность непроизвольного запоминания зависят от ее целей и мотивов.

^ Произвольная память

«Наличие мнемической направленности имеет решающее значение для продуктивного, эффективного запоминания. Мнемическую направленность характеризуют: требования к запоминанию, установки (полнота - выборочность, точность - приблизительность, последовательность - свободность, прочность - кратковременность, своевременность воспроизведения)». Смирнов.

Информация запоминается целенаправленно, с помощью специальных приемов). Эффективность произвольной памяти зависит:

1. От целей запоминания (насколько прочно, долго человек хочет запомнить). Если цель – выучить, чтобы сдать экзамен, то вскоре после экзамена многое забудется, если цель – выучить надолго, для будущей профессиональной деятельности, то информация мало забывается.

2. От приемов заучивания. Приемы заучивания:

А. механическое дословное многократное повторение – работает механическая память, тратится много сил, времени, а результаты низкие. Механическая память – это память, основанная на повторении материала без его осмысления;

Б. логический пересказ, который включает: логическое осмысление материала, систематизацию, выделение главных логических компонентов информации, пересказ своими словами – работает логическая память (смысловая) – вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей. Эффективность логической памяти в 20 раз выше, чем у механической;

В. образные приемы запоминания (перевод информации в образы, графики, схемы, картинки) – работает образная память. Образная память бывает разных типов: зрительная, слуховая, моторно-двигательная, вкусовая, осязательная, обонятельная, эмоциональная;

Г. мнемотехнические приемы запоминания (специальные приемы для облегчения запоминания).

С исследований произвольной памяти началось исследование памяти вообще. Закономерности, обнаруженные Эббингаузом - это общие законы произвольной, но непосредственной памяти (не в понимании Выготского, так как произвольная память всегда опосредствована, а только в логике условий эксперимента и бессмысленного материала). Исследования произвольной памяти связаны с Выготским и динамикой интериоризации. В когнитивной психологии - в большинстве исследования произвольной памяти.

Форма запоминания - для лучшего сохранения материала в памяти происходит намеренное использование специальных средств. В зависимости от мнемических целей и используемых мнемических приемов эффективность произвольного запоминания различна. При формулировке тех или иных мнемических задач, когда определяется, насколько полно, точно и надолго надо запомнить, происходит ориентировка на выделение различных признаков исходного материала и актуализируются определенные способы и стратегии запоминания. Как показывает практика достаточно эффективными являются следующие приемы: смысловая группировка и выделение ключевых элементов структуры запоминаемой информации; связывание нового материала с ранее усвоенным.

^ ОПОСРЕДСТВАННОЕ ЗАПОМИНАНИЕ - НЕОПОСРЕДСТВОВАННОЕ ЗАПОМИНАНИЕ

По наличию средства, приема с помощью которого я запоминаю.

По этому критерию отличаются экспериментальная ситуация Эббингауза (где главная роль отводится процессам повторения в отсутствии средства) и работы Выготского (где субъект работает с сутью, соотношением и содержанием материала - 'динамика развития опосредственного запоминания').

^ КРАТКОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ - ДОЛГОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ - ОПЕРАТИВНАЯ ПАМЯТЬ - ПРОМЕЖУТОЧНАЯ ПАМЯТЬ

Выделяют также кратковременную память, долговременную, оперативную, промежуточную память.

^ Кратковременная память

Любая информация вначале попадает в кратковременную память, которая обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на короткое время (5-7 мин), после чего информация может забыться полностью либо перейти в долговременную память, но при условии 1-2-кратного повторения информации.

По времени хранения информации: ультракратковременная (ситуации опознания) или сенсорная (сенсорные регистры, иконическая для зрения, эхоическая для слуха, прекатегориальная память) (время 2-4 сек.); КП (15-30 сек.), которая не обслуживает восприятие как первая, а обслуживает понимание, мышление (рабочая, оперативная, первичная); ДП - основа индивидуального опыта (знаний, навыков, закономерностей, автобиографическая память).

Кратковременная память (КП) ограничена по объему, при однократном предъявлении в КП помещается в среднем 7 + 2. Это магическая формула памяти человека, т.е. в среднем с одного раза человек может запомнить от 5 до 9 слов, цифр, чисел, фигур, картинок, кусков информации.

Ограниченность объема в КП (7+-2) приводит к тому, что новая информация в КП выталкивает старую. Однако КП менее чувствительна у длине элементов (метафора для КП: ящик в каталоге с 7 ячейками (это было уже у Вундта - отодвигание старого элемента все дальше к границе сознания)) и причина забывания в КП - это отсутствие информации. Здесь приводятся эксперименты Нормана с методом зонда.

^ Долговременная память

Обеспечивает длительное сохранение информации: бывает двух типов: 1) ДП с сознательным доступом (т.е. человек может по своей воле извлечь, вспомнить нужную информацию); 2) ДП закрытая (человек в естественных условиях не имеет к ней доступа, а лишь при гипнозе, при раздражении участков мозга может получить к ней доступ и актуализировать во всех деталях образы, переживания, картины всей жизни человека).

Долговременная память может делиться на эпизодическую (то, что связано с нашими прошлым, эпизодами жизни) и семантическую (знания общих закономерностей).

В ДП причины забывания в трудном доступе к информации при наличия (метафора для ДП - библиотека Ленина; книгу можно не найти, если перепутать шифр, хотя книга есть).

ДП - по особенностям ДП: по объему (исследования феномена tip of tongue). Часто причиной забывания в ДП является невозможность извлечения

^ Оперативная память

Вид памяти, проявляющийся в ходе выполнения определенной деятельности, обслуживающий эту деятельность благодаря сохранению информации, поступающей как из КП, так и из ДП, необходимой для выполнения текущей деятельности.

^ Промежуточная память

Обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов, накапливает информацию в течение дня, а время ночного сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти и категоризации информации, накопленной за прошедший день, переводом ее в долговременную память. По окончании сна промежуточная память опять готова к приему новой информации. У человека, который спит менее трех часов в сутки, промежуточная память не успевает очищаться, в результате нарушается выполнение мыслительных, вычислительных операций, снижаются внимание, кратковременная память, появляются ошибки в речи, в действиях.
^

Проблема памяти в ассоцианизме.


Память как репродуктивный процесс. Началось с исследований Эббингауза в рамках  сознания, который (в отличие от Вундта, который считал, что они могут изучать только простые ПФ.) приступил к измерениям ВПФ. Предмет его изучения память как tabula rasa, без учета связей, т.е. давая новый материал (бессмысленные слоги)Это была первая система исследования памяти, причем с количественной оценкой.

Он создал 3 метода: сбережений, заучивания, антиципации (подсказки).

Он выделил законы производительности непосредственной памяти человека:

1. Объем непосредственного запоминания (7+-2);

2. Увеличение объема памяти требует увеличение количества повторений;

3. Успешность воспроизведения зависит от характера распределения заучивания во времени;

4. Кривая забывания (Y - сбережения, х - время);

5. Сущность и процесс реминисценции;

6. Феномен края;

7. Упражнение памяти.

Механизм заучивания – главный принцип которого - закон ассоциаций. Это связь м. к. явлениями при которой актуализация 1-го ведет к а. 2-го.  Главная единица памяти представление (воспроизведение в памяти ранее пережитых ощущений). Средства представления: отличие от впечатлений по содержанию (слух, зрит.)  им. свойство модальности; обладают наглядностью, но представления бледнее, чем первоначальные переживания; в отличие от образа - не передают с одинаковой яркостью все черты предмета.

Главным условием образования ассоциаций являются:

а. если соответствующие к. процессы переживаются одновременно или друг за другом;

б. повторение этой временной связи.

^ Типы ассоциаций: по смежности, по контрастности, по сходству.

Идеи ассоцианизма были развиты в бихевиоризме (поведение основа ассоциаций - закон образования временных связей) и конекционализме (рассматривать. связей между раздражителями и реакциями при изучении обучения по Торндайку). Слабые стороны: не изучена память у больных; изучали только сознательность памяти и произвольную и преднамеренную память; не изучали непроизвольную память; не учитывали эмоции, желания. Поведенческий подход: главная несущая человеческого опыта это сложные условные рефлексы (по структуре исследования это сходно с ассоцианизмом; некоторое количество повторений приводит к безусловной реакции на нейтральный стимул). Это открыло исследования содержания памяти выведенное в поведение.

^ Ассоцианизм Эббингауза (классическая теория памяти), в которой процесс формирования опыта это процесс установления следов между отдельными впечатлениями (единицами восприятиями), то есть образование представления (в отсутствии действия объекта из вне). Механизм в установлении связей (ассоциаций). Главное условие - это частота повторения сочетаний отдельных впечатлений. Законы по типу установления связей: по смежности Пространственная и временная), контрасту, сходству. Воспоминания (или более общо - воспроизведение) это возрождающиеся представления вместе с сознанием того, что ни однажды уже переживались. Так воспроизведение можно соотнести с действительным процессом (энергией), а память с возможностью такого процесса. Ассоционированые образования это те, которые однажды были пережиты вместе и у которых существует возможность того, что одно непременно вызовет другое.

Запоминание зависит от числа повторений, абсолютного места в ряду, принадлежность членов к одному целому (важно не число подлежащих запоминанию букв, а число вызываемых ими представлений, что выражается в необходимом для этого числе повторений), накопление и распределение представлений во времени), правило Йотса: в случае двух ассоциированных рядов равной силы, но разного возраста, новое повторение приносит большую пользу старому, наличие интереса и внимания к запоминанию (ассоциирующая сила удовольствия больше чем неудовольствия).

Забывание:

1. Изменения отдельных членов (опыты с кратковременным опознанием различий показали, что через длительное время различие в опознании были несущественными, то есть процесс дальше не падал. Это объясняется отношением одного члена к целому образу и узнавание происходит не в сравнении наличного с когда-то бывшим, а сравнением отношения к целому).

2. Ослабление ассоциативной связи: кривая забывания (процент сохранения от прошедшего времени) указывающая на то, что по истечении одного часа требуется более половины первоначальной работы. Процесс забывания происходит с меньшей скоростью при большей затраченной на заучивание работе. Еще меньше это касается осмысленного материала.

Влияние материала: влияние прогрессивного и регресиивного торможения на ответ, относящийся к данному стимулу будет тем сильнее чем больше предшествующих стимулов в первом случае и последующих во втором. Это же относится и к долговременному материалу. Число проб возрастает при схожести материала (в сильной степени это касается не семантических признаков). Эффект фон Рестрофф: в смешанном ряду разнородные элементы сохраняются лучше однородных.

Для объяснения эффектов распределенности упражнений были привлечены две группы гипотез: 1. Гипотеза Мюллера и Пильцекера (в перерывах действуют процессы реактивации и консолидации следов, основанная на инертности биофизиологических процессов). 2. гипотеза утомления или реактивного торможения Халла; Гипотеза Мак Гич (забывание во время отдыха неправильных ответов связанных с прошлыми ассоциациями).

Заслуга Эббингауза в том, что некоторые виды памяти действительно ассоциативны. Однако приобретение всего опыта не описывается механизмом установления ассоциаций (это критика Эббинггауза). Бергсон возражал против этого тезиса: два вида памяти (на примере заучивания стихотворения: 1. заучивание как память привычки и как 2. память духа, в которой не было задачи устанавливать ассоциации). Ассоцианизм закрыл доступ к изучению произвольной памяти, непроизвольной памяти у животных и детей, а также влияние со стороны субъекта на запоминаемый материал.

^ Критика механицизма: активность субъекта (мотивационные, деятельностные, организации двигательной задачи теории). Но здесь критика шла не в рамках теории памяти. Память была лишь одной стороной проблемы.
^

Герман Эббингауз: метод бессмысленных слогов.


Г.Эббингауз (1850-1909) обучался в университетах Галле и Берлина сначала по специальности история и филология, затем – философия. Доцент, затем профессор университетов в Берлине, Бреслау, Галле, где он организовал небольшую лабораторию экспериментальной психологии, он создал первую профессиональную организацию немецких психологов "Немецкое общество экспериментальной психологии" и (совместно с А. Кенигом) "Журнал психологии и физиологии органов чувств" (1890), поддержанный как физиологами, так и психологами.

Эббингаузу принадлежит выдающаяся роль в развитии экспериментальной психологии. Он занялся ею, когда предметом этой науки считались процессы и акты сознания субъекта, а методом – интроспекция, контролируемая с помощью приборов. Эббингауз применил взамен субъективного метода объективный, соединив его с количественным анализом данных. В то время считалось, что экспериментально можно изучать лишь деятельность органов чувств – ведь только на них можно воздействовать различными приборами. Что же касается сложных психических процессов – таких как память и мышление, то их изучение опытными, лабораторными методами не вел никто. Заслуга Эббингауза прежде всего в том, что он отважился подвергнуть эксперименту память.

Случайно в Париже Эббингауз нашел в букинистической лавке книгу Т.Фехнера "Основы психофизики". В ней были сформулированы математические законы, касающиеся отношений между физическими стимулами и вызываемыми ими ощущениями. Воодушевленный идеей открытия точных законов памяти, Эббингауз решил приступить к опытам. Он ставил их на самом себе.

В то время в психологии широкой популярностью пользовалось учение об ассоциации (связи) идей. С античных времен считалось, что идеи (представления, образы) соединяются друг с другом по определенным правилам. Основными причинами ассоциаций считались близость между фактами сознания в пространстве и во времени (например, предмет напоминает об его владельце), сходство и контраст между представлениями.

Эббингауз тоже руководствовался идеей о том, что люди запоминают, сохраняют в памяти и вспоминают факты, между которыми сложились ассоциации. Но обычно эти факты человек осмысливает, и поэтому весьма трудно установить, возникла ли ассоциация благодаря памяти или в дело вмешался ум. Эббингауз задался целью установить законы памяти "в чистом виде" и для этого изобрел особый материал.

Единицей такого материала стали не слова (ведь они всегда связаны с понятиями), а отдельные бессмысленные слоги. Каждый слог состоял из двух согласных и гласной между ними (например: бов, гис, лоч). По оценке американца Э. Титченера, это стало самым выдающимся изобретением психологии со времен Аристотеля. Столь высокая оценка исходила из открывшейся возможности изучать процессы памяти независимо от смысловых содержаний, с которыми неотвратимо связаны нормальные речевые реакции человека.

Составив список бессмысленных слогов (около 2300), Эббингауз экспериментировал с ними на протяжении 5 лет.

Основные итоги этого исследования Эббингауз изложил в ставшей классической книге "О памяти". Прежде всего он выяснил зависимость числа повторений, необходимых для заучивания списка бессмысленных слогов, от его длины и установил, что при одном прочтении запоминается, как правило, семь слогов. При увеличении списка требовалось значительно большее число повторений, чем количество присоединенных к первоначальному списку слогов. Число повторений принималось за коэффициент запоминания.

Особую популярность приобрела вычерченная Эббингаузом "кривая забывания". Быстро падая, эта кривая становится пологой. Оказалось, что наибольшая часть материала забывается в первые минуты после заучивания. Значительно меньше забывается в ближайшие минуты и еще меньше – в ближайшие дни. Сравнивалось также заучивание осмысленных текстов и списка бессмысленных слогов. Эббингауз выучивал текст "Дон-Жуана" Байрона и равный по объему список слогов. Осмысленный материал запоминался в девять раз быстрее. Что же касается "кривой забывания", то она в обоих случаях имела общую форму, хотя при осмысленном материале падение кривой шло медленнее.

Эббингауз подверг экспериментальному изучению и другие факторы, влияющие на память (например, сравнительную эффективность сплошного и распределенного во времени заучивания).

Хотя Эббингауз и не разработал специальной психологической теории, его исследования стали ключевыми для экспериментальной психологии. Они на деле показали, что память можно изучать объективно, не прибегая к субъективному методу, к выяснению того, что происходит в сознании испытуемого. Была также показана важность статистической обработки данных с целью установления закономерностей, которым подчинены – при всей их прихотливости – психические явления. Эббингауз разрушил стереотипы прежней экспериментальной психологии, созданной школой Вундта, где считалось, что эксперимент приложим только к процессам, вызываемым в сознании субъекта с помощью специальных приборов. Был открыт путь экспериментальному изучению, вслед за простейшими элементами сознания, сложных форм поведения – навыков. "Кривая забывания" приобрела значение образца для построения в дальнейшем графиков выработки навыков, решения проблем и т.д. Эббингауз доказал ошибочность прежнего ассоцианизма, который умозрительно решал вопрос о характере связи между психическими явлениями. Ассоциации, избранные Эббингаузом в качестве объекта заучивания, являлись столько же сенсорными, сколько и моторными. Они охватывали самый общий аспект приобретения организмом новых сочетаний сенсомоторных реакций в результате специально организованного упражнения.

Эббингаузу принадлежит небольшой, блестяще написанный "Очерк психологии", а также фундаментальные двухтомные "Основы психологии". Труды Эббингауза существенно изменили общий облик психологии, подняв уровень экспериментальной культуры исследований, утвердив в ней критерии объективности и точной проверки установленных фактов и закономерностей с использованием количественных методик.

Самая высокая оценка трудов Эббингауза не может быть преувеличенной. Независимо от намерений самого Эббингауза его метод коренным образом изменил характер деятельности экспериментатора, которого начинают интересовать не столько высказывания испытуемого (отчет о составе собственного сознания), сколько его реальные действия. В интроспекционизме образовалась брешь, быстро расширявшаяся потоком новых экспериментов.

Изучение навыков. Эббингауз открыл путь экспериментальному изучению навыков. По существу он сам уже стоял у его истоков, ибо, как мы говорили, ассоциации, избранные им в качестве объекта заучивания, являлись столько же сенсорными, сколько и моторными.

Таким образом, что работы Эббингауза, Кеттелла, Брайяна, Хартера и других легли в основу направления, отличного от физиологической психологии Вундта. Новое направление открыло собственно психологические феномены и закономерные связи между ними, специфичность которых основана на объективных особенностях деятельности человека.

Экспериментальный метод утверждается в психологии на рубеже XX века повсеместно, во всех ее отраслях. Он прилагается к различным объектам и для решения различных задач. Эксперимент начинает определять характер психологической науки в целом.
^

Влияние сходства и различия материала на запоминание.


Эффект фон Ресторф.

Степень сходства или различия материала особенно важна в перцептивном научении, обусловливании, выработке навыков и памяти. Степень сходства двух стимулов высока, если:

- они однородны (слово и слово);

- велико число общих идентичных элементов, образующих эти стимулы;

- идентичны их структуры (два квадрата);

- они относятся к одной и той же семантической категории (стол, стул, шкаф)

- вызывают идентичные ответы = реакции (два резких слова – кожногальваническая реакция)

Сходство материала. Гибсон (бессмысленные изображения), Андервуд (триграммы согласных, прилагательные, предъявляемые в рядах или попарно): число проб, необходимых для достижения одного и того же критерия научения, возрастает с увеличением сходства между элементами.

Различие материала. Фон Ресторф (гештальтпсихолог, ученица Кёлера) чередовала разнородные элементы материала в разных пропорциях.

I опыт: слоги, геометрические фигуры, числа, буквы и цвета были организованы в ряды, каждый из которых включал 4 однородные и 4 разнородные пары (например, 4 пары слогов, 1 пара фигур, 1 пара цветов и т.д.), эти ряды предъявлялись 2-3 раза, затем, после перерыва в виде нейтральной деятельности, испытуемые опрашивались по методу парных ассоциаций. Результат: 33% правильных ответов, если в ряду 4 однородные пары, и 74% – если только одна пара фигур среди 7 других пар. Вывод: независимо от характера материала, если в заучиваемом ряду разнородные элементы перемежаются с большим количеством однородных, то эти разнородные запоминаются лучше, чем однородные.

II опыт: предъявлялись три типа рядов с интервалом в 1 день, затем через 10 минут после предъявления каждого ряда надо было воспроизводить элементы:

- ряд I: за 1 цифрой следовало 9 слогов

- ряд II: за 1 слогом следовало 9 чисел

- ряд III: 1 цифра, 1 слог, 1 буква, 1 слово, 1 фотография, 1 препинак, 1 химическая формула, 1 пуговка и 1 графический символ

Результат:

- лучше всего (70%) воспроизводятся изолированные элементы ряда (I - 1 цифра, II – 1 слог)

- количество правильных воспроизведений тех же элементов в ряду III – 40%

- однородные элементы рядов I и II правильно воспроизводились в 22% случаев.

Вывод:

Если степень разнородности всех элементов одинакова, то закономерность различий между двумя любыми элементами будет обеспечивать относительную однородность всего ряда: сохранение элемента такого ряда будет аналогично сохранению элемента, расположенного среди однородных элементов.
^

Влияние осмысленности материала на запоминание.


Степень осмысленности = «ассоциативная сила» бессмысленного вербального стимула = относительная частота возникновения осмысленных ассоциаций при предъявлении этого стимула группе испытуемых.

Методика Глейзера — слоги

Методика Утимера — триграммы согласных

Группе испытуемых предъявлялся ряд стимулов, и их просили объяснить, какие ассоциации вызывает каждый стимул.

Получили следующие закономерности:

При одинаковом времени упражнения число запоминаемых стимулов тем больше, чем выше степень осмысленности этих стимулов.

Для достижения одинакового критерия научения при заучивании бессмысленного материала требуется более продолжительное упражнение, чем при заучивании осмысленного материала.
^

Проблема распределения упражнений. Закон Йоста.


Закон Йоста: из двух ассоциаций одинаковой силы, из которых одна более старая, чем другая, при последующем повторении лучше будет актуализироваться старая ассоциация.

Йост (1897) задумался о том, что эффективнее для запоминания: повторять беспрерывно упражнение до тех пор, пока не будет достигнут критерий усвоения, или же распределить упражнения во времени.

Метод: двое испытуемых 30 раз подряд повторяли ряд бессмысленных слов при двух различных условиях:

- все 30 повторений проводились в один день, на следующий день проводилось повторное заучивание, продолжавшееся до первого безошибочного воспроизведения;

- все 30 повторений распределялись на 3 дня подряд, по 10 повторений в день; на 4й день – повторное заучивание.

Результат: число проб, необходимых для повторного заучивания, несколько больше, когда все 30 повторений падают на один и тот же день. Почему? Потому что, повторяя ряды слогов, испытуемый устанавливает ассоциации между различными элементами материала; при распределенном научении актуализируются «старые» ассоциации, при концентрированном научении – самые новые («давность» ассоциаций тем больше, чем больше времени прошло от упражнения до воспроизведения).

Оптимальное распределение упражнений:

Если систематически варьировать временные интервалы между упражнениями, оставляя неизменной длительность самих упражнений, то можно найти оптимальный интервал, для которого количество упражнений будет наименьшим (по Трэвису, с двигательными упражнениями, – 20 минут, по Пьерону, с рядами бессмысленных слогов, – от 10, 20 минут, 24 часа).

Если интервал между упражнениями одинаковый, а меняется продолжительность тренировки, то оптимальный период упражнения также есть, но его продолжительность также сильно варьирует. Йост: эффективность запоминания уменьшается, когда число предъявлений материала за определенный период растет. Когда материал таков, что его можно заучить при небольшом числе повторений, лучше использовать метод концентрированного научения. Когда для овладения материалом нужно много повторений, то эффективнее метод распределенного обучения.

Гипотезы об эффектах распределения упражнений:

1. Во время интервалов между пробами действуют процессы реактивации или консолидации мнемических ответов:

- гипотезы мысленного обзора – обзор задачи во время отдыха;

- гипотезы персеверации Мюллера и Пильцекера: (1900): биофизиологические процессы, обусловленные упражнением, продолжают еще сохраняться после окончания заучивания; эта, прошу прощения, персеверация способствует, изв., консолидации мнемических следов при условии невмешивания другой деятельности. Консолидация ответа зависит от продолжительности отдыха. При распределенном заучивании этот интервал больше, поэтом феномен консолидации больше.

2. В течение интервалов между пробами возникает возможность устранения процессов торможения, уменьшающего вероятность воспроизведения мнемических ответов.

- гипотезы утомления: распределенное научение быстрее, т.к. интервалы отдыха позволяют устранить утомление, вызванное выполнением задания.

- реактивного торможения Халла: нету описания

- дифференцированного забывания МакГеч: при любом научении субъект ассоциирует с задачей не только правильные ответы, но и неправильные, и неправильные конфликтуют с правильными (затруднение усвоения и интерференция), но быстро забываются, когда упражнение прекращается. Распределенное научение способствует забыванию неправильных ответов, поэтому оно лучше.
^

Кривая забывания (сохранения) Эббингауза и ее модификация (Пьерон).


Эббингауз заучивал 1200 рядов по 13 слогов в каждом (по 2,5 секунды на слог) до двукратного безошибочного воспроизведения. Затем. После 15-секундного перерыва он заучивал следующий ряд. Итого 8 рядов за сеанс.

После определенного перерыва он вновь заучивал тот же материал до достижения того же критерия научения. Единицей измерения, по отношению к которой Эббингауз определял величину сбережения при повторном заучивании, является общее время заучивания всех 8 рядов слогов.

Кривая:


- на кривой видно, что эффективность сохранения быстро уменьшается в течение первого часа после окончания заучивания, затем падение замедляется и становится почти незначительным.

Пьерон: быстрый и значительный спад кривой вызван тормозящим воздействием интерференций, которые возникли из-за заучивания других рядов.

Пьерон предложил заучивать 5 рядов из 50 цифр, до первого безошибочного воспроизведения и получил график, в котором была выявлена фаза, в течение которой не наблюдалось заметных изменений в сохранении заученного.

Эти результаты более согласуются с теорией реминисценции.
^

Явление ретроактивной интерференции и его исследование.


Интерференция вообще – это вот что: «Если я учился А, то после этого трудно будет усвоить В» или «Если я научился В, то трудно будет вспомнить, как делать А».

Ретроактивная интерференция – это ухудшение сохранения материала А, вызванное заучиванием другого материала В, которое происходит в период между заучиванием А и определением его сохранения.

Ретроактивная интерференция – результат взаимодействия многочисленных переменных, среди которых в первую очередь надо изучать те, которые относятся к:

- сходству между двумя заданиями

- соответствующей степени научения

- объему заучиваемого материала

Исследования:

- феномен открыт Мюллером и Пильцекером (1900) в ходе эксперимента. Контрольная группа заучивала материал А, затем отдыхала, затем воспроизводила и снова заучивала А. Экспериментальная группа вместо отдыха заучивала материал В.

- в исследовании Дженкинса и Далленбаха (1924) двое испытуемых должны были заучивать ряды из 10 бессмысленных слогов до безошибочного воспроизведения Через 1,2,4 или 8 часов, заполненных сном или повседневной деятельностью, они воспрроизводили материал. Порядок чередования интервалов был случайным. Изучалось качество воспроизведение в связи со временем суток, например, после сна и бодрствования. Получились три кривые:

- при сне и бодрствовании наблюдается спад сохранения, но воспроизведение всегда лучше после сна

- первоначальное ухудшение становится сильнее выраженным в период бодрствования

- при бодрствовании свыше 2 и до 8 часов воспроизведение продолжает ухудшаться, а после сна остается неизменным.

Ван Ормер (1932) применял метод сбережения и получил те же результаты.

Итого: по Дженкинсу и Далленбаху, повседневная деятельность уменьшает вероятность сохранения мнемических ответов и ускоряет забывание: именно из-за отсутствия этой деятельности сон и способствует улучшению памяти.
^

Явление реминисценции.


Реминисценция — воспроизведение мнемических ответов, которые субъект не мог воспроизвести прежде при условии, что с момента заучивания испытуемый не занимался дополнительным упражнением в выполнении данного задания.

Реминисценция изучалась в рамках двух вопросов:

- количество улучшения сохранения при последующих воспроизведениях;

- количество улучшения сохранения в течение определенного времени при отсутствии в принципе любого припоминания воспроизводимого объекта.

Сторонники обеих подходов полагают, что реминисценция является синонимом количественного улучшения памяти. Но это суживает понятие, т.к. припоминание может сопровождаться забыванием других мнемических ответов, которые были правильно воспроизведены во время предыдущего воспроизведения.
^

Феномен Бэлларда.


Э
ффект улучшения сохранения при последовательных воспроизведениях привлек внимание исследователей потому, что противоречил предположениям относительно ухудшения сохранения, выявленным в работах Эббингауза.

Бэллард предложил испытуемым заучивать материал за время, недостаточное для достижения критерия полного усвоения. Первое воспроизведение проводилось сразу после заучивания, второе — через различные промежутки времени, от суток до 24 дней. Воспроизведение, как ни странно, максимально через 2 или 3 дня. Следовательно, реминисценция является процессом противоположным забыванию и способным в течение нескольких дней оказывать благоприятное воздействие на мнемические процессы.

Наиболее удовлетворительным истолкованием феномена Бэлларда является гипотеза Брауна: отсутствие долговременного забывания есть результат аккумуляции припоминаний, каждое из которых способствует консолидации воспроизведенных ответов, увеличивая тем самым вероятность их припоминания при следующем воспроизведении.
^

Методы исследования произвольной памяти


Флорес:

- метод заучивания (или точнее метод последовательных воспроизведений) Эббингауза позволяет построить кривую научения (количество проб от числа элементов правильно воспроизведенных в этой пробе);

- метод антиципации Эббингауза (воспроизведение в установленном порядке с подсказкой);

- метод постоянного числа предъявлений (на группе с показателями коэффициента узнавания и запоминания;

- метод парных ассоциаций (запоминание пар таким образом, чтобы при предъявлении первой - метод уравнивания Вудвортса (исключение из ряда правильно воспроизведенных элементов);

можно было назвать второй);

- метод узнавания;

- метод реконструкций (воссоздание заученного порядка при предъявлении перемешиваемого материала);

- метод сбережения (относительное сбережение - отношения разностей числа проб при первом и втором заучивании и числа проб при первом заучивании и число проб соответствующих критерию усвоения).

Существуют классические методы экспериментального исследования памяти.

^ МЕТОД УДЕРЖАННЫХ (ИЛИ ЗАПОМИНАЕМЫХ) ЧЛЕНОВ РЯДА (ЭББИНГАУЗ).

Все элементы предъявляются: (последовательно или целиком)  (зрительно или на слух)  (один раз или несколько) + воспроизводятся (сразу или через определенный промежуток времени)  (в той же последовательности или не заботясь о порядке элементов ряда); метод служит для определения непосредственного объема памяти, зависимости запоминания от содержания.

^ МЕТОД АНТИЦИПАЦИИ.

Начиная со второго повторения ряда испытуемый пытается воспроизвести следующий член ряда.

Цель: выяснить число запомненных элементов при фиксированном количестве предъявлений.

Критерий упражнения: постоянен для всех испытуемых. Всем испытуемым материал предъявляется определенное число раз, и это число заранее устанавливается экспериментатором.

Воспроизведение: сразу же или спустя некоторое время после окончания предъявлений, при этом определяется количество запомненных элементов материала методом воспроизведения или методом узнавания

Показатель запоминания: правильно воспроизведенных каждым испытуемым элементов.

Показатель узнавания: число правильно идентифицированных элементов.

Проблемы метода: выигрышное положение у быстро обучающихся субъектов.

^ МЕТОД УГАДЫВАНИЯ (ВАРИАНТ МЕТОДА АНТИЦИПАЦИИ) (МЮЛЛЕР, ПИЛЬЦЕККЕР).

После заучивания ряда воспроизводят только отдельные члены этого ряда с требованием указать следующий член.

^ МЕТОД ПАРНЫХ АССОЦИАЦИЙ (ИЛИ УДАЧНЫХ ОТВЕТОВ) (КАЛКИНС) (ПОХОЖ НА МЕТОД АНТИЦИПАЦИИ ЭББИНГАУЗА).

Все элементы предъявляются в рядах, состоящих из пар элементов (последовательно со строгим интервалом между парами)  (зрительно или на слух – в трохаическом размере, т.е. с ударением на первом слоге)  (один раз или несколько) + воспроизводятся – при предъявлении первого элемента каждой пары только второй член этой пары; метод служит для определения прочности и характера устанавливаемых ассоциаций между парами элементов.

Цель: добиться полного усвоения испытуемым материала, который требуется заучить.

Элементы материала располагаются попарно, первый элемент играет роль стимула, второй — ответа. При предъявлении первого члена пары испытуемый должен назвать второй член.

Воспроизведение: после нескольких предъявлений пар испытуемому предъявляют только стимулы, на которые он должен отвечать правильным элементом. Если он ошибается или не отвечает, ему предлагают правильный ответ.

Показатели: общее время заучивания; число проб, необходимых для достижения критерия усвоения; число правильных ответов в каждой пробе; число ошибок в каждой пробе.

^ МЕТОД ЗАУЧИВАНИЯ (ИЛИ ВЫУЧИВАНИЯ) (ЭББИНГАУЗ).

Здесь переменной является число повторений и необходимое для этого время); = все элементы предъявляются: (последовательно или целиком)  (зрительно или на слух)  (несколько раз – до полного выучивания) + воспроизводятся (после каждого предъявления делается попытка воспроизвести весь ряд, завершается после однократного или двукратного безошибочного воспроизведения); метод служит для анализа динамики запоминания.

Цель: добиться полного усвоения испытуемым материала, который требуется заучить.

Критерий усвоения: первое безошибочное воспроизведение материала (в более строгом варианте — два безошибочных воспроизведения)

Воспроизведение: испытуемый воспроизводит материал, удержанный в памяти, а между воспроизведениями материал для запоминания ему многократно предъявляют в постоянном темпе.

Показатели: количество проб, время, необходимое для полного заучивания материала.

Обработка: рисуется кривая научения: х — число проб, у — число элементов, правильно воспроизведенных в каждой пробе.

Проблемы метода: медленно обучающиеся субъекты получают большее число повторений материала, поэтому оказываются в более выгодном положении.

^ МЕТОД ПОПРАВОК.

На остановки или ошибки при воспроизведении даются подсказки и их число сосчитывается.

МЕТОД УЗНАВАНИЯ.

Элементы материала, подлежащего заучиванию, располагаются в порядке, который испытуемый не может предугадать, среди новых, но однородных элементов.

Задача испытуемого: просмотреть все элементы и идентифицировать те, которые требуется заучить. Возможно применение методики множественных выборов: материал делится на несколько групп. В каждой из которых содержится 1 правильный стимул и три новых стимула.

Показатели: количество правильно опознанных стимулов

Проблемы метода: возможно угадывание

Формула Постмана: Rc = B — M/n-1

Rc — показатель окончательного узнавания

B — число правильных идентификаций

M — число ошибочных идентификаций

n — общее число предъявлений.

^ МЕТОД СБЕРЕЖЕНИЯ (ЭББИНГАУЗА).

Цель: изучение динамики изменения памяти.

Критерий усвоения: первое заучивание до определенного критерия.

Воспроизведение: через некоторое время испытуемый не в состоянии воспроизвести заученное или даже идентифицировать стимулы. Но повторное заучивание требует значительно меньше времени и проб, что можно объяснить устойчивость скрытого мнемического следа.

Повторное заучивание должно проводиться тем же методом и до того же самого критерия

Показатели: величина абсолютного сбережения — различие между числом проб при первоначальном и повторном заучивании.

Проблемы метода — для повторного запоминания 2-м испытуемым могло потребоваться по 5 проб, но один из них выучил элементы после 10 предъявлений, а 2-й после 15. Следовательно, «вес» этих 5 повторений будет неодинаковым. Для решения проблемы — формула Хилгарда:

Ec = 100(Ea — Er) / (Ea –J), где:

Ec — относительное сбережение

Ea — число проб при заучивании

Er — число проб при повторном заучивании

J — число правильных проб, соответствующих критерию усвоения, установленного экспериментатором.

^ ОБЩИЕ ПОКАЗАТЕЛИ:

1. Количество воспроизведенных или узнанных элементов:

Kз = 100%  m/n,

Kз – коэффициент запоминания,

m - абсолютное количество воспроизведенных или узнанных элементов

n – количество предъявленных элементов.

2. Количество воспроизведенных элементов при сохранной последовательности:

Kт = 100%  l/m,

Kт – коэффициент запоминания,

l - количество элементов, воспроизведенных в той же последовательности

m - количество правильно воспроизведенных элементов.

3. Количество ошибок воспроизведения или узнавания:

Kо = 100%  r/n ,

Kо – коэффициент ошибок,

r – количество ошибок

n – количество предъявленных элементов.

МЕТОДЫ

Предъявление

Подсказка

Воспроизведение

Показатель

^ МЕТОД УДЕРЖАННЫХ ЧЛЕНОВ РЯДА

Один раз

Нет

Сколько запомнилось

Количество запомненных элементов

^ МЕТОД АНТИЦИПАЦИИ

Много раз

Предыдущий элемент ряда

Пока не запомнится

Количество предъявлений

^ МЕТОД УГАДЫВАНИЯ

Много раз

Предыдущий элемент ряда

Пока не запомнится

Количество предъявлений

^ МЕТОД ПАРНЫХ АССОЦИАЦИЙ

Один раз

Первый элемент пары

Сколько запомнилось

Количество запомненных элементов

^ МЕТОД ЗАУЧИВАНИЯ

Много раз

Нет

Пока не запомнится

Количество предъявлений

^ МЕТОД УЗНАВАНИЯ

Один раз

Тот же элемент ряда

Сколько запомнилось

Количество запомненных элементов
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   36

Похожие:

Лекция 17. Общие понятия о памяти. Будут рассмотрены следующие вопросы iconЛекция 17. Общие понятия о памяти. Будут рассмотрены следующие вопросы
Память – форма психического отражения, заключающаяся в запоминании (закреплении), сохранении и последующем воспроизведении (сохранение...
Лекция 17. Общие понятия о памяти. Будут рассмотрены следующие вопросы iconОбщие основы педагогики раздел II. Дидактика
В настоящей главе будут рассмотрены те общие нормы организации учебного процесса, которые в дидактике принято называть закономерностями...
Лекция 17. Общие понятия о памяти. Будут рассмотрены следующие вопросы iconБыли рассмотрены следующие вопросы: Презентация первого в Волгограде отеля международного бренда Hampton by Hilton Volgogad Profsoyuznaya

Лекция 17. Общие понятия о памяти. Будут рассмотрены следующие вопросы iconЛекция № Страница Лекция № Раздел I. Основные понятия технологии сборки машин Тема Общие положения Процесс сборки
Это связано с тем, что в процессе сборки вполне доброкачественных изделий по разным причинам могут возникать погрешности взаимного...
Лекция 17. Общие понятия о памяти. Будут рассмотрены следующие вопросы iconИндекс женской сексуальной функции
Указания: Эти вопросы касаются Ваших сексуальных ощущений в течение последних 4 недель. Пожалуйста, ответьте на следующие вопросы...
Лекция 17. Общие понятия о памяти. Будут рассмотрены следующие вопросы icon-
В данной книге будут рассмотрены группировки в России. Часть фрагментов будут вымышленные, а другая часть основаны на реальных событиях....
Лекция 17. Общие понятия о памяти. Будут рассмотрены следующие вопросы iconВопрос 1 Основные понятия рекламной деятельности
В соответствии с действующим Федеральным законом в рекламной деятельности используются следующие основные понятия
Лекция 17. Общие понятия о памяти. Будут рассмотрены следующие вопросы iconПримерные вопросы по модулю Пищеварение
Питание и пищеварение: понятия, автотрофность и гетеротрофность. Понятия питания и пищеварения. Потребность организма в питательных...
Лекция 17. Общие понятия о памяти. Будут рассмотрены следующие вопросы iconЛекция и ответы на вопросы. М., 1960
Крывелёв И. А. О доказательствах бытия божия: лекция и ответы на вопросы. М., 1960
Лекция 17. Общие понятия о памяти. Будут рассмотрены следующие вопросы iconЛекция №1 Основные понятия курса «Физико-химия наноструктурированных материалов» основные понятия и определения (терминология курса)
Терминология по наноматериалам и нанотехнологиям в настоящее время только устанавливается. Существует несколько подходов к тому,...
Лекция 17. Общие понятия о памяти. Будут рассмотрены следующие вопросы iconЗакон «О радиационной безопасности населения» (последняя редакция от 19 июля 2011). В законе определены следующие основополагающие понятия
В целях обеспечения радиационной безопасности населения в 1996-м году был принят Федеральный закон «О радиационной безопасности населения»...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы