Лекция Общение как обмен информацией icon

Лекция Общение как обмен информацией


Скачать 24.35 Kb.
НазваниеЛекция Общение как обмен информацией
Размер24.35 Kb.
ТипЛекция

Тема 3. 3стороны общения.


Лекция 3. Общение как обмен информацией.


  1. Общение как обмен информацией.

  2. Понятие обратной связи.

  3. Коммуникативные барьеры.

  4. Средства коммуникации.

4.1.Вербальная коммуникация. Речь

4.2.Невербальная коммуникация. Визуальные средства: кинесика, мимика,

пантомимика, проксемика, контакт глаз. Акустические (пара-и

экстралингвистические). Тактильные. Ольфакторные средства.


1.Общение как обмен информацией.

В ходе совместной деятельности люди обмениваются различными представлениями, идеями, чувствами.

%Если вы что-то сказали собеседнику, а вам ответили молчанием, это тоже обмен информацией.

Но человеческая коммуникация не сводится только к процессу передачи информации. Посредством коммуникации партнеры могут влиять друг на друга, так при обмене информацией происходит изменение типа отношений, который сложился между участниками общения. Коммуникативное влияние возможно, когда человек, направляющий информацию (Коммуникатор) и принимающий (Реципиент) говорят на одном языке.

Коммуникативный акт состоит из 2, как минимум, партеров, связанных общей информацией. Информация, пройдя от одного собеседника к другому, связывает их в единое информационное пространство.

^ Диалог.

-Ну и погода сегодня

-Да, ничего хорошего.

Что видно из диалога? Только ли обмен погодными данными? После такого обмена в информационном поле заметно и общее настроение, и наметившиеся отношения друг к другу.

Возникновение общей информации не ведет к взаимопониманию. Обмениваясь информацией , партнеры стремятся прийти к общему смыслу диалога. Однако, не всегда удается наладить взаимопонимание быстро и без потерь. В процессе обмена информацией начинают работать механизмы, как способствующие, так и препятствующие взаимопониманию:

  • Обратная связь

  • Коммуникативные барьеры


2.Обратная связь.

Диалог.

-Ну и погода сегодня

-Да, ничего хорошего.

Ответ содержит информацию о том, как собеседник настроен в отношении партнера, как к нему относится. Это отношение к личности коммуникатора, его словам присутствует в реплике и сопровождается соответствующей мимикой, жестами, интонации. Оно обязательно дойдет до коммуникатора, будет им воспринято и интерпретировано.

Эта информация вместе с основной была отправлена по каналу обратной связи.

Обратная связь-информация о том, как реципиент воспринимает коммуникатора, как оценивает его поведение и слова.

Варианты ОС:

1.«Культурный». Вежливость. Сдержанность в проявлении агрессии. Тактичность. ОС приобретает трудно уловимые формы. Неосознанно меняется поза, частота взгляда, тембр голоса. Коммуникатор чувствует негативный настрой и общение развивается плохо.

2.Открытый. Партнеры считают возможным открыто говорить о своем состоянии, не скрывая реакции. ОС передается в форме, которая отвергается партнером из-за резкости, недоброжелательности, она воспринимается как критика, давление, оскорбление.

3. Партнеры стремятся прийти к общему смыслу и взаимопониманию. ОС дается в формах, которые легче всего принять и осмыслить партнеру. Она предполагает прямое называние чувств, которые возникли в связи со словами и поступками партнера.

!Этому варианту мы будем учиться.

Как принимать обратную связь?

ОС надо выслушать до конца. Ее надо осмыслить и вернуть в виде парафраза: «Если я тебя правильно понял, ты имел ввиду…»

Этот прием улучшает взаимопонимание. ОС для этого и дается, а не для незамедлительного изменения отношения.

Разница между ОС (улучшение взаимопонимания) и манипуляцией (воздействие на партнера).

ОС—черта зрелых людей. Они получают более открытые, более жизнеспособные отношения. Окружающие грамотного в этом плане человека люди имеют возможность спонтанно присвоить умение давать ОС.


3. Коммуникативные барьеры

Любая коммуникация предполагает элемент воздействия партнеров друг на друга. Меняется образ мыслей участников, настроение. Если личность коммуникатора и смысл его слов приятны, партнер открывается воздействию, стремясь понять замысел сообщения.

Если личность коммуникатора и смысл его слов непривлекательны, партнер предпочтет закрыться от информации и ее носителя, возникнут барьеры общения.

^ Барьеры общения - механизм защиты от нежелательной информации и воздействия


  1. Избегание. Можно убежать психологически и физически. % перейти на др. сторону улицы, сослаться на «убегающее молоко», забывание информации.

  2. Авторитет.

  3. Непонимание. Ты меня неправильно понял.


Лингвистические причины возникновения барьеров

    • Фонетика. Разные языки.

    • Семантика. Несовпадение значений слов. Сленг, жаргон. Необходимо общаться на понятном языке.

    • Стилистика. Несоответствие стиля речи и ситуации общения. %интересный рассказ в сухой неэмоциональной форме.

    • Стиль долженствования. «Ты должен», «Необходимо», «Мы обязаны». Этому стилю противостоит стиль возможного. «Желательно, чтобы…», «Вы можете»

    • Логический барьер. Несоответствие логики рассуждений коммуникатора восприятию реципиента. Сложна, несерьезна.

Эффективные формы аргументации:

высокообразованные слушатели более восприимчивы к рациональным аргументам.

заинтересованная аудитория предпочитает рассудочные аргументы, а невнимательная реагирует на самого коммуникатора, его личность.

  • Позиция коммуникатора. Открытая .Закрытая.

^ Психологические причины

осуждение. критика, обвинение, уныние, подавленность

оскорбление, обзывание, высмеивание

похвала с подвохом

решение за других. приказы, команды. (неуважение к самостоятельности

собеседника)

угрозы, предупреждения

нравоучения

настойчивое выспрашивание

избегание чужих проблем советы, готовые решения

смена темы, отшучивание, уход от разговора

убеждение логикой

утешение, сочувствие на словах, уговоры


  1. Средства коммуникации.

Передача любой информации возможна посредством знаковых систем.Различают вербальную и невербальную коммуникацию.

4.1.Вербальная коммуникация. Речь

Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь.При помощи речи осуществляется кодирование и декодирование информации. К-кодирует, а Р-декодирует.


К--------------------С-----------------------Р

кодирование текст декодирование


4.2.Невербальная коммуникация.


Визуальные средства: кинесика, мимика, пантомимика, проксемика, контакт глаз.

Кинесика --внешние проявления человеческих чувств и эмоций;

Мимика – движение мышц лица,отражающая внутреннее эмоциональное состояние, способна дать истинную информацию о том, что переживает человек. Мимические выражения несут более 70% информации, т.е. глаза, взгляд, лицо человека способны сказать больше, чем произнесенные слова. Так, замечено, что человек пытается скрыть свою информацию (или лжет), если его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговора. Лоб, брови, рот, глаза, нос, подбородок – эти части лица выражают основные человеческие эмоции: страдание, гнев, радость, удивление, страх, отвращение, счастье, интерес, печаль и т.п. Причем легче всего распознаются положительные эмоции: радость, любовь, удивление, труднее воспринимаются человеком отрицательные эмоции – печаль, гнев, отвращение. Важно заметить, что основную познавательную нагрузку в ситуации распознавания истинных чувств человека несут брови и губы.

Жестикуляция – жестовые движения отдельных частей тела;

Пантомимика – моторику всего тела: позы, осанку, поклоны, походку.

^ Контакт глаз--

Проксемика – расположение людей в пространстве при общении: выделяют следующие зоны дистанции в человеческом контакте:

    • интимная зона (15-45 см), в эту зону допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди, для этой зоны характерны доверительность, негромкий голос в общении, тактильный контакт, прикосновение. Исследования показывают, что нарушение интимной зоны влечет определенные физиологические изменения в организме: учащение биения сердца, повышенное выделения адреналина, прилив крови к голове и пр. Преждевременное вторжение в интимную зону в процессе общения всегда воспринимается собеседником как покушение на его неприкосновенность;

    • личная, или персональная, зона (45-120 см) для обыденной беседы с друзьями и коллегами предполагает только визуально-зрительный контакт между партнерами, поддерживающими разговор;

    • социальная зона (120-400 см) обычно соблюдается во время официальных встреч в кабинетах, преподавательских и других служебных помещениях, как правило, с теми, которых не очень знают;

    • публичная зона (свыше 400 см) подразумевает общение с большой группой людей – в лекционной аудитории, на митинге и пр.


Акустические (пара-и экстралингвистические).

громкость , тембр, ритм голоса

речвые паузы, смех, плач, вздохи, кашель, хлопанье


Тактильные средства

Такесика – прикосновение в ситуации общения: рукопожатия, поцелуи, дотрагивания, поглаживания, отталкивания и пр.

Ольфакторные средства.

приятные и неприятные запахи окружающей среды

естественный и искусственный запах человека


Средства невербальной коммуникации.


Визуальные средства: кинесика, мимика, пантомимика, проксемика, контакт глаз.

Кинесика --внешние проявления человеческих чувств и эмоций;

Мимика – движение мышц лица,отражающая внутреннее эмоциональное состояние, способна дать истинную информацию о том, что переживает человек. Мимические выражения несут более 70% информации, т.е. глаза, взгляд, лицо человека способны сказать больше, чем произнесенные слова. Так, замечено, что человек пытается скрыть свою информацию (или лжет), если его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговора. Лоб, брови, рот, глаза, нос, подбородок – эти части лица выражают основные человеческие эмоции: страдание, гнев, радость, удивление, страх, отвращение, счастье, интерес, печаль и т.п. Причем легче всего распознаются положительные эмоции: радость, любовь, удивление, труднее воспринимаются человеком отрицательные эмоции – печаль, гнев, отвращение. Важно заметить, что основную познавательную нагрузку в ситуации распознавания истинных чувств человека несут брови и губы.

Жестикуляция – жестовые движения отдельных частей тела;

Пантомимика – моторику всего тела: позы, осанку, поклоны, походку.

^ Контакт глаз--

Проксемика – расположение людей в пространстве при общении: выделяют следующие зоны дистанции в человеческом контакте:

    • интимная зона (15-45 см), в эту зону допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди, для этой зоны характерны доверительность, негромкий голос в общении, тактильный контакт, прикосновение. Исследования показывают, что нарушение интимной зоны влечет определенные физиологические изменения в организме: учащение биения сердца, повышенное выделения адреналина, прилив крови к голове и пр. Преждевременное вторжение в интимную зону в процессе общения всегда воспринимается собеседником как покушение на его неприкосновенность;

    • личная, или персональная, зона (45-120 см) для обыденной беседы с друзьями и коллегами предполагает только визуально-зрительный контакт между партнерами, поддерживающими разговор;

    • социальная зона (120-400 см) обычно соблюдается во время официальных встреч в кабинетах, преподавательских и других служебных помещениях, как правило, с теми, которых не очень знают;

    • публичная зона (свыше 400 см) подразумевает общение с большой группой людей – в лекционной аудитории, на митинге и пр.


Акустические (пара-и экстралингвистические).

громкость , тембр, ритм голоса

речвые паузы, смех, плач, вздохи, кашель, хлопанье


Тактильные средства

Такесика – прикосновение в ситуации общения: рукопожатия, поцелуи, дотрагивания, поглаживания, отталкивания и пр.

Ольфакторные средства.

приятные и неприятные запахи окружающей среды

естественный и искусственный запах человека


^ Лекция 4.Общение как взаимодействие

Типы взаимодействий.

Транзактный анализ

Конфликты. Виды. Причины. Способы разрешения


Лекция 5. Общение как познание людьми друг друга.

Социальная перцепция. Механизмы: идентификация,. рефлексия,

эмпатия, аттракция, каузальная атрибуция.

Эффекты восприятия: «эффект ореола», «эффект новизны»,

«эффект первичности». Стереотипизация.

Установки, эмоциональные переживания, затрудняющие

общение. Преодоление трудностей в общении.

Самоподача и самораскрытие




Похожие:

Лекция Общение как обмен информацией iconЛекция Общение как обмен информацией
В ходе совместной деятельности люди обмениваются различными представлениями, идеями, чувствами
Лекция Общение как обмен информацией iconОбщение как обмен информацией две группы

Лекция Общение как обмен информацией iconОбщение как информационный обмен

Лекция Общение как обмен информацией iconОбмен информации Функции общения Общение как жизненно

Лекция Общение как обмен информацией icon1. биологические системы
В то же время биологические системы— открытые системы, условием существования которых служит обмен энергией, веществом и информацией...
Лекция Общение как обмен информацией iconВопросы к экзамену по дисциплине «Интерфейсы периферийных устройств»
Программно-управляемый обмен информацией между устройствами вычислительной системы
Лекция Общение как обмен информацией iconСовместная деятельность, связанная с производством какого-либо продукта или услуги. Деловое общение представляет собой
Как правило деловое общение характеризуется такими признаками как рациональность, уважение и внимание к окружающим, доброжелательность,...
Лекция Общение как обмен информацией iconМОСКОВСКОЕ ТЕОСОФИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО.
Возрождение теософского движения в России; налаживание связей между теософскими группами разных городов и стран; обмен опытом в преподавании...
Лекция Общение как обмен информацией iconЛекция №1 история развития
Идея качества возникла не вчера, она существует на протяжении сотен и даже тысяч лет. Вероятно, она берет свои истоки со времен возникновения...
Лекция Общение как обмен информацией iconОбщение с детьми. Воспитание ребенка. Как общаться с ребенком. Если ребенок болеет, спасти может любовь
Многие родители в воспитании ребенка допускают одни и те же ошибки, забывая что в воспитании главную роль играет любовь и общение...
Лекция Общение как обмен информацией iconКнига никоим образом не может служить заменой квалифицированной медицинской помощи. Напротив, обмен представленной информацией с лечащим врачом в высшей степени желателен.
Представленная в книге информация и рекомендации по употреблению воды основаны на профессиональных знаниях, личном опыте и все сторонних...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы