Лекция по дисциплине: «Социология» Тема 3 icon

Лекция по дисциплине: «Социология» Тема 3


Скачать 135.84 Kb.
НазваниеЛекция по дисциплине: «Социология» Тема 3
страница1/4
Размер135.84 Kb.
ТипЛекция
  1   2   3   4


Академия социального управления


ЛЕКЦИЯ




По дисциплине: «Социология»


Тема 3. Методы социологии. Методика проведения прикладного социологического исследования




Доктор социологических наук,

профессор Григорьев А.А.


Москва - 2013


Тема 3. Методы социологии. Методика проведения прикладного социологического исследования



Основные вопросы темы:

1. Механизм генерации научного знания в социологии.

2. Основные виды и типы исследований. Задачи организации социологических исследований.

3. Программа и рабочий план прикладного социологического исследования.

4. Методы сбора и анализа данных в социологических исследованиях.

5. Методики и техники, применяемые в прикладных социологических исследованиях


Изучение темы и выполнение упражнений в ходе практических занятий позволяет сформировать представление об организации социологической работы, усвоить узловые элементы программы и рабочего плана социологического исследования, познакомиться с методами сбора социальной информации, получить навыки анализа социологических данных.


  1. ^ Механизм генерации научного знания в социологии


Социология как система научного знания опирается на изучение фактов социальной действительности. ^ Социальными фактами принято считать: совокупные, систематизированные характеристики массового поведения; совокупные, систематизированные характеристики массового сознания – мнений, оценок, суждений, верований и т. п.; совокупные, обобщенные характеристики продуктов человеческой деятельности, материальной и духовной; отдельное событие, случай, состояние социального взаимодействия. Включение социальных фактов в систему научного знания предполагает определенную концептуальную схему их изучения и преобразования в научные факты, поскольку явления и процессы реальности могут быть рассмотрены с позиций разных теоретических моделей. При этом могут ставиться разные цели и задачи исследований.

В общем случае научная деятельность нацелена на решение определенных проблемных ситуаций, связанных с расхождением существующих теоретических представлений с эмпирической реальностью. Решение возникающих проблем и составляет основу производства научного знания. Механизм генерации (производства) научного знания в современной социологии в самом общем виде может быть представлен следующим рисунком (рис. 1).





Рис.1. Механизм генерации научного знания


В конкретных социологических исследованиях эмпирическое познание осуществляется путем первичного измерения социальных свойств изучаемых объектов и выражения их различными показателями. Собранные данные подвергаются детальному анализу. Основными процедурами анализа обычно выступают группировка, классификация, типологизация, поиск взаимосвязей между переменными, экспериментальная проверка объяснительной гипотезы.

^ Измерение в социологии – это процедура, с помощью которой измеряемый объект сравнивается с некоторым эталоном и получает числовое выражение в определенном масштабе или шкале. В принципе измерению подлежат любые свойства социальных объектов: количественные и качественные. Важно применять соответствующие типы шкал и допустимые для них операции с числами.

Таблица 1.


Типы шкал и допустимые для них операции


^ Тип шкалы

Допустимые преобразования

Номинальная шкала

Простая группировка, классификация, оценка центральной тенденции в показателях модальной группы, оценка рассеяния в процентах, характеристика связей по критериям хи-квадрат, коэффициенты Чупрова, Крамера, Юла, энтропийные показатели


Порядковая (ранговая) шкала

Все предыдущие + монотонные преобразования шкалы, суммирование баллов, усреднение рангов, расчет медианы, расчет квартильного отклонения, расчет коэффициентов ранговой корреляции


Интервальная шкала

Все вышеперечисленные + расчет среднеарифметической, оценка стандартного отклонения и дисперсии


Идеальная метрическая шкала

Все операции с числами



В процессе развития социологии сложилось два разных подхода к методам получения и анализа первичной социальной информации – количественный и качественный. Их основные различия приведены в таблице 2.


^ Таблица 2.


Различия анализа при количественном и качественном подходах





^ Количественный подход

Качественный подход



Цели

Нацеленность на общее, объективное, внешнее, на выявление структуры

В центре внимания особенное, частное, единичное, внутреннее

Основные задачи

Измерение и причинное объяснение

Концептуализация, интерпретация, понимание

Единицы анализа

Факты, события

Субъективные значения, чувства

Логика анализа

Дедуктивная: от абстракций к фактам

Индуктивная: от фактов к концепциям

Представление данных

Статистические распределения, шкальные показатели

Фрагменты документов, высказывания, результаты наблюдений

Концепции

Формулируются из теорий и переводятся на язык операций с данными

Результат обобщения живого языка, тем, понятий

Теории

Гипотетико-дедуктиные, каузальные

Интерпретативные, преимущественно индуктивные


Представленные методологические подходы можно соотнести с методами классической и неклассической социологии. Существуют, конечно, и исследования, в которых социологи пытаются интегрировать оба подхода, что уже более типично для постнеклассических исследований.


^ 2. Основные виды и типы исследований. Задачи организации социологических исследований


Основные виды социологических исследований могут быть сведены к следующим:

  • фундаментальные исследования, направленные на анализ социальных закономерностей, тенденций;

  • прикладные исследования, предполагающие выработку путей совершенствования конкретных социальных объектов;

  • пилотажные исследования, служащие для апробаций методик, инструментария;

  • описательные исследования, дающие описание структурных элементов объектов;

  • экспериментальные исследования, направленные на выявление причинных связей;

  • сравнительные исследования, помогающие сравнивать различные объекты;

  • панельные исследования — вид сравнительного исследования, в котором выборочную совокупность составляют одни и те же лица;


^ Основные типы прикладных социологических исследований


Первый типуглубленное исследование малоизученных проблем, связанное с созданием теории, ориентированной на выработку совокупности практических рекомендаций, характеризуется комплексным, многоуровневым исследованием процессов и явлений. При проведении подобного исследования социологи обращаются к множеству самых разнообразных методов и приемов сбора и анализа информации; используются и создаются различные приемы повышения надежности данных; исследование проводится на достаточно больших выборках и по нескольким методикам.


Примеры: - Доклад о мировом развитии 2006. Справедливость и развитие (World Development Report 2006: Equity and Development).

Издательство: Весь Мир, 2006 г.

- Доклад о развитии человека 2005. ООН, 2005





Подобные исследования проводятся во всем мире и публикуются ежегодно


- Как управлять Россией. Социология одного города:




 

^ Авторский коллектив: Басаргин В.Ф., к.э.н.; Баскакова Ю.М., к.п.н.; Боков М.Б., к.ф.н.; Бызов Л.Г., к.э.н.; Давыдов Л.В. к.п.н.; Михеев С.А.; Петухов В.В., к.ф.н.; Федоров В.В., к.п.н. Под редакцией  В.В. Федорова. Москва.: Алгоритм, 2009.


^ Второй типрегулярное исследование: проводится по более узкому спектру научно-практических проблем, подчинено конкретизации и углублению имеющихся теоретических разработок и эмпирических данных о закономерностях развития и функционирования общественного мнения, ограничено анализом конкретных социальных феноменов. Сбор данных осуществляется с помощью опросов и анализа документов, численность выборки не превышает трех тысяч, опрос проводится по одной методике.

Примеры: Исследования, публикуемые в журнале «Мониторинг общественного мнения». Журнал готовится ведущими специалистами ВЦИОМ и других социологических центров России и стран СНГ. Электронная версия «Мониторинга» находится в открытом доступе.




^ Третий типзондаж общественного мнения, экспресс-опросы. Их цели — оценка конкретных состояний общественного мнения, получение «моментной фотографии». Основные приемы сбора данных — опросы (анкетирование и интервьюирование). Используется уже накопленный опыт и ранее разработанные, апробированные методики. Если зондажи связаны с изучением отдельных срезов социальных явлений, то экспресс-опросы — с исследованием отдельных характеристик этих явлений и процессов.


Примеры:





Вопрос: «Одобряете ли Вы деятельность следующих министров российского правительства?» (закрытый вопрос, один ответ).

Динамика оценок одобрения и неодобрения деятельности государственных институтов за последние месяцы, в процентах

Одобрение

I.11

III.11

VI.11

IX.11

Министр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Шойгу Сергей

73

79

72

69

Министр иностранных дел, Лавров Сергей

52

55

47

43

Заместитель председателя правительства, Иванов Сергей

35

37

32

30

Министр внутренних дел, Нургалиев Рашид

28

33

30

29

Заместитель председателя правительства, Кудрин Алексей (министр финансов)*

24

29

24

23

Министр здравоохранения и социального развития, Голикова Татьяна

32

31

22

20

Заместитель председателя правительства, Зубков Виктор

22

25

21

20

Министр обороны: Сердюков Анатолий

24

27

21

18

Заместитель председателя правительства, Жуков Александр

20

22

19

18

Заместитель председателя правительства Козак Дмитрий

15

18

16

17

Министр спорта, туризма и молодежной политики Мутко Виталий

16

21

16

17

Заместитель председателя правительства Хлопонин Александр

18

18

16

17

Министр экономического развития, Набиуллина Эльвира

18

22

16

16

Министр транспорта Левитин Игорь

16

17

17

16

Министр информационных технологий и связи Щеголев Игорь

18

20

17

16

Министр энергетики Шматко Сергей

14

17

14

15

Министр сельского хозяйства: Скрынник Елена

15

17

13

13

Министр культуры и массовых коммуникаций Авдеев Александр

13

18

13

13

Министр промышленности и торговли Христенко Виктор

15

15

13

13

Заместитель председателя правительства  Володин Вячеслав (до октября 2010 г. - Собянин Сергей)

13

16

12

13

Первый заместитель председателя правительства Шувалов Игорь

14

16

12

13

Министр образования и науки Фурсенко Андрей

15

16

11

12

Министр регионального развития, Басаргин Виктор

12

14

9

11

Министр юстиции Коновалов Александр

12

14

10

11

Заместитель председателя правительства Сечин Игорь

13

14

9

11

Министр природных ресурсов Трутнев Юрий

9

12

9

10

 

Неодобрение

I.11

III.11

VI.11

IX.11

Министр образования и науки Фурсенко Андрей

37

48

50

46

Министр здравоохранения и социального развития, Голикова Татьяна

31

33

41

41

Министр внутренних дел, Нургалиев Рашид

35

34

33

36

Заместитель председателя правительства, Кудрин Алексей (министр финансов)*

30

31

34

34

Министр обороны: Сердюков Анатолий

24

24

30

31

Министр экономического развития, Набиуллина Эльвира

28

29

30

30

Министр сельского хозяйства: Скрынник Елена

29

31

30

30

Министр транспорта Левитин Игорь

27

28

23

30

Министр промышленности и торговли Христенко Виктор

28

30

28

30

Министр спорта, туризма и молодежной политики Мутко Виталий

28

27

31

29

Министр энергетики Шматко Сергей

27

28

24

27

Министр природных ресурсов Трутнев Юрий

27

28

26

26

Министр юстиции Коновалов Александр

24

22

21

25

Заместитель председателя правительства, Зубков Виктор

20

18

17

21

Заместитель председателя правительства, Иванов Сергей

18

16

19

20

Заместитель председателя правительства, Жуков Александр

19

17

18

20

Министр регионального развития, Басаргин Виктор

20

20

19

20

Министр культуры и массовых коммуникаций Авдеев Александр

21

19

20

20

Министр информационных технологий и связи Щеголев Игорь

15

15

15

18

Заместитель председателя правительства Козак Дмитрий

18

17

17

18

Заместитель председателя правительства Сечин Игорь

17

16

16

18

Первый заместитель председателя правительства Шувалов Игорь

17

16

17

18

Заместитель председателя правительства Володин Вячеслав (до октября 2010 г. - Собянин Сергей)

19

16

16

17

Заместитель председателя правительства Хлопонин Александр

16

18

18

17

Министр иностранных дел, Лавров Сергей

13

12

13

16

Министр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Шойгу Сергей

11

9

12

12


Источник: официальный сайт ВЦИОМ

  1   2   3   4

Похожие:

Лекция по дисциплине: «Социология» Тема 3 iconЛекция по дисциплине: «Социология» Тема 1
Социология изучает общество, рассматриваемое как общность индивидов и взаимосвязей между ними. Предметом её изучения являются структуры...
Лекция по дисциплине: «Социология» Тема 3 iconЛекция по дисциплине: «Социология» Тема 14. Социальные процессы и социальные изменения
Известный польский социолог П. Штомпка начинает свою книгу «Социология социальных изменений» словами: «Изучение социальных изменений...
Лекция по дисциплине: «Социология» Тема 3 iconЛекция по дисциплине: «Социология» Тема Социология личности. Социальная детерминация поведения личности Доктор социологических наук
Охватывает весь спектр поведенческих норм (право, мораль, предписания религии, этикет, правила общения) и оказывается в конечном...
Лекция по дисциплине: «Социология» Тема 3 iconЛекция по дисциплине: «Социология» Тема 3
Основные виды и типы исследований. Задачи организации социологических исследований
Лекция по дисциплине: «Социология» Тема 3 iconЛекция по дисциплине: «Социология» Тема 16. Формирование мировой системы Доктор социологических наук
...
Лекция по дисциплине: «Социология» Тема 3 iconЛекция по дисциплине: «Социология» Тема Идеалы и принципы научности в социальном познании. Основные социологические теории Доктор социологических наук
Отличительные признаки научного знания в социальном познании и их взаимосвязь с развитием науки и культуры
Лекция по дисциплине: «Социология» Тема 3 iconЛекция по дисциплине: «Социология» Тема 17. Процессы глобализации и глобальные проблемы современного общества
Становление глобалистики как отрасли исследований процессов глобализации и глобальных проблем современного общества
Лекция по дисциплине: «Социология» Тема 3 iconЛекция по дисциплине: «Социология» Тема Общество в социально-гуманитарном, историческом и системном представлениях
В социально-гуманитарном представлении под обществом понимается устойчивое и саморазвивающееся объединение взаимодействующих людей,...
Лекция по дисциплине: «Социология» Тема 3 iconЛекция по дисциплине: «Социология» Тема 10. Власть в системе социальных отношений
Философы говорят о власти объективных законов, экономисты о власти экономической, политологи о власти полити­ческой, психологи о...
Лекция по дисциплине: «Социология» Тема 3 iconЛекция по дисциплине: «Социология» Тема 13. Культура общества Доктор социологических наук
Понятие «культура» — одно из самых многозначных и многогранных в философии и гуманитарных науках. Существует несколько десятков определений...
Лекция по дисциплине: «Социология» Тема 3 iconЛекция по дисциплине: «Социология» Тема 15. Социальные конфликты Доктор социологических наук
Изучение темы предполагает сформировать представление об основных подходах к пониманию роли и функций социальных конфликтов, усвоить...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы