Лекция по дисциплине: «Социология» Тема 14. Социальные процессы и социальные изменения icon

Лекция по дисциплине: «Социология» Тема 14. Социальные процессы и социальные изменения


НазваниеЛекция по дисциплине: «Социология» Тема 14. Социальные процессы и социальные изменения
Размер96.6 Kb.
ТипЛекция


Академия социального управления


ЛЕКЦИЯ




По дисциплине: «Социология»


Тема 14. Социальные процессы и социальные изменения




Доктор социологических наук,

профессор Григорьев А.А.


Москва - 2013


Тема 14: Социальные процессы и социальные изменения


Основные вопросы:

1. Основные подходы к изучению социальных изменений

2. Понятие социального процесса и его формы

3. Детерминизм и индетерминизм в объяснении социальных изменений

4. Концепция социокультурной динамики П.Сорокина

5. Концепция этногенеза Л.Н.Гумилева

6. Порядок и хаос в социальных системах

7. Конкретные эмпирические исследования динамики социума


  1. Основные подходы к изучению социальных изменений

Наибольший интерес для теории и практики социального управления представляет динамика общества, его трансформация во времени, изучение движущих сил, субъектов, параметров, результатов этого процесса. Известный польский социолог П. Штомпка начинает свою книгу «Социология социальных изменений» словами: «Изучение социальных изменений — основное в социологии».





При изучении процессов функционирования и развития социальных систем сложилось два подхода. ^ Первый подход (структурный, структурно-функциональный) акцентирует внимание на устойчивых состояниях, в которых система находится длительное время. Эти устойчивые состояния и присущие им структурно-функциональные свойства объявляются самыми важными характеристиками системы, в то время как переходы от одного состояния к другому считаются второстепенными, в какой-то мере случайными, а иногда и нежелательными. Именно в рамках этого подхода развивалась социология от Конта и Спенсера до Парсонса. Идеологические истоки такого подхода в особой ментальности, которую принято называть этернализмом.

^ Второй подход (процессный) диаметрально противоположен первому. В этом случае основное внимание уделяется переходным, процессуальным характеристикам, в то время как устойчивые состояния считаются чем-то редким, исключительным, недолгим. Устойчивость всегда сменяется текучестью, постоянство — изменчивостью, структурно-функциональные параметры приобретают динамический характер. Процессный подход становится все более влиятельным в современной социологии. Истоки такого подхода в типе ментальности, который называют темпорализмом. Существовали и уравновешенные теории смешанного типа – синтез, примиряющий и включающий оба аспекта.

Историческая динамика этих типов ментальностей представлена на диаграмме (см. рис. 1).




Рис. 1. Динамика этернализма и темпорализма

(по данным П.Сорокина)


Ментальность современного техногенного общества становится все более темпоралистской. Расцвет динамических воззрений сопровождается трансформацией общества и всех его институтов, войнами, революциями, нестабильностью, социальными кризисами, инновациями.

Классификацию теорий социального изменения предлагает французский ученый Р. Будон, выделяя четыре типа таких теорий.

Теории первого типа нацелены на поиск трендов — устойчивых и необратимых тенденций в развитии общества, носящих характер универсальных закономерностей. Примерами таких теорий служат закон «трех стадий» О. Конта и теория общественных формаций К. Маркса.

Теории второго типа формулируют причинно-следственные связи, которым подчиняется развитие общества. Их сущность может быть описана формулой «если А, то В» или, учитывая стохастический характер социальных процессов, «если А, то скорее всего В».

Теории третьего типа изучают формы социальных изменений.

Наконец, в теориях четвертого типа анализируются причины или факторы социальных изменений.

Наибольший вклад в исследование социальной и культурной динамики общества внес П.А. Сорокин1.





^ Питири́м Алекса́ндрович Соро́кин (23 января 1889, село Турья, Яренский уезд, Вологодская губерния, Российская империя — 10 февраля 1968, Винчестер, Массачусетс, США) — российско-американский социолог и культуролог.


^ 2. Понятие социального процесса и его формы


Под социальным процессом понимается любой вид движения, модификация, преобразование, перестройка, «революция» или «эволюция», любое изменение социальной системы во времени, касается ли оно изменения её места в пространстве, или речь идет о модификации количественных или качественных аспектов системы.

^ Понятие времени, пригодное для описания перемещений материальных тел, часто не подходит для характеристики социальных и культурных процессов. Для них, как правило, нужно использовать другой вид времени – социальное время (это внутреннее время социальных систем). Временная составляющая процесса выражается в виде длительности и последовательности (каков порядок во времени).

Любой процесс находится в пространственной связи с другими процессами и явлениями, выработанными в качестве точек отсчета. Однако физическое или геометрическое пространство и его системы координат часто оказываются неподходящими для описания социальных процессов. Для адекватного описания многих социокультурных явлений требуется особое понимание социального пространства с его собственной системой координат.

^ Изменение предполагает переход от одного состояния к другому. Это движение «от… к» и является направлением процесса. Четыре вида направлений: направление во времени (от прошлого к будущему), направление в пространстве (например, повышение или понижение в должности в координатах карьеры), качественное направление (переход от здорового состояния к больному), количественное направление (рост, уменьшение – может выражаться вербально или в числовых мерах).

По направленности социальные изменения разделяют на прогрессивные и регрессивные. Социальные прогресс предполагает развитие, которое можно рассматривать как определенное улучшение в соответствии с той или иной аксиологической точкой зрения. Социальный регресс характеризует некоторое ухудшение характеристик системы.

Многие социологи исходили из того, что общество в целом развивается по пути прогресса, хотя смысл прогресса понимался по разному. М. Вебер считал основной тенденцией общественного развития его рационализацию и бюрократизацию. Э. Дюркгейм выделил в качестве ведущей тенденции разделение труда, ведущее от «механической солидарности» к «органической солидарности» всех членов общества.

^ Концепция прогресса включает следующие представления:

1) представление о необратимости и непрерывности течения времени, от прошлого к настоящему и будущему. Прогресс означает, что настоящее лучше прошлого, а будущее станет лучше настоящего;

2) идею кумулятивности параметров процесса, постоянного приращения позитивных характеристик;

3) признание естественного и неизбежного характера процесса, который нельзя остановить или направить в другое русло;

4) ключевая идея — понятие улучшения, представление о том, что каждая следующая стадия лучше предыдущей, а в финале достигается окончательный оптимум.

В XX веке наряду с концепцией прогресса появилось ряд работ, которые могут быть отнесены к концепции регресса, часто увязываемых с кризисным состоянием общества. Две мировые войны, огромное количество локальных войн, злодейства тоталитарных режимов, экологические катастрофы, распространение безработицы, нищеты, голода и болезней настраивают некоторых обществоведов на пессимистичную точку зрения.

Социальный процесс может характеризоваться паузами, ритмами, «поворотами», сменой темпа или разделением на «фазы», «звенья», «части» и т.п. С этой точки социальные процессы в социологии традиционно разделялись на линейные, циклические и вариантно-повторяющиеся.

Начиная с XVIII в. социальные науки находились под обаянием теории эволюции и прогресса с линейной тенденцией – однолинейной, спиралевидной, разветвляющейся или осциллирующей с неизменным сохранением прогрессивного направления процесса. Большинство ученых формулировали «законы эволюции», «прогресса», «стадий развития», открывали исторические тенденции во всех сферах культуры.


^ Классические теории развития общества

Авторы

Этапы, фазы, механизмы развития

Огюст Конт

Теологическая – метафизическая - позитивная стадии

Герберт Спенсер

Военное общество – промышленное общество

Льюис Г. Морган

Дикость – варварство - цивилизация

Эмиль Дюркгейм

Механическая солидарность – органическая солидарность

Фердинанд Тённис

Gemeinschaft (общность) – Gesellschaft (общество)

Карл Маркс

Первобытное общество - рабовладение – феодализм – капитализм - коммунизм


В XX веке однолинейная направленность развития общества просматривалась во многих теориях, в частности, в теориях индустриализации (доиндустриальное – индустриальное – постиндустриальное общество).

Исследования П.Сорокина привели его к выводу о несостоятельности подобных представлений. «Наша работа является отрицанием линейных концепций социокультурных процессов…» - писал он в работе «Социальная и культурная динамика».

Это не означает, конечно, что в развитии общества совсем нет линейных процессов. Можно назвать ряд процессов, которые относятся к линейным: рост численности населения на нашей планете; увеличение суммы знаний и изобретений с течением времени; рост социальной дифференциации и интеграции и т.д. Однако подавляющее большинство социокультурных процессов не обладают вечной линейной тенденцией, а имеют временные пределы, за которыми эти тенденции заканчиваются и заменяются другими. Многие (если не все) социокультурные процессы претерпевают перерывы, ритмы и повороты, они не продолжаются вечно, непрерывно и единообразно в рамках одной и той же тенденции. Примером социологической теории циклического развития может служить теория циркуляции элит Вильфредо Парето.

Историческим и социальным процессам присущ, по Сорокину, особый (самый широкий и самый богатый) тип вариантно-повторяющихся изменений. Они постоянно претерпевают вечно новые вариации старых тем. Более сложные формы нелинейных процессов (странные аттракторы, динамический хаос и др.) были выявлены в нелинейной динамике и в постнеклассических исследованиях. О них речь пойдет позже.


^ 3. Детерминизм и индетерминизм в объяснении социальных изменений

Вывести некую формулировку причинной связи – это высшая цель любой классической науки. Однако реально каузальность между явлениями существует только в определенных рамках (в пределах определенных значений переменных) и вне этих границ связь либо исчезает, либо радикально меняет свой характер. В науке всегда существовало два крайних подхода к объяснению изменений – детерминизм и индетерминизм.

^ Под детерминизмом в широком смысле слова понимается такой подход к объяснению изменений, согласно которому все в этом мире, в том числе и человек, его мышление и поступки, причинно обусловлены. Согласно крайне жесткой трактовке детерминизма никакой свободы воли как фактора человеческого поведения не существует.

Индетерминизм – это отрицание неизменной единообразной причинной связи между явлениями, признание разных возможностей, обеспечиваются ли они высшей мыслящей силой, или «случайными», «творческими» переменными, возможность различных следствий, вызываемых одной и той же причиной. Применительно к поведению человека индетерминизм настаивает на доминировании свободной воли, либо свободного выбора, либо нескольких возможностей субъекта, управляющих его поведением и мышлением.

Существует целая градация более или менее жестких концепций детерминизма и более или менее свободных концепций индетерминизма. В некоторых детерминистических концепциях поведение человека считается столь же жестко обусловленным, как движение падающего камня. В других детерминистических концепциях предопределенный характер поведения человека сопровождается столь многочисленными оговорками, исключениями и ограничениями, что, - как пишет Сорокин,- «детерминистическая теория такого рода незаметно превращается в индетерминизм».

В свою очередь, индетерминистические теории варьируются от почти абсолютной свободы человека от любого внешнего влияния до таких «мягких» концепций, которые находятся на грани между детерминизмом и индетерминизмом.

Историческая динамика влиятельности детерминизма и индетерминизма показана на диаграмме (см. рис. 2).



^ Рис. 2. Динамика влиятельности детерминизма и индетерминизма

(по данным П.Сорокина)

Анализ диаграммы:

С 540 по 380 г. до н.э. господствует своеобразная смешанная форма детерминизма и индетерминизма, поскольку предопределенность и детерминированность здесь связывается с верой в судьбу, с «божественной волей», с «логосом», индетерминистским по своей природе. Детерминизм в Греции и Риме усиливается со второй половины IV в. до н.э. и заканчивается в I в. н.э. (два пика). Со II в. н.э. происходит его резкий упадок и начинается господство индетерминизма, который является монополистом с VI по XIII в. Лишь в XIII в. детерминизм появляется снова с пиками в XVI и XVIII-XIX веках. В течение последних четырех столетий оба течения были почти равны по своей влиятельности.

Начало XX века (1920-1957 гг.) характеризуется упадком детерминизма. Неизменные «железные» связи уступили место вероятностным зависимостям. Каузальность уже в значительной степени заменена а) «принципом неопределенности»; b) вероятностными закономерностями на уровне макрофизического мира; с) фантастическими «скачками квантов» в субатомном мире; d) «свободной волей», «волюнтаристским решением» и «имманентным самоуправлением», независимым от необходимости и случайности на значительном пространстве психосоциального человеческого мира (с. 464). Это своеобразный мятеж против чувственной культуры. Психосоциальные явления регулируются «принципом самоуправления, свободным от случайности и необходимости» (с.499). (Это признаки рождения неклассической науки, бунтующей против техногенной рациональности и жесткого детерминизма классической науки – А.Г.).


^ 4. Концепция социокультурной динамики П.Сорокина (принцип имманентного изменения социокультурных систем)


Должны ли мы искать «причины» изменения социокультурного феномена в нем самом или же в неких внешних «силах» и «факторах»? Ответ на вопрос формирует не только соответствующую методику исследования, но и влияет на практическое мышление, политику и способы решения управленческих и социальных проблем. В социальной науке были опробованы три варианта ответа на этот вопрос.

1). ^ Экстерналистский подход усматривает основания («причины», «факторы» или «движущие силы») изменения в некоторых независимых переменных, находящихся за пределами самой системы, внешних по отношению к изучаемому явлению. В таком случае изучаемая система сама по себе рассматривается как нечто совершенно пассивное, лишенное способности к спонтанному изменению.

Крайней формой экстернализма выступает механистический подход с ньтоновскими механизмами вплоть до закона инерции, согласно которому социокультурный феномен пребывает в состоянии покоя или статистического равновесия до тех пор, пока внешняя сила не заставит его изменяться. Не далек от этого и бихевиористский подход с его главным принципом «стимул-реакция». Еще одна разновидность экстернализма усматривает «корни зла» социокультурных изменений в различных факторах внешней среды.

Например, ^ Александр Леонидович Чижевский(1897-1964) основной причиной социальных изменений в обществе считал циклы солнечной активности (см. диаграммы 3,4,5).



Рис. 3. Пример взаимосвязи солнечной и социальной активности

(по Чижевскому)


(См.: Чижевский А.Л. Космический Пульс жизни: Земля в объятиях Солнца. Гелиотараксия. – М.: Мысль, 1995. 768 с.)




Рис. 4. Всемирно-исторический цикл социальной активности Чижевского


Первая эпоха всемирно-исторического цикла. Период минимальной активности. (с. 303). Характерные черты этого периода следующие: разрозненность масс, их индифферентизм к вопросам политическим и военным, миролюбивое настроение масс, уступчивость, терпимость и т. д.

^ Вторая эпоха всемирно-исторического цикла. Период нарастания активности. (с. 304).

Третья эпоха всемирно-исторического цикла. Период максимальной активности.( с. 306). Это главный этап развития каждого цикла, разрешающий в известные всемирно-исторические моменты важнейшие исторические проблемы и основополагающий новые исторические эпохи. Он побуждает человечество к величайшим безумствам и величайшим благодеяниям.

^ Четвертая эпоха всемирно-исторического цикла. Период падения активности (с. 310). Период падения активности в историко-психологическом отношении не менее интересен, чем предшествовавшие ему периоды. Обычно в этом периоде лишь завершаются те из них, которые возникли ранее.




Рис. 5. Солнечная активность (22 и 23 циклы)


Каждый цикл имеет, по Чижевскому, следующие социально-психологические особенности.

1. В эпоху максимума солнцедеятельности массовая деятельность человечества на всей поверхности Земли при наличии в человеческих сообществах экономических, политических или военных факторов достигает максимального напряжения, выражающегося в революциях, восстаниях, войнах, походах, переселениях, создающих новые формации в жизни отдельных государств и новые исторические эпохи в жизни человечества и сопровождающихся интеграцией масс, выявлением их активности и правлением большинства.

2. ^ В эпоху минимума солнцедеятельности напряжение общечеловеческой деятельности военного или политического характера понижается до минимального предела, уступая место созидательной деятельности и сопровождаясь всеобщим упадком политического иди военного энтузиазма, миром и успокоенною творческой работой в области организации государственных устоев, международных отношений, науки и искусства при дезинтеграции и депрессии масс и усилении абсолютистских тенденций власти.

3. ^ Промежуточные стадии между эпохами максимума и минимума цикла характеризуются соответственными промежуточными социально-психологическими особенностями.


2). ^ Второй подход (принцип имманентного изменения) исходит из представления об имманентном источнике изменений. Система изменяется в силу своих собственных ресурсов и свойств и не может не изменяться, даже если все внешние условия неизменны. Любой внешний фактор может рассматриваться лишь как дополнительный, но акцент всегда делается на внутренних возможностях и усилиях самой системы. Такой подход приводит к противоположным результатам.

3) ^ Интегральная концепция пытается рассматривать изменение любого социокультурного явления как результат совместного воздействия внешних и внутренних сил. Часто такое толкование носит эклектический характер, когда оба фактора ставятся просто рядом. Интегральный подход оправдан при учете того, в чем состоит специфическая роль имманентных, а в чем – внешних сил.

П.Сорокин поддерживает третий (интегральный) подход. «Мой ответ, пишет он, - в пользу принципа имманентного изменения, подкрепленного – при определенных условиях и в определенных пределах – экстерналистским подходом». Творчески (вариантно) изменяющиеся процессы предполагают принцип имманентной причинности, или саморегуляции социокультурных процессов. «Согласно этому принципу, если единица интегрирована, то изменение в направлении процесса обусловлено не столько вмешательством внешних сил, сколько внутренними силами самого процесса и характером самой единицы».


^ В целом концепцию социокультурной динамики П.Сорокина можно резюмировать следующими выводами


1. Основание (или причина) изменения любой социокультурной системы лежит в ней самой, и не следует искать его где-нибудь еще.

2. Дополнительной причиной изменения системы является окружающая среда, которая, в свою очередь, состоит в основном из имманентно изменяющихся активных систем.

3. Любая социокультурная система, изменяющаяся имманентно, непрерывно порождает ряд имманентных последствий, которые, в свою очередь, изменяют не только среду, окружающую систему, но и саму систему (это «круговая» или «обращенная» причинность, порождающая положительные и отрицательные обратные связи ).

4. Неся в самой себе семена своего изменения, любая социокультурная система несет в себе и способность формирования собственной судьбы или своего жизненного пути. Начиная с момента возникновения, каждая социокультурная система является главным фактором собственной своей судьбы. Судьба, или последовательные стадии жизненного пути системы, - это главным образом раскрытие потенциальных возможностей, присущих данной системе.

5. ^ Силы окружающей среды не стоит сбрасывать со счетов, но их роль состоит главным образом в замедлении или ускорении, способствовании или препятствовании, усилении или ослаблении процесса реализации потенциальных возможностей, присущих системе.

6. Поскольку в системе с момента ее возникновения заложен ее дальнейший путь, она является системой самодетерминированной. Так как будущее системы зависит главным образом от нее самой, подобного рода самодетерминация является свободной, проистекающей спонтанно, согласно природе системы, из ее глубин. Такого рода самодетерминация отличается как от детерминизма, так и от индетерминизма.

7. Процесс раскрытия имманентных потенциальных возможностей возникшей системы в какой-то мере предопределен самой системой, но эта предопределенность оставляет заметное поле для различных вариантов. Так как судьба, или жизненный путь, любой системы есть результат ее самоконтроля и влияния окружающих сил, удельный вес каждого из этих двух факторов формирования судьбы системы не является одинаковым для всех социокультурных систем. Чем больше удельный вес самоконтроля системы, тем выше уровень ее интеграции и тем более она могущественна.

9. Все социокультурные системы обладают энергией. ^ В качестве приблизительного показателя такого понятия, как «энергия» социокультурной системы, предлагается следующий набор критериев: чем многочисленнее состав системы, чем качественнее ее члены в биологическом, умственном, нравственном и социальном отношении; чем больше подлинной мудрости, знания и опыта имеется в распоряжении системы; чем лучше она организована; чем больше средств, влияющих на поведение людей и силы природы, находится в ее распоряжении; чем более солидарно (или последовательно) интегрирована система – тем она сильнее, тем более независима от окружающей среды. И тем больше доля ее собственного контроля при формировании своей судьбы.

10. Неисчерпаемо разнообразный и вечно новый процесс развития культуры состоит как из имманентно ограниченного изменения ее систем, так и из непрерывной замены отживших систем вновь рождающимися.


^ 5. Концепция этногенеза Л.Н.Гумилева


Этнос – устойчивая группа людей, имеющих общий язык и обладающих общими особенностями культуры и самосознания, исторически сложившимися на определенной территории.

Различают следующие типы этносов:

- племена, группы племен – социально-бытовые общности, основанные на обычаях;

- народность – небольшие по составу организованные общности, не оформившиеся в нацию;

- нация – крупное устойчивое этническое образование, объединенное языком, культурой, традициями и некоторыми формами государственности.

Этносы не надо путать с расами. ^ Расовый состав населения земли представлен четырьмя группами, различающимися по цвету кожи и анатомическому строению:

- европеойдной (белый цвет кожи);

- монголойдной (смуглый цвет кожи);

- негройдной (черный цвет кожи);

- австралойдной (красноватый оттенок кожи).

Этногенез – процесс формирования этноса. Наибольший вклад в исследование процессов этногенеза внес Лев Николаевич Гумилев2.





Лев Никола́евич Гумилёв (
1 октября 191215 июня 1992) — советский и российский учёный, историк-этнолог, доктор исторических и географических наук, поэт, переводчик с персидского языка. Основоположник пассионарной теории этногенеза.

«Этнос, - по Гумилеву, – естественно сложившийся на основе оригинального стереотипа поведения коллектив людей, существующий как энергетическая система (структура), противопоставляющая себя всем другим таким же коллективам, исходя из ощущения комплиментарности» .

Общими чертами для этноса являются: 1) противопоставление себя всем остальным, следовательно – самоутверждение; 2) мозаичность, вернее – бесконечная делимость, цементируемая системными связями; 3) единообразный процесс развития от пускового момента, через акматическую фазу к рассеянию или превращению в реликт.

«Этногенез – весь процесс от момента возникновения до исчезновения этнической системы под влиянием энтропийного процесса потери пассионарности» .

Всю динамику этногенеза Гумилев объясняет на основе особого энергетического понятия – «пассионарности».

«^ Стабильное состояние этноса – это тот случай, когда вся энергия получаемая из природной среды, целиком расходуется на поддержание процессов внутри системы, и выход ее близок к нулю; динамическое состояние – это внезапно возникающая способность к большему захвату энергии и выдаче ее за пределы этнической системы в виде работы».

«^ Динамическое состояние этнической системы – такое состояние этнической системы, при котором вследствие пассионарного толчка колебания биохимической энергии – пассионарности приводят к смене фаз этногенеза и активному преобразованию этноландшафтной среды ( в отличие от гомеостаза) .



Рис. 6. Изменение пассионарного напряжения этнической системы по Л.Н. Гумилеву (с. 349).


^ Социальная интерпретация значений индекса пассионарности:

0 – 10 – тихий обыватель, адаптированный к биоценозу ареала;

10 - 20 – стремление к благоустройству без риска для жизни;

20 – 30 – поиск удачи с риском для жизни;

30 - 40 – стремление к идеалу знания и творчества;

40 - 50 – стремление к идеалу успеха;

50 - 60 – стремление к идеалу победы, жертвенность;


^ Рождение этноса связано с динамическим состоянием ломки устоявшихся взаимоотношений и появлением некоторого количества пассионарных персон, не мирящихся с сушествующими ограничениями. Фаза подъема – быстрое увеличение числа пассионарных особей в результате либо размножения, либо инкорпорации, всегда связана с экспансией и расширением границ этноса. Акматическая фаза – максимум числа пассионариев. Здесь этнос практически неистребим и непокорим вплоть до фазы надлома. Надлом – это резкое уменьшение числа пассионариев и вытеснение их субпассионариями, пассионарный импульс которых меньше импульса инстинкта самосохранения. Затем наступает инерционная фаза и пассионарное оскудение в результате истребления пассионариев. После пережитых потрясений люди хотят покоя. Фаза обскурации – почти полная замена пассионариев субпассионариями. Дальше следует инерционное движение вплоть до реликтового состояния.

Модель жизненного цикла, использованная Гумилевым для раскрытия механизма этногенеза, оказалась эффективным инструментом изучения многих социальных изменений как в обществе в целом, так и применительно к отдельным социальным организациям и общностям. Анализ этнической истории России с позиции своей теории этногенеза Л. Н. Гумилев представил в краткой и доступной форме в книге «От Руси до России».


^ 6. Порядок и хаос в социальных системах


Многие социальные процессы связаны с организационными изменениями в социальных системах, характеризуемыми понятиями «порядок» и «хаос». В качестве определения социального порядка можно взять определение Российской социологической энциклопедии: «Порядок социальный – центральное понятие многих социологических теорий; выражает идею организованной общественной жизни, упорядоченности действия социального или системы социальной. Понятие порядка социального содержит ряд логически взаимосвязанных оттенков значения: мысль о неслучайности социального поведения каждого индивида, о существовании взаимности, согласованности, дополнительности и, следовательно, предсказуемости в действиях людей (они могут действовать социально, только если в какой-то мере знают, чего ожидать друг от друга); представление об устойчивости и исторической длительности форм общественной жизни; о существовании в ней ограничений насилия и т.п.»3.

Под хаосом в социальных науках чаще всего понималось полное отсутствие порядка и хаос определялся как категория, противоположная порядку.

^ Проблема социального порядка всегда была традиционной проблемой общественных наук.

Многие мыслители прошлого обращали внимание на циклический характер организационных процессов в жизни общества. Вот как описывал, например, эти процессы Н.Макиавелли: «Переживая беспрерывные превращения, все государства обычно из состояния упорядоченности переходят к беспорядку, а затем от беспорядка к новому порядку. Поскольку уж от самой природы вещам этого мира не дано останавливаться, они, достигнув некоего совершенства и будучи уже не способны к дальнейшему подъему, неизбежно должны приходить в упадок, и наоборот, находясь в состоянии полного упадка, до предела подорванные беспорядками, они не в состоянии пасть еще ниже и по необходимости должны идти на подъем»4. Интересно объяснение Макиавелли причин таких колебаний порядка: добродетель порождает мир, мир порождает бездеятельность, бездеятельность – беспорядок, а беспорядок – погибель и новый порядок порождается беспорядком.

Исследование динамики развития общества Сен-Симоном отразилось в его учении об органических и критических эпохах, часто упоминаемых в работах классиков социологии. Изучая прошлое, Сен-Симон пришел к выводу: «Мы можем разложить его на эпохи органические, когда развивается общественный порядок, порядок несовершенный, ибо он не всеобщий, временный, потому что он еще не мирный, и на эпохи критические, когда старый порядок подвергается критике, нападкам, разрушению, – эпохи, длящиеся до тех пор, пока миру не открывается новый принцип порядка... Отличительными чертами органических эпох являются единство, гармония во всех отраслях человеческой деятельности, тогда как эпохи критические отличает анархия, путаница, неурядица во всех направлениях... Люди, вне зависимости от места и времени, всегда заняты – в продолжение органических эпох созиданием, в продолжение критических – разрушением»5.

Как самостоятельный вопрос, требующий теоретического решения, проблема социального порядка была поставлена в восемнадцатом веке и часто именуется гоббсовской проблемой. Т. Гоббс осуществил попытку объяснить законы социального упорядочения с методологических позиций классической механики, которая на тот момент имела статус общенаучной парадигмы. Социальное взаимодействие подобно взаимодействию однородных, но разнонаправленных атомов, поэтому «война всех против всех» — это естественное социальное состояние,
которое является небезопасным и заставляет человеческий разум искать мира и следовать ему. При согласии людей отдельный человек должен отказаться от такой части своей свободы по отношению к другим людям, от какой отказываются и они по отношению к нему (общественный договор). Гарантом договора, механизмом упорядочения социальных отношений становится государство. Таким образом, социальный порядок у Гоббса — это нормативный порядок, поддерживаемый иерархической структурой политической власти6 .

Одна из первых попыток раскрыть спонтанный механизм формирования порядка в обществе была сделана А.Смитом. «Каждый отдельный человек, – отмечал он, – …имеет в виду лишь собственный интерес, преследует лишь собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им»7.

Основатель социологии О.Конт рассматривал общество как саморазвивающуюся систему, основным параметром состояния которой выступает социальный порядок. Все классики социологии пытались решать проблему социального порядка исходя из того, что существующие социальные формирования являются динамичными самоорганизующимися общественными структурами, однако представления о механизме формирования социального порядка в значительной мере коррелировались с детерминистическими или стохастическими моделями естественных наук того времени.

В социальных науках сложился ряд концептуальных подходов к решению проблемы формирования социального порядка: теории властного принуждения; концепция «невидимой руки» А.Смита; теория «общественного договора» Ж.Ж. Руссо; теория «ценностного согласия» О.Конта; системные модели социального действия Т.Парсонса; социокультурная динамика П.Сорокина; теория коммуникативного действия Ю.Хабермаса; теория открытого общества К.Поппера; теория «расширенного порядка человеческого сотрудничества» Ф.А.Хайека; теория структурации Э.Гидденса и другие.

Способы регулирования, сохранения и совершенствования порядка в социальных системах разрабатывались в экономических, политических и правовых теориях, в общей социологии, в социологии управления и организаций, во всеобщей организационной науке, получили отражение в виде законов и принципов в теории организации и в теории управления. Особый интерес к вопросам формирования социального порядка проявлялся в кризисные и переходные периоды развития общества. В последние годы в работах отечественных ученых исследуются различные аспекты становления нового социального порядка в России8.

В конце ХХ века проблема социального порядка привлекла внимание представителей естественных наук9. Нахождение тех или иных законов в естественной науке всегда означало выявление некоторого механизма формирования порядка в динамике систем, позволяющего предсказать их развитие, использовать эти законы в технических конструкциях, в системах управления. Порядок определялся как категория, означающая определенность положения элементов некоторого множества или системы, наличие структур, сохранение устойчивых связей между элементами, существование некоторых законов движения системы, обеспечивающих регулярность и детерминированность изменений. Знание таких законов движения предполагало возможность предсказания изменений системы.

Под хаосом понимали состояние системы, характеризующееся полным отсутствием пространственного или временного порядка. ^ В качестве статистической меры беспорядка использовалась энтропия. Интерес к исследованию проблемы порядка в естественных науках был инициирован открытием динамического хаоса.

^ Открытие динамического хаоса связано с обнаружением хаотического движения в динамических системах со сравнительно небольшим числом степеней свободы, на которые не действуют никакие внешние случайные силы. Явление динамического хаоса, если его рассматривать с позиций нелинейной динамики, заключается в возникновении неупорядоченных движений в совершенно детерминированных системах, описываемых динамическими уравнениями. Такое нерегулярное движение называется так же детерминированным хаосом. Это особая форма движения, которую нельзя отнести ни к чисто детерминированным процессам, ни к чисто стохастическим процессам.

С открытием динамического хаоса стало ясно, что существует два вида нерегулярного и непредсказуемого поведения: детерминированный (неравновесный) хаос; стохастический (равновесный) хаос. Равновесный хаос статичен и характеризует некоторое равновесное состояние. В состоянии равновесного хаоса система пассивна. Динамический хаос подразумевает постоянное движение и готовность системы к переходу в новый режим функционирования. В состоянии динамического хаоса система внутренне активна и динамична. Любая открытая система (в том числе и неживая), находящаяся в условиях сильной неравновесности, начинает проявлять собственную активность, приобретает «деятельное стремление», непредсказуемость поведения, или, как писал И.Пригожин, «материя становится активной».

Одной из фундаментальных проблем синергетики с момента ее возникновения стала проблема соотношения порядка и хаоса. Авторы работы «Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой» И.Пригожин и И.Стенгерс, раскрывая фундаментальные вопросы современной науки, пишут: «Один из них – вопрос об отношении хаоса и порядка. Знаменитый закон возрастания энтропии описывает мир как непрестанно эволюционирующий от порядка к хаосу. Вместе с тем, как показывает биологическая или социальная эволюция, сложное возникает из простого. Как такое может быть? Каким образом из хаоса может возникнуть структура?»10. Ответы на поставленные вопросы стали предметом теории диссипативных структур и других исследований в рамках неравновесной термодинамики и синергетики.

Таким образом, переоткрытие проблемы порядка в синергетике инициировано физиками. Однако синергетические исследования нацелены на выявление общих законов самоорганизации применительно к системам любой природы. В работах основателей синергетики нередко выделяются специальные разделы и главы «синергетика для социологов», «синергетика для экономистов», «синергетика для политологов» и т. д.

Синергетика на основе математической теории фазовых переходов раскрывает механизм перехода от одного порядка к другому, состоящий из дестабилизации старого порядка, а затем решающей флуктуации, выводящей систему в новое стабильное состояние (новый социальный порядок). На рисунке 7 показана динамика такого перехода с графиками уровня порядка в разных фазах переходного процесса.





Рис. 7. Общесистемное представление перехода от одного социального порядка к другому


Организационные процессы в системах любой природы, функционирующих в режиме динамического хаоса, могут описываться одной и той же системой понятий, многие из которых сегодня стали общенаучными. Это понятия «аттрактор», «бифуркация», «фрактал», «параметры порядка», «диссипативные структуры», «фрактальная размерность» и многие другие.

Переходные процессы исследуются и в различных социологических теориях. Так во многих технологиях организационного развития используется образный цикл организационного изменения К.Левина «размораживание – изменение – замораживание». Размораживание предполагает показ необходимости решения назревших проблем организации, разъяснение несовершенства существующих организационных форм, недостаточности старых знаний и навыков, обоснование необходимости перемен и освоения новых подходов к поведению каждого на своем рабочем месте. Изменение означает движение к новым знаниям, обучение новым формам не только работы, но и управления. На данном этапе могут предусматриваться и экспериментальные апробации новых организационных методов. Замораживание – это закрепление новых образцов поведения и организационной работы с помощью норм, стимулов, обратной связи и подкреплений. Нетрудно заметить в раскрытии этого цикла организационного развития модель фазового перехода к новому механизму формирования социального порядка в организации, позволяющего повысить организационный эффект.

На языке нелинейной динамики историю в целом можно рассматривать как последовательность фазовых переходов от одной формы порядка к другой через кризисные состояния неустойчивости и беспорядка.

Идеи и методы теории динамического хаоса позволяют рассматривать все социальные образования в качестве саморазвивающихся структур, основным режимом функционирования которых является режим динамического хаоса. Все социальные структуры и образования от отдельного человека до различных форм государств, культур и цивилизаций развиваются по нелинейным законам, рождаются, видоизменяются, взаимодействуют друг с другом, разрушаются и умирают. В таком виде могут рассматриваться процессы формирования общественного мнения, формирование политических партий, развитие социальных организаций, формирование личности.

Нелинейный взгляд на развитие социума позволяет прояснить многие традиционные проблемы социальных наук, в частности, проблемы кризисов. Исследования хаотической и организационной динамики показали, что представления об однонаправленном бескризисном развитии социальных систем является слишком грубым упрощением. Кризисы в развитии социальных систем не только закономерны, но иногда и необходимы. Кризисы можно прогнозировать, к ним можно подготовиться, их можно переживать с меньшими или большими потерями, из них можно выходить более или менее успешно. Из этого вытекает целый ряд задач и способов антикризисного управления в его самом широком понимании.


^ 7. Конкретные эмпирические исследования динамики социума


Под социумом понимается сложная динамическая социальная система, состоящая из взаимодействующих подсистем (стран мира), в которых протекает множество глобальных, региональных и локальных процессов. На динамику социума влияет множество взаимосвязанных факторов (экономических, политических, военных, демографических, технологических, социокультурных, природных), которые могут действовать нелинейно, в различных комбинациях в разные периоды времени. Конкретные исследования динамики социума в социологии осуществляются путем измерения, анализа и прогнозирования значений множества показателей, переменных и индексов (демографических, экономических, политических, научно-технологических, социокультурных и т.д.), с помощью которых в сравнительных международных исследованиях изучают множество стран мира или отдельные страны, в частности, Россию.

^ Наиболее известные индексы и переменные:

• HDI (Human Development Index) – индекс развития человека

• GCI (Global Competitiveness Index) – индекс конкурентоспособности стран мира

• GI - Global Index (factor scores) - индекс инновационного развития стран мира

• IQ - cреднее значение коэффициента интеллектуальности населения

• Democracy Index - уровень демократии в стране

• Internet users – доля пользователей Интернетом

и др.

Все индексы и показатели взаимосвязаны и эти связи имеют довольно сложный характер, однако каждый из показателей, если измерено множество его значений, может характеризовать определенные аспекты развития и динамики социума. По эмпирическим значениям индексов и показателей могут быть проверены теоретические представления и модели динамики социума.

Вот как, например, выглядит теоретически обоснованная и подтверждаемая эмпирически модель динамики значений Human Development Index (HDI) для мирового социума в целом, характеризующая тенденции социального развития общества на большом историческом отрезке времени.




Реальная динамика индекса социального развития для конкретных стран мира и для социума в целом в более короткие периоды исторического развития носит более сложный характер. В качестве наглядной иллюстрации на следующем рисунке представлена наблюдаемая динамика Hybrid Human Development Index (HHDI) из онлайн Базы Данных ООН за период 1970-2010 гг. для социума (135 стран мира), которую называют многомерным временным рядом.




Национальную специфику динамики социального развития можно проиллюстрировать сравнением траекторий развития отдельных стран, например, России и Австралии (одного из лидеров по показателям социального развития).



Для ряда стран могут наблюдаться общие причины вариабельности индекса. На следующем графике представлена динамика значений Hybrid Human Development Index (HHDI) для бывших союзных республик СССР за период 1970-2010 гг.




На графике чётко просматривается динамика переходного периода от одного качественного состояния (социального порядка) к другому. Период 1985-1995 гг. описывается как переходный период в динамике социума данных стран. Очевидно, что спад значений HHDI для России и бывших союзных республик на периоде 1990-1995 гг. обусловлен распадом СССР и связан с ростом кризисных негативных явлений в экономике, здравоохранении и образовании в этих странах. В то же время для 73 стран мира (54.1%) динамика значений HHDI описывается строго возрастающей числовой последовательностью.

Таким образом, общая динамика социального развития мирового сообщества в целом за период 1970-2010 гг. характеризуется как тенденцией устойчивого социального развития большинства стран мира, так и отступлениями от этой тенденции в ряде стран мира.

^ Глобальная тенденция устойчивого социального развития (по средним значениям HHDI) объясняется следующим. Официально принятые ООН цели социального развития, воплощенные в целях развития человека – быть богатым, здоровым и образованным, на основе которых построен Hybrid Human Development Index (HHDI), поддерживаются всеми странами и людьми, поскольку это лучше, чем быть бедным, больным и необразованным и не изменялись на протяжении длительного периода времени. Исторические данные свидетельствуют, что ВВП на душу населения, средняя ожидаемая продолжительность жизни и уровень образования населения постоянно растут на протяжении большого исторического периода времени (более 1000 лет). Усилия ООН и национальных правительств стран мира направлены, в долгосрочной перспективе, на повышение средней ожидаемой продолжительности жизни, уровня образования и ВВП на душу населения.

^ Локальная специфика характеризуется положительными или негативными, для роста значений HHDI, социальными явлениями, происходящими в регионах и странах мира в ограниченный период времени. Например, военные конфликты, экономические кризисы, природные катастрофы и т.д. очевидно снижают значение HHDI в краткосрочной перспективе. Распад СССР – очевидный пример негативного влияния локальной специфики, которая проявилась в динамике значений HHDI для бывших союзных республик СССР. Есть и положительные примеры локальной специфики, которые обусловлены успешной реализацией определенной социальной политики тех или иных государств.

Подобные исследования динамики социума проводятся и по другим показателям и индексам развития общества.


1 См.: Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика/ Пер. с англ., вст. статья и комментарии В.В. Сапова. – М.: Астрель, 2006.


2 См.: Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2002.


3 Российская социологическая энциклопедия. Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова. – М.: НОРМА – ИНФРА М, 1998, с. 398.

4 Макиавелли Н. История Флоренции. – М.: Наука, 1981, с. 174.

5 Изложение учения Сен-Симона. – М.– Л., 1947, с. 180.

6 Гоббс Т. Сочинения: В 2 т. М., 1990-1991. Т. 2. С. 133.

7 Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. – М., 1992, с. 332.

8 См., например: Агафонов Ю.А. Социальный порядок в России (Институциональный и нормативно-правовой аспекты). – Краснодар: Периодика Кубани, 2000; Гирко Л.В. Национальная идентичность и социальный порядок (Научно-аналитический обзор)// РЖ «Социология». - 1998. № 3. – С. 24–62; Лапкин В.В., Пантин В.И. Русский порядок// Политические исследования. – 1997. № 3. – С. 74–88; Современные аспекты проблемы социального порядка: на стыке модерна и постмодерна// РЖ «Социология». - 1995. № 2. – С. 31–45; Цурина И.В. Проблемы социального порядка: на стыке модерна и постмодерна (Сводный реферат)// Современные социологические теории общества. – М., 1996, с. 141–161 и др.

9 См., например: Хакен Г. Самоорганизующееся общество// Стратегии динамического развития России: единство самоорганизации и управления. - М.: Изд-во «Проспект», 2004, с. 6-27; Синергетическая парадигма. Человек и общество в условиях нестабильности. – М.: Прогресс-Традиция, 2003; Курдюмов С.П., Князева Е.Н. Коэволюция сложных социальных структур: баланс доли самоорганизации и доли управления// Стратегии динамического развития России: единство самоорганизации и управления. Материалы Первой международной научно-практической конференции. Том III. Часть 1-я. М.: Изд-во «Проспект», 2004, с. 28- 55; Пригожин И.Р. (Ред.) Человек перед лицом неопределенности. – Москва-Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2003 и др.

10 Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. – М.: Эдиториал УРСС, 2000, с. 7–8.


Похожие:

Лекция по дисциплине: «Социология» Тема 14. Социальные процессы и социальные изменения iconЛекция по дисциплине: «Социология» Тема 14. Социальные процессы и социальные изменения
Известный польский социолог П. Штомпка начинает свою книгу «Социология социальных изменений» словами: «Изучение социальных изменений...
Лекция по дисциплине: «Социология» Тема 14. Социальные процессы и социальные изменения iconЛекция по дисциплине: «Социология» Тема Социальные действия, социальные взаимодействия и социальные отношения
В данной теме мы рассмотрим те формы активности людей, которые в социологии считаются основаниями социальной жизни. Это социальные...
Лекция по дисциплине: «Социология» Тема 14. Социальные процессы и социальные изменения iconЛекция по дисциплине: «Социология» Тема 1
Социология изучает общество, рассматриваемое как общность индивидов и взаимосвязей между ними. Предметом её изучения являются структуры...
Лекция по дисциплине: «Социология» Тема 14. Социальные процессы и социальные изменения iconСоциология – открой для себя общество приглашаем на учебу! Специальность «социология»! Специальность социология – это
Социология – наиболее фундаментальная наука об обществе, изучающая различные социальные группы и общественные процессы. Социология...
Лекция по дисциплине: «Социология» Тема 14. Социальные процессы и социальные изменения iconЛекция по дисциплине: «Социология» Тема 15. Социальные конфликты Доктор социологических наук
Изучение темы предполагает сформировать представление об основных подходах к пониманию роли и функций социальных конфликтов, усвоить...
Лекция по дисциплине: «Социология» Тема 14. Социальные процессы и социальные изменения iconСоциальные институты и социальные организации 2 Вопросы: 2
Особенности воздействия социальных институтов на повседневные социальные связи: 3
Лекция по дисциплине: «Социология» Тема 14. Социальные процессы и социальные изменения iconЛекция по дисциплине: «Социология» Тема 17. Процессы глобализации и глобальные проблемы современного общества
Становление глобалистики как отрасли исследований процессов глобализации и глобальных проблем современного общества
Лекция по дисциплине: «Социология» Тема 14. Социальные процессы и социальные изменения iconОбъект, предмет социологии
Великой французской революции, период коренного общественного преобразования в Европе. Формируются новые социальные отношения, социальные...
Лекция по дисциплине: «Социология» Тема 14. Социальные процессы и социальные изменения iconЛекция по дисциплине: «Социология» Тема Социология личности. Социальная детерминация поведения личности Доктор социологических наук
Охватывает весь спектр поведенческих норм (право, мораль, предписания религии, этикет, правила общения) и оказывается в конечном...
Лекция по дисциплине: «Социология» Тема 14. Социальные процессы и социальные изменения iconЛекция по дисциплине: «Социология» Тема 3
Основные виды и типы исследований. Задачи организации социологических исследований
Лекция по дисциплине: «Социология» Тема 14. Социальные процессы и социальные изменения iconЛекция по дисциплине: «Социология» Тема 16. Формирование мировой системы Доктор социологических наук
...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы