Лекция №3 Конституционное развитие Республики Беларусь icon

Лекция №3 Конституционное развитие Республики Беларусь


Скачать 12.63 Kb.
НазваниеЛекция №3 Конституционное развитие Республики Беларусь
Размер12.63 Kb.
ТипЛекция

ЛЕКЦИЯ №3

Конституционное развитие Республики Беларусь.

  1. Первые Конституции Беларуси.

  2. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 года.

  3. Характеристика действующей Конституции и ее отличие от предыдущих Конституций.


За всю историю развития Беларуси было принято пять Конституций (в 1919, 1927, 1937, 1978 и 1994 гг.).

Образцом для первой Конституции Советской Социалистической Республики Белоруссии послужила Конституция РСФСР 1918 г. Конституция ССРБ была принята на I Всебелорусском съезде Советов 3 февраля 1919 г.

Разделы К 1919г.:

  1. Общие положения

  2. Конструкция Советской власти

  3. О гербе и флаге.

Конституция отменяла частную собственность на землю, объявляла леса, недра и воды государственной собственностью. В ней провозглашалась свобода совести, отделение церкви от государства и школы от церкви. За всеми гражданами признавалась свобода слова, собраний и союзов, но только в целях поддержки существующей власти. Образование для рабочих и крестьян объявлялось бесплатным. Вводилась всеобщая трудовая повинность.

Высшей властью республики К провозглашала Съезд Советов Белоруссии, а в период между съездами вся полнота власти принадлежала Центральному Исполнительному Комитету.

Конституция юридически закрепляла образование республики и устанавливала диктатуру пролетариата.

Вторая по счету Конституция Белорусской Советской Социалистической республики была принята VIII съездом Советов 11 апреля 1927 г. В ней подчеркивается классовый характер государства. Вся власть в республике принадлежала Советам рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Носителем верховной власти являлся Всебелорусский Съезд Советов, а период между съездами – ЦИК БССР. Однако в действительности реальная власть принадлежала Коммунистической партии.

Земля, недра, леса, воды, фабрики и заводы, все виды транспорта и средства связи признавались собственностью социалистического государства

В конституции закреплялись основные права граждан: право на объединение в общественные организации, свобода собраний, право на проведение митингов, шествий, свобода печати, свобода совести, право на образование. Все права гарантировались. Определялось равенство белорусского, еврейского, русского и польского языков.

Устанавливались лишь две обязанности: обязанность трудиться (ст.7), всеобщая воинская повинность (ст.13).

Глава XII посвящалась избирательному праву. Правом избирать и быть избранным пользовались лица, достигшие возраста 18 лет. Кулаки, торговцы, лица, живущие на нетрудовой доход, служители религиозных культов и монахи, бывшие служащие и агенты полиции лишались избирательного права. Избирательное право было не всеобщим, не равным и не прямым.

^ Третья по счету Конституция БССР была принята XII Чрезвычайным Всебелорусским съездом Советов 19 февраля 1937 г.

Отличительные особенности Конституции 1937 г.:

1. политическая основа БССР – Советы депутатов трудящихся. Впервые высшим государственным органом объявлялся Верховный Совет, а не съезд Советов.

2. впервые закреплялась руководящая роль Коммунистической партии.

3. впервые закреплялся принцип равноправия граждан.

4. перечень прав и свобод был значительно расширен.

5. выборы во все уровни Советов осуществлялись путем всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.

Следует отметить, что, несмотря на массовые репрессии граждан в эти годы. Формальность и декларативность многих положений, данная Конституция с точки зрения ее структуры, логики изложения, разграничения компетенции между органами государственной власти и управления остается непревзойденной.

14 апреля ^ 1978 года Верховный Совет БССР принял новую, четвертую по счету Конституцию.

Отличительные особенности Конституции 1978 года:

1. имелась преамбула

2. расширялось участие в управлении государственными делами общественных организаций и трудовых коллективов.

3. предусматривалось проведение референдума

4. расширялся круг прав, свобод и обязанностей граждан и гарантии их реализации.

5. впервые вводилась норма о суверенитете БССР.

В целом же конституция была декларативной, выполняла роль «фасада социалистической демократии».


2. Принятие пятой по счету Конституции Республики Беларусь 15 марта 1994 года явилось следствием распада СССР, принятием Верховным Советом БССР 27 июля 1990 года Декларации о государственном суверенитете и приданием ей 25 августа 1991 года статуса конституционного закона, нормы которой имели большую юридическую силу, чем Конституции 1978 г.

Основные новации Конституции от 15 марта 1994 года:

1. впервые в полном объеме Республика Беларусь провозглашается суверенным государством (ст.1)

2. Республика Беларусь провозглашается демократическим социальным правовым государством (ст.1)

3. человек является высшей ценностью общества и государства (ст.2)

4. устанавливается принцип идеологического и политического многообразия (ст.5)

5. закрепляется принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (ст.6)

6. гарантируются равная защита и равные условия для развития всех форм собственности (ст.13)

7. расширяется круг новых прав и свобод граждан (раздел 2)

8. Верховный Совет Республики Беларусь объявляется высшим представительным постоянно действующим и единственным законодательным органом государственной власти (глава 3)

9. впервые учреждается пост Президента Республики Беларусь как главы государства и исполнительной власти (глава 4)

10. отдельный раздел посвящается местному управлению и самоуправлению (раздел 5)

11. образуется новый государственный орган - Конституционный суд Республики Беларусь (глава 6)

12. создается Контрольная палата Республики Беларусь (глава 8).

Однако КРБ от 15 марта 1994 года не стала стабильным документом по ряду причин. Уже с самого начала ее действия наблюдается противостояние между Президентом и Верховным Советом - отсутствовал баланс полномочий между ними.

Верховный Совет, несмотря на закрепленный принцип разделения властей, обладал практически всей полнотой власти. Он мог вмешаться в любой время в деятельность Президента путем принятия соответствующих законов и постановлений. Указы Президента все чаще начали противоречить законам. На этой почве возник конфликт между Президентом и Верховным Советом, который мог быть разрешен только путем расширения конституционных полномочий Президента и соответственно сужения полномочий Верховного Совета.

Кроме того, Кабинет Министров согласно Конституции не имел никаких самостоятельных полномочий по государственному управлению хозяйственной жизнью. Он создавался при Президенте и не имел права законодательной инициативы в Верховном Совете.


3.

Похожие:

Лекция №3 Конституционное развитие Республики Беларусь iconЛекция №3 Конституционное развитие Республики Беларусь
За всю историю развития Беларуси было принято пять Конституций (в 1919, 1927, 1937, 1978 и 1994 гг.)
Лекция №3 Конституционное развитие Республики Беларусь iconПостановление государственного комитета по имуществу республики беларусь
Государственном комитете по имуществу Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29...
Лекция №3 Конституционное развитие Республики Беларусь iconКонституция Республики Беларусь; Гражданский кодекс
Республики Беларусь и юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории Республики Беларусь
Лекция №3 Конституционное развитие Республики Беларусь iconКодекс республики беларусь
Законом Республики Беларусь от 18. 05. 2007 n 233-З; в ред. Законов Республики Беларусь от 20. 06. 2008 n 347-З, от 28. 12. 2009...
Лекция №3 Конституционное развитие Республики Беларусь iconПостановление Министерства обороны республики беларусь и министерства здравоохранения республики беларусь 20 декабря 2010 г. №51/170
Поступлении на военную службу по контракту, в учреждение образования «Минское суворовское военное училище» и военные учебные заведения,...
Лекция №3 Конституционное развитие Республики Беларусь iconЗарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 12 марта 1999 г. N 1/177
Республики Беларусь, преждевременное распространение которых может повлечь тяжкие последствия для национальной безопасности, обороноспособности,...
Лекция №3 Конституционное развитие Республики Беларусь iconЗакон республики беларусь 10 мая 2007 г. №225-з о рекламе принят Палатой представителей 2 апреля 2007 года Одобрен Советом Республики 20 апреля 2007 года в ред. Законов Республики Беларусь от 17. 07. 2008 №427-З
Республики Беларусь, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее, если иное не предусмотрено настоящим Законом, организации...
Лекция №3 Конституционное развитие Республики Беларусь iconМинистерство жилищно-коммунального хозяйства республики беларусь
Республики Беларусь рассмотрело Ваше обращение, поступившее в Администрацию Президента Республики Беларусь, по вопросу применения...
Лекция №3 Конституционное развитие Республики Беларусь iconПостановление Министерства труда республики беларусь 9 марта 1998 г. N 30 об утверждении инструкции о порядке ведения трудовых книжек работников (в ред постановлений Минтруда от 11.
В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 декабря 1997 г. N 1635 Министерство труда Республики Беларусь...
Лекция №3 Конституционное развитие Республики Беларусь iconПротокол № от 200 г
Общество с ограниченной ответственностью (именуемое в дальнейшем – «Общество»), создано в соответствии с Гражданским кодексом Республики...
Лекция №3 Конституционное развитие Республики Беларусь iconПостановление Министерства по налогам и сборам республики беларусь 19 ноября 2007 г. N 105 об утверждении инструкции о порядке ведения
Вопросы Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь", и в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 7 сентября...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы