Скачать 100.22 Kb.
|
Министерство здравоохранения Российской Федерации государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ПЕРВЫЙ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И.М.СЕЧЕНОВА Лечебный факультет Кафедра безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф
Тема № 5. Основные принципы и нормативно-правовая база защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Система гражданской обороны и основные направления ее деятельности ЛЕКЦИЯ для студентов лечебного факультета
Москва 2013 СОДЕРЖАНИЕ
Литература ОСНОВНАЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
^
Компьютер (программное обеспечение Microsoft Power Point 2010) ВВЕДЕНИЕ Под термином «защита населения» принято понимать комплекс, взаимоувязанных по месту, времени проведения, цели, ресурсам, мероприятий Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), направленных на устранение или снижение на пострадавших территориях до приемлемого уровня угрозы жизни и здоровью людей в случае реальной опасности, опасных и вредных факторов стихийных бедствий, техногенных аварий и катастроф (ГОСТ Р 22.3 03-94. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Защита населения. Госстандарт России). Защита населения от чрезвычайных ситуаций (ЧС) является важнейшей задачей государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, органов государственной власти и управления, а также местного самоуправления всех уровней, руководителей предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности. Катастрофы и стихийные бедствия являются постоянно действующими факторами при развитии экономики и политической ситуации. Крупнейшие аварии и катастрофы причиняют больший и часто невосполнимый ущерб окружающий среде. Экономические затраты на ликвидацию их последствий достигают сотни миллиардов долларов во всем мире. ^
По мере развития общества и научно-технического прогресса возросла роль государства в обеспечении защиты населения и территорий от стихийных бедствий, катастроф и техногенных аварий. Для успешной борьбы с этими опасными явлениями необходима целенаправленная государственная политика. С этой целью во всем мире создано и активно функционирует большое число международных и государственных организаций, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Их задача – обеспечить национальную безопасность государства и его жителей. Созданная в России Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) удачно вписалась в систему государственного управления и стала востребована обществом. Несмотря на то, что Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций довольно молодая, уже назрела необходимость ее совершенствования. Так сложилось, что Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) руководит двумя смежными системами – РСЧС, выполняющей функции по защите населения и территорий от природно-техногенных опасностей в мирное время, и гражданской обороной (ГО), обеспечивающей защиту населения в военное время. А как показывает опыт, риски мирного и военного времени в значительной степени схожи, методы защиты населения почти одинаковы. Это сходство наводит на мысль о целесообразности и возможности решения задач мирного и военного времени в рамках одной системы. В связи с этим, в перспективе представляется необходимым сформировать унифицированную, построенную на единых принципах систему, способную решать весь комплекс задач по противодействию чрезвычайным ситуациям в мирное и военное время. Такую систему можно было бы назвать Российской системой гражданской защиты (РСГЗ). Она могла бы заниматься предупреждением и ликвидацией ЧС природного и техногенного характера, а также успешно действовать в период опасностей, появляющихся при возникновении военных конфликтов и в ходе военных действий. В настоящее время в рамках реализации федеральной целевой программы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года» разработан проект Концепции создания и развития Российской системы гражданской защиты до 2020 г. Согласно представленной концепции на первом этапе (2011-2014 гг.) утверждается настоящая Концепция, разрабатываются и согласовываются проекты основных законодательных и нормативных правовых актов, регламентирующих создание и функционирование РСГЗ (Федеральный закон «О гражданской защите», Положение о РСГЗ, типовые положения о системе гражданской защиты и др.) и представляются для принятия. На втором этапе (2015-2017 гг.), после принятия Федерального закона РФ «О гражданской защите» и издания постановления Правительства РФ «О создании РСГЗ», разрабатывается, согласовывается и представляется для принятия Федеральный закон «Кодекс гражданской защиты», объединяющий и систематизирующий нормативную правовую базу в области гражданской защиты, включая функционирования РСГЗ в военное время. На третьем этапе (2018-2020 гг.) разрабатывается нормативная правовая база по реализации основных положений «Кодекса гражданской защиты», в том числе вносятся изменения в федеральные законы (об образовании нового вида государственной службы – службы гражданской защиты); осуществляются организационные мероприятия по выполнению положений «Кодекса гражданской защиты» и развитию РСГЗ. Компетентность людей в мире опасностей и способах защиты от них – необходимое условие безопасности жизнедеятельности. Отсутствие естественных механизмов защиты от них требует приобретения человеком навыков обнаружения опасностей и применения средств защиты. Это достижимо только в результате обучения и приобретения опыта на всех этапах образования и практической деятельности человека. Поэтому все больше возрастает значение подготовки специалистов, в том числе с высшим медицинским образованием, способных не только обеспечить личную безопасность, но и выработать мероприятия по защите персонала, объекта экономики или объекта здравоохранения, а также организации их выполнения в чрезвычайных ситуациях различного характера в качестве руководителя объекта или члена одного из органов управления ГО и РСЧС. ^ Важное место в государственной политике отводится нормативно-творческой деятельности в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций. В ^ принятой в 1993 г., записано, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится «осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий». Основной Закон Российской Федерации закрепил права граждан на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу. Эти конституционные положения нашли отражение и получили развитие в целом ряде федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и нормативных документах федеральных органов исполнительной власти. В ^ от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ дано определение безопасности как состояния защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних угроз. Этим законом определены субъекты безопасности и пути ее достижения. Общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории нашей страны, земельного, водного и воздушного пространства, объектов производственного и социального назначения, а также природной среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера определены в Федеральном законе РФ от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Этот закон установил основные принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций в области защиты населения и территорий, а также и разграничение этих полномочий, вопросы государственного управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, права и обязанности граждан Российской Федерации в этой области, порядок подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также необходимость создания единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. На основании этого закона разработаны соответствующие законы в субъектах Российской Федерации и другие нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и функционирования РСЧС. ^ от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» впервые было введено понятие «профессиональный спасатель» и установлены общие организационно-правовые и экономические основы создания и функционирования аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований на территории Российской Федерации, а также определены отношения между различными органами, организациями и иными юридическими лицами, связанные с деятельностью аварийно-спасательных служб, права, обязанности и ответственность спасателей и основы государственной политики в области их правовой и социальной защиты. Федеральный закон РФ от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» определил задачи в области гражданской обороны и правовые основы их выполнения, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также силы и средства гражданской обороны. Ряд принципиальных положений, определяющих порядок и организацию защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера, содержится в других законах. К этим законам, прежде всего, следует отнести Федеральные законы РФ: «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», «О пожарной безопасности», «Об обороне», «О радиационной безопасности населения», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «О безопасности гидротехнических сооружений», «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», «О санитарно-эпидемическом благополучии населения», «О чрезвычайном положении», «О военном положении». Вопросы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, нашли отражение также в Трудовом кодексе Российской Федерации, Концепции национальной безопасности Российской Федерации, Военной доктрине Российской Федерации, «Основах единой государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны» и других документах. В целях практической реализации требований федеральных законов разработано, принято и действует большое количество нормативных правовых документов. На сегодня только органы исполнительной власти субъектов РФ приняли свыше 1000 нормативных правовых актов, регулирующих отношения в этой сфере. Нормативно-правовая база, лежащая в основе организации и ведения гражданской обороны РФ, а также аварийно-спасательных и других неотложных работ при ЧС, будет рассмотрена подробнее в соответствующих разделах лекции. ^ Согласно положениям нормативно-правовой базы в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций (изложены в первом вопросе лекции), граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни и здоровья, личного имущества; использование имеющихся средств коллективной и индивидуальной защиты; информацию о возможном риске и мерах необходимой безопасности в ЧС. Они обязаны соблюдать меры безопасности, не нарушать производственную и технологическую дисциплину, требования экологической безопасности; знать способы защиты и оказания первой помощи, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, принимать активное участие в проведении мероприятий по защите населения от ЧС. Кроме того, особое место в комплексе мероприятий по защите населения занимает обеспечение безопасности, сохранение жизни и здоровья спасателей – граждан, которые подготовлены и аттестованы для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации ЧС. Спасателям законодательно гарантированы права по защите их жизни и льготы при выполнении обязанностей по ликвидации ЧС. В соответствии с Федеральным законом РФ от 21декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» определены принципы и способы защиты населения и объектов экономики в ЧС мирного и военного времени. ^ – это официально установленные Правительством РФ положения, определяющие порядок защиты населения и организаций в условиях мирного и военного времени. Сегодня можно констатировать, что в нашей стране сформирована единая законодательная и нормативная правовая база в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, в которой четко определены основные направления государственной политики в данной области. ^ • защита от чрезвычайных ситуаций осуществляется в отношении всего населения Российской Федерации, а также в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории страны; • подготовка и реализация мероприятий по защите от чрезвычайных ситуаций осуществляются с учетом разделения предметов ведения и полномочий между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; • при возникновении чрезвычайных ситуаций обеспечивается приоритетность задач по спасению жизни и сохранению здоровья людей; • мероприятия по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера планируются и осуществляются в строгом соответствии с международными договорами и соглашениями Российской Федерации, Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами; • основной объем мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводится заблаговременно; • планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, а также особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций; • объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера определяются, исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств; • ликвидация чрезвычайных ситуаций различного характера осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация;
Роль государства в обеспечении безопасности своих граждан от природных, техногенных и других опасностей и угроз, прежде всего, заключается в создании системы соответствующих организационных структур. В России на всех уровнях сформированы органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Они являются составной частью Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Также важная роль принадлежит государству в создании специальных сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций. Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. № 924 «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» определен перечень сил и средств РСЧС. С основными силами и средствами РСЧС вы были детально ознакомлены на лекции «Задачи и основы организации единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». Это силы и средства, предназначенные для наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, а также для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Особое внимание наше государство в современных условиях уделяет вопросам научно-технической политики. В настоящее время усиливается материальная и финансовая поддержка мероприятий в области природной и техногенной безопасности со стороны государства. Здесь речь идет не только о государственной помощи пострадавшему населению и районам бедствия, но и о средствах, направляемых на предупреждение чрезвычайных ситуаций и ограничение их масштабов. Возрастает роль государства в расширении международного сотрудничества в области защиты населения и территорий от катастроф природного и техногенного характера. Это позволяет осуществлять целенаправленную интеграцию РСЧС в формирующиеся в Европе и мире системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Наша страна заключила по этим вопросам договоры и иные международные акты, принимает участие в создании совместной правовой базы и в работе крупнейших специализированных международных организаций. Таким образом, защита населения и спасателей от ЧС обеспечивается комплексным проведением организационных, инженерно-технических и специальных, в том числе медицинских, мероприятий по предотвращению или максимальному снижению угрозы жизни и здоровью, нарушений жизнедеятельности населения, своевременному оказанию медицинской помощи пораженным и больным в ЧС. Более подробно данные мероприятия будут нами рассмотрены при изложении последующих разделов лекции. ^ В конце XX – начале XXI в. угроза глобальной войны, тем более с применением оружия массового поражения, стала ослабевать. Существовавшая ранее в нашей стране система гражданской обороны (ГО) была ориентирована, прежде всего, на чрезвычайные ситуации военного времени. Однако она также активно участвовала в ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий. Вместе с тем, справиться в полной мере с этой работой система ГО не могла, поэтому в 1992 г. функции по защите населения и территорий России были поделены между Российской системой предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС) и Силами гражданской обороны. Целью ГО является защита населения, материальных и культурных ценностей и объектов от современных средств нападения противника, а также проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения (зонах ЧС) и зонах заражения. В мирное время силы и средства ГО могут также привлекаться для ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС) предназначена для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в мирное время. В декабре 1994 г. был принят Федеральный закон № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», который стал законодательной основой Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). В роли управляющего и организующего центра РСЧС выступает МЧС России. На МЧС России возложена организация и обеспечение выполнения комплекса мероприятий, направленных на предупреждение ЧС и организацию защиты населения и территорий при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях в мирное время, а также от опасностей, возникающих при военных действиях. Впервые необходимость организации защиты крупных промышленных городов возникла в годы Первой мировой войны (1914-1918 гг.), когда применение боевой авиации, способной наносить бомбовые удары по населённым пунктам противника, могло привести к дезорганизации тыла и массовым потерям мирного населения. Родоначальником гражданской обороны была местная противовоздушная оборона (МПВО), созданная в 1932 г., когда Совет Народных Комиссаров утвердил Положение о Местной противовоздушной обороне. Ее первым серьезным испытанием стала Великая Отечественная война, во время которой подразделения МПВО обезвредили 40 тыс. зажигательных бомб, потушили 2700 пожаров, ликвидировали более 3 тыс. крупных аварий. В те годы впервые в нашей истории была организована система защиты населения в военное время, которая позволила сохранить жизни тысячам мирных граждан. В послевоенное время, в связи с появлением оружия массового поражения, МПВО была подчинена Министерству Обороны СССР (1960 г.), а в 1961 г. была реорганизована в Гражданскую оборону СССР и с 1994 г. вошла в состав Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС). Гражданская оборона (ГО) является одной из важнейших функций государства, составной частью оборонного строительства и обеспечения безопасности населения страны. Общее руководство гражданской обороной осуществляет Правительство Российской Федерации. Руководство гражданской обороной в федеральных округах исполнительной власти обеспечивают их руководители. В настоящее время сформирована достаточно эффективная законодательная и нормативно-правовая база, лежащая в основе организации и ведения гражданской обороны Российской Федерации. Система гражданской обороны России имеет статус и свое представительство в международных организациях. В 1931 г. французский хирург Жорж Сан-Пол основал в Париже Ассоциацию «Женевских зон», которая впоследствии переросла в Международную организацию гражданской обороны. С французского языка термин «Protection civil» («Женевские зоны») был переведен русскими специалистами как «гражданская оборона» или «гражданская защита». Под «Женевскими зонами» понимались нейтральные зоны или открытые города, где в период войны могло найти убежище гражданское население. В 1958 г. международная ассоциация «Женевских зон» трансформируется в Международную организацию гражданской обороны. Сейчас организация включает в себя 50 стран мира, и ещё свыше 20 являются наблюдателями. Российская Федерация входит в её члены с 1993 г. Представляет нашу страну МЧС России. 1 марта 1972 г. вступил в силу Устав Международной организации гражданской обороны (МОГО) в качестве межправительственной организации. Резолюцией, принятой 18 декабря 1990 г., 9-я сессия Генеральной Ассамблеи МОГО постановила ежегодно отмечать 1 марта, как Всемирный день гражданской обороны. ^ , которая за прошедшие годы прошла большой путь становления и развития и превратилась в важную составляющую общегосударственных оборонных мероприятий. Основные положения (в соответствии с Федеральным законом РФ от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне») ^ – система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. ^ – организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. ^ , – территория, на которой расположен город или иной населенный пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нем объектами, представляющий высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время. ^ – специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. ^ Систему гражданской обороны составляют:
Гражданская оборона организуется как по территориальному, так и по производственному принципам. Основным звеном системы гражданской обороны является объект экономики (предприятие, завод, и т.д.). ^ Гражданская оборона (ГО) является одной из важнейших функций государства, составной частью оборонного строительства и обеспечения безопасности населения страны. Защита населения достигается подготовкой и использованием современных сил и средств защиты, внедрением передовых технологий. Для совершенствования радиационной и химической защиты предусматривается создание и своевременное освежение резерва средств индивидуальной защиты, медицинских средств защиты, лекарственных препаратов и медицинской техники. В соответствии с принципами государственной политики в области совершенствования и дальнейшего развития гражданская оборона есть особая военная функция защиты населения и территорий от экстремальных ситуаций с обеспечением необходимой преемственности защитных мероприятий мирного времени и в условиях войны. ^
^ Как было отмечено ранее, гражданская оборона организуется по территориально-производственному принципу на всей территории Российской Федерации с учетом особенностей регионов, районов, населенных пунктов, предприятий, учреждений и организаций. ^ заключается в организации ГО на территориях субъектов РФ, краев, областей, городов, районов, поселков согласно административному делению Российской Федерации. ^ состоит из организации ГО в каждом министерстве, ведомстве, учреждении, на объекте. Общее руководство ГО Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. За руководство ГО в субъектах РФ, автономных образованиях, краях, областях, городах отвечают соответствующие руководители органов исполнительной власти. Руководство ГО в министерстве, ведомстве, учреждении (вузе), предприятии (объекте), независимо от форм собственности, осуществляют их руководители. Гражданская оборона, организованная на предприятиях, учреждениях и в организациях в целях заблаговременной подготовки их к задачам военного времени, в настоящее время, в основном, переориентированы на решение задач мирного времени. В Российской Федерации непосредственное управление ГО возложено на МЧС России. Принятые министерством в пределах своих полномочий решения обязательны для органов государственной власти, субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от принадлежности и форм собственности, а также должностных лиц и граждан. ^ – это спасательные воинские формирования федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, подразделения федеральной противопожарной службы, аварийно-спасательные формирования и спасательные службы, а также создаваемые на военное время в целях решения задач в области гражданской обороны специальные формирования. Деятельность спасательных воинских формирований МЧС России осуществляется с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории страны или в отдельных ее местностях, а также в мирное время при стихийных бедствиях, эпидемиях, эпизоотиях, крупных авариях, катастрофах, ставящих под угрозу здоровье населения и требующих проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ. ^ , штатная численность военнослужащих МЧС России составляет 7230 человек военнослужащих и 17220 человек гражданского персонала. В состав спасательных воинских формирований МЧС России входят 8 спасательных центров регионального подчинения и 2 спасательных центра центрального подчинения. В состав спасательных воинских формирований дополнительно включены подразделения доставки гуманитарных грузов и пожарные подразделения, увеличена численность инженерно-технических и кинологических подразделений за счет сокращения численности управленческого аппарата. ^ важной составляющей сил гражданской обороны являются нештатные аварийно-спасательные формирования (НАСФ). Они создаются в организациях, имеющих и эксплуатирующих потенциально опасные производственные объекты, а также имеющие важное оборонное и экономическое значение или представляющие высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время. НАСФ оснащены специальной техникой, имуществом для защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей и предназначены для выполнения основного объема аварийно-спасательных и других неотложных работ при проведении мероприятий гражданской обороны. Эти формирования могут иметь разную специализацию: спасательные, медицинские, противопожарные, инженерные, аварийно-технические, автомобильные, разведки, радиационного и химического наблюдения, радиационной и химической защиты, связи, механизации работ, охраны общественного порядка, питания, торговли и др. Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования, аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования привлекаются для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2007 г. № 804 «Об утверждении положения о гражданской обороне в Российской Федерации» определены основные направления деятельности, осуществляемые в целях решения задач гражданской обороны: ^ 1.1. Развитие нормативно-методического обеспечения функционирования единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. 1.2. Планирование и осуществление обучения населения в области гражданской обороны. 1.3. Создание, оснащение и всестороннее обеспечение учебно-методических центров по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций, других образовательных учреждений дополнительного профессионального образования должностных лиц и работников гражданской обороны, а также курсов гражданской обороны муниципальных образований и учебно-консультационных пунктов по гражданской обороне. 1.4. Создание и поддержание в рабочем состоянии учебной материально-технической базы для подготовки работников организаций в области гражданской обороны. 1.5. Пропаганда знаний в области гражданской обороны. ^ 2.1. Создание и поддержание в состоянии постоянной готовности системы централизованного оповещения населения, осуществление ее модернизации. 2.2. Создание локальных систем оповещения. 2.3. Установка специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей. 2.4. Комплексное использование средств единой сети электросвязи, сетей и средств радио-, проводного и телевизионного вещания, а также других технических средств передачи информации. 2.5. Сбор информации и обмен ею. ^ 3.1. Организация планирования, подготовки и проведения эвакуации. 3.2. Подготовка районов к размещению эвакуируемого населения, материальных и культурных ценностей. 3.3. Создание и организация деятельности эвакуационных органов, а также подготовка их личного состава. ^ 4.1. Строительство, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию, техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем. 4.2. Приспособление заглубленных помещений, метрополитенов и других сооружений подземного пространства для укрытия населения. 4.3. Подготовка и строительство быстровозводимых защитных сооружений гражданской обороны с упрощенным внутренним оборудованием и укрытий простейшего типа. 4.4. Обеспечение укрытия населения в защитных сооружениях. 4.5. Накопление, хранение, освежение и использование средств индивидуальной защиты населения. 4.6. Своевременное обеспечение выдачи населению средств индивидуальной защиты и предоставления средств коллективной защиты. ^ 5.1. Создание, оснащение и подготовка необходимых сил и средств гражданской обороны, а также разработка планов их действий. 5.2. Создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств. 5.3. Разработка современных технологий и технических средств. 5.4. Организация взаимодействия сил гражданской обороны с вооруженными силами, воинскими формированиями и другими специальными формированиями, создаваемыми в военное время. ^ 6.1. Планирование и организация основных видов жизнеобеспечения населения. 6.2. Создание и поддержание в готовности к использованию запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств. 6.3. Нормированное снабжение населения продовольственными и непродовольственными товарами. 6.4. Предоставление населению коммунально-бытовых услуг. 6.5. Проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. 6.6. Осуществление эвакуации пострадавших в лечебные учреждения. 6.7. Определение численности населения, оставшегося без жилья. 6.8. Инвентаризация сохранившегося и оценка состояния поврежденного жилого фонда, определение возможности его использования для размещения пострадавшего населения. 6.9. Размещение людей, оставшихся без жилья, в домах отдыха, пансионатах и других оздоровительных учреждениях, временных жилищах, а также подселение людей на площадь сохранившегося жилого фонда. 6.10. Предоставление населению информационно-психологической поддержки. ^ 7.1. Создание необходимых противопожарных сил, их оснащение материально-техническими средствами и подготовка в области гражданской обороны. 7.2. Тушение пожаров в районах проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ. 7.3. Тушение пожаров на объектах гражданской обороны. ^ 8.1. Создание и обеспечение готовности сети наблюдения и лабораторного контроля на базе организаций, имеющих специальное оборудование (технические средства) и работников, подготовленных к обнаружению и идентификации различных видов загрязнения. 8.2. Введение режимов радиационной защиты на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению. 8.3. Совершенствование методов и технических средств мониторинга состояния радиационной, химической, биологической обстановки. 8.4. Оценка степени загрязнения продовольствия и объектов окружающей среды радиоактивными, химическими и биологическими веществами. ^ 9.1. Заблаговременное создание запасов дезактивирующих, дегазирующих и дезинфицирующих веществ и растворов. 9.2. Создание сил гражданской обороны для проведения санитарной обработки населения и обеззараживания техники, зданий и территорий, а также их оснащение и подготовка в области гражданской обороны. 9.3. Организация проведения мероприятий по обеззараживанию техники, зданий и территорий, санитарной обработке населения. ^ 10.1. Создание сил охраны общественного порядка, их оснащение материально-техническими средствами и подготовка в области гражданской обороны. 10.2. Восстановление и охрана общественного порядка, обеспечение безопасности дорожного движения в городах и других населенных пунктах, на маршрутах эвакуации населения и выдвижения сил гражданской обороны. 10.3. Охрана объектов и имущества, в том числе имущества, оставшегося без присмотра. ^ 11.1. Обеспечение готовности коммунальных служб к работе в условиях военного времени, разработка планов их действий. 11.2. Создание запасов оборудования и запасных частей для ремонта поврежденных систем газо-, энерго- и водоснабжения. 11.3. Создание и подготовка резерва мобильных средств очистки, опреснения и транспортировки воды. 11.4. Создание на водопроводных станциях необходимых запасов реагентов, реактивов, консервантов и дезинфицирующих средств. 11.5. Создание запасов резервуаров и емкостей, сборно-разборных трубопроводов, мобильных резервных и автономных источников энергии, другого необходимого оборудования и технических средств. ^ 12.1. Создание и организация работы в мирное и военное время комиссий по вопросам повышения устойчивости функционирования объектов экономики. 12.2. Рациональное размещение населенных пунктов, объектов экономики и инфраструктуры в соответствии с требованиями строительных норм и правил. 12.3. Разработка и проведение мероприятий, направленных на повышение надежности функционирования систем и источников газо-, энерго- и водоснабжения. 12.4. Разработка и реализация инженерно-технических мероприятий гражданской обороны. 12.5. Планирование, подготовка и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на объектах экономики, продолжающих работу в военное время. 12.6. Заблаговременное создание запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, необходимых для сохранения и (или) восстановления производственного процесса. 12.7. Создание страхового фонда документации. 12.8. Повышение эффективности защиты производственных фондов при воздействии на них современных средств поражения. ^ 13.1. Заблаговременное определение мест возможных захоронений. 13.2. Создание, подготовка и поддержание в готовности сил и средств гражданской обороны к срочному захоронению трупов, в том числе на базе специализированных ритуальных организаций. 13.3. Организация и проведение мероприятий по осуществлению опознания, учета и захоронения с соблюдением установленных законодательством правил. 13.4. Организация санитарно-эпидемиологического надзора. ^ 14.1. Создание и оснащение современными техническими средствами сил гражданской обороны. 14.2. Обучение сил гражданской обороны, проведение учений и тренировок по гражданской обороне. 14.3. Разработка и корректировка планов действий сил гражданской обороны. 14.4. Разработка высокоэффективных технологий для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ. 14.5. Определение порядка взаимодействия и привлечения сил и средств гражданской обороны, а также всестороннее обеспечение их действий. ^ Таким образом, важнейшей задачей ГО является первоочередное обеспечение населения (пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера) медицинским обслуживанием; оказание первой помощи; срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер, повышающих устойчивость функционирования важных объектов экономики. Действует отлаженный государственный механизм по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению потерь среди населения и материального ущерба в экономике. В связи с возросшей угрозой локального применения химического, биологического и других видов оружия, руководством гражданской обороны уделяется серьезное внимание рациональному использованию ресурсов ГО для наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, а также для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Специалисты гражданской обороны обращают внимание и на появление угроз невоенного характера, связанных с качественно новыми средствами воздействия – экономическими, технологическими, конфессиональными, нравственно-психологическими и некоторыми другими. Современная гражданская оборона должна быть готова к противодействию подобным, не изученным до конца, опасностям и угрозам. Специалисты МЧС считают, что система защиты населения должна быть единой и глубоко интегрированной для условий мирного и военного времени. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В современных геополитических, экономических и военно-стратегических условиях проблемы защиты населения и территорий от опасностей и угроз как мирного, так и военного времени, являются весьма актуальными, ибо чрезвычайные ситуации природного, техногенного и террористического характера – это повседневные реалии, а военные опасности – потенциально возможны. Это требует постоянного внимания к такого рода проблемам, дальнейшего совершенствования и развития защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, уточнения государственной политики в этой области, основной целью которой является обеспечение гарантированного уровня безопасности личности, общества и государства в пределах научно-обоснованных критериев приемлемого риска. Одним из наиболее реальных путей решения этих проблем является дальнейшее развитие гражданской обороны и РСЧС, их интеграция в единую государственную систему защиты населения и территорий от опасностей мирного и военного времени – Российскую систему гражданской защиты (РСГЗ), предназначенную для реализации государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера, в том числе от опасностей, возникающих при ведении военных действий и террористических актах или вследствие этих действий и актов. Следует отметить, что процесс постепенной интеграции РСЧС и гражданской обороны в РСГЗ имеет место уже длительное время. В ходе процесса их интеграции были объединены органы управления. Используются единые системы связи, оповещения и информационного обеспечения. Спасательные воинские формирования МЧС России принимают активное участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное время. Создание Российской системы гражданской защиты (РСГЗ) на базе Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и гражданской обороны не потребует значительных материальных затрат, ибо большинство мероприятий (разработка новой нормативной правовой базы, перегруппировка сил, совершенствование взаимодействия государственных и коммерческих структур и т.п.) будет носить, в основном, организационный характер. В отличие от РСЧС, основные усилия которой сосредоточены на решении задач предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуации природного и техногенного характера, РСГЗ должна стать комплексной системой, реализующей весь комплекс мероприятий гражданской защиты. Российская система гражданской защиты должна представлять действительно единую государственную систему, которая будет решать задачи, как гражданской обороны, так и РСЧС и которой не потребуется время для перехода с мирного на военное время.
|