  Министерство здравоохранения Российской Федерации государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ПЕРВЫЙ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И.М.СЕЧЕНОВА Лечебный факультет Кафедра безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф
-
УТВЕРЖДАЮ Заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф
профессор, д.м.н., чл.-корр. РАМН И.М.Чиж
«___ »____________2013 г. 2010 г.
|
Тема № 4. Задачи и организационная структура Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
ЛЕКЦИЯ для студентов лечебного факультета
Обсуждено на УМК кафедры БЖиМК «__ »______________2013 г. Протокол №____ |
Москва 2013 СОДЕРЖАНИЕ № п/п | Учебные вопросы | Время (мин) |
| Вводная часть | 5 |
| Задачи и основные принципы организации деятельности Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций | 30 |
| Состав Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и назначение ее элементов | 20 |
| Функционирование Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций | 30 |
| Заключение | 5 | Всего: | 90 | Литература ОСНОВНАЯ Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие для студентов / Под ред. чл.-корр. РАМН, проф. И.М.Чижа. – М: Первый МГМУ им. И.М. Сеченова, 2012. – 200 с. Левчук И.П., Третьяков Н.В. Медицина катастроф. Курс лекций// Учебное пособие для медвузов. М.: ГОЭТАР-Медиа, 2011. Смирнов А.Т., Шахраманьян М.А., Крючек Н.А., и др. Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие. – М.: Дрофа, 2009. – 375 с.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ Федеральный закон РФ от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Федеральный закон РФ от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей». Указ Президента Российской Федерации от 30 сентября 2011 г. № 1256 «О спасательных воинских формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий». Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». Постановление Правительства РФ от 3 августа 1996 г. № 924 «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». Приказ МЧС РФ от 23 декабря 2005 г. № 999 «Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований».
^ Мультимедийный проектор Компьютер (программное обеспечение Microsoft Power Point 2010) Введение В жизни современного человечества все большее место занимают заботы, связанные с преодолением кризисных явлений, возникающих по ходу развития земной цивилизации. На современном этапе подобные явления стали более частыми, масштабными и опасными. Их последствия стали рассматривать как чрезвычайные ситуации. Поэтому важной государственной функцией являлась и является защита населения и национального достояния от последствий чрезвычайных ситуаций. Долгое время эту функцию выполняла система гражданской обороны (ГО). В основном она была нацелена на решение задач военного времени, рассматривая свое участие в борьбе с авариями и стихийными бедствиями как дополнительную задачу. И лишь в 1987 году на нее были официально возложены задачи мирного времени. Однако на практике действия ГО в крупномасштабных чрезвычайных ситуациях мирного времени оказались недостаточно эффективными. Созданный в ноябре 1991 года Государственный комитет РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГКЧС) и в последствии (в 1994 г.) переименованный в МЧС Российской Федерации, возглавил созданную в апреле 1992 г. постановлением Правительства РФ Российскую систему предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС). Через два с половиной года эта система, основательно проверенная практикой, подправленная жизнью, в том числе такими трагическими событиями, как землетрясение в Нефтегорске, война на территории Чеченской Республики, крупномасштабные наводнения и лесные пожары, была преобразована в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Ее аббревиатура осталась прежней – РСЧС.
^
Основными задачами РСЧС являются: разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; осуществление целевых и научно–технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно–правовых форм, а также подведомственных им объектов производственного и социального назначения в чрезвычайных ситуациях; обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях; прогнозирование и оценка социально–экономических последствий чрезвычайных ситуаций; создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; ликвидация чрезвычайных ситуаций; осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, и проведение гуманитарных акций; реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе и лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации; международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Организация деятельности Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций основана на следующих принципах защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций: мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно; планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий (акваторий) от чрезвычайных ситуаций проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий (акваторий) и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций; объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий (акваторий) от чрезвычайных ситуаций определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств, включая силы и средства гражданской обороны; ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях (акваториях) которых сложилась чрезвычайная ситуация (при недостаточности этих сил и средств, привлекаются федеральные силы и средства); силы и средства гражданской обороны привлекаются к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и регионального характера в установленном порядке.
^
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Структура Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций представлена функциональными и территориальными подсистемами, действующими на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях. Функциональные подсистемы созданы и содержатся федеральными органами исполнительной власти (министерствами) и уполномоченными организациями (таблица 1). Территориальные подсистемы создаются в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению. Например, территориальная система республики, может состоять из областных, окружных, районных, городских звеньев. На каждом уровне единой системы созданы координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения. Основные элементы территориальных подсистем Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций представлены в таблице 2. Координационными органами являются: на федеральном уровне - Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, на других уровнях – соответствующие комиссии. ^ комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности являются: - разработка предложений по реализации государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности; - координация деятельности органов управления и сил единой системы; - обеспечение согласованности действий при решении задач в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности, а также восстановления и строительства жилых домов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, производственной и инженерной инфраструктуры, поврежденных и разрушенных в результате ЧС - рассмотрение вопросов о привлечении сил и средств гражданской обороны к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Таблица 1 Функциональные подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и образующие их министерства и ведомства
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)
|
Функциональные подсистемы
|
Министерство | Функциональная подсистема (ФП) охраны общественного порядка | МВД | ФП предупреждения и тушения пожаров |
МЧС | ФП мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования ЧС | ФП предупреждения и ликвидации ЧС на подводных объектах | ФП координации деятельности по поиску и спасанию людей на водах | ФП предупреждения и ликвидации ЧС Вооруженных Сил РФ | Минобороны | ФП восстановления спецобъектов в зоне ЧС | Спецстрой | ФП предупреждения и ликвидации ЧС в сфере Спецстроя | ФП Всероссийская система медицины катастроф |
Минздрав | ФП медико-санитарной помощи пострадавшим в ЧС на объектах ФМБА | ФП резервов медицинских ресурсов | ФП надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой | ФП соцзащиты населения, пострадавшего от ЧС | Минтруда | ФП предупреждения и ликвидации ЧС на объектах Минобрнауки и Роспатента | Минобрнауки | ФП безопасности гидротехнических сооружений и другие | Минприроды | ФП предупреждения и ликвидации ЧС на объектах ОПК и другие | Минпромторг | ФП транспортного обеспечения ликвидации ЧС и другие | Минтранс | ФП информ.-технолог. инфраструктуры, электросвязи и почтовой связи | Минкомсвязь | ФП защиты сельскохозяйственных животных, с/х растений и другие | Минсельхоз | ФП государственного материального резерва | Минэкономразвития | ФП защиты населенных пунктов от аварий, катастроф и стих. бедствий и др. | Минрегион | ФП предупреждения и ликвидации ЧС на объектах корпорации Росатома | Росатом | ФП предупреждения и ликвидации ЧС на объектах Минэнерго и ТЭК | Минэнерго |
Размещение органов управления единой системы в зависимости от обстановки осуществляется на стационарных или подвижных пунктах управления, оснащаемых техническими средствами управления, средствами связи, оповещения и жизнеобеспечения, поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию. Таблица 2 Уровни Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и ее территориальные подсистемы
Уровни РСЧС
|
Основные элементы территориальных подсистем Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
| Координационные органы | Постоянно действующие органы управления | Органы повседневного управления | Силы и средства | Федеральный | Правительственная комиссия. Комиссии федеральных органов исполнительной власти (министерств и других). Комиссии министерства и организаций имеющих функциональные подсистемы | МЧС России.
Подразделения министерств и других организаций для решения задач в области защиты от ЧС и ГО. | Национальный центр управления в кризисных ситуациях.
Ситуационно-кризисные центры, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы министерств и других организаций
| Силы и средства федеральных органов исполнительной власти | Межрегиональный | Полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе | Региональные центры МЧС России | Центры управления в кризисных ситуациях региональных центров МЧС России | Силы и средства федеральных органов исполнительной власти | Региональный |
Комиссия органа исполнительной власти субъекта РФ | Главные управления МЧС России по субъектам федерации | Центры управления в кризисных ситуациях главных управлений МЧС России по субъектам РФ. Информационные центры, дежурно-диспетчерские службы органов исполнительной власти субъектов РФ и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти | Силы и средства органов исполнительной власти субъектов РФ | Муниципальный | Комиссия органа местного самоуправления | Органы по решению задач в области защиты от ЧС и ГО при органах местного самоуправления | Единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований.
| Силы и средства органов местного самоуправления | Объектовый | Комиссия организации | Подразделения организаций по решению задач в области защиты от ЧС и ГО | Дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).
| Силы и средства организаций (объектов) |
^ Силы и средства единой системы представляют собой специально подготовленные силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации (рис. 1).
Силы и средства РСЧС Силы и средства наблюдения и контроля
Силы и средства ликвидации ЧС
Рис. 1. Состав сил и средств РСЧС
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. № 924 «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» установлено, что к силам и средствам единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций относятся: а) силы и средства наблюдения и контроля в составе: служб (учреждений) и организаций федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях и анализ воздействия вредных факторов на здоровье населения; формирований государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации Министерства здравоохранения Российской Федерации; ветеринарной службы Федерального агенства по ветеринарному и фитосанитарному контролю Министерства сельского хозяйства Российской Федерации; служб (учреждений) наблюдения и лабораторного контроля за качеством пищевого сырья и продуктов питания Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека ; геофизической службы Российской академии наук, оперативных групп постоянной готовности Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации и подразделений Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору; учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны. Силы и средства наблюдения и контроля включают те органы, службы и учреждения, которые осуществляют государственный надзор, инспектирование, мониторинг, контроль, анализ состояния природной среды, хода природных процессов и явлений, потенциально опасных объектов, продуктов питания, веществ, материалов, здоровья людей и т. д. Благодаря их деятельности удается предупреждать многие ЧС, прогнозировать возможное их возникновение, оповещать об угрозе и возникновении ЧС органы управления и население. б) силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций в составе: военизированных и невоенизированных противопожарных, поисковых, аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных, восстановительных и аварийно-технических формирований федеральных органов исполнительной власти; формирований и учреждений Всероссийской службы медицины катастроф; формирований ветеринарной службы Федерального агенства по ветеринарному и фитосанитарному контролю Министерства сельского хозяйства Российской Федерации; военизированных служб по активному воздействию на гидрометеорологические процессы Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации; формирований гражданской обороны Российской Федерации территориального, местного и объектового уровней; специально подготовленных сил и средств спасательных воинских формирований МЧС России; аварийно-технических центров Росатома; служб поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации Федерального агенства воздушного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации; восстановительных и пожарных поездов Федерального агенства железнодорожного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации; аварийно-спасательных служб и формирований Федерального агенства морского и речного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти. Таблица 2 Уровни Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и ее территориальные подсистемы
Уровни РСЧС
|
Основные элементы территориальных подсистем Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
| Координационные органы | Постоянно действующие органы управления | Органы повседневного управления | Силы и средства | Федеральный | Правительственная комиссия. Комиссии федеральных органов исполнительной власти (министерств и других). Комиссии министерства и организаций имеющих функциональные подсистемы | МЧС России.
Подразделения министерств и других организаций для решения задач в области защиты от ЧС и ГО. | Национальный центр управления в кризисных ситуациях.
Ситуационно-кризисные центры, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы министерств и других организаций
| Силы и средства федеральных органов исполнительной власти | Межрегиональный | Полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе | Региональные центры МЧС России | Центры управления в кризисных ситуациях региональных центров МЧС России | Силы и средства федеральных органов исполнительной власти | Региональный |
Комиссия органа исполнительной власти субъекта РФ | Главные управления МЧС России по субъектам федерации | Центры управления в кризисных ситуациях главных управлений МЧС России по субъектам РФ. Информационные центры, дежурно-диспетчерские службы органов исполнительной власти субъектов РФ и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти | Силы и средства органов исполнительной власти субъектов РФ | Муниципальный | Комиссия органа местного самоуправления | Органы по решению задач в области защиты от ЧС и ГО при органах местного самоуправления | Единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований.
| Силы и средства органов местного самоуправления | Объектовый | Комиссия организации | Подразделения организаций по решению задач в области защиты от ЧС и ГО | Дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).
| Силы и средства организаций (объектов) |
^ каждого уровня единой системы входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации. ^ составляют аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации в течение не менее 3 суток. ^ аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, общественных объединений, участвующих в проведении аварийно-спасательных работ и действующих на всей или большей части территории Российской Федерации, а также всех видов пожарной охраны осуществляет МЧС России Привлечение аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований к ликвидации чрезвычайной ситуации осуществляется: - в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых указанными службами и формированиями объектах и территориях; - в соответствии с планами взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций на других объектах и территориях; - по решению федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, осуществляющих руководство деятельностью указанных служб и формирований. Специально подготовленные силы и средства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны, привлекаются для ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации. Силы и средства органов внутренних дел Российской Федерации, включая территориальные органы, применяются при ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с задачами, возложенными на них законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации. Организации всех форм собственности участвуют в ликвидации чрезвычайных ситуаций за счет собственных средств. Для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются и используются: резервный фонд Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий; запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, находящиеся в составе государственного материального резерва; резервы финансовых и материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти; резервы финансовых и материальных ресурсов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций. ^ представляющих собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования и ведомственных сетей связи, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил единой системы и населения. Информационное обеспечение в единой системе осуществляется с использованием автоматизированной информационно-управляющей системы, представляющей собой совокупность технических систем, средств связи и оповещения, автоматизации и информационных ресурсов, обеспечивающей обмен данными, подготовку, сбор, хранение, обработку, анализ и передачу информации Для приема сообщений о чрезвычайных ситуациях, в том числе вызванных пожарами, в телефонных сетях населенных пунктов устанавливается единый номер - 01.
^
Постановлением правительства Российской Федерации установлены режимы функционирования органов управления и сил Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (рис.2). При отсутствии угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций все органы управления, аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования и другие организации и подразделения работают в режиме повседневной деятельности. При угрозе возникновения чрезвычайной ситуации проводят совещание комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, а органы управления, аварийно-спасательные и другие формирования переходят на режим повышенной готовности.  Рис. 2. Режимы функционирования РСЧС
Режим чрезвычайной ситуации вводят при возникновении опасных явлений и объявлении сложившейся обстановки чрезвычайной ситуацией. Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций устанавливают режимы функционирования и определяют: обстоятельства, послужившие основанием для введения режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации; границы территории, на которой может возникнуть чрезвычайная ситуация, или границы зоны чрезвычайной ситуации; силы и средства, привлекаемые к проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации; перечень мер по обеспечению защиты населения от чрезвычайной ситуации или организации работ по ее ликвидации; должностных лиц, ответственных за осуществление мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, или руководителя работ по ликвидации чрезвычайной ситуации. ^ Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций проводят в соответствии с устанавливаемым режимом деятельности. В режиме повседневной деятельности осуществляют: изучение состояния окружающей среды и прогнозирование чрезвычайных ситуаций; сбор, обработку и обмен в установленном порядке информацией в области защиты населения и территорий от бедствий и обеспечения пожарной безопасности; разработку и реализацию целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности; планирование действий органов управления и сил единой системы, организацию подготовки и обеспечения их деятельности; подготовку населения к действиям в чрезвычайных ситуациях; пропаганду знаний в области защиты населения и территорий от бедствий и обеспечения пожарной безопасности; руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; проведение в пределах своих полномочий государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от бедствий и обеспечения пожарной безопасности; осуществление в пределах своих полномочий необходимых видов страхования; проведение мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению и возвращению соответственно в места постоянного проживания либо хранения, а также жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях; ведение статистической отчетности о выполненной работе, участие в расследовании причин аварий и катастроф, а также выработку мер по устранению причин подобных аварий и катастроф. ^ органы управления и силы, предназначенные для защиты населения, природных и антропогенных объектов соответствующей территории, осуществляют: усиление контроля за состоянием окружающей среды, прогнозирование возникновения чрезвычайных ситуаций и их последствий; введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил единой системы на стационарных пунктах управления; непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам единой системы данных о прогнозируемых чрезвычайных ситуаций, информирование населения о приемах и способах защиты от них; принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в экстремальной обстановке; уточнение планов действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и иных документов; приведение при необходимости сил и средств единой системы в готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемые районы действий; восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации чрезвычайных ситуаций; проведение при необходимости эвакуационных мероприятий. В режиме чрезвычайной ситуации всеми участниками ликвидации последствий опасных явлений осуществляется: непрерывный контроль состояния окружающей среды и прогнозирование развития и последствий возникшей чрезвычайной ситуации; оповещение руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, а также населения о возникшей чрезвычайной ситуации и об её источниках; проведение мероприятий по защите населения и территорий от источников чрезвычайной ситуации; организация работ по ликвидации чрезвычайной ситуации и всестороннему обеспечению действий привлекаемых сил и средств, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также привлечению при необходимости в установленном порядке общественных организаций и населения к ликвидации возникшей чрезвычайной ситуации; непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и в ходе проведения работ по ее ликвидации; организация и поддержание непрерывного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций по вопросам ликвидации чрезвычайной ситуации и последствий, вызвавших её опасных явлений; проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в зоне чрезвычайной ситуации. ^ должны информировать население через средства массовой информации и по иным каналам связи о введении на конкретной территории соответствующих режимов функционирования органов управления и сил защиты от чрезвычайных ситуаций, а также о мерах по обеспечению безопасности населения. Руководитель работ по ликвидации чрезвычайной ситуации обязан незамедлительно информировать о принятых ими решениях соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и организации. Его решения являются обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации.
Заключение Объединив усилия ведомств и территорий в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, мы получили возможность решать проблему безопасности населения и производств комплексно, путем проведения единой государственной политики в этой области. Возложенные на РСЧС официальные задачи и анализ ее реальной роли в ЧС различного происхождения позволяют сделать вывод о том, что эта роль сводится к трем целевым функциям системы: - предупреждение возникновения ЧС; - снижение потерь и ущерба от ЧС; - ликвидация последствий ЧС. Если удается в достаточной степени выполнить эти целевые функции, государственная, общественная потребность в РСЧС будет удовлетворена. РСЧС объединила органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Все это говорит о том, что Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является эффективным инструментом, непосредственно обеспечивающим безопасность страны, защиту населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.
Профессор кафедры безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф |
С.Русанов | |