Лекция по дисциплине: «Социология» Тема 17. Процессы глобализации и глобальные проблемы современного общества icon

Лекция по дисциплине: «Социология» Тема 17. Процессы глобализации и глобальные проблемы современного общества


Скачать 97.84 Kb.
НазваниеЛекция по дисциплине: «Социология» Тема 17. Процессы глобализации и глобальные проблемы современного общества
Размер97.84 Kb.
ТипЛекция




Академия социального управления


ЛЕКЦИЯ




По дисциплине: «Социология»


Тема 17. Процессы глобализации и глобальные проблемы современного общества




Доктор социологических наук,

профессор Григорьев А.А.


Москва - 2013

Тема 17. Процессы глобализации и глобальные проблемы современного общества


Вопросы темы:

1. Становление глобалистики как отрасли исследований процессов глобализации и глобальных проблем современного общества.

2. Процессы и признаки глобализации.

3. Оценка процессов глобализации и её последствий.

4. Глобальные проблемы современного общества.

1. Становление глобалистики как отрасти исследований процессов глобализации и глобальных проблем современного общества

Одним из важнейших показателей современного исторического процесса является глобализация различных сторон жизнедеятельности людей. Происходит необратимое поступательное движение от дифференцированного в экономическом, политическом, социокультурном и многих других отношениях общества к единой глобальной мир-системе. Трансформации в обществе при этом настолько существенны, что дает основание многим исследователям данный переход считать движением от предыстории человечества к его подлинной истории.

В связи с глобализацией возникло новое миропонимание, рассматривающее, в частности, весь социогенез как проявление, раскрытие глобализационных тенденций. В связи с этим в конце XX века появилась обширная междисциплинарная отрасль исследований общества, получившая наименование «глобалистика». Термин “глобалистика” этимологически восходит к латинскому слову globus - шар. Под термином “глобалистика” подразумевается область знаний, касающихся проблем планетарного масштаба, т.е. глобальных проблем, присущих всему человечеству.

^ Глобалистика как самостоятельное научное направление первоначально начала складываться в процессе исследования кризисных явлений в развитии человечества. Причины их появления своими корнями уходят в историю становления современной цивилизации, породившей обширный кризис индустриального общества, технократически ориентированной культуры в целом. Этот кризис охватил весь комплекс взаимодействия людей друг с другом, с обществом, с природой и затронул все мировое сообщество. Затем произошло вовлечение в предметное поле глобалистики всего многообразия процессов глобализации.


Как и всякая область знаний, глобалистика имеет свою историю. Обычно принято выделять три этапа становления глобалистики.

^ Первый этап. Приходится на 60-е годы XX века. В этот период достижения НТР и масштабы производства достигли небывалого объема и стали пониматься реальные угрозы возможностям природы компенсировать их воздействие. На этом этапе возник так называемый Римский клуб (1968), который и положил начало глобальной проблематике мирового развития.

^ Второй этап. Этот этап продлился от середины 70-х до середины 80-х годов. Он характеризуется усиленной реконструкцией экономики, вызванный мрачными прогнозами докладов Римскому клубу, разразившимся нефтяным кризисом, обострением экономических противоречий между развивающимися и промышленно развитыми странами.

^ Третий этап. Это этап, начавшийся с конца 80-х годов в результате изменения политической карты мира, т.е. исчезновения системы социализма. Этот этап характеризуется тем, что на первое место вышли социальные, политические и культурологические проблемы, носящие глобальный характер.

Начиная с 90-х годов XX столетия проблемы глобалистики стали занимать центральное место в исследованиях развития общества. Стоит особо отметить издание на русском и английском языках энциклопедии «Глобалистика» (2003 г.). Следует выделить ряд работ последних лет, посвященных процессу глобализации как исторически нового фактора цивилизационнго развития.






Заслуживают внимания и другие работы О. Н. Астафьевой, У.Бека, И. Валлерстайна, К. X. Делокарова, М. Г. Делягина, В. М. Межуева, А. С. Панарина, Дж. Стиглица, А. Д. Урсула, А.И. Уткина, В. Г. Федотовой, Ф. Фукуямы, М. А.Чешкова, А. Н. Чумакова, В. Н. Шевченко, Ю. В. Яковца и других. В XXI веке глобалистика стала пониматься как междисциплинарная наука о современном обществе и мире в целом1.

С 2008 года на русском языке издается научный журнал «Век глобализации».




Ведущие темы публикаций:

По проблемам глобалистики регулярно проводятся научные конгрессы и семинары. В частности, 18-22 мая 2011 года Факультет глобальных процессов МГУ при участии ряда международных научных организаций   провел Второй международный научный конгресс «Глобалистика – 2011». Задачи Конгресса: анализ, обобщение, сравнительное измерение глобальных процессов.



Остановимся более детально на ключевых моментах становления глобалистики. В 60-е годы на Западе велась интенсивная разработка социологических концепций, ко­торые в последующем получили название теорий индустриа­лизма. Американский экономист и социолог У. Ростоу выступил в Кемб­риджском университете с курсом лекций, на основе которого в 1960 г. появилась его нашумевшая книга «Стадии экономического роста. Некоммунистический манифест». Почти одновременно начал ра­боту над книгой «Новое индустриальное общество» (издана в 1967 г., рус. пер. 1969) другой видный американский экономист и социо­лог Дж. Гэлбрейт. С докладами и статьями такого же оптимистичного тона выступили французские социологи Р. Арон и А. Турэн, аме­риканский социолог Д. Белл. ( «18 лекций об индустриальном обществе» (1962) и «3 очерка об индустриальной эпохе» (1966) Р. Арона, «Постиндустриальное об­щество» (1969) А. Турэна, «Навстречу 2000 году» (1968), «Наступле­ние постиндустриального общества» (1973) и «Противоречия куль­туры капитализма» (1976) Д. Белла.

^ Представления о будущем общества были довольно оптимистичны. Согласно взглядам теоретиков индустриализма «доиндустриальное» общество независимо от обществен­ного строя поднимается на ступень «переходного к индустриально­му», последнее, в свою очередь, на ступень «индустриального», а оно — на еще более высокую, невиданную доселе ступень «постин­дустриального общества». Это и будет прекрасное будущее, которое, по мне­нию «индустриалистов», ожидает человечество к XXI в. В основе такого развития один показатель – ВНП на душу населения.

Пожалуй, наиболее полно эта линия была проведена в книге ди­ректора Гудзоновского института — одного из ведущих прогностических центров США — Г. Кана и его сотрудника А. Винера «Год 2000».

Кан и Винер разделили страны мира на пять категорий; «доиндустриальные» (до 200 долл. ВНП на душу населения), «переходные» (200—600 долл.), «индустриальные» (600—1500 долл.), «высокоиндустриальные» (1500—4000 долл.) и «постиндустриальные» (свыше 4000 долл.). За­тем определили наиболее вероятные, на их взгляд, темпы роста ВНП этих стран при наблюдаемых тенденциях. Наконец, скрупулез­но подсчитали, сколько лет понадобится при данных темпах роста той или иной стране для перехода в следующую категорию и в конечном счете — для достижения уровня США 60-х гг. Получи­лось, что даже «высокоиндустриальным» странам необходимо яко­бы для этого от 11 до 42 лет, а «доиндустриальным» Китаю — 101 год, Индии — 117 лет, Мексике — 162 года, Нигерии — 339 лет, Индонезии — 593 года!

Теории индустриализма вызвали острую критику в социологических кругах. Дело даже не в том, насколько верны их подсчеты, хотя уже сейчас очевидно, что они оказались несостоятельными. Вызывала и вызывает принципиальные возражения сама концепция будущего, согласно которой мир XXI века представлялся большим или меньшим приближением к уровню США 60-х годов, а сами США — избавленными от бед сегодняш­него дня путем перехода в «постиндустриальную» категорию. Концепция подразумевает, что по мере приближения к уровню США одна страна мира за другой, будут все более упо­добляться Соединенным Штатам и в экономическом, и в социальном отношении.

В условиях растущих нападок, которым подверглась концепция «постиндустриального общества», ее сторонники вынуждены были существенно услож­нить свои теоретические положения, прибегнув к более изощрен­ной аргументации и обратившись, помимо ВНП на душу населе­ния, к более широкому кругу социальных показателей (производственно-профессиональная структура, образовательно-профессиональная структура, социально-демографическая структура и др.).


Однако обстановка примерно к 1971—1972 гг. изменилась ради­кально. На господствующие представления о безоблачном будущем в этот период обрушились три «антифутурологические волны» (И.В. Бестужев-Лада), которые охладили оптимистичный пыл индустриалистов.

1). ^ Первая «антифутурологическая волна» (экологическая) была связана с расту­щей тревогой мировой общественности по поводу прогрессирую­щего загрязнения окружающей природной среды. Она взметнулась сотнями книг и тысячами статей в защиту природы, сделалась предметом страстных дискуссий, предвыборных кампаний и парламентских распрей. Стало «неприлич­ным» говорить о каком-то безоблачном «постиндустриальном обществе», игнорируя общую тревогу насчет того, что станет с планетой Земля.

2). ^ Вторая «волна» ( технологическая) - накатилась буквально следом за первой. Нача­лись поиски «виновника» загрязнения природной среды. Таковым была признана энергетика, основанная на сжигании невосполни­мых ресурсов нефти, газа и угля; промышленность, захватывающая сельскохозяйственные уго­дья, отравляющая воду и воздух; автотранспорт, соревнующийся с промышленностью в отравлении воздуха, убивающий сотни тысяч и калечащий миллионы людей ежегодно; конвейеры на заводах, изма­тывающие и отупляющие рабочих; «сверхурбанизация», приводя­щая к противоестественному скоплению многомиллионных масс людей в гигантских «супергородах» — мегаполисах и т.д.

3). ^ Третья «волна» (антисциентисткая) выразилась в оживлении давно существовавшего на За­паде антисциентистского течения с его отрицанием науки как конструктивной формы общественного сознания, обвинениями в её адрес, сводившимися к тому, что якобы именно она породила гонку вооружений, развитие атомного, химического, бактериологи­ческого оружия массового поражения, загрязнение природной сре­ды, демографический и информационный «взрывы», многочислен­ные тупики и кризисы середины XX века.

Затем в центре внимания оказался «Футурошок» Э. Тоффлера (1970).

Тоффлер ярким, образным языком публициста рассказал о том, как социальные последствия научно-технической рево­люции развеивают в прах оптимистичные представления индустриалистов о будущем общества.

В работе обосновывались следующие тенденции. Бешено ускоряется темп жизни. Одежда, домашняя обстанов­ка, все вещи, окружающие человека, сами по себе теряют пре­жнюю престижную ценность. Разваливается социальный институт семьи и брака, тесный круг друзей. Вместо привычного стиля жизни появляется множество разно­образных «стилей жизни», один другого экстравагантнее и возмути­тельнее, по прежним понятиям. Вместо привычных «солидных» фирм со строгой иерархией престижа и сфер компетенции служа­щих раскручивается калейдоскоп возникающих и исчезающих ко­митетов, центров, комиссий, институтов, корпораций. Вместо стабильной организации уп­равления по отраслям возникает «проблемная» организация, каж­дый раз новая для решения каждой новой проблемы. Вместо при­вычной бюрократии и плутократии появляется невиданная прежде «адхократия» — «комитеты ад хок» (для данного случая).

^ Средства массовой информации — пресса, радио, телеви­дение, поглощающие кино и театр, — становятся средствами массового оглупления людей, бесцеремонной и бессмысленной манипуляции личностью человека. Искусство превращается в стремительно сменяющие друг друга модные кривлянья, в «по­теху одноразового пользования». Наука, подбираясь к секре­там управления развитием физического и психического обли­ка человека, готовится поставить массовое оглупление людей и манипуляцию личностью на «научную» основу, ускоряет процесс превращения гомо сапиенс в какой-то кибернетичес­кий организм.

^ В этом «безум­ном, безумном мире» все более неуютно чувствует себя человек Все чаще оказывается он в состоянии шока. А ведь все это, доказывает автор, только начало. Потому что это — не просто шок, а футурошок, шок от столкновения с будущим.

Эти исследования будущего, вместе взятые, произвели впечатление разорвавшей­ся бомбы. Радужные ми­ражи «постиндустриального общества» развеялись выявляемыми в исследованиях глобальными проблемами и об­рисоваванной Тоффлером угрозой надвигающейся социальной катастрофы. На таком фоне и появился Римский клуб.


^ Римский клуб был образован 6-7 апреля 1968 г. в Риме. Инициатором создания клуба был итальянский менеджер, член правления фирм «Оливетти» и «Фиат», Аурелио Печчеи, который пригласил в Рим около 30 европейских ученых - естественников, социологов и экономистов.

Мировую известность Римский клуб получил в связи с выходом в свет в 1971 г. книги «Миро­вая динамика», которой было суждено сыграть осо­бую роль в становлении глобалистики. Автор ее — Дж. Форрестер, специалист по теории управления, профессор Массачусетского тех­нологического института (США). Монография была написана на основе доклада Римскому клубу. Автор разработал глобальную модель, состоящую из более чем 40 нелинейных уравнений, описывающих взаимосвязь 5 параметров: населения, капиталовложения, использования не возобновляемых ресурсов, загрязнение окружающей среды и производство продовольствия. Так, впервые, была реализована идея глобального моделирования. Модель, которая получила название “Мир – 1”, предсказывала, что человечество идет к неминуемой катастрофе, если не будет ограничен рост человечества.




Рис. 2. Один из сценариев мировой динамики Форрестера


Впервые ограниченность роста человечества была высказана английским экономистом Р.Т. Мальтусом (1766-1834). Поэтому Форрестера назвали «Мальтусом с компьютером».

Модель была признана слишком грубой, поэтому было решено создать новую, более совершенную модель. По итогам доклада группе мо­лодых коллег Форрестера во главе с Денисом Медоузом заказали исследование проекта по «глобальному моделированию» (в развитие положений Форрестера) с использованием ЭВМ. Спустя год вышла книга группы Медоуза «Пределы роста» и, наконец, было признано, что выводы Форрестера — Медоуза сенсационны. Модель давала самые мрачные прогнозы на будущее. Через 75 лет утверждали авторы, сырьевые ресурсы будут исчерпаны, а нехватка продовольствия станет катастрофической.

Затем по инициативе Римского клуба было выполнено множество исследовательских проектов, результаты которых были представлены в форме докладов Римскому клубу. К числу основных из них относятся:

  1. “Пределы роста”, 1972 г. (рук. Д.Медоуз);

  2. “Человечество на поворотном пункте”, 1974 г. (М.Месарович и Э.Пестель);

  3. “Пересмотр международного порядка”, 1976 г. (Я.Тинберген);

  4. “За пределами века расточительства”, 1978 г. (Д.Габор);

  5. “Цели для человечества”, 1977 г. (рук. Э.Ласло);

  6. “Энергия: обратный счет”, 1978 г. (рук. Т. Монтбрил)

  7. “Нет пределов обучению”, 1979 г. (рук. Дж.Боткин, М.Эльманджера, М.Малица);

  8. “Третий мир: три четверти мира”, 1980 г. (М.Гренье)

  9. “Диалог о благосостоянии и благополучии”, 1980 г. (О.Джарини)

  10. “Маршруты, ведущие в будущее”, 1980 г. (Б.Гаврилишин);

  11. “Микроэлектроника и общество”, 1982 г. (рук. Г.Фридрихс, А.Шафф);

  12. “Революция босоногих”, 1985 г. (Б.Шнейдер) и др.

  13. “Первая глобальная революция”,1989 г. (А.Кинг, Б. Шнайдер )

В последующие годы доклады Римскому клубу появлялись почти ежегодно, причем проблематика глобалистики стала разрабатывается многими исследовательскими груп­пами, в том числе и не связанными непосредственно с Римским клубом.

Анализируя деятельность Римского клуба, его создатель и лидер Аурелио Печчеи, сформулировал “Основные цели человечества”, которые изложил в своей книге “Человеческие качества” (А. Печчеи. Человеческие качества. М., 1985.).

Печчеи предлагает шесть, как он называет “стартовых” целей, которые связаны с “внешними пределами” планеты; “внутренними пределами” самого человека; культурным наследием народов; формированием мирового сообщества; охраной окружающей среды и реорганизацией производственной системы.

Краткая характеристика для каждой цели выглядит следующим образом.

^ Первая цель: внешние пределы.

Присутствие человека на планете, его деятельность ограничивается биофизическими пределами (“внешними пределами”) Земли. Следовательно, человек в своей деятельности, должен исходить из возможностей окружающей его природы, не доводя их до крайних пределов.

^ Вторая цель: внутренние пределы.

Эта цель указывает на то, что не только планета, но и возможности самого человека имеют физические и психологические пределы. Создавая собственную культуру, цивилизацию, т.е. некую искусственную среду, человек вынужден с одной стороны предельно напрягать и истощать внутренние резервы своего организма, а с другой, из-за недостаточности нагрузки идет деградация его биофизических способностей. Идея этой цели (а она является центральной для А. Печчеи) состоит в совершенствовании человека, раскрытии его новых потенциальных возможностей.

^ Третья цель: культурное наследие.

Развитие технологической цивилизации ведет к унификации культуры. Поэтому только бережное отношение к культурному наследию поможет сохранить уникальность различных культур. И хотя организации типа ЮНЕСКО проводят определенную работу, но этого явно недостаточно.

^ Четвертая цель: мировое сообщество.

Интеграция в единое мировое сообщество позволяет более эффективно регулировать международную жизнь, и следовательно является более эффективным способом сосуществования. Однако, такое положение дел не соответствует интересам великих держав, а также ряду эгоцентричных государств. Поэтому необходимо переосмыслить идею национального государства, чтобы найти пути для преобразования нынешней мировой системы в мировое сообщество.

^ Пятая цель: среда обитания

Проблема состоит в том, как разместить на планете людей, численность которых через несколько десятков лет станет вдвое больше нынешнего.

^ Шестая цель: производственная система.

Производственному истэблишменту принадлежит в современном мире ключевая роль. Однако, сбои в экономических механизмах, независимо от того, что управляет - рынок или план - становятся ощутимее. В чем философские причины экономических проблем, и какой должна быть экономическая система будущего, чтобы обеспечить непрерывно увеличивающееся население планеты.


В настоящее время глобалистика обрела относительно четкие очертания, ее можно определить как междисциплинарную область научных исследований, направленных на выявление сущности, тенденций и причин процессов глобализации, порождаемых глобальных проблем будущего общества, а также путей и способов решения этих проблем. Это одна из активно развиваюшихся областей исследований современного мира.

^ 2. Процессы и признаки глобализации

Новая реальность, в которой оказалось человечество на пороге третьего тысячелетия определяется развертыванием и взаимодействием разнообразных процессов глобализации в самых различных областях человеческой деятельности (экономике, политике, средствах коммуникации, культуре и т.д.). Определяющим при этом становится интенсификация взаимосвязей отдельных сфер общества через информационные сети. От гармоничного развития указанных процессов зависит будущее человечества, условия его выживания.

Глобализацияэто исторический процесс превращения мира в единую социальную систему с общими правовыми, экономическими, культурными и информационными характеристиками.

Первоначально глобализация увязывалась с процессами объединения экономик стран мира. Как считается, термин «глобализация» принадлежит американскому исследователю Т. Левитту, обозначившему этим словом в своей статье для “Harvard Business Review” (1983 г.) феномен объединения рынков отдельных товаров, производимых крупными транснациональными корпорациями. Идея Левитта была развита японским консультантом Гарвардской школы бизнеса К. Омаэ, опубликовавшим в 1990 году книгу «Мир без границ». Омаэ утверждал, что экономический национализм стал бессмысленным, а право принятия реальных экономических решений перешло к «глобальным фирмам», принадлежащим, в свою очередь, к «триаде», образованной США, Японией и ЕС.

Без сомнения, глобализация связана прежде всего с процессами становления мировой (глобальной) экономики. Видный исследователь современного общества М. Кастельс определяет глобальную экономику следующим образом: это «экономика, способная работать как единая система в режиме реального времени в масштабе всей планеты».

Однако сегодня становится очевидным, что образование «мир-системы», как назвал современное мировое сообщество И.Валлерстайн, является результатом взаимопроникновения самых разных элементов существующих на планете обществ. Согласно Э.Гидденсу, глобализация неразрывно связана с модернизацией и кроме экономической составляющей включает систематизацию межгосударственных связей во всех сферах общества и формирование глобальной культуры современного общества.


Признаки глобализации:

1). ^ В сфере экономики:

- усиливается роль межстрановой, межрегиональной и глобальной координации (ЕС, НАФТА, ОПЕК, БРИКС и др.);

- ведущими хозяйственными субъектами становятся транснациональные корпорации, в значительной мере независимые от влияния национальных правительств, способные перебрасывать капитал в страну с наиболее выгодными условиями для бизнеса;

- появляются единые технологии, позволяющие производить и распространять производимую продукцию по всему миру;

- распространение общемировых правил стандартизации и унификации.

2). В политической сфере:

- усиливается влияние различных региональных и глобальных объединений и организаций, таких как НАТО, АСЕАН, ООН и ее отраслевые организации;

- процессы демократизации в Латинской Америке и посткоммунистической Восточной Европе ведут к преобладанию парламентской демократии как универсальной политической системы;

- в последние годы подвергается сомнению такая фундаментальная черта прежней политической системы, как национальный суверенитет. Его доминирование оспаривается как теоретиками глобализации, так и практическими действиями в Ираке, Ливии и других странах.


^ 3) В сфере культуры:

- в культуре также действуют мощные унифицирующие тенденции. Средства массовой информации превращают планету в «глобальную деревню»;

- по всей планете люди смотрят по телевидению, в кино, на видеокассетах одни и те же фильмы, журналистские репортажи, знают одних и тех же актеров, публицистов, кутюрье, писателей.

4) ^ В сфере коммуникаций:

- создание глобальной компьютерной сети Интернет позволяет получать доступ к неограниченному объему информации и общаться с различными социальными группами в любых регионах мира.


По оценкам специалистов, процесс глобализации охватил примерно 60 государств, но на их долю приходится три четверти мирового валового продукта. Неравномерность развития процессов глобализации ведет к появлению проблемы «центра» и «периферии», т.е. к появлению противоречий между государствами, вовлеченными и не вовлеченными в процессы глобализации. В странах, оказавшихся на периферии процессов глобализации, недовольство этим процессом может принимать самые различные формы, в том числе выливаться в экстремистские действия, в подготовку и проведение террористических акций против ведущих стран мира.

^ Выступления антиглобалистов в развитых странах, как правило, связаны с противоречием между процессами интернационализации и национальной специфики каждого государства. Именно осознание угрозы национальному суверенитету государства, которая связывается с растущей глобализацией, и лежит в основе акций протеста антиглобалистов.

Глобализация есть ответ мирового сообщества на ряд важных проблем современности, имеющих решающее значение для судеб всего человечества. Из национальных и региональных они ныне превратились в проблемы всеобщие, не считающиеся с государственными границами и требующие в своем решении всеобщих усилий.


^ 3. Оценка процессов глобализации и её последствий


В 1996—1997 годах в Копенгагене состоялись два семинара, посвященных социальному прогрессу. В результате этих семинаров были сформулированы три вывода:

1) двигателем глобализации является мировой капитализм с рыночной экономикой, развитие которого представляет устойчивую тенденцию человеческой истории и в то же время является политико-идеологической программой;

2) глобальный капитализм как тенденция и политическая программа лишь частично отражает мировоззрение человечества и общества;

3) преобладающие сейчас представления о прогрессе нуждаются в обогащении и развитии на базе какой-либо иной универсалистской теории.

По мнению российского обществоведа А. Панарина, глобализация ведет к следующей дилемме: «Либо мир должен быть преобразован геополитически так, чтобы незападное большинство беспрепятственно предложило свои ресурсы Западу и позволило тем самым продлить существование этой потребительской цивилизации до того времени, пока она изобретет новый, более справедливый проект для всего человечества... Либо миру предстоит тотальное преобразование ценностного типа, включая новые принципы жизнестроения, открывающие долговременную перспективу для всех, а не одних только потребительских обществ Запада».

Как считает российский исследователь Э. Кочетов, «именно Россия может стать «локомотивом» формирования глобальной неоэкономической модели, ибо она обладает огромной этнонациональной палитрой, широким спектром религиозно-этнических блоков, мощным пластом духовного развития и огромным интеллектуальным потенциалом».

Многочисленные сторонники глобализации разделяются на приверженцев революционного и эволюционного подходов к ее интерпретации. Не менее многочисленны и скептически настроенные по отношению к глобализации исследователи, указывающие на различные негативные аспекты этого процесса (табл. 1.).

^ Сторонники «революционного» подхода (Р. Кеохейн, Дж. Най, К. Омаэ, Т Фридмен) видят в глобализации источник грядущего процветания и стабильности, единого мирового порядка, когда «традиционные нации-государства теряют свою естественность, становятся непригодными в качестве партнера в бизнесе». Предполагается возможность достижения мировой гармонии, при которой ключевые решения «будут приниматься транснациональными компаниями в союзе с региональными правительствами... Это будет своего рода высокотехнологичный архипелаг посреди моря нищего человечества».

Эволюционисты (Э. Гидденс, Дж. Розенау) считают необходимой постепенную адаптацию к новому мировому порядку, отличающемуся большей взаимозависимостью и поэтому большей нестабильностью. Они видят в глобализации длительный исторический процесс, предугадывание точных параметров которого — не дело науки. Согласно представлениям эволюционистов, глобализация приведет к жесткой стратификации мировой системы: одни страны займут центральные доминирующие позиции, другие безнадежно отстанут. В то же время более точно говорить не о наличии трех раздельных миров, а о сосуществовании в каждом мегаполисе «трех окружностей» — богатых, лояльных и люмпенизированных членов общества.

Представители обоих направлений уверены в необратимости глобализации и соответствующей необходимости строительства новой мировой структуры, уже не включающей суверенные государства в качестве основных элементов.


Таблица 1.
^
Три взгляда на глобализацию




Характеристики

Революционный подход

Эволюционный подход

Скептический подход

Новое

Наступление глобальной эры

Беспрецедентный уровень глобализации

Формирование торговых блоков, более слабое глобальное управление, чем ранее

Главные черты

Глобальные капитализм и управление

Интенсивная и экстенсивная глобализация

Менее взаимозависимый, чем в 1980-х гг., мир

Мощь национальных правительств

Ослабевающая и распадающаяся

Пересмотренная, реконструированная

Укрепившаяся и приумноженная

Движущие силы глобализации

Свободный капитал и новая технология

Движение к модернизации своего общества

Государственные механизмы и рыночные структуры

Вид стратификации

Эрозия старых иерархий

Новая архитектура мирового порядка

Усилившаяся маргинализация Юга

Доминирующий мотив

Стандартизация: «Макдоналдс», Мадонна и др.

Трансформация политического сообщества

Реализация национальных интересов

Концептуализация глобализации

Пересмотр природы человеческих действий

Пересмотр межрегиональных отношений

Интернационализация и регионализация

Историческая траектория

Глобальная цивилизация

Глобальная интеграция и одновременно фрагментация

Региональные блоки, столкновение цивилизаций

Суммарный тезис

Окончание исторической релевантности нации-государства

Осуществляется трансформация государственной мощи и мировой политики

Интернационализация вступает в зависимость от согласия государств и от мирового соотношения сил


^ Критики глобализации (Б. Барбер, Дж. Голдсмит, П. Бьюкенен и др.) указывают на следующие негативные аспекты и сомнительные стороны этого процесса:

1) мощные современные государства сумеют удержать суверенитет и воспротивиться растворению в глобальном конгломерате;

2) поспешное преодоление национальной идентичности грозит социальной и политической дестабилизацией целых регионов;

3) глобализация — не более чем прикрытие жесткой экономической конкуренции трех «центров силы» — США, Западной Европы и Восточной Азии;

4) сами лидеры глобализации страдают от открытия границ конкурентам, социального расслоения, усиления экологических проблем;

5) свободный рынок должен распространяться на товары, но не на капитал, поскольку финансовые операции нестабильны и требуют серьезного государственного контроля;

6) американские изоляционисты опасаются утраты суверенитета и гибели традиционных ценностей (критика глобализации «справа»);

7) критики глобализации «слева» указывают на усиление эксплуатации труда капиталом во всемирном масштабе (сюда можно отнести и всем известные теперь протесты «антиглобалистов»).

В целом, можно констатировать следующие общие характеристики глобализации:

1) лишь рынок капиталов является подлинно глобальным, а поэтому потоки инвестиций имеют иерархическую структуру — от богатого Севера к бедному Югу;

2) далеко не каждое государство может попасть в число лидеров глобализации, но все они должны адаптироваться к ее вызовам под угрозой остаться на обочине нового мирового порядка;

3) внутри развитых стран объем экспорта растет быстрее, чем в соседних странах;

4) у развивающихся стран появляется определенный шанс —поток частных инвестиций в эти страны увеличивается. Но приходящие деньги так же быстро уходят при малейшем ухудшении экономической конъюнктуры и далеко не всегда эффективно используются;

5) глобализация требует унификации условий, но в реальной жизни этого не происходит;

6) несмотря на утверждения идеологов глобализации, формирования глобального рынка пока не произошло: крупные развитые страны остаются самодостаточными.

7) торжество глобализма в политическом плане означает поражение левых партий во всех странах, невозможность реализации социально ориентированных политико-экономических программ;

8) наибольший выигрыш от открытия национальных барьеров приобрели США, получившие на протяжении 1990-х годов за счет экспорта около трети прироста своего ВНП;

9) фактор государственности по-прежнему играет важную роль: национальные государства ведут активную борьбу за сохранение контроля и влияния.


^ 4. Глобальные проблемы современного общества

Глобальные проблемы – это общемировые, общечеловеческие проблемы развития. Все они тесно связаны между собой, с процессами глобализации и обладают следующими характеристиками:

- угрозы существованию человечества вплоть до его уничтожения;

- решение глобальных проблем требует совместных усилий всего мирового сообщества.

^ Что подразумевается под глобальными процессами, имеющими проблемный характер?

Перечислим наиболее часто упоминаемые в литературе глобальные процессы:

  1. Рост численности населения;

  2. Увеличивающийся недостаток продуктов питания;

  3. Истощение запасов невозобновляемых ресурсов;

  4. Рост потребности в энергетических ресурсах;

  5. Неравномерность экономического развития регионов планеты;

  6. Быстрая индустриализация;

  7. Деградация окружающей среды;

  8. Дегуманизация культуры;

  9. Разработка и наращивание средств массового уничтожения;

  10. Освоение космоса.

К наиболее острым глобальным проблемам современности относят:

- экологичес­кие проблемы;

- демографические проблемы;

- продовольственные проблемы;

- проблемы кризиса культуры;

- проблемы войны и мира;

- проблемы бедности и отсталости развивающихся стран.

С недавнего времени в статус глобальных возведе­ны проблема терроризма и проблемы, связанные с мировым финансовым кризисом.

К основным причинам возникновения глобальных проблем относят:

  • усиленный рост потребностей человечества;

  • возросшие масштабы технических средств воздействия общества на природу;

  • истощение природных ресурсов.

Общий вывод исследований таков: Усиление антропогенного влияния на окружаю­щую среду и технологического давления на мир привело человече­ство к порогу эпохи глобальных кризисов. Антагонистический характер приобрели не только противоречия техногенной деятельности человека и адаптивных возможностей природных циклов, направленных на утилизацию отходов производственного процес­са. Антагонизм характерен для роста материально-энергетичес­ких потребностей человечества и ограниченных ресурсов природ­ных экосистем.

Особенностью гло­бальных проблем является их тесная взаимосвязь и взаимообус­ловленность, так, что обострение одной из них влечет за собой и обострение всей их цепочки. В силу этого глобальные проблемы должны решаться комплексно, координированно, усилиями все­го мирового сообщества. Они сплетены в сложный клубок, вклю­чающий в себя сеть медико-биологических проблем, указываю­щих на риски для здоровья современного человека, сокращения ареалов нищеты и бедности, комплекс минерально-сырьевых про­блем, свидетельствующих о потенциале хозяйственного развития, проблемы энергетического кризиса, проблемы прекра­щения гонки вооружений и предотвращения использования средств массового уничтожения, проблемы финансового кризиса.

Ученые бьют тревогу в связи с обострившейся демографичес­кой проблемой, которая обусловлена не только спадом рождаемо­сти, но и новыми тенденциями развития семьи и семейных отно­шений. Это, во-первых, появление неполных семей, во-вторых, распадающихся и непрочных семей, в-третьих, возникновение се­мей нетрадиционного типа, в принципе не способных к продолже­нию рода.


^ Демографические тенденции


Современные прогнозы говорят о том, что каждые 40 лет население планеты будет увеличиваться на треть. Практически весь прирост приходится на развивающиеся страны. В каждой пятой стране, в том числе в Германии, Республике Корея, Российской Федерации и Японии, ожидается сокращение численности населения; в то же время в каждой шестой стране – все они относятся к развивающимся и все, кроме трех, находятся в Африке – население за ближайшие 40 лет вырастет более чем вдвое. Если бы не миграция, население развивающихся стран достигло бы пика в 2020 г., а в последующие 30 лет снизилось бы на 7%. Тенденция, проявляющаяся в течение последних 50 лет – снижение доли людей, живущих в Европе, и рост населения, живущего в Африке – вероятно, сохранится.

^ Старение населения – повсеместное явление. К 2050 г. предполагается, что в мире в целом и на каждом континенте, кроме Африки, по отдельности пожилых людей (не моложе 60 лет) будет больше, чем детей (до 15 лет). Это естественное следствие снижения уровня смертности и несколько более медленного снижения рождаемости, которые произошли в большинстве развивающихся стран, хорошо известный феномен, который известен как «демографический сдвиг». К 2050 г. средний возраст в развивающихся странах будет равен 38 годам, а в развитых – 45. Даже эта разница в семь лет будет иметь заметные последствия. Ожидается, что общая численность населения в трудоспособном возрасте к 2050 г. вырастет на 1,1 млрд чел., а население в трудоспособном возрасте в развитых странах, даже с учетом продолжения нынешних миграционных потоков, слегка сократится. Через 15 лет число лиц, выходящих на рынок рабочей силы в развивающихся странах, превысит общее количество лиц трудоспособного возраста, проживающих сейчас в развитых странах. Как и в прошлом, эти тенденции будут оказывать давление на размер заработной платы и увеличивать стимулы к перемещению у потенциальных работников в бедных странах – и стимулы к поиску рабочих за рубежом у работодателей в богатых странах. Этот процесс влияет на коэффициент демографической нагрузки – т. е. отношение численности пожилых и молодежи к населению трудоспособного возраста . На каждые 100 человек, находящихся в трудоспособном возрасте, в развитых странах сейчас приходится 49 не находящихся в трудоспособном возрасте, примерно половина которых дети или старики. Напротив, в развивающихся странах коэффициент выше и составляет 53, но 3/4 иждивенцев – дети. Через 40 лет скажутся последствия снижения уровня рождаемости, и доля детей снизится, поскольку они достигнут трудоспособного возраста, но коэффициент демографической нагрузки в развивающихся странах останется примерно тем же, к 2050 г. достигнув лишь 55. Напротив, в развитых странах доля пожилых заметно возрастет, так что на 100 чел. в трудоспособном возрасте будет приходиться 71 чел. в нетрудоспособном возрасте – значительно больше, чем сейчас. При более низких уровнях иммиграции, чем тот, что заложен в этих сценариях, коэффициенты демографической нагрузки повышались бы еще быстрее, если бы развитые страны стали полностью закрытыми для новых иммигрантов, коэффициент к 2050 г. вырос бы до 78.





Главные демографические проблемы России, на которые нужно найти ответ в ближайшие десятилетия:

  • нарастающая естественная убыль населения, а потому и общее сокращение численности населения России;

  • быстрая естественная убыль населения в трудоспособном возрасте;

  • рост демографической нагрузки на трудоспособное население;

  • старение населения;

  • падение числа потенциальных матерей;

  • большой приток иммигрантов;

  • возможный рост эмиграции.

Поиск решений этих проблем должен вестись не только в демографической, но и в экономической и социальной сферах, которые должны трансформироваться с учетом новых демографических реальностей.

Проблема бедности. До середины XVIII века повышение уровня жизни в мире было едва ощутимым. Население большинства стран смирилось с бедностью как с неизбежностью. Еще в 1820 году доход на душу населения повсеместно в мире был почти на одном и том же, и весьма низком, уровне, который колебался от примерно 500 долл. в Китае и Южной Азии до 1000-1500 долл. в са­мых богатых странах Европы. Почти три четверти на­селения мира жили менее чем на 1 долл. в день.

В течение по­следующих двух столетий появилась возможность за счет экономического роста значительно повысить уровень жизни бедных, как, впрочем, и всех остальных слоев населения. Доходы на душу населения в са­мых богатых странах Европы выросли в реальном выражении более чем в десять раз, в Китае — более чем в четыре раза, а в Южной Азии — втрое. В богатых странах Европы доля людей, живущих менее чем на 1 долл. США в день, упала до нуля. В Китае, где на­блюдались более замедленные темпы роста, менее чем на 1 долл. США в день живут сейчас меньше 20 процен­тов населения. В Южной Азии, где экономическое раз­витие шло еще медленнее, такой уровень дохода характерен для примерно 40 процентов населения. В настоящее время почти пятая часть населения планеты находится за порогом этого крайне низкого уровня до­ходов.

В начале нового столетия бедность остается гло­бальной проблемой огромных масштабов. Из 7 млрд людей, населяющих нашу планету, 2,8 млрд живут меньше чем на 2 долл. США в день, а 1,2 млрд — менее чем на 1 долл. США в день. Бедность распределена по регионам мира далеко неравномерно.





Бедность ограничивает потенциальные возможности личности, основные свободы и права, необходимые для то­го, чтобы вести образ жизни, который эта личность ценит. Совершенно очевидно, что для сокращения бед­ности во всех ее многообразных проявлениях и обеспече­ния свободы человека сегодня и в будущем предстоит еще очень многое сделать.

Особыми проблемами являются проблемы социально­го расслоения, наличие экономического неравенства, «социально­го дна» и маргиналов. Три четверти населения развивающихся стран живут в антисанитарных условиях, а почти одна треть в условиях абсолютной нищеты. Все это свидетельствует о глубо­ком кризисе, выходом из которого должны служить научно обо­снованные программы разумного обеспечения предметами пер­вой необходимости всего населения планеты.

Глобальные экологические проблемы сосредоточены в систе­ме отношений «человек—общество—биосфера». Они требуют от ученых и предпринимателей повышения ответственности за по­следствия и результаты их деятельности, а также усиления конт­роля со стороны государственных, правительственных структур за осуществление предполагаемых проектов и разработок. Врачи и биологи выступают за проведение моратория на использование средств генной инженерии в антигуманных целях. Анализ эколо­гических бедствий последних десятилетий свидетельствует, что в большинстве случаев их причиной становится непродуманное тех­ногенное воздействие, катастрофически влияющее на природу. Становится актуальной просветительская работа, направленная на формирование экологического сознания человечества и подраста­ющего поколения, в частности.

За последние 30 лет уничтожено 50% тропических лесов Азии и Латинской Америки. Огромные лесные массивы за это время исчезли и в других регионах. Вместе с сокращением площади лесов исчезают многие виды растений и животных. С 1600 г. по настоящее время, по данным международной комиссии выживания, с лица Земли безвозвратно исчезло 63 вида млекопитающих животных и 94 вида птиц. Значительно большее количество видов животных и птиц находится сегодня на грани исчезновения.

С 1800 по 2000 гг. в результате сжигаемого ископаемого топлива в атмосферу выброшено около 180 миллиардов тонн углекислого газа. В итоге его концентрация в атмосфере за последние 200 лет повысилась на 25%. Только страны Европейского экономического сообщества ежегодно выбрасывают в атмосферу 18 миллионов тонн диокиси серы и 10 миллионов тонн оксидов азота.

К опасному пределу приблизилось и использование невозобновляемых и возобновляемых ресурсов. Ежегодно теряется несколько миллионов гектаров плодородных земель. Эти потери практически невозобновляемы, так как для восстановления разрушенной почвы требуется несколько веков.

Глобальная компьютерная революция и интенсивность про­цессов информатизации, стимулируя лавинообразный рост науч­но-технического развития, чревата обострением всего комплекса коммуникативно-психологических проблем. Обилие обрушившей­ся на человека негативной информации ведет к возникновению синдрома информационной усталости, а также к различного рода психическим расстройствам и массовой агрессии. Личное время экспроприировано временем социальных взаимодействий, вклю­чено в макровремя социальных обязанностей и институтов.

Проблемы войны и мира. «Продолжение политики другими средствами» ввергало народы в войны и вооруженные конфликты около 15 тысяч раз. Лишь всего 292 года из всей истории человечество обошлось без крупных войн. За изученный наукой период истории человечества войны унесли более 3,5 миллиарда человеческих жизней. Причем по мере совершенствования средств уничтожения росли и масштабы войн. В ХХ в. вместе с локальными реальностью стали и мировые войны. Если тридцатилетняя война, которая велась в 1618–1648 гг., и оказалась первой войной, в которую были вовлечены почти все государства Западной Европы, унесла 600 тысяч человеческих жизней, то Первая мировая война 1914–1918 гг. – около 9,5 миллионов. Общее число жертв, включая убитых, погибших от голода, болезней и воздушных бомбардировок, во Второй мировой войне достигло 55 миллионов человек.

В настоящее время гражданские войны и вооруженные конфликты чаще всего возникают в развивающихся и бедных странах, что усугубляет и без того бедственное положение большинства населения этих стран.




Проблемы обострения гонки вооружения и опасности ядер­ной угрозы тесно связаны с проблемами радиоактивного загряз­нения. Новые виды вооружения предлагают все более изощрен­ные способы поражения человечества, которое балансирует на грани выживания. Предложенная учеными коэволюционная стра­тегия принята как новая парадигма развития цивилизации XXI в. Она нацелена на утверждение в сознании людей новой экологи­ческой нравственности.

Важнейшую роль в решении глобальных проблем призвана сыграть наука. ^ Роль науки в преодолении глобальных кризисов связана не только с осознанием причин экологического коллапса, сущности многообразия рисков и негативов для развития человечества, с критикой технофобии и призывами к освобождению от «демонов техники». Наука предлагает реальные меры по технологии очистки отходов, возможности перехода производства на замкнутые циклы, природосберегающие технологии, перехода к безмашинному и без­отходному производству, эффективному использованию энергии Солнца.

Решение большинства перечисленных глобальных проблем упирается в неспособность людей, социальных субъектов действий и социального управления контролировать свои желания и поведение на всех уровнях – от отдельного человека до человечества в целом.

Человечество должно быть благодарно техногенной цивилизации за ее замечательные достижения. Но теперь, когда, по словам П.Сорокина, «она пребывает в агонии, когда ее продукт – это скорее отравляющий газ, чем свежий воздух, когда, благодаря своим достижениям, она вручила человеку ужасающую власть над природой, обществом и культурой, не обеспечив его при этом ни средствами самоконтроля, ни властью над своими стремлениями, чувствами и инстинктами, - теперь, в руках такого человека со всеми достижениями ее науки и техники, она становится чрезвычайно опасной и для самого человека, и для всех его ценностей»2 (с. 793).

«Самая насущная потребность нашего времени – это человек, способный контролировать себя и свои желания, с сочувствием относящийся к своим ближним, понимающий и ищущий вечные ценности культуры и общества, глубоко осознающий свою личную ответственность в мире» (с. 794). Техногенная культура достигла своих высот благодаря тому, что человек был низведен ею до уровня простого рефлекторного механизма, примитивного существа, мотивируемого сексом, полумеханического-полуфизиологического организма, лишенного всего возвышенного и святого. Отсюда – настоятельная необходимость перехода «от покорения природы и контроля над ней – к контролю человека над самим собой» (с. 794).

«Банкротство крайнего эмпиризма нашей культуры проявляется практически в том, что мы оказываемся все меньше способными управлять человечеством и ходом социокультурных процессов. В противоположность обнадеживающему эмпирическому девизу «знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы мочь (управлять)», мы управляем этими процессами так же слабо, как много столетий тому назад. Подобно бревну, попавшему в Ниагарский водопад, мы зависим от непредсказуемых и неуправляемых социокультурных потоков и беспомощно плывем от одного кризиса к другому, от одной катастрофы к другой» ( с. 875-876).



1 См.: З.Федотов А.П. Глобалистика: начала науки о современном мире. - М.,2002.

2 Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. – М.: Астрель, 2006.

Похожие:

Лекция по дисциплине: «Социология» Тема 17. Процессы глобализации и глобальные проблемы современного общества iconЛекция по дисциплине: «Социология» Тема 17. Процессы глобализации и глобальные проблемы современного общества
Становление глобалистики как отрасли исследований процессов глобализации и глобальных проблем современного общества
Лекция по дисциплине: «Социология» Тема 17. Процессы глобализации и глобальные проблемы современного общества iconЛекция по дисциплине: «Социология» Тема 1
Социология изучает общество, рассматриваемое как общность индивидов и взаимосвязей между ними. Предметом её изучения являются структуры...
Лекция по дисциплине: «Социология» Тема 17. Процессы глобализации и глобальные проблемы современного общества iconЛекция по дисциплине: «Социология» Тема 14. Социальные процессы и социальные изменения
Известный польский социолог П. Штомпка начинает свою книгу «Социология социальных изменений» словами: «Изучение социальных изменений...
Лекция по дисциплине: «Социология» Тема 17. Процессы глобализации и глобальные проблемы современного общества iconЛекция по дисциплине: «Социология» Тема 13. Культура общества Доктор социологических наук
Понятие «культура» — одно из самых многозначных и многогранных в философии и гуманитарных науках. Существует несколько десятков определений...
Лекция по дисциплине: «Социология» Тема 17. Процессы глобализации и глобальные проблемы современного общества iconЛекция по дисциплине: «Социология» Тема 11. Политические институты общества
Охватывает всю совокупность негосударственных отношений общества, которые развиваются вне рамок и без вмешательства государства,...
Лекция по дисциплине: «Социология» Тема 17. Процессы глобализации и глобальные проблемы современного общества iconСоциология-наука о социальной жизни общества, изучающая структуры общества, их элементы, а также все процессы в них протекающие и условия их протекания. Социальное
Социальное-это понятие, которое обозначает процессы и явления, возникшие в результате совместной жизнедеятельности людей. За пределами...
Лекция по дисциплине: «Социология» Тема 17. Процессы глобализации и глобальные проблемы современного общества iconЛекция по дисциплине: «Социология» Тема Социальная структура общества и ее компоненты
Термин «структура» в переводе с лат означает строение, расположение, порядок. Социальная структура представляет собой совокупность...
Лекция по дисциплине: «Социология» Тема 17. Процессы глобализации и глобальные проблемы современного общества iconЛекция по дисциплине: «Социология» Тема Социология личности. Социальная детерминация поведения личности Доктор социологических наук
Охватывает весь спектр поведенческих норм (право, мораль, предписания религии, этикет, правила общения) и оказывается в конечном...
Лекция по дисциплине: «Социология» Тема 17. Процессы глобализации и глобальные проблемы современного общества iconЛекция по дисциплине: «Социология» Тема 3
Основные виды и типы исследований. Задачи организации социологических исследований
Лекция по дисциплине: «Социология» Тема 17. Процессы глобализации и глобальные проблемы современного общества iconСоциология – открой для себя общество приглашаем на учебу! Специальность «социология»! Специальность социология – это
Социология – наиболее фундаментальная наука об обществе, изучающая различные социальные группы и общественные процессы. Социология...
Лекция по дисциплине: «Социология» Тема 17. Процессы глобализации и глобальные проблемы современного общества iconЛекция по дисциплине: «Социология» Тема 16. Формирование мировой системы Доктор социологических наук
...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы