Лекция по дисциплине: «Социология» Тема 10. Власть в системе социальных отношений icon

Лекция по дисциплине: «Социология» Тема 10. Власть в системе социальных отношений


Скачать 80.45 Kb.
НазваниеЛекция по дисциплине: «Социология» Тема 10. Власть в системе социальных отношений
Размер80.45 Kb.
ТипЛекция


Академия социального управления


ЛЕКЦИЯ




По дисциплине: «Социология»


Тема 10. Власть в системе социальных отношений




Доктор социологических наук,

профессор Григорьев А.А.


Москва - 2013


Тема 10. Власть в системе социальных отношений


Основные вопросы темы:

1. Природа власти, её типы и свойства

2. Источники и ресурсы власти.

3. Структура и функции власти в обществе.

4. Принципы реализации власти в обществе.


1. Природа власти, её типы и свойства


Понятие "власть" является одним из центральных во всех науках, изучающих общество, при этом оно употребляется в самых различных смыслах. Философы говорят о власти объективных законов, экономисты - о власти экономической, политологи - о власти полити­ческой, психологи - о власти человека над самим собой, богословы - о власти Бога и т.д.

Исследованием власти в обществе занимались выдающиеся умы человечества: Платон и Аристотель, Гоббс и Гегель, Соловьев, Бердяев, Вебер, Парсонс, Сорокин, современные социологи, политологи, философы. В процессе развития общества меняются формы, способы и механизмы реализации власти. Меняются и представления о роли власти в системе управления обществом. Это отражается в многочисленных исследованиях проблем власти.

Одним из фундаментальных исследований власти и процессов её трансформации при переходе общества от индустриального к постиндустриальному (обществу «третьей волны») является работа Элвина Тоффлера «Метаморфозы власти». Она представляет новую теорию власти в обществе и исследует трансформации, про­исходящие в бизнесе, экономике, политике и мире вообще, связанные с этим изменения в системе властных отношений и в управлении обществом.




Отношение к власти и представления о ее роли в обществе были самые разнообразные - от притягательности и любви к власти до её осуждения.

О притягательности власти в ее различных проявлениях много писал выдающийся итальянский философ Макиавелли в популярных по сей день трудах «Государь», «История Флоренции». Но еще со времен античности в политической мысли постоянно присутствует и осуждение власти как таковой. В одном из диалогов Платона говорится: «Нет человеческой души, которая выстоит искушение властью». Спустя две с лишним тысячи лет, в 1887 г., один британский политик высказался с трибуны парламента в том же духе: «Власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно. Великие люди почти всегда дурные люди. Среди того, что ведет к деградации и деморализации человека, власть самая постоянная и активная сила».


Э.Тоффлер по поводу отношения к власти и её значимости в жизни общества отмечает: «Несмотря на сопутствующий самому понятию власти дурной запашок, возникший из-за злоупотреблений ею, власть сама по себе ни плоха, ни хороша. Это неизбежный аспект любых челове­ческих взаимоотношений, и он влияет на все — от секса и работы до машины, которую мы водим, телевидения, которое мы смот­рим, надежд, за которыми гонимся. И мы — продукты власти в значительно большей степени, чем многие из нас представляют»1.

Власть появилась вместе с возникновением человека и общества. Исторический опыт показывает, что там, где существует необходимость в согласованных действиях людей (будь то отдельная семья, группа, социальный слой, нация, муниципальное образование, регион или общество в целом), там появляется феномен власти, властвующие и подвластные, господствующие и подчиненные.

В самом общем виде можно сформулировать следующее определение власти. Власть означает право и возможность одних повелевать, распоряжаться и управлять другими; способность и возможность одних осуществлять свою волю по отношению к другим, оказывать определяющее влияние на деятельность и поведение людей с помощью какого-либо средства – авторитета, права, насилия2.

Власть присуща любому обществу и необходима для поддержа­ния его целостности и единства, для согласования многообразия несовпадающих интересов людей, для регулирования и организации социальных отношений.


В политологии власть чаще всего анализируется применительно к деятельности государственных органов и политических структур общества. В этом случае рассматриваются такие разновидности власти как законодательная, исполнительная, судебная, политическая, государственная, духовная, экономическая и другие. В приведенном определении применительно к обществу в целом можно выделить три стороны власти:

- способность, возможность и право органов власти оказывать решающее воздействие на поведение, деятельность людей с целью осуществления своей политики;

- политическое господство и руководство одной группы людей другими;

- систему государственных органов, с помощью которых осуществляется государственная власть.

Однако власть присуща любой более или менее организованной и устойчивой социальной общности людей. В социологии власть изучается в более широком контексте как социальное явление, присущее всем видам социальных образований от семьи до общества в целом.

^ Власть - необходимый атрибут руководства в организации. Работу руководителя с подчиненными в организации по решению служебных задач принято называть руководством. Для осуществления руководства руководитель должен располагать возможностью влиять на поведение подчиненных, т.е. обладать властью. Реализация власти позволяет поддерживать в организации необходимый социальный порядок, соответствие поведения подчиненных нормам и решаемым задачам.

^ Власть руководителя – способность и возможность руководителя осуществлять свою волю, оказывать воздействие на поведение других людей независимо от их согласия или несогласия. В формальной структуре отношений власть представляет собой юридически закрепленные полномочия, которыми располагает должностное лицо в управленческой иерархии. В неформальной структуре отношений власть есть продукт авторитета лица и признания права этого лица оказывать влияние на других людей.

^ Природа власти. В представлениях о природе власти существовало ряд концепций:

1) бихевиористские концепции выводят природу власти из естественных свойств человека. Доминирующей чертой человеческой психики и сознания считается стремление к власти. К этой концепции примыкают психоаналитические концепции (З.Фрейд, К.Юнг), которые стремление к власти выводят из бессознательных механизмов;

2) теологические концепции: сверхъестественная интерпретация политической власти: власть правителей, государство имеют божественный источник;

3) инструменталистские концепции, трактующие власть как необходимость использования определенных средств, в частности насилия, для достижения эффективности функционирования социальных систем;

4) структурно-функциональные концепции, которые исходят из положения, что необходимая функция в обществе - функция власти - мобилизовать ресурсы об­щества для достижения целей, признанных обществом;

5) конфликтологические концепции, которые сводят власть к возможности разрешения социальных проблем в конфликтных ситуациях.

Каждая из перечисленных концепций сосредоточивает внимание на каком-то одном, хотя и важном ас­пекте власти, не позволяя уловить ее социальной природы.

В общих социологических теориях возникновение власти связывается с разделением труда и отчуждением части «суверенитета личностей», передачей некоторых прав, их потенциала определенному органу или должностному лицу для обеспечения согласованного взаимодействия между людьми и достижения целей социальной системы. Говоря о природе власти в обществе, Э.Дюркгейм писал: «Сила воздействия, которой располагают правительственные функции (как только они появились), есть лишь эманация той же силы, что находится в диффузном состоянии в обществе, так как она происходит из последней. Первая есть только отражение второй»3. Аналогично и в организации сила власти руководителя определяется степенью сосредоточения в его руках рассеянного (диффузного) потенциала входящих в организацию людей.

^ Типы власти. Власть существует в исторически конкретных формах, которые обусловливаются, с одной стороны, особенностями социальных отношений в обществе, с другой стороны - спецификой построения конкретной социальной системы как иерархической организации, дифференцированной на властвующих и подвластных. Теоретическое обобщение различных форм власти приводит к выделению различных типов власти

М.Вебер, исследуя проблемы власти, выделил три «чистых типа господства», которые интерпретируются как идеальные типы власти:

1. ^ Легальное (рациональное) господство. При таком типе власти подчиняются не личности руководителя, а установленным законам. Служебные отношения в органах власти и в организации характеризуются следующими чертами: члены организации лично свободны и подчинены только деловому служебному долгу, имеют устойчивую служебную иерархию и твердо определенную служебную компетенцию, работают в силу контракта, на основе свободного выбора в соответствии с квалификацией, вознаграждаются постоянными денежными окладами, рассматривают свою службу как единственную или главную профессию, предвидят свою карьеру независимо от суждения начальника, работают без присвоения служебных мест, подчиняются строгой единой служебной дисциплине.

2.^ Традиционное господство. Власть этого типа обусловлена «нравами, привычкой к определенному поведению», «верой в священность существующих порядков». Управляемые здесь – слуги, подданные, лично зависимые от господина. Не компетентность, а личная верность служит основанием для назначения на должность и продвижения по службе. Служебные отношения при таком типе власти вырождаются в сугубо личные с отсутствием формального права.

3. ^ Харизматическое господство. Такой тип власти основан на харизме, т.е. на некоторой экстраординарной способности руководителя, выделяющей его из других. Отношения при харизматическом господстве характеризуются эмоциональной преданностью вождю, отсутствием установленных формальных правил, иррациональностью принимаемых решений.


^ Таблица 1

Сводная таблица типов господства по Веберу




Для эффективного руководства, по Веберу, нужна легитимность власти, т.е. её признание подчиненными. Легальное господство в чистом виде не имеет достаточной легитимности и должно быть подкреплено традиционным или харизматическим господством.

^ Согласно классификации Френча и Рэйвена, известных исследователей в области власти и лидерства, имеется пять основных форм власти: основанная на принуждении, основанная на вознаграждении, экспертная власть, эталонная власть, законная власть.

^ Власть, основанная на принуждении, имеет возможность наказывать исполнителя так, чтобы помешать удовлетворению какой-то его насущной потребности. Эта власть часто сопровождается возникновением страха у подчиненного. Например, страх потерять работу. Страх, нагоняемый на руководителя, который находится в подчинении у вышестоящего начальства, обычно направлен не на его материальные интересы, а на его самолюбие. Так как авторитет руководителей держится на уважении к их личности, они, как правило, болезненно реагируют на всякие унижения. Организации, использующие эту форму власти, не смогут прожить долгую жизнь в условиях конкуренции. Эта форма порождает нежелательные побочные эффекты, такие как: скованность, месть, отчуждение, неудовлетворенность работой, низкая производительность труда и текучесть кадров.

^ Власть, основанная на вознаграждении, использует веру исполнителя, что он может удовлетворить какую-то свою насущную потребность или получить удовольствие. Обещание вознаграждения – один из самых старых и эффективных способов влияния на других людей. Исполнитель не сопротивляется этому влиянию, потому что в обмен на выполнение того, чего хочет от него руководитель, он ждет вознаграждения, которое удовлетворит его активную потребность. При этом исполнитель ожидает, что вознаграждение должно восприниматься им как достаточно ценное и адекватное его согласию на влияние.

^ Экспертная власть основана на вере исполнителя, что руководитель, обладая большими специальными знаниями, которые поможет удовлетворить насущную потребность исполнителя. Исполнитель принимает на веру ценность знаний руководителя, поэтому его решение подчиниться является сознательным. Этот вид власти имеет достаточно узкое применение.

^ Эталонная власть (власть примера) основана на стремлении исполнителя быть похожим на лидера, и это удовлетворяет его потребности в принадлежности и в уважении. В представлении исполнителя его отношения с лидером строятся почти на равных; он ждет, что подчинение сделает его похожим на лидера и вызовет к нему должное уважение. Этот источник власти исходит от последователей и связан с харизмой лидера.

^ Законная власть основана на том, что исполнитель верит, что руководитель имеет право отдавать приказы, а его долг – подчиняться им. Она эффективна тогда, когда нормы культуры, внешние по отношении к организации, поддерживают точку зрения, что подчинение начальству является желаемым поведением. Исполнитель реагирует не на человека, а на должность, поэтому стабильность организации повышается, так как она не зависит от способностей конкретной личности. Большее вознаграждение получает не компетентный член организации, а тот, кто лучше всего подчиняется системе. Так используется традиция с целью добиться покорности членов организации. Однако в организациях, функционирующих в динамичном окружении, влияние традиций резко ослабевает, так как они действуют в быстро изменяющейся среде, где традиции служат уже замедляющим фактором и необходим поиск нетрадиционных решений, в том числе и в системе отношений внутри организации.


^ Свойства власти. В современных исследованиях выделяются следующие свойства власти:

  • власть – это социальное отношение, а не какое-то персональное качество руководителя;

  • власть – это асимметричное отношение, характеризующее влияние одного лица (органа) на других;

  • потенциальный характер власти – заключается в том, что подчинение чаще достигается без явного применения каких-то санкций, а прежде всего за счет возможности использования ресурсов власти;

  • легитимность власти – предполагает признание подчиненными правомерности руководителя оказывать влияние на их поведение;

  • власть может характеризоваться степенью централизации;

  • одним из способов децентрализации власти выступает делегирование полномочий, т.е. их передача и распределение нижестоящим уровням.

  • ограниченные возможности властной детерминации поведения. Власть не может охватить всех факторов поведения подчиненных. В частности, она не распространяется на личную жизнь подчиненных. Человек обладает свободой окончательного выбора и может не подчиниться руководителю.

  • власть есть сила, направляющая общественные процессы, но в то же время власть сама порождается общественными силами, т.е. в известном смысле им подчинена и без их поддержки не может существовать.



^ 2. Источники и ресурсы власти.


Реальная власть возникает на основе зависимости подвластных от властвующих в вопросах, связанных с удовлетворением тех или иных потребностей людей, и может порождаться различными источниками.

1). Общепризнанным источником власти в государстве является сила. Власть в государстве часто даже отождествляется с насилием. Действительно, одним из источников власти может служить возможность осуществлять насилие с помощью вооруженных сил и других силовых органов. Как известно, существующие в большинстве современных обществ структуры и механизмы политической власти возникли в результате революционных или иных насильственных действий.

2). Другим источником власти обычно считается богатство (деньги, собственность). В более общем виде источником власти является возможность распоряжаться определенными ресурсами – деньгами, рабочей силой, рабочим временем, технологиями, материальными средствами. Как правило, руководитель более высокого уровня имеет власть над руководителем более низкого ранга благодаря своей возможности распределять большее количество ресурсов.

3). В традиционных обществах принадлежность к привилегированному сословию являлась непременным условием доступа к власти. В современном обществе занимаемое положение или должность являются одним из важнейших оснований власти. Орган власти (руководитель) в организации получает власть прежде всего благодаря своему служебному положению в формальной структуре отношений и возможности принимать решения по вопросам, которые значимы для подчиненных. В данном случае говорят об административной власти руководителя (органа власти). Полномочия руководителя, как правило, предусматривают возможность поощрять и наказывать подчиненных, назначать на должность, снимать с должности, повышать в должности, повышать заработную плату и т.д. Всё это создает определенную зависимость подчиненных от руководителя.

4). Знания, опыт всегда служили источником власти. Власть порождается также доступом к нужной и важной информации, так как информация служит основой для принятия и осуществления эффективных управленческих решений.

5). Источником власти могут быть и личностные качества руководителя, его профессионализм, компетентность, «харизма». В таком случае говорят об авторитете как источнике власти. Авторитет – это высоко ценимые подчиненными качества руководителя, которые порождают подчинение без угрозы наказания и других санкций.

6). В качестве источника власти исследователи выделяют и привычку подчиняться, основанную на традициях, обычаях без какого-либо рационального обоснования. Так, в традиционных обществах глава семейства обретает власть чаще всего в силу традиций, а не по своим личным качествам. В определенной мере традиции могут поддерживать и власть руководителя в организации.

Среди перечисленных и многих других источников все же три источника власти,насилие, богатство и знание — всегда были и остаются наиболее значимыми и образуют так называемую триаду власти.




Все три источника могут использоваться почти на всех эта­жах жизни общества — от родного дома до политической арены, но качество власти, порождаемое каждым из источников, разное. Насилие может быть использовано лишь для наказания. Это порождает низкокачественную власть. Богатство - более удобный, гибкий и многосторонний инструмент власти. Оно порождает власть среднего качества. Самую высококачественную власть дает применение знаний.


При анализе властных отношений выделяются основные компоненты власти: субъект, объект, а также средства (ресурсы).

^ Субъект власти воплощает в себе активное, направляющее начало властных отношений. Это человек или группа, подготавливающая и разрабатывающая определенные решения и воздействующая на процесс их принятия и осуществления в системе. В роли субъекта власти выступают не только облеченные властью физические лица, но и субъекты в виде государства, правительства, парламента и других органов и образований.

Власть – всегда двустороннее отношение, взаимодействие субъекта и объекта. ^ Объект власти – относительно пассивное начало во властных отношениях; это те лица или органы, на которые направлено действие вышестоящего субъекта власти. Ими могут быть индивид, социальная группа, организация, регион, муниципальное образование и т.д.

Народ мо­жет быть и объектом, и субъектом власти. Демократическое устройство общества предполагает (по определению) власть народа, которую он реали­зует непосредственно (непосредственная демократия) и опосре­дованно, через своих представителей в высших органах полити­ческой власти (представительная демократия).

Например, в Конституции Российской Федерации отмечается: «Народ осу­ществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления» (статья 3). Однако возможности непосредственной демократии ограничены многими обстоятельствами. Во-первых, слишком мало выработано форм, позволяющих привлечь к решению вопросов социального управления сразу весь народ (высшими из этих форм являются свободные выборы и референдумы). Во-вторых, управление в современном обществе требует постоянной, компетентной, профессиональной работы. Поэтому власть народа реализуется прежде всего через пред­ставительную власть. Народ делегирует свои властные права соответствующим органам власти (законодательным, исполни­тельным, судебным) и конкретным лицам (президент, премьер-министр).

То, что народ в демократическом обществе есть субъект власти подчеркивается в конституциях всех демо­кратических стран, но он одновременно и объект власти, по­скольку, передав по доброй воле («согласие управляемых») вы­полнение властных функций соответствующим властным струк­турам, народ, общество в целом берут на себя обязанность под­чиняться избранной им власти. Разумеется, в обществах с недемократическими политичес­кими режимами народ реально выступает прежде всего в роли объекта власти, хотя видимость может быть и иной.

^ Под ресурсами власти понимаются все те средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта, все то, что индивид или группа могут использовать для влияния на других.

Ресурсы власти – это либо важные ценности (деньги, предметы потребления), либо средства, способные повлиять на внутренний мир человека (средства массовой информации), либо орудия, с помощью которых можно лишить человека тех или иных ценностей, высшей из которых является жизнь (оружие, карательные органы).


Ресурсы власти очень многообразны. Существует несколько классификаций ресурсов. Согласно одной из них ресурсы делятся на утилитарные, принудительные и нормативные.

К утилитарным относятся материальные и другие социальные блага; к принудительным – меры уголовного и административного воздействия; к нормативным относятся средства воздействия на внутренний мир, ценностные ориентации и нормы поведения человека. Они призваны обеспечить одобрение действий субъекта власти, принятие его требований.

Другой классификацией является деление ресурсов в соответствии с важнейшими сферами деятельности на экономические, социальные, информационные и силовые.

Экономические ресурсы связаны с возможностью распоряжаться денежными и материальными средствами.

^ Социальные ресурсы – способность повышения (или понижения) социального статуса или ранга, места в социальной иерархии (должность, престиж, образование и др.). Центральное место в этой системе занимают престижные и высокооплачиваемые должности, которые уже сами по себе обеспечивают высокую оплату, и система разного рода привилегий. Ресурсом власти является сам человек. Люди – это универсальный, многофункциональный ресурс, который создает другие ресурсы. Важным ресурсом для власти является доверие, позволяющее фактиче­ски влиять на умы и поведение людей, которые должны верить, что власть разделяет их идеалы и ценности и, отстаивая таковые, способна наказывать или поощрять.

^ Информационные ресурсы – это знания и информация, а также средства их получения: институты науки и образования, средства массовой информации и др. Это самый молодой вид ресурсов, которыми располагает политическая власть практически во всех странах мира. Средствам массовой информации принадлежит весьма важная роль как во время становления политической власти, так и в период ее функционирования.

Нередко СМИ называют «четвертой властью» (наряду с законодательной, исполнительной и судебной). Это отражает их реальные возможности и силу воздействия на общественное мнение.

^ Силовые ресурсы – оружие и аппарат физического принуждения, специально подготовленные для этого люди. Это – армия, полиция, различные службы безопасности, прокуратура, суд, а также принадлежащая им техника, вооружение, тюрьмы и т.д.

^ Административные ресурсы. Государственная власть, например, располагает монопольным правом издавать законы, обязательные для всего населения, обладает монополией на при­нуждение граждан к выполнению законов, и специальным аппаратом при­нуждения.

Возможности власти в организации зависят от таких ресурсов, как количественный состав органов управления, владе­ние собственностью, деньгами, информацией, квалифика­цией, опытом, знаниями.


Ричард Марк Эмерсон (1925-1982 гг.) — американский социолог, известный исследователь властных отношений в современном обществе, автор работ «Властно-зависимые отношения», «Структурное неравенство: положение и власть в сетевых структурах», «Власть, справедливость и доверие в сетевых обменах» (в соавторстве), «Распределение власти в сетевых обменах: теория и экспериментальные результаты» (в соавторстве) и др., пришел к выводу, что основным источником власти является зависимость. Если индивид зависим от другого индивида или социальной группы, то это в процессе социального взаимодействия приводит к утверждению над ним власти. Исходя из этой посылки, Эмерсон предложил новый теоретико-методологический инструментарий изучения социальной власти. В работе «Властно-зависимые отношения» Эмерсон пытается математически формализовать социальную власть следующим образом. Власть актора А над актором Б тождественна зависимости актора Б от актора А: Власть АБ = Зависимость БА. Из этого тождества следует, что власть есть своего рода ресурс, существующий в отношениях акторов и что она первична по отношению к поведению, т.е. может влиять на характер поведения. Так, чем более Б зависит от А в плане получения тех или иных вознаграждений, тем бoльшая вероятность, что А использует свой ресурс давления на Б, не предоставляя при этом взамен вознаграждения вообще.

В эмпирических исследованиях это утверждение подтвердилось и кроме того было выявлено, что равные акторы, имеющие большее количество альтернатив для достижения своих целей, будут менее зависимы от своих партнеров и тем самым будут обладать большей властью — альтернативы увеличивают доступ к ценностным ресурсам. Акторы, у которых есть возможность в социальной сети взаимодействовать с большим количеством партнеров, также в процессе обмена будут обладать большей властью.

^ 3. Функции власти в обществе.


Основная функция власти — целенаправленное управление, руковод­ство обществом в целом (страной, государством), каждой его сферой (политической, экономической, социальной и др.) или отдельной организацией с целью наведения и поддержания необходимого социального порядка. Кон­кретизируя эту функцию, можно сказать, что предназначение власти заключается в постоянном разрешении противоречия между необходимостью порядка в обществе и различными (при этом постоянно меняю­щимися) интересами разных слоев, национальных и других групп, отдельных личностей. Э. Тоффлер считает - «главная обязанность государства — обеспечивать порядок» и отмечает, что после выхода «Общественного договора» Руссо и прощания с понятием божественного права королей «го­сударство стало рассматриваться как сторона в договоре с наро­дом — в договоре, гарантирующем или обеспечивающем необ­ходимый порядок в обществе»4. В выполнении этой функции у каждой подструктуры власти свои задачи и цели, свои конкретные програм­мы, свои ресурсы и т.д.

^ Вторая функция властиэто функция оптимизации самой системы управления, приспо­собление ее институтов (государственный аппарат, партийная сис­тема, избирательная система и т.д.) к целям, задачам и актуальным проблемам общества. Для демократической системы власти, например, адекватны многопартийность и демо­кратические выборы. В то же самое время тоталитарную власть более устраивают однопартийная система и безальтернативные выборы.

^ Третья функция властиобеспечение стабиль­ности и устойчивого развития общества (организации). Проблема власти здесь в том, что есть общественно необходимый уровень порядка и избыточный порядок. При каких условиях порядок обеспечивает необходимую для общества стабильность — и при каких душит развитие общества? Отвечая на этот вопрос, Э. Тоффлер в заключении своего исследования пишет: «Власть, врученная правительству, должна быть достаточ­ной для обеспечения защиты от реальной (не воображаемой) внеш­ней угрозы, а также для минимума внутреннего порядка и добрых отношений. Такой уровень порядка необходим обществу и потому морально оправдан. Порядок, навязывающий что-то сверх того, что нужно граж­данскому обществу для функционирования, направленный попро­сту на увековечение режима, аморален»5.

Таковы три основные функции власти. При более детальной классификации их выделяют гораздо больше, но все они в той или иной мере взаимосвязаны с основными. Часто выделяются, например, такие функции власти:

- Сохранение социальной целостности общества. Забота о сохранении социальной целостности всегда находится в центре внимания и усилий политической власти. В разных государствах и разной политической власти это удается в разной степени. Но бесспорно, что выполнить эту функцию стремится любая политическая власть уже хотя бы потому, что от степени достижения этой цели непосредственно зависит легитимность власти, т.е. признание ее народом;

- Реализация потребностей и интересов осуществляющих властные функции групп;

- Регулирование социальных отношений, поддержание стабильности в функционировании социального организма.

- Поддержание необходимых для общества пропорций между производством и потреблением в таком соответствии, чтобы они не препятствовали, а стимулировали развитие друг друга.


^ 4. Принципы реализации власти в обществе


Принцип верховенства государственной власти. Реализация власти под­разумевает взаимодействие между многими ее составны­ми элементами. Господствующая воля народа реализуется с помощью различных политических институтов. Ядром политической власти является государственная власть. Законное право разрабатывать и претво­рять в жизнь решения, от которых зависит создание и распределение ценностей, является самым важным атри­бутом государственной власти.

Верховенство государственной власти проявляется:

- в общеобязательности ее решений для всех органов управления и населения страны;

- в обладании рядом исключительных прав (издание законов и других нормативных актов);

- в возможности отмены решений негосударственных организаций;

- в наличии у государства специальных средств принуждения и насилия.

Принцип легитимности власти. Из этого принципа вытекает необходимость соответствия решений власти ценностным представлениям большинства граждан. Задача власти – ориентироваться прежде всего на те ценности, которые поддерживаются подавляющей частью общества. Тем самым власть стимулирует поддержку себе и повиновение принимаемым законам и решениям. Неверие в возможности власти решить вопросы, связан­ные с обеспечением нормальных условий жизни и быта населения, вызывает сопротивление государственной власти.

Принцип разделения властей. Разделение власти возможно по вертика­ли и по горизонтали. ^ Вертикальное разделение - это раз­деление власти между различными уровнями государ­ственного управления. Существует два уровня разделения власти: общенациональный (или центральный) и местный. Местные органы власти могут обладать правом самостоятельно решать вопросы местного значения. В таком случае они не входят в систему государственного управления и называются органами местного самоуправления. Между центром и местными органами власти могут быть промежуточные уровни, например, региональный уровень. В этом случае регион (область, край) наделяется властью, которая четко определена и защищена от пося­гательств центрального Правительства Конституцией. Такая система власти называется федеральной. Если же региональный уровень власти отсутствует или он слаб, зависим от центра, то такая система власти называется унитарной. Так в США, Индии, России имеет место феде­ральная система управления. Англия представляет собой унитарную систему.

^ Горизонтальное разделение власти имеет место между элементами государственного управления на одном и том же уровне. Власть в этом случае распределяется между тремя институтами власти - законодательными, испол­нительными и судебными.

В рационально устроенном государстве власть осу­ществляется посредством специальных органов, представ­ляющих различные ветви власти: законодательную, исполни­тельно-распорядительную, судебную. Политический опыт демократических стран показывает, что эти ветви власти не следует объединять в одном органе, целесообразно их раз­граничить, что обусловлено рядом причин.

Во-первых, необходимо четко определить функции, компетенцию и ответственность каждого государственного органа, осуществлять взаимный контроль, создать си­стему сдержек и противовесов, помогающую достигать единства действий через поддержание динамичного рав­новесия в процессе преодоления противоречий.

Во-вторых, необходимостью предотвращения зло­употребления властью, установления диктатуры, тотали­таризма.

Разделение власти существует и в органах местного самоуправления, хотя модели формирования и функционирования этих органов могут быть разные.

Идея разделения властей уходит в далекое прош­лое. Так, размышляя о способах ограничения абсолютной власти короля и феодалов, Ш.Монтескье предложил раз­делить эту власть на законодательную, исполнительную и судебную, которые должны иметь равные полномочия и быть независимы друг от друга. Сосредоточение власти в руках одного органа или лица, противоречит свободе лич­ности, неизбежно ведет к злоупотреблениям и подрывает верховенство закона. Если суды будут не только судить, утверждал Монтескье, - но и законодательствовать, то "сама жизнь людей окажется жертвой произвола", соеди­нение же трех властей в единое целое означало бы "ужасающий деспотизм". Теория разделения властей сыграла прогрессивную роль в борьбе с абсо­лютизмом, произволом монархов, феодалов и высшего духовенства.

Впервые принцип разделения властей нашел свое юридическое оформление в Конституции США (1778 г.), затем в конституционный актах Великой французской революции.

Пристальное внимание проблеме разделения вла­стей уделяли философы и историки различных школ и направлений.

В марксизме принцип разделения властей не был воспринят. В.И.Ленин считал, что опровержением теории разделения властей был опыт Парижской Коммуны, кото­рую он называл "работающей корпорацией", соединившей принятие законов с осуществлением их исполнения. При­ветствовался разрыв с буржуазным парламентаризмом, что позволяло рабочему классу прямо и непосредственно выражать и диктовать свою волю, проводить в жизнь интересы пролетариата.

Сегодня в подавляющем большинстве стран мира конститу­ционно закреплено разделение властей, в том числе и в России. Разделение властей и разграничение их компетен­ции в различных странах имеет свою специфику. Однако общим для всех демократических государств является правило, согласно которому три ветви власти не должны быть полностью разобщены, или, напротив, соединены под единым началом.

^ Законодательная власть. Она основывается на принципах Конституции и верховенства права, формиру­ется путем свободных выборов. Законодательная власть вносит поправки в Конституцию, определяет основы внутренней и внешней политики государства, утверждает государственный бюджет, принимает законы, контролиру­ет их исполнение. Законы обязательны для всех исполни­тельных органов власти и граждан. Верховенство законо­дательной власти ограничено принципами права, консти­туцией, правами человека. Законодательные органы нахо­дятся под контролем избирателей посредством системы народного представительства и свободных де­мократических выборов и в системе с другими органами власти - судебными и исполнительными. Носителем зако­нодательной власти выступает парламент.

^ Исполнительно-распорядительная власть. По сравнению с законодательной властью она отличается большим динамизмом, восприимчивостью к общественной жизни. Функции исполнительной власти в России за по­следние годы существенно изменились.

Исполнительную власть осуществляет Правительство, которое решает множество вопросов, в том числе в сфере хозяйствования, планирования, культуры, образо­вания, финансирования, обеспечения повседневного быта и нужд населения и т.д. Особенность состоит в том, что исполнительная власть не только исполняет законы, но и сама издает нормативные акты или выступает с законода­тельной инициативой. Отличительная черта этой власти состоит в том, что она часто осуществляет свою деятельность преимущественно за "закрытыми" дверями. В силу этого обстоятельства, при отсутствии надлежащих сдержек, исполнительная власть может подмять под себя и законодательную власть, и судебную. Чтобы не допустить этого, исполнительно-распорядительная деятельность должна быть основана на законе и в рамках закона. Она не имеет права присваи­вать себе полномочия и требовать от граждан выполнения каких-либо обязанностей, если это не предусмотрено за­коном. Ее сдерживание достигается посредством регулярной подотчетности и ответственности перед народным представительством, который имеет право контроля за деятельностью исполнительной власти.

^ Судебная власть. Она включает учреждения, кото­рые представляют самостоятельную структуру государствен­ной организации. Состояние судебной власти, отношение к ней в обществе, направления ее развития оказывают суще­ственное воздействие на все стороны жизни общества: эко­номическую, политическую, культурную, статус человека, обеспечение и защиту его прав и свобод. Каждый человек должен иметь твердую уверенность в том, что его обращение к судебной власти будет завершено справедливым решением, ибо защита прав и свобод человека, разрешение конфликтов и споров цивилизованными средствами - норма правового государства. В принципе, суд не является репрессивным органом, ибо он призван быть защитником права, пресекая правонарушения.

Судебная власть воздействует на законодательную и исполнительную. Законодательная власть контролирует­ся через систему судов (Верховный суд, Конституцион­ный суд). Так с помощью Конституционного суда обеспечивается конституционность не только подзаконных актов, но и самих законов.


Принцип открытости власти. По Докладу о мировом развитии в 2002 г. , исследования в более чем 100 стран мира показывают, что эффективность институтов власти тесно связана с открытостью этих институтов (по степени открытости страны были разбиты на 3 группы (терсили).





В связи с этим к неизменным приоритетам административных преобразований в последние годы во всех развитых странах мира относится обеспечение надлежащего уровня открытости, прозрачности для граждан, общественного контроля за деятельностью органов государственной власти. Дмитрий Медведев на научно-практической конференции, посвященной 15-летию Конституции РФ, подчеркнул, что обеспечение открытости и прозрачности власти по-прежнему актуально. "Сегодня нужно внедрять современные технологии, коммуникационные и информационные, которые обеспечивают доступность для граждан государственных и муниципальных услуг. И, что немаловажно, они создают дополнительные возможности для противодействия коррупции", - считает он.

Отношения, связанные с обеспечением открытости и доступа пользователей к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ, который вступил в силу с 1 января 2010 г.

Одним из механизмов реализации принципа открытости власти является проект «Открытое правительство», в рамках которого создаются новые для России механизмы взаимодействия экспертного сообщества, структур гражданского общества и органов власти. Открытое правительство – это не новая властная структура, а система механизмов, обеспечивающих эффективное взаимодействие власти и гражданского общества. Постановлением Правительства РФ от 26 сентября 2012 г. был утвержден состав Правительственной комиссии по координации деятельности Открытого правительства. Постановлением Правительства РФ от 26 июля 2012 г. был образован Экспертный совет при правительстве РФ. Кроме этого запущен проект «Открытый регион» в ряде пилотных субъектов РФ и муниципалитетах, реализуется проект «Открытое министерство».



1 Тоффлер Э. Метаморфозы власти. Знания, богатство и сила на пороге XXI века. – М.,2003, с. 22.

2 В.И. Даль в "Толковом словаре" так объясняет власть: "Власть - право, сила и воля над чем-то, свобода действий и распоряжений; начальствова­ние; управление... Властвовать - управлять властно, господствовать, повелевать, распоряжаться... Властолюбие - любоначалие, страсть к гос­подству, к властвованию. Властолюбивый - страстный до власти, доби­вающийся самовластия... Властолюбец - человек безмерно любящий власть, властвовать, начальствовать, никому не желающий подчиняться".


3 Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. – М.: Наука, 1991, с. 103.

4 Тоффлер Э. Метаморфозы власти. Знания, богатство и сила на пороге XXI века. – М.,2003, с. 571.

5 Тоффлер Э. Метаморфозы власти. Знания, богатство и сила на пороге XXI века. – М.,2003, с. 577.



Похожие:

Лекция по дисциплине: «Социология» Тема 10. Власть в системе социальных отношений iconЛекция по дисциплине: «Социология» Тема 10. Власть в системе социальных отношений
Философы говорят о власти объективных законов, экономисты о власти экономической, политологи о власти полити­ческой, психологи о...
Лекция по дисциплине: «Социология» Тема 10. Власть в системе социальных отношений iconЛекция по дисциплине: «Социология» Тема 14. Социальные процессы и социальные изменения
Известный польский социолог П. Штомпка начинает свою книгу «Социология социальных изменений» словами: «Изучение социальных изменений...
Лекция по дисциплине: «Социология» Тема 10. Власть в системе социальных отношений iconЛекция по дисциплине: «Социология» Тема 15. Социальные конфликты Доктор социологических наук
Изучение темы предполагает сформировать представление об основных подходах к пониманию роли и функций социальных конфликтов, усвоить...
Лекция по дисциплине: «Социология» Тема 10. Власть в системе социальных отношений iconЛекция по дисциплине: «Социология» Тема 1
Социология изучает общество, рассматриваемое как общность индивидов и взаимосвязей между ними. Предметом её изучения являются структуры...
Лекция по дисциплине: «Социология» Тема 10. Власть в системе социальных отношений iconЛекция по дисциплине: «Социология» Тема 11. Политические институты общества
Охватывает всю совокупность негосударственных отношений общества, которые развиваются вне рамок и без вмешательства государства,...
Лекция по дисциплине: «Социология» Тема 10. Власть в системе социальных отношений iconЛекция по дисциплине: «Социология» Тема Социология личности. Социальная детерминация поведения личности Доктор социологических наук
Охватывает весь спектр поведенческих норм (право, мораль, предписания религии, этикет, правила общения) и оказывается в конечном...
Лекция по дисциплине: «Социология» Тема 10. Власть в системе социальных отношений iconЛекция по дисциплине: «Социология» Тема 3
Основные виды и типы исследований. Задачи организации социологических исследований
Лекция по дисциплине: «Социология» Тема 10. Власть в системе социальных отношений iconЛекция по дисциплине: «Социология» Тема 16. Формирование мировой системы Доктор социологических наук
...
Лекция по дисциплине: «Социология» Тема 10. Власть в системе социальных отношений iconТ. С. Буденкова Занятие № Социология девиантного поведения
Понятия нормы и патологии, специфика социальных норм, их место в регулировании общественных отношений
Лекция по дисциплине: «Социология» Тема 10. Власть в системе социальных отношений iconЛекция по дисциплине: «Социология» Тема Идеалы и принципы научности в социальном познании. Основные социологические теории Доктор социологических наук
Отличительные признаки научного знания в социальном познании и их взаимосвязь с развитием науки и культуры
Лекция по дисциплине: «Социология» Тема 10. Власть в системе социальных отношений iconЛекция по дисциплине: «Социология» Тема 17. Процессы глобализации и глобальные проблемы современного общества
Становление глобалистики как отрасли исследований процессов глобализации и глобальных проблем современного общества
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы