Лекция. Методика преподавания биологии как наука icon

Лекция. Методика преподавания биологии как наука


Скачать 458.15 Kb.
НазваниеЛекция. Методика преподавания биологии как наука
страница1/9
Размер458.15 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


Лекция. Методика преподавания биологии как наука

Методика преподавания биологии наука о системе процесса обучения и воспитания, обусловленного осо­бенностями школьного предмета МПБ - педагогическая наука, поэтому она строится соответственно целям и за­дачам общего образования и воспитания, требуемого со­циальным строем и опреде­ляемого педагогикой. Методика рассматривает содержание учебного предмета, методы и формы обучения и воспита­ние. Методикой определяются обору­дование и сред­ства учебной работы. Методика отвечает на во­просы, зачем изучать биоло­гию, чем и как учить, на чем и как воспитывать.

Методика преподавания биологии педагогическая наука. Прежде сего мы должны показать признаки науки: предмет или объект познания, возможности его изучения научными методами, достаточный объём достоверных научных знаний, законы и закономерности.

Предметом изучения методики биологии является процесс обучения биологии в общеобразовательной школе, в определённых исторических условиях. Процесс обучения состоит из двух взаимосвязанных сторон – деятельности учителя – преподавание и деятельности ученика – учения.

Процессу обучения придают специфические черты содержание и методы обучения, отражающие черты науки – биологии – это наблюдение и эксперимент. Ещё К. Д. Ушинский отмечал, что « … предметы из естественной истории самые удобные, чтобы приучать детский ум к логичности». В связи с этим присутствуют и особы формы организации учебного процесса (экскурсии, лабораторные и практические работы). Специальные средства обучения и методы преподавания наглядные и практические. Правильная постановка преподавания биологических курсов нуждается в специальной материально-технической базе: биологическом кабинете, живом уголке, пришкольном участке.

Изучение конкретных фактов развития живых организмов, закономерностей эволюции, взаимосвязи явлений в природе создаёт фундамент для формирования диалектико-материалистического мировоззрения. Непосредственные наблюдения, работа с природными объектами, экскурсии позволяют проводить значительную воспитательную работу.

На основе анализа процесса обучения биологии. На основе обобщения и изучения опыта преподавания биологии и усвоения учащимися знаний, навыков и умений, методика выясняет закономерности процесса обучения, формулирует практические правила для преподавания биологии.

Обучение не изолированный процесс, он находится под постоянным влиянием политических и экономических запросов и потребностей современного ему общества. Поэтому методика биологии, как и любого другого предмета, выясняет закономерности исторического процесса обучения, в связи с изменениями потребностей общества, развитием науки (биологии).

«Жизнь без мировоззрения, по словам А. Щвейцера, - представляет собой патологическое нарушение высшего чувства ориентирования». Мировоззрение определяет жизненную программу личности, идеалы и убеждения, интересы и ценности. Оживление религиозности способствует потеря духовных ценностей. Необходимо учение о ценностях, которое подчёркивало эстетические и этические ценности природы, работало на одной ступени с религиозным, более доступным уровнем восприятия, чем научно-теоретический.

Биология находится на стыке гуманитарных и естественных наук идёт процесс гуманизации биологии и биологизации других наук, следовательно, преподавание биологических курсов играет важную роль в системе школьного обучения и воспитания.

Методика рассматривает содержание учебного предмета, методы и формы обучения и воспитания.

Методика преподавания биологии делится на общую методику и частные методики по дисциплинам.

^ Общая методика рассматривает: мировоззренческую направленность обучения, единство содержания и методов преподавания, взаимосвязи между курсами, формами учебной работы, преемственности и развития всех элементов воспитывающего обучения определяющих систему преподавания био­логии.

^ Частные методики излагают специальные для каждого курса вопросы преподавания, связанные с особенностями содержания, возрастом учащихся. В них представлены методики уроков, экскурсии, внеурочные, внеклассные работы.

Связь методики биологии с другими науками.

Основная связь методики преподавания биологии с биологической наукой, из которой она черпает содержание. Ушинский. К, Д. отмечал: «Научное и педагогическое изложение науки – две вещи разные, и педагоги разных стран деятельно трудятся над переработкой научных систем в педагогические». В школьном курсе биологии идёт интеграция элементов разных наук (морфология, анатомия, эмбриология, цитология), а так же отбираются существенные элементы основ науки.

Психология и педагогика способствует разработке собственных методов – педагогического наблюдения, педагогического эксперимента, психологического эксперимента, исторических и теоретических исследований. В развитии методики биологии играет важную роль практическая педагогическая направленность самих учителей.

^ Основной предмет это биология из неё методика черпает содержание. В школьном курсе интегрируются элементы разных дисциплин и отбираются наиболее существенные элементы основ науки.

^ Психология и педагогика является основой для разработки собственных методов педагогического наблюдения и эксперимента, исторического метода.

Медицина и агрономия источник практических умений и навыков.

При изучении конкретных дисциплин, различных тем тесная связь методики преподавания биологии с химией, географией, физикой.

В методике преподавания биологии мы можем выявить следующие закономерности:

1. Синтез основ наук в структуре и содержании учебного материала школьной биологии.

2. Приобретение учащимися осознанных и прочных знаний, путём постепенного развития понятий и умений.

3. Ведущая роль содержания учебного материала и соответствие ему форм и методов преподавания.

4. Взаимосвязь сторон воспитания в процессе обучения, целостность и система процессов преподавания.

Задачи методики преподавания биологии.

  1. Формулирует образовательные и воспитательные задачи обучения биологии.

  2. Разрабатывает содержание учебного предмета – биология.

  3. Разрабатывает методы и приёмы, формы организации учебно-воспитателього процесса по биологии.

  4. Разрабатывает содержание и методы внеклассной работы.

  5. Проверяет на практике и разрабатывает материальное оснащение преподавания биологии.

Методология – учение о структуре логической организации всех видов деятельности. Задача методики биологии перевести теоретические положения с помощью методологии в способ практической деятельности учителя и ученика.


^ Система и принципы построения школьной биологии.

Современная биология находится на этапе теоретического развития, поэтому логическая структура науки включает законы, основные понятия, идеи и принципы.

Законы служат исходными положениями для построения теории, а с другой стороны являются принципами, когда осуществляется систематизация знаний.


^ История методики преподавания биологии

ЕкатеринаII -народные училища (нужда в грамотных людях). Здесь впервые пре­подавалось есте­ствознание. Учебник составил Зуев. В 1786 г напечатан учебник без фамилии «Начертание естественной истории, изданное для народных училищ Российской империи». В учебнике Зуев устанавливает последовательность изучения естествознания: ископаемое царство, прозябаемое царство (ботаника), животное царство. Здесь впервые различие ме­жду наукой и предметом. Издал атлас «Фигуры по естественной истории» (таблицы).

XIX. Народные уч-ся преобразуются в гимназии. Учительская семинария преобразована в Педагогический институт. Здесь приемник Зуева - Теряев. Он усвоил только применение наглядности. В био­логической науке царствует систематика - труды Линнея. В 1809 г. учебник Зуева заменён учебником Теряева «Начальные основания Ботанической философии, изданные главным Прав­лением Училищ для употребления в Гимназиях Российской империи» (сводка ботанических терминов). Позже - учебник «Три ботаники» написанный учителем словесности и греческого языка Мартыновым. Эти учебники методически непродуманны и трудны.

В 1812 г. страх перед революцией, что вызвало отрицательное отношение к пре­подаванию естествознания. Николай I в 1828 г исключил естествознание.

1846г. учебник Жемчужина, где впервые синтетически излагается анатомия и физиология человека. Вновь вводится в 1848, но не во все учреждения, а только в кадетские корпуса, где учились дети дворян. Учебник написал Даль (1849г.). В нач. 60-х - развитие науки и техники. Бекетов (индуктивный метод, проблемное обучение). Первая методика была написана в 40-е 17 в. Августом Любе. Обращал внимание: познание разнообразия растительных форм; познание единства, лежащего в основе этого разнообразия, познание жизни растений, познание веществ, сил, вызывающих жизнь и разнообразие растительных форм. Это было очень прогрессивно для того времени. 1852 - в гимназиях. В гимназиях вводится обшир­ная программа, но методически необоснованная. Недопустимый разрыв в три года между изучением животных и человека. Таким образом, более полстолетия МПБ испытывала за­стой. Исключение хорошее преподавание в военно-учебных заведениях. Бекетов устано­вил ценное методическое положение о том, что к самостоятельности уч-ся необходимо приучать планомерно. Бекетов поставил существенные задачи методики: воспитание самостоятельного мышления, руководство с/р., развивающими наблюдательность, своеоб­разие школьного предмета.  Приверженцы Любена издают учебник бо­таники (Раевский, 1865), зоо­логии (Михайлов,1862). В учебнике Сент-Илера по зоологии попытка решения самостоя­тельных внеурочных работ. Герт — научность методики. В 60-е годы методическое и на­учное решение проблемы. Рулье - объединение и объяснение фактов. Необ­ходимость изучение связей особенностей организма с окружающей средой. Учебник Рулье - Богданов - «Зоология и зоологическая хрестоматия». XX в 1904 г. в Лесном ком­мерческом училище под руко­водством Никонова первое «Общество молодых натура­листов». В учебном плане на ес­тествознание в муже. Гим. -6ч., в жен. - 10, в реальных училищах и корпусах - 15, а в ча­ст­ных коммерческих - 19-28. Райков - опытно-исследовательский метод. В 1902г. в гимназиях введена программа природоведения, составленная Кайгоровым. В 1901 году Половцев «зачем учить биологию?»: понимание явлений внешнего мира, понимание отправлений соб­ственного организма, разви­тие органов чувств, развитие мышления, расширение кру­гозора. Половцев создал пер­вый курс методики препода­вания естествознания. Впервые, в 1904г. читался в Петербургском университете. Половцев разрабатывал биологический метод. В 1917г. в большинстве шк. преобладала последовательность курсов: неживая природа, ботаника и зоология. От Октябрьской револю­ции до 1931г. Главная задача воспитание материа­листиче­ского, антирелигиозного ми­ровоззрения, образование и воспитание в труде, воспита­ние самостоятельности в приобретении знаний. Организо­ванны экскурсионные стан­ции. Натали в Москве биостанции.


Содержание биологии изменяется в соответствии с развитием науки и запросов общества. Первый школьный учебник с методическими рекомендациями для учителя появился в 1786 г. Его автор В. Ф. Зуев.

Учебник включал три раздела:

- ископаемое царство;

- прозябаемое царство;

- царство животных.

Учебник просуществовал около 40 лет. Его содержание отличалось от наук ботаники и зоологии тем, что давало достоверные, проверенные, жизненно – необходимые научные факты. Затем школьная биология мало, чем отличалась от описательных наук и в основном включала систематические понятия.

К. Ф. Рулье – профессор зоологии Московского университета выдвинул идею развития жизни в связи с изменениями среды обитания. Он внёс в школьную дисциплину биологическое содержание.

В середине 19 века с несколько изменённой системой биологии выступил А. Л. Герд –

- неорганический мир;

- растительный мир;

- животный мир;

- человек;

- история Земли.

В конце 19 века начале 20 В. В. Половцев впервые вводит понятие «учебный предмет». Он показал его отличие от науки и разработал основные принципы отбора учебного материала.

  1. Отбор материала от простого к сложному, от конкретного к отвлечённому.

  2. Учебный предмет следует излагать научно 2 выбирать из науки самое сущное, необходимое для понимания явлений природы».

  3. Учитывать возраст учащихся.

В русской, советской школе сложилась система изучения биологии по царствам природы с обобщающим курсом «Общая биология». В начальной школе «Природоведение» даёт простейшие понятия для понимания сходств и отличий живой и неживой материи.

В начале 90 – х годов 20 века появился курс «Естествознание», получивший распространение в гуманитарных классах и физико-математическом профиле. Даёт общие представления и простейшие понятия о живой природе.

В школьном предмете биологии имеются последовательно расположенные курсы: ботаника, зоология, анатомия, физиология им гигиена человека, общая биология. Последователь­ность биологических курсов определяется доступностью учебного материала уч-ся в зависи­мости от их возраста подготовки и развития и необходимой пре­емственностью в содер­жании. Для школьного предмета биологии необходим строгий отбор научного материала фак­тов, понятий законов и практических приложений. Объем и система знаний по биологии в средней школе определяются общими образовательно-воспитательными задачами школы, принципами биологической и педагогической наук.


^ Дидактические принципы отбора и изучения материала.

В современной биологии выделяются три направления:

1. Традиционное эволюционное, воплощает идею исторического развития органического мира.

2. Физико-химическое направление раскрывает причины происходящих процессов и явлений в живых организмах.

3. Системное направление раскрывает взаимосвязь организмов через таксономические единицы.

Содержание школьной биологии формируется с учётом следующих дидактических принципов.

Научность. Содержание школьной биологии как предмета должно соответствовать уровню развития науки в данный период. В начале 50-х годов 20 века из-за сильнейшего влияния идеологии на школу это принцип практически не соблюдался в общей биологии (цитология и генетика). В 60 годах потребности общества увеличились и в школу были введены основы цитологии, генетики и селекции на современном научном уровне.

Доступность. Соответствие содержания возрасту, умственному и психическому развитию учащихся. Изучение биологии начинается с ботаники, продолжается зоологией и анатомией и физиологией человека. Такая последовательность соответствует умственному и психическому развитию учеников их стремлению познать окружающий мир, накопить факты о живой природе в простых понятиях и закономерностях. При изучении человека ученик осознаёт себя как объект познания и старается выходить на уровень обобщения материала. При изучении в старших классах общей биологии умственное развитие позволяет выходить на уровень абстрагирования, конкретизировать абстрактные понятия, законы и закономерности при изучении теории эволюции, генетики, происхождении органического мира.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

Лекция. Методика преподавания биологии как наука iconЛекция. Методика преподавания биологии как наука
Методика рассматривает содержание учебного предмета, методы и формы обучения и воспита­ние. Методикой определяются обору­дование...
Лекция. Методика преподавания биологии как наука iconКраткий очерк истории преподавания биологии
Ключевые понятия. Условия возникновения методики преподавания биологии во второй половине XVIII в
Лекция. Методика преподавания биологии как наука iconЛитература Хрестоматия по методике преподавания биологии: учеб пособие для студентов пед ин-тов по биол спец / Сост. И. Д. Карцева, Л. С. Шубкина. М.: Просвещение, 1984
Условия возникновения методики преподавания биологии как науки. «Устав народных училищ в Российской империи» 1786г
Лекция. Методика преподавания биологии как наука iconСеминар №1. Методика преподавания психологии. Специфика мпп
Ляудис В. Я. Методика преподавания психологии / Учеб метод пособие для студ фак псих. — М.: Урао, 2000. С. 10-23
Лекция. Методика преподавания биологии как наука icon1. Биология как наука. Её задачи, объекты, методы исследования. Особенности биологии на совре­менном этапе развития органического мира. Значение биологии в системе подготовки врача
Биология как наука изучает все проявления жизни. Термин был введён в начале 19в. Ламарком и Тревиранусом для обозначения науки о...
Лекция. Методика преподавания биологии как наука iconФгбоу впо «Марийский государственный университет» Биолого-химический факультет Республиканская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы экологии, биологии и химии»
Заседание секции «Теория и методика преподавания естественнонаучных дисциплин в вузе и школе»
Лекция. Методика преподавания биологии как наука iconЭкзаменационные билеты по биологии 2011 – 2012 уч год
Биология как наука, ее достижения, связи с другими науками. Методы изучения живых объектов. Роль биологии в жизни и практической...
Лекция. Методика преподавания биологии как наука iconСамостоятельная работа по курсу «Методика преподавания биологии» Преподаватель Мясина В. П
Место темы в системе знаний и научного мировоззрения. Знания о строении и биологической роли соцветий являются опорными при изучении...
Лекция. Методика преподавания биологии как наука iconЭкзаменационные билеты по биологии для проведения итоговой аттестации учащихся 9 классов
Биология как наука, ее достижения, связи с другими науками. Методы изучения живых объектов. Роль биологии в жизни и практической...
Лекция. Методика преподавания биологии как наука iconМетодика преподавания психологии зачет Содержание и особенности процесса обучения

Лекция. Методика преподавания биологии как наука iconF0: 833815682 F1: История медицины
История медицины как наука и предмет преподавания. Медицина в период первобытно-общинного строя
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы