Лекция Г. И. Близнец для студентов С, упп раздел V современная цивилизация на исходе XX века. Суверенная Беларусь (90-е гг XX в.) Тема 1 icon

Лекция Г. И. Близнец для студентов С, упп раздел V современная цивилизация на исходе XX века. Суверенная Беларусь (90-е гг XX в.) Тема 1


Скачать 58.64 Kb.
НазваниеЛекция Г. И. Близнец для студентов С, упп раздел V современная цивилизация на исходе XX века. Суверенная Беларусь (90-е гг XX в.) Тема 1
Размер58.64 Kb.
ТипЛекция


Лекция Г.И. Близнец для студентов С, УПП


Раздел V Современная цивилизация на исходе XX века. Суверенная Беларусь (90-е гг. XX в.)


Тема 1 «Перестройка» в СССР и БССР – попытка обновления социализма. Распад СССР. Образование СНГ (1985 – 1991 гг.)

  1. Политика «перестройки» (1985—1991гг.): причины, этапы, результаты.

  2. БССР в условиях радикальных политических и экономических перемен.

  3. Распад СССР: причины и последствия. Образование СНГ.




  1. Рассмотрим причины политики «перестройки:


@ глубокие технологические перемены, проявившиеся в развитых странах в 1960 – 1970-е гг., означавшие переход человечества в новую стадию развития – постиндустриальную.

@ истощение экономики страны в результате гонки вооружений, политического, военного и экономического давления со стороны атлантического блока.

@ внутренние изменения в среде советской правящей элиты. Когорта руководителей – сталинистов уходила в прошлое, на авансцену выходили представители поколения, выросшего на волне десталинизации, развернувшейся после XX съезда партии.

@ в СССР к середине 80-х гг. XX в. разразился глубокий всеохватывающий кризис «реального социализма». По основным показателям качества и уровня жизни – её продолжительности, смертности, в т.ч. детской, обеспеченности населения товарами и услугами – СССР оказался далеко позади развитых стран.

Существует обобщающий показатель – качество жизни (национальный доход, доля расходов на военные нужды, численность населения, доля расходов на питание в бюджете семьи, k смертности, средняя продолжительности жизни).

^ Таблица коэффициента (k) качества жизни

Годы

СССР

Франция

Япония

США

1930

0,92

1,54

1,34

2,78

1960

3,48

2,92

4,71

6,36

1990

3,32

11,55

21,64

21,20


Если коэффициент качества жизни США в 1930 г. принять за 100% , то в СССР k составлял 33% от США, во Франции – 55% , в Японии – 48%.

В 1960 г. этот показатель составлял от уровня США в СССР –55%, во Франции – 46% , в Японии – 74%.

В 1990 г. Япония этот показатель перекрыла по сравнению с США, во Франции он составил 54%, в СССР – 16%.

^ За 30 лет (1960—1990гг.) рост качества жизни во Франции увеличился почти в 4 раза, в Японии—почти в 4,6, в США—в 3, а в СССР уменьшился на 0,95.

@ уровень квалификации, образования, исполнительской дисциплины значительной части населения оказался не на уровне современных требований (катастрофа в апреле 1986г. на ЧАЭС).

@ неэффективная социалистическая экономика захлёбывалась под бременем гигантских военных затрат. Армия численностью 4,5 млн. человек была ориентирована на наступательные действия, что явно противоречило миролюбивой риторике советского руководства. С 1979г. фактически осуществлялась интервенция против Афганистана (авантюра в Афганистане требовала ежегодно 3–4 млрд. долл. на содержание 120 тыс. военного контингента и ведение боевых действий).

@ огромные средства правительство тратило на поддержку коммунистических и прокоммунистических режимов (Куба, Никарагуа, Эфиопия, Ангола, Мозамбик и др.). КПСС оказывала финансовую помощь почти 100 компартиям. Это приводило к обострению региональных конфликтов.

@ внутри страны преследовалось всякое инакомыслие.

@ коррупция, взяточничество, подкуп проникли во все сферы жизни. Происходило сращивание теневой, нелегальной экономики с верхушкой партийно-государственного и хозяйственного аппарата.

@ попытка тяжело больного Ю.В. Андропова (после смерти в 1982г. Л.И. Брежнева занявшего пост Генсека) обновить «реальный социализм», не реформируя его сути, отчетливо продемонстрировала дряхлость «системы», неэффективность огромной государственной машины. Её окончательная несостоятельность обнажилась в тот момент, когда она привела к власти больного, недееспособного лидера – К.У. Черненко.

В этих условиях приход к власти новых сил, готовых к радикальному обновлению стал объективно назревшей необходимостью. В марте 1985г. к власти пришёл М.С. Горбачев и его «команда» (Н.И. Рыжков, А.Н. Яковлев, Б.Н. Ельцин и др.) – это последний этап в истории СССР, получивший название «перестройка», хотя все начиналось с «кадровой революции» – смены правящей элиты.

@ определенную роль сыграла и позиция США – отказ администрации Р. Рейгана (1981г.) от политики мирного сосуществования и переход к стратегии «экономического удушения» через эскалацию гонки вооружений. США снижали цены на нефть, договорившись на антисоветской основе со странами ОПЕК: в ноябре 1985г. 1баррель стоил 30$, а через 5 месяцев – 12$. В итоге только в 1986г. СССР потерял 10 млрд. долл., т.е. половину всех валютных поступлений.

Апрель 1985г. август 1991г. — реформистский период — бессистемные попытки реставрировать и улучшить «административный социализм» – «государственно-бюрократический социализм».

^ Этапы «перестройки»:

I. апрель 1985г. – январь 1987г. – начало преобразований, попытка улучшить «административный социализм», данный курс в официальных документах получил название – «стратегия ускорения».

Во-первых, начали действовать по принципу – «стоит ввязаться в бой, а там посмотрим», т.е. отсутствовала продуманная концепция реформ. Считали, что советская система обладает огромным потенциалом и задача заключается в том, чтобы его полноценно использовать. Поэтому и выдвинули курс на «ускорение» социально-экономического развития страны. В основе его лежала новая структурно-инвестиционная политика: отказ от разорительной практики «долгостроев», упор на техническое перевооружение, модернизацию действующих предприятий и производств. Ставилась задача ускоренного развития машиностроения, активизации «человеческого фактора» и приведение в действие других «скрытых резервов».

Во-вторых, в помощь политике «ускорения» «снизу» решили создать Советы трудовых коллективов (СТК) с законодательно закрепленными широкими полномочиями (выборы руководящих работников, регулирование зарплаты, определение цены выпускаемой продукции, госприемка продукции и др.). На практике зачастую все сводилось к проявлению «коллективного эгоизма».

Позднее М. Горбачев критически оценивая этот этап, признал, что начинать надо было с сельского хозяйства и лёгкой промышленности, что дало бы быструю отдачу для людей и укрепило социальную базу «перестройки».

^ Чем закончился I этап?

    • перенапряжение бюджета и рост его дефицита (1985г.–17-18 млрд. руб., 1986г.–более 50 млрд. руб.). Реализация Закона 1985г. о борьбе с пьянством и алкоголизмом привела к тому, что бюджет недополучил за 3 года 37 млрд. руб.

    • бюджетный дефицит покрывали за счет печатного станка – инфляция.

    • Стремительно росли внешние займы – долги (в 1985г. задолженность СССР по кредитам Западу составляла 27,2 млрд. долл., в 1988г. уже – 40,8 млрд. долл.


II. нач. 1987г. – серед. 1988г. – непоследовательные попытки реформ в направлении самоуправленческого социализма. Официальное название – «перестройка» управляемая «сверху». В январе 1987г. М. Горбачев выдвигает собственно концепцию «перестройки» (модернизация социализма).

Главная идея – без обновления политических структур паллиативные экономические преобразования неэффективны.

Горбачев и его «команда» на этом этапе пришли к выводу, что причина неудач реформаторских усилий кроется в «деформациях» социализма, обозначившихся в СССР к 1930-м гг. и воплотившихся в последующей полувековой общественной практике в силу сформировавшегося такого мощного «механизма торможения», как «КАС» (командно-административная система). Поэтому нужна современная модернизация – это разрушение сталинско-брежневской модели социализма (КАС) и внедрение демократии. Получится «социализм с человеческим лицом». Горбачев заявил, что цель перестройки — это восстановление ленинской концепции социализма, в которой приоритет за человеком труда и его идеалами, интересами, за гуманистическими ценностями в экономике, социальных и политических отношениях, культуре.

На этом этапе набирала обороты «кадровая революция», политика «гласности», на авансцену вышла интеллигенция, особое внимание публицистике, ликвидации «белых пятен» в советской истории. Возникли неформальные движения (самодеятельные общественные формирования) – народные фронты, политклубы, ассоциации, правозащитное движение, экологическое и др. Начался диалог власти с церковью. Пошел процесс не только переосмысления истории, но и идеологии, политических устоев системы – марксизма-ленинизма, принципа «руководящей роли» КПСС и социализма.

Таким образом, развернулся управляемый «сверху» поэтапный демонтаж основ недемократического государства, что привело к краху монолитной идеологии КПСС. Таков был результат политики «гласности».

С лета 1987г. сформировалась концепция «хозрасчетного социализма», цель: не меняя экономической системы, сделать хозяйственный механизм СССР более эффективным.

Намеченное регулирование предусматривало:

  • расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования;

  • закрепление практики выбора руководителей;

  • возрождение частного сектора (поддержка кооперативного движения);

  • отказ от государственного монополизма в сфере внешней торговли и интеграцию в мировой рынок;

  • децентрализация управления (сокращение численности отраслевых министерств и ведомств, декларирование «партнерских» отношений между ними и предприятиями);

  • развитие на селе основных форм хозяйствования (колхозы, совхозы, агрокомбинаты, арендные кооперативы, фермерские хозяйства).

Реализацию подобной программы предполагалось завершить к 1990г. Осуществляться она стала традиционными методами – с помощью административных рычагов.

^ Результат от воплощения этой стратегии: противоположный ожиданиям.

Почему?

Во-первых, реформа встретила противодействие во всех структурах управления, старая номенклатура сопротивлялась яростно.

Во-вторых, демонтаж КАС затянулся, а введение новых регуляторов отставал (в 1988г. стало ясно, что «буксует» Закон о госпредприятии, сущность которого, как обычно, выхолостили отжившими инструкциями. В стране отсутствовала сеть посреднических организаций и товарно-сырьевых бирж, которые обеспечили бы свободную деятельность промышленных предприятий на «социалистическом рынке», поэтому хозяйственные руководители отказывались от хозрасчетной самостоятельности, ориентируясь на госзаказ, гарантировавший централизованное снабжение и сбыт продукции.).

В-третьих, обретенную свободу трудовые коллективы использовали для повышения зарплаты, сокращения производства дешевых и увеличения выпуска дорогих товаров («коллективный эгоизм»). Это еще больше увеличило дефицит.

В-четвертых, ошибочное отношение к кооперативам. Налог для них 60% прибыли, за рубежом оптимальная модель – 25 % налог. Произвол чиновников, отсутствие должной инфраструктуры, сырьевой дефицит создали преграду для активного участия негосударственного сектора в производственной деятельности. В силу этого кооператоры ушли в торгово-посредническую сферу.

^ Вывод: экономическая реформа 1987г. не стала «кардинальной». Это была попытка в очередной раз сочетать плановые и рыночные механизмы без изменения форм собственности. С 1988г. началось сокращение сельскохозяйственного производства, а с 1990г. – в промышленности.

В октябре 1987г. с резкой критикой реформаторского курса выступил Б.Ельцин. Зародилось противостояние Ельцин – Горбачев, что в дальнейшем в значительной степени определило судьбу страны.

Важной вехой «перестройки» стала ^ XIX Всесоюзная партийная конференция КПСС28 июня—11 июля 1988г. По сути, она санкционировала реформу политической системы и открыла III этап реформирования.


III. Июнь 1988г. — май 1989г. – продолжалась «перестройка» управляемая «сверху», но на лицо замедление экономических реформ и перенос центра тяжести на реформирование политической системы. Курс на регулируемую однопартийную демократию при фактическом формировании зачатков политического плюрализма – начало «революционной перестройки», но с уточнением: реформа политической системы.

^ Содержание реформирования на этом этапе: изменение избирательной системы, реорганизация органов власти и управления, обновление законодательства, возрождение полновластия Советов народных депутатов, отказ партийных организаций от вмешательства в хозяйственное управление.

В октябре 1988г. М. Горбачева избрали Председателем Президиума Верховного Совета СССР, в конце года приняли два важных закона о высших органах власти и управления – «Об изменениях и дополнениях Конституции СССР» и «О выборах народных депутатов». В результате учредили новый высший орган законодательной власти – Съезд народных депутатов СССР, утвердили выборы на альтернативной основе. Из 2250 депутатов союзного съезда одну треть мест зарезервировали за общественными организациями, в том числе 100 мандатов закрепили за КПСС. Из народных депутатов сформировали 2-х палатный Верховный Совет на постояннодействующей основе.

Весной 1989г. состоялись первые демократические выборы в высший орган страны. По результатам выборов 85% депутатов были коммунистами, т.е. КПСС не потеряла на тот момент своего влияния в обществе.

^ IV. июнь 1989г. – май-июнь 1990г.первый период двоевластия (партийные органы и новые выборные органы советской власти, прежде всего Съезд народных депутатов и Верховный Совет СССР), развитие в направлении смешанной экономики. Начало выхода «перестройки» из-под контроля «сверху».

^ В мае-июне 1989г. состоялся I съезд народных депутатов, на котором шла острая дискуссия. Сторонники радикализации перемен создали Межрегиональную депутатскую группу – фактически парламентская оппозиция. У М. Горбачева появились реальные конкуренты, их влияние в обществе росло, и М. Горбачев больше не был единоличным лидером реформаторского процесса.

^ Осенью 1989г. – «бархатные революции» в странах Восточной Европы – это был мощный импульс для радикалов в СССР.

Ко II съезду в декабре 1989г. радикальные силы пришли идейно сплоченными и с политической программой. Идейным лидером стал академик А.Д. Сахаров, считавший, что единственная возможность эволюционного пути в СССР – это радикализация «перестройки». На съезде он выступил за отмену 6-й статьи Конституции СССР – о руководящей и направляющей роли партии (14 декабря 1989г. А.Д. Сахаров скончался, лидером радикалов стал Б.Ельцин).

Подъём радикального движения застал М. Горбачева врасплох, в стране нарастал экономический кризис, на потребительском рынке паника. В мае 1990г. правительство объявило о 2-кратном повышении розничных цен, прилавки магазинов опустели за считанные дни. Рубль потерял ценность. Распространился бартер. Стремительно рос государственный долг Западу (в 1990г. – 57,6 млрд. долл.). В стране нарастал тяжелейший финансовый кризис.

^ Вывод: к 1990г. идея «перестройки» – революция «сверху» себя исчерпала. Стремительно падал рейтинг М. Горбачева. Распространилась «митинговая демократия». Начались забастовки рабочих: в июне-августе 1989г. под экономическими лозунгами бастовали 370 тыс. шахтеров Кузбасса, Донбасса, Караганды и Печоры. «Перестройка» выходила из-под контроля её инициаторов.

На II съезде народных депутатов премьер ^ Н.И. Рыжков изложил правительственный план перехода к рыночной экономике, который депутаты-радикалы оценили как консервативный.

Переход к рынку предусматривал: демонополизацию, децентрализацию, разгосударствление собственности, учреждение акционерных обществ и банков и т.д. Фактически речь шла об изменении самой общественно-экономической системы.

^ 14 марта 1990г. учредили пост президента СССР, который должен был стать центральным институтом политической системы страны. На III съезде народных депутатов (12—15 марта 1990г.) М. Горбачева избрали президентом СССР. Знаменательным событием стала отмена 6-й статьи Конституции СССР – отказ от монополии КПСС на власть. 9 октября 1990г. появился Закон «Об общественных организациях» – это означало легальное формирование многопартийности в стране.


^ V. июнь1990г. — август 1991г. – второй период двоевластия (помимо прежней линии – центр — союзные республики: «парад суверенитетов». Курс на полную смену общественного строя, активизировались процессы разрушения союзной государственности.

В июле 1990г. на XXYIII съезде КПСС фактически произошло банкротство компартии – «исход» из КПСС рядовых членов. С 1985 до 1991г. численность КПСС сократилась с 21 млн. до 15 млн. человек, прекратил свою деятельность комсомол.

^ В январе 1991г.денежная реформа В. Павлова (конфискационная). 2 апреля 1991г. – реформа розничных цен: они возросли в 2 – 10 раз при 40% компенсации населению за понесенные убытки. В результате: союзные власти потеряли доверие населения. Поэтому IV съезд народных депутатов расширил прерогативы президента: он получил право непосредственно руководить правительством; ввели пост вице-президента. На этом фоне усилились республиканские руководящие структуры и этот процесс приобретал необратимый характер – «парад суверенитетов» – борьба законов союзных и республиканских.

Поскольку, как мы убедились, объективно назревшая необходимость серьёзных перемен в той или иной мере осознавалась значительными слоями общества, постольку и движущие силы проходивших в то время процессов включали представителей разнородных социальных групп: от политической элиты до широких слоёв населения, от «теневых» предпринимателей до неквалифицированных рабочих и люмпенов.

Вывод:

Попытки опираться на разнородные силы и, главное, отсутствие у инициаторов «ускорения» и «перестройки» определенной модели реформ привели лишь к хаотичности экономической и социальной политики.

В рассмотренный период неоднократно менялся вектор провозглашенных преобразований: от усиления администрирования и борьбы с нетрудовыми доходами до узаконивания частной собственности с наёмным трудом; от заявлений о быстром повышении уровня жизни до фискальной денежной реформы; от выдвижения лозунга социальной справедливости и расширения гарантий трудящимся до безудержной пропаганды социального неравенства.

^ В результате после кратковременного оживления экономической жизни страны наступила новая стагнация производства и значительный его спад (1990г.).

Непоследовательностью курса на экономическую самостоятельность предприятий и развитие самоуправленческих начал вызвали, с одной стороны, нарастание кризисных явлений в экономике, а с другой – подготовили будущее саморазрушение власти.

^ Отнесение к политике реформ разнонаправленных изменений, вплоть до противоположных, политического курса указывает на противоречивость реальной политики.

Попытки осуществить демократию в гигантском многонациональном государстве при отсутствии у руководства политической воли и ясного плана действий полностью провалились. Создание выборных органов государственной власти при ухудшении экономической ситуации привело к тому, что они стали каналами выражения недовольства народа. Это резко усилило центробежные тенденции в системе по всем линиям.

^ В целом преобразования, осуществляемые в этот период (1985—1991 гг.) не выходили за рамки существовавшей системы и потому этот период носил реформистский характер.

Вопрос 2. Изучить самостоятельно. Рекомендуемая литература:

Курс лекций БГУ. Ч. 2. Мн., 2002, с.561-571. История Беларуси под ред. Я.К. Новика и Г.С. Марцуля. Ч.2. Мн., 1998, с.370-378.


Вопрос 3. Распад СССР: причины и последствия. Образование СНГ.

Первые симптомы будущего распада проявились уже в период утверждения политики гласности, ставшей важным фактором активизации национального самосознания и усиления центробежных тенденций.

Рассмотрим ряд факторов, объясняющих процесс распада СССР:

@очевидным стала ложность тезиса «об отсутствии в СССР национального вопроса» в условиях снятия цензурных ограничений;


@нерешенность многих социальных, экономических, демографических вопросов болезненно отразилось на национальном самосознании народов уже на начальном этапе «перестройки»;


@появление первых протестов на национальной почве и подавление их «центром» с позиции силы (декабрь 1986г. в Алма-Ате демонстрация молодежи, возмущенной смещением Кунаева и назначением русского на этот пост);


@политизация общества привела к вспышке острых межнациональных конфликтов (февраль1988г. Нагорный Карабах, населенный в основном армянами, объявил о суверенитете и попросил Армению принять его в состав республики. В ответ в Баку и Сумгаите погромы армянского населения. Фактически две советские республики оказались в состоянии войны). В июне 1989г. в Фергане столкновения между узбеками и турками-месхетинцами. В июле 1990г. в Ошской области кровавая стычка между узбеками и киргизами, погибло более 200 человек. В Грузии боевые действия между грузинами и южными осетинами. Результат подобных конфликтов: многочисленные беженцы, число которых достигло к 1991г. почти 1 млн. человек;


@появление массовых общественных движений национальной ориентации – народные фронты («Пробуждение» в Латвии и Эстонии, «Саюдис» в Литве, «Рух» на Украине, «БНФ» в Белоруссии). В 1989—1990 гг. компартии Литвы, Латвии и Эстонии заявили о выходе из КПСС. Руководство народных фронтов взяли курс на дистанцирование от «центра», в т.ч. политическое. В ноябре 1988г. ВС Эстонской ССР под давлением народного фронта принял поправку к Конституции о возможной приостановке действия законов СССР на территории Эстонии. Весной 1990г. между «центром» и республиками развернулась «война законов». Рубежом стала весна (март-май) 1990г., когда Грузия, Латвия, Эстония, Литва приняли декларации о государственном суверенитете, признали приоритет республиканских законов по сравнению с общесоюзными;


@существенным фактором стало противостояние российского руководства «центру». 12 июня 1990г. Россия провозгласила государственный суверенитет. 12 июня 1991г. Б. Ельцина избрали первым президентом РСФСР;

Узбекистан

20 июня 1990г.

Молдова

23 июня 1990г.

Украина

16 июля 1990г.

Беларусь

27 июля 1990г.


@рост центробежных тенденций высветил слабость «центра» в решении проблем национально-государственного устройства демократическими методами. В ряде случаев «центр» пытался сохранить федеральную власть с помощью силы (апрель 1989г. – Тбилиси, январь 1990г. – Баку, январь 1991г. – Вильнюс и Рига). При этом руководство страны не решалось брать на себя ответственность за использование силовых методов. Репрессивные действия «центра» стали решающим фактором отторжения его политики практически во всех республиках;

@^ 17 марта 1991г. состоялся Союзный референдум по вопросу о сохранении Союза. «За» высказалось 76% голосовавших. Не приняли участия в референдуме прибалтийские республики, Грузия и Молдова. В апреле 1991г. республики (Россия, Украина, Беларусь, Узбекистан, Казахстан, Азербайджан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения) и «центр» договорились о подготовке нового Союзного договора – ново-огаревский процесс. В мае—июне 1991г. достигли в Ново-Огареве соглашения по формуле «9 + 1» – о создании Союза Суверенных Государств (ССГ) как демократической федерации равноправных суверенных советских республик. За «центром» оставили ВС, финансы, транспорт, энергетику и др. подписание договора планировалось на 20 августа 1991г. консерваторы расценили договор как уступку сепаратизму, в демократических кругах он считался недопустимой уступкой «центру»;

@^ 19 августа 1991г. – ГКЧПокончательное падение авторитета «центра». Консервативное крыло, стремясь к собственному политическому самосохранению, а также к сохранению власти старой партийно-государственной элиты предприняли попытку государственного переворота – «Августовский путч» (Янаев, Павлов, Крючков, Пуго, Язов и др.). Они не знали что предложить, не решились заявить о возврате к старой системе, среди них не было единства, их не поддержали в обществе. Население проявило пассивность. М. Горбачев оказался в положении «хромой утки» – государственного деятеля уходящего из большой политики. 22 августа ГКЧП ликвидировали Б. Ельцин и его «команда». Членов ГКЧП амнистировала в 1994г. Государственная дума РФ. В РСФСР 23 августа 1991г. приостановили деятельность КПСС, в ходе массовых антикоммунистических демонстраций в ноябре 1991г. запретили деятельность компартии;

@структура союзной власти фактически оказалась разрушенной, в сентябре 1991г. V съезд народных депутатов принял по существу решение о самороспуске, создали Госсовет в составе президента СССР и руководителей республик. Верховный Совет стал формироваться республиками из бывших союзных и региональных депутатов. Распустили Кабинет министров, руководство экономикой осуществлял Межреспубликанский экономический комитет во главе с российским премьером И. Силаевым. Крушение КПСС, переход всей полноты власти к российскому руководству сделали распад СССР неизбежным.

Таким образом, ситуация после августовского кризиса значительно ускорила центробежные тенденции.

^ 5 сентября 1991г. Госсовет СССР официально признал независимость прибалтийских республик (они заявили о своем выходе из СССР сразу после августовских событий).

Ускорил распад СССР референдум 1 декабря 1991г. на Украине: 90% голосовавших высказались против вхождения республики в федеративное государство.

Последствия оценить сложно:

  • изменение геополитической модели мира,

  • разрыв традиционных экономических, военно-политических, культурных связей,

  • проблема установления реальных границ,

  • угроза единству самой России,

  • обострение межнациональных отношений (Азербайджан и Армения, Грузия и Южная Осетия, позднее — Абхазия, Приднестровье, Крым и др.),

  • проблема безопасности бывших советских республик,

  • раздел ВС, особенно противостояние России и Украины в «дележе» Черноморского флота и др.

Образование СНГ. 8 декабря 1991г. в Вискулях лидеры 3-х республик Ельцин, Кравчук, Шушкевич констатировали прекращение существования СССР как субъекта международного права и декларировали образование СНГ.

21 декабря 1991г. в Алма-Ате к Беловежскому соглашению присоединились другие бывшие советские республики (кроме Литвы, Латвии, Эстонии, Грузии).

^ 25 декабря 1991г. М. Горбачев объявил о добровольном сложении с себя полномочий президента СССР.

К концу 1991г. все государства СНГ были признаны мировым сообществом и приняты в состав ООН.

Развитие СНГ. Самые злободневные проблемы внутри СНГ:

  • экономическое сотрудничество

  • политическое сотрудничество

  • военное сотрудничество

В первые годы существования СНГ сильны были центробежные тенденции в политике новых независимых государств. В мае 1992г. в Ташкенте подписали договор о коллективной безопасности Армения, Казахстан, Россия, Узбекистан, Таджикистан, Туркмения, позже присоединились Беларусь, Киргизия, Грузия. Попытка Росси создать объединенные вооруженные силы СНГ не имела успеха. Не удалось сохранить единое экономическое пространство посредством использования единой валюты (26 июня 1993г. Центробанк РФ принял решение изъять из обращения казначейские билеты образца 1961—1992 гг.).

В 1993—1994 гг. страны СНГ приняли ряд решений по структурированию Содружества.

22 января 1993г. в Минске семь членов СНГ подписали Устав СНГ. В конце 1993г. его подписали Азербайджан и Грузия. Украина Устав не подписала и является до н.в. ассоциированным членом СНГ. Создали такие органы как Исполнительный секретариат, Совет министров иностранных дел, Совет командующих пограничными войсками, Межгосударственный Экономический комитет и др. структуры. Однако эффективность их работы крайне низкая. СНГ – аморфная организация. Принимаемые решения носят рекомендательный характер.

29 марта 1196г. заключили 4-х сторонний договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарных областях между РФ, РБ, Казахстаном и Киргизией, в феврале 1999г. к договору присоединился Таджикистан.



Название образования

Время

создания

Кто входит

Чем занимается

СНГ

1991г.

Азербайджан,

Армения,

Беларусь,

Грузия

Казахстан,

Киргизия,

Молдова,

Россия,

Таджикистан,

Узбекистан,

Украина

Пытаются создать зону

Свободной (беспошлинной) торговли на постсоветском пространстве. Координировать антитеррористическую деятельность государств участников

Союз Беларуси и России

1999г.

Беларусь,

Россия

Строительство союзного государства

ЕврАзЭС(Евразийское

Экономическое сообщество

2000г.

Беларусь,

Казахстан,

Киргизия,

Россия,

Таджикистан,

Узбекистан (с

2006г.)

Формирует единое таможенное пространство. Действует режим свободной торговли товарами, произведенными в странах-участницах (товары не облагаются экспортными пошлинами

ЕЭП «четверка» (Единое

Экономическое пространство

2003г.

Беларусь,

Казахстан, Россия,

Украина

Создают общее пространство со свободным передвижением товаров, услуг, капиталов, раб.силы, единые правила игры для бизнеса, формируют таможенный союз

ОДКБ (Организация Договора)

О коллективной безопасности

2003г.

Армения,

Беларусь,

Казахстан,

Киргизия,

Россия,

Таджикистан

Борьба с терроризмом, распространением наркотиков и международной преступностью





Похожие:

Лекция Г. И. Близнец для студентов С, упп раздел V современная цивилизация на исходе XX века. Суверенная Беларусь (90-е гг XX в.) Тема 1 iconЛекция Г. И. Близнец для студентов С, упп раздел V современная цивилизация на исходе XX века. Суверенная Беларусь (90-е гг XX в.) Тема 1
V современная цивилизация на исходе XX века. Суверенная Беларусь (90-е гг XX в.)
Лекция Г. И. Близнец для студентов С, упп раздел V современная цивилизация на исходе XX века. Суверенная Беларусь (90-е гг XX в.) Тема 1 iconЛекция № Страница Лекция № Раздел II. Проектирование технологических процессов сборки машины Тема Исходные материалы для разработки технологии
Технический и организационный уровень сборки в значительной мере определяет надежность и долговечность машины, а увеличение срока...
Лекция Г. И. Близнец для студентов С, упп раздел V современная цивилизация на исходе XX века. Суверенная Беларусь (90-е гг XX в.) Тема 1 iconУпп кафедра: Станции, узлы и грузовая работа
Тема: Совершенствование системы сервисного обслуживания пассажиров на пригородном участке
Лекция Г. И. Близнец для студентов С, упп раздел V современная цивилизация на исходе XX века. Суверенная Беларусь (90-е гг XX в.) Тема 1 iconУчебно-методическое пособие для студентов неэкономических специальностей очной и заочной форм обучения Бргу им. А. С. Пушкина
Каверина Е. И. – тема 10; асистент Коновалюк Р. А. – тема 6, 8; ассистент Макарук Д. Г. – тема 13. 4; 13. 5; 13. 6; 13,7; ст препод....
Лекция Г. И. Близнец для студентов С, упп раздел V современная цивилизация на исходе XX века. Суверенная Беларусь (90-е гг XX в.) Тема 1 iconПрограмма для студентов 1-го курса д/о (1-й семестр 2013/14 уч г.) Раздел древнерусское государство
Вопросы, для которых в конце указаны главы и параграфы, следует готовить по учебнику: История России с древнейших времен до конца...
Лекция Г. И. Близнец для студентов С, упп раздел V современная цивилизация на исходе XX века. Суверенная Беларусь (90-е гг XX в.) Тема 1 iconЛекция. Тема №6 Идеологическая борьба в современную эпоху. Вопросы
Современная эпоха характеризуется сложными и динамичными процессами. Её ведущей тенденцией является глобализация, у “руля” которой...
Лекция Г. И. Близнец для студентов С, упп раздел V современная цивилизация на исходе XX века. Суверенная Беларусь (90-е гг XX в.) Тема 1 iconЛекция для студентов лечебного факультета Обсуждено на умк кафедры бжиМК
Тема № Чрезвычайные ситуации. Медицинские и медико-санитарные последствия чрезвычайных ситуаций
Лекция Г. И. Близнец для студентов С, упп раздел V современная цивилизация на исходе XX века. Суверенная Беларусь (90-е гг XX в.) Тема 1 iconЛекция № Страница Лекция № Раздел I. Основные понятия технологии сборки машин Тема Общие положения Процесс сборки
Это связано с тем, что в процессе сборки вполне доброкачественных изделий по разным причинам могут возникать погрешности взаимного...
Лекция Г. И. Близнец для студентов С, упп раздел V современная цивилизация на исходе XX века. Суверенная Беларусь (90-е гг XX в.) Тема 1 iconЛекция №12. Страница Лекция №12. Раздел III. Сборка типовых соединений Тема 1: Сборка неподвижных разъемных соединений Сборка резьбовых соединений
Это объясняется тем, что от доброкачественности наживления зависит правильная первоначальная установка одной детали по другой, а...
Лекция Г. И. Близнец для студентов С, упп раздел V современная цивилизация на исходе XX века. Суверенная Беларусь (90-е гг XX в.) Тема 1 iconТема 19. Общество, менеджмент, организация и менеджер на пороге ХХI века
Этой темой завершается не только раздел IV, но и всё учебное пособие. Вопросы, которые в ней рассматриваются, объединены одной двуединой...
Лекция Г. И. Близнец для студентов С, упп раздел V современная цивилизация на исходе XX века. Суверенная Беларусь (90-е гг XX в.) Тема 1 iconЛекция для студентов лечебного факультета Обсуждено на умк кафедры бжимк 2013 г
Тема № Задачи и организационная структура Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы