Лекция по дисциплине: «Социология» Тема 11. Политические институты общества icon

Лекция по дисциплине: «Социология» Тема 11. Политические институты общества


Скачать 126.32 Kb.
НазваниеЛекция по дисциплине: «Социология» Тема 11. Политические институты общества
страница1/2
Размер126.32 Kb.
ТипЛекция
  1   2


Академия социального управления


ЛЕКЦИЯ




По дисциплине: «Социология»


Тема 11. Политические институты общества




Доктор социологических наук,

профессор Григорьев А.А.


Москва - 2013


Тема 11. Политические институты общества


Основные вопросы темы:

1.Государство, его формы и типы. Система государственной власти Российской Федерации

2. Политические партии

3. Общественные объединения, общественные организации и общественные движения

4. Выборы как политический институт

5. Общественное мнение как институт гражданского общества

6. Совершенствование политических институтов российского общества


Сферу жизнедеятельности людей, непосредственно связанную с публичными властными отношениями, называют политической сферой общества. Политика – это многообразный мир отношений, деятельности, поведения, ориентаций и коммуникационных связей между социальными субъектами по поводу власти и управления обществом. Сущность политики можно определить как область отношений между большими группами людей по поводу использования институтов публичной власти для реализации их общественных интересов и потребностей.

Всякое политически оформленное общество имеет механизм реализации власти, обеспечивающий его нормальное функционирование в качестве единого социального организма. Этот механизм именуется политической системой. Политическая системаэто совокупность взаимодействующих между собой норм, идей и основанных на них политических институтов, учреждений и действий, организующих политическую власть, взаимо­связь граждан и государства.

Костяком политической системы выступают политические институты общества. Когда хотят подчеркнуть организационные аспекты функционирования общества, совокупность политических институтов называют политической организацией общества.

^ К числу основных политических институтов современного общества относятся: государство, политические партии, общественные организации и социальные движения, институт выборов, институт общественного мнения.


  1. ^ Государство, его формы и типы


Государство как субъект власти и управления существует 5-6 тысяч лет, хотя его институциональные признаки, формы и функции в обществе на протяжении истории существенно менялись. Менялись и представления о том, каким должно быть идеальное государство. Вот лишь некоторые из этих представлений:
















За тысячелетия ученые выработали десятки, если не сотни, подходов к описанию и осмыслению государства, а также к выяснению специфики данного института. Вот лишь некоторые из основных подходов:








Развитие научного содержания понятия «государство» прослеживается с XIV в., а само становление категории «государство» в нынешнем понимании - как совокупности институтов, обеспечивающих функционирование системы управления обществом, - произошло лишь в XVIII в.

Начиная с классических работ Эмиля Дюркгейма и Макса Вебера, в социологии, в противовес государственно-правовому или административно-юридическому пониманию политических институтов, наметился социологический подход к институтам.





Вебер определил государство как «чистый» институт  это сообщество людей, поведение которых основано на рациональных установлениях (нормах конституции, законах и т. д.).


^ Эмиль ДЮРКГЕЙМ (1858  1917)


По взглядам Дюркгейма, институты, с одной стороны, представляют собой некое идеальное образование в виде обычаев и верований, а с другой - такие обычаи и стереотипы материализуются в деятельности социальных организаций различных времен и народов.

Системный подход к изучению сферы политики впервые применил Т. Парсонс. Он подошел к рассмотрению общества в качестве сложной системы, состоящей из относительно автономных частей: экономической, политической, духовной и интегративной. У каждой из этих систем есть свои специфические функции, а вместе они обеспечивают жизнедеятельность общества в целом. Политику в таком контексте можно понимать как подсистему, которая по преимуществу сосредоточена на функциональной проблеме целедостижения, однако в ее рамках проявляют себя все стандартные для любой системы процессы (воспроизводство образца, интеграция, целедостижение и адаптация), постоянно осуществляемые структурными элементами. Могут меняться носители функций, но сами функции остаются неизменными, поскольку в их основе заложены универсальные, по мысли Парсонса, потребности бытия. Идеи Парсонса придали новое измерение анализу политических отношений и процессов, которое позволило точнее определить место политики в жизни общества и выявить механизм социальных изменений в нем.





У государства как политического института есть три фундаментальные характеристики, принципиальным образом определяющие его основополагающие черты: форма территориального устройства, форма правления и политический режим.

^ Форма территориального устройства государства отражает особенности его территориально-политической организации, распределение властных полномочий между центром и периферией, определяет характеристики других политических институтов общества. Исторически сформировались три базисные модели государственной структуры - унитарная, федеративная и конфедеративная.

Главный признак унитарного государства  сосредоточение всех внутренних и международных полномочий в руках общенациональной власти. Это целостное образование подразделяется на административно-территориальные единицы, не обладающие политической самостоятельностью.

Сущностной характеристикой федерации является наличие двух официальных государственных уровней. Распределение полномочий между этими уровнями сводится к тому, что федеративное государство наделяется ничем не ограниченным внешним суверенитетом и частью внутреннего, а субъект федерации  федерированное государство  сохраняет только некоторые атрибуты внутреннего суверенитета. Разграничение компетенций доверено конституционному и договорному урегулированию, в политическом смысле исходящему из реального соотношения сил и возможностей между федерацией как целым и ее участниками. Каждый субъект федерации располагает своей системой законодательных, исполнительных и судебных органов.

Конфедерация  это союз самостоятельных государств, где принцип распределения политических полномочий между государствами-участниками определяется по их согласованию. Ее члены оставляют за собой главную часть своих государственных прерогатив, отдавая в ведение учрежденного ими конфедеративного государства некоторые вопросы, как правило, относящиеся к внешнему суверенитету (валютное регулирование, оборона, дипломатия).


^ Важной характеристикой государства является и форма (тип) правления.

Со времен Аристотеля выделяют три основные формы правление (монархию - правление одного, аристократию – правление немногих, демократию – правление большинства) и три извращенные формы (тиранию, олигархию и охлократию).

В учебных пособиях обычно приводится схема, построенная Аристотелем в главе IX «Политики».





Аристотель полагал, что монархия способна выродиться в тиранию, аристократия в олигархию ради выгоды богатых, а политейя может ориентироваться только на пользу бедных, потому ни одно из выделенных им правлений не занимается всеобщим благом. Философ видел наилучшую («правильную») власть в смешении всех трех форм в их умеренном виде и в зависимости от реальной ситуации. Кроме вышеуказанных, среди форм правления нередко называют также диктатуру (лат. dictatura  неограниченная власть), охлократию (гр. ochlos  чернь, толпа), тимократию и пр.

В современных государствах существуют две основные формы правления монархия и республика.

Монархии нашего времени делятся на два вида абсолютные и конституционные. В абсолютной монарху принадлежит вся полнота законодательной и исполнительной власти. Эта форма правления характерна для стран, в которых во многом сохраняются докапиталистические, традиционные политические отношения (Саудовская Аравия, Бруней и др.). В конституционной монархии полномочия главы государства лимитированы.

Самой распространенной в нынешнее время формой правления является республика в ее трех видах: парламентская, президентская и полупрезидентская (смешанная). В основу этой классификации заложена структура отношений между исполнительной и законодательной ветвями власти. В отличие от них у судебной власти  неизменная функция: она обеспечивает соблюдение юридически закрепленного политического порядка.

^ В парламентской республике руководящий орган государственной власти  парламент. Правительство формируется на основе парламента и несет перед ним ответственность. В современной политике существует довольно много различных форм организации института парламентаризма; вместе с тем они обладают определенными общими  классическими  характеристиками:

 выборы одновременно решают вопрос о составе парламента и правительства, а также проблемы союзов (коалиций) партий и депутатских фракций;

 парламент назначает правительство, и он же может его отозвать;

 глава правительства входит в нижнюю палату, избранную всеобщим голосованием, и имеет полномочия распустить ее;

 раздельная исполнительная власть: представительские государственные функции возложены на главу государства (например, президента), реальная власть принадлежит премьер-министру (в ФРГ  канцлеру и т. д.);

 правительство имеет право законодательной инициативы (в отдельных случаях  Великобритания, ФРГ  еще и право вето на законопроекты);

 независимость правительства по отношению к главе государства.

В президентской республике самым строгим образом проводится принцип разделения ветвей (центров) власти: президентской, парламентской и судебной, каждая из которых обособленно выполняет соответствующую функцию. Четкое разделение властей позволяет обеспечить их взаимный противовес. Современный институт президентства при некотором разнообразии в принципах разделения властей и их функциях обладает рядом общих характеристик, а именно:

 в конституционном порядке разграничены полномочия и обязанности институтов президента, парламента, суда;

 исполнительная власть целиком принадлежит президенту, который является одновременно главой государства и правительства;

 президент и парламент избираются отдельно, потому они взаимонезависимы;

 президент политически ответствен перед народом, а правительство  перед президентом:

 парламент не имеет права отзыва правительства и президента (исключая импичмент), но у него вся полнота законодательной власти, бюджетные и контрольные полномочия;

 при классической форме (США) президент не вправе распустить парламент, у него нет возможностей для законодательной инициативы, но есть право вето, которое преодолевается двумя третями парламента;

 исключено совмещение правительственной должности и парламентского мандата (однако в США вице-президент  председатель сената).

Таким образом, президент не несет парламентской ответственности и может быть смещен со своего поста только в случае нарушения закона с использованием процедуры импичмента. Президента избирают внепарламентским путем  всеобщим прямым голосованием граждан либо коллегией выборщиков, тоже намеченных всеобщим голосованием (этот непрямой порядок избрания принят в США). Правительство при президенте осуществляет различные исполнительные функции, а также служит совещательным и вспомогательным органом.

Полупрезидентская, или смешанная, форма правления соединяет отдельные характеристики парламентской и президентской республик, однако их совокупность создает новое качество. Подобный тип государственности существует во Франции, Португалии, Финляндии, Шри Ланке, ряде стран Южной Америки, Африки и в других регионах. Для этой формы правления характерны следующие принципы:

 глава государства  президент  избирается на всеобщих прямых выборах;

 президент назначает правительство, опирающееся на парламентское большинство, и премьер-министра, который политически ответствен перед ним;

 правительство не только зависит от президента, но и ответственно перед парламентом и может быть смещено им после вынесения вотума недоверия;

 партийная принадлежность президента, премьер-министра и парламентского большинства не обязательно совпадают;

 президент вправе распустить парламент (чаще всего нижнюю палату) и назначить новые выборы;

 у главы государства есть права отлагательного вето на акты парламента и законодательной инициативы;

 у президента и парламента, как правило, разные сроки деятельности.

При полупрезидентской форме правления назначение и увольнение в отставку президентом главы правительства и других министров не имеют формального характера, как в парламентской республике. В определенных случаях президент председательствует на заседаниях правительства, решения которого он утверждает.

Представленные виды республик являются «идеальными типами» правления (по Веберу). В реальном политическом мире существуют и другие, более специфические разновидности республик.

^ Политический режим характеризует особенности способов, средств и методов осуществления государственной власти. Выделяются четыре основных типа политических режимов: авторитарный – власть одного лица, органа; тоталитарный – всепроникающий, всеподчиняющий; либеральный – предоставляющий гражданские права и свободы; демократический – вовлекающий народные массы в процессы политического управления.


К концу XX века процент населения земли, живущего в демократических странах, где проводятся состязательные многопартий­ные выборы на основе всеобщего изби­рательного права резко повысился. доля демократий возросла менее чем с 1/3 стран в 1970 г. до более чем половины в 1996 г. и до 3/5 в 2008 г. Демократические формы правления как правило обеспечивают более высокий уровень развития человеческого потенциала.





Большинство стран в группе с очень высоким ИРЧП являются демократиями. В странах с низким ИРЧП отмечается резкий рывок в сторону демократизации: ни одна из них не была демократической в 1991 г., а в 2008 г. доля демократий среди них достигала примерно 1/3 (См.: Доклад о развитии человека 2010 , с. 68).


Более детально современное государство характеризуется следующими признаками:

  • особенностями территориальной организация населения и хозяйства;

  • способами юридического оформления людей, объединённых государством, посредством института гражданства;

  • определением и выражением общих для всех интегрированных потребностей, интересов и целей объединяемого сообщества людей в виде национальных интересов;

  • структурой и механизмом формирования и осуществления всеобщей воли через принятие законов и принуждение при их реализации;

  • способами формирования государственного аппарата, профессионально занятого обеспечением практи­ческого исполнения функций государства;

  • механизмами государственного управления и общественного самоуправления;

  • формами представления объединенного сообщества людей в качестве целостности на мировой арене во взаимоотношениях с другими странами и народами, региональными и международ­ными организациями.


Одной из самых сложных проблем функционирования государства является проблема отчуждения между населением и органами государства. Среди самых значительных политических идей, призванных преодолеть отчуждение большинства населения от власти и управления, перевести права и свободы личности из области деклараций в область жизненных реалий, основное место принадлежит идеям демократического, правового и социального государства и гражданского общества. На основе этих идей были выработаны соответствующие идеальные типы государства: демократическое государство; правовое государство с развитым гражданским обществом; социальное государство.

^ Демократическое государство характеризуется следующими признаками:

  • признанием народа источником власти государства;

  • официальным признанием легитимности власти большинства при учете и обеспечении власти меньшинства;

  • осуществлением выборности центральных и некоторых других органов власти;

  • утверждением верховенства закона, регулирующего реализацию государственной власти, ее взаимодействие с населением;

  • обеспечением свободы и равенства граждан между собой и по отношению к самому закону;

  • гарантией определенного (необходимого) набора жизненно важных прав граждан, а также фиксацией перечня основных обязанностей индивида перед государством.


^ Правовое государство. Термин «правовое государство» впервые появился в немецкой юридической литературе в первой трети XIX века. К числу наиболее видных представителей теории правового государства принадлежали: Роберт фон Моль (1799–1875), Карл Теодор Велькер (1790–1869), Отто Бэр (1817–1895), Фридрих Юлиус Шталь (1802–1861), Рудольф фон Гнейст (1816–1895). Правовое государство означало принципиально новый этап в развитии государственности как таковой. В центре концепции правового государства – представления о верховенствующем положении права над государством. Право – это мера свободы, равенства и справедливости.

^ Основные принципы правового государства:

- Верховенство закона. Закон выше любой власти, закон властвует над всем. На языке практики это означает, что все законы, акты и действия государства производны от права и должны быть с ним согласованы. Закон становится основным инструментом, регулирующим различные стороны общественной жизни, по сравнению с другими подзаконными нормативно-правовыми актами.

- ^ Гарантии и судебная защита прав и свобод человека. В соотношении «человек – государство» приоритетное значение приобретает первый элемент – человек. Правовое государство выступает гарантом по отношению к каждому гражданину: оно призвано защищать интересы человека от всякого произвола.

- ^ Принцип разделения властей (на законодательную, исполнительную и судебную). Суть разделения властей – разделение компетенций и функций между органами государственной власти. Недопустима концентрация всей власти в одних руках, будь то организация, орган, должностное лицо. Безграничная власть, ее монополизация порождают опасность зарождения диктатуры и тоталитаризма.

Одновременно с идеей правового государства было выработано понятие «гражданское общество».

^ Гражданское общество. Возникнув в середине ХVII в. в Европе, понятие «гражданское общество» претерпело известную эволюцию, породив несколько концепций и интерпретаций. Однако оно неизменно рассматривалось в противопоставлении понятию «государство». Гражданское общество охватывает всю совокупность негосударственных отношений общества, которые развиваются вне рамок и без вмешательства государства, а также разветвленную систему независимых от государства общественных институтов, реализующих повседневные индивидуальные и коллективные потребности.

В совокупности гражданское общество представлено такими социальными образованиями: семья, церковь, партии (если они не входят в систему государственной власти), учреждения культуры, экономические организации, кооперативы, ассоциации, союзы, благотворительные организации, клубы по интересам, местные самоуправленческие организации и т.д. Их характерными чертами являются свобода и независимость членов, добровольное вхождение в состав организаций. Главным признаком и основой гражданского общества является юридически свободный индивид.

^ Гражданское общество выполняет своеобразную функцию «посредника» между государством и отдельным индивидом. Именно гражданское общество защищает личность от государства, обеспечивает гарантии прав человека, ограничивает государство и ставит под контроль его деятельность. Оно же является гарантом стабильности и устойчивости правового государства, во многом способствует нормальному ходу политического процесса в государстве

Неразвитость гражданского общества, а также препятствия власти для его формирования – одна из причин становления тоталитарных режимов в ХХ в. Предпосылками формирования гражданского общества, как свидетельствует мировой опыт, являются: переход к рыночной экономике; появление специфических групповых интересов; повышение уровня и качества жизни; рост «среднего класса» (образованной и социально активной части общества); появление независимых гражданских ассоциаций; создание правовых гарантий для свободной деятельности независимых общественных объединений; установление горизонтальных (минуя государство) связей между коллективами, социальными группами и т.д.

^ Тоталитарное государство представляет полную противоположность правовому государству с развитым гражданским обществом. Личность и гражданские свободы здесь подавляются, права граждан нарушаются, преследуются инакомыслящие, устанавливается диктатура одной партии, устанавливается полный контроль над всеми сферами жизни людей.


^ Социальное государство. История развития общества свидетельствует о том, что, несмотря на возрастающее знание об обществе и человеке, количество и острота социальных проблем не только не уменьшаются, но, наоборот, увеличиваются. На определенном этапе развития общества была осознана объек­тивная необходимость целенаправленно заниматься решением социальных проблем общества. Понимание возрастающей значимости решения социальных проб­лем привело к появлению концепций и теорий социального государства, которые реализуются в праве и политике ряда развитых стран мира в послевоенный период (Германия, Франция, Австрия, Швейцария и др.), что находит отражение в определении общественного строя в консти­туциях этих государств. Конституция нашего государства, принятая в 1993 году, также определяет Российскую Федерацию как социальное государство.

^ Социальное государство - это государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, что и закреплено в статье 7 Конституции Российской Федерации. Это конституционное положение выдвигает решение социальных проблем одной из центральных задач государства и предполагает оценку любых вопросов управления обществом прежде всего с социальной точки зрения. В социальном государстве уровень развития человека выступает главным критерием эффективности государственной политики и работы органов управления, а осво­бождение и реализация творческого потенциала человека, раскрытие его индивидуальности становятся главной целью развития общества и совершенствования организаций.

Социальные проблемы, связанные с экономической неоднородностью и расслоением населения, в социальном государстве не могут разрешиться только за счет процессов саморегулирования рыночной эконо­мики и требуют определенного вмешательства государства. В то же время свободная конкурентная борьба остается основным механизмом согласования многообразных потребностей людей, инструментом повы­шения эффективности производства, средством подъема благосостояния, стимулом выработки стремления к самореализации.

В качестве основных прав в социальном государстве признаются принятые международным сообществом права человека, предполагающие свободное развитие личности, свободу в выборе профессии, обеспе­чение приемлемых условий жизни, право на участие в управлении об­ществом, децентрализованную ответственность каждого за себя и свою семью.

В социальном государстве значительная часть государственного бюджета направляется на социальные нужды. В рамках социальной поли­тики выделяется политика социального устройства, устанавливающая правовые и организационные рамки развития занятости, трудовой сфе­ры, совершенствования образования, медицинского обслуживания, жилищного обеспечения, системы социального обеспечения.

Концепция социального государства предусматривает создание системы социальной защиты населения и института социальной работы, деятельность которого направлена на гармонизацию общественных отношений через оказание помощи отдельным индивидам, группам людей и социальным общностям, испытывающим затруднения в социальном функционировании.

Таким образом, демократическое, правовое и социальное государство – не антитезы, а синтез современной государственности, признающей приоритет прав человека и определяющей в соответствии с этим формы и методы своей деятельности.


^ Предназначение государства как политического института закрепляется в его функциях, посредством реализации которых оно и проявляет свою управленческую роль в обществе.

В современный период государству присущ широкий круг функций, направленных на обеспечение целост­ности, суверенитета, безопасности, организованности и развития общества. Обычно они делятся на внутренние и внешние.

Основные из внутренних функций:

Политическая функция, состоящая в том, чтобы учитывать интересы различных групп людей в обществе и налаживать отношения солидарности, сотрудничества, а возможные противоречия и конфликты разрешать в рамках законов и посредством судебных процедур.

^ Охрана правопорядка, включая подавление выступлений противников существующего строя, недопущение покушений на общественный порядок, на государственные устои и институты.

Социальная функция, имеющая своими целями и содержанием обеспечение на всей территории государства прав и свобод каждого человека и гражданина, создание достойных условий для социальной жизни людей. Такого рода деятельность в том или ином виде была присуща государству и в прошлые времена. Например, в Древнем Риме она выражалась в бесплатной раздаче хлеба неимущим, в содержании заведений, способствовавших физическому воспитанию и просвещению граждан и т. п. В современном мире социальная функция получила особенно динамичное развитие. Она охватывает здравоохранение, социальное обеспечение, образование, создание возможностей для более широкого доступа к достижениям культуры, заботу о детях, молодежи и престарелых и т. д.

^ Экономическая (хозяйственная) функция, выражающаяся в формировании организационно-правовых предпосылок и норм, необходимых для упорядоченной, законной и эффективной экономической деятельности общества. Роль этой функции менялась с течением времени. На заре становления государственности в восточных деспотиях (например, в Древнем Египте) хозяйственные обязанности были одними из важнейших: возведение храмов и других общественных зданий, а главное - строительство ирригационных сооружений, находившееся в ведении государства, обеспечивало воспроизводство общества, так как сельское хозяйство можно было развивать только при наличии искусственного орошения полей. На начальном этапе развития капитализма государство минимально вторгалось в экономику, хотя и тогда хозяйственная функция полностью не исчезала из предназначений государства.

^ Идеологическая функция продолжает сохранять свое немалое значение для любого государства. При этом в одних случаях официальная идеология вырабатывается государственными структурами, а в других - они воспринимают и поддерживают в качестве официальных концепции, разрабатываемые вне пределов их компетенции (например, конфуцианство или ислам). Государство может более или менее терпимо относиться к несанкционированным им идеологиям или беспощадно подавлять их. Иногда данная функция проявляется в стремлении уничтожить всякую иную, сочтенную антигосударственной, идеологию и ее носителей (так действовали нацистская Германия и фашистская Италия, СССР в период сталинизма). К идеологической функции относятся распространение официальных взглядов, создание пропагандистской машины, в т. ч. государственных СМИ, надзор за образованием, моральная и материальная поддержка идеологов и учреждений, вырабатывающих полезные для государства системы идей.

К внешним функциям государства относятся: отношения с различными субъектами мировой политики - прежде всего с другими государствами и с международными организациями, внешнеэкономическая и военная функции.

^ Поддержание отношений с другими государствами и деятельность в международных организациях охватывают взаимосвязи, имеющие как чисто политический, так и культурный характер (к примеру, вопросы укрепления мира и доверия, экологии, защиты интересов своих граждан (подданных) и предприятий, работающих за границами данного государства).

^ Внешнеэкономическая функция заключается в стремлении государства обеспечить, с одной стороны, максимально благоприятные условия для деятельности национальных хозяйствующих субъектов за рубежом, а с другой - учесть все внешние факторы для создания условий развития собственной экономики. Это достигается с помощью односторонних мер (в частности, таможенного регулирования, привлечения иностранных товаропроизводителей и инвесторов, выделения средств на поддержку отечественных экспортеров и т. п.), а также в результате согласования позиций с другими государствами на двусторонней и многосторонней основе.

У военной функции государства две стороны: 1) надежная оборона собственной страны; 2) захватнические и вообще наступательные действия, обеспечивающие интересы совершающего их государства. Сюда же относятся разведка и контрразведка. В последние годы государства на мировой арене выполняют еще и антитеррористические операции, участвуют в борьбе с распространением наркотиков и с иной преступной деятельностью в целом, а также в международных вооруженных контингентах по поддержанию мира в «горячих точках».

В целом смысл внешних функций состоит в обеспечении безопасности, в поддержании свободы, суверенитета и исторического существования народов (граждан) своей страны в рамках мирового сообщества.

Все функции государства получают свое выражение в государственной политике, провозглашаемой и проводимой государством. Государственная политика включает в себя выбор целей стратегического развития, обоснования ресурсов и средств (ме­тодов) их достижения, определение функций, механизмов и структур, способных ее реализовывать, заинтересовывать и сти­мулировать активность граждан, развитие человеческого потенциала, создание мо­ниторинговых процедур анализа и оценки ре­зультатов продвижения в избранных направлениях и другие эле­менты, вызываемые ее содержанием и логикой.

В силу природы государства государственное управле­ние распространяется на все общество, имеет в поле зрения всё происходящее в нем, хотя государственное управление не входит во внутреннее содержание личной и коллективной жизнедеятель­ности людей, если последнее соответствует правовым нормам. Большинство исследователей признают следующую закономерность развития государства: чем более развито государство, тем более оно отделено от общества, приобретающего качество «гражданского», - в противовес «обществу политическому», фактически отождествляемому с государством.


^ Система государственной власти Российской Федерации

Конституция Российской Федерации, принятая в 1993 году, определяет Россию демократическим правовым социальным государством. Высшим органом представительной и законодатель­ной власти Российской Федерации является парламент - Феде­ральное собрание, состоящее из двух палат: нижней палаты - Государственной Думы, верхней - Совета Федерации. Они осу­ществляют законодательные функции, рассматривают и реша­ют важнейшие государственные вопросы, формируют другие высшие государственные органы (Правительство, судебные органы и т.п.) и имеют право контроля за деятельностью всего государственного аппарата.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов, рабо­тающих на профессиональной основе. ^ Совет Федерации формируется путем делегирования по два представителя от каждого субъекта федерации: по одному от представительного и исполнительного органов. К ведению верхней палаты относятся вопросы, связанные с изменением границ между субъектами Федерации, назначением на должность су­дей Конституционного суда, Верховного суда, Выс­шего Арбитражного суда, Генерального Прокурора, утверж­дением указов Президента о введении чрезвычайного положе­ния, решением вопросов об использовании вооруженных сил за пределами страны и другие. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета обе палаты Федерально­го собрания образуют Счетную палату Российской Федерации.

^ Главой государства является Президент. Он избирается всенародным прямым голосованием. Полномочия Президента России подразделяются на: пол­номочия в области государственного управления; в сфере за­конодательной деятельности; в судебной области; внешнепо­литические полномочия; представительские; чрезвычайные.

В связи с федеративным устройством нашего государства государственное управление представлено не только федеральным центром, но и субъектами Российской Федерации. Субъектам Российской Федерации предоставлено право са­мостоятельно устанавливать систему органов государственной власти и местного самоуправления на своей территории в соответ­ствии с основами конституционного строя и общими принципа­ми организации представительных и исполнительных органов власти, установленными федеральным законом.

Правосубъект­ность и компетенция региональных органов власти определяют­ся на основе положений Конституции РФ и федеральными за­конами: «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ и «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» от 24 июня 1999 г. № 119-ФЗ.

Кроме субъектов в структуре государственного управления Российской Федерации существуют федеральные округа. Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г. «О создании фе­деральных округов» было создано семь федеральных округов: Дальневосточный (центр Хабаровск), Сибирский (Новоси­бирск), Уральский (Екатеринбург), Южный (Ростов-на-Дону), Приволжский (Нижний Новгород), Центральный (Москва), Северо-Западный (Санкт-Петербург). В соответствии с этим был преобразован институт президентских представителей.

Функциями органов законодательной власти являются: зако­нодательная, т.е. подготовка и принятие законов, и контроль­ная — в отношении органов исполнительной власти в пределах, установленных Конституцией (ст. 101, 103, 114).

Органы судебной власти призваны в соответствии со ст. 118 Конституции рассматривать конституционные, уголовные, гражданские и административные дела. Кроме того, на судеб­ную власть возложено осуществление контроля за законностью деятельности органов исполнительной власти и их должностных лиц, представителей власти. Порядок реализации этой функции определен рядом законов.

Ветвь исполнительной власти осуществляет функции органи­зационно-управленческого, исполнительно-распорядительного характера. Полно­мочия по осуществлению исполнительной власти предоставле­ны Правительству, федеральным министерствам, федеральным агентствам, федеральным службам и иным федеральным орга­нам исполнительной власти, их территориальным органам, ор­ганам исполнительной власти субъектов Федерации и ряду оп­ределенных в законодательстве должностных лиц.

Органы исполнительной власти наделены пра­вом принимать решения по своему усмотрению, но в рамках за­кона, и издавать нормативные правовые акты, а также акты применения права (например, приказы или распоряжения о назначении государственных служащих на со­ответствующие должности). Все эти акты должны основываться на законах и соответственно конкретизировать и развивать их, т.е. быть подзаконными. Деятельность по изданию подзаконных нормативных актов и их реализации называется «распоряди­тельной».

Государственную власть в субъекте Федерации осуществля­ют образуемые в нем законодательные (представительные) и ис­полнительные органы власти, а также федеральные органы ис­полнительной власти и суды, образованные и действующие на территории субъекта Федерации в соответ­ствии с российским законодательством.

Систему органов исполнительной власти края, области, авто­номного округа образуют три основные группы органов: 1) органы, составляющие аппарат главы администрации; 2) уп­равления, комитеты, отделы и другие службы краевой, област­ной администрации, находящиеся в двойном подчинении с преобладанием горизонтального подчинения главе администра­ции; 3) территориальные органы федеральных министерств и ве­домств, также входящие в систему областных, краевых органов исполнительной власти, но имеющие ярко выраженное верти­кальное подчинение.

Для выполнения функций исполнительной власти в админи­страции создаются структурные подразделения: комитеты, уп­равления, отделы краевой (областной) администрации. В основе функционирования всех органов государственного управления лежит профессиональная деятельность государственных служащих.

Управление в обществе имеет несколько уровней - центральный (федеральный), региональный и местный, и характеризуется определенной степенью централизации. За каждым уровнем управления закрепляется свой круг решаемых вопросов (обязанности, задачи, функции) и полномочия для их выполнения, выделяются необходимые для этого материальные, финансовые и другие ресурсы, устанавливается ответственность за принимаемые решения. Степень самостоятельности каждого уровня, соотношение между элементами управления и самоуправления в разных государствах и в разные периоды могут быть различными. Нижний уровень управления может либо действовать по жестко заданному сверху алгоритму, в таком случае местная власть представляет собой лишь нижний уровень государственной власти (местное государственное управление), либо обладать определенной свободой и самостоятельностью в решении закрепленных за ним задач, наделяться необходимыми для этого властными полномочиями. В таком случае в общей системе управления появляется местное самоуправление.

^ В Российской Федерации как современном демократическом государстве признается и гарантируется местное самоуправление.




Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, а органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12 Конституции РФ). Решающий голос по вопросам жизнедеятельности в границах своей территории принадлежит жителям этой территории и избираемым ими органам местного самоуправления.

Таким образом, в Российской Федерации как демократическом правовом социальном государстве существует до­вольно разветвленная многоуровневая система органов предста­вительной, законодательной и исполнительной власти. Даль­нейшее развитие демократии, усиление местного самоуправ­ления, расширения прав и возможностей граждан включает последующую децентрализацию государственного управления и последующее смещение управленческих функций с федераль­ного на региональный и местный уровни.


^ 2. Политические партии


Политические партии – специфический элемент политической системы.

Массовые политические партии – относительно молодой политический институт. Они появились в странах Европы во второй половине XIX в. Первой массовой политической партией (1861) считается либеральная партия Англии; в 1863 г. возникла первая массовая рабочая партия – Всеобщий Германский Рабочий Союз, основанный Лассалем. К концу ХIХ в. массовые партии (в основном – социал-демократические) формируются в большинстве стран Западной Европы.

Массовые политические партии были ориентированы на осуществление постоянного, длительного и широкого политико-идеологического воздействия на общество, на привлечение в свой состав как можно большего числа членов, оперировали значительным арсеналом средств политической деятельности: агитация, пропаганда, политическое просвещение, воспитание и т.п.

Исторически партии формировались как представительные структуры, выражавшие определенные групповые интересы, как институты, оппозиционные государству и существующим политическим объединениям, как союзы единомышленников. Только постепенно, по мере развития парламентских, конституционных основ государственности, партии укрепили свой политический и правовой статус. В настоящее время они представляют такой институт власти, без которого не может осуществляться выборное формирование государственности, легальное завоевание различными слоями населения ведущих политических позиций.

В современной политологии партия рассматривается как группа людей, объединившихся для участия в политической жизни. Она преследует цель завоевания политической власти. Поэтому можно дать следующее определение политической партии: политическая партия – организованная группа единомышленников (приверженцев идеологии или лидера), представляющая и выражающая политические интересы и потребности определенных социальных слоев и групп общества и ставящая целью их реализацию путем завоевания государственной власти и участия в ее осуществлении.

Известный американский исследователь партий Дж. Ла Паломбара выделяет четыре образующих партию признака:

1) любая партия есть носитель идеологии или, по меньшей мере, особого видения мира и человека;

2) партия – это организация, т.е. структурированное объединение людей, относительно продолжительное по времени, на самых разных уровнях политики – от местного до международного;

3) цель партии – завоевание и осуществление власти;

4) каждая партия старается обеспечить себе поддержку населения в различных формах: от голосования за нее до активного членства.

По действующему законодательству РФ, политическая партия есть «общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.»




^ Партии - это самая политизированная часть общества, один из главных субъектов политического процесса. С помощью партий совершается отбор частных политических интересов и превращение их в общий интерес, на базе которого формируется политический курс, осуществляется его реализация.

По участию в осуществлении власти партии делятся на правящие и оппозиционные (легальные и нелегальные).

Наиболее распространенной типологией политических партий является их классификация по лево-центристско-правой ориентации.

Эти понятия возникли в эпоху Великой французской революции, когда в 1789 г. депутаты Учредительного (конституционного) собрания разместились в зале заседаний так, что сторонники восстановления королевской власти оказались справа, а революционеры-республиканцы – слева от председательствующего. С тех пор носитель «левых» взглядов – это индивид, настроенный решительно, революционно, радикально, выражающий интересы бедных слоев населения; а правый – человек реформистских, консервативных взглядов, соответствующих поступков и действий, выступающий в защиту интересов весьма состоятельных слоев общества. К числу левых относят политические партии, которые выступают за социально-экономические и политические изменения в пользу широких слоев народа, за преобразование общества на принципах социальной справедливости. Левыми партиями считаются коммунистические, социалистические; левоцентристскими – социал-демократические. Ультралевые – партии или люди с левацкими, революционными программами, сторонники насильственных действий. Центристскими – крестьянские, мелкобуржуазные, экологические и др. Правыми называют те политические партии, которые защищают интересы частного предпринимательства, отстаивают имущественное неравенство: консервативные организации; правоцентристские – партии средней, национальной буржуазии; ультраправые – националистические, фашистские, экстремистские организации.

Кроме того, существует множество классификаций, основанных на разнообразных критериях. Так, партии делятся по социальному (аграрные партии), этническому, демографическому (женские партии), религиозному (христианские партии) и другим основаниям. Разумеется, любая типология условна, но она помогает лучше ориентироваться в сложных и многообразных явлениях политической и партийной жизни общества.
  1   2

Похожие:

Лекция по дисциплине: «Социология» Тема 11. Политические институты общества iconЛекция по дисциплине: «Социология» Тема 11. Политические институты общества
Охватывает всю совокупность негосударственных отношений общества, которые развиваются вне рамок и без вмешательства государства,...
Лекция по дисциплине: «Социология» Тема 11. Политические институты общества iconЛекция по дисциплине: «Социология» Тема 1
Социология изучает общество, рассматриваемое как общность индивидов и взаимосвязей между ними. Предметом её изучения являются структуры...
Лекция по дисциплине: «Социология» Тема 11. Политические институты общества iconЛекция по дисциплине: «Социология» Тема 17. Процессы глобализации и глобальные проблемы современного общества
Становление глобалистики как отрасли исследований процессов глобализации и глобальных проблем современного общества
Лекция по дисциплине: «Социология» Тема 11. Политические институты общества iconЛекция по дисциплине: «Социология» Тема 13. Культура общества Доктор социологических наук
Понятие «культура» — одно из самых многозначных и многогранных в философии и гуманитарных науках. Существует несколько десятков определений...
Лекция по дисциплине: «Социология» Тема 11. Политические институты общества iconЛекция по дисциплине: «Социология» Тема 14. Социальные процессы и социальные изменения
Известный польский социолог П. Штомпка начинает свою книгу «Социология социальных изменений» словами: «Изучение социальных изменений...
Лекция по дисциплине: «Социология» Тема 11. Политические институты общества iconЛекция по дисциплине: «Социология» Тема Социальная структура общества и ее компоненты
Термин «структура» в переводе с лат означает строение, расположение, порядок. Социальная структура представляет собой совокупность...
Лекция по дисциплине: «Социология» Тема 11. Политические институты общества iconЛекция по дисциплине: «Социология» Тема Социология личности. Социальная детерминация поведения личности Доктор социологических наук
Охватывает весь спектр поведенческих норм (право, мораль, предписания религии, этикет, правила общения) и оказывается в конечном...
Лекция по дисциплине: «Социология» Тема 11. Политические институты общества iconЛекция по дисциплине: «Социология» Тема 3
Основные виды и типы исследований. Задачи организации социологических исследований
Лекция по дисциплине: «Социология» Тема 11. Политические институты общества iconЛекция по дисциплине: «Социология» Тема 16. Формирование мировой системы Доктор социологических наук
...
Лекция по дисциплине: «Социология» Тема 11. Политические институты общества iconЛичные и контактные данные: Дата рождения: 2 августа 1987 г.
Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова. Аспирантура. Специальность: политические институты, этнополитическая...
Лекция по дисциплине: «Социология» Тема 11. Политические институты общества iconЛекция по дисциплине: «Социология» Тема Идеалы и принципы научности в социальном познании. Основные социологические теории Доктор социологических наук
Отличительные признаки научного знания в социальном познании и их взаимосвязь с развитием науки и культуры
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы